Проект для младших дошкольников «Белоствольная берёзка»
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта
: проект средней продолжительности, июнь – август 2016 .
Участники проекта:
дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей
: 3-4 года.
Продукт проекта
: коллаж «Русская красавица»
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).
Актуальность проекта.
Проект «Белоствольная берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.
Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.
Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).
Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по « экологической тропе», в музей «Русской избы», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов « Всё о берёзке», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».
Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»
Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.
«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наблюдение на прогулке: «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.
Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. Загадки, пословицыЦель: обогащать знания детей посредством художественного слова.
Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.
Играли в дидактические игры:
«Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит дерево»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.«Что нужно дереву?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с изображением берёзки.
Экскурсии в музей ДОУ«Русская изба»(Применение берёзы в старину, предметы обихода).
Разучивание и песен хороводов "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия), "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.
Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков», « Кто быстрее добежит до берёзы», « У медведя во бору».
Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.
Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.
Результат проекта
Дети: Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.
Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.
Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».
В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»
Тип проекта:
познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта:
долгосрочный
Предмет исследования:
береза.
Количество участников:
групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта:
Активизировать речь, обогатить словарь
Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее
Задачи.
1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.
2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
Формы реализации проекта
Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность
Ø Целевые прогулки
Ø Труд на участке
Ø Изготовление поделок из природного материала
Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)
Ø Организация мини-музея предметов из березы
Приемы реализации проекта
v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок
v Рассматривание картин, иллюстраций
v Проведение дидактических игр
v Организация изобразительной деятельности
v Организация трудовой деятельности
v Сбор материала для создания мини-музея
v Организация экспериментальной деятельности
Этапы проекта
1 этап подготовительный
Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.
Подбор дидактических игр.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»
2 этап- аналитический
Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.
§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.
§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.
3 этап - практический
Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)
Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»
§ Беседа «Почему березы белые?»
§ Занятие «Береза - символ России»
§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»
§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»
§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»
§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»
§ Заучивание стихотворений, пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».
§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
Ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
«Люблю березку русскую».
Разработали: Савинич Людмила Александровна,
Воробьева Вера Николаевна,
воспитатели МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 72
МКУ « Управления образования Администрации города Апатиты»
2013 год.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко – срочный (с 1 09 по 30 11. 2013г).
Предмет исследования: береза.
Количество участников: групповой (старшая группа).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема.
Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России- березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.
Задачи.
Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символе страны.
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Формировать проектно – исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.
Начальный этап.
Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Береза живая или нет?», « Для чего сажают деревья в городе?» « Почему так много берез в России?»
Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще на участке нашего детского сада?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр, комплекса утренней «Поход в березовую рощу».
Работа с детьми.
Образовательная область
«Познание».
Конструктивная деятельность «Березовая роща» (оригами).
Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «подбери слова – приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».
Выбор березки на территории детского сада.
Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
Разгадывание кроссвордов.
Исследование бересты под лупой.
«Чтение художественной литературы».
Чтение:
Л. И. Горошкина «Березка»;
В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;
В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;
Н. И. Птухина «Ода березке»;
Л. М. Смирнова «Березка голову склоня…»;
Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».
2. Разучивание пословиц и поговорок.
3. Заучивание стихотворений о березе: П. Воронько «»Береза»,
С. Есенин «Белая береза».
Образовательная область
«Физическая культура».
Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
Подвижные игры:
«Кто больше соберет грибов подберезовиков»,
«Венок» (из березы),
«Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательная область
«Художественное творчество».
Лепка из соленого теста «Березовый пенек».
Панно из соленого теста «Березка».
Рисование «Береза» (использование различных техник).
Аппликация «Красавица береза».
Оформление уголка «Береза – символ России».
«Музыка».
Слушание «Ах ты, береза» Раухвергера.
Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.
Хороводы: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да березка» Музыка Т. Потатенко.
Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла» русская народная мелодия.
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Русские пословицы, поговорки, шутки о березе.
Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлямпеленалье.
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Для врага и береза – угроза.
Сок березовый с мякотью.
Бела береста – да деготь черен.
Березовые почки – берегите для примочки.
Загадки о березе.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь.
Клейкие почки, зеленые листочки
Русская красавица стоит на поляне,
На поляне девчонки в белых рубашонках,
Стоят в поле сестрицы
Шапочки зеленые.
Стоят столбы белые, на них шапки зелены,
Стоит Алена – платок зеленый,
Медицинское применение.
Березу традиционно использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из березовых почек – как дерматологическое средство.
Из эфирного масла березы вишневой (путем перегонки коры и побегов с водным паром) получают метилсалицилат.
Березовый деготь – традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
Считалось, что запах березы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищают кровь.
В северных широтах березовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявления сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.
Народные приметы.
Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.
Если на березках много серег – к урожаю гороха.
Если весною на березе много почек – просо будет обильное.
Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.
Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.
Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.
Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.
Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.
Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.
Стихи о березе.
«Печальная береза…»
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
Как гроздья винограда, ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы, я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.
А. А. Фет
«Гимн березе».
Если мне воспеть березу свыше дан наказ,
Я ее святые слезы воспою для Вас.
Я печальный облик в рифму облеку,
Шепот листьев, птичий окрик. Раны на веку…
Как светло то на просторе. Дивный свет струит;
На высоком косогоре милая, стоит…
Подойду я и, любуясь косоньки ветвей
Соберу я в прядь тугую… Вей же ветер, вей!
Не сломить березу в бурю, коль душа алмаз.
Даже средь осенней хмури радуешь ты глаз.
О. Герасимова.
«Береза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин.
«Березка».
У красы – березки платье серебрится.
У красы березки – зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою.
П. Воронько.
«Березка».
Ее узнаешь по примете:
Нет деревца белей ее на свете.
И. Воробьева.
«Березонька.
Береза моя, березонька, береза моя, белая.
Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки; на тебе, березонька,
Листья зеленые; под тобой, березонька,
Красные девушки венки вьют, плетут.
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До чего ж кудряво, до чего ж бело.
Береза моя, березонька,
Березонька – красавица!
На тебе березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Детская душа раскрывается в общении с природой. Помочь ребенку увидеть своеобразие и жизнь растений, понимать красоту родной природы, знать культуру русского народа – стало целью проекта.
Цель: русской культуре, посредством экологического воспитания.
- Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.
- Развивать познавательный интерес , творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - береза.
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Участники: Дети , педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: Творческо-исследовательский.
Длительность: Долгосрочный.
Этапы работы:
Подготовительный.
- Определение объекта изучения.
- Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
- Диагностика.
Основной - исследовательский.
- Вхождение в игровую ситуацию.
- Наблюдение за березой.
- Изучение роста, развития и ухода за деревом. Объединение детей в рабочие группы.
Заключительный.
- Презентация проекта "Полезное дерево".
- Развлечение "Троицин день".
Схема работы по проекту "Русская берёза"
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Хоровод: "Во поле берёзка стояла...".
Дидактическая игра: " Такой листок лети ко мне",
"Собери целое дерево", "Деревья и кустарники",
"С какого дерева листок". Кубики "Деревья". |
Познавательное развитие | Тематическое занятие: "Берёза - символ
России". Комплексное занятие: "Берёзовая береста и её использование". Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит". Экскурсия в ботанический сад. |
Развитие речи | Творческое рассказывание: "Где растет
берёза". Прослушивание и заучивание стихотворения "Где растет берёза". Рассматривание картины. Экскурсия в парк. Беседа: "Что я знаю о берёзе". Разучивание пословиц, поговорок. Разгадывание кроссвордов. |
Изобразительная деятельность | Занятие - рисование. Тема: "Кудрявая берёза", "Золотая берёза". 3анятие - конструирование. Тема: "Объемное деревце", "Фенечки из бересты", "Макет - берёзовая роща". 3анятие - лепка. Тема: " Берёза с подберёзовиками", "Зимняя берёза". |
Экология | 3анятие. Тема: "Ареал произрастания",
"Берёза в симбиозе с животным и растительным
миром", "Дальневосточная желтая берёза". Ведение дневника наблюдения за берёзой. Изготовление гербария. |
Художественная литература | Чтение рассказа. Заучивание стихотворения: "Белая береза под моим окном:" Загадывание загадок. Чтение пословиц, поговорок |
Музыка | Слушание грамзаписи. Заучивание песен. Хоровод: "Во поле береза стояла:" |
Работа с родителями | Родительское собрание. Доклад
"Приобщение к русской культуре". Консультация "Расскажи детям об исконно русской культуре". Прогулка в лес, парк. Совместное развлечение "Троицин день". Папка передвижка "Читайте вместе с детьми о березе (загадки,стихи:)". "Зеленая аптека". Мастер класс "Берестушка" |
Здоровье и физическое развитие | Физкультурное развлечение "Осенний
марафон" Туристические походы с родителями в лес (рощу). Эстафета "Будь здоров". |
Этапы работы над проектом "Русская берёза"
Мероприятия | Этапы | Дата проведения |
Путешествие в летний лес (рощу) Цель: расширять знания о деревьях, воспитывать интерес. | 1 | Август |
Беседа: "берёза в симбиозе с животным и
растительным миром" Цель: дать детям научные знания. |
2 | Сентябрь - ноябрь |
Занятие "Русская берёза - как национальный символ русского народа" Цель: познакомить детей с художественными произведениями. | 3 | Октябрь |
Экскурсия в музей имени Арсеньева. Тема: "Применение берёзы в старину, предметы обихода". | 4 | Декабрь |
Познавательная беседа на тему: "Берёза
строить и жить помогает". Цель: познакомить детей с применением берёзы в наши дни. |
5 | Январь |
Детская продуктивная деятельность. Цель: развивать у детей способность к созданию выразительного образа. | 6 | Октябрь - апрель |
Прогулки в зимний парк. "Как зимуют деревья". | 7 | Январь |
Вернисажи детских работ. Цель: развивать у детей творческую деятельность. |
8 | Декабрь - май |
Развлечение "Троицин день". | 9 | Июнь |
Конспект занятия
Тема: "Спасем Березку"
Игровая мотивация: Рассказать детям как можно помочь лесу (берёзе).
Цель: Активизация мышления, речи в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей:
- способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
- Познакомить детей с внешним видом берёзы, подвести детей к выводу, что она растет в определенной среде.
- Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать.
- Формировать желание бережного отношения к растениям.
- Поддерживать интерес к звучащему слову, способствовать словотворчеству.
- Развивать диалогическую речь.
Развивающая среда: иллюстрации, макет.
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию.
В группу входит девочка (Имя). Девочка (Имя): "Здравствуйте, ребята! Я вчера была в роще и видела, как погибает молодая берёзка. Она мне сказала, что ей тяжело расти в грязной роще. Она может погибнуть. Как ей помочь я не знаю?"
Уточнение проблемы. Постановка задачи.
Воспитатель: "Ребята, поможем девочке (Имя)". Ответы детей.
Начнем сегодня мы с разминки. Поразмышляем не спеша! Нас ждет игра, "Четвертый лишний!"
Задание: Детям раздаются карточки, на которых нарисованы растения, ребёнок должен назвать лишнего представителя, объяснить свой выбор.
Карточки:
- Береза, липа, дуб, водоросль, ива;
- Груздь, подберезовик, лисичка, боровик, зонтик;
- Куст смородины, вишня, виноград, мяч.
Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель: "Дети, что нужно березке, чтобы она чувствовала себя хорошо?"
Дети: Чистый воздух, вода, солнечный свет, температура.
Воспитатель: В России растет дерево - берёза.... (рассказ).
Физ. минутка: "Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише... Деревцо всё выше, выше!"
Работа с карточками.
"Что ты знаешь о берёзе?"
- строение (корень, ствол, ветки, листья, семена),
- место произрастания (по всей территории России),
- виды берёз,
- условия произрастания (свет, тепло, вода).
Воспитатель предлагает рассмотреть (слайды) картины с берёзами. Дети читают стихотворение.
Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель: "Дети, как необходимо помочь берёзе? Что мы будем делать? Какие у вас есть варианты, предложения? Как нам узнать?"
Рисование берёзовой рощи: рисование ствола, веток, листьев, семян.
Мастер - класс
Тема: Кукла " Берестушка".
Цель: Приобщать детей к традициям русского народа, познакомить с изготовлением и обрядового значения куклы берестушки.
Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании
| проект | проекты домов | русская | русскай | береза | белая береза | детский | детский сад | Страничка методиста | Проект Русская береза Детский сад
В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а берёзой. Берёзу называли "дерево четырёх дел". Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвёртое - чмстоту соблюдать. Цели пректа - знакомство с берёзой как символом, национальным деревом России, развитие познавательных интересов, формирование представлений у детей о жизни растения, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Березка русская моя»
Актуальность:
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
Проблема:
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Цель: ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.
Задачи:
Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Формы работы:
Деятельность педагога:
Беседы;
Познавательные рассказы воспитателя;
ООД;
Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;
Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;
Музыкальная.
Деятельность детей:
Экспериментирование;
Речевые игры, описательные рассказы;
Дидактические игры с предметными картинками;
Игра по модели строения дерева;
Подвижные игры;
Игры с мячом;
Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)
Музыкальная
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Практические задания;
Совместные мероприятия
Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.
Основной этап - октябрь – апрель.
Презентационный этап – май.
На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.
Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.
Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.
Основной этап работы
Октябрь.
Трудовой десант.
ООД
Тема: «Береза – символ России».
Экскурсия в осенний парк «Встреча с русской красавицей»
Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.
Заготовление берёзовых пеньков и спилов.
Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к Родине.
Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.
Развивать словарный запас по определению характера музыкального произведения. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.
Ноябрь.
"Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы.
Экспериментирование «Рассматривание бересты под лупой»
Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.
Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.
Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.
Стимулировать формирование музыкальных способностей. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Декабрь.
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»
Экспериментирование «Какой стороной дышат листья? »
Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.
Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения; выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Январь.
Наблюдение за берёзой на прогулке.
Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка
Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»
Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Расширять представление детей о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.
Февраль.
ООД
Тема: «Домашний доктор»
К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.
Экспериментирование «Вода в жизни растений»
Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».
Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.
Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.
Расширять представление о потребности растения в воде.
Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.
Март.
Памятка «Береги зелёного друга»
Альбом «Люблю русскую красавицу»
П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения
Экспериментирование «Жизненный цикл растений»
Распространение экологических знаний среди родителей.
Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.
Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.
Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.
Апрель.
ООД
Тема: «Символика нашей России»
Наблюдение за цветущей берёзой на прогулке.
Консультация «Берёзкины слёзы»
Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»
Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.
Расширять представления детей об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.
Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.
Расширение экологических знаний среди родителей.
Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.
Продукт проекта:
Мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с детьми и родителями) : панно на срезе берёзы, альбом «Люблю русскую красавицу», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;
Вернисаж детских рисунков «Белая берёза».