Екатерина Скороходова
Проект по энергосбережению для дошкольников
Тип проекта : групповой, краткосрочный (неделя, познавательный.
Цель : воспитание культуры энергосбережения у детей дошкольного возраста через эмоционально-чувственное воздействие на детей посредством различных видов деятельности.
Задачи :
Расширять знания детей об экономической культуре;
Формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии , природы в целом) ;
Воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.
Участники : дети средней, старшей и подготовительной групп, родители воспитанников.
Предполагаемый результат :
Дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам , под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;
Родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми , участвуют в совместных мероприятиях.
Методы реализации проекта :
Наблюдения;
Художественное слово;
Творческая деятельность;
Рассматривание проблемных ситуаций;
Решение логических задач;
Поисковая деятельность;
Развлечения;
Создание обогащённой развивающей среды в группах;
Анкетирование, опрос;
Информационно-издательская деятельность;
Участие родителей в работе по экономическому воспитанию.
Этапы реализации проекта .
I этап. Подготовительный
Дети :
Знакомство дошкольников со значением экономических терминов, формирование элементарных знаний из области энергосбережения .
Педагоги :
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
Подбор необходимого оборудования, пособий и материалов по энергосбережению для практического обогащения проекта (игр, газет, журналов, раскрасок, бросового материала, иллюстраций, плакатов, моделей, папок-передвижек и пр.);
Изготовление костюмов Теплоши, Электроши, Водяши, Экоши.
Родители :
Совместный с ребёнком сбор материала по теме из периодической печати, интернета, художественной литературы;
Проведение бесед о бережливости и необходимости экономии энергоресурсов .
II этап. Основной :
Реализация проекта в соответствии с планом.
План реализации проекта
п/п Срок реализации,
Тематический день «Вода»
Цель : создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов. 1. Серия наблюдений «Кому нужна вода»
2. Беседа-рассуждение «Вода – источник жизни»
3. Сказка от Водяши «Есть ли вода на планете Сухоша»
4. Моделирование схем «Волшебные Напоминалки для родителей и детей»
5. Рассматривание плаката «Откуда в городе вода»
6. Игровой комплекс «Чистая капелька»
7. Цикл наблюдений и экспериментов - «Фокусы с водой»
8. Игра-дискуссия «Хорошо-плохо»
9. Рисование эмблемы-памятки «Сберегалочка»
10. Инсценировка «разговора» капелек из неплотно закрытого крана
11. Викторина «Загадки от Водяши» воспитатели
старшей, подготовительной
Тематический день
«Электроэнергия »
Цель : создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии . 1. Сказки от Электроши «О том, как Катя перестала бояться темноты» , «Электрическая лампочка» , «Наш друг – электрический ток» . «Его величество Выключатель»
2. Решение проблемной ситуации «Что будет, если исчезнет электричество»
3. Игра-фантазирование «Разговор двух лампочек»
4. Рисование «Королева лампочка»
5. Поисковая деятельность «Патруль Светлячок»
6. Рисование предупреждающих знаков.
7. Игровой комплекс «Приключения лампочки»
«Где живет электричество в детском саду»
9. Инсценировка отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня»
10. Выставка детского творчества «Без электричества нам не обойтись»
11. Аппликация – коллаж «Время менять привычки» воспитатели
подготовительной
Тематический день «Тепло»
Цель : создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла. 1. Сказки от Теплоши «Новые приключения колобка» , «Казка про батарею»
2. Познавательные беседы «Что такое тепло?» , «Экономим тепло»
3. Театрально-игровой комплекс «Чтобы в доме было тепло и уютно»
4. Экскурсия в котельную микрорайона Южный городок
5. Цикл опытов «Теплый - холодный» , «Где живет тепло?» , «От чего кружка стала теплой?»
6. Рассматривание слайдов «Оцени поступок»
7. Коллаж «Уютный теплый дом»
8. Исследовательская деятельность «Где живет Теплоша»
9. Составление правил «Мудрые советы от Теплоши»
10. Развлечение «Теремок на новый лад» воспитатели
музыкальный руководитель
Тематический день
«Природа просит защиты»
Цель : создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к природе, к материальным ценностям, воспитание культуры поведения.
1. Акция «Чистый дом, чистый двор – чистая планета» творческая группа
III этап. Заключительный.
Дети :
Выставка детско-родительского творчества «Бережем и экономим» ;
Музыкальное развлечение .
Педагоги :
Презентация игр, дидактических пособий, наглядного материала для работы с детьми и семьей по энергосбережению ;
Организация выставки методической и детской литературы «Маленькие берегоши» .
Родители :
Участие в выставке продуктивной деятельности детей «Бережем и экономим» ;
Участие в организации выставки детской литературы по энергосбережению ;
Участие в музыкальном развлечении «Путешествие по стране Бережливость» ;
Публикации по теме:
Фотоотчет занятия по энергосбережению. Цель. Расширять представление об энерго- и ресурсосбережении. Задачи: формировать представление.
Цель: воспитывать бережное отношение к энергоресурсам. Задачи: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами, развивать.
Краткосрочный проект для дошкольников «Зимние забавы» Краткосрочный проект для дошкольников «Зимние забавы» Проблема: В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья.
Педагогический проект «Оригами для дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Оригами для дошкольников» Тема: «Оригами - средство развития конструктивных умений у дошкольников» СОДЕРЖАНИЕ 1.
исследовательского проекта «Энергосбережение»
Авторы проектаОУ
Дети, родители и педагоги
МОУ УВК №130 г.Донецка
Город, область
Донецк,ДНР
Название проекта
«Энергосбережение»
Вид проекта
Исследовательский
Длительность
Средней продолжительности (месяц)
Возрастная группа
Старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет)
Образовательная область
Познание. Формирование целостной картины мира. Безопасность.
Цели и задачи проекта
Цель: формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.
Задачи:
формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к электроэнергии и теплу;
развивать коммуникативные навыки;
вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению
Планируемые результаты
После завершения проекта дошкольники смогут:
проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми)
осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников, в т. числе в Интернет
осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов в т.ч., совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно с взрослыми)
собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)
проявлять элементарные навыки рационального природопользования
Краткое содержание проекта
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Истоки», разделы «Социальное развитие», «Познавательное развитие. Мир, в котором мы живём». Может быть реализован с детьми 5-7 лет.
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение электричества, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.
В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные): макеты, плакаты, рисунки, «Азбуку безопасности» и т.д.
Этапы реализации проекта
1 этап «Проблемная ситуация»
Что такое электричество? Как оно попадает к нам в дома?
Цель: выявить уровень сформированности представлений об электричестве у детей старшего дошкольного возраста и круг их интересов.
Используется стартовая презентация педагога и модель двух вопросов, заполняются Деревья познаний
Что я знаю
Что я хочу узнать
Лампочка работает от электричества
Раньше вместо лампочек были свечи
Ток находится в проводах
Троллейбус работает от тока
Ток опасен, он кусается
Фонарик светит, потому что в нём батарейка
Что такое ток и откуда он берётся?
Как ток попадает к нам в дома?
Для чего дома нужно электричество?
Что будет, если исчезнет электричество?
Как появилась электрическая лампочка?
Почему опасен ток?
Как обращаться с током, чтобы он не навредил?
Может ли закончиться электричество?
Как нужно беречь электричество?
2 этап «Планирование» (на основе использования модели двух вопросов)
Выбор тем детско-родительских проектов
Обсуждение вариантов поиска информации
Планирование этапов исследовательской деятельности
Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для исследований и продуктивной деятельности
Обсуждение продуктов деятельности, которые
дети планируют получить в конце проекта
3 этап «Поиск информации» - исследовательский этап
Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
Образовательная деятельность
в рамках проекта осуществлялась
в ходе режимных моментов;
в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности
в ходе самостоятельной деятельности детей
4 этап «Продукты детской деятельности»
Макеты, плакаты, книга «Азбука безопасности», фотоальбомы, детские иллюстрированные книги, буклеты и т.д.
5 этап «Презентация проекта»
Представление результатов проекта в виде детско-родительских проектов, детские иллюстрированные книги, буклетов, фотоальбомов, продуктов творчества и др.
Краткое описание проекта
Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста об электричестве (формирующее оценивание). Во время стартовой презентации педагога уточняются представления дошкольников,
строится карта знаний или заполняется дерево познаний, обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых (педагогов и детей)
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в презентации и др.
После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой каждый дошкольник демонстрирует результаты своих исследований по определенной теме.
Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста. Оценивается уровень сформированности представлений детей об электричестве, логичность представления материала, творческий подход к реализации проекта, а также уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников.
Описание форм образовательной деятельности
Вводная беседа 1 неделя
Проект начинается с обсуждения с дошкольниками вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Воспитатель предлагает буклет для родителей, объясняющий использование проектного метода при изучении данной темы, и содержащий вопросы, на которые дети совместно с взрослыми будут искать ответы. Взрослые (педагоги и родители) совместно с детьми составляют
карту познаний (можно использовать «Дерево познания», на котором размещается информация о том, что знают дети и что они хотят узнать об электричестве).
Дети выбирают тему индивидуального исследовательского проекта. Обдумывают совместно с взрослыми план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Обсуждается план работы по проекту. Педагог рекомендует родителям список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав. В конце недели с каждым ребенком и его родителями проходит обсуждение планов проведения исследований по выбранной теме. Чтение художественной и научно-познавательной литературы, просмотр мультипликационных и познавательных фильмов, наблюдения, проведение элементарных опытов и экспериментов.
2 неделя
Работа ребенка совместно с взрослыми над проектом (проводят исследования, наблюдения, экскурсии, проводится корректировка плана работы над проектом). С дошкольниками проводятся различные формы образовательной деятельности. Также осуществляется активная работа по сотрудничеству с семьями воспитанников в ходе проектной деятельности (совместные встречи, анкетирование и др.).
3 неделя
Дошкольники совместно с взрослыми готовят результаты исследований, готовятся к презентации исследовательских проектов. Дошкольники защищают свои проекты, пытаются ответить на основополагающий вопрос. В конце недели осуществляется рефлексия работы над проектом через размышление детей и взрослых о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований, проходит презентация детско-родительских и групповых проектов. Оформляется выставка.
Энергосбережение в МБДОУ
Энергосбережение — это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Человечеством постепенно осознается необходимость перехода как в глобальном масштабе, так и в каждом конкретном месте и случае от потребительского отношения к природе к совместному, гармоническому развитию природы и общества.
Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.
Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.
Основными целями энергосбережения в дошкольном учреждении являются: - реализация основных требований Федерального Закона «Об энергосбережении»,
Создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов;
Стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности
Обеспечение перехода хозяйственной деятельности МБДОУ на энергосберегающий путь развития при обеспечении комфортных условий воспитательного процесса,
Оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов;
Повышение надежности функционирования и развития инженерных сетей детского сада.
Решение следующих задач является необходимым условием энергосбережения в детском дошкольном учреждении:
Внедрение энергосберегающих технологий в сфере хозяйственной деятельности
Участие в создании централизованной муниципальной системы учета потребленных коммунальных ресурсов;
Организовать оснащения приборами учета
Проведение информационно-разъяснительной работы среди участников воспитательного процесса;
Снижение нагрузки на коммунальную инфраструктуру за счет экономии тепло-, электроэнергии и воды.
Особое внимание при энергосбережении следует уделять тепловой энергоэффективности зданий. Основные теплопотери зданий происходят через ограждающие конструкции: окна, крышу, пол, стены. По оценкам специалистов, до 50 % потерь тепла может происходить через плохо утепленные или не утепленные вовсе окна. При этом 2/3 тепла уходит наружу через поверхность стекла в виде инфракрасного излучения, а 1/3 тепла посредством инфильтрации тепла через щели. Качественно выполненная полноценная теплоизоляция окон может повысить температуру в помещении на 4 - 5°С и более, что позволяет обеспечить комфортную температуру в помещении и существенно снизит затраты на энергопотребление.
Энергосберегающие мероприятия в детском саду:
Сбор и анализ информации об энергопотреблении здания МБДОУ
Замена ламп накаливания на энергосберегающие;
Обеспечение снижения в сопоставимых условиях объема потребленных воды, электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на пять процентов от объема фактически потребленного в 2017 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на один процент.
Выполнение всего выше перечисленного ведет к значительному сокращению потерь электроэнергии в ДОУ.
, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Исполнители: коллектив детей подготовительной логопедической группы.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, педагог дополнительного образования Потапова Е.В., сотрудник ООО «Энергоаудитэксперт» руководитель проекта Касмынин И.А.
Актуальность проекта
Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем современного человечества. С одной стороны, электроэнергия - высочайшее достижение современной цивилизации. Она заменила свет керосиновых ламп и свечей на свет электрических лампочек, принесла в наш дом электронагреватели, кондиционеры, телевизор и радио, компьютер и Интернет. Однако люди должны не просто ценить результаты деятельности человечества, но и стараться более экономично тратить энергоресурсы и по возможности ограничивать свои потребности. Ведь ограниченность энергетических ресурсов , негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством - все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии , нежели постоянно увеличивать ее производство.
Главенствующую роль в этом процессе занимает экологическое воспитание , привитие навыков бережного отношения кэнергоресурсам. Перед педагогами стоит важная задача воспитать новое поколение , которое будет понимать важность экономии энергоресурсов , ведь бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.
Описание проблемы: Дети предшкольного возраста недостаточно ориентированы в эволюции современных предметов рукотворного мира, не имеют четких представлений, почему человек изменяет предметы, которыми пользовался в прошлом и не владеют знаниями о необходимости уважительного отношения к достижениям человека и как следствие, эффективном расходовании всех ресурсов и электроэнергии в частности. А также не умеют устанавливать причинно-следственную связь между влиянием человека и продуктов его деятельности на природу, не знают, что ресурсы Земли не бесконечны и трудно восстановимы.
Идея решения проблемы исследования: Чтобы помочь раскрыть перед детьми эволюцию источников света, показать необходимость уважительного отношения к изобретениям современного человечества и, как результат, экономии электроэнергии, было решено создать вместе с детьми макет. На нем наглядно можно будет продемонстрировать историю совершенствования осветительных приборов от факела и лучины до современной светодиодной лампы, а также нарисованные и разработанные детьми энергосберегающие плакаты.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии и воспитание элементарной культуры энергосбережения, развитие ретроспективного и перспективного взгляда на предметы рукотворного мира.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развивать у детей интерес к проблеме экономии энергоресурсов, формировать первоначальные навыки рационального их использования.
- Формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком.
- Познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком.
- Активизировать поисково-познавательную деятельность, интеллектуальные способности, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их, мыслительную активность, творческие способности.
- Вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энергосбережению.
Для педагогов:
- Повышать уровень профессиональной компетентности, обогащать знания по актуальным вопросам энергосбережения.
- Закреплять навыки организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создавать условия для ознакомления воспитанников с энергоресурсами через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками, их родителями и общественными организациями (ООО «Энергоаудитэксперт»).
Для социальных партнеров:
- Способствовать проявлению интереса к содержанию энергосберегающей работы с детьми , к участию в совместных мероприятиях .
- Повышать педагогическую компетентность родителей, обогащать их воспитательный опыт, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
- Пополнять знания по энергосбережению, более ответственно относиться к расходованию энергоресурсов.
Краткое содержание проекта
Организационно-подготовительная часть: постановка проблемы, поиск информации.
Для педагогов и родителей:
- Подбор методической и художественной литературы.
- Обогащение предметно-развивающей среды (дооснащение уголка экспериментирования, подбор дидактических и настольно-печатных игр, подбор литературы в книжном уголке, экспонатов для организации выставки «От лучины до лампочки»).
- Проведение консультации для педагогов и родителей «Энергосбережение – забота каждого!»
Для детей:
- Тематические беседы «Для чего нам нужно электричество», «Как появилась лампочка», «Экономим электроэнергию - бережем планету», «Счетчик в гостях у ребят».
- Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в прошлое лампочки», «Откуда к нам приходит электричество»
- Беседа по безопасности «Осторожно - электроприборы!»
- Чтение художественной литературы, беседы по содержанию: Мифы Древней Греции «Прометей», Р.Г. Подольный «Как человек огонь приручил», цикл стихов о лампочке и электричестве.
- Экспериментально-исследовательская деятельность, опыты, естественнонаучные наблюдения «Почему лампочка светит?», «Ожившие волосы», «Упрямые шарики», «Помогите золушке», «Такие разные источники счета».
- Дидактические игры, игры-путешествия, игровые задания по теме проекта.
- Встреча с интересными людьми: ситуативный разговор «Электричество живет повсюду» с родителем одного из воспитанников Касмыниным И.А. (руководителем проекта ООО «Энергоаудитэкспер»).
Основная часть, создание продуктов проекта
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, моделирование) по теме, изготовление макета.
- Выставки рисунков «Весёлая лампочка»
- Выставка энергосберегающих плакатов «Экономим разумно!»
- Сочинение и презентация сказок «Приключение лампочки»
- Организация выставки «От лучины до лампочки»
- Посещение музея «Огни Москвы»
Защита проекта, подведение итогов
- Создание и презентация энергосберегающего макета «Приключение лампочки».
- Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей (информационные буклеты по энергосбережению).
- Защита проекта на научной конференции для дошкольников «Первые шаги в науку».
Полученные результаты по проекту
- Систематизация у дошкольников знаний о свойствах и действиях различных предметов-предшественников современных источников света и осветительных приборов, знакомство с историей электрической лампочки, дети научились ценить результаты деятельности человека и достижения современной цивилизации.
- Расширение кругозора об энергоресурсах и культуре энергосбережения, сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.
- Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.
- Повышения уровня педагогической компетентности педагогов, разработка дидактический комплекса (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, опыты, эксперименты, наглядно-методическое пособия - макет).
Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребёнку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы экологической культуры, бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.
В поисках наиболее эффективных методов решения этой задачи мы остановились на методе проектов. Он способствует поддержке детской познавательной инициативы, развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей и сочетание интересов всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Именно метод проектов даёт возможность в увлечённой активной совместной деятельности познакомить каждого дошкольника с такими сложными понятия, как «экономить», «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и приобщить детей к ценностям экологической культуры.
Наш опыт показал, что в силу наглядности мышления детей дошкольного возраста, результаты познания окружающего мира лучше всего реализуются в продуктивной деятельности и воплощаются в реальные продукты. Поэтому мы решили итоговым продуктом поисково-исследовательской деятельности детей по проблеме энергосбережения сделать макет практико-ориентированной направленности. Макет многофункционален и его применение в работе может носить разноплановый характер. Он может служить как объектом, так и средством деятельности детей, дает возможность обобщить и систематизировать знания детей и одновременно выступает, как способ формирования познавательный интереса, эстетических чувств и творческих способностей.
И конечно важно понимать, что только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они смогут стать более активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.
Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов;
дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы, энергосберегалочка.
Оборудование:
Дидактические игрушки Берегоша и Транжира; демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента, энергосберегалочки, конверт.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».
Дети сидят на стульях полукругом. Звенит колокольчик.
Воспитатель (В.). Кто там звонит? Сейчас посмотрим.
Берегоша.
Мое имя Берегоша
Бережливый гномик я.
И ко всем моим советам
Вы прислушайтесь, друзья!
Я пришел сегодня к вам
С таким предложением:
Давайте вместе обучаться
Энергосбережению!
Берегоша. Кто там?
Транжира. Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.
Берегоша. Заходи, чайку попьем, авось и согреешься.
Транжира. Спасибо, Берегоша.
(Появляется Транжира.)
Берегоша. Привет, Транжира..
Транжира. Здравствуй, Берегоша.
В . А в доме тепло, хорошо, уютно. Поставил Берегоша самовар, чай разливает, за каждой капелькой следит.
Транжира. Что ты так воду бережешь?
Берегоша. В моем хозяйстве каждая капля дорога.
Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь.
Берегоша. Но воду беречь надо всегда и всюду, не важно колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туды и не сюды». Разве ты газет не читаешь, телевизор не смотришь? Не знаешь, что воду беречь надо?
Транжира. Вот новости! Смотрю «Ералаш», смешные истории читаю.
Берегоша. Надо бы и другие передачи посмотреть, газеты почитать. Транжира. А как у тебя тепло, уходить не хочется!
Берегоша. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?
Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.
Берегоша. Понятно, В твоем доме топить, что на дворе у костра греется. Дров много пропадет, а тепла не будет. Пойдем к тебе твою беду прогонять.
Транжира. И у меня тепло будет?
Берегоша. Будет, будет! (Уходят.)
В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.)
А как мы с вами бережем воду? (Закрываем краны, чистим зубы — в чашку воду наливаем, а кран закрываем.)
Смотрите, Берегоша конверт оставил, наверное это письмо для нас.
Советы от Берегоши.
Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.
Проводиться дидактическая игра «Береги тепло и воду»
Какие важные советы даёт нам Берегоша?
(Выставляются 2 совета в картинках: Береги воду. Не выпускай тепло.)
Ребята, вы наверное хотели побывать в гостях у Берегоши? А как вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, теплый.)
А что значит, уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.)
В уютном доме хорошо, когда собирается вся семья.
Проводиться игра «Доскажи словечко».
Мама может стирать белье в … (стиральной машине).
Папа может пылесосить ковер… (пылесосом).
Дочь может гладить белье… (утюгом).
Бабушка достает продукты из… (холодильника).
Может готовить на… (плите).
Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.
Посмотреть… (телевизор),
Послушать… (радио, магнитофон).
Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)
Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)
А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)
Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)
Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)
Физкультминутка «Провода».
Я буду розеткой, а вы проводом.
(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.
Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.
Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.
Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)
А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?
(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)
Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».
(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)
Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)
При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.
Опыт с батарейкой.
Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)
Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)
Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.
(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию. Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.
(Звенит колокольчик.)
Кто это? (Появляются игрушки из театра Берегоша и Транжира.)
Берегоша. Здравствуйте, ребята!
Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помог Берегоша!
Берегоша. Транжира, мы очень рады, .что вы вернулись. Мы прочли твое письмо. Наши ребята тоже многое узнали и многому научились, правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.
Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес. Энергосберегалочки.