Хозяйственно-бытовой труд в первой младшей группе
Вовлечение" href="/text/category/vovlechenie/" rel="bookmark">вовлекают в совместную с ними посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.
Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье, детском саду, на улице: няня моет и вытирает посуду; повар варит суп, компот, готовит другую еду; мама шьет платье, стирает и гладит белье; дворник подметает дорожки, расчищает их от снега.
Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников: по просьбе воспитателя малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Все это способствует овладению детьми трудовыми навыками, готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем.
Выполнение даже элементарных трудовых поручений воспитатель связывает с заботой о других людях ― сверстниках, няне, родителях, дворнике. Вместе с тем педагог воспитывает желание помогать взрослым, выполнять их поручения, соблюдать чистоту и порядок: старательно вытирать Ноги, не сорить, не лить воду на пол при умывании, не разбрасывать игрушки.
Методика работы. Педагогическое руководство хозяйственно-бытовым трудом осуществляется с учетом возрастных особенностей детей этой группы.
Воспитатель, формируя элементарные трудовые навыки, опирается на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, па их желание подражать взрослым. Задача воспитателя ― поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей целенаправленному действию. Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда. Ребенок, контактируя с воспитателем, учится выполнять определенные действия, затем ряд операций.
Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие. «Ты тарелочку возьми вот так, двумя ладошками. Смотри, как я ее держу. Правильно, держи хорошо, к себе не прислоняй,― говорит воспитатель.― И я возьму тарелку. Давай поставим на стол. Ставь, Олечка, тарелку вот сюда. И ты, и все ребятки будут суп есть с хлебом». Воспитатель радуется, что ребенок успешно справился с заданием, радуется и девочка. Она получила первый урок участия в хозяйственно-бытовом труде.
Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому и способствует показ и объяснение взрослого. Он говорит: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Все это понятно малышу. Он испытывает удовольствие не только оттого, что несет тарелку к столу, но и оттого, что достигает необходимого результата ― ставит ее на стол.
Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Воспитатель может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко ее захватить руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. По мере освоения действий воспитатель использует другой прием ― напоминание: «Ты, Костя, стульчик всегда немножко приподнимай, когда его ставишь к столу. Тогда не будет так шумно. Покажи, как ты это сделаешь. Вот и хорошо. Еще так же поставь другой стульчик».
Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок. Так, воспитатель обращает внимание малыша только на такую последовательность в работе: «Сначала нужно все карандаши со стола собрать, сложить их так, чтобы отточенные концы были с одной стороны, поставить их в подставку (бокал, стакан) неотточенной частью вниз, а затем отнести подставку на полочку». Если взрослый и в дальнейшем будет постоянен в содержании требований, ребенок научится необходимым действиям, усвоит их последовательность. У малыша выработается привычка действовать определенным образом.
Примером может служить игра-занятие «Как игрушки убежали от Коли». Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.
Ребята могут в ходе развития сюжета помочь Коле навести порядок в игрушках. Малышей можно спросить, почему игрушки убежали от мальчика, что нужно делать, чтобы они не покидали детей. Все это воспитывает у ребят правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.
Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Для формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, окна, пол, наводит порядок в группе, умывальной, раздевальной), на то, как надо стирать кукольное белье, гладить его, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Важно вызвать детей на разговор по поводу увиденного. При этом вести разговор не в форме беседы, а дать возможность ребенку свободно высказать то, что ему запомнилось, понравилось.
Организуя подобные наблюдения, педагог использует ситуации, позволяющие малышам принять элементарное участие в труде взрослого: убрать в буфет ложки, подать тряпочку, принести воды, повесить на низко висящую веревку выстиранную воспитателем кукольную одежду.
Выполнение детьми элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей двух-трех лет и вместе с тем ценно, так как готовит их к трудовой деятельности, становление которой происходит в старшем дошкольном возрасте.
Воспитатель
3 9 ..Воспитание трудовой деятельности в первой
младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных
возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе
решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание
помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит:
"Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы
в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно
будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с
Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну,
помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение
их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде
труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная,
понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует
его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на
рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не
мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить,
шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство
удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой
форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного,
эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению
трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и
обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки!
А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с
прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения
действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки,
педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их,
смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той
же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное
настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке - ладоши,
А пальчики - Антоше.
Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и
предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая
гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла
Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша,
сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние
полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в
эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка.
Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость,
удовлетворение.
С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь
(расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в
определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.
В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению
простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку,
положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить
поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием.
Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина!
На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат
на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша
Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и
будут у нее в доме чистота и порядок".
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой
операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со
взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например,
помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно
делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с
ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными
тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку
сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала
Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было
трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность
особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять
воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений,
побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле
собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог
должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например,
подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто
твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи
в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует
игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с
детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут
прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои,
которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают
замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки";
"Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут
сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему
живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно
действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой,
воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая
маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы
ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности,
побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить
трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику
("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть
их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята!
А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он
мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся
Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа
"Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.
Перспективный план трудовой деятельности
1 неделя – самообслуживание
2 неделя – хозяйственно-бытовой труд
3 неделя – труд в природе
1 неделяИгра «Мы пришли умыться »
Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода
Выходи, водица,
Мы пришли умыться
Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
мыло
Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Беседа «Всему свое место»
Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
3 неделя
Труд в природе
Привлечь детей к поливу клумбы
( под руководством воспитателя поливать растения).
Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.
Лейки
4 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле Тане накрыть на стол».
Развивать элементарные трудовые умения и навыки; помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки). Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
Упражнение «Закатаем рукава»
Руки надо чисто мыть
Рукава нельзя мочить
Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку».
Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Игра «Убери мусор в корзину
Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок
Корзина для мусора
3 неделя
Труд в природе
Полив комнатных растений
Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями
лейки
4 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Привлечение детей к помощи воспитателю
(подготовка к НОД )
Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность
Дощечки для лепки
НОЯБРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Упражнение «Выверни колготки»
Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Разыгрывание игровой ситуации
«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава ».
Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Упражнение «Расставим стулья»
Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду
3 неделя
Труд в природе
Опрыскивание растений водой
Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе
Опрыскиватели
4 неделя
Ознакомление с трудом взрослых.
Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке).
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.
Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания.
Дидактическая игра «Умой куклу Таню»
Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого
2 неделя
Труд в природе
Посадка лука
Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду
Луковицы,
ящики с землей
3 неделя
Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол).
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.
4 неделя
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым
(Раскладывать книжки)
Закреплять знания детей о том, где лежат книги.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке
Самообслуживание в процессе умывания
пены , тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки )
Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда.
3 неделя
Труд в природе
Помыть листья фикуса
Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям
Салфетки
4 неделя
Расставлять игрушки .
Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Игра «Одежкин домик»
Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку
Самообслуживание в процессе
умывания
Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате»
Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены , тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
Мыло
Кукла Катя
2 неделя
Труд в природе
Подкармливание птиц
Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.
Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, наблюдательность.
Хлеб
Кормушки для птиц
3 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок).
Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки работы с лопатами.
Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.
4 неделя
Ознакомление с трудом взрослых
Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос ).
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда.
Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.
МАРТ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
«Вытрим личико»
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Дидактическая игра «Шнуровка».
Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале.
Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.
Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь
3 неделя
Труд в природе
Под руководством воспитателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов .
Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю).
Закреплять представления об уходе за растениями.
Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.
4 неделя
Ознакомление с трудом взрослых
Экскурсия в прачечную
наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.
Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления
АПРЕЛЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания.
Чтение потешки «Водичка, водичка…»
Учить: мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце).
Самообслуживание в процессе одевания
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам
2 неделя
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом
Собирать игрушки перед уходом с прогулки
Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться
3 неделя
Труд в природе
Полив комнатных растений
Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям
лейки
4 неделя
МАЙ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
Учить своевременно пользоваться носовым платком .
Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок);
2 неделя
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.
Собирать мусор .
Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.
3 неделя
Труд в природе
Помогать воспитателю поливать цветник, огород .
Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу.
4 неделя
Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Задачи:
1. Продолжать учить детей трудиться в коллективе;
2. Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;
3. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;
4. Активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: мыльница, намыливать, ополаскивать, пенится, губка.
5. Учить определять свойства воды (холодная, горячая, теплая)
6. Учить обозначать характер действий (намыливать, смыть мыло, вытирать)
7. Учить детей доброму отношению к куклам.
Форма организации:
коллективный труд.
Вид труда:
хозяйственно-бытовой.
Предварительная работа:
Игры с водой:
«Холодное - горячее», «Плавает -Тонет», «Переливание»
Д /игра:
«Умывалочка», «Вымой руки»
Игровые упражнения:
«Чистые ладошки»
Игры – забавы:
«Мыльные пузыри»
Чтение потешек, стихотворений.
Материал:
На столе 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце, зёленое ведёрко с горячей водой, желтое ведёрко с холодной водой.
Кукла Катя, красивая коробочка, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но что-то она опаздывает….Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу Катю (носик, щёчки и ручки куклы измазаны чёрной краской).Воспитатель: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щёчках, на ручках? Что это, дети? (Грязь)
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой
Воспитатель:
Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем). У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.
Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон - дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.
Воспитатель:
А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая)
В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная)
Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке.
Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая.
Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в та-зик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями, проговаривает слова: мыло, мыльница и т.д.
Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову, взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться
И грязь куда – то денется.
Водичка, водичка
Умой Катюше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель:
Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой).
Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая).
А в жёлтом ведерке? (Холодная).
Воспитатель:
Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая).
Во второй таз наливаем теплую воду.
Воспитатель: Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла.
Льет водичку на куклу, ласково приговаривая:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
(Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем)
Вытрем Катю полотенцем и положим на кроватку отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце - «в кровать»)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)
Воспитатель: Посмотрите, в тазике вода стала грязная и мыльная. Ее надо вылить. Воспитатель убирает также мыло в мыльницу, вешает сушить полотенце.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, какие куклы стали чистые, красивые. Отмечает, что все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу. Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.
Воспитательные задачи:
1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.
2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.
4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).
Сложить аккуратно на полке строительный материал.
Расставить игрушки, посадить красиво кукол.
Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.
Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.
Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.
Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.
Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.
Расчистить дорожку от снега.
Собирать сор, листья в определенное место.
Смести снег с лавочек.
Труд в природе:
Поливать комнатные растения.
Полить грядку на огороде, цветник на участке.
Кормить птиц.
Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).
Сажать лук.
Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.
Средняя группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.
2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.
3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.
4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.
Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).
Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.
Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.
Вытирать разлитую воду после поливки цветов.
Мыть и протирать строительный материал.
Мыть игрушки в группе и на участке.
Наводить порядок в раздевальных шкафах.
Подметать часть участка, веранды, дорожки.
Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.
Собирать песок в горку в песочном дворе.
Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.
Труд в природе:
Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.
Срезать лук специальными ножницами.
Рыхлить землю в цветочных горшках.
Собирать природный материал для поделок.
Собирать щавель, крупные семена.
Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).
Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).
Старшая группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.
3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.
4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.
5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».
Хозяйственно-бытовой труд.
Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.
Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.
Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.
Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.
Протирать лавочки на своем участке и у малышей.
Следить за порядком в песочном дворе.
Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.
Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).
Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).
Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).
Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.
Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.
Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).
Труд в природе:
Пересаживать комнатные растения.
Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.
Высаживать рассаду, ухаживать за ней.
Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.
Полоть грядки на своем участке и участке малышей.
Собирать в саду ягоды и фрукты.
Перекапывать грядки (вторичная перекопка).
Ручной труд:
Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.
Ремонтировать книги.
Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.
Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.
Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.
Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.
Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.