Тажетдинова Д.В., воспитатель МАДОУ №106 "Забава" г. Набережные Челны
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:
- Счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
- Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
- Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал) ;
- Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
- Сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, длиннее - короче.
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.
Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.
Наглядность - важный принцип обучения ребенка.
Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.
Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.
Играем, вмести с детьми
Счет в дороге.
Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.
Мячи и пуговицы.
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху) , мяч у ног (внизу) , бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.) , и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
Счет на кухне.
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Василя Шугурова
«Чему и как мы учим детей?» Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений
«Чему и как мы учим детей ?»
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений
Все родители хотят вырастить своих детей людьми , умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но далеко не все знают, как это сделать, а многие даже и не задумываются о том, что имеется в виду сложная педагогическая задача. Стремясь сделать своего ребенка самым умным, родители зачастую спешат дать ему набор знаний, суждений, делающих его похожим на маленького взрослого. Такие знания или умения они с удовольствием демонстрируют окружающим, гордясь тем, чего удалось достигнуть. Вот маленькую Наташу поставили на стул, и она громким голосом читает : «Я вас люблю, к чему лукавить , но я другому отдана и буду век ему верна…» А вот четырехлетний Петя на удивление всем гостям бойко считает до ста. Не отстают и родители Васи – ему только три, а он находит на кубиках почти все цифры. Ну и, конечно, почти все они знают буквы. Но вот вопрос – нужно ли это Наташе, Пете, Васе? Что это? Подлинные знания об окружающем их мире или обыкновенная тренировка памяти? Ребенок – чистая доска. Его можно научить всему. Но зачастую знания, которые навязываются ребенку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. И тогда испуганные родители обращаются к врачам , педагогам, психологам. Давайте для примера рассмотрим ситуацию четырехлетнего Сережи. Мальчик стал абсолютно неуправляемым, требовал непрерывного внимания со стороны взрослых, ни на минуту не мог занять себя сам. В детском саду Сережа не прижился – кричал, плакал, не мог контактировать с детьми. Воспитатели поставили под сомнение психическое здоровье ребенка. Врачи посоветовали обратится к психологу и подержать его дома, сказав, что это «не садовский ребенок» . Сережа охотно вступал в контакт с психологом, жадно набросился на игрушки, стоявшие на столе, - матрешки, пирамидки, кубики. Ему, собственно, неважно было, чем заниматься, важно было удержать на себе внимание взрослого. Пирамидку он собрал кое – как, без учета величины колец, и с удовольствием закрыл ее колпаком. Но зато с гордостью заявил, что может считать до ста, и тут же продемонстрировал это умение. Оказалось, что он не только считает до ста, но и свободно складывает и вычитает числа в пределах двадцати . «Сколько получится, если к пяти прибавить три?» - спросил психолог. «Восемь» , - мгновенно ответил Сережа. А родители буквально расцвели . Справился он и с более сложным примером- к восьми прибавить шесть. Когда психолог поинтересовался, откуда мальчик это знает, ответил : «Запомнил, я же считал на калькуляторе» . Но то, что в происходило дальше, повергло родителей в полное недоумение : Сережа не соотносил называемые им числительные с реальными предметами . Он не смог решить и наглядно представленную задачу – сложить две и три палочки, находившиеся в левой и правой руке взрослого, потому что числа не были взрослым названы, нужно было самостоятельно действовать с конкретными количествами. Получалось, что знания, приобретенные в устной форме и в работе с калькулятором, представляют для Сережи такой же набор слов, как и любая детская считалочка. Эти знания, которые на первый взгляд так эффектны, можно сравнить со зданием, построенным над ямой, вырытой для фундамента, но ничем не заполненной. Разумеется это крайний случай, но многое из того, что произошел с Сережей, наблюдается и в других семьях. Родители должны понимать , что в каждом возрасте ребенку нужно дать именно то, что присуще этому возрасту. Не надо стремиться к умственной акселерации. Надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
Мы начали с того, чему не надо учить . В частности показали, что не надо учить малыша отвлеченному счету до ста, тренировать в решение примеров, обучать работе на калькуляторе. Что такое «натаскивание» никак не связано с развитием математических представлений у дошкольников . С чего же начинать и что особенно важно в обучении детей началом математики ? Что входит в понятие математического развития дошкольника?
Во- первых, формирование представлений о количественных отношениях. Сначала это дочисловые количественные отношения : представления о равенстве и неравенстве предметов по величине – длине , ширине, высоте и (например, высокий и низкий дома; длинная и короткая дороги) ; о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов (детей много , а стульчиков мало, детей и стульчиков поровну). Чтобы сделать такие отношения очевидными для детей , применяют разные способы : сравнение двух предметов путем прикладывания или накладывания; сравнение двух групп предметов одной группы под предметами другой группы (например, мальчики и машины : под каждой фигуркой мальчика поставить машину). Все это способствует тому, что ребенок начинает понимать математические отношения : больше, меньше, поровну. После того как у ребенка уже появляется начальные количественные представления , можно начать обучать его счету. Считать ребенок должен только реальные предметы . Он должен называть числительные по порядку, указывая на предметы , расположенные в ряд, слева направо. Например, перед ребенком расставлены в ряд три кубика и (или любые другие игрушки) . Он ставит палец на крайний слева кубик и говорит «один» , затем переносит его на следующий кубик и говорит «два» , затем на следующий и говорит «три» . После этого ребенка спрашивают : «Сколько здесь кубиков?» Конечно, ребенок должен ответить : «Три кубика» . Но научиться относить последнее числительное ко всей группе и правильно называть итоговое число бывает совсем нелегко для маленького ребенка. Очень часто числительное «три» может быть отнесено малышом только к тому предмету , на который он сейчас показывает пальцем. Взрослый должен помочь ребенку осознать, что «три» относится ко всей группе : обвести все стоящие перед ним предметы круговым движением или взять их вместе в руки, говоря при этом : «Здесь три кубика» . Получив представления о числах в пределах 10 , дети должны научиться понимать отношения между последовательными числами : восемь больше семи, если к семи добавить один, то будет по восемь, поровну; семь меньше восьми, если от восьми отнять один, то будет по семь, поровну. При этом все демонстрируется на наглядном материале (различные игрушки, предметы , природный материал и т . д.) На наглядном же материале демонстрируется детям количественный состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Например, две кошки – это одно и еще одна кошка. Они могут разойтись в разные стороны, а потом снова сойтись. Или три машины : их можно поставить все вместе в один гаража или поставить две машины в один гараж, а одну – в другой. Только после всей этой предварительной работы ребенка можно начать обучать составлению и решению простых арифметических задач (вначале это также делается на наглядном материале ) В дошкольный период ребенок знакомиться с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, телами (шар, куб, цилиндр, сталкивая с ними в игровой и практической деятельности. Он должен научиться различать и правильно называть их. Так, прокатывая через ворота шар и кубик, ребенок убеждается, что шар катится, кубик нет; выкладывая мозаику, он начинает различать плоскостные формы и т . д. Дошкольному надо дать также элементарные пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко) и временные (день, ночь, утро, вечер, вчера, сегодня, завтра) ориентировки. Усвоение ребенком этих знаний должно происходить в процессе деятельности, действий с различными вещами, ибо, как писал великий чешский педагог Я. А. Каменский, «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами» .
Подготовила воспитатель :
МДОУ «детский сад «Малыш»
Шугурова В. Р. с. Агаповка.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Прогулка в осенний лес» по формированию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет КОНСПЕКТ комплексного занятия с детьми 2 младшей группы «Прогулка в осенний лес».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы (ТНР) Тема: «Круг. Квадрат» Цель: формирование умения различать и называть круг и квадрат. Задачи: 1. Продолжать учить различать и называть круг.
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Цель: Формировать представления о свойствах геометрического тела «Шар». Задачи: 1. Воспитывать желание играть в коллективе, стремление узнать.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математических знаний» Тема: «Путешествие в страну математических знаний» Программные задачи: Закрепить знания детей о последовательности дней недели; продолжать.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Старший дошкольный возраст 2. Познавательная деятельность 3. Фронтальная форма проведение занятия 4. Продолжительность занятия 30 минут.
Настольно-печатная игра для детей 4–6 лет по формированию элементарных математических представлений Настольно-печатная игра «Зайкин огород» для детей 4-6 лет Задачи: закреплять умение выделять в предметах разные параметры величины: ширину,.
«Путешествие в сказку». НОД по формированию элементарных математических представлений детей 3–4 лет НОД по формированию элементарных математических представлений детей 3–4 лет группа «Бабочка» воспитатель Быликина Елена Александровна..
Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов Формирование элементарных математических представлений Осуществляется, прежде всего, на занятиях и закрепляется в разных видах детской.
Библиотека изображений:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.
С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает большое количество не только предметов, но и звуков, движений.
С чего же начать формирование математических представлений у маленьких детей. Давайте начнем с игры.
В игре ребенок быстрей осваивает счет, запоминает числительные, сравнивает числа, различает и называет геометрические фигуры, определяет пространственные направления (слева, справа, вверху, внизу и т.д.), у него формируется понятие времени (времена года – зима, осень, лето, весна; времена суток – утро, день, вечер, ночь и т.д.).
Игра захватывает ребенка полностью, у него активизируются все психические процессы. Дидактические игры и упражнения проводятся с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Количество и счет
- Совершенствование умение считать в пределах пяти: «Рики-Тики», «Найди свой домик», «Найди пару», «Джек, будь ловким», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько», «Динь, динь».
- Закрепление навыков порядкового счета в пределах пяти: «Петрушкины гости», «Который по счету?», Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял предмет?»
Величина
- Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке: «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберет?...», «Какая игрушка спрятана?», «Матрешки», «Три медведя».
- Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине) : «Найди пару», «Завяжем куклам бантики».
Форма
- Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр: «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различие», «Найти такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось?», «Спрячь мышку», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Гаражи», «Чего не стало?», «Дорисуй фигуру».
Ориентировка в пространстве
- Закрепление умения определять местоположение предметов относительно себя: «Что изменилось?», «Что где находится?», «Где звенит колокольчик», «Расставим игрушки».
- Упражнение в умни двигаться в заданном направлении: «Куда пойдешь, секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?», «Поможем Зайке найти дорожку к домику».
Ориентировка во времени
- Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра: «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».
- Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь): «Наш день», «Поможем мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....
Перспективное планирование по Формированию элементарных математических представлений у детей средней группы По программе "От рождения до школы"
Перспективный план по математике...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада.
Игровая ситуация: «Маша идёт домой».Цель: закрепить умение отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много», «мало».Задачи:ОбучающаяЗакрепить умение различать количество предм...
Ермакова Елена Викторовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №28
Населённый пункт:
г. Челябинск
Наименование материала:
публикация
Тема:
"Консультация по ФЭМП для родителей I младшей группы ДОУ"
Дата публикации:
20.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
вниманию
представляется
семинара: «Формирование
элементарных математических представлений у детей раннего возраста
с учетом комплексно-тематического планирования» (далее ФЭМП).
Математика
возникла
глубокой
древности
практических
потребностей
Математика,
непрерывно
развивается,
обогащается
теориями,
перестраивается
новые запросы жизни.
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.
Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период,
когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой
умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать
особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого
определяется
качественными
особенностями
усвоения
исходных
количество,
величина,
пространственные
отношения.
очевидно,
обучение
процессе
образовательной
деятельности
повседневной
направлено
формирование
возраста
основных
математических
представлений и развитие математического мышления.
У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные
представления
количественных
качественных
различиях
предметов
ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно
действовать
предметами:
собирать
однородные
предметы
отсоединять
предметов
основной
отбирать
одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.
А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с
развитием
ощущений,
восприятий,
представлений.
формирование
математических
представлений
возрасте
развитием
сенсорного
Сенсорное
развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в
переоценить.
наиболее
благоприятен
совершенствования
деятельности
накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные
учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители
отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,
что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания. Сенсорное развитие имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в
детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.
С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся
специальные занятия по развитию математических представлений. Условия,
способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе
ознакомлению
окружающим
развитию
конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Занятия по
включают
комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-
практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и
приёмами
познания,
применять
полученные
самостоятельной
деятельности.
позволяет
обеспечить
развивающую
направленность
обучения,
умственным,
развитием и разнообразными видами деятельности.
При организации игр учитываются доступность и привлекательность,
дозировку
характер,
используются
различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие
контрасты формы: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой -
маленький.
подбираются
знакомые
знакомо не только их название, но и возможность использования в играх.
Используются
принципы
личностно-ориентированного
подбираются содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития
ребёнка. В начале обучения каждому ребенку предоставляется возможность
работать
присущем
постепенно
увеличивая
воспитателя:
положительно
оценивать
удавшийся
попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым
содействуя развитию его самостоятельности и активности.
Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на
начальном этапе нужно привлечь внимание к группам однородных игрушек,
побудить рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи,
задавать вопросы: «Что это?». После этого перейти к понятию качества,
сказав: «Какие они разные большие и маленькие (зеленые и красные) и т.д.».
В следующий раз привлечь детей к активному участию в создании группы из
однородных
предметов.
предметов
создавались
однородных
одинаковых
признакам:
величины и материала.
Для освоения детьми начальных представлений о величине и форме
предметов
окружающего
обращать
внимание
предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки
ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал
б о л ь ш у ю
м ат р е ш к у,
п е р е д ат ь
м а л е н ь к у ю
м ат р е ш к у
прокомментировать: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на
сравнить,
попросить
показать,
маленькая
матрешка.
знакомства
предметов
использовать
выраженную
сенсорных
эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме,
например, шарик и кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится
с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки.
Из шариков нельзя
построить башенку, приложить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать
ребенку самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из
Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются,
закрепляются
повседневной
Например,
собираясь
прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку
яблоко, показать, как оно катится по столу и тому подобное.
Наиболее
подходящей
обучения
первоначальным
математическим
представлениям
является
дидактическая
особенность,
дидактической
подозревает,
осваивает
овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя,
сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает
развития
представлений
величине
предметов с детьми можно проводить разнообразные действия с предметами:
собирание
игрушек-вкладышей
матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов
с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных
картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики.
Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики
руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.
создании
предметно-пространственной
развивающей
отводится
предметам,
пособиям
подталкивают
мыслительной
деятельности,
сравнивать
различать,
группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и
несущественные
признаки,
устанавливать
моделировать.
В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы
однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный,
бросовый
материалы,
пуговицы,
размера),
различные
которые успешно используются для упражнений
в сравнении и различии,
группирования
классификации
предметов;
демонстрационный
материал
(наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной
величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал
(панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их
изображений,
пирамидки,
(различной величины и цвета) и т.д.
Педагогическая
возраста
специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с
детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями
психологии
маленьких
воспитатель
намечает
программные
дидактические,
пальчиковые
упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и
сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям
необходимо
предоставить
возможность
свободно
перемещаться
пространству
групповой
планирования
заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на
коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть
разнообразным:
коленках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей
возраста
является
обеспечение
эмоционального
комфорта,
привлечение
внимания,
способствованию
развитию
познавательных
процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми
впечатлениями и положительными эмоциями.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что организованная
математическому
развитию
возраста
способствовать
повышению
сформированности
элементарных
математических представлений. И здесь важную роль играет использование
комплексно-тематического
планирования,
разработка
перспективного плана по формированию Э.М.П. у детей раннего возраста.
Из опыта работы, перспективный план в нашем ДОУ предполагает
осуществление 34-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется
примерно
недельный
Программное
разрабатывается с учетом возрастных возможностей детей.
Перспективный план работы по ФЭМП у детей раннего возраста
учетом комплексно-тематического планирования имеет свои особенности:
Предварительный
взрослым
основных
систематичность и культуросообразность образовательному процессу.
Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы
вынуждает взрослого к позиции партнера, сотрудника.
Организация предметной среды, постоянно подстраиваемая под
развивающие задачи и инициативу детей.
свободной
самостоятельной
деятельности
наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем
разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает
широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам.
Тематика, которая предлагается детям, должна быть значима для
общества
вызывать
впечатления, представления и понятия.
успешном
использовании
комплексно-
тематического
планирования
формированию
элементарных
математических представлений ребёнок раннего возраста:
Может образовывать группы из однородных предметов;
Различает один и много предметов;
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер;
Различает
предметов,
называет
треугольник,
прямоугольник;
словесному
указанию
находить
предметы
названию,
цвету, размеру;
Ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада,
ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.
Спасибо за внимание!!!
Консультация для родителей
«Математическое развитие дошкольников в курсе дошкольной математике «Игралочка» Г. Л. Петерсон.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит к порядку ума», но формирует жизненные важные качества учащихся - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, что бы каждый из этапов - в том числе и дошкольное детство – стал ступенькой для следующего.
Учебно-методическое пособие «Игралочка» Л.Г. Петерсон, предназначенное для развития детей 3-4 лет. Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
Главное сформировать у ребёнка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач и сориентирован курс дошкольной подготовки по математике «Ступеньки».
Основные задачи математического развития дошкольников в курсе дошкольной математике «Игралочка» Г. Л. Петерсона.
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Развитие мыслительных операций:
3) Формирование умения понимать правела игры и следовать им.
4) Развитие вариативного мышления, творческих способностей.
5) Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Увеличение объёма внимания и памяти.
7) Формирования познавательности поведения, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
8) Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и т. д.).
Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут). Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание. На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей отношений с окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактической игры, в процессе которой дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идёт обучение, они работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, конструктором и т. д. …. Вся система организации занятий воспринимается ребёнком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Продолжительность занятий изменяется при переходе детей с одной ступени обучения на другую. В младшей группе она составляет примерно 15 мин., в средней – 20 мин., в старшей – 25 мин., а в подготовительной – 30 мин.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИГРАЛОЧКА»
Для детей 3-4 лет (младшая группа)
Первый год обучения
1 занятие в неделю, всего 26 занятий (октябрь-май)
№
занятия Тема Кол-во
занятий
Первое полугодие
1-4 Цвет. 4
5-7 Оттенки цветов. 3
8-9 Большой и маленький. 2
10 Цвет и форма. 1
Второе полугодие
11 Один, много. 1
12-15 Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. 4
16-17 Числа 1 и 2. Цифра 1 и 2. 2
18 Пространственное отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине. 1
19 Представление о круге. Распознавание круга. 1
20 Представление о шаре. Распознавание шара. 1
21-23 Счёт до трёх. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавании. 3
24 Пространственное отношения: на – над – под. 1
25 Пространственное отношения: выше – ниже. 1
26 Пространственное отношения: слева – справа – посередине. 1
Приложенные файлы