В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.
Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.
Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:
Купить газету;
Отправить письмо по почте;
Забрать фотографии у фотографа;
Отнести врачу рентгеновский снимок;
Купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;
Позвонить вашему другу Дюрану.
Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.
Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.
Пара "очки - почта" (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.
Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию" луна-фотография?
Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук -врач - рентгеновский снимок.
Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).
Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.
Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).
Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:
Буква А (первое дело - первая буква алфавита). А - это циркуль.
Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю "газета";
Буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.
С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово "горчица" вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.
Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.
Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Мы сами провели различные опыты, которые доказывают, что, в зависимости оттого, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.
Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что–то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.
Предположим, что вы изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером – перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете английский язык, математику, право, географию, разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.
В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы мы вам советуем повторять изученный материал через 5–6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5–6 месяцев.
Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15–16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.
Упражнение 32
Проделайте последний раз упражнение 18, затем сделайте резюме (краткое изложение) всего, что вы прочитали в вашей книге, начиная с 7 утра. Перескажите своими словами то, что вы запомнили.
Упражнение 33
Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов:
Сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора
дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа.
Вернемся к наблюдательности. Это качество никогда не бывает слишком развито.
Вот упражнение на наблюдательность, которое легко выполнить в течение дня. Остановитесь на 15 секунд перед витриной аптеки, парфюмерного, или бакалейного магазина. Рассмотрите хорошо все, что там находится. Продолжая путь, попытайтесь вспомнить максимальное количество предметов, находящихся на витрине.
Урок 14 (Бис).
Как мгновенно запомнить список
В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.
Посмотрите на рисунки–и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.
Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:
– купить газету;
– отправить письмо по почте;
– забрать фотографии у фотографа;
– отнести врачу рентгеновский снимок;
– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;
– позвонить вашему другу Дюрану.
Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.
Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.
Пара «очки – почта» (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.
Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию» луна–фотография?
Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук–врач – рентгеновский снимок.
Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).
Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.
Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что–нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).
Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:
– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.
Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю «газета»;
– буква В (второе дело).В–это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.
С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово «горчица» вы ассоциируете с циркулем, затем серп–с очками и т.д.
Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30–20 станций какой–либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.
Метод локи назван так вовсе не в честь скандинавского бога. Наименование происходит от латинского слова loci - «местоположения». Иначе этот мнемонический метод называют Дворцом памяти или ментальной прогулкой.
Метод локи был разработан ещё в Древнем Риме, когда мастера не могли пользоваться записями и всю информацию для многочасовых выступлений держали в памяти. Суть метода заключается в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным вам локациям. Факты могут быть любыми, например:
- иностранные слова;
- материал для выступления на конференции;
- список покупок для праздничного обеда.
Кстати, метод локи использует Доминик О’Брайен (Dominic O’Brien) в мнемонических соревнованиях.
Доминик О"Брайен
Итак, как же запоминать информацию с помощью Дворца памяти?
Этап 1. Постройте Дворец памяти
1. Выберите место. Это должно быть хорошо знакомое место, которое вы с лёгкостью представляете и по которому можете мысленно прогуливаться. Например, ваша квартира. Чтобы техника была эффективной, не просто представляйте квартиру, а создавайте маршрут прогулки по ней.
2. Составьте список отличительных деталей этого места. Для квартиры это могут быть предметы мебели или декора. Старайтесь проанализировать пространство методично, например в соответствии с тем маршрутом, по которому вы обычно делаете .
shotsstudio/depositphotos.com
3. Отпечатайте в своё место. Тут может потребоваться некоторое время, но именно этот шаг станет залогом того, что метод локи будет работать эффективно. Если для вас это сложно, воспользуйтесь одним из дополнительных шагов:
- пройдите ещё раз по маршруту и зафиксируйте детали на бумаге;
- начинайте всегда с одного места;
- мысленно возвращайтесь в своё место как можно чаще.
Этап 2. Создайте ассоциации
Построив Дворец памяти, приступайте к размещению в нём пунктов для запоминания.
Подходите к этому творчески. Например, вы хотите запомнить список покупок. Представьте, как яйца падают с дивана, подкиньте скворчащий бекон, чтобы он прилип к двери, отведите сельдерею, капусте и порею определённое место за столом и представьте, как они беседуют о погоде. В ванной комнате пусть чистит зубы кондиционер для белья, а средство для чистки кафеля принимает душ. Чем бредовей и смешней будут , тем лучше!
Этап 3. Пройдитесь по Дворцу памяти
Повторите созданную картинку, чтобы удостовериться, что вы ничего не забыли.
Всё! Готово! Можно идти в магазин.
lightpoet/depositphotos.com
Естественно, список покупок не единственное применение данного метода. К тому же в магазине, пожалуй, даже удобней будет использовать настоящий список на бумаге или в смартфоне. Однако запоминание перечня покупок хорошо подходит для освоения метода. После вы сможете перейти к более сложным данным.
Также со временем вы можете создать несколько маршрутов, чтобы держать в больше информации. Например, в отпуске постарайтесь запомнить обстановку любимого отеля, по пути на работу обратите внимание на самые яркие здания или сходите в парк, который больше всего любили в детстве.
Запоминание списков слов и словосочетаний – это хорошая тренировка зрительной (вы сами читаете список) и слуховой памяти (воспринимаете на слух).
В этом разделе приведены примеры списков, которые вы можете использовать для тренировки и отработки таких технологий, как метод Цицерона, нелепой связи, «матрешки», «мультфильма», создание произвольных и непроизвольных ассоциаций и многих других.
У каждой технологии есть свои правила, особенности применения и алгоритм запоминания. Об этом вам рассказывал преподаватель на занятиях. Вспомните их перед тем, как начать самостоятельную тренировку.
Часто нас ученики спрашивают: «Зачем запоминать списки? Как это пригодится в жизни?».
Дело в том, что большое количество информации в обыденной или учебной, рабочей жизни вам приходится запоминать именно списками. Например: список продуктов (что купить в магазине), последовательность правителей, состав продуктов, список дел или вещей (что нужно взять в командировку). А может быть, вам нужно запомнить планеты или созвездия, географическую номенклатуру или всех богов Древнего мира, города Золотого кольца? Все это и многое другое запоминается парочкой или цепочкой.
Материалы, представленные на нашей сайте, являются частью учебно-методического комплекса "Аксонии". Просим вас при полном или частичном использовании данных материалов делать ссылки на нашу школу.
Вы всегда можете обратиться к методистам и педагогам «Аксонии» за инструкциями, разъяснением заданий и с вопросами, касающимися программ и технологий развития памяти, внимания и скорочтения.
Успешных вам тренировок!
Запоминаем списки слов.
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
Группа 4 |
Группа 5 |
|
||||
море шкаф книга телевизор каша бабушка собака холод каска обои |
лопата кофта пирожок лимон шуба платок чай кран розетка форточка |
хлеб ложка тапочки носки тумбочка ручка раковина цветок пижама йогурт |
копейка трава рак спички ковер труба перо ноты журнал стекло |
свеча кнопка микроскоп доллар кубик пружина глаз пень дельфин дырка |
Группа 6
|
Группа 7 | Группа 8 | Группа 9 | Группа 10 |
|
||||
сон мышь уши грабли ров червяк тост рюмка комар испуг виноград булка луна коньки крот |
смола часовой корова звонок кит рука пуговица каша макароны руль ссора компот крюк порох вышка |
дорога пожар адрес кукуруза дерево корабль ребенок мама елка леденец ветер книга танец хор тишина |
болото ананас береза бабочка колесо кувшин люстра кузнечик палка гном праздник врач зеленка молоток веник |
документ |
Наверное, каждый задавался таким вопросом перед входом в магазин, вроде, список простой и понятный, а половину списка я вообще не помню, хотя 15 минут назад его просматривал?
Или вы приходите в магазин и ходите с бумажкой в поисках нужных продуктов, каждые 3 минуты доставая список из кармана. Удобно? Мягко говоря, не очень!
И что получается – забыл список дома, пойдешь обратно, ну или купишь, не все или не то)
Я даже могу предсказать примерно сколько элементов из списка вы вспомните, это уже доказанный научный факт. Человек в фокусе внимания способен удерживать 7+-2 единицы информации, при тренировке можно это границу расширить, но в любом случае не очень значительно.
Получается следующая ситуация, вы легко вспомните от 5 до 9 продуктов, если с вашей память все в порядке, а дальше уже спорный вопрос, а если в списке 25 продуктов?
Можете проверить мою теорию на себе! Напишите список в 25 продуктов – прочитайте его и минут через 20 попробуйте воспроизвести. Скорее всего вы еще получите эффект края, когда первые и последний продукты будут помниться лучше всего, а серединка выпадет из фокуса внимания.
Что же делать?
Есть простая техника запоминания списков. Основа нашей памяти - это образы и связи, т.е. чтобы запоминать нам нужны картинки, которые как-то взаимодействуют между собой. Вам просто нужно представить образ каждого продукта и связать их между собой в цепочку и обязательно 1 раз припомнить, и я вам гарантирую, что 100% вы вспомните весь список.
Возьмем список из 5 продуктов:
Батон – кетчуп – макароны – молоко – ананас
Вы представляете себе образ БАТОН и КЕТЧУП, затем связываете их любым способом. Образы должны взаимодействовать. Например, КЕТЧУП протыкает насквозь БАТОН. Далее вы берете следующий образ МАКАРОНЫ и связываете их с КЕТЧУПОМ. МАКАРОНЫ душат кетчуп и так далее….
Есть одно правило:
ВСЕ ОБРАЗЫ СВЯЗЫВАЮТСЯ ПАРАМИ! ТОЛЬКО 2 ОБРАЗА В 1 КАРТИНКЕ.
Как только вы связали все образы, вам нужно будет просмотреть всю цепочку от начала и до конца, если какие-то образы выпали, то добавить их обратно или усилить и все готово!
Козаренко пишет в своей книге, что на создание 1 пары образов у опытного мнемониста уходит 6 секунд. Это значит, что список из 25 продуктов вы запомните за 2 мин 30 сек.
Согласитесь, это быстро). А чем больше вы тренируетесь, тем быстрее вы будете создавать образы, на самом деле 6 секунд для простых списков это даже много)))
Пробуйте и у вас получится! Об особенностях построения связей между образами, я расскажу в следующей статье.
Как запомнить список продуктов для магазина?