1.2.2. Периоды детского возраста
Организм ребенка в биологическом отношении не является постоянным. Он непрерывно находится в процессе роста и развития, которые происходят с определенной закономерной последовательностью. От момента рождения и до того, как ребенок станет взрослым человеком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов. По мере такого перехода меняются морфофизиологические особенности, среда, окружающая обстановка, поэтому совершенно недопустимо рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. Не следует также говорить об анатомофизиологических нормах для детей вообще или особенностях течения той или иной болезни у ребенка, не учитывая роль возрастного фактора.
Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход как к здоровым, так и к больным детям с учетом возрастных анатомофизиоло-гических особенностей.
Дифференцированный подход к оценке состояния ребенка определяется возрастными периодами его развития. Естественно, что между ними нельзя провести строгой грани. В практическом отношении целесообразно различать внутриутробный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и вне-утробный, включающий:
а) период новорожденности;
б) грудной;
в) преддошкольный (ясельный);
г) дошкольный;
д) младший школьный;
е) старший школьный.
Период внутриутробного развития. Для плода организм матери является окружающей средой, и состояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важнейшее значение для его нормального физиологического развития.
Внутриутробный период развития подразделяется на две стадии: эмбриональную, включающую первые 11 -12 нед, и фетальную (плацентарную) - до рождения. Первая стадия характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к вне-утробной жизни. Например, при сроке беременности 3-6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, затем начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин, как у взрослого человека, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костномозговое. К 16-17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22-24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28 нед плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т.е. те части мозга, филогенетически более древние, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беременности) происходит отложение в организме плода многих веществ - железа, кальция, витаминов и др., потребность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3-7 нед беременности принято считать критическим периодом, хотя сроки формирования органов и систем неодинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков, поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха и др.) становятся чрезмерно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развития новорожденного. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.
В период внутриутробного развития выявляются некоторые наследственные и приобретенные факторы, как благоприятно влияющие на внутриутробное развитие плода, так и нарушающие его. Аномалии развития формируются главным образом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возникновение некоторых аномалий в области лица и челюстей, наиболее часто - расщелин верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия лобно-носового отростка могут произойти сближение закладок глаза и их слияние (одноглазие). В течение первых 2 мес внутриутробного развития возможно образование кист и свищей околоушной области и шеи, различных аномалий мышечной, сосудистой и нервной систем. К концу 2-го месяца эмбрион уже сформирован. Возникающие после этого периода аномалии менее значительны и являются главным образом следствием недостаточного роста и развития плода. К ним относятся неправильности строения черепа и лицевых костей, недоразвитие хрящей носа и ушей, закрытие глазной щели и др. С 4/ 2 -5 мес внутриутробного развития начинается минерализация молочных резцов, а с 7 мес - клыков и моляров. Химический состав и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.
Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. новорожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется значительными морфологическими, функциональными и биохимическими сдвигами. Появляется легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. Верхние и нижние конечности ребенка находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляция. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
У новорожденного быстро увеличивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), в основном характером питания. Наиболее физиологической пищей для ребенка этого возраста является грудное молоко.
Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.
У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию.
Таким образом, в период новорожденности все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важных жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, хороших гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.
В этот период могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковременными, в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Физиологические отклонения от нормы у новорожденных нередки. Очень часто (даже после нормальных родов) имеются точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, чаще всего на лице и конъюнктивах - в результате повреждения капилляров при венозном застое во время родов (они быстро исчезают и не имеют вредных последствий).
Наряду с точечными кровоизлияниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называемую родовую опухоль - кровоизлияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего располагается в области темени или затылка, но может иметь и другую локализацию: при лицевом предлежании - на лице, при лобном - на лбу.
Желтуха новорожденных наблюдается в основном на 2-3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4-5-е сутки. Желтушное окрашивание кожи раньше всего появляется на лице.
В течение первых 3-4 дней жизни масса тела новорожденного заметно снижается. Это явление физиологическое, получившее название физиологической убыли массы тела.
Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особенно оперирующие ребенка в первые дни его жизни.
Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее выраженные могут остаться незамеченными. Ребенок иногда плохо захватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздечкой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количества молока при нормальной лактации у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассечение короткой уздечки языка. Учитывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1-3 дней после этой небольшой операции.
При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ребенка в вертикальном положении.
При искусственном вскармливании важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного. При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недельному возрасту эта сила увеличивается до 700-800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц. Поэтому при искусственном вскармливании соска на бутылочке должна быть из упругой резины с маленьким отверстием, которое делают раскаленной иглой. Ребенок должен высасывать молочную смесь в течение 12-15 мин, т.е. выполнять необходимую для правильного развития работу.
У новорожденного нередко наблюдается поверхностный кандидоз слизистой оболочки рта - молочница. Значительно реже у ослабленных детей выявляются афты Беднара.
Болезни периода новорожденности имеют некоторые особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развивающихся (врожденных) вирусного гепатита, цитомегалии, листериоза, малярии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков органов и систем, разнообразных родовых травм и нарушений мозгового кровообращения, а также последствий внутриутробной асфиксии; гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, септических заболеваний, вызванных нередко кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
Грудной период начинается с 3-4-й недели жизни и заканчивается (условно) в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Развиваются статические функции: в 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, затем со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. В 5-6 мес прорезываются первые молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные рефлексы (первая сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с б мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психи-ческое.
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима дня, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение 1-го месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка 1-го года жизни в основных питательных веществах и энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия), связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т.е. диспепсиям.
У некоторых детей выявляют так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и большую частоту рахита.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что делает его особенно предрасположенным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для этого возраста.
В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и аномалиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.
На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при которых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ребенка, он начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2-3 годам предложения становятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч, а ночью - 11ч.
В этом периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.
В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). В этот период у детей продолжается совершенствование функций организма. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Этот период отличается от предыдущего в основном количественным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объединяют в один - период молочных зубов. В преддошкольном и дошкольном периодах у детей при отсутствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологические заболевания. Наиболее массовыми являются кариес и его осложнения, в том числе тяжелые воспалительные заболевания, а также формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии и деформации.
Период полового созревания. Это последний период детства (пубертатный период, старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16-17 лет. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек - дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Помимо стоматологических заболеваний, характерных для школьников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии профилактических мероприятий, раннего выявления и систематического лечения - и более глубокие поражения тканей пародонта.
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированной стоматологической помощи детям.
Период новорожденности - первые 28 дней жизни ребенка.
Кожа у здорового новорожденного легко ранимая, нежная, эластичная, упругая. При попытке собрать ее в складку, она моментально расправляется. Однако потовые железы функционируют в периоде новорожденности недостаточно активно, что приводит к сухости кожи. Цвет кожи здорового новорожденного в первые минуты после рождения может быть бледно-синюшной и розовеет после первого крика, как только ребенок начинает самостоятельно дышать. Реже ребенок рождается розовым.
При затруднении выведения плечиков или обвитии пуповины вокруг шеи могут возникать петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорождённого. Под воздействием холода может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.
Преимущественно у недоношенных детей отмечается «феномен арлекина», возникающая в положении лежа эритема одной половины туловища, имеющая четкую ровную границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения этого симптома - дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса.
Волосяной покров тела у новорожденного представлен тонкими волосками (лануго). Особенно много их на плечах, под лопатками. В норме волосяной покров тела значительно уменьшается через две недели. Голова у новорожденного, как правило, покрыта более длинными (до 2 см) волосами. Есть почти незаметные ресницы и брови. Ногти у доношенных новорожденных обычно хорошо сформированы, достигают кончиков пальцев.
Голова новорожденного ребенка имеет отличные от взрослых пропорции: на ее долю приходится четвертая часть тела, тогда как у взрослого человека – всего лишь восьмая часть. У доношенных мальчиков окружность головы в среднем составляет 34,9 см, у девочек – 34,0 см. Форма головы может быть различной. При кесаревом сечении и тазовом предлежании голова новорожденного чаще имеет круглую форму.
У здорового новорожденного мозговой череп преобладает над лицевым. Лицо младенца обычно симметрично.
Кости черепа у доношенного новорожденного достаточно плотные. В местах их соединения к моменту рождения остаются подвижные мягкие участки – роднички.
- Большой родничок образован в месте схождения теменных и лобных костей. Размеры его индивидуальны – от 1,0 до 3,0 см в диаметре. С ростом ребенка родничок постепенно сужается и к 1,5 годам зарастает полностью. Малые размеры большого родничка без каких-либо других клинических проявлений нарушений не следует считать патологией. Однако необходим контроль за увеличением окружности головы ребёнка по мере его роста. У здорового новорожденного большой родничок ровный, не напряжен, не выбухает, не западает.
- Малый родничок образован в месте схождения затылочной и теменных костей. Размеры его чаще не превышают 0,1-0,2 см в диаметре, к трем месяцам развития малый родничок закрывается. Между большим и малым родничками иногда можно нащупать третий родничок в области теменных костей, его наличие - вариант нормы.
- В месте схождения лобных, теменных и височных костей расположены два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными костями – два задних боковых. У большинства доношенных новорожденных эти роднички уже закрыты. Необходимо коснуться и взаимоотношений «костей» черепа после родов.
В процессе родов череп новорожденного испытывает интенсивное воздействие, в процессе которого одна теменная кость заходит под другую, затылочная кость под теменные, лобные кости также заходят под теменные. В норме, после родов «кости» черепа новорожденного возвращаютя в своё естественное положение. В процессе диагностики подвижности «костей» черепа и состояния швов между ними определяются характеристики физиологической произвольной и непроизвольной подвижности костей. В том числе, проводится дифференциальная диагностика с патологическим синостозом.
Диастаз между теменными костями, на уровне сагиттального шва в норме составляет около 5 мм. Он увеличивается при повышении внутричерепного давления или нарушения механизма остеогенеза (в случаях нарушения внутриутробного развития).
Очень важны для диагности состояния новорожденного такие понятия, как «родовая опухоль» и «кефалогематома».
- Родовая опухоль - мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отёка кожи и рыхлой клетчатки. В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей. Около 10% новорожденных имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль.
- Кефалогематома - кровоизлияние под надкостницу теменной или затылочной кости, не превышающее площади кости. Кровотечение может продолжаться в течение 2 дней после рождения; в это время показано бережное ведение. Большинство кефалогематом возникает после вакуум-экстракции, однако появление образования возможно и без инструментального пособия в родах. В случаях, когда кефалогематома возникла после наложения акушерских щипцов, необходима рентгенография костей черепа для исключения переломов. Кефалогематома рассасывается в течение 6 недель, приподнятость выступающего края кости может быть заметна на протяжении нескольких лет. При большом размере гематомы резорбция вызывает повышение содержания непрямого билирубина, что может потребовать проведения фототерапии. Согласно рекомендациям Ассоциации неонатологов не показана пункция и аспирация гематом, поскольку возрастает риск тяжёлых инфекционных осложнений.
Наличие кефалогематомы не влияет на психомоторное развитие, не описаны также какие-либо неврологические последствия этого состояния.
Нос новорожденного мал, имеет узкие, покрытые нежной слизистой, обильно васкуляризированной оболочкой носовые ходы. При самом незначительном нарушении носового дыхания новорожденный не сможет сосать.
Глаза в первые сутки жизни у новорожденного закрыты. У здорового доношенного ребенка отмечается живая реакция на свет. Роговица прозрачная, зрачки круглые, белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Иногда на зрачке у новорожденного можно обнаружить белые, либо желтые полосы, частично или полностью закрывающие его. У недоношенных детей нередко встречаются мелкие помутнения хрусталика, являющиеся вариантами нормы. Они не влияют на зрение и в дальнейшем обычно бесследно исчезают. Доношенный ребёнок способен фиксировать взгляд на короткий период времени. У здорового новорожденного глазные яблоки могут не двигаться содружественно, особенно во время сна. Это вариант нормы.
В первые дни жизни новорожденный плачет без слез, так как слезные железы ко времени рождения еще недоразвиты. Слезы появляются у доношенных новорожденных только к трехнедельному возрасту.
Ушная раковина у здорового доношенного новорожденного твердая, по ее краям находится хрящ. Если раковину перегнуть и отпустить, она сразу же возвратится в прежнее положение. Вся ее верхняя часть загибается внутрь. Из наружного слухового прохода могут выделяться небольшие комочки серы. Продвижение их наружу обеспечено короткими волосками, покрывающими поверхность слухового прохода.
Форма грудной клетки у здорового новорожденного бочкообразная, ребра располагаются почти горизонтально. Во время вдоха в первые часы жизни у ребенка могут слегка западать надключичные ямки и межреберные промежутки. Грудная клетка симметрична, в акте дыхания активно задействованы ее нижние отделы. У некоторых детей мечевидный отросток грудины отклонен кнаружи и приподнимает кожу. С возрастом его положение становится нормальным. У доношенного новорожденного окружность груди на 1–3,0 см меньше окружности головы.
Рождение ребенка требует немедленного функционирования дыхательной системы. В этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в разных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.
Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12– 16 градусов. Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. При движении ребенок по родовому каналу его грудная клетка сдавливается и фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. При этом в грудной клетке создается отрицательное давление и атмосферный воздух засасывается в нее. Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.
Первый вдох новорожденный делает спустя 30–90 секунд после рождения. Это в норме. Следующие за криком дыхательные движения еще не равномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной.
Частота дыхания доношенных новорожденных в первую неделю жизни колеблется от 40 до 60 в минуту.
Сердце и система кровообращения новорожденного имеют свои особенности.
С самого начала формирования плаценты кровообращение матери и плода разобщено. Легочные сосуды (малый круг кровообращения) находятся в спавшемся состоянии. Через них протекает лишь незначительное количество крови. Давление в этих сосудах высокое – значительно выше, чем в большом круге кровообращения, благодаря чему кровь может двигаться через овальное окно из правого в левое предсердие и артериальный (боталлов) проток, практически минуя малый круг кровообращения. Однако, как только ребенок родился, характер кровообращения меняется. После первых же вдохов резко повышается содержание кислорода в крови ребенка. Это приводит к рефлекторному устранению спазма легочных сосудов. Давление в них падает. В то же время из-за пережатия пуповины давление в большом круге кровообращения наоборот увеличивается и кровь устремляется в легочные сосуды.
Легкие расправляются, тут же начинают раскрываться легочные капилляры. Кровь из легочных сосудов направляется в левое предсердие. Давление в нем становится значительно выше, чем в правом. И тогда захлопывается заслонка овального окна. С этого момента правое и левое предсердия не сообщаются между собой. Это происходит спустя несколько часов после рождения. Полное закрытие овального окна у большинства детей наступает в течении первой недели жизни.
Артериальный проток у новорожденного продолжает функционировать еще от 24 до 48 часов, а то и несколько дней после рождения. Постепенно его просвет сужается и он закрывается.
Частота сердечных сокращений на первой неделе жизни у доношенного ребенка может колебаться в пределах от 100 до 175 ударов в минуту. При крике, пеленании, сосании она возрастает до 180–200, а во время дефекации, зевания, сна, напротив, снижается до 100 ударов в минуту.
Особенностями пищеварения у новорожденных являются меньшая протеолитическая активность желудочного сока и более низкие показатели общей кислотности, чем у взрослых. Глубокий гидролиз осуществляется благодаря пристеночному (контактному) пищеварению.
Секреторная и кислотообразующая функции желудка, переваривание жиров у новорожденных детей зависят от характера вскармливания. Эмульгированные жиры женского молока расщепляются липазой грудного молока, слюны и желудка. Гидролиз жиров с длинной углеродной цепью осуществляется только в кишечнике. У детей первых месяцев жизни жиры коровьего молока в желудке практически не гидролизируются.
Половые органы у здоровых доношенных детей имеют свои особенностей. У мальчиков яички опущены в мошонку, головка полового члена чаще скрыта под крайней плотью, размеры полового члена и мошонки индивидуальны. В норме у новорожденных мальчиков мошонка несколько увеличена в размерах. Это связано с водянкой яичек, которая проходит без лечения. Часто встречается эрекция полового члена, не являющаяся патологией. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые.
К моменту рождения морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. С возрастом происходят изменения размеров и в некоторой степени положения органов мочевыделения. Так у новорожденных детей размеры почек относительно больше, чем у взрослых: отношение массы почек к массе тела новорожденного составляет 1:100, у взрослого человека – 1:200. Верхний полюс почки находится на уровне XI–XII грудного позвонка, нижний – на уровне IV поясничного позвонка. Емкость мочевого пузыря у доношенного новорожденного составляет до 50 мл, к году она увеличивается до 100–200 мл. Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков по длине равен 5–6 см, у новорожденных девочек – 1–1,5 см, диаметр его больше, чем у мальчиков. Слизистая оболочка мочеиспускательного канала у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.
У здорового новорождённого отмечается умеренный тонус сгибателей конечностей, согнутые руки и ноги в положении лежа на спине приподняты над поверхностью. Отмечаются стереотипные, симметричные спонтанные движения конечностей. Движения эти могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и симметричных клонусов, которые считают нормой. В отличие от судорог тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребёнка рукой взрослого.
Для здорового новорожденного ребенка характерны циклические изменения сна и бодрствования.
Здоровый новорожденный ребёнок имеет физиологический мышечный гипертонус. В вертикальном положении новорождённый способен в течение короткого времени удерживать голову, в положении на животе ненадолго приподнимает голову и таз.
Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.
Периоды детского возраста
I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.
Подразделяется на 2 фазы:
а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;
б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.
II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:
а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;
б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.
Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:
а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;
б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;
в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.
III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.
IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:
а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;
б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.
V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.
VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.
Неонатология
Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.
Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.
ОсновнЫе направления неонатологии
Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.
Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.
Исследования становления иммунного статуса.
Изучение наследственных и врожденных заболеваний.
Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.
Реабилитация больных новорожденных детей.
Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.
Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:
В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:
Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.
Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:
Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.
Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:
Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.
Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:
пренатальные (возникающие до и во время беременности);
интранатальные (возникающие во время родов);
постнатальные (действующие после рождения ребенка).
Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.
Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:
в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);
в середине беременности;
в процессе родов.
Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:
1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.
2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).
3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).
4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.
5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.
6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.
Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.
Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).
Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.
У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):
по нарушению функции ЦНС;
развитию гипербилирубинемии;
развитию ГБН;
внутриутробному инфицированию;
развитию СДР;
развитию гипогликемии;
развитию геморрагических расстройств;
по развитию острого анемического синдрома.
При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .
В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :
I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.
II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.
Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:
дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.
Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:
новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
недоношенные II–IV степеней;
переношенные новорожденные;
дети с задержкой внутриутробного развития;
новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;
новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.
III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).
Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.
Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.
Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы . В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму или другого близкого человека, который ухаживает за ним, останавливает взгляд на его лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Младенец интенсивно растет, начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Что касается познавательного развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.
Восприятие .
Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7–8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2–3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца, когда реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.
Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные, образы предметов.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.
Движение и действия
Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложной зрительно-двигательной координации.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Память
Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
Эмоциональное развитие
Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3- 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие – громко плачут.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Речевое развитие
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.
Похожая информация.
Новорожденный -- ребенок в начальном периоде приспособления к условиям внеутробного существования. Период новорожденности начинается после первого вдоха; длительность его, условно принятая в большинстве стран, равна приблизительно 3-4 неделям жизни. После перерезки пуповины прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери. Периоду новорожденности предшествует внутриутробный рост и развитие (антенатальный период). Длительность периода новорожденности зависит от исходного состояния, функциональной зрелости младенца и условий внешней среды, в которой он находится после рождения. Первые 3 часа и первые 3-4 дня после рождения являются важными жизненными этапами, когда происходят наиболее значительные и быстрые преобразования и становление основных функций. При определении длительности периода новорожденности необходимо тщательное наблюдение за развитием каждого ребенка и всесторонний учет морфологических и функциональных изменений. В индивидуально различный период времени происходят функциональные и морфологические изменения с незаметным переходом к последующему грудному возрасту.
Общепринято распределение всех новорожденных на доношенных и недоношенных. В каждом отдельном случае при определении доношенности или недоношенности нужно учитывать совокупность морфологических и функциональных признаков, а также сведения о длительности и особенностях внутриутробного развития.
При массовых анализах -- демографических исследованиях и статистических разработках -- следует руководствоваться общепринятым простым и объективным критерием и к доношенным причислять новорожденных с весом при рождении 2500 г и выше при длине тела не менее 45 см, а к недоношенным -- живорожденных, имеющих вес меньше 2500 е.
Здоровый доношенный новорожденный при соответствующих антропометрических и других морфологических показателях (вес, длина тела, окружности головы, груди и пр.) имеет и хорошо выраженные функциональные признаки. Он громко кричит, хорошо сосет, сохраняет относительное постоянство температуры тела, дыхание его не нарушается, артериальное кровяное давление на должном уровне и с каждым днем повышается, пульс относительно равномерный, хорошо выражен мышечный тонус, нет отклонений в рефлекторной сфере и возрастной иммунобиологической реактивности.
Вместо общепринятого определения доношенный или недоношенный предлагалось пользоваться другими обозначениями -- зрелый или незрелый. Эти предложения не получили признания и такая терминология в основе своей порочна. Незрелость -- индивидуальное свойство, присущее как преждевременно, так и своевременно родившимся, недоношенным и доношенным. Так, например, новорожденный с болезнью Дауна, будучи вполне доношенными и по срокам рождения, и по весоростовым показателям, функционально незрелы вследствие недоразвития центральной нервной системы. С другой стороны, преждевременно родившиеся недоношенные дети нередко в функциональном отношении оказываются достаточно зрелыми для приспособления к условиям внеутробного существования.
Функциональное состояние родившегося ребенка зависит не только от длительности, но и от условий внутриутробного развития. Организм беременной является своеобразной биологической средой для плода. Между организмом матери и плода имеется постоянная взаимосвязь, и развитие плода зависит от состояния здоровья беременной, условий ее жизни и совокупности факторов окружающей среды, состояния плацентарного кровообращения и пр. Поэтому, сохраняя общепринятую группировку, следует выяснять индивидуальные особенности и в качестве дополнения обозначать, в какой мере и в каком отношении ребенок зрелый или незрелый.
В качестве объективного критерия для установления доношенности, недоношенности и степени зрелости, новорожденных давно предлагалось устанавливать сроки появления и развития ядер окостенения. Однако этот признак непостоянный и сам по себе изолированно взятый мало доказателен для определения доношенности и зрелости новорожденных, он может быть использован лишь в общей совокупности морфологических и функциональных данных.
В группе доношенных новорожденных приходится выделять недоупитанных детей, у которых соотношение веса и роста указывает на наличие трофических нарушений в период внутриутробного развития, связанных большей частью с состоянием матери. При длине тела 48--50 см вес при рождении у них может быть в пределе 2550--2800 г, а весо-ростовой показатель ниже 60 (51--56). Если такая недоупитанность сочетается с рядом функциональных нарушений, то можно говорить о врожденной гипотрофии. Практически таких новорожденных в целях профилактики и уменьшения заболеваемости и смертности необходимо выделять для организации соответствующего ухода и обслуживания.
Функциональное состояние новорожденных в значительной мере зависит и от условий рождения. Общеизвестно, что асфиксия и внутричерепные родовые травмы отрицательно влияют и заметно уменьшают функциональные возможности приспособления к внеутробным условиям существования. Поэтому среди доношенных и недоношенных новорожденных следует выделять травмированных внутриутробно или при рождении. Физиологическая незрелость часто является следствием неблагополучного рождения и даже еще внутриутробного повреждения.
Развитие новорожденных подчинено общим биологическим закономерностям. Наследственность и условия внешней среды оказывают влияние на развитие, как в антенатальном периоде, так и после рождения. Функциональное развитие иногда опережает морфологическую готовность, а становление отдельных функций стимулирует структурные преобразования, и, наоборот, морфологическая дифференциация приводит к возникновению соответствующей функции. Каждому возрастному этапу соответствует определенная степень общего развития. Поэтому не обоснованы суждения о недостаточности развития и функциональной слабости без учета соответствия структуры и функции возрастным особенностям и возможностям.
Вес и рост новорожденных являются простыми и наиболее объективными показателями его общего развития. Средний вес при рождении, по данным большинства авторов, составляет 3200--3400 г для мальчиков и 3000--3250 г для девочек, рост -- 48--50 см и весоростовой индекс для доношенных 60--70. Индивидуальные отклонения средних величин зависят от порядковости беременности и родов, возраста и весоростовых особенностей родителей, а главное от гигиенических условий труда и быта беременных, в особенности питания и пр. Функциональные нарушения при длительных заболеваниях во время беременности отрицательно влияют на развитие плода и на вес новорожденного. Значительные социально-экономические изменения в жизни народов отражаются на показателях физического развития рождающихся детей. Так, в годы минувшей войны и экономического неблагополучия средний вес новорожденного уменьшился в большинстве западноевропейских стран. Проведенные исследования установили, что после некоторого снижения в период Отечественной войны средний вес новорожденных в последующем оказался выше, чем в довоенные годы.
Жизненные процессы в целостном организме новорожденных взаимосвязаны, взаимообусловлены и координированы. В основе жизненных процессов лежат рефлекторные реакции, и потому первостепенное значение имеет выяснение особенностей развития нервной системы, регулирующей и интегрирующей функции у новорожденных.
Развитие нервной системы в онтогенезе человеческого организма отражает основные биогенетические закономерности филогенеза. Закладка нервной системы начинается на ранних этапах развития, но формирование головного мозга происходит во второй половине внутриутробного периода. К моменту рождения спинной мозг более закончен в своем развитии, чем головной. По химическому составу мозг новорожденного содержит относительно большое количество воды и белковых веществ и сравнительно мало липоидов. Мозговые центры в спинном, продолговатом мозге и подкорковой области, регулирующие основные вегетативные функции, достаточно развиты у новорожденных, а гипоталамическая область играет важную роль в регуляции его жизненных процессов. Мозжечок мал и относительно слабо развит, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды. У новорожденного кора относительно тоньше, чем у детей старшего возраста. Корковые слои недостаточно развиты, и корковые центры еще не сформированы.
Морфологические закономерности развития нервной системы в значительной мере определяют функциональные особенности новорожденных.
В процессе развития происходит усложнение нервной деятельности. Соотношение организма новорожденных с внешней средой осуществляется рефлекторной деятельностью мозговых центров, расположенных на различных уровнях, в том числе и в ближайшей к большим полушариям подкорковой области. К моменту рождения у ребенка еще не сформировались все врожденные рефлекторные механизмы, и они оказываются достаточными только при хорошем уходе.
Безусловные рефлексы развиваются под влиянием внешней среды, и на их основе происходит постепенное усложнение нервной деятельности -- возникновение и развитие условных рефлексов. Имеются основания предполагать, что кора больших полушарий у новорожденных в известной мере функционально готова к возникновению условных рефлексов, и они начинают образовываться вскоре после рождения. Вопрос о сроках образования первых натуральных и искусственных условных рефлексов еще недостаточно выяснен. До конца первого месяца жизни они крайне непостоянны, неустойчивы и слабо выражены. Первые сочетанные или условные рефлексы выявляются к 12--14 дню после рождения, а иногда и раньше. Самые ранние натуральные условные рефлексы связаны с кормлением. На базе пищевых реакций по мере развития анализаторов и под влиянием воздействий внешней среды расширяются условные связи, усложняется и совершенствуется высшая нервная деятельность.
Развитие двигательных функций начинается на самых ранних этапах онтогенеза. У новорожденных движения сохраняют основные черты внутриутробного периода и протекают под знаком превалирующего воздействия талямопаллидарной системы. По мере включения тормозной и интегративной функций подкорковых центров и особенно коры головного мозга умеряются диффузность и беспорядочность движений, они постепенно становятся более координированными. Первый крик и вдох -- чисто рефлекторные движения, как и чихание, икота, зевота, защитный пальпебральный рефлекс (мигание и зажмуривание), а также сосательные движения. Новорожденный находится в постоянном движении и даже во сне движения прекращаются только на короткое время. Подвижность резко усиливается при беспокойстве, различных раздражениях, особенно при голодном возбуждении. Двигательное беспокойство умеряется при сосании груди, иногда соски, а также при быстрой перемене положения из горизонтального в вертикальное.
Рефлекторные лабиринтные реакции начинают формироваться еще во внутриутробном периоде на 3--5-м месяце беременности. После рождения у здоровых детей наблюдается ряд лабиринтных реакций: компенсаторное отклонение головы при вращении, отклонение глаз при поворотах головы и пр. При быстром переводе из горизонтального в вертикальное положение у новорожденных наблюдаются рефлекторные изменения пульса, а также артериального кровяного давления.
Рефлексы у новорожденных можно вызвать с различных участков кожи и слизистых. Спинальные рефлексы в этом возрасте усилены, а рефлексы, связанные с центрами в головном мозге, ослаблены.
Кроме обычных рефлексов, у новорожденных имеются специфические, присущие только этому возрасту. Специфическими для новорожденных являются: хоботковый рефлекс -- трубкообразное вытягивание губ при легком поколачивании щеки около углов рта, рефлекс Менделя--Бехтерева -- сокращение круговой мышцы глаза при легком ударе по краю орбиты, глазной феномен Пейпера -- сужение зрачка, смыкание век и сильное откидывание головы назад при резком внезапном свете. Особое значение имеет тонический рефлекс рук -- рефлекс Робинсона -- обхватывание и крепкое сжатие предмета при прикосновении к внутренней поверхности ладони, а также рефлекс Бабинского -- тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное -- всех остальных пальцев при раздражении внутренней поверхности стопы. Рефлекс Моро -- симметричное обхватывающее движение ручек с легким сгибанием в локтях при похлопывании но ягодицам или надавливании на мышцы бедер. Рефлекс Таланта -- дугообразное сгибание всего тела при поглаживании спины между позвоночником и лопаткой. Феномен ползания Бауэра -- при положении на животе с приведенными колонками ребенок разгибает ножки, отталкивается и ползет, упираясь в приставленную ладонь при легком толчке или прикосновении к подошве. Мышечный тонус относительно повышен, особенно отчетливо обозначается гипертония конечностей с явным преобладанием сгибательных мышечных групп. Анализаторы интенсивно развиваются по мере адаптации к условиям внеутробного существования и в зависимости от развития деятельности головного мозга и его высших отделов. Анализаторы развиваются неравномерно: раньше -- сравнительно простые и непосредственные (вестибулярные рецепторы, кожная чувствительность, обоняние и вкус), а позднее дистантные -- слух и зрение.
Из различных видов кожной рецепции у новорожденных лучше развита тактильная чувствительность. На легкие раздражения кожи он отвечает двигательными реакциями. Зоны наибольшей чувствительности -- веки, щеки, кожа вокруг рта, внутренние поверхности кисти и стопы. Кроме обобщенных двигательных реакций, отмечаются и местные-- защитный рефлекс с век, сосательный, хватательный. Наличие тактильных восприятий не означает, что у новорожденных имеется осязание как дифференцированная тактильная реакция. Болевая чувствительность выражена сравнительно слабее, но болевые рефлексы вызываются уже в первые часы после рождения. Наиболее чувствительной к уколу является тыльная и особенно подошвенная поверхность стопы. Температурная чувствительность отмечается и у преждевременно родившихся недоношенных детей.
С первых часов жизни ребенок живо реагирует на местные тепловые и особенно холодовые раздражения. Электрическая чувствительность кожи сравнительно слабая. Чем меньше возраст ребенка, тем менее выражена электрическая возбудимость мышц и нервов.
Показатели двигательной хронаксии зависят от функционального состояния новорожденных. У недоношенных, а также родившихся в состоянии гипотрофии электрическая возбудимость менее выражена, чем у крепких и здоровых доношенных детей.
Электропроводность кожи сравнительно высокая.
Различные виды кожной чувствительности примитивны: нельзя отметить точной локализации, количественной или качественной оценки болевых, тактильных, температурных и других раздражений.
Обоняние отмечается с первых часов жизни в виде реакции на различные запахи. В обонятельном рецепторном механизме преобладает система тройничного нерва, и потому в первые дни жизни более отчетливы реакции на запахи (аммиак, уксусная кислота и пр.). Интенсивность и характер обонятельных реакций зависят не столько от качества запахов, сколько от концентрации и силы воздействующих веществ. У новорожденных имеется функциональная связь обонятельного рецептора с подкорковыми и спинальными мозговыми центрами, в частности с дыхательным центром.
Психическое развитие младенца
Нервная система ребенка к моменту его рождения в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. До момента рождения ребенка развитие его нервной системы определялось количеством нервных клеток и ее строением. В дальнейшем развитие нервной системы выражается в увеличении веса головного мозга.
Продолжается процесс миелинизации, т.е. образования оболочки вокруг нервных волокон. Скорость миелинизации находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.
В момент рождения ребенок не просто физически отделяется от матери, в организме которой он развивался. Он попадает в совершенно иные условия существования: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания, шумовое окружение и т.п.
Набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые минуты и часы его жизни: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы, - все это психика новорожденного ребенка. Специфика социальной ситуации развития младенца - беспомощность и полная зависимость от взрослого человека.
Младенец различает соленый, горький, сладкий вкусы, реагирует на звуковые раздражители. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.
Важным моментом в психическом развитии ребенка является активное функционирование зрительного и слухового анализаторов.
Установление эмоциональных связей между новорожденным и ухаживающей за ним матерью, осуществляется только после получения способности реагировать нее ее голос, видеть ее лицо. В возрасте примерно 1 месяца младенец, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления.
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Именно комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А появление у ребенка потребности в общении означает, что ребенок из стадии новорожденности переходит собственно в стадию младенчества.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.
Следует отметить, что, дети, оказавшиеся в силу различных причин в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии от своих сверстников. В возрасте 9-10 месяцев у них сохраняется бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх. Они мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду, не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Такие дети вяла, апатичны, не испытывают интереса к окружающей среде. Речь у них появляется также позднее, чем у сверстников. Даже при хорошем гигиеническом уходе такие дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным. К 3-му месяцу жизни его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы.
В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной, скучной.
Познавательное развитие и в первую очередь, развитие восприятия, младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.
Развитие ребенка прекрасно можно представить по развитию его двигательной активности. У нормально развивающегося ребенка двигательную активность можно представить следующим образом:
хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак |
|
сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды |
|
удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот |
|
ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. |
|
5 месяцев |
противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев |
6-7 месяцев |
размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются |
8-9 месяцев |
берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. |
10-11 месяцев |
манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком). |
Особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого проявляется уже в комплексе оживления.
В течение первого полугодия жизни у ребенка формируется речевой слух. Сам ребенок, когда радуется, издает звуки, обычно называемые гулением.
Во втором полугодии жизни ребенок начинает лепетать. В лепете можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями самого ребенка. Лепет сопровождается обычно выразительной жестикуляцией.
К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми. Сам ребенок произносит в этот же период одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами речи окружающих.
С этого момента начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Между младенческим возрастом (0-1 год) и ранним детством (1-3 года) существует переходный период, называемый кризис 1 года. В этот период формируется потребность в познании окружающего мира. Произносятся первые слова и делаются первые шаги. Формируются элементарные формы восприятия и мышления.