Татьяна Агафонова
Тема : «Мои любимые сказки» .
Цель занятия : развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.
Задачи :
Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по набору картинок с персонажами сказок.
Учить связно , последовательно излагать ход придуманной сказки, используя начало, основную часть, концовки русских народных сказок.
Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, последовательно, выразительно.
Предварительная работа :
Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по загадкам» , «Лукошко сказок» и т. д.
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы :
Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух.
Каждый нам в дороге -
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
(Ю. Энтина)
Игра : «Ты мне – я тебе» .
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например : Лиса – сказка «Колобок» .
Маша -…; Медведь -…; Снегурочка -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Заяц-…
2. Основная часть :
- Сказки бывают разными : народными и авторскими.
Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .
Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.
Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.
Игра : «Узнай сказку по загадке»
Ребята, мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадку о сказке, а вы будете отгадывать название сказки.
Мышка в теремке жила, и друзей себе нашла.
Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.
Покатился, покатился и домой не воротился.
Лечит всех зверей и птичек,
Он на помощь к ним спешит….
Трое братцев, близнецы,
Хвост крючком и пяточки.
Возле леса на опушке смастерили
Три избушки.
В Простоквашино живет,
Дядю Федора он ждет.
Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.
Всем известна скатерть эта,
Как расстелешь ты её
Всяких кушаний полно.
По деревне едет печь
На печи сидит молодец
До дворца доехал он
Шлёт с печи царю поклон.
Игра : «Лукошко сказок»
Ребята, здесь в лукошке у меня лежат сюжетные картинки из разных сказок. Проверим, сейчас, отгадаете ли вы сказки по картинкам?
3. Физминутка :
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает : устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Воспитатель : А вы все знаете сказку «маша и медведь? Давайте поиграем в театр.
Воспитатель : А сейчас мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки.
Воспитатель : У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.
Колечко-колечко ты катись через крылечко,
Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.
(Тот у кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).
Воспитатель : - Молодцы, хорошую придумали сказку.
А теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку.
(Дети вырезают картинки сказочных героев, приклеивают в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).
Публикации по теме:
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Грузовая машина» Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки. Задачи: Образовательные: Продолжать.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес» Конспект открытого просмотра на тему: «За подснежниками в лес…» («Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика
Задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
- Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
- Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
- игра «Чего нет?»;
- предметные картинки с изображением посуды;
- телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
- мнемодорожки для составления предложений;
- мнемотаблица на слово «чашка»;
- игра «Собери разбитую посуду»;
- опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.
II. Введение в тему занятия.
1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:
- У меня нет чашки.
- У меня нет чайника. И т.д.
Картинки помещаются на фланелеграф.
Рисунок 1
3. Сообщение темы и задач занятия.
О чем мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.
III. Упражнение на пространственное ориентирование.
Назовите предмет, который находится справа от чашки.
Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.
Названные предметы убираются. Остается чашка.
IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».
1. Рассматривание таблицы.
Рисунок 2
5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.
2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.
V. Упражнение «Подуем на чай».
Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
VI. Составление предложений по мнемодорожкам.
Рисунок 3
От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.
От Федоры убежала голубая чашка.
От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
VII. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.
Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Я склеила голубую чашку.
Я склеил зеленую кастрюлю.
VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
Рисунок 4
- Рассматривание картинок.
- Рассказывание стихотворения ребенком.
- Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
IX. Отгадывание мнемозагадок.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Рисунок 5
Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Рисунок 6
Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.
Рисунок 7
X. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик». Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.Присели, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.Кружатся, рисуя руками круг. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.Руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.Ложатся на ковер, вытянулись.
XI. Составление рассказа-описания чайника.
1. Отгадывание загадки.
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.
3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.
О чем мы скажем сначала?
Это чайник. Чайник – это посуда.
Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.
Рисунок 8 |
4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.
О чем мы скажем потом?
О цвете.
Какого цвета наш чайник?
Чайник красный.
5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур
О чем нужно сказать теперь?
О форме.
Какой формы чайник?
Чайник круглый.
Аналогично разбираются следующие пункты плана:
6. Величина.
7. Материал.
8. Из чего состоит.
9. Для чего служит.
10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой.
Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка,
стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
11. Составление рассказов-описаний детьми
XII. Подведение итогов занятия.
Что научились делать на занятии?
Что понравилось больше всего?
Федора приносит угощение для детей.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:
· конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;
· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;
· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;
· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.
В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
Составление описательного рассказа с опорой на схему;
Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
Составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
недели | Темы | № зан. |
Сентябрь | ||
1,2 | Обследование речи детей | |
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Октябрь | ||
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | ||
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | ||
Ноябрь | ||
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | ||
Составление описательного рассказа с опорой на схему |
Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)
недели | Темы | № зан. |
Декабрь | ||
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда) | ||
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | ||
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Январь | ||
1-2 | Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Февраль | ||
Пересказ сказки «Две косы» | ||
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | ||
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
III период обучения (март, апрель, май)
недели | Темы | № зан. |
Март | ||
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | ||
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | ||
Апрель | ||
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | ||
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | ||
Май | ||
Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | ||
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) |
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Занятие 1.
Рассказывание по теме «Осень»
Цели:
коррекиионно-образовательная:
Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
Что такое листопад?
2. Объявление темы.
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - убирают.
Птицы осенью - улетают.
Деревья осенью - роняют листья.
Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) - холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.
5. Физкильтминитка.
6. Чтение письма.
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч). Деревья надели... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик... (моросит) и заставляет прятаться... (по домам). Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Занятие 2.
Похожая информация.
Конспект ННОД по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Страна волшебников».
Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей об окружающем мире;
Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;
Развивающие:
Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;
Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;
Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Эмоции», панно русских народных сказок «Заюшкина избушка» и «Теремок» с героями произведений, запись музыки: «Солнечная капель» муз. С. Соснина, картинки цветов и божьих коровок, вода в кружках на каждого ребенка и блюдечки, листы бумаги, карандаши, фломастеры или мелки восковые на каждого ребенка.
Ход деятельности:
1.Приветствие «Круг радости»
Воспитатель: Давайте вместе встанем в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса и волшебство? Хотите стать волшебниками? А какими волшебниками вы хотите быть? (Ответы детей: добрыми). Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! Потихоньку, с закрытыми глазами поворачивайтесь во круг себя, пока я говорю волшебные слова
Воспитатель: Крибли – крабли – крабли – бимс,
В волшебника превратись!
Воспитатель: Мои добрые волшебники, мы можем совершить много добрых чудес! Вы готовы? Тогда в путь!
Присаживайтесь на ковер и посмотрите на экран. По-моему здесь побывала злая Фея. Нам нужно исправить положение, все вернуть на свои места! А для этого нужно найти причину, почему все произошло. Давайте, волшебники, приступим к работе!
2. Игра «Рассуждалки»
1 слайд «Девочка плачет»
Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она? (Ответы детей: девочка грустная, обиженная) Что случилось, как вы считаете? Подумайте и ответьте. Если мы найдем ответ, то девочку расколдуем! (Ответы детей: поссорилась с подружками, её кто-то обидел, у неё забрали игрушку и т. п.)
Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала веселой.
2 слайд «Девочка смеется»
Воспитатель : Видите, значит, вам удалось расколдовать картинку! Молодцы! Какая девочка стала? (Ответы детей: весёлая, радостная)
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку.
3 слайд «Грустный клоун»
Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Как вы думаете, что с ним могло случиться? (Ответы детей: дети не пришли на представление, кто-то обидел и т. п.)
4 слайд «Клоун веселый»
Воспитатель: Ай да волшебники, ловко вы справились, картинки расколдовали! Тогда пойдем дальше, у нас еще много дел!
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с персонажами сказок)
Воспитатель: Волшебники, для нас новое задание! Кажется, здесь тоже злая Фея побывала! Посмотрите, все герои в сказках перепутаны! Надо нам здесь поколдовать, да в сказках порядок навести, чтобы дети могли слушать сказки такими, какими их народ придумал!
(Дети раскладывают сказочных героев по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут героев сказки «Теремок»! Чем закончилась сказка? Как вы считаете, какой поступок совершил медведь? Почему?
А теперь назовите героев сказки «Заюшкина избушка». Кто помог Зайчику дом свой вернуть? Какими словами лиса всех прогоняла? Как вы считаете, хорошо поступила Лиса, когда Зайчика выгнала? Почему? Какую песенку пел Петушок?
Воспитатель: Молодцы, волшебники! И с этим заданием вы справились! Можно дальше идти, добро творить! Подойдем к следующему столу, где побывала злая Фея. Что вы видите здесь? (цветы и божьих коровок). Злая фея заколдовала ромашки, и божьи коровки не могут найти свой домик. Посмотрите, Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково) . Это поможет вам рассадить других божьих коровок.
Молодцы волшебники! Пора и нам волшебникам отдохнуть и немного поиграть.
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Отдохнули, волшебники? Посмотрите, что это такое, злая Фея, заколдовала воду, а котенок не может понять, что ему делать, он хочет пить и боится. Нужно ему доказать, что вода это жидкость и ее можно пить. Где это мы с вами можем сделать. (В лаболатории) Для этого мы с вами пройдем в нашу волшебную лаболаторию. Как мы будем с вами доказывать, ваши мысли господа волшебники.
3. Эксперимент: «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (Ответы детей). Совершенно верно. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Какой мы с вами сделаем вывод: вода – это жидкость
Где еще можно встретить воду? Правильно, если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. Сейчас мы с вами зарисуем свой опыт. Пожалуйста, садитесь на стульчики и оформите на листе бумаги свой опыт, что вода – это жидкость.
Воспитатель: Ай да волшебники! Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте на ковер, закрывайте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя,
Крибли – крабли – крабли – блимс, Ты в ребенка превратись!
Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Скажите, а кому было трудно? А какие чудеса совершать понравилось больше всего?
Научить всех играть в нашу игру «Найди слово»
Игра рассуждалки
*Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. -Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
*Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
* Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
*
На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.
*Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода сбрасывают листву.
Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»
Конспект занятия по развитию связной речи
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;
Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;
Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.
I. Организационный момент
Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!
Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?
Дети: — Весна.
Логопед : — Какое время года было до весны?
Дети: — Зима.
Логопед: — А какое время года будет после весны?
Дети: — Лето.
Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».
Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).
Весной небо высокое (чистое, голубое).
Весной прилетают перелетные птицы.
Весной на крышах появляются сосульки.
Весной земля мягкая (рыхлая).
Весной облака пушистые.
Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.
Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)
Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)
А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)
Проходите на свои места.
II. Основная часть
Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»
Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.
Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).
Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).
— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).
— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).
— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).
— Что значит щебетать ? (Издавать пение).
— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).
Вопросы по тексту
Логопед: — Что увидела Сорока?
— Что застрекотала Сорока?
— Кто оказался на проталине?
— Что хотела сделать Сорока?
— Кто появился неожиданно?
— Что гаркнул Грач?
— Кто прилетел на шум?
— Что защебетал Жаворонок?
— Пока птицы спорили, что происходило?
— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?
— Куда разлетелись птицы?
— Как птицы встречали весну?
Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.
Физминутка
Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)
Сугробы растопило. (присесть)
Теплую погоду (встать)
Принесла весна. (руки развести в стороны)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)
С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)
Пора им просыпаться, (потянуться)
Весною любоваться. (похлопать в ладоши)
Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.
Повторное чтение рассказа.
Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.
Артикуляционная гимнастика
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Пересказы детей
Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?
Дети: — Посылка (бандероль).
Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.
Пальчиковая гимнастика
Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)
Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)
Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)
И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)
Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)
Фонограмма «Звуки весеннего леса»
Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.
Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»
Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.
Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.
III. Итог
Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»