На Земле сегодня отнюдь не везде торжествует патриархат. Увы, есть еще места, где мужчиной быть довольно проблематично.
Давайте же отправимся в небольшой воображаемый тур по тем странам, где не все в порядке с мужскими правами.
Многомужество в Гималаях
Ситуация, когда в семье одна жена и несколько мужей, давно существует в ряде отдаленных гималайских селений на территории северной Индии, Непала, Бутана и Китая. Однако современная цивилизация, в которой все же доминирует мужчина, постепенно добирается и в эти богом забытые места. Семей с мужскими гаремами, да и самих селений, издревле «зараженных» полиандрией, становится все меньше и меньше.
Матриархат минангкабау
Индонезия - почти стопроцентно исламская страна. Всем известно, какое место в исламе занимает женщина, которая во всем должна повиноваться своему мужу - защитнику и добытчику. Остающееся «почти» в местных реалиях - это культура маленькой народности минангкабау, в которой на главных ролях находятся женщины. По традиции, мальчиков этой народности по достижении возраста 7 лет отправляют учиться в религиозные школы. После их окончания юноши должны уехать из родных мест. Возвратиться на родину он могут, только обретя необходимый жизненный опыт и достаточно денег для создания семьи. Без мужчин, зарабатывающих на стороне, женщины минангкабау вынуждены заниматься повседневными делами самостоятельно.
Племя мосу в Китае
Эта маленькая народность проживает в ряде китайских провинций, граничащих с Тибетом. Власть женщины распространяется среди мосу настолько, что они живут, практически вообще не имея семей в традиционным смысле этого слова. Просто любая взрослая женщина мосу в зависимости от своего сексуального воображения и потребностей может позвать на случайный интим в свой дом любого мужчину, который ей понравится. И мужчина не вправе отказать! Зачатые в таком «браке» дети, как правило, остаются жить с родственниками матери.
Культура Мегхалая
В индуизме есть проблемы с правами женщины. Разумеется, с европейской точки зрения. Но в индийском штате Мегхалая, который назван по имени одной из здешних народностей, существует обратная проблема - с правами мужчин. Авторитет, верховенство женщин мегхалая беспрекословны и распространяются практически на все сферы жизни. Женщины ведают финансами семьи, они дают имя и фамилию детям, они заправляют местным племенным правосудием. Впрочем, местным мужчинам, похоже, такое положение уже осточертело. Они начинают постепенно роптать и даже создали несколько своих - мужских - правозащитных организаций.
Пакистанские калаши
В Пакистане, половина территории которого находится под властью женоненавистников из «Талибана», есть маленькая народность с милым для русского солдата названием. Правам женщин этого племени, живущего на границе с Афганистаном, позавидовали бы все женщины Европы и Америки вместе взятые. Согласно одной из гипотез, калаши (их сейчас насчитывается порядка 3 тысяч человек) - это потомки воинов Александра Македонского, некогда осевших в долине Утопия в предгорьях Гиндукуша и создавших семьи с местными женщинами. Несмотря на воинственность своего происхождения, калаши - очень миролюбивый народ, не знающий, что такое преступность. Местные женщины свободно и самостоятельно выбирают себе мужей, а если сильная половина в чем-либо не устраивает хозяйку семейства, она без зазрения совести выставляет за порог проштрафившегося суженого и выбирает себе нового. Мужчины-калаши такого права, увы, лишены.
Древнегреческие мифы о воинствующих амазонках, отводивших мужчинам роль рабов, наталкивают на мысль: в истории человечества был период развития, который позже получил название «матриархат». Мы решили выяснить, так ли это, а заодно проверить, существуют ли сегодня страны, где главной в роду считается женщина, а мужчине отводится второстепенная роль.
Матриархат: характерные черты
Слово «матриархат» образовано от двух греческих лексем «мать» и «власть» и обозначает общественный уклад, при котором лидирующая роль отводится женщине. Те, кто считают, что суть матриархата заключается в обмене социальными ролями между мужчиной и женщиной, ошибаются.
При матриархате, называемом также матрицентрическим обществом, никто не заставляет мужчину выполнять традиционно женские обязанности по уходу за детьми и работу по дому — этим занимается женщина. Но одновременно она является главой рода со всеми вытекающими последствиями: наследование ведется по материнской линии, женщина наделяется правом иметь несколько мужей или любовников, ей принадлежит решающее слово в рассмотрении всех вопросов.
Особенности современного матриархата
Следует отметить: в современном мире матриархат в чистом виде не существует. Есть лишь некоторые народности, у которых присутствуют отдельные характерные черты матрицентрического общества:
- матрилинейность — наследование по материнской линии. Такой обычай существует у одной из народностей, проживающих на территории Китая. Она называется мосо. Ее представительницы живут родами, в которых нет места мужчинам: управление делами семьи, воспитание детей и обеспечение пропитания взяли на себя женщины.
Имущество передается от матери к дочери, муж правом наследования не обладает. Более того, он не является членом семьи, не живет с женой, а лишь приходит к ней по ночам. Да и мужем его назвать нельзя: такое понятие народу мосо не знакомо. Мужчина для них — всего лишь партнер на ночь, правда, смена партнера в обществе порицается;
- матрилокальность — супруг переходит в род жены и берет ее родовое имя. Эта особенность характерна народу кхаси, проживающему на территории Индии. Мужчины кхаси не только не имеют собственного жилья, но также не могут становиться наследниками и давать свое имя детям.
В семье жен они находятся в угнетенном положении, зато в семье сестры брат может занять почетное место ее советника. В 1990 году мужчины кхаси попытались поднять бунт, но из 80 тысяч представителей сильного пола против женского самоуправства восстала всего тысяча. Выходит, большинство из них устраивает существующее положение вещей;
- групповой брак или полиандрия. Групповой брак предполагает такое устройство общины, при котором женщины одного рода могут иметь сексуальные связи со всеми мужчинами рода.
Полиандрия означает многомужество. Обычай иметь нескольких мужей сохранился у некоторых народностей Тибета, правда, связан он не с любвеобильностью местных женщин и не с их желанием доминировать в семье.
Все гораздо проще: согласно традициям, за невесту необходимо платить выкуп, но в бедных семьях, где воспитывают нескольких сыновей, денег на это нет. Поэтому был найден выход: платится один выкуп, на девушке женится старший сын, а женой она становится всем.
История матриархата
Понятие «матриархат» появилось благодаря работам ученых XIX века И. Я. Бахофену и Ж.-Ф. Лафито, которые утверждали: в истории развития человечества была эпоха матриархата . К сожалению, ученые мужи не смогли привести достоверных доказательств данной теории, а потому до сих пор вопрос, правили ли когда-либо женщины этим миром, остается открытым.
Правда, современные историки допускают, что во времена первобытнообщинного строя период матриархата все же был. В какое-то время в укладе жизни первобытного человека произошел перелом: исконное занятие мужчин — охота — отошла на второй план, уступив место мотыжному земледелию и собирательству, которыми занимались женщины. Одновременно возросла роль женщин в жизни общества.
Относительно мифических амазонок историки тоже не могут прийти к общему мнению. Одно из первых упоминаний о них содержится в произведениях Гомера, из которых следует: местом обитания воительниц было побережье Черного моря (юг Украины). В трудах древних историков амазонки не фигурируют, однако современные раскопки говорят в пользу их существования. Курганные захоронения женщин, в могилах которых лежало оружие, косвенно свидетельствуют: его владелицы были воинами.
Матриархат и патриархат: что лучше?
Вопрос, какой уклад жизни лучше — матриархат или патриархат — не корректен по своей сути. Матриархат в семье , когда женщина берет на себя ее материальное обеспечение и решение всех проблем — от прописки ребенка до ремонта квартиры, заставляет представительниц слабого пола становиться жестче и решительнее, а их супругов — сдавать позиции, занимая пассивное положение.
Такое положение вещей противно женской природе, инстинктивно женщина стремится найти сильного мужчину, способного защитить и взять заботы на себя.
Однако и патриархальное устройство общества, когда жене отводилась роль бессловесного придатка мужа, современных леди уже не устраивает. Они дали это понять, организовав движение за свои права - феминизм, благодаря которому представительницы прекрасного пола сегодня имеют право голоса, могут работать на тех же должностях, что их коллеги-мужчины, и обладают другими преимуществами, о которых дамы XIX века могли только мечтать.
Некоторым этого оказалось мало, они решили научиться манипулировать мужчинами, как например, создательницы популярного блога «Матриархат лайт».
Постепенно наши современницы отвоевывают себе территорию в мире мужчин, главное, чтобы им хватило мудрости вовремя остановиться.
Ознакомьтесь с версиями ученых о том, каким был матриархат — видео на нашем сайте:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
То, что общество может обходиться и успешно развиваться в пределах своего вида и ареала без самцов, доказано еще муравьями и, конечно, древними греками с их легендами об амазонках. Входящая в горящую избу женщина средних лет в большинстве стран мира - локомотив экономики и хранитель семейных традиций, обеспечивающих выживание рода. Правя миром в тени бряцающих оружием и звонкой монетой мужчин, в некоторых социумах дамы делают это в открытую. Матриархальность наших дней особенно красочна в тех сообществах, что в современную цивилизацию, предлагающую последним из «дикарей» пророков и божеств мужского рода. Это и наследование имущества по женской линии, и всемогущество бабушек, и еще много интересных явлений и традиций, некоторые из которых недурно было бы опробовать западным народам.
Мосуо
Этническая группа мосуо проживает в китайских провинциях Юннань и Сычуань, в предгорьях Тибета, и является, пожалуй, самым известным из матриархальных сообществ, сохранившихся до наших дней.
Мосуо (или «мосу») живут большими семьями в больших и крепких усадьбах. Во главе каждой из семей - матриарх, чье слово - закон. Родство ведется по женской линии, и собственность передается от матери дочке. Дамы из народа мосуо обычно руководят бизнесом и принимают ключевые решения, оставив остальную политику мужикам. Дети растут в домах матерей.
Среди мосуо распространены гостевые браки. Это когда женщины сами выбирают себе партнеров, а потом ходят к ним в гости. При этом муж и жена живут в разных семьях и никогда не ночуют под одной крышей. Часто получается так, что не знают, кто их отцы, а мамаши часто меняют осеменителей, при этом основная забота о малых чадах при возможности ложится на плечи их старших братьев, которым даже наследства не достанется в итоге.
Минангкабау
Люди народа минангкабау обитают на западе острова Суматра, принадлежащего Индонезии. Численность сего этноса составляет 4 миллиона мужчин и женщин, причем обществом и экономикой оного рулят именно представители «слабого пола».
Согласно племенному закону, всё клановое имущество у минангкабау передается от матери к дочери, а представители обоих полов твердо уверены в том, что самое главное на свете - это мать.
В семьях этих суматранцев всем руководят женщины, в межродовых отношениях мужчинам отданы такие сферы, как политика и дела духовные. За счет этого соблюдается подобие равенства полов. Муж может спать с женой в ее доме, но рано утром он одевается и стремится успеть к семейному завтраку в материнском доме. А поселения нередко делятся на мужские и женские кварталы. С 10 лет мальчики живут среди мужчин, где учатся вопросам религии и приобретают ремесленные навыки - например, осваивают литье и кузнечество, витье веревок и кулинарию.
Акан
Представители народа акан являются национальным большинством в Гане, где большинство их обитает и хозяйничает. Социальная организация акан многовеково держится на фундаменте матриархата. Во всех вопросах решающее слово принадлежит женщинам, правда, политика и общественная деятельность - это бизнес для мужчин. От них ожидают финансовой и «грубой мужской» поддержки не только своих семей, а и множества родственниц - например, сестер и их дочерей.
Брибри
Это экзотическое племя численностью 13 тысяч человек обитает буквально в заповеднике на территории Коста-Рики, на границе с Панамой. Еще их называют «таламанка». Как и многие матрилинейные сообщества, индейцы брибри организованы в сплоченные кланы родственников. Общины брибри редко видят деньги, но очень многим сполна обеспечивают себя сами и активно практикуют бартер. В самодостаточных домах проживает до 25-30 человек.
Каждый клан у брибри - это разросшаяся семья, где главенствуют женщины, и только им позволено владеть землей и обретать её по наследству. Кроме того, только женщины имеют право правильно готовить какао, которое используется в религиозных ритуалах брибри, носящих в сердцах смесь католицизма с древними языческими верованиями.
Гаро
Тибето-бирманский народ гаро живет в индийском штате Мегхалайя (часть - в Бангладеш) и придерживается старинных матрилинейных традиций. Имущество и земля у гаро, коих на Земле около миллиона душ, обычно передается от матери младшей дочери.
Но на этом, увы, матриархальность заканчивается, т.к. руководящие посты обычно принадлежат мужчинам. После сложной свадебной церемонии муж приходит жить в дом супруги, это называется «матрилокальность». По инициативе женушки брак может быть расторгнут, и никакой дурной репутации на женщину народа гаро это не накладывает - несмотря на то, что большинство гаро считают себя христианами.
В старину гаро были печально знамениты своей кровожадностью, на поросших джунглями склонах холмов чужаки их боялись, словно тигров или волков.
Похожая ситуация с распределением ролей полов наблюдается и у соседнего народа кхаси. То есть, во главу семейного клана возводят младшую дочь.
Люди народности наговиси живут в южной части острова Бугенвиль, который входит в состав Папуа-Новой Гвинеи. Западные антропологи, изучившие наговиси, сообщают, что их социум делится на матрилинейные кланы.
Женщины этноса наговиси принимают участие в руководстве общинами и религиозных церемониях, однако главной гордостью туземки является ее земля и хозяйство, а также возможность работать на своем частном наделе в свое удовольствие. Брака в нашем понимании у наговиси не существует. Считается, что если женщина кормит мужчину, то они - семья. В саду таким мужем традиционно понукает жена. Если же мужчина начинает кормиться в другом месте, то это может означать «развод».
Андрей Михайлович Буровский — кандидат исторических наук, доктор философских наук.
МАТРИАРХАТ:
ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Народные легенды
Древние греки верили, что где-то в необъятной Скифии живут амазонки. Женщины у них воюют, а мужчины пасут скот и ведут домашнее хозяйство. Рассказывали еще о нравах острова Лесбос, где в мифологической древности правили женщины. Они захватывали моряков с разбившихся у берегов острова кораблей и держали их, пока не рождались дети, а потом убивали. Новорожденных мальчиков они тоже убивали, и на острове процветала однополая любовь, откуда и слово “лесбиянка”.
Заметим: ни один грек ни разу не видел ни одной амазонки. И никогда не был в племени, где правили бы женщины. Вроде с амазонками дружил и воевал Геракл… В трех разных городах показывали могилу Геракла, и который из них интимно общался с амазонками, неведомо. Во времена, когда складывались легенды, на острове Лесбос ничего необычного опять же не происходило. Остров как остров, глухая оливково-виноградная “глубинка”. Якобы лесбиянки — все это в “древности” было. Легенды, легенды…
Научные легенды
Само слово “матриархат” ввел в науку швейцарский юрист Иоганн Якоб Бахофен (Базель, 1815-1887). Для этого он соединил латинский корень mater (родительный падеж — matris) и греческий arсhe (власть). Женовластие. В 1861 году вышла книга Бахофена “Материнское право”. В ней Иоганн Якоб утверждал, что у всех народов развитие семьи шло, проходя одни и те же стадии. От беспорядочных половых отношений, “гетеризма”, к материнскому роду, а потом к отцовскому. Причину смены материнского рода отцовским Бахофен видел в развитии религиозных идей.
Идею матриархата Бахофен взял из греческих мифов. Эта идея прекрасно вписывалась в идею эволюции человеческого общества.
У Льюиса Генри Моргана (1818-1881) мы уже находим готовую теорию развития семьи и общества в целом [Морган, 1934]. Теория Моргана так очаровала классиков марксизма, что Ф. Энгельс почти полностью содрал ее, только по дороге упростил и добавил побольше про труд и про собственность [Энгельс, 1978].
Вначале было первобытное стадо, а в нем господствовали неупорядоченные половые отношения (Морган называл их не гетеризм, а промискуитет). Потом появляется материнская родовая община. Люди еще глупые, Моргана не читали и не знают, что дети рождаются от мужчин. А матерей люди уже знают, и материнский род — объединение людей, которые считают себя потомками одной женщины или жен-
ского мифологического предка.При материнской общине женщины доминируют в обществе. Господствует матрилинейность наследования имущества и положения в обществе. Брак матрилокальный, то есть муж поселяется на территории общины жены и переходит в ее общину. Но у такого “перешедшего” мужа есть своя собственность, он может оставлять ее в наследство сыновьям… Так зарождается патрилокальный брак.
Потом материнский род сменяется отцовским, люди начинают считать себя потомками предка по мужской линии — реального или мифологического. Мужчины владеют собственностью и потому господствуют в обществе,
А у некоторых народов на стадии разложения родового строя появляется этот самый матриархат.
Бахофен в своих изысканиях потревожил только древнегреческие мифы и легенды. Этнографы конца XIX века “нашли” “пережитки матриархата” в Тибете, у минангкабау на острове Суматра, у племен Микронезии, в Древнем Египте.
О матриархате писали очень уверенно, как о реальности. Выходили целые монографии, специально посвященные вопросу [Косвен, 1948]. В популярной литературе о матриархате писали так: “В орде около ста человек, но преобладают женщины… Мужчин мало, они тщедушны, а женщины рослые и сильные”. Эта выдуманная фантастом орда захватила современных исследователей и не отпускает, потому что они нравятся женщинам: ведь они “красивее и сильнее мужчин их племени” [Обручев, 1956. С. 258].
Женщины в этой орде “выше и значительно выше в плечах” мужчин, которые возле них “производят впечатление подростков” [Обручев, 1956. С. 262]. Живут групповым браком, но ребенок “имеет одну мать и несколько отцов” [Обручев, 1956. С. 275]. Видимо, все же многомужие?
В Историческом музее вставлены были картины, изображавшие могучих первобытных дам, с пафосом выступавших у костра. Где-то вдали от огня толклись чахоточного вида мужчины с убогим выражением на лицах.
Ни одно племя из изученных этнографами никогда не было похоже на людей из этих описаний и с этих картин.
Раньше было, как у Обручева? Но у всех предков человека, неандертальцев, сапиенсов ранних, эректусов (питекантропов и синантропов) половой диморфизм был выражен даже сильнее, чем у современных людей. Ничего похожего на вдохновенные, но плохо нарисованные, а главное — неверные по смыслу картины.
Матриархальные обычаи? Ни у одного племени и никогда не был зафиксирован “матриархат”, исключительно “пережитки”. Счет родства по женской линии у некоторых африканских племен и в Полинезии, матрилокальность брака “почему-то” совершенно не препятствует наследованию имущества мужчинами от мужчин (что и вызвало к жизни сложную схему Моргана).
Многомужество и в Тибете, и во всех других регионах вызвано вообще не матриархатом, а сознательным желанием сократить число детей и наследников. При очевидной власти мужчин в семьи и в обществе.
Дислокальность брака, когда каждый из супругов живет в своей общине, а дети остаются в общине матери, объясняется еще проще: так община сохраняет свое имущество. Причем дислокальный брак, помимо многих первобытных племен Африки, обеих Америк и Океании, зафиксирован в Японии (брак цумадои), у наяров в Индии, а до XIII века — в Горной Шотландии. Иногда раздельное проживание супругов длится только часть года, что связано с отхожими промыслами или религиозными обычаями.
Порой дислокальность брака вызывается просто разделением жилища на жен-
скую и мужскую половину. Муж приходит на женскую половину, и при том у него остается еще мужская… Вероятно, культ рабочего кабинета у интеллигенции
XIX века тоже проявление то ли матриархата, то ли его пережитков.Матрилинейность наследования имущества или социального статуса обычно сочетается с патрилинейностью. Род присваивает себе право отправлять функции вождей и жрецов и готов допустить к хлебным местечкам не только сыновей, но и зятьев. Так было и в Древнем Египте, где потенциальных зятьев жреческие роды испытывали на интеллект и стойкость. Своего рода обеспечение притока свежей и притом качественной крови. Если даже женщина в Африке владеет имуществом, то пользуется им и умножает его всегда мужчина. Владение собственностью выступает как некие гарантии для дамы и главным образом ее детей.
Матриархат как он есть
Пресловутые “пережитки”, или элементы матриархата, действительно известны у ряда племен. У всех этих племен есть одна общая черта: они обитают в комфортной природной обстановке и ведут хозяйство, не требующее затраты большого количества усилий. В таких условиях, во-первых, ослабевают требования к социальной иерархии — она становится не нужна. Во-вторых, общество не востребует от своих членов мужских качеств: не нужно ничего завоевывать, организовывать, не нужен тяжелый, на пределе возможностей, труд, участие в рискованных мероприятиях и так далее. У “матриархальных” племен не столько высок статус женщины, сколько очень низок статус мужчины.
В. Шапошникова объясняет “матриархат” у племени тода тем, что в горах Нилгири возник своего рода “пересменок”: матриархата уже нет, женщины не работают в основных сферах производства. Но мужчины за женщин “еще не принялись”, и домашним хозяйством они не задавлены [Шапошникова, 1972, С. 275]. Но из описаний самой же Шапошниковой следует: труд отнимает у мужчин так мало времени, что им несложно взять на себя многое в домашнем хозяйстве. А проблемами улучшения, усовершенствования, развития тода вовсе не озабочены.
Предки всех “матриархальных” племен явно вели совершенно иной образ жизни. Только усилия и тяжкий труд многих поколений создали ту комфортную среду, в которой мужчины могут занять периферийное положение в обществе. Сама же Шапошникова показывает, что предки тода владели ремеслами, которые потом утратили, и много воевали. Для создания ситуации матриархата нужны немалые усилия мужчин.
У всех “матриархальных” обществ невостребованность мужчин и мужских качеств оборачивается исторической катастрофой. Вековое лежание кверху пузом под бананом в Западной Африке и идиллическая пастьба буйволов в горах Южной Индии неизбежно ведет к отставанию, потере активности, организованности, неспособностью дать отпор врагу и выдержать технологическую перестройку. Матриархальные общества — это отсталые общества, обреченные потерять землю, которую предки завоевывали кровью и преобразовывали потом. А патриархальные победители пинками погонят их работать.
Подведем краткий итог: не существует никаких серьезных причин говорить о “матриархате” как неком этапе в истории развития семьи. Собственно говоря, и групповой брак, и пресловутый “промискуитет” — тоже не доказанные никем, умо-
зрительные теории. В реальных стадах обезьян нет ничего даже отдаленно похожего на промискуитет: действует весьма разная, но всегда очень жесткая иерархия. Ничего похожего на промискуитет не было и нет ни в одном человеческом обществе, кроме разве что сообщества посетителей публичного дома.Теории групповушки… извините, группового брака, и промискуитета, говоря откровенно, больше всего похожи на неприличные фантазии подростков, которых не очень умные родители вовремя не заняли чтением и лыжами.
Но — о “матриархате”.
Наверное, потомкам трудно будет восстановить сейчас еще хорошо понятную логику, согласно которой все женское и материнское считается “хуже” и примитивнее мужского и отцовского, а потому и кажется более древним.
Классики этнографии сочиняли матриархат по той же самой причине, по которой Фрейд приписывал женщинам очередной “комплекс”: по поводу отсутствия у них пениса [Фрейд, 1980]. Удивительно, но Фрейду и в голову не могло прийти, что это мужчины могут комплексовать из-за отсутствия у них молочных желез или матки.
Теоретики составляли схему истории первобытного общества, упорядочивали имеющийся у них материал. Но упорядочивая и схематизируя, исходили из своих предрассудков. Как сказали бы американцы, стереотипов. Ни одному из них не пришло в голову, например, что матриархальные и патриархальные общества могут сосуществовать в одну и ту же эпоху и неплохо дополнять друг друга.
Парадоксально — но “матриархат” своим рождением обязан просто патологиче-
скому неуважению к женщинам.Невозможный матриархат
У всех видов крупных сложных животных физиологическая норма — смертность 60-70 % новорожденных. Самка шимпанзе и слона рождает за свою жизнь 10-15 раз. 7, 10 или даже 12 из этих детенышей умрут до того, как станут взрослыми. Вырастут и сами дадут племя те самые 2 или 3 детеныша, которые необходимы для воспроизводства вида.
Чтобы численность вида не сокращалась, человек должен родить такое же количество детенышей. Мозг человека так громаден, что ему необходима очень большая голова. За то, чтобы рожать умных детенышей с громадным мозгом, женщины расплачивается тремя особенностями:
Особенность первая: женщина с широким тазом менее подвижна, чем мужчина.
У предков человека еще полтора миллиона лет назад таз был узкий, наши предки бегали наравне — самцы и самки. А как только объем мозга увеличился — расширился и таз. Тут-то женщины и стали “слабым полом”: они не смогли ходить и, особенно, бегать наравне с мужчинами.
Широкий таз и меньшая подвижность уже делают женщин более зависимыми от мужчин, чем самок большинства других животных того же размера.
Особенность вторая : тяжелые, драматические роды человека.
Даже недоразвитая голова с подвижными костями черепа у человека с трудом проходит сквозь родовые пути женщины. Самка шимпанзе рожает детеныша, голова которого легко проходит сквозь родовые пути, не делая ни одного поворота. При рождении ребенка человека его голова три раза поворачивается в родовых путях.
Роды длятся долго, во время родов и сразу после родов женщина совершенно беспомощна. От 4 до 5 % женщин умирало родами — чаще всего первыми.
Особенность третья: долгое детство человека.
Чем сложнее организм, тем дольше предстоит ему расти.
Олененок и лосенок сразу после рождения могут бежать за мамой — буквально через несколько часов. К тому времени, как у лосихи появится новый детеныш, первый будет уже почти взрослым.
У волчицы и тигрицы рождаются несколько беспомощных слепых детеныша — но через год (волки) или через два (тигры) у самки родятся новые детеныши, а эти будут уже самостоятельными.
Человек рожает совершенно беспомощного недоноска. Детеныши всех животных при опасности инстинктивно затаиваются, пытаются спрятаться. Младенец же пугается и дико орет — требует, чтобы ему помогли, защитили, убрали пугающий фактор.
Что стоит для женщины за формулой “родить 10-15 раз”? Это значит — рожать лет с 15-16 каждый год или через год. Все эти пятнадцать лет постоянно один ребенок еще в животе, второй на руках у груди, третий уже ходит, но плохо. эти детеныши еще очень долго будут оставаться беспомощными! Когда последний ребенок еще в утробе, старшие только начинают быть самостоятельными, и то не до конца.
Самка тоже беспомощна — ведь она не может сама добывать пищу с таким выводком.
Самка человека гораздо более зависима от самца, чем самка других животных.
Как ухитрились теоретики “матриархата” просмотреть это? Наверное, очень хотелось.
Возможный матриархат
В середине XIX века в цивилизованных странах прошла Великая Гигиеническая Революция. Сделалось нормой принимать ванну, мыть ноги, подмываться, чистить зубы. В прусской армии одно время новобранцу выдавали вместе с мундиром и шнурованными ботинками еще и две пары трусов, зубную щетку, кисет с табаком и второй кисет — с зубным порошком.
Европейцы привыкали носить нижнее белье и притом регулярно стирать его и менять. В домах появилась канализация, а в окнах — форточка.
Детей стали регулярно мыть, стирать им пеленки, проветривать их комнаты и не давали им грызть собачьи кости и лакать из кошачьего блюдца.
В больницах стали применять методы антисептики, начали стерилизовать инструменты перед осмотром пациента, мыть с хлоркой посуду больного.
Еще в Версале XVIII века платья придворных дам снабжались блохоловками, нечистоты накапливались в ночных горшках и выливались прямо в сад, нижнего белья не носили, а менять ночные рубашки чаще, чем раз в полгода, считалось совершенно не обязательным.
Великая Гигиеническая Революция XIX века совершенно изменила образ жизни людей. Самым важным последствием Великой Гигиенической Революции стало почти полное исчезновение детской смертности. Великая Гигиеническая Революция сначала уменьшила, а потом фактически отменила детскую смертность. И смертность женщин при родах.
В конце XIX века смерть рожениц в Германии упала с обычных 4 % до 0,3 %. Смертность детей с обычных 60-70 % до 7 %. Ко времени Первой мировой войны детская смертность во всей Европе составила 4-5% родившихся.
В России детская смертность у крестьян оставалась очень высокой до конца Второй мировой войны, даже до начала 1950-х годов. Еще доживают свой век женщины, которые родили по 10 и по 12 детей, а сохранили 2 или 3. Но и в России к концу 1950-х Великая Гигиеническая Революция победила полностью и окончательно.
К середине XX века женщины реально, не на словах, получили равные с мужчинами возможности.
Нужные женщины
Несколько поколений действовала инерция сознания: все же считалось, что для женщины главное — сфера отношений и семья. С 1970-х годов в мир пришли поколения, на которых инерция действовала меньше, и хотя бы часть женщин смогли реализовать равные возможности.
И труд перестал требовать большой физической силы. Более того — чем труд более престижен и лучше оплачивается, тем меньше для его выполнения нужны физическая сила и мужские качества характера. В огромных корпорациях на нетрудной физически работе важны не умение рискнуть, отвага и умение много выдержать. Намного важнее как раз женские качества: умение общаться, интуитивность, умение увидеть проблему в целом. Усидчивость, старательность, умение вникнуть в детали.
60 % руководителей американских фирм полагают, что женщины — лучшие менеджеры, чем мужчины. Герой первого романа В. Суворова убеждается, что “хороший характер и общительность для карьеры куда важнее, чем талант и работоспособность [Суворов и др., 1990].
Женщины “накапливаются” в квалифицированных и хорошо обеспеченных верхах общества. Как раз в низах, в мире неквалифицированного ручного труда, им меньше места. Морально женщинам в нашем мире тоже намного комфортнее: их качества больше востребованы.
К середине XX века женщины окончательно перестали быть зависимым полом. Женщины стали:
1. Иметь высокий уровень образования, вполне сравнимый с мужским.
2. Выполнять работу, сравнимую с мужской, и получать такую же… ну, почти такую же зарплату.
3. Планировать рождение детей.
4. Самим организовывать романы, не дожидаясь мужской инициативы.
5. Женщины стали легче оставаться одни, особенно в городах. Появились разводы по инициативе женщин.
6. В браке женщины стали равными — в смысле стали требовать себе реального равенства прав и возможностей.
Такие “новые женщины” стали независимыми и экономически, и социально. Они самостоятельны: могут поступать в вузы, менять место жительства, Они могут вообще не рожать детей, если не захотят. Они могут вырастить детей без помощи отца (отцов) этих детей.
Ненужные мужчины
Мужчины нужны там, где нужен тяжелый труд, риск, умение действовать группой, поддерживая стабильность или изменяя мир в малом или в большом.
Но современный мир не нуждается в мужских качествах, чтобы существовать. Он не стремится развиваться, изменяться и улучшаться.
“Я уверен, что самое большое удовлетворение от жизни испытывают те люди, которые взяли за правило делать максимально возможное с тем, что они получают. Фактически если мы делаем меньше того, на то мы способны, то это один из факторов, которые давят на нашу психику” [Шлезингер, 2002. С. 41].
В прекрасном новом мире слишком многие мужчины делают меньше, чем они могут, и это давит на их психику. Слишком многие из нас просто не знают, на что себя потратить и на что использовать энергию.
В странах, где влияние феминизма велико (в первую очередь США), сами по себе мужские качества кажутся чем-то подозрительным. Мужчины слишком шумные, слишком активные, от них плохо пахнет, и к тому же они агрессивны.
“Идеологи феминизма… считают, что насилие какого бы то ни было вида и по какой-либо причине недопустимо. Им очень повезло, что предыдущие поколения не придерживались подобного образа мыслей” [Шлезингер, 2002. С. 438].
В современных США Том Сойер и Гекльберри Финн считались бы опасными, повышенно агрессивными подростками, которых надо “лечить” специальными препаратами иди поместить в заведение для неблагополучных подростков с отклонениями в эмоциональном развитии. Много ли в таких заведениях девочек — пусть “угадает” читатель.
Когда-то мы были необходимы женщинам, потому что без нас было не прожить в чисто физическом плане.
Сегодня в слаборазвитых странах, в бесчисленных деревнях и маленьких городках Южной Азии, Латинской Америки и Африки все еще трудно прожить без мужчины: там в домашнем хозяйстве еще много грубой физической работы.
Даже бабе из русской или украинской деревни: там и правда ни хозяйства одной не поднять, ни себя не защитить. Но скажите на милость: зачем мы горожанке, имеющей высшее образование? Да еще какое-никакое положение в своей профессии?
Экономически — незачем.
И социально мы ей тоже незачем.
Починить что-то в доме? Сделать “мужскую” работу? Всегда можно вызвать специалиста.
С мужчинами дамам лучше, — но вполне можно и без них.
К тому же женщины легче переносят сексуальное одиночество.
Ну и, скажите на милость, кто кому нужнее в таком случае?!
Последние сто лет естественно стали звучать вопросы: например, а почему женщины должны непременно готовить и подавать на стол пищу, пока мужчины сидят? Почему они должны стирать и гладить рубашки мужа, а тот не может постирать и погладить их кофты?
Еще сто лет назад они звучали вовсе не естественно, а просто дико. Примерно как вопрос: а почему ребенок рождается через родовые пути, а не через ухо? И почему ходить надо на ногах, а не на руках?
Матриархат: наше светлое настоящее
Эти изменения создали общество, в котором матриархат стал хотя бы теоретически возможен. Тот самый случай, когда многовековой труд (в основном мужской) создал экономическую базу, при которой мужской труд и мужские качества “обесценились” (как в Западной Африке или у племени тода).
Женщины сделались привилегированным полом, и число их привилегий на данный момент возрастает.
Люди разного пола даже в законе — не равны. Женщины “равнее” мужчин.
Во всех странах западного мира с 1929 года галантные законодатели дали женщинам всю полноту гражданских прав. Без оговорок. При этом они, конечно же, не возложили на женщин всей полноты гражданских обязанностей.
Почти во всех странах дам освободили от военной службы.
Во многих странах женщины имеют преимущества при наследовании имущества, у них ниже брачный возраст и ниже пенсионный возраст.
По законам большинства западных государств при разводе муж должен обеспечить бывшей жене привычный для нее образ жизни. Устного заявления женщины в суде достаточно, чтобы суд признал: она не может одновременно работать и заниматься детьми1. В результате до 75 % доходов мужа может уходить на уплату алиментов — содержание бывшей жены до конца ее дней. На немецком радио ходит ядовитая передача: жена оставляет мужу запись на ролике: “Дорогой, я знаю, что отпуск ты проводишь с секретаршей на горном курорте в Альпах. У меня есть ваши снимки в городе, в бассейне, в гостинице, в ресторане, в сауне, а потому я хочу получить наш дом, мебель, детей, собаку, кошку, книги, твою коллекцию музыкальных дисков, а также 75 % доходов, которые ты будешь получать до конца своей жизни”.
Добиваться равенства в законе? Но очень многое в общественной жизни вообще не регулируется и не может регулироваться никакими законами. Поэтому мужчины проигрывают еще несколькими способами — уже независимо от законов, написанных людьми на бумаге.
Во все времена у женщин существовал ряд привилегий, и они находились под покровительством общества. Полнота гражданских прав у женщин есть, а привилегии пока остались при них.
Существует некое предубеждение против “мужчины вообще”; закон и общество в случае конфликта — на стороне женщины.
При том, что, по данным Национального центра исследований в области жестокого обращения с детьми США, 59 % лиц, от действий которых произошла смерть детей, — женщины. 50 % таких людей — матери этих детей. Только 23 % убийц детей — их отцы и 10 % — отчимы или сожители матерей.
Данные того же Национального центра: жены признавались, что скорее они будут нападать на мужей, чем мужья на них. Американцы считают, что примерно в 10 % семей жены физически наказывают мужей, и в основном это верхи или средний класс. Семей, где мужчины наказывают жен, не более 1-2 %. И в основном — в низах общества.
Так что и семейный агрессор сегодня — не обязательно мужчина. Да, он сильнее, и намного — но у него гораздо больше внутренних, чисто инстинктивных запретов и ограничений. Мы до сих пор исходим из того, что мы — сильные, мы должны быть защитниками женщин и что далеко не все позволено.
А дамы все еще исходят из того, что они — угнетенный пол и у них намного слабее инстинктивные программы, запрещающие причинять вред мужчине.
Если муж избивает жену — ей сочувствуют, на мужчину негодуют. Но что если жена избивает мужа? Тогда женщиной чуть ли не восхищаются: ну, бой-баба! А над мужчиной смеются — надо же, собственная жена побила!
Есть серьезные причины полагать, что многие преступления сходят женщинам с рук именно потому, что сама полиция не считает их потенциальными преступниками. Полицейские рассказывали мне, что в их организации к женщинам намного более снисходительны: там тоже считают их в первую очередь жертвами.
Можно сколько угодно разглагольствовать о “равенстве”, но фактически мужчины и женщины имеют РАЗНУЮ возможность осуществить свои “одинаковые” права. Например, свое право на создание семьи и обзаведение ребенком. В России в 1990 году средний возраст появления первого ребенка у женщин был 22 года. У мужчин — 27 лет. Это при том, что мужчины в этом возрасте гиперсексуальны, а потребность в детях у людей совершенно одинаковая — независимо от пола2. Формаль-
но — равенство. В жизни никакого равенства нет и в помине.Применение законов предполагает некую традицию исполнения законов. А традиция обычно — в пользу женщины.
В Соединенных Штатах суды отдают после развода супругов детей матерям в
90 -95 % случаев (данные У. Фаррелла), в Чехии — в 90 % случаев (данные Радио Прага), в России — в 90 % случаев (данные кандидата психологических наук Б. Ю. Шапиро).В общественной жизни применяется не общий для обоих полов, а двойной стандарт. В представлении общества мужчины “растут” медленнее, и в том же обществе они “еще маленькие”, а их сверстницы “уже большие”.
Молодые женщины в 18 —25 лет имеют пусть невысокую, но стабильную “стоимость”. Мужчины в этом возрасте для общества ценности не представляют. Молодость в любом случае очень трудное время для мужчин, а в нашем обществе это еще и время унижений, в том числе там, где люди ищут поддержки и помощи, — в семье.
Лучше и подробнее всего об этом писал А. П. Егидес [Егидес, 2005]. Анатолий Петрович хорошо показывает, что в перспективе мужчины сводят счеты — но, стало быть, есть что сводить?
В обществе сохраняется множество привилегий для женщин. Больших и маленьких. Равноправие или неравноправие, патриархат или матриархат, но до сих пор считается, что женщины должны находиться под нашим покровительством. До самого последнего времени мужчинам вменялось в обязанность уступать место в транспорте и вставать, когда дама входит в комнату. Мне до сих пор трудно сидеть, когда дама при мне стоит — разве что она встала, чтобы подать на стол.
В странах Запада уже десятилетия полтора дамам могут не уступать места, и совершенно обычная сцена: дружески беседующие сидящий мужчина и стоящая дама. Но мы до сих пор полагаем, что женщины “имеют право” врать, по пять раз на дню говорить прямо противоположное, быть нелогичными, непоследовательными.
А мужчинам по-прежнему нельзя.
Никакие юридические законы не могут отменить инстинктов человека и законов его брачного поведения. У человека все эти законы направлены на “защиту прав” самки.
Никакое законодательство не в силах отменить стресс ухаживания.
Никто не сможет никакими указами президента или правительства отменить поговорку “если сучка не захочет, кобель не вскочит”.
При любом общественном и политическом строе дамы будут иметь большую власть — по крайней мере, в некоторые периоды знакомства пары. Их власть и влияние в семье несомненны и принимаются как факт. Раньше это компенсировалось влиянием мужчин в общественной жизни, патриархальными традициями, экономическими факторами. Был лом, но против него был и прием.
А сейчас никакого приема нет в помине.
Замечу: патриархальность общества XIX века тоже определялась не только и не столько законами, сколько традициями их исполнения и обычаями. В законодательстве европейских стран не было статей, позволяющих избивать жен. Тем не менее в 1900 году мужья хотя бы иногда физически наказывали 62 % англичанок и до 40 % немок.
Политические черты матриархата
В данный момент матриархальность общества определяют не столько зако-
ны, сколько обычаи и традиции. Но уже сегодня женщины и в официальном законе “равнее” мужчин. Тенденция нарастает. Некоторые банки в России возглавляются женщинами, и официально отдают предпочтения фирмам, в руководстве которых есть женщины. Но нет ни одного банка, который официально, в уставных документах, отдавал бы предпочтение мужчинам.От рака простаты и рака молочной железы умирает одинаковое количество людей. Но на изучение и лечение рака простаты в США отпускается в 5 раз меньше государственных средств: феминистские организации лоббируют выделение средств из бюджета. У мужчин такого лобби нет и не предвидится.
Мужское сопротивление дискриминации — это отдельные искорки. В США создана Национальная коалиция свободных мужчин. В Чехии с января 2007 года —Первое национальное движение мужчин. Против феминизма — это как отдельные пехотинцы против конной лавы.
Единственно, чем “сопротивляются” мужчины — это отказом вступать в браки: в браках они чувствуют себя неравноправными. По данным Гамбургского института социальных исследований, за последние 3 года число холостяков до 40 лет возросло с 34 до 43 % мужского населения ФРГ. В США таких чуть меньше — порядка 30 %. Но в США сказывается многочисленность латиноамериканцев, азиатов и недавних иммигрантов, еще не усвоивших западные стандарты жизни.
Вероятно, в ближайшее время можно ждать появления законов, официально дискриминирующих мужчин хотя бы в некоторых областях жизни.
Перспектива
Разработки теоретиков очень напоминают психологический закон “самосбывающегося прогноза”: люди получают ровно то, к чему готовятся и чего ожидают. Матриархата никогда не было, но сейчас он начал формироваться, причем как явление, свойственное скорее образованным верхам, чем низшему классу цивилизованных стран и периферии цивилизации.
Если матриархальная цивилизация сложится окончательно, ее судьба будет такой же, как судьба племени тода или западноафриканского народа хауса: экономическая и социальная стагнация, замедление темпов развития, обеднение жизни в целом.
Такая цивилизация недолго останется лидером мирового развития. Ее неизбежно сменит цивилизация с совершенно другой системой ценностей и гендерных отношений.
Литература
Егидес, 2003. Егидес А. П. Лабиринты общения. М.: АСТ-Пресс, 2003.
Косвен, 1948. Косвен М. О, Матриархат. История проблемы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
Морган Г. Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М.: Изд-во Ан СССР, 1934.
Обручев, 1956. Обручев В. А. Плутония. М.: Географгиз, 1956.
Суворов и др., 2000. Суворов В., Ратушинская И., Геращенко И., Буковский В., Ледин М. Золотой эшелон. М., 2000.
Фрейд, 1980. Фрейд З. Я и Оно. М.: МГУ, 1980.
Шапошникова, 1972. Шапошникова Л. В. Тайна племени голубых гор. М.: Географгиз, 1972.
Шлезингер, 2002. Шлезингер Л. 10 дурацких ошибок, которые совершают женщины, чтобы испортить себе жизнь. М.: Быстров, 2002.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1978.
1 При этом, по данным Министерства по делам семьи ФРГ, дамы занимаются детьми в среднем
2 часа 18 минут в сутки — независимо от того, замужем они или нет, работают или не работают. Но какое отношение имеет этот негалантный и политически некорректный факт к судебной практике?2 Считается, что мужчины хотят детей меньше и хотят их позже. Еще один предрассудок! Все данные науки говорят о том, что между людьми разного пола нет никакой разницы.
«Мужчина — глава семейства», «Принимать решение — должен мужчина», «За мужем, как за каменной стеной» — привычные для нашего времени высказывания, на протяжении тысяч лет мужчина находится во главе человеческого общества, это — правители государств, строители городов, создатели шедевров искусства, завоеватели, двигатели прогресса.
Но так было не всегда. Десятки тысячелетий тому назад, когда ещё довольно молодое человечество лишь начинало учиться жить на Земле, во главе людских групп, общины, родов и даже племён были женщины. На нашей планете царил матриархат. Так говорят историки….
Поговорим о сущности матриархата, в том числе скрытого, и о роли женщины в современном обществе.
Матриархат…
Страшнейшее в мире слово для многих мужчин. Сказания о наступлении женской эры некоторые воспринимают как бред сумасшедшего, другие же не исключают такой возможности. Наша планета стремительно меняется, всего через пару десятилетий на ней может появиться и освоиться новый «старый» образ жизни. Найдётся ли в нём место для сильного пола?
Начнём почти по Гоголю:
«Читали ли Вы когда-нибудь Семейный кодекс? Нет, Вы не читали Семейный кодекс!»
Немецкий философ Ф.Ницше считал, что
«отрицать глубочайший антагонизм при разрешении основной проблемы «мужчина и женщина», мечтать здесь о равноправии, равенстве воспитания, равенстве притязаний и обязанностей — это типичный признак плоскоумия».
В данном контексте можно охарактеризовать Семейный кодекс (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8982/), как «образец плоскоумия». Сказать, что Семейный кодекс является «плоскоумным», значит не сказать ничего. Дело в том, что перед нами закон, который проповедует строй, который называется — матриархат, при этом — скрытый матриархат.
Вспоминается забавная сценка из советской кинокомедии «Девчата». Помните, там одна маленькая, но очень шустрая повариха, досадовала своим подругам:
«Эх! Выпустили доисторические женщины своих мужей! Вот они где раньше при матриархате были!»
И показывала своим соседкам по общежитию маленький, но крепкий кулачок.
Что такое матриархат?
Советская энциклопедия даёт такое определение:
- Матриархат (от лат. mater — мать, и греч. arche — начало, власть, буквально власть матери) — форма общественного устройства, в основном в ранний период первобытнообщинного строя, предшествовавшая патриархату. Матриархат характеризовался доминирующей ролью женщины, матрилинейностью наследования имущества, матрилокальностью брачных поселений. Матрилинейностъ — это счёт происхождения и наследования определяется по материнской линии. Матрилокальность — обычай проживания супругов в общине жены.
B переводе на русский язык, женщина при матриархате имеет преимущественные, по сравнению с мужчиной, права на имущество и детей.
Большую роль в исследовании природы матриархата сыграли труды «Материнское право» (1861 г.) швейцарца И. Я. Бахофена и «Древнее общество» (1877 г.) американца Л. Г. Моргана. Первый, основываясь главным образом на материалах античной мифологии, показывал, что в древнейшей истории патриархальным порядкам предшествовали материнский счёт родства и наследование по материнской линии. Второй, опираясь на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективистском роде, как форме организации первобытного общества и материнском роде, как его начальной, допатриархальной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату — матриархат.
К тому времени этнографы открыли достаточно много примитивных человеческих сообществ, которых можно причислить к матриархальным: материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов, микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо из Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке.
Теория матриархата
В чём же суть теория матриархата Бахофена? Каковы её принципы и законы? Ответить на эти вопросы не так-то просто. И не только потому, что сама работа весьма объёмна, но и потому, что некоторые специалисты рассматривают её как некий «мистический» текст, местами поэтический, местами научный, «неприступный», трудный для чтения. Действительно, книга полна противоречий, повторов и отступлений. Подобно «Происхождению видов» Дарвина и «Капиталу» Маркса, «Матриархат» в большей степени прославляется, нежели читается.
Не углубляясь в «романтическую прозу» Бахофена, попробуем вычленить главный контур его схемы, чья цель состоит не просто в том, чтобы привести какие-либо исторические факты, а в том, чтобы «объяснить происхождение, развитие и конец всего».
- Итак, и отдельные индивиды, и все народы являются органическими системами.
- Для того, чтобы «прорасти» и достичь зрелости, они нуждаются в твёрдой «направляющей» руке, которая может быть лишь рукой Матери.
- Происхождение человечества находится под эгидой одной верховной силы — Женщины, или (скорее) Материнского тела, которое даёт жизнь подобно подлинной Матери — Земле.
- Эпоха торжествующего материнства — это время, в котором главенствующее положение занимала «материя» и «физические законы» существования.
- Со времен Платона и Аристотеля, говорит Бахофен, женщина отождествлялась с hyle, или грубой материей, которая по-разному характеризовалась: «мать», «кормилица», «место» и «положение» поколения.
Главный вывод теории: в древнейшей истории человечества главенствующую роль играло родство по материнской линии, по матери передавалось и право наследования.
Этой же точки зрения придерживался и Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Цитируем И. А. Крылова («Петух и Жемчужное зерно):
Навозну кучу разрывая
Петух нашёл Жемчужное зерно!…
В отсутствии классов и частной собственности Энгельс усмотрел зачатки «первобытного коммунистического общего хозяйства». Главенство материнского права представлялось желанной альтернативой патриархату. По Энгельсу
«Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления, а жена была лишена своего почётного положения, закабалена, превращена в орудие деторождения».
Вывод Энгельса: необходимо вернуть женщине её приоритетную роль, устранить
«порабощение женского пола мужским, которое совпадает с первым классовым угнетением», разрушить «невыносимо скучное семейное сожительство, которое называют семейным счастьем».
Современные направления как феминизм, утрата института семьи культурологически можно определить как возврат к матриархату, к нормам промискуитета (беспорядочные половые связи с непрерывной сменой половых партнёров — наше прим.) первобытнообщинного строя. Возврат к тому обществу
«когда существовали очень непрочные брачные отношения, которые могли быть прерваны во всякое время по произволу любой из сторон, с сильно выраженной половой разнузданностью» (проф. Т.Axeлис «Культурная история брака»).
Как тут не вспомнить пророческие слова феминиста Ф.Энгельса:
«Положение мужчин изменится. В положении женщин, всех женщин, произойдут значительные перемены. С переходом средств производства в общественную собственность, индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут они брачными или внебрачными».
К настоящему времени матриархальная теория почти не имеет приверженцев: этнографические данные не подтверждают существования матриархата ни как совокупности общественных порядков, ни как этапа в развитии первобытности. Более того, на всех стадиях первобытности наблюдалось сравнительное равенство социальных ролей женщин и мужчин.
К середине XX века проблема матриархата сузилась до вопроса об исторической последовательности материнской и отцовской филиации (матрилинейного и патрилинейного вариантов счёта родства) и первичности/вторичности или однопорядковости матрилинейной и патрилинейной форм родовой организации, в связи с чем матриархат иногда отождествляли с т. н. позднематрилинейными обществами (ашанти, бауле, яо и др. в Африке, наяры и др. касты у малаяли, кхаси в Индии, наси в Китае, минангкабау в Индонезии, натчи, тлинкиты, ирокезы в Северной Америке, тробрианцы и др.).
В современной социальной антропологии и истории первобытного общества термин «матриархат» не используется и фигурирует только в историографическом контексте. В широком значении матриархатом называют всякое доминирующее положение (господство) женщин в хозяйственной, общественной и семейной жизни, а также его отражение в духовной культуре и мировоззрении.
История матриархата
Как возникла теория и мифы о матриархате? Что стало её основой?
В доисторические, первобытные времена, средней продолжительностью жизни мужчин было, по оценкам экспертов, не больше 23 лет. То есть на Земле практически не было стариков, носителей и хранителей опыта, знаний, традиций. А вот старухи были, и это они, сидели у родовых костров, нянчились с детьми, выполняя мелкую работу по хозяйству, ожидая мужчин с охоты.
Женщины в те далекие времена составляли стабильное ядро человечества, и собственно говоря, численность того или другого племени первобытных людей измерялась количеством женщин. Мужчины же погибали до такой степени часто, что принимать их во внимание не было никакого смысла: на сегодняшний день он — могучий охотник, а на завтра — обед саблезубого тигра.
Отголоски древнего матриархата дошли до нас в мифах и легендах различных народов, к ним можно отнести легенды об амазонках, сказания о воинственных валькириях, сказки о Бабе Яге…А также надо вспомнить древние поклонения различным женским божествам. Одной из таких богинь была Афина Паллада, которая была не только воинственной, но и олицетворяла мудрость.
Последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проблемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьёзные полевые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоящем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.
Мифологические отражения матриархата
Такой смысл имел на заре греческой истории культ женского божества. Его изображения открыты почти повсюду, и их отождествляют с образом «матери земли».
Этнографические исследования показали, что верование в великую богиню, господствующую над мужскими божествами, распространено на одной из ступеней развития первобытного общества, когда женщине поручались основные сельскохозяйственные работы, что тем самым способствовало её социальному и экономическому превосходству над мужчиной, занятым охотой и рыболовством.
Мы рассматривали некоторые особенности древних культов женщины и делали предположение о том, что все культы в своей основе имеют единый допотопный культ богини-матери в статье «Неизвестная статуя Свободы» (http://inance.ru/2016/10/statuya/).
Для того, чтобы объяснить матриархальный строй, недостаточно сказать, что у ряда народов дети принадлежат матери и должны принадлежать клану своей семьи, где они должны расти и получить воспитание. Все это возможно в древней общине и без того, чтобы женщина стояла у власти.
Дело в том, что первобытному человеку неизвестна роль мужчины в зачатии. Когда этнографы Спенсер и Джиллен жили в Австралии, они обнаружили полнейшее неведение этого членами племени арунта (Е. Durkheim. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1912, p. 343 и ел. Обитатели острова Понапа знают пять слов, означающих «брат» и ни одного в значении «отец». Они знают свою мать — и этого достаточно. Греческое слово «адельфос» — «брат» буквально означает «рожденный тем же лоном» (см. G. Thomson. The prehistoric Aegean. London, Lawrence and Wishart, 1950).
Арунта считали, что женщина может зачать, если она ест или особые коренья, или фрукты, или почки растений, или, наконец, благодаря прикосновению к определённым камням. И в наших народных традициях сохранилась вера в так называемые чудотворные камни и множество специальных кушаний, рекомендуемых супруге. Не исключено, что лишь наблюдение за жизнью домашних животных в период развития животноводства облегчило скотоводам понимание отцовства.
Первые примитивные изваяния женщины эпохи верхнего палеолита и более поздних времён у народов элама, у ханаан, египтян, вавилонян и эгейцев, вплоть до более искусно сделанных статуэток долины Инда — словом, все древнейшие изображения являются прежде всего воздаянием матери, живым воплощением плодородия ( J. Przylaski. La grande deesse. Introduction a l’etude comparative des religions. Paris, Payot, 1950, p, 48 и ел., табл. I).
Источник влияния и престижа — материнство, казалось, таило в себе могущественные магические свойства, что, впрочем, её не вело к гражданской власти. Божество изображалось нагим, с необычно развитыми формами, руки богини обычно скрещены или простерты ввысь в знак благословения; так изображают богоматерь в часовнях для простого люда; голубки садятся на её голову, змеи обвивают тело — все это следы пройденной тотемической фазы.
И лишь когда богиня-мать превращается также в великую богиню, главенствующую над всем сущим, одновременно и покровительницу и владычицу, то тогда делается вывод о преобладающем влиянии женщины, так как только оно может породить представление о подобном божестве.
Это могущественное божество носит различные имена у народов Средиземноморья и Южной Азии: Анаит в Иране и Армении, Атаргат в Сирии, Атхтар в Аравии, Ма в Каппадокии, Кибела во Фригии (та, что римляне перенесли на запад в период Второй Пунической войны и прямо именовали «великой матерью богов»), Танаис в Анатолии, Нанаи и Астарта в Палестине, Танит в Карфагене, Артемида в Эфесе, Исида в Египте, Туран у этрусков, вероятно, Тети у первых греческих мореходов, Адити в Древней Индии.
Вот как Ригведа характеризует индийскую великую богиню:
Адити — это небо, Адити — это атмосфера.
Адити есть мать, отец и сын.
Адити — это все боги, это сущность в пяти формах.
Адити есть всё, что рождено и чему суждено родиться.
Источник жизни и плодородия, божества матриархальных народов отождествлялись в те времена с водой, с родниками, с реками. В древности скифы называли реку Дон Танаис, по имени великой богини западной части Малой Азии. Примерно так же кельты избрали имя для верхнего течения Дуная. Ещё и поныне в народной русской поэзии Волга взволнованно именуется матушкой. Есть также этимологическая связь имени Танаис с именем Данаид, 50 девушек, о которых доэллинский миф рассказывает, что они явились из далекого Египта в Аргос, чтобы научить его обитателей египетским секретам орошения. Все они, кроме одной, умертвили своих мужей — возможный отголосок жестокого пережитка матриархальной эпохи.
В самом деле, великая богиня любит кровь — символ плодовитости и жизненного начала. Позже она превращается в воинственное божество, повелительницу войны и кровавой сечи. Вплоть до позднеклассической эпохи ей приносили в жертву людей, и лишь впоследствии эти жертвы были заменены членовредительством и бичеванием. Жрецы Кибелы, богини-матери Фригии, в день её праздника — 24 марта предавались диким ритуальным истязаниям под звуки флейт и тамбуринов. В римском календаре это число получило название «сангвис» («sanguis»), «день крови». Обряды этого праздника напоминают многие характерные признаки пасхального жертвоприношения, связанного с весенним равноденствием. Не потому ли мартовские иды стали временем умервщления многих правителей в разные эпохи?
Жрецы Кибелы и Аттис называли себя «метрагуртай», что означает «нищие матери». Они возили на осле из селения в селение изображение богини и собирали подаяние.
В минойскую эпоху жреческие обязанности отправляли сами женщины.
Не исключено, что пережитки матриархата скрыты в мифе об амазонках, гордых воительницах, которые отсекали себе левую грудь, чтобы лучше сражаться, — хотя уже в самой этой детали чувствуется преобладающая роль мужчины.
Богиня Афина первоначально была великим матриархальным божеством, покровительницей сельских работ. С переходом к родовому обществу она превратилась в покровительницу жизни горожан, стала символом девственной чистоты и заняла по значению второе место, вслед за Зевсом. Так, афинский храм Парфенон был посвящён ей преимущественно уже как дань уважения девственнице.
На иранском языке великая богиня называлась Анаит, то есть «Пречистая». С Иранского плоскогорья культ её распространился на другие страны; особенно укоренился он в Армении, где Анаит были посвящены многочисленные капища. Праздник её приходился на 15 навасарда (августа), как раз на тот же день, что и праздник христианской богородицы. И тут мы наблюдаем некоторую корреляцию древних культов и периодических катастрофических событий августа разных лет, за что его даже называют «месяцем катастроф».
Эфесская Артемида, богиня земледелия, лесов и луны, — римляне отождествляли её с Дианой — также оставила глубокий след в истории раннего христианства. Ведь, согласно преданию, дева Мария провела последние годы своей жизни именно в Эфесе. Первые проявления её культа связаны с распространением во всем этом районе почитания великого женского божества, — и это уже после того, как в сознании народа изгладилось всякое воспоминание о матриархате.
Эта форма общественной организации исчезает, когда примитивное земледелие и мелкое скотоводство — основные источники богатства древней земледельческой общины — уступают место более развитой технике труда. С изобретением бороны и сохи культура обработки земли изменяется, женщину сменяет в поле мужчина, способный управлять тягловым скотом. Использование волов преображает все виды обработки земли. Коневодство способствует развитию воинского искусства. Применение верблюдов и мулов делает возможной перевозку товаров по караванным дорогам на большие расстояния в ранее недоступные края, огражденные пустынями и горами. Появляются землепашец и воин, появляется и торговец.
Зарождение металлургии способствует этому процессу — мужчина плавит и обрабатывает золото, медь, бронзу, железо. Каждое открытие, каждое техническое новшество ведёт общество к социально более сложному патриархальному обществу. Инициатива переходит от жрицы плодородия к жрецу-магу. На небе, как и на земле, великий бог постепенно в результате противоречивого и медленно совершавшегося процесса берёт верх над великой богиней.
Грозная глава древнейшей греческой религии, владычица всего сущего, повелительница диких зверей, окружённая всеобщим почитанием, эта богиня изменила свои атрибуты, когда изменились общественные условия и мужчина выдвинулся на первый план в производстве.
Афродита, богиня плодородия, самопроизвольно рождённая из морской пены, как свидетельствует поэтическое предание, донесенное до нас Гесиодом, из урании, «небесной», превратилась в пандемос, «народную», и была принуждена охранять супружеский союз, суровые законы новой, патриархальной семьи. Первое время она является нам совместно с мужским божеством, которое пока ещё занимает подчинённое положение, — это её сын или супруг. Затем бог — сын или супруг — становится независимым, утверждает своё первенство, и начинается новая систематизация олимпийских богов.
В общественной жизни женщина оказывается в подчинении у мужчины. Подобное же превращение совершается и в религиозной надстройке. Богиня-мать уступает в мифологии место богу-отцу. Это Зевс-патер у греков, Юпитер у римлян.
Такова хронология согласно мифов и истории перехода от матриархата к патриархату.
Особенности современного матриархата
Следует отметить: в современном мире матриархат в чистом виде не существует. Есть лишь некоторые народности, у которых присутствуют отдельные характерные черты матрицентрического общества:
- матрилинейность — наследование по материнской линии. Так наследуют родство по линии матери иудеи. Также такой обычай существует у одной из народностей, проживающих на территории Китая. Она называется мосо. Её представительницы живут родами, в которых нет места мужчинам: управление делами семьи, воспитание детей и обеспечение пропитания взяли на себя женщины.
Имущество передается от матери к дочери, муж правом наследования не обладает. Более того, он не является членом семьи, не живёт с женой, а лишь приходит к ней по ночам. Да и мужем его назвать нельзя: такое понятие народу мосо не знакомо. Мужчина для них — всего лишь партнёр на ночь, правда, смена партнёра в обществе порицается;
- матрилокальность — супруг переходит в род жены и берет её родовое имя. Эта особенность характерна народу кхаси, проживающему на территории Индии. Мужчины кхаси не только не имеют собственного жилья, но также не могут становиться наследниками и давать своё имя детям.
В семье жен они находятся в угнетённом положении, зато в семье сестры брат может занять почётное место её советника. В 1990 году мужчины кхаси попытались поднять бунт, но из 80 тысяч представителей сильного пола против женского самоуправства восстала всего тысяча. Выходит, большинство из них устраивает существующее положение вещей;
- групповой брак или полиандрия . Групповой брак предполагает такое устройство общины, при котором женщины одного рода могут иметь сексуальные связи со всеми мужчинами рода.
Полиандрия означает многомужество. Обычай иметь нескольких мужей сохранился у некоторых народностей Тибета, правда, связан он не с любвеобильностью местных женщин и не с их желанием доминировать в семье.
Всё гораздо проще: согласно традициям, за невесту необходимо платить выкуп, но в бедных семьях, где воспитывают нескольких сыновей, денег на это нет. Поэтому был найден выход: платится один выкуп, на девушке женится старший сын, а женой она становится всем.
В связи с этим следует рассмотреть современные концепции о роли женщины в обществе и почему имеет место скрытый матриархат.
Мировоззренческий путь к созиданию
Попробуем нарисовать в образах ошибочность культурных стереотипов, применяемых мужчиной и женщиной при формирования брака и тандема.
Скрытый матриархат. Иерархия целей женщины в отношении общей судьбы первична, т.е. это как раз то, о чём говорилось ранее: сначала она, брак, а потом всё остальное; только это становится правилом и для мужчины (проявление деспотизма у женщины). Библейский мир индивидуализма родом именно из матриархального мировоззрения, а ведический — из патриархального (хотя для общества «хрен редьки не слаще»).
Мужчина жертвует своим вектором целей, которые направлены на реализацию возможностей, предоставленных его душе Свыше. Происходит это ради вектора целей женщины. Жертвует он своим счастьем ради счастья женщины, ради интересов брака, воспринимая этот процесс как целесообразный. Но он не реализуется как управленец общественного уровня. Если в этой парадигме он и входит в управление общественными процессами, то управляет ими не он, а жена (не всегда открыто, также как и мужчиной), которая заняла для него «место Бога». Проблемы и кризисы в обществе при таком управлении нарастают (Наглядный пример скрытого матриархата в среде «элитариев» и последствия этого в управлении — голливудский фильм «Беглец» (http://www.kinopoisk.ru/film/840572/ ).
Причина такого положения лежит в браке: у мужчины подавлена воля к свободе мысли и реализации возможностей души, причём чаще всего с детства воспитанием другой женщины — матери:
«Русские женщины мастерицы влюбляться и нравиться, но не умеют ни любить, ни воспитывать,» — Василий Осипович Ключевский.
«Вектора предназначения» (цветные стрелки в стороны) строятся строго по иерархии:
Она — «бог» и «предиктор» в одном лице. Вопрос — чему поклоняется этот «бог»?
Он (мужчина) — корректор, занят сугубо выполнением функций обслуживающего персонала.
Патриархат. При патриархате для женщины обязательным является вектор целей мужчины, а её функции в обществе идут через мужское «можно-нельзя», и по сути она виснет камнем на шее, как и при матриархате, только право воли или безволия в одержимости не имеет. Вектора предназначения строятся строго по иерархии: он — «бог» и предиктор в одном лице, она жертвует возможностями реализации потенциала души. В целом при таком устройстве брака всё скатывается к целям, поставленным для жены мужем: «рожай, принеси, подай и не мешай».
Идеальный . Два белых параллельных вектора сверху — это единый замысел для каждого мужчины и женщины в цивилизации: «они не смотрят друг на друга, они смотрят в одну сторону». Вектора, направленные в стороны («вектора предназначения») — это функции каждого в процессе движения за белыми векторами — общий замысел для суженых в наилучшем варианте судьбы. Вектора целей строятся так:
общий замысел Свыше → общий замысел для цивилизации → общий замысел тандема → общий замысел для каждого.
В данном случае для тандема главное — это определиться концептуально, т. е. осознать выше описанный идеальный образ единения в тандеме и место каждого в нём.
Основа взаимоотношений — это общий путь в Любви в одном направлении, осознанным сообща на основе адекватной методологии познания .
Встретившиеся ради постройки тандема используют время бурных чувств для формирования матрицы будущего и формирования целей и средств достижения этого будущего , т.е. рождается адекватный, оправданный образ. В процессе рождения образа Совесть вам неоднократно укажет, перед вами суженая(-ый) или просто хапуга. Мало того, Бог на языке жизненных обстоятельств всё время будет напоминать суженным об их общем пути.
Молодёжная аналитическая группа