Программное содержание:
-
Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
- Упражнять в счёте предметов и отсчёте на слух, на ощупь в переделах 5.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Письмо от волшебника, дудочка, предметы в форме шара, куба и цилиндра(мяч, клубок ниток; коробка в форме куба, кубик; стакан, банка в форме цилиндра), 5 открыток с разным количеством изображённых предметов.
Раздаточный материал
:
пакетики с разным количеством кругов(от 3 до 5); числовые карточки с разным количеством кругов (по 4 штуки на каждого ребёнка); карточки с изображением (шара, куба, цилиндра и предметов на них похожих), цветные карандаши.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
-Ребята, сегодня я получила письмо от волшебника Всезнайки, он живёт в волшебной стране знаний. Волшебник узнал, что вы любите заниматься и предлагает нам поиграть и выполнить его задания. Начинаем?
Дети: Да!
-Итак задание первое, оно называется «Музыкальный инструмент».
Ваша задача услышать и посчитать количество звуков этого инструмента. Но для начала отгадайте загадку.
Загадка:
Я на палочке играю,
Вам послушать предлагаю.
Это вам совсем не шутка,
Потому, что это …….(дудка).
-Правильно ребята, это дудочка, вот она (показываю дудочку), сейчас я на ней сыграю, а вы внимательно слушайте и посчитайте звуки, но ответ называть вы мне не будете, а покажете карточку с таким же количеством кругов(обращаю внимание на карточки на столе от 1 до 4 на каждой карточке).
-Играю на дудке (2 звука) -дети показывают карточку.
-Сколько кругов на вашей карточке? (Два). (Опрашиваю 3-4 детей).
-Почему вы показали столько кругов? (Услышали столько звуков дудки).
Играем 3 раза.
- Хорошо, молодцы справились с этим заданием.
-Сейчас, я предлагаю вам рассмотреть открытку и поднять карточку на которой столько же кругов, сколько предметов на открытке (играем 2 раза).
-Хорошо.
-Следующее задание: «Мешочки с кружочками».
-Посчитайте сколько кружочков в ваших мешочках? (дети считают).
-Поднимите руки у кого по 3 кружочка? (опрашиваю нескольких детей, какое количество у них кружочков).
-Поднимите руки у кого по 4 кружочка? (Сколько кружочков у Миши, Кати).
-Поднимите руки у кого 5 кружочков? (опрашиваю нескольких детей Сколько у них кружочков).
-Какое число больше 4 или 5? (5).
-Какое число меньше 5 или 4? (4).
-На сколько 5 больше 4? (на 1).
-Хорошо, справились с этим заданием волшебника.
-Волшебник загадал число. Чтобы его отгадать, нужно посчитать мои движения. Я хлопаю в ладоши, а вы,считаете мои хлопки и показываете карточку с таким же количеством кругов (хлопаю 3 раза, дети показывают карточку, хлопаю 5 раз дети показывают карточку).
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Найди фигуру»
-У меня на столе фигуры (поочерёдно показываю детям, дети называют: шар, куб, цилиндр) и предметы на них похожие (мяч, клубок; кубик, коробка; стакан, банка). Давайте каждой нашей фигуре найдём предметы, на него похожие. Это шар. Что похоже на шар? (мячик, клубок). Это- куб. Какие предметы на него похожи? (кубик, коробка). Это-цилиндр. Какие предметы на него похожи? (стакан, банка).
-Хорошо, молодцы!
-А теперь давайте отдохнём, вставайте около стульчиков.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, твёрдый, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
Раз-подбросим, два-поймаем.
Три-уроним и сломаем.
Хорошо, присаживайтесь на свои места (проверяем правильность посадки).
-Следующее задание, чтобы его выполнить нужно точно знать где у вас какая рука. Покажите мне левую руку(дети показывают), покажите правую (дети показывают) Я предлагаю вам придвинуть листочки с изображением фигур и предметов на них похожих(дети придвигают). Начинаем работу слева на право. Соединяем (проверяю правильность выполнения). А теперь можетезакрасить предметы и фигуры одинаковым цветом.
- Хорошо, справились. Теперь давайте поиграем.
Игра «Бывает, не бывает…».
Я читаю вам строчку, а вы мне хором отвечаете, бывает такое или не бывает?
- Бывает круг с углами? (Не бывает).
-Бывает у кошки два хвоста? (Не бывает)
-Бывает ночью звёздное небо? (Бывает).
-Бывает у слона три уха? (Не бывает)
-Может кубик катиться, как мяч? (Не может)
-Бывает трава зелёного цвета? (Бывает).
-Бывает у человека три ноги? (Не бывает).
3.Заключительная часть.
Вы ребята, сегодня молодцы. Вы хорошо поработали и выполнили все задания волшебника Всезнайки. Прощаемся с гостями, и наводим порядок на столах.
Нияра Эмирова
Конспект занятия по математическому развитию в средней группе
Тема:«Геометрическая фигура - цилиндр. Сравнение предметов по ширине"
Программное содержание : познакомить детей с фигурой цилиндр; учить сравнивать предметы по ширине; упражнять в прямом и обратном счёте в пределах пяти, сравниванию предметов по длине; развивать ориентировку в пространстве (слева-справа, внимание; воспитывать интерес к изучению геометрических фигур.
Демонстрационный материал: фигура цилиндра (оформлена как герой, с глазками, ротиком, ручками, ножками); два небольших цилиндра разной высоты, на которых накручена цветная бумага, для дальнейшего проделывания дорожки; валик; различные предметы цилиндрической формы для сравнения; объёмные фигуры (шар, куб, конус).
Раздаточный материал: полоски разного цвета, разные по ширине и длине (по две на каждого ребёнка); цифры от 1 до 5 на разноцветных кругах (на каждого ребёнка, медальки 3 видов (высокий, средний, низкий) используя смайлики.
Ход занятия: Воспитатель: Наши умные головки
Будут думать много, ловко,
Ушки будут слушать,
Ротик чётко говорить,
Ручки будут хлопать
Ножки будут топать,
Спинки выпрямляются
Друг другу улыбаемся!
Ребята, назовите фигуры, которые я вам буду показывать [показывает куб, шар, конус и спрашивает]
Читает стихотворение: Цыплёнок и страус затеяли спор
Кто ровно и быстро и красит забор
Цыплёнок взял валик. И вот уже скоро
Готова его половина забора.
Цыплёнок герой! – птицы все закричали
Фигуру как валик цилиндром назвали!
Валик похож на … Знаете ли вы теперь на какую геометрическую фигуру похож валик?
Дети: Валик
Воспитатель: Ребятки, сегодня я вас познакомлю с интересным гостем, его зовут Цилиндр – это геометрическая объёмная фигура (тело) [появление волшебного Цилиндра], у которой нет не углов, не сторон. Вверху и внизу = донышко круглой формы [показывая на фигуре]. Взгляните, есть ли предметы такой же формы у нас в группе, которые похожи на геометрическую фигуру Цилиндр. [вывешиваются картинки с предметами схожими на цилиндр, а так же знакомит с головным убором который используется во Франции и имеет название - цилиндр]
Ребята, а давайте почувствуем себя геометрическими фигурками [проводится физминутка]:
Вправо-влево наклоняйтесь
Как цилиндры покачайтесь
Попрыгайте как шарики,
Сделайте «фонарики»
А шарики катаются
Ребята улыбаются.
Знаете ли вы почему цилиндр так называется? [ответы детей]. Очень давно, когда машин ещё не существовало, люди перекатывали стволы деревьев и тем самым перевозили тяжёлый груз, то есть стволы цилиндрической формы служили как колёса. Так что делали с помощью стволов деревьев? [ответы детей]
Взгляните, а я сейчас с помощью двух цилиндров, то есть прокативши их сделаю две разные по длине и ширине тропинки. Посмотрите как прокатывая цилиндры остаётся след тропинки. [прокатывает цилиндры и приклеивает к доске незаметным образом цветную бумагу, которая была заранее приклеена]
Теперь перед вами две разные тропы. Скажите, какого они цвета? [жёлтая, зелёная]
Ну а сейчас сравните, положив жёлтую полосу на красную и посмотрите, какие они относительно друг другу по длине [красная – длинная, жёлтая - короткая]. А какие они относительно друг друга по ширине? [красная – широкая, жёлтая - узкая]
Правильно, ребята, справились вы с моими вопросами. Вот по нашим красивым тропинкам решили прокатится шарики. Посмотрите, перед вами разноцветные фишечки, как вы думаете, по какой тропинке будет им удобно катиться по широкой или узкой? [по широкой]. А почему? [потому что шарики большие]. Правильно, а еще на наших фишках есть цифры, прокатите их по очереди, тем самым проложите цифровой ряд. [дети выкладывают]
Назовите их теперь [индивидуальные ответы детей]
Захотели узнать шарики который по счёту он катится и катится его сосед.
Ваня, какой шарик катится по счёту красный [синий]? . Какой по счёту катится шарик за синим? (и так спрашиваются несколько детей)
В: Ребята, вы сегодня большие молодцы, теперь уберите аккуратно в сторону с тем чем вы занимались сегодня и сейчас отдохнём поиграя в новую игру.
Ребята глазки закрывают,
И фигурка убегает.
[воспитатель убирает любую из четырёх фигур]
Посмотрите, какая же фигурка убежала? [конус. квадрат. круг. цилиндр]
Какая фигура находится слева (справа) от конуса (квадрата, круга, цилиндра) ?
[После игры задаются итоговые вопросы]:
С каким гостем геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
Каких цветов были шарики? [красного, синего, оранжевого, зелёного,
Сколько их было по количеству? [пять]
Почему они катились? [по тропинке]
Сколько было тропинок? [две]
Какие они были по цвету? [красная, жёлтая]
А по ширине? [узкая широкая]. А по длине? [длинная, узкая]
Вы сегодня были очень старательны и я вам вручу медальки [раздаёт медальки учитывая активность работы на протяжении занятия ].
Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада, тема: «В стране геометрических фигур»
Цели:
Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Картинки для динамической паузы, картинки «геометрические флаги», картинки «кто лишний за столом?», картинки для гимнастики для глаз.
Раздаточный материал:
Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели», «геометрическая рыбалка».
Ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Карандаши цветные, веера с цифрами, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.
Ход занятия:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»
Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде.
Количественный и порядковый счет, цифры
Упражнение «Геометрические деревья»
Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
Величина, цифры
Упражнение «Геометрические дома»
Рассмотрите дома геометрической страны.
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
Чей дом самый высокий (низкий)?
Чей дом самый широкий (узкий)?
К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).
Ориентировка в пространстве
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)
Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)
Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)
На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)
Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)
Мышление
Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»
Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?
Независимость числа
Упражнение «Геометрические флаги»
Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.
Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит количество не зависит от величины.
Каких треугольных флагов больше, тех что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит количество не зависит от расположения.
Сравнение совокупностей
Упражнение «Геометрические качели»
На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.
Мелкая моторика, глазомер
Упражнение «Поймай рыбку»
Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.
Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).
Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»
Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?
Конструирование «Геометрическая картинка»
Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.
А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Конспект занятия по математике
Интегрированное занятие по математике «Колобок»
в средней возрастной группе
Кондрашёва Лариса Анатольевна, воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №28 «Золотой петушок» г.Тамбов
Тема: Знакомство с математическими знаками «+», «-». Сравнение геометрических фигур (цилиндр, конус, призма, куб) по величине, по цвету, по форме.
Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Упражнять детей в отгадывании загадок;
Упражнять в умении классифицировать предметы;
Упражнять в умении соотносить предметы между собой по величине (большой, средний, маленький)
Закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, треугольник.
Развивать логическое мышление;
Воспитывать усидчивость, любознательность;
Воспитывать умение анализировать сказанное воспитателем.
Формировать навык самооценки и самоконтроля.
Демонстрационный материал
- Овощи: картофель, морковь, кабачок, огурец.
- Фрукты: яблоко, слива, груша.
- Кукольный театр - персонажи сказки «Колобок»,
- Настольный кукольный театр: заяц, волк, медведь, лиса.
- «Волшебный» мешочек с геометрическими фигурами;
- Геометрические фигуры: объёмные - конус, цилиндр, куб, призма; плоскостные - треугольник, круг, квадрат, овал.
- Карточки с изображением животных и домиков.
- Объёмные изображения грибов.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Колобок»,
- Работа с родителями: Знакомство детей с заготовками родителей на зиму;
- Рассмотрение иллюстраций, слайдов.
- Словарная работа:
а) знакомство с плоскостными геометрическими фигурами,
б) знакомство с объёмными геометрическими фигурами.
Ход занятия:
- Организационный момент:
а) отгадывание загадок;
б) рассматривание тематических картинок;
в) запасы на зиму.
- Постановка цели занятия.
а) путешествие по сказке,
б) встреча с зайцем.
- Физкультминутка «ветер тихо клён качает...»
- Повторение пройденного:
а) встреча с волком;
б) геометрические фигуры;
в) сравнения по цвету, размеру.
- Физкультминутка «медвежата в чаще жили...».
- Закрепление изученного материала:
а) встреча с медведем;
б) понятия большой, поменьше, маленький.
- Физкультминутка «пальчиковая».
- Изучение нового:
а) встреча с лисой;
б) знак «+», знак «-».
- Итог занятия.
1. - Ребята, какой сегодня день недели? Месяц? Дети в зависимости от даты называют число, месяц.
а) - А сейчас давайте отгадаем загадки про времена года.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Дети: Зима
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весна
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Золотится пшеница,
Рожь колосится,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Лето
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает
Когда это бывает?
Дети: осень
б) После каждой загадки воспитатель показывает тематические картинки.
Молодцы. А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Много забот осенью у человека. Надо собрать выращенный урожай. Сделать заготовки на зиму. Но не только у людей много забот, осенью животные утепляют норы, собирают грибы, делают запасы на зиму.
А теперь мы с вами отправимся путешествовать в осеннюю сказку.
2. Жили - были дед и баба, испекла баба Колобок и положила его на окошко, остывать. Лежал Колобок, лежал, да и решил погулять. Прыгнул на землю и покатился.
Катится, а навстречу ему заяц.
Говорит зайка: Решила мама сделать варенье на зиму и послала меня в магазин за фруктами, а я не могу разобраться - где овощи, а где фрукты. Колобок, ты мне поможешь?
Колобок: Ребята, поможем зайке разобраться?
Дети: поможем!
Я показываю по очереди овощи и фрукты, дети, называя принадлежность к овощам и фруктам, называют, геометрическую форму (на какую фигуру похоже) и цвет.
Обрадовался заяц, что Колобок с ребятками помогли ему, сказал: - Спасибо, - и побежал домой к маме.
3. Физкультминутка:
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет,
Раз наклон, два наклон,
Зашумел листвою клён.
(проводится два раза)
Говорит Волк: Осенью я пошёл учиться. Задали мне домашнее задание - построить из геометрических фигур что-нибудь интересное, а я не знаю даже их название. Может Колобок с ребятками мне помогут.
Поможем, ребята?
Дети называют фигуры: круг, цилиндр, куб, призма, конус.
Ребята, а давайте построим ракету. Какие фигуры будем использовать при построении?
Дети: куб, цилиндр, призму
Фигуры ставятся друг на друга
Ребёнок строит ракету из маленьких фигур, я из больших. Дети сравнивают ракеты по размеру, цвету, форме.
Обрадовался волк, поблагодарил Колобка, а Колобок покатился дальше.
Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры (объёмные) , постройте из них то, что вам нравится.
Дети строят или домик, или ракету.
5. Физкультминутка:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вот так, вот так
Выше ноги поднимали.
6. Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь.
Грустный идёт медведь.
Колобок: Медведь, что случилось?
Медведь: Осень наступила, холодно стало. Решили я, заяц и волк построить себе дома, скоро же зима. Долго строили, а когда построили, не смогли понять, где чей. Может, ты мне поможешь?
Колобок: Я не смогу, а вот ребята помогут.
Ребята, кто их этих животных самый маленький?
Дети: Самый маленький заяц, он будет жить в самом меленьком домике.
А кто самый большой?
Дети: - Самый большой медведь, он будет жить в самом большом доме.
А какой же домик достанется волку?
Дети: - А волку достанется средний дом, потому, что он меньше медведя, но больше зайца.
Детям раздаются карточки с тремя домиками, разными по величине, и изображением зайца, волка и медведя. Дети должны провести дорожки от каждого животного к его домику.
Медведь: спасибо вам, ребята, теперь мне будет, где зимовать.
Ребята, а из каких фигур можно построить домик?
Дети: - Из треугольника и квадрата.
У вас на подносах лежат фигуры (плоскостные) , постройте из них домик для медведя.
Дети строят домик из треугольника и квадрата.
7. Физкультминутка
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел.
Дети по очереди перебирают пальчики.
Решила лиса сделать запасы на зиму, насобирала грибов. Идёт и считает съедобные грибы, которые лежат у неё в корзинке, но сосчитать не может, потому что в корзинке и несъедобные грибы есть. Увидела Колобка и говорит: - Помоги мне, иначе я тебя съем. Испугался Колобок: - Не ешь меня, мы с ребятами сейчас всё сосчитаем. И попросил ребят помочь ему.
Я беру у лисы корзинку, достаю и показываю детям все грибы. Грибов всего 4 штуки: 2 мухомора и 2 белых гриба.
Ребята, посчитайте, сколько всего грибов?
Дети: Четыре.
Давайте посчитает сколько мухоморов? У меня один гриб и в корзинке один гриб, чтобы узнать, сколько грибов несъедобных в корзине, что нужно сделать?
Дети: К одному добавить один.
Сколько получится?
Дети: два.
Знак, который показывает действие «добавить», называется «плюс».
Давайте сосчитаем, а, сколько же у нас съедобных грибов? Всего у нас 4 гриба, два из которых мухоморы. Чтобы узнать, что нужно сделать?
Дети: От четырёх убавить два, останется два гриба.
Ребята, знак, который показывает действие «убавить», называется «минус».
Итак, сколько у лисы съедобных грибов?
Дети: два гриба.
Помогли ребята Колобку, не стала лиса его кушать.
9. Вот такая сказка у нас сегодня получилась.
Давайте вспомним, кого мы сегодня встречали.
Что больше всего вам запомнилось? Что мы делали на занятии?
Голдобина Юлия Вячеславовна
Воспитатель, МБОУ СОШ №4 дошкольное отделение, г. Ангарск Иркутская обл.
Голдобина Ю.В. Путешествие в город Считалово: конспект НОД по ФЭМП в средней группе // Совушка. 2018. N1(11)..09.2019).
Заказ № 80755
Цель: Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.
- учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- учить видеть геометрические фигуры в предметах;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление);
- развивать мелкую моторику, зрительную координацию;
- воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
- отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.
Демонстрационный материал: картинки доктора Айболита, коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, магнитная доска, лист формата А3, карточки с изображением предметов: часы, холодильник, шарик, телевизор, морковь.
Раздаточный материал: числовые карточки (1-5), набор геометрических фигур, лист бумаги А4.
Методические приёмы: дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математики, город «Считалово».
Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).
Для того чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои руки и считайте вместе со мной:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики:
Начинаем счет опять:
II. Актуализация знаний
Вот мы с вами и прибыли в город «Считалово».
Посмотрите, а кто это под деревом сидит? (выставляю картинку с доктором Айболитом)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(на доску выставляются по порядку карточки)
Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица.) Сколько их всего? (Пять.) Давайте посчитаем!
Лера, сколько всего пришло больных к доктору Айболиту? Скажи полным ответом. (К доктору Айболиту пришло 5 больных)
Если мы хотим узнать, на каком по счету месте все, кто пришел к Айболиту то мы должны считать по другому. Первой к Айболиту пришла корова, второй - волчица, третий - жучок, четвертый - паучок, пятой - медведица.
Давайте вместе повторим, какими по счету пришла больные.
Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой.) Волчица? (Второй.) Жучок? (Третьим.) Червячок? (Четвертым.) Медведица? (Пятой.)
А теперь, мы поиграем в игру «Кто внимательный». Напоминаю, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.
Кто пришел к доктору Айболиту третьим? (Жучок.) Пятой? (Медведица.) Второй? (Волчица.)
Молодцы! Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор карточек с цифрами от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков. А у доски будет вам показывать карточки Ульяна.
Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
ІІІ. Физкультминутка
Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку
Дети становятся возле стульчиков. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули! (потянуться)
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения согласно текста)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться)
А ещё, жители города «Считалово», любят играть с геометрическими фигурами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете, на какую фигуру похож предмет (д/и «На что похоже» воспитатель показывает карточки с изображением часов, шарика, морковки, телевизора и холодильника, а дети отгадывают, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы).
Прежде, чем приступить к работе, нашим глазам, нужно сделать зарядку, чтобы не ошибиться (гимнастика для глаз: «Часики» «Жмурки»)
А теперь, подвигайте к себе лист бумаги и будем играть в игру «Положи, куда скажу, помогать мне будет Тимофей (ребенок выполняет задание у доски).
В середине нужно поставить кружок, в правом верхнем углу - квадрат; в левом нижнем углу - овал; в правом нижнем углу - треугольник; в левом верхнем углу - прямоугольник. (После выполнения задания воспитатель попросит рассказать детей, как расположены геометрические фигуры на листе).
Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Игра «Скажи наоборот»
Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий.
VI. Итог непосредственно-образовательной деятельности
Молодцы! Путешествие окончено!
Ребята, где мы с вами побывали?
Скажите, чем вы занимались?
Вы сегодня хорошо потрудились.