Но на формирование личность маленького человека влияют многие факторы, поэтому странно ожидать от своего сына или дочери запланированных поступков.
Мамы чаще пап выбирают определенную модель поведения, которую поддерживает семья. Неправильная позиция формирует определенные последствия в развитии личности.
Ребенок – предмет всеобщего обожания.
Все желания малыша исполняются по его первому требованию. Стоит только пожелать, игрушка уже в руках малыша. Наказывать и повышать голос на кроху запрещено членам семьи и окружающим. Мама ни в чем не отказывает ребенку. Она может всю зиму проходить в осенних ботинках, лишь бы у ее крошечки была лучшая одежда и обувь от мировых производителей.
Человек во взрослом возрасте не умеет справляться с трудностями, убегает от проблем. Личная жизнь также как, правило, не складывается, ведь подобрать избранника, угодного маме практически невозможно. Родители всю жизнь опекают сына или дочь. складываются и в будущем так, как угодно старшим. Случается, что человек находит утешение в алкоголе или наркотиках.
Соответствие ожидаемому.
Так происходит, если родители в детстве были лишены вещей, о которых мечтали. Мама ежедневно тянет дочку на занятия по бальным танцам, растит из нее звезду. А девчонка мечтает о художественной школе. Но родительница не считает рисование серьезным занятием. И крохе приходится смириться. Папа записывает сына на секцию по боксу, так как в детстве над ним часто издевались одноклассники. Вот он и мечтает вырастить чемпиона, способного дать сдачу. Сын перед сном представляет себя на сцене со скрипкой. Но музыка – это не для настоящего мужчины.
Такая же ситуация может возникнуть, если у ребенка не получается учиться на «отлично». Он учится в лучшей школе города, посещает сотни репетиторов по разным предметам, не спит ночами, готовя уроки, и… не оправдывает ожидания родителей.
Человек может попасть под чужое влияние, он не умеет отстаивать свое мнение. Появляется неуверенность в том, что он делает: плохая работа, плохой партнер по жизни.
Полная вседозволенность.
Некоторые родители считают, что нет необходимости интересоваться жизнью ребенка. С детства ему позволяют гулять в соседнем дворе со взрослыми ребятами, прогулы уроков не воспринимаются чем-то из ряда вон выходящим. Между детьми и родителями возникает пропасть равнодушия и отдаления. Некоторые мамы и папы сознательно ее создают, чтобы никто не подумал, что ребенок не самостоятельный.
Появляется обида на родных за недолюбленное детство, обидчивость, озлобленность.
Ребенок между двух огней.
Когда родители выясняют свои взаимоотношения с привлечением детей, и методы воспитания существенно разнятся, ребенок не может принять чью-либо сторону.
Неуверенность, ощущение ненужности, стремление отгородиться от других человек проносит сквозь года
Чрезмерная строгость.
Боязнь, что сын или дочь пойдет по неправильному жизненному пути, сделает ошибки, заведет нехороших друзей, приводит к тому, что родители слишком строги в воспитании. Ребенку запрещено играть с одноклассниками, ему отказывают в детских развлечениях, шалости пресекаются на корню.
Подростки, выращенные в таких условиях, стремятся раньше покинуть отцовский дом. В будущем взаимоотношения родителей и детей складываются не самым лучшим образом, нет доверия и понимания.
Конечно, есть и положительные примеры воспитания, когда ребенка уважают, прислушиваются к его мнению. Как же сделать так, чтобы малыш рос и развивался в благоприятных условиях?
- Проводите больше времени вместе. Но не за просмотром телевизора, а отправьтесь поиграть во двор, найдите развлечение дома.
- Не судите строго детские ошибки и оплошности.
- Будьте первым человеком, который придет на помощь. Просите помощи в ответ.
- Не скрывайте своих чувств и позволяйте малышу проявлять их.
- Запомните! Ни одна самая дорогая игрушка не заменит крохе маму и папу.
Быть хорошим родителем нелегко. Любите своих детей!
Исключительную роль в жизни ребенка играют родители, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педаго гический институт - семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.
Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения - это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуальног о развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.
Стиль (тип) семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
Ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
У родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
При достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;
Став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностям, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительс ких отношений:
У родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
Они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
До начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
Ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
Он станет инфантильно-потр ебительски относиться к миру;
Будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет,
Ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительс ких отношений:
Родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
Ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
Отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
Отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительс ких отношений:
Жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
Отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета;
Родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
Вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
Осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
Приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельност ь, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Статью подготовила педагог-психолог МБДОУ № 103.
Детско-родительские отношения изначально определяются взрослым и на всей протяженности зависят в основном от отношения матери и отца к своему ребенку. Уже в раннем детстве у ребенка формируется отношение к родителям, которое они сами заложили и определили, как наиболее подходящее для них.
Став родителем, человек оказывается в новом статусе, кардинально меняется круг его прав и обязанностей, жизненные устои, поведение, появляются новые цели и задачи, определяются новые функции. В связи с этим в корне меняется все устройство жизни человека, его приоритеты, взгляды на некоторые вопросы, отношение к себе и окружающим, интересы и круг общения. Человека, ставшего родителем, теперь все больше занимают вопросы детского здоровья, развития, способов и правил воспитания и т. д. Появление в семье новорожденного отражается на всех членах семьи, независимо от их отношения к этому событию.
Роли отца и матери отличаются друг от друга, но в идеале они должны гармонично сочетаться и взаимодополнять одна другую. Мать призвана заботиться о духовном, нравственном и эстетическом развитии ребенка, иметь с ним тесный эмоциональный контакт на протяжении всей жизни, быть опорой и поддержкой в минуты отчаяния, сопереживать его неудачи и настраивать на положительный лад, радоваться успехам, формировать оптимистические взгляды и психическую устойчивость.
Отец, как правило, если он принимает активное участие в жизни ребенка, помогает формировать его мировоззрение, упорядочивать понимание мира и вещей в нем, оказывает влияние на воспитание дисциплины и воли, самостоятельности и независимости. Роль отца очень важна при воспитании детей, и его отсутствие или недостаточное участие может привести к негативным последствиям в формировании личности ребенка. К таким последствиям относятся: недостаток интеллектуального развития, нарушение правильной половой идентификации, трудности в общении с противоположным полом, чрезмерная мягкость, податливость, склонность к подчинению чужой воли.
Огромное значение в развитии ребенка имеют отношения между родителями. Наблюдая эти отношения, ребенок неосознанно формирует собственную программу своих будущих супружеских отношений. Общение матери и отца, их отношение друг к другу, доминирующие способы отстаивания прав, мнений, формы решения проблем и выходов из ситуаций, наиболее ценные личностные качества в понимании матери и отца становятся неоспоримой нормой для ребенка. Эти нормы формируются, начиная с раннего детства на протяжении нескольких лет, поэтому твердо удерживаются в сознании человека и оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Привить человеку иное понимание семейных отношений почти невозможно, и связано с долгой обстоятельной работой и получением значительного личного опыта.
В семьях, где наблюдаются стабильные отношения, поддерживается атмосфера доброжелательности, уступчивости и понимания отмечается естественное формирование правильного мировоззрения ребенка, положительных личностных качеств, способности к самореализации.
Важным вопросом в отношениях ребенка и родителей является количество детей в семье. Практика показывает, что особенности развития ребенка и отношения к нему родителей во многом определяется тем, является ли он единственным, первым, вторым и т. д., а так же старшим, средним или младшим.
Единственный ребенок занимает все внимание родителей, поэтому он часто склонен к эгоизму, направлен на постоянное привлечение внимания к себе со стороны взрослых, склонен к цинизму и высокомерию, меньшей самостоятельности, повышенной зависимости от взрослых, что можно исключить или уменьшить правильным подходом к воспитанию.
Первый ребенок во многом схож с единственным, так как на протяжении определенного времени являлся таковым. Кроме того, первый ребенок всегда вызывает проявление повышенной заботы и тревожности, потому что родители впервые сталкиваются с новыми для них задачами, проблемами, поэтому относятся с особой осторожностью к своим действиям, тщательно продумывают их. Каждый этап взросления ребенка является для них новым, неизвестным, это привлекает максимум их внимания, активности и заинтересованности.
Второй ребенок никогда не был единственным, он уже родился в семье, где есть еще один ребенок и с рождения вынужден считаться с его присутствием, делиться родительским вниманием, а позже и материальными ценностями. Со вторым ребенком родители обычно проводят меньше времени, забота о нем производится по уже отработанному сценарию, часто по упрощенной схеме. С другой стороны, у второго ребенка есть старший брат или сестра, который может научить его многому, восполнить дефицит общения, проявлять посильную заботу и опеку.
Отношения детей и родителей в многодетной семье определяются родителями и при правильном подходе к их организации, подразумевающей учет возрастных особенностей в распределении прав и обязанностей, уважительное отношение ко всем членам семьи, независимо от их возраста, равномерное распределение родительского внимания и т. д. можно достичь положительных отношений между всеми членами семьи. В больших семьях отношения строятся на взаимопомощи детей и родителей, четком распределении обязанностей, заботе старших о младших.
http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p44.php
Психология отношений родителей и взрослых детей – это показательный пример, на котором можно отследить все минусы отношений в общем.
Тренинги, видео, книги не устают говорить о том, что любые отношения надо строить на трех китах: любви, общении и общих интересах, — и только тогда будет полное взаимопонимание. Но! Природа человека так устроена, что очень часто он делает наоборот, тем самым создавая себе и другим трудности. Расхожая шутка: «Мы не ищем легких путей!» Но в каждой шутке есть доля правды… а в этом выражении – особенно!
Оказывается, человеку довольно трудно выбрать для себя хорошее. Парадокс? Отнюдь. Ведь он вложил уйму сил, внимания и энергии в свои страдания.
И что теперь – вот так взять и просто расстаться с ними?.. Тот же подход в психологии отношений родителей со взрослыми детьми. Вроде и «счастье в детях», «мы хотим для наших детей только хорошего», а на поверку – отсутствие понимания друг друга, чуть ли не ежедневные конфликты и скандалы. Чтобы исправить отношения с детьми, родители настойчиво ищут для них психологов… забывая о себе. Причина ведь не только в ребенке.
В отношениях ответственность всегда несут обе стороны – всегда! Если ты в обиде на кого-то, значит, просто не хочешь брать на себя свою долю ответственности, и перекладываешь ее на других. Вот и вся суть обиды!
Типы отношений с ребенком
Психология отношений родителей и взрослых детей может принимать разные формы, увы, весьма далекие от любви:
- чрезмерная забота, продиктованная страхом потерять ребенка и избежать любых неприятностей с его здоровьем. Опека зачастую порождает ребенка-жертву либо бунтаря,
- тотальный контроль за детьми и диктовать им свою волю. Здесь объяснением могут быть несколько вариантов: драматизация родителями поведения их отца или матери; тот же страх за жизнь ребенка; или кому-то хочется поиграть в надсмотрщика или начальника со своими детьми,
- полное равнодушие к детям. Возможен и такой вариант психологии отношений между родителями и взрослыми детьми.
Чем обусловлен? Мощной физической или психологической травмой, связанной с рождением ребенка (например, тяжелые роды, когда женщина едва не умерла, а ее мужа заставили делать выбор между жизнью жены и ребенка).
Или у родителя задолго до свадьбы была своя жизнь не сахар – тяжелые болезни, потери близких людей, долги, по причине чего человек в какой-то момент как бы отгораживается от происходящего, и даже рождение собственных детей для него может пройти как в тумане. У меня был клиент, который в 40 лет опомнился, что у него уже двое детей,
- ненависть и раздражение к ребенку. Тщательно скрываемая родителем или, наоборот, открытая агрессия. Как результат, замкнутые дети, которые с первых лет живут в атмосфере зла и опасности. Да, они будут улыбаться вам, приветливо здороваться, но любой вопрос по душам сразу вызывает у них защитную реакцию,
- подавление ребенка, постоянные оскорбления, унижения и обесценивание его способностей.
- вырастить из ребенка свою копию – родитель пытается осуществить в ребенке собственные несбывшиеся мечты! Такая психология отношений родителей и взрослых детей встречается довольно часто. Кого получаем спустя годы? Недовольного взрослого, который не может найти свое место в жизни.
Конечно, это далеко не все варианты отношений с ребенком.
Почему среди перечисленных нет любви?.. Да потому что проще копировать, навязывать себя, проявлять негатив, чем строить день за днем нормальные отношения.
Вдобавок, речь о взрослых детях. А здесь есть свои особенности.
Дети – это те же взрослые, только временно в маленьком теле. Прочитай это предложение несколько раз… и подумай над ним.
У каждого ребенка есть свое внутреннее «я», мечты, пристрастия, правила и цели, с которыми он пришел – и все это уже заложено в нем с первого года жизни!
Но проявляются качества детей не сразу: из-за малой осознанности – раз, а во-вторых, его никто не спрашивает об этом.
Привычная психология отношений родителей и взрослых детей сводится к тому, что он должен слушаться взрослых. Которые потом, глядя на своего подростка, поражаются «как он таким вырос?!» и «мы его такому не учили!»
Кто такие взрослые дети?
- это период между детством и взрослостью, старше 12 лет. Хотя иногда, по причине обстоятельств или собственных суждений, ребенок взрослеет намного раньше. К слову, тяга к взрослости толкает детей на необдуманное «геройство». О чем это говорит? Что ему некомфортно в детстве, где неприятностей больше чем радостей,
- взрослые дети настойчиво создают свой «образ»: личности, победителя, лидера, секс-символа, лучшего среди своих. В психологии отношений со взрослыми детьми об этой особенности надо помнить в первую очередь.
Зачастую вы будете общаться с красивым образом. Когда в острой ситуации такой образ вдруг слетает, и оголяется настоящее «я» ребенка, родители не узнают его!..
- стремление к самостоятельности. В этот период ребенок будет отстаивать свою территорию (комнату), увлечения, друзей, внешний вид – связующая ниточка между родителями и детьми становится тоньше, наладить общение сложнее,
- они ищут свою философию: то, чему хотят себя посвятить. Будь-то музыка, компьютерные игры, тусовки неформалов, модные течения. Лучше чтобы родители принимали участие в таком поиске, не запрещали, а разделяли интересы своих детей.
Как наладить отношения со взрослыми детьми?
- найти общие точки: привычки, увлечения, занятия, мечты. Если таковых нет, сделай их сам: узнай, чем твоему ребенку по душе заниматься, и устрой так, чтобы это стало общим: прогулки, походы, кино, мода, катание на коньках, любовь к животным, рисование, что угодно. Я не призываю идти с ним на рок-концерт его любимой группы (хотя и это возможно), но узнать, что за группа, найти в Интернете информацию о ней – да. Чтобы разговаривать со своим чадом на одном языке хотя бы в чем-то малом,
- общайтесь чаще и больше. О чем угодно. Нормальная психология отношений родителей и взрослых детей – это общение! Не нравоучайте и не ставьте условия, а разговаривайте. Если в вашей семье так не заведено, поначалу ребенок будет продолжать закрываться.
Но если он почувствует, что общаться с вами безопасно и без последствий (наказаний, запретов) – дело пойдет,
- и третье. Родитель, ты не заметишь, как отношения со взрослым ребенком сами по себе станут теплее – благодаря (!) общим интересам, общению и твоему желанию по-прежнему быть ребенку другом, а не чужим человеком.
Если вы попробуете сделать хотя бы что-то из перечисленного, то между вами и ребенком возникнет ВЗАИМОпонимание. Не только вы поймете вашу дочь или сына, но и дети поймут вас!
И еще. Если что-то в психологии отношений между родителями и взрослыми детьми тебе еще не понятно, сделай простую вещь:
поставь себя на место собственного ребенка. Закрой глаза и почувствуй себя твоей дочерью или сыном. И прислушайся к ощущениям и мыслям, которые тебе придут. Думаю, ты узнаешь много нового…
Как итог. Психология отношений родителей и взрослых детей – это школа. В которой надо читать нужные книги, получать уроки и делать из них верные выводы, а не поступать бездумно, руководствуясь эмоциями и собственными амбициями. Поэтому предлагаю учиться вместе: в комментариях к этой статьей и обсуждениях.
может, в какой-то родительской паре вы узнаете себя…
Елена Панова
Особенности взаимодействия родитель - ребенок
«Особенности взаимодействия родитель - ребенок »
Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей .
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми . Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми в семье , считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.
Первым этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений , их особенности .
Мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа. Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.
Изучение особенностей детско- родительских отношений осуществлялось с помощью методики «» (ВРР) (Марковская И. М.) .
Цель методики : методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей .
Описание методики : опросник «Взаимодействие родитель - ребенок » является «зеркальным» и содержит две параллельных формы : для родителей и для детей . Таким образом, опросник имеет три формы : одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми :
1. Нетребовательность - требовательность
2. Мягкость - строгость
3. Автономность - контроль
4. Эмоциональная дистанция - близость
5. Отвержение - принятие
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7. Несогласие - согласие
8. Непоследовательность - последовательность
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем ) .
Процедура опроса : при заполнении опросника родителям предлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе : 5 -- несомненно, да (очень сильное согласие) ; 4 -- в общем, да; 3 -- и да, и нет; 2 -- скорее нет, чем да; 1 -- нет (абсолютное несогласие) .
По итогам проведения нашего исследования были получены следующие данные.
Анализ полученных результатов :
Анализ полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.
1 шкала : Нетребовательность - требовательность родителей (7%) . Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя , который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком . Причем по результатам исследования видно, что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего числа опрошенных.
2 шкала : мягкость-строгость родителя (12%) . По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям, наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей говорит о том , что при всей требовательности к личности ребенка , меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми .
3 шкала : автономность-контроль по отношению к ребенку (22%) . Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка , о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку , либо следствием любования.
4 шкала : эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%) . Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка . Анализируя данные родителей , можно судить о точности представлений родителей , об адекватной оценке близости к ним ребенка . По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения родителей и детей более доверительные и близкие.
5 шкала : отвержение-принятие ребенка родителем (6%) . Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку . Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о том , что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка , критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем и ребенком довольно велика . Остальные же родители стараются более гибко относится к поступкам ребенка , принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.
6 шкала : отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%) . Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия . Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и детьми , что является следствием включенности ребенка во взаимодействие , признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей .
7 шкала : несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%) . Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации.
8 шкала : непоследовательность-последовательность родителя (3%) . Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия . Показатели данной шкалы говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку , в применении наказаний и поощрении и т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя .
9 шкала : авторитетность родителя (5%) . Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка . При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна , что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка .
10 шкала : удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%) . По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми . Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре детско-родительских отношений , о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.
Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка , быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации детско-родительских отношений .
Заключение
Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром , в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
К сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка .
Задача родителей - так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними .
Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали , что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.