Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год. Что он умеет?
Движения
- В это время большинство детей умеет самостоятельно ходить. Если Ваш малыш еще не ходит, не расстраивайтесь - все индивидуально, некоторые детишки начинают ходить в 1г. и 3 месяца.
- Малыш, обычно, умеет залезать на диван, кровать, стул и т.д, а вот слезать оттуда умеет не всегда.
Речь Ребенку 1 год
- К 1 году большинство детей начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. В среднем в возрасте 1 год дети произносят около 10 слов. Но и здесь все строго индивидуально.
- Если Ваш малыш не произносит слов, но при этом все понимает: знает имена, узнает близких по фотографиям, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши до свидания», «принеси мячик» и т. д. — расстраиваться тоже не стоит.
- К 1 году ребенок узнает картинки в книжке, может показать на любимой картинке или кукле: глазки, носик, ротик или на машинке: колеса, руль, кабину. Ваш малыш еще это не умеет, пора учиться.
Навыки Ребенку 1 год
- К 1 году ребенок хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками. Этот навык очень сильно зависит от родителей - научили Вы его пить из чашки или нет. Если еще не научили - пора учить.
- К 1 году малыш умеет разбирать и собирать пирамидку.
- Некоторые дети к 1 году умеют проситься на горшок.
Осмотр в поликлинике Ребенку 1 год
Осмотр ребенка в поликлинике в 1 год включает в себя
- общий анализ крови,
- общий анализ мочи,
- перианальный соскоб,
- анализ кала на яйца глист,
- реакцию Манту,
осмотры врачей
- педиатра,
- невролога,
- окулиста,
- ЛОРа,
- хирурга,
- стоматолога,
- в некоторых поликлиниках еще имеется кабинет здорового ребенка, где прием ведет медсестра, которая оценивает умения и навыки Вашего ребенка и рассказывает как нужно заниматься с ребенком в этом возрасте и на что обратить внимание. Если в Вашей поликлинике такого кабинета нет, этим занимается Ваша участковая мед. сестра.
- Если Вы еще не сделали ребенку ЭКГ (электрокардиограмму), это обследование также проводится в 1год.
Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.
Анализы
- Общий анализ крови - рекомендуется всем детям в 1год. Чаще всего позволяет выявить : снижение гемоглобина. Снижение гемоглобина ниже 100 г/л является показанием к назначению лечения препаратами железа и протвопоказанием к проведению прививок (р. Манту разрешается, уровень гемоглобина на ее результат не влияет).
- Общий анализ мочи позволяет выявить заболевания мочевыводящих путей. Тут очень важно
- Перианальный соскоб проводится для выявления энтеробиоза. Позволяет обнаружить яйца остриц на перианальных складках ребенка. Для достоверности этого анализа, ребенка не нужно подмывать утром в день обследования и вечером накануне. В случае обнаружения яиц гельминта, ребенку назначается лечение, затем контрольное обследование, а прививка проводится после излечения.
- Анализ кала на яйца гельминтов проводится чтобы исключить энтеробиоз и другие гельминтозы.
Врачи
зубки после «серебрения»
Стоматолог
К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных - поэтому легко повреждается.
А у некоторых детей она особенно слабая. При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения. Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения.
Педиатр
Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры. Если ребенок в чем то им не соответствует - это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров - дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.().
Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.
Прививки производятся живой, ослабленной вакциной. Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.
Ребенку 1 год Режим дня
В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.
Ребенку 1 год Примерное меню
- 7.00 — Завтрак: 150- 180г, Молоко () 70-100г.
- 10.00- Второй завтрак: Сок 80-100г и печенье.
- 13.00 - Обед: Суп (с 50г) 150-180 мл, Кусочек хлеба, Компот или кисель 70-100мл Суп с овощами в виде мягких кусочков (помять вилкой). Можно готовить для всех с учетом потребностей ребенка: не пережаривать овощи, а просто добавлять их в суп в процессе варки, использовать постное мясо, не добавлять острые приправы и соусы, солить слегка.
- 16.00 - Полдник: 50- 70г. или свежие фрукты 50-100г. Кефир (молоко) 70-100г.
- 19.00 - Ужин: 150-180г. Хлеб. Компот 70-100г.
- Если требуется перед сном можно покормить ребенка грудью или дать ему 200г смеси, к которой он привык.
Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).
Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».
Осмотр врача: когда, зачем и почему?
Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.
Визит к врачу
Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.
Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.
Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:
- мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
- сухожильных рефлексов;
- выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.
Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.
Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.
Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.
Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:
- В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
- В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
- С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
- В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
- В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
- В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
- С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
- В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
- В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
- В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
- В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
- К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.
В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.
Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)
Быстрыми темпами идет физическое и нервно-психическое развитие, во многом определяющее здоровье ребенка в будущем. Вот почему посещать детскую поликлинику маме с малышом придется в течение первого года жизни регулярно, даже если кроха абсолютно здоров.
Целью визитов в поликлинику в первые месяцы после рождения является исключение различных врожденных болезней у ребенка, выявление ранних форм заболеваний, определение предрасположенности к ним, а также предупреждение риска развития патологий в будущем. В последующие месяцы основными задачами диспансеризации являются: динамическое наблюдение за развитием малыша, своевременное проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.
На первом месяце жизни новорожденного осматривает врач-педиатр, как минимум, 3 раза. Эти посещения происходят на дому и называются .
Первый визит мамы с малышом в поликлинику должен состояться через 1 месяц после рождения крохи. Очень важно, чтобы в первый месяц ребенка осмотрел не только педиатр, но и другие специалисты - невролог, окулист, ортопед, хирург, ЛОР – для выявления незамеченных ранее врожденных заболеваний.
1 месяц жизни: педиатр
Самый главный врач для ребенка первого года жизни – это педиатр. Он должен осматривать ребенка от рождения до года ежемесячно.
Для детей 1 года жизни в поликлинике 1 раз в неделю выделяется специальный день, называемый «грудничковым». В этот день все врачи медучреждения стараются принимать только младенцев, чтобы оградить маленьких пациентов от контакта с больными детьми. Чтобы узнать, когда следует первый раз прийти на прием к врачу-педиатру, нужно позвонить в регистратуру и уточнить, какой день недели в вашей поликлинике – «грудничковый», а также выяснить часы приема вашего участкового врача.
Педиатр ежемесячно проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, вес, окружность головы и груди. На основе полученных данных он делает заключение о том, насколько хорошо развивается ребенок, проводит оценку его физического развития в соответствии с показателями возрастной нормы. Во время приема врач осматривает малыша, оценивает функциональное состояние всех органов и систем и дает маме рекомендации по вскармливанию и режиму дня ребенка.
При отсутствии противопоказаний доктор выписывает направление на плановые прививки.
На первом приеме в поликлинике врач – педиатр должен объяснить маме, как и когда проводить профилактику рахита, рассказать про закаливающие мероприятия, при необходимости, – если малыш находится на искусственном вскармливании – выписать рецепт на молочную кухню.
Из дополнительных обследований доктор может назначить ребенку УЗИ брюшной полости, которое проводится для выявления патологии печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек и электрокардиограмму (ЭКГ).
ЭКГ проводится в качестве дополнительного исследования при наличии шумов в сердце. Кроме того, врач может дать направление на эхокардиографию (УЗИ сердца), что поможет исключить пороки сердца и сосудов. При дисфункции сердечно-сосудистой системы (нарушения ритма, пороки развития) ребенок должен наблюдаться и лечиться у кардиолога.
1 месяц жизни: невролог
При осмотре невролог оценивает мышечный тонус малыша, проверяет врожденные рефлексы, оценивает нервно-психическое развитие и становление моторных функций.
Посещение невролога в 1 месяц очень важно для здоровья малыша, так как именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, т.е. возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы, такие как: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, синдром угнетения центральной нервной системы. При наличии неврологической патологии у ребенка важно начать лечение именно в первые месяцы жизни, так как в этот период происходит дозревание нервной системы, она обладает хорошей способностью восстанавливать нарушенные функции и, следовательно, отклонения в ее работе являются обратимыми и хорошо поддаются лечению.
Кроме того, врач-невролог дает направление на УЗИ головного мозга (нейросонография).
Это обследование чаще всего проводят детям в роддоме. Если требуется повторное обследование или ребенок не был осмотрен в роддоме – исследование проводят в 1 месяц жизни.
УЗИ головного мозга позволяет распознать изменения, имеющиеся в структуре мозга: сосудистые кисты, внутричерепные кровоизлияния, пороки развития, расширение желудочков мозга (гидроцефальный синдром), признаки повышенного внутричерепного давления (гипертензионный синдром).
1 месяц жизни: ортопед
Ортопед осматривает малыша с целью выявления врожденной патологии, в первую очередь – дисплазии тазобедренных суставов (их недоразвитие или неправильное развитие). Для этого он оценивает разведение ножек малыша в тазобедренных суставах и симметричность ягодичных складок. Дисплазия тазобедренных суставов, выявленная в раннем возрасте, когда сустав ребенка до конца еще не сформирован, как правило, хорошо поддается безоперационной коррекции и не приводит к неправильному формированию суставов и нарушению функций нижних конечностей. Также при осмотре ортопед исключает такие патологии как врожденная мышечная кривошея, вывихи, врожденная косолапость. Дополнительно к осмотру ортопеда всем малышам назначается УЗИ тазобедренных суставов для выявления или подтверждения диагноза дисплазии тазобедренных суставов.
1 месяц жизни: хирург
Хирург осматривает ребенка с целью выявления хирургической патологии, такой как: гемангиомы (сосудистая опухоль на коже), пупочная или паховая грыжи (выпячивание тканей или части органов через слабые места передней брюшной стенки), крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти) у мальчиков.
Важно как можно раньше диагностировать эти заболевания, для того чтобы вовремя провести хирургическое лечение и избежать осложнений. В случае наличия паховой или пупочной грыжи – это ущемление (сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах), при фимозе – воспаление головки полового члена (баланит, баланопостит).
Часто в поликлиниках эти две специальности (ортопед и хирург) совмещает один доктор.
1 месяц жизни: окулист
Окулист проверит, как ребенок фокусирует взгляд на предмете, осмотрит глазное дно с целью раннего выявления патологии сетчатки, проверит проходимость носослезных каналов. Обнаружив заболевание на ранних стадиях, врач назначает малышу консервативное (неоперационное) лечение, что позволяет предотвратить дальнейшее нарушение функций зрительного органа и не допустить развития осложнений.
1 месяц жизни: ЛОР
ЛОР на первом месяце жизни может провести аудиологический скрининг для раннего выявления нарушений слуха у ребенка. Если врач заподозрил нарушение слуха у малыша, он должен дать направление в специальный (сурдологический) центр, где младенца тщательно обследуют с целью выявления тугоухости (снижение слуха). Чем раньше диагностировано снижение слуха, тем быстрее можно начать соответствующее лечение и реабилитацию, чтобы не допустить отставание в психическом и речевом развитии крохи.
2 месяца жизни
В этом возрасте малыш с мамой посещают только участкового педиатра для оценки состояния здоровья, показателей физического и нервно-психического развития.
3 месяца жизни: педиатр
При диспансеризации в 3 месяца ребенка, помимо педиатра, должны повторно осмотреть невролог и ортопед.
В 3 месяца врач-педиатр не только осматривает ребенка, но и дает направление на общий анализ крови и мочи. По их результатам доктор оценит, здоров ли ребенок и готов ли к первой плановой вакцинации АКДС и против полиомиелита. Кроме того, врач может рекомендовать малышу занятия в бассейне.
3 месяца жизни: невролог
При осмотре невролог оценивает нервно – психическое развитие малыша, мышечный тонус, освоение двигательных навыков. Если у ребенка в 1 месяц было выявлено неврологическое заболевание и назначено лечение, врач оценивает динамику заболевания и эффективность проводимой терапии. Доктор может назначить курс массажа и лечебной гимнастики для коррекции мышечного тонуса.
Осмотр невролога в этот период необходим для решения вопроса о возможности предстоящей вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрев ребенка, врач должен дать свое разрешение на проведение вакцинации, если малыш не имеет противопоказаний со стороны ЦНС. Проведение этой прививки детям с неврологической патологией может усугубить течение заболевания в поствакцинальный период.
При затруднениях в постановке диагноза невролог может назначить младенцу повторное проведение УЗИ головного мозга.
3 месяца жизни: ортопед
Во время консультации врач-ортопед уточняет данные предыдущего осмотра, исключает первые признаки рахита у малыша. Рахит – заболевание, связанное с недостатком витамина D, которое ослабляет не только кости, но и мышцы ребенка.
4 и 5 месяцев жизни
В этом возрасте ребенок осматривается врачом – педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.
6 месяцев жизни: педиатр
В 6 месяцев, если ребенок не состоит на учете у специалистов, ему нужно пройти осмотр врача-педиатра и невролога.
Возраст 6 месяцев ознаменован началом прикорма, поэтому педиатр должен рассказать маме, с каких продуктов следует начинать прикорм, в каком количестве и в какое время его давать.
При отсутствии противопоказаний доктор разрешит сделать малышу третью (последнюю) вакцинацию против гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.
6 месяцев жизни: невролог
Невролог оценивает динамику психомоторного развития ребенка.
7 и 8 месяцев жизни
В этом возрасте ребенок в плановом порядке осматривается педиатром, который оценивает его физическое развитие, темпы росто-весовых прибавок. Также дает маме рекомендации по введению новых продуктов прикорма, корректирует общий график прикорма, учитывая индивидуальные особенности малыша.
9 месяцев жизни: стоматолог
В 9 месяцев, помимо педиатра, мама с малышом должны впервые посетить детского стоматолога, даже если у крохи до сих пор нет ни одного зуба. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост молочных зубов и оценивать правильность закладки еще непрорезавшихся зубов. Стоматолог осмотрит первые зубки малыша и скажет, правильно ли формируется прикус, даст маме рекомендации по уходу за полостью рта ребенка.
9 месяцев жизни: хирург
В этот период ребенка повторно должен осмотреть хирург. Он исключает такие заболевания, как паховая и пупочная грыжи. У мальчиков тщательно осматривают наружные половые органы с целью раннего выявления крипторхизма (неопущение одного или обоих яичек в мошонку), водянки яичек (скопление жидкости в мошонке), гипоспадии (аномального расположения отверстия мочеиспускательного канала). При выявлении какого?либо из данных заболеваний важно как можно раньше провести хирургическое оперативное лечение, для предупреждения развития воспалительных заболеваний и бесплодия у мальчиков.
10 и 11 месяцев жизни
В этом возрасте ребенок осматривается врачом-педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.
Годовалый малыш: педиатр
После 1 года педиатр будет осматривать ребенка 1 раз в 3 месяца. При наличии показаний или хронических заболеваний осмотр малыша специалистом проводится по индивидуальному графику, который устанавливает врач.
Итак, в 1 год младенец проходит последнее в раннем детстве комплексное обследование, которое включает в себя консультации следующих специалистов: невролога, ортопеда, хирурга, отоларинголога, окулиста и стоматолога.
Врач-педиатр на приеме проводит антропометрические измерения малыша, оценивает его физическое развитие, с помощью пальпации (прощупывание) и аускультации (прослушивание фонендоскопом) анализирует функционирование всех органов и систем и дает направления на дополнительные обследования.
В 1 год ребенку нужно сделать электрокардиографию, общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование кала на яйца глистов и соскоб с перианальных складок на энтеробиоз.
Кроме этого, в 1 год малышу делают туберкулиновую пробу или пробу Манту. С этого возраста проба Манту должна проводиться ежегодно.
Годовалый малыш: ортопед
Ортопед проверит осанку, посмотрит, насколько правильно развит скелет у малыша, как работают суставы, как ребенок ставит стопу. Дает маме рекомендации по выбору правильной детской обуви.
Годовалый малыш: хирург
Хирург вновь осмотрит животик малыша для исключения паховой и пупочной грыжи. У мальчиков обязательно осматриваются наружные половые органы для исключения патологии их развития.
Годовалый малыш: стоматолог
Стоматолог оценивает количество прорезавшихся зубов, их состояние (отсутствие или наличие кариеса), формирование прикуса у малыша.
Годовалый малыш: окулист
Окулист осматривает глазное дно, выявляет предрасположенность или отклонения в остроте зрения от возрастной нормы (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие. При выявлении патологии врач назначает лечение или очковую коррекцию, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения.
Годовалый малыш: ЛОР-врач
ЛОР-врач осматривает горло, носовые ходы и уши ребенка, дает рекомендации маме по уходу за слизистыми полости носа и рта с целью профилактики простудных и воспалительных заболеваний.
Годовалый малыш: невролог
Невролог оценивает психическое и двигательное развитие малыша.
Группы здоровья
По результатам обследования ребенка у специалистов врач- педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья, на основании которой определяет группу здоровья малыша.
Группы здоровья – это шкала оценки здоровья и развития ребенка, с учетом всех факторов риска, которые на него влияли во время беременности и родов, воздействуют на данный момент и прогнозируются в будущем.
Выделяют 5 групп здоровья:
- первая – здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием;
- вторая – здоровые дети, имеющие факторы риска по возникновению патологии, и дети с незначительными функциональными отклонениями;
- третья – дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (редкие обострения);
- четвертая – дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья: хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии с частыми обострениями.
- пятая – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (частые обострения и тяжелое течение заболевания), дети-инвалиды.
Исходя из группы здоровья, для каждого ребенка устанавливаются сроки обязательного диспансерного наблюдения у профильных специалистов, разрабатывается индивидуальный план оздоровления (массаж, лечебная физкультура, закаливание) и лечения малыша. Учитывая группу здоровья и тяжесть заболевания, врач порекомендует соблюдение особого режима дня и методы физического воспитания, ориентированные на конкретного ребенка.
Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.
На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).
Прием невролога преследует несколько целей:
- контроль развития малыша
- информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
- лечение выявленных патологий
Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.
Обратите внимание!
На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!
Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.
Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.
Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?
Беспокойство должны вызывать следующие вещи:
- Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
- Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
- Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
- Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
- Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.
Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.
Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.
Затем доктор последовательно проверяет:
- Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
- Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.
Оральные безусловные рефлексы
- Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
- Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
- Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
- Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.
- Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
- Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
- Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.
Обратите внимание!
Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).
- Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
- Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
- Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
- Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.
Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.
Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.
Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.
Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.
Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.
Визит к неврологу в 3 месяца
Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.
Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:
- умение держать голову
- умение поворачиваться на спину с живота
- комплекс оживления по отношению к близкому человеку
- реакции на речь, ласковый голос
В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.
Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.
Визит к неврологу в полгода
Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:
- сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
- самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
- кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
- держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
- произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
- отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход
Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.
Девчата, как же мне надоели эти врачи со своими несуществующими диагнозами… Сил нет. У меня здоровый ребенок без малейших отклонений, но даже ему ставят всякую ерунду, не основываясь ни на чем. Хорошо, что хватает ума не впадать в панику и не вестись на этот бред. Сегодня были у невролога и нам поставили ПЭП. Я почему-то так и думала, что без диагноза детей не бывает - так видят наших детей врачи. Послали нас на НСГ… Теперь пока не сделаем, педиатр не отстанет. Вставляю статью для всех кто вериит неврологам с первого слова:
Очень часто после рождения или в , малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.
О диагнозах…
Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.
ПЭП или перинатальная энцефалопатия – не существующий во всем научном мире, и давно устаревший и в России диагноз. Это даже не диагноз, а собирательное понятие, характеризуемое нарушениями структуры и(ли) функции головного мозга и нервной системы, которые возникают в период с 28 недели беременности до 7 суток с момента рождения, то есть никакой конкретной информации нет вообще. Более того, в дословном переводе с латыни термин расшифровывается еще проще – «энцефалон» - мозг, голова, «патос, патия» - патология, нарушение или проще говоря – «что-то с головой». Из этого легко можно заключить, что данный диагноз выставлять конкретному ребенку не представляется возможным – потому что, если у ребенка и выявляются болезни нервной системы и мозга в частности, они все имеют свое четкое классифицированное по МКБ-10 (международная классификация болезней) название.
К болезням нервной системы можно отнести – кровоизлияния, пороки, опухоли, воспалительные процессы, инфекции и травмы. ПЭП в этой классификации не включены. Многие неврологи заменяют термин ПЭП на ГТП ЦНС или «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», что суть одно и то же, просто выраженное другим терминами и не меняющее ситуации.
Откуда такие диагнозы?
Курс детской неврологии очень сложен, врачи-педиатры и неонатологи не всегда полностью владеют знаниями в области детской неврологии, порой принимая являющиеся нормой для ребенка симптомы за патологию, а штатных детских неврологов в роддомах мало или нет совсем. Неврологический осмотр младенца – дело сложное, на его правильность влияют многие факторы – как внешние, так и со стороны малыша.
Итак, ложные результаты могут быть получены в случае, если малыш голоден, если он спит и его пришлось будить для осмотра, если он тепло закутан и перегрелся. Если в помещении холодно или слишком жарко, и даже если врач чересчур активно проводит свои манипуляции. О правильности осмотра не приходится говорить и в условиях, когда за день это не первый специалист, и малыш уже находится в состоянии стресса вместе с мамой, от хождения по кабинетам и стояния в очередях.
Что не болезнь?
Малыши первого года жизни имеют еще незрелую нервную систему, а мозг младенца формируется в процессе роста и развития. Поэтому многие патологические для взрослых и старших детей симптомы со стороны нервной системы, для малышей раннего возраста - вариант нормы.
Не являются патологией невыраженные и незначительные расширения желудочков мозга и межполушарной щели по результатам нейросонографии (УЗИ мозга). Не может бы выставлено состояние гиперактивности, это диагноз более старших детей. Не являются признаками поражения нервной системы упорные срыгивания после кормления, он требуют наблюдения и обследования, но однозначно приписывать их к проблемам по неврологии нельзя. Нормальной считается мраморная окраска кожи – это когда на фоне белой кожи видно наличие красных и синих разводов, сосудиков, напоминающий окраску мраморных плит. Не стоит беспокоиться и о вставании на цыпочки и хождении на носках, особенно в самом начале формирования навыков хождения.
Часто у детей до 3-4 месяцев отмечается тремор (дрожание) подбородка при плаче или резком волнении, что тоже не является поводом для лечения, кроме этого сюда же стоит отнести и дрожание кистей рук во время плача или испуга. Не стоит волноваться и при наличии у ребенка закатывания вверх глаз таким образом, что видна полоска белка, наличие небольшого косоглазия до полугода.
У малыша могут быть влажными и прохладными стопы и кисти рук, даже если он хорошо одет, это особенности кровообращения ребенка. Коме того, не считается патологией пульсирующий или выбухающий при крике родничок, большой или малый размеры родничка, и динамика его закрытия у всех своя – это требует только наблюдения и контроля. Также для малышей считается нормальной метеочувствительность.
Все описанные состояния требуют динамического наблюдения участкового совместно с неврологом и не более того.
На что обращать внимание
Все малыши индивидуальности с самого рождения, и развитие их идет по своим определенным программам, влияют и здоровье, и наследственность, и даже пол. При оценке психомоторных навыков и общего развития надо обращать внимание только на крайние сроки формирования тех или иных навыков. Приведем экспресс-опросник, который может служить ориентиром при оценке тех или иных симптомов. И на что нужно в случае сомнений обратить внимание врача. Серьезными отклонениями являются сроки превышающие полтора-два месяца.
Когда ваш малыш начал держать голову? – срок 1-1.5 мес.
- когда кроха начал переворачиваться? – начало в 3-4 месяца, активные перевороты к полугоду.
- возникали ли у малыша игры с ножками – хватания, засовывания в рот? – у некоторых начиная с 3-4 месяцев, а общий возраст 6-7 месяцев.
- когда начал садиться? С положения на спине обычно садятся раньше, с положения на четвереньках позже, оба варианта нормальны – средние сроки – в 6-8 месяцев.
- когда начал ползать, как это делал? Сначала малыши раскачиваются, стоя на четвереньках, ползают назад, потом перед. Нормой считают ползание по-пластунски, на четвереньках и даже боком – средние сроки примерно 7-8 месяцев.
- когда стал вставать без опоры? – обычно это 9-11 месяцев.
-хождение без поддержки обычно начинается в 9-18 месяцев.
Ориентируясь на средние сроки, вы сразу можете заметить отклонения, требующие консультации со специалистом.
Последствия…
Отрицательных последствий от таких диагнозов немало, гипердиагностика не проходит даром для семьи. Конечно, выставление таких диагнозов, связанных с нервной системой у родителей, далеких от медицины вызывает состояние тревоги, если не страха. Родители начинают считать ребенка неполноценным, глубоко больным, это приводит к внутрисемейной нестабильности, родители начинают искать причины, обвиняя себя и партнера. У родителей изменяются понятия нормы, и когда независимое исследование или консультация у другого специалиста не выявляет патологии, родители начинают проявлять сомнения. Гипердиагностика приводит к необоснованным тратам на лечение, врачей и реабилитацию, которых не требуется.
Для ребенка негативных последствий может быть и еще больше. Первое, что негативно влияет – это гипердиагностика несет под собой боле частые походы по врачам, что, несомненно, повышает риск контакта с больными малышами и заражения инфекциями, вызывает стресс и боязнь «белого халата».
Второе, все эти диагнозы ведут к назначению ненужного лечения, которое порой не проходило полный контроль на этой возрастной группе и имеет побочные действия, приводя к плачевным результатам.
Третье, часто имеющиеся на самом деле нарушения в нервной системе склонны приписывать ПЭП, хотя проблемы порой совершенно другого характера, и поэтому он не корректируются и не лечатся правильно, что порой еще больше углубляет нарушения.
Как наблюдать за малышом?
Практически все патологии нервной системы выявляются в процессе активного наблюдения за малышом, и иногда требуется не один месяц для принятия окончательного решения о проблеме. Поэтому все осмотры невролога проводятся в строго декретированные сроки – когда у малыша в неврологическом плане наступают ключевые этапы – обычно это первый, третий, шестой месяцы и год. Однако, в случае возникновения сомнений или появлении тревожных симптомов, посещение невролога возможно с первого же дня жизни. Если возникают сомнения в диагнозе и лечении – стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, благо, что современные условия это позволяют.
Лечим? Или не лечим?
На самом деле только очень реально существующие, серьезные и четко выставленные диагнозы требуют серьезной медикаментозной терапии. Это всегда препараты, направленные на конкретную проблему – снижение тонуса мышц при спастических параличах, противосудорожные препараты при судорогах. А вот при ПЭП обычно назначают препараты широкого спектра действия и не всегда проверенные и имеющие доказанную эффективность у детей. Многие их данных препаратов в условиях поликлиники назначать вообще запрещено. Они назначаются только под постоянным контролем врача-невролога в условиях стационара и только по строгим показаниям, так как имеют большой список побочных действий.
Итак, какие препараты стоит поставить под сомнения из назначений? Это группа сосудистых препаратов – циннаризин, сермион, кавинтон. Затем группа гидролизатов нейропептидов или аминокислот - актовегин, солкосерил, кортексин, церебролизин. Недопустимы ноотропные препараты – пирацетам, аминалон, фенибут, пикамилон, пантогам. Также стоит ставить под сомнение назначение гомеопатии, растительных препаратов – валерианы, пустырника, брусничного листа, медвежьих ушек и тд.
Все утверждения об улучшении питания мозговой ткани - это мифы, все эти препараты назначают большинству малышей, но они не проходили надлежащих исследований и судить об их эффективности и безопасности нельзя. Использование таких лекарств в лучшем случае окажется бесполезным. А при некоторых болезнях может и навредить – могут возникнут аллергия, вплоть до анафилактического шока, нарушения сердечной деятельности, работы почек или самой нервной системы, которую лечат.
Если диагноз или назначенное лечение показались вам необоснованными, если вы сомневаетесь, всегда стоит проконсультироваться у другого специалиста и в другой клинике.