Согласно исследованиям, если малыш не научился в начальной школе учиться, в средней и старшей будет не успевать. Поэтому развитие внимания – одна из главных задач не только учителей, но и родителей.
Свойства внимания
Внимание – способность сосредоточиться на чем-либо. Она не дается раз и навсегда. Ее можно и нужно развивать. В современном мире полно вещей, которые отвлекают. Внимание помогает из огромного количества информации выбрать основную суть и усвоить ее.У внимания есть несколько свойств: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. Нельзя говорить, что ребенок полностью не внимателен. Скорее всего, какое-то из его свойств развито слабее других. Поэтому чтобы откорректировать и развить внимание, нужно понять, какое из свойств развито слабее.
Игры и упражнения
Отлично развивают внимание игры и упражнения в виде игры. Вот несколько из них:- «Кто внимательный?». Кто-то читает текст, а ребенок должен посчитать, например, сколько букв «Н» было в нем.
- «Сколько чего?». Дети должны найти в комнате определенные предметы. Можно сортировать их по цвету, форме или функциям.
- «Повтори». Ребенок должен повторить за кем-то все слова, но только те, которые идут после слова «повтори».
- Шашки и шахматы отлично развивают внимание.
- Запомнить конкретное количество предметов, а потом повторить, что видел, какого цвета, сколько было.
Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Мама 2-их детей, 8-ми и 3-х лет. Проблема возникла со старшеньким. Не знаю что делать с его поведением, в школе практически отличник, но ведет себя ужасно, начинают на переменах дурачится и в него как будто бес вселяется, он не может остановится и его "игры", становятся все дурнее, как беснуется... Дома также, приходится постоянно держать его под контролем, одергивать. Но мне так его жалко, нельзя же так все время что то запрещать, ругать... Но как только дашь ему послабление, он опять до такой степени развеселится, что не понимает что делает, все крушит, изподтишка издевается над сверстниками... На уроках также, выделывается, да вот я так могу, да вот у меня это есть и. т. д., обзывания и мат даже в кругу сверстников... Начинаешь ему объяснять что так не правильно, он в слезы. Я, говорит, понимаю что нужно себя хорошо вести, но не знаю как. Рассказываю ему что именно нужно делать, а он снова в слезы - у меня так не получаетсяяя... Ругаешь, наказываешь - бесполезно. У него чувства вины вообще нет. Он тут же веселиться начинает. И оправдывается тем, что не только он так делает, но еще и другие... Подскажите, как мне быть?
OlyaSim
Евгения Сергеева
Администратор , Москва
OlyaSim, доброе утро. Психолог постарается помочь разобраться в ситуации и ответит в теме через некоторое время
Спасибо.
OlyaSim
OlyaSim, здравствуйте! Как давно появилось у сына такое поведение?
Участвует ли отец в воспитании сына?
Есть ли у вашего сына возможность выплескивать свою энергию - занимается ли он спортом, например? Есть ли активность вне школы какая-то - секции, футбол\хоккей с ребятами во дворе?
Такое поведение около года, началось с первого класса (сейчас мы во втором), да, папа живет с нами и участвует в воспитании, и разговаривает, и наказывает, давая задания, например за какую то проделку отжиматься 10 раз... Сын ходит 3 раза в неделю на футболл, да и в остальные дни он то на детской площадке, то на горке, то на стадионе... Так что я думаю что не в энергии дело... Постараюсь объяснить на двух разных ситуациях, в школе и дома... А реакция одна у него... То есть например в школе его похвалят за что то и он так воодушевляется, что его "несет"... Начинает скакать, веселится, такое ощущение что после похвалы он почувствовал себя самым самым и что теперь ему все позволительно... Так и дома, начнешь с ним играть, шекотать, например, он не может остановится в своем безрассудстве и доходит снова до наказания... Что то можно с этим сделать?
OlyaSim
OlyaSim, а как долго длится радость или бурное веселье?
За что именно вы его наказываете - за то, что он обрадовался и энергично выражает свою радость? В чем заключается проблема, которая вас расстраивает?
Что значит "несет" и "не может остановиться в своем безрассудстве"? Приведите примеры того, за что вы его наказываете? Как именно он должен на ваш взгляд реагировать?
"Начинаешь ему объяснять что так не правильно, он в слезы. Я, говорит, понимаю что нужно себя хорошо вести, но не знаю как. Рассказываю ему что именно нужно делать, а он снова в слезы - у меня так не получаетсяяя... "
Как именно вы ему начинаете объяснять, что ребенок вдруг начинает плакать? Какие методы используете? Какие именно слова говорите, которые его так расстраивают? Что именно вы от него требуете, что у него не получается? Расскажите подробнее о деталях
"несет", "безрассудство" в его случае - это то, развеселившись, он начинает пакостить... Если это происходит в процессе игры, то он начинает кидаться игрушками, не задумываясь об последствиях, в итоге либо игрушки ломаются, либо игрушками калечит других детей, либо что то разбивает... Вот за последствия наказываем, говорим что прежде чем сделать, надо подумать... Если в школе, то пакости такого рода - игры переходят в драки, так как опять же не задумывается что он толкнул в шутку, но получилось так, что другому ребенку может быть очень больно... То есть он развеселится, а остановится вовремя не может и даже не задумывается о том, что последствия могут быть серьезными... Самая то главная проблема в том, что он слышит нас, он потом уже, после объяснения, понимает что неправильно поступил, но как это в дальнейшем прекратить - не знает... Вот и спрашивает - а как мне перестать пакостить? Я ему говорю - делай в следующий раз так то и так то в такой то и такой то ситуации... То есть все проговариваем с ним, но каждый день все повторяется... Спрашиваю - ну вчера же это обсуждали, почему сегодня снова так? Он говорит - не знаю... Говорю - ну ты же хороший мальчик, умничка, ну не надо так себя вести, а он в слезы... Я хочу себя хорошо вести, но не знаю как, не получается... Видимо у него как то это непроизвольно происходит... Я вот думаю может мало его хвалю, может внимания мало, раз он так при малейшем внимании воодушевляется? Уже не знаю что и думать...
OlyaSim
OlyaSim, вы когда-нибудь консультировались с врачом-педиатром по поводу того, что активность ребенка принимает неуправляемые формы, когда он не может её контролировать? Наблюдались у какого-нибудь врача в связи с особенностями развития в раннем возрасте или по каким-то проблемам со здоровьем?
Важно понимать на каком фоне у мальчика такие ежедневные неуправляемые вспышки активности, нет ли там физиологических причин. В противном случае психологическими методами вы ничего не поправите.
OlyaSim
OlyaSim, обязательно поговорите с врачом по поводу того, что есть такие вот вспышки гиперактивности - пока ребенок растет и формируются его нервная система и мозг, нужно наблюдать за его развитием на всех этапах. Возможно имеет смысл пройти комплексную диагностику.
А как сын воспринял рождение второго ребенка? Какие между ними отношения? Изменилось ли поведение старшего после рождения второго ребенка? Как вы выстраиваете отношения между детьми?
Я тоже об этом думала... Возможно ревность к сестре у него... Хотя мы подготавливали его к тому, что он сейчас не один будет. Они очень друг друга любят, постоянно вместе играют... Но конечно же получается что младшенькой внимания больше... Может быть он действительно ревнует? Я замечала что он иногда ведет себя как она, как маленький... А мы ему говорим - перестань, ты старше, ты был уже таким маленьким и мы тебя тоже на ручках носили, на коленках держали, а сейчас сестру держим, так как она маленькая... А еще он пытается ей превосходство свое показать - а вот я так могу, а ты нет... А я больше тебя башню построил... А я умею, а ты не умеешь... Объясняем что ты же старше, нашел чем хвалится перед маленьким и слабым... Может все таки мало ему нашего внимания и от этого он пытается поведением обратить на себя внимание? Или тут что то другое?
OlyaSim
OlyaSim, судя по описанию ситуации и поведения сына, его активность - желание привлечь к себе внимание. Желание это может быть неосознанным. Но ему явно не хватает со стороны родителей ласки и принятия (безусловной любви). Никогда на детей не действуют положительно реплики взрослых "перестань, ты старше" - по сути вы ему говорите - "с тебя хватит и того, что мы тебе даём, тут есть другой ребенок, которому мы нужнее, а ты свое уже получил. " Между тем у него такой возраст, когда ему очень важна забота и общение с родителями, внимание к его нуждам и настроению. А родители часто делают акцент только на учебе и развитии (интеллектуальном и физическом), забывая, что психика ребенка, его уверенность в себе и самооценка, формируются именно в общении со взрослыми, а не в процессе делания уроков или выполнения физических упражнений.
Сын явно ищет вашего внимания и готов ради этого на любые выходки (возможно даже не осознает). Он видит, что детское поведение сестры привлекает к ней внимание взрослых и усвоил момент, что если хулиганить и бузить или плакать "я так не могу" (вести себя, как маленький), то 100% мама и папа будут заниматься именно им - разговаривать, уговаривать, и т. д., отвлекаясь даже от сестренки.
Не сравнивайте сына с сестренкой - говорите ему чаще, что он по-прежнему любимый и ненаглядный, несмотря на появление сестрички. Поощряйте его чаще, говорите, как любите его, обнимайте - тактильный контакт ребенку очень важен.
Если начинает шалить, то попробуйте его обнять и переключить его внимание на что-то другое (вместе с ним побудьте и поделайте что-то вместе, что ему нравится) - не ругайте, а наоборот проявите знаки внимания. Понаблюдайте, как будет меняться его поведение.
Спасибо большое! Вы мне очень помогли, а то я боялась что если больше проявлять внимания, то воодушивившись, он еще хуже будет вести себя... Хотя мне приходила мысль в голову что ему мало внимания, поэтому когда он его получает, то это настолько его радует, что эта радость становится бесконтрольной, и поведение соответственно тоже и он не специально это делает, а так получается... А если нашего участия в его жизни будет больше, то постепенно он перестанет воспринимать его как праздник и соответственно поведение станет более ровным, так как не будет повода привлекать к себе внимание. Правильно я понимаю?
Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».
Кризисы развития ребёнка
Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:
- Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
- Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
- Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
- Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.
Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.
Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.
Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?
Симптомы кризиса семи лет
Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:
- Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
- Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
- Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
- Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
- Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
- Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
- Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
- Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
- Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.
Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.
Что делать родителям?
- В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
- Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
- Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
- Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
- Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
- Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
- Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
- Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
- Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
- Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
- Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
- Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.
Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.
Положительные признаки кризиса
Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:
- Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
- Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
- Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
- Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
- Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.
Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.
Для восьмилетнего ребенка этот период является довольно безмятежным. В прошлом остались первоначальные школьные затруднения и шумные дошкольные годы, когда требовался строжайший присмотр. Переход к подростковым годам еще впереди. Совсем недавно агрессивный и недоброжелательный, сейчас он лучше находит понимание с родителями и перестал злоупотреблять их долготерпением.
Хотя все равно воспитанием нужно заниматься очень ответственно, потому что этот возраст тоже имеет свои особенности. Родителям следует быть в курсе, что должен уметь ребенок в 8 лет. Младший школьник уже ощущает себя членом социума, у него сформировалась собственная поведенческая структура, которой он придерживается. Ребенок сам может собраться в школу, подогреть себе обед. Он имеет свое мнение по любому вопросу и готов отстаивать его. Многие дети отдаляются от родителей, вот почему им надо быть чуткими и деликатными, чтобы впоследствии не возникло значительного разлада с ребенком.
Физиология восьмилеток
Организм растущего второклассника пока еще детский, не происходит никаких радикальных перемен, не видно наглядно выраженных гендерных отличий. За это время школьники вырастают примерно на 6 см, причем мальчики слегка опережают. А вот прибавление в весе равноценно и не зависит от пола – примерно 2 кг, иногда немного больше. Вследствие солидной интеллектуальной нагрузки, хрупкий ребенок должен возобновлять активность посредством достаточно долгого сна – не меньше 10 часов. Если ночной сон нарушается из-за обилия впечатлений или моральной перегрузки в течение дня, его необходимо поддержать, например, напоив травяным чаем или молоком с медом.
В школе ребенок основательно утомляется, поэтому после уроков ему необходим физический и моральный отдых, к примеру, просто полежать полчаса или час, не пользуясь при этом телевизором, компьютером и телефоном. Заданий в школе становится все больше, приходится просиживать за уроками по нескольку часов, кроме того, по вечерам дополнительно сидение перед телевизором или компьютером. Сидячее положение становится привычным и оказывает влияние на становление позвоночника и всей костной системы. Это очень вредно для младших школьников. Исправить положение помогут двухчасовые прогулки на свежем воздухе. Общие гулянья в компании с взрослыми или ровесниками являются необходимостью.
Порой восьмилетние ребята испытывают болезненные симптомы в конечностях, связанные с стремительным ростом. Чаще всего такие ощущения встречаются у грузных или гиперактивных ребят. Мускулы восьмилеток обладают упругостью и эластичностью, великолепно выдерживают нагрузку и растяжку. Физическая активность детей достаточно высокая: у них хорошо получаются прыжки с высоты на точность, катание на лыжах и роликах, они взбираются по канату, пробегают длинные дистанции. Очень важно соблюдать распорядок дня, вовремя ложиться спать, выполняя перед этим установленную церемонию с вечерней гигиеной.
Бытовые умения
Младший школьник уже сам справляется с повседневными бытовыми делами:
- самостоятельно может собрать школьный рюкзак;
- выполняет домашнее задание;
- наводит порядок в своей комнате;
- убирает за собой постель;
- выполняет гигиенические процедуры;
- может одеться по погоде;
- определяет время с помощью часов;
- может разогреть себе еду, приготовить бутерброд, простой салатик или пожарить яичницу.
Если ребенка правильно воспитывают, ему уже можно поручить кое-какую несложную работу дома: убрать игрушки, вымыть посуду или пропылесосить комнаты. Девочкам не составляет труда пришить пуговицы или накрыть на стол, а мальчики с радостью помогают отцу или брату мастерить что-нибудь.
Развитие психики восьмилетнего ребенка
Мышление и творческая фантазия младшего школьника достаточно развиты и формируются при помощи реальных и отвлеченных понятий. Ребенок запоминает любую яркую зрительную информацию, проанализированную им, из которой он делает выводы.
Многие дети вплотную подходят к половому созреванию. Происходит повторный процесс копирования поступков и образа действий взрослых, поэтому пример родителей весьма важен для ребят. Они доказывают свои установки. Младшие школьники могут перепутать хорошее и некорректное поведение. Принципиально значимо к этой поре заложить фундамент ключевых понятий – что такое хорошо и что такое плохо – на наглядных образцах.
Дети увлекаются чтением, рисованием, обожают подвижные игры, развивающие у них силу, сноровку, обостряющие восприятие, позволяющие демонстрировать взрослые качества. Многие из ребят в этом возрасте дистанцируются от родственников, преимущественно это относится к мальчикам. Они смущаются взять маму за руку, поцеловать ее на глазах чужих людей. Родители должны отнестись к этому факту серьезно, стоит беседовать с ребенком по-взрослому, интересоваться важными для него темами.
Ребенок должен знать, что он может доверять своей семье, что его здесь понимают и уважают его мнение, с ним считаются. Необходимо с ним разговаривать, выяснять проблемы, которые его волнуют, одобрять его поступки или деликатно объяснять, в чем он неправ. Если в этом возрасте не привить уважение к старшим, то позже может быть поздно. Следует научить школьника считаться с другими членами семьи и с другими людьми.
Занятия ребенка в школе и в свободное время
Младшим школьникам, как любым другим, следует заниматься физическими упражнениями. Уроки физкультуры в школе и спортивные секции, с удовольствием посещаемые ребятами, облегчают эту задачу. Однако нужно учитывать, что избыточная нагрузка сверх школьных занятий вредна, вот почему посещение кружков и секций должно приносить радость и удовольствие, и позитивно влиять на эволюцию и настроение, а не приводить к стрессу. Серьезного внимания в этот период также требует психологическое и умственное развитие. У школьников вырабатывается большое количество умений:
- они владеют навыками чтения, письма, решения математических задач;
- принимают участие в художественной самодеятельности;
- способны усвоить пройденный материал, могут пересказать его, перевести, объяснить, сделать заключение;
- владеют графической памятью, могут воспроизвести затейливый рисунок на бумаге, запомнив мельчайшие подробности;
- умеют выяснять принципы работы какого-то устройства, определить, зачем оно предназначено, как используется;
- рассматривая геометрические фигуры, могут их классифицировать и расположить на плоскости различными способами;
- учатся моделировать.
Младшие школьники с успехом занимаются изучением иностранных языков: в это время развитие памяти у детей 8 лет позволяет запоминать большой объем новой информации. Если ребенка интересует история или география, полезно читать дополнительный материал на эти темы. Развитию логики у детей 8 лет помогают упражнения с просмотром аудио- и видеозаписей. Надо потом попросить ребенка пересказать их или написать сочинение с отзывом о просмотренном или прочитанном.
Детям, преимущественно мальчикам, интересно заниматься с большими и достаточно сложными конструкторами, пазлами, развивающими внимание. Большинству ребят нравятся книги о животных, о приключениях и находках. Полезно заниматься с ними развивающими компьютерными играми и обучать некоторым программам, показывать им эффектные химические и физические опыты, проводить экскурсии в музеи, на выставки, водить на концерты и в театры.
Развитие речи
Восьмилетние дети обладают полностью сформированной речью и четкой дикцией, при этом составляя связный текст из достаточно длинных и сложных предложений. Они владеют очень большим лексиконом. Наиболее распространенной проблемой становится плохая дикция. Нарушения развития речи у детей 8 лет заключаются в том, что они нечетко разговаривают, мямлят или проглатывают часть слов из-за спешки. Эмоции, настроение и перенапряжение негативно отражаются на артикуляции ребенка. Этот недостаток необходимо исправлять, чему способствует множество различных тренировочных упражнений и скороговорок.
Существует мнение логопедов, что около трети населения планеты страдают нарушениями дикции. В большинстве случаев это зависит от речевого развития и среды обитания. Самыми распространенными являются недостатки произношения шипящих, когда выговаривают сами звуки, но с нарушением артикуляции. Причиной неверного произношения «р» считают слабость мышечного аппарата. Все эти недочеты дикции можно исправить с помощью тренировок мышц и произношения. Младшим школьникам хорошо помогают скороговорки: это простые, размеренные, нередко шутливые короткие побасенки, выстроенные с помощью комбинаций звуков, затрудняющих беглое их произнесение. Народ создал их для развлечения и одновременно обучения детей. Использование их с целью совершенствования артикуляции позволяет успешно исправить неправильное произношение. Их желательно проговаривать в разном темпе, следя за четкостью произношения каждого звука.
Задержка речевого развития у детей 8 лет обусловлена различными причинами. Однако таких детей становится все больше с каждым годом. Вовремя обнаруженная неразвитость речи может быть исправлена, если ее не запускать. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны принять меры для коррекции, иначе ребенок начнет отставать и в психическом развитии, не сумеет полноценно общаться с ровесниками и обучаться в школе. Эти две проблемы взаимосвязаны. Задержка развития речи тормозит формирование интеллекта, а недоразвитая речь обычно бывает последствием врожденных неврологических и психических заболеваний. Чаще всего подобные диагнозы ставят в возрасте 5 лет, когда бывает уже поздно их лечить. Если к 7 годам ребенок не заговорил полноценно, то вряд ли это произойдет когда-либо.
В восьмилетнем возрасте дети много чего умеют делать самостоятельно. Они справляются с гигиеной, собираются в школу, могут сами разогреть еду, помогают родителям, заправляют постель, делают уроки, посещают секции и кружки. Родителям приходится только неназойливо их контролировать. Надо осторожно разрешать им руководствоваться своим мнением, но потребуется очень много деликатности для сохранения равновесия между излишним вторжением в его жизнь и неприметной поддержкой.
(44
оценок, среднее: 4,27
из 5)
Многие дети в возрасте 8-12 лет страдают нарушениями обмена веществ и лишним весом. Около 23% детей данной категории на вопрос об использовании диет для похудения отвечали утвердительно. Причем используют диеты даже те дети, кто избыточным весом не страдает. Но можно ли применять диеты в столь юном возрасте, когда детский организм только формируется?
Причины возникновения ожирения у детей
Основной причиной появления ожирения в детском возрасте считают перекармливание. Это первичная форма ожирения. Предрасположенность к избыточному весу в этом случае передается по наследству. Приводят к ожирению погрешности в питании: употребление фаст-фуда, жирной и жареной пищи, сладких крашеных напитков, сладкого. Такая форма ожирения не сопровождается нарушениями в организме.
В большинстве случаев при активном образе жизни избыточный вес не прогрессирует, у детей к 10 годам вес постепенно приходит в норму. Только в 25-30% процентах ожирение сохраняется до подросткового периода. Вторичная форма ожирения возникает вследствие различных заболеваний, как наследственных, так и приобретенных, например, при сахарном диабете или отклонениях в работе и эндокринной системы.
Влияние избыточного веса на детский организм
Дети с избыточным весом не могут самостоятельно справляться с физическими нагрузками, заниматься различными видами спорта, играть в подвижные игры. Состояние здоровья постепенно ухудшается. У детей появляются комплексы, связанные с лишним весом. Нелегко таким детям в школе: их дразнят сверстники, не хотят с ними дружить.
Выделяют четыре степени ожирения:
- ожирение I степени — масса тела ребенка превышает нормальную на 15-25 %;
- ожирение II степени — масса тела малыша превышает нормальную на 25-55 %;
- ожирение III степени — 50-100 % избыточного веса от нормальной массы тела;
- ожирение IV степени — более 100 % от нормальной массы тела.
Чем выше степень ожирения, тем сильнее у ребенка выражены нарушения движений и осанки. У детей с избыточным весом спина находится в сгорбленном состоянии, мышцы живота очень слабые, ноги приобретают икс-образную форму, появляется плоскостопие. Такие дети сильнее потеют. В результате у ребенка возникают опрелости, экземы, кожа становится уязвима к различным инфекциям. Избыточное содержание глюкозы в организме приводит к раннему половому созреванию у девочек. У тучных детей быстрее изнашиваются суставы, появляется остеоартроз в раннем возрасте.
К группе риска по развитию ожирения относятся дети:
У которых родители имеют избыточный вес: если полнотой страдает один родитель, вероятность появления ожирения у ребенка возрастает в 2 раза, если оба родителя — в 5 раз;
— родители или близкие кровные родственники имеют нарушения в работе эндокринной системы или сахарный диабет;
Которые были переведены на искусственное питание, особенно, когда смесь высококалорийная;
Недоношенные дети и малыши с малым весом;
С врожденными заболеваниями эндокринной системы.
Лечение ожирение у детей 8, 9, 10, 11, 12 лет
Подбор диеты и физических нагрузок зависит от степени ожирения. Ожирение I степени не нуждается в медикаментозном лечении. Достаточно увеличить физические нагрузки, ограничить сидение за компьютером до 2 часов в день и сбалансировать рацион. Вес ребенка постепенно вернется в нормальное состояние.
Вторая степень ожирения нуждается в более тщательной коррекции питания. Необходимо ограничить количество тугоплавких жиров в процессе приготовления блюд и уменьшить калорийность пищи за счет углеводов. Параллельно с этим ребенок должен вести активный образ жизни.
Третья и четвертая стадии ожирения нуждаются в лечении в условиях стационара. Ребенка необходимо жестко ограничить в употреблении пищи. Под жестким ограничением подразумевают дробное питание: маленькими порциями до 6 раз в день. Детский рацион в этом случае составляет и корректирует только диетолог. Лекарственные препараты и биодобавки, которые предназначены для снижения веса, детям до 15 лет не назначают. Не используется также хирургическое лечение.
Как подобрать диету для детского организма при ожирении?
Диеты в обычном понимании опасны для растущего организма. Дети с избыточным весом в еде очень привередливы, поэтому подобрать меню такому ребенку очень сложно. Изначально будут срабатывать старые привычки и стереотипы. Главным условием успешного похудения детей в возрасте 8-12 лет будет переход всей семьи на правильное рациональное питание. Еда должна быть не только полезной, но и вкусной, иначе ребенок просто откажется есть.
Ребенка необходимо приучать к употреблению свежих овощей и фруктов. Малыши очень любят кушать яркие продукты. Для меню можно подбирать овощи с различным сочетанием оттенков, заправлять салаты оливковым маслом. Блюдо должно аппетитно выглядеть, вызывать желание попробовать еще. Необходимо ограничить употребление магазинных соков, они содержат большое количество сахара и консервантов.
Полуфабрикаты в питании полнеющих детей допустимы , но только с минимальным количеством жира, например, рыба, перепел или цыпленок. Такие полуфабрикаты нельзя жарить, лучше их стушить с минимальным количеством жира. В меню использовать продукты с большим количеством крахмала в составе: картофель, рис, прочие крупы. Ограничить употребление макаронных изделий и хлеба. Пряности и соль используют в ограниченном количестве. Количество соли не должно превышать более 10 г в день.
Диетическое лечение должно проводиться постоянно и последовательно. Режим питания необходимо откорректировать. Следует исключить употребление пищи в позднее и ночное время, исключить переедание, особенно вечером. Исключить нужно также употребление кондитерских изделий и отграничить количество сахара. Картофель и каши, подаваемые в качестве гарнира, необходимо уменьшить до 2/3 порции. Оставшуюся часть порции лучше дополнить овощами и несладкими фруктами.
Какие продукты необходимо исключить?
Рекомендуется не приучать ребенка к запрещенным продуктам с детства, так как формирование вкусовых пристрастий и манеры питания закладывается именно в этот период. При ожирении необходимо исключить такие продукты:
- сладкие напитки, особенно синтетического происхождения;
- печенье, мороженное, конфеты, выпечку;
- употребление жидкости не более 1 л в день (30 мл на 1 кг веса ребенка);
- продукты для перекусывания «на бегу»;
- десерты на основе молока или йогурта высокой калорийности;
- ограничить употребление яичного белка;
- майонез и острые приправы;
- жирные блюда;
- жареные блюда.
Профилактика появления избыточного веса
Следует помнить, что ребенок наследует то, как питаются его родители. В рацион растущего организма должны входить каши, супы, мясо, рыба, молоко, компоты, овощи, фрукты, хлебобулочные изделия. Задача родителей состоит в том, чтобы рационально распределить акцент на те или иные продукты. Завтраки, обед и ужин должны быть полноценными. Нельзя допускать случаи, чтобы ребенок шел в школу и не позавтракал.
Питание ребенка — диета
Прием пищи у ребенка 8-12 лет необходимо разбить на четыре приема. Первый завтрак составляет 25-30% всего рациона. Второй завтрак включает 10-15%, обед – 40-45%, ужин – 15-20% суточного рациона. На завтрак и обед необходимо приготавливать блюда с большим количеством белков (яйца, мясо, рыба), а на ужин подойдут каши, овощные блюда, молочные продукты. Сочетание белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:3 (или к 4).
Суточный объем блюд составляет у малышей в возрасте 3-7 лет — 1400-800 г , у школьников 7-11 лет — 2100-2300 г , у подростков 11-15 лет — 2400-2700 г . При составлении режима питания необходимо учитывать также питание во время школьных занятий. У младших школьников (7-10 лет) в первой смене должны быть полноценные завтраки в школе, а во второй смене (10-14 лет) — полноценные полдники. Суточная потребность в калориях у детей в возрасте 5-8 лет составляет приблизительно 2000-2400 ккал, в возрасте 8-12 лет — 2400-2800 ккал, у подростков до 16 лет — до 3000 ккал.
Следует помнить, что нельзя заменять одни продукты другими. Это связано с тем, что у каждого продукта имеется определенный набор витаминов и минеральных веществ. Овощи и фрукты, мясные блюда имеют свой уникальный состав аминокислот, некоторые из которых отсутствуют в других продуктах.