Наверное, не найдется женщины, которая не мечтает быть особенной и неповторимой. Создать свой индивидуальный стиль и внести изюминку в любой стандартный гардероб возможно с помощью бижутерии ручной работы . Хенд-мейд украшения ценились всегда, а последние несколько лет являются модным трендом и не без основания, ведь они несут в себе авторский дизайн и тепло рук.
Научиться создавать украшения совсем несложно, этот увлекательный процесс дает огромный простор для самовыражения и творчества. Освоив технику изготовления бижутерии , вам будет под силу создать авторский аксессуар, будь то колье, серьги или браслет к любому наряду, не только себе, но и своим близким. Не стоит забывать и о выгоде такого хобби: готовые наборы украшений из натуральных камней достаточно дороги в цене, намного выгоднее сделать их самим, выбрав материалы и дизайн по своему вкусу.
Украшения могут создаваться в самых разнообразных техниках: лепка (полимерные глины, керамика), лэмпворк (выплавление стеклянных бусин), Wire work (работа с проволокой и металлом), они могут быть сделаны из текстиля, кожи, бисера, эпоксидной смолы и других материалов. Но все эти техники требуют определенных знаний и опыта. Самый простой способ - создать украшение из готовых элементов, это доступно каждому, даже если вы никогда не держали в руках круглогубцев.
Что же нужно чтобы начать делать бижутерию? Кроме капельки терпения и чуть больше времени потребуются еще материалы. Они должны быть качественными и специализированными.
В настоящее время присутствует огромный выбор современных и интересных материалов для воплощения любой бижутерной фантазии.
Конечно, можно взять и завалявшиеся дома старые бусинки и нанизать их на леску, скрепив всю эту конструкцию узелком, но вряд ли такое «украшение» прослужит вам долго и скорее будет напоминать поделку, а не авторскую работу.
К выбору элементов следует отнестись тщательно, чтобы не растеряться при их внушительном ассортименте воспользуйтесь этими простыми советами
При выборе бусин учитывайте их цветовые сочетания между собой, а также подсчитайте нужное их количество исходя из длины изделия.
Для начала нужно определиться с самым главным составляющим будущего украшения - бусинами. Они могут быть абсолютно разных форм, размеров, из натуральных камней, стеклянными, акриловыми, граненными, гладкими и т.д. При выборе бусин учитывайте их цветовые сочетания между собой, а также подсчитайте нужное их количество исходя из длины изделия.
Определитесь с основой украшения. В основном при создании бижу используется два вида сборки: профессиональный ювелирный трос (он тонкий, но очень прочный и гибкий) (ф.6), либо сборка на пинах и штифтах (более трудоемкий способ).
Если используются слишком тяжелые бусины можно использовать проволоку.
После того как выбраны бусины, можно переходить к отбору металлической фурнитуры. Она бывает серебряного, бронзового и медного оттенков. Фурнитура под серебро подходит для классических украшений, бронзового и медного оттенков прекрасно подойдет для создания украшений в стиле этно и винтаж. С помощью различных металлических элементов бижутерия выглядит более интересно и насыщенно. К таким элементам относятся шапочки для бусин, рондели , бусины-разделители, коннекторы (с их помощью можно сделать многорядные бусы и браслеты), рамочки для бусин .
На колье всегда интересно смотрится центральный элемент - подвеска, она может быть одна, или сразу несколько, для крепления подвесок будут необходимы бейлы и держатели .
Замочки бывают различных вариантов: тогл, замок карабин, крючок, магнитный замочек и др. Наиболее удобен замочек-тогл , но следует иметь ввиду, что у изделия с таким замочком будет фиксированная длина, а с помощью замочка-карабина и удлиняющей цепочки длину можно немного менять. Магнитные замочки стильно и аккуратно выглядят, но подходят только для легкой бижутерии, при тяжелой могут расстегиваться, а это совсем некомфортно.
Вам понадобится
- - оборудование и набор ювелирных инструментов;
- - драгоценные и цветные металлы;
- - драгоценные и полудрагоценные камни.
Инструкция
Оборудуйте собственную ювелирную мастерскую, включающую рабочее место и подсобное помещение. Предусмотрите в мастерской приточно-вытяжную вентиляцию для вывода вредных паров и пыли, выделяемых при плавке, травлении и шлифовке материала.
Приобретите необходимое оборудование. Потребуется рабочий стол-верстак, ювелирная горелка, подвижная лампа, бормашина, набор ванночек, ящик с отделениями для хранения камней и драгоценных металлов. Снабдите помещение пылеулавливателем. Поставьте в подсобном помещении рукомойник с отстойником для сбора частиц металлов.
Подготовьте необходимые для работы инструменты: напильники различных профилей, надфили для опилки металла, пинцеты, плоскогубцы, кусачки, ножницы для работы с металлом, лобзик, молотки, миниатюрную наковальню. Понадобятся также плиты и пуансоны для формовки деталей и волочильная доска. Обработка изделий при помощи бормашины потребует набора сверл, фрез и абразивных кругов.
Для проведения измерений запаситесь настольными с разновесками, штангенциркулем, микрометром, металлической линейкой. По мере овладения технологиями изготовления изделий, вероятно, вам потребуются дополнительные инструменты и приспособления.
Запаситесь необходимым для начала работ количеством драгоценных и цветных металлов, камней. Чаще всего в ювелирном деле используются , серебро, платина, палладий и их сплавы.
Определите для себя типы и виды ювелирных изделий, которые вы предполагаете изготовить. Их существует бесконечное множество, но не всякое изделие возможно смастерить в обычной мастерской. Наиболее подходящими вариантами, которые по силам индивидуальному мастеру будут кольца, серьги, броши, кулоны, медальоны, некоторые виды цепочек (с простым плетением).
Изготовление ювелирных изделий начните с подготовительных операций, включающих подготовку сплавов и отдельных деталей будущего изделия. Они включают в себя плавку, ковку, волочение, штамповку, отливку по образцу и так далее.
Используйте механическую обработку материала, которая в большинстве своем производится ручным способом. Для этого перенесите рисунок будущего изделия на заготовку, разрежьте ее по разметке или отпилите деталь лобзиком. Используйте также сверление и опиливание будущего изделия для придания ему требуемой формы.
После выполнения работы по формированию контуров изделия переходите к заключительному этапу изготовления украшений: пайке, монтажу подвижных соединений, шабрению.
Владимир Маркин занимается ювелирным делом с 1997 года. Он работал в разных компаниях, а четыре года назад основал свою марку и открыл мастерскую на «Красном Октябре». Сейчас его команда из восьми человек делает вещи на заказ и выпускает по две коллекции в год. Марка известна украшениями необычного дизайна: в форме мостов, из дерева с камнями, в виде канцелярских товаров и механических (например, есть кольцо, бриллианты в котором можно скрыть одним нажатием кнопки). Цена на изделия из коллекций начинается от 15 тысяч рублей, драгоценности на заказ стоят от 100 тысяч рублей до нескольких десятков тысяч долларов. Вот как их делают.
(Всего 27 фото)
Спонсор поста:
pulti.ua : С пультом по жизни!
Источник: the-village.ru
1. Если идеи для коллекций приходят спонтанно, то процесс создания украшения на заказ начинается с общения с клиентом. По словам Владимира Маркина, заказчики часто не знают, какую именно вещь они хотят, и приходится выяснять, для кого она предназначается, что нравится человеку. «Мы стараемся узнать у клиента как можно больше информации, которая даст почву для творчества, чтобы и ему было интересно, и нам приятно», - говорит Маркин.
2. Например, эти запонки заказал человек, который раньше занимался нефтяным бизнесом, а теперь работает над интернет-проектами - за похожими на микросхемы пластинами скрываются черные бриллианты.
3. Эскиз каждого украшения художник рисует вручную. После утверждения эскиза заказчиком начинается производство.
6. По эскизу строится 3D-модель. С ее помощью на принтере печатают прототип украшения, который нужен для изготовления формы будущего изделия.
7. В мастерской нет литейного цеха - литьем занимается подрядчик. Золотые заготовки приходят в мастерскую уже готовыми.
16. Камни закупают по всему миру - иногда их подбирают под конкретное украшение, иногда изделие придумывают под имеющийся материал. Мастерская работает с разными камнями, но чаще всего используются бриллианты.
19. Закрепка камней на кулоне в форме улитки. На ней должно быть около 400 сапфиров. С помощью разных навёрток сотрудница закрепляет камни - на это она потратит примерно день.
20. В процессе закрепки камней изделие периодически очищают потоком горячего пара.
В редакции ЮВЕЛИРУМА мы долго обсуждали, что придумать ко дню влюбленных — 14 февраля .
О чем обычно думают в этот день? Наверное, решают, что бы такое теплое и особенное подарить своей второй половинке. Все знают, что милое ювелирное изделие — всегда подходящий «кандидат» для подарка, но об этом давно все рассказано..
И тут нам в голову пришла идея: лучше всего свои чувства можно передать, сделав подарок своими руками. Так давайте найдем место, где помогут самим изготовить ювелирное украшение ?
Шаг 0. Подготовка и определение задачи
Редакция делегировала на проект двоих сотрудников — Сергея и меня (Ольгу). Мы с Сергеем договорились, что постараемся найти студию, которая проводит мастер-классы в нашем северо-восточном округе Москвы. И если все устроится, то делать украшение будет Сергей (для своей второй половинки), а я займусь привычным — фотографированием.
Таким образом мы и нашли ювелирную студию «Росток», менеджеры которой согласились принять нашу «съемочную группу» и включить нас в состав очередного мастер-класса в субботу, 25 января. Нам посоветовали одеться «во что не жалко» и иметь с собой сменную обувь и печенье:).
Мы не знали заранее, что за украшение будет делать Сергей. Но сами для себя сформулировали такую цель : понять, насколько вообще реально новичкам без опыта самостоятельно изготовить что-то красивое и качественное, что не стыдно будет подарить любимым.
Шаг 1. Инструктаж
Мы с Сергеем (на фото он слева) приехали в студию около 11 утра . Внутри студии (средней величины комната с рабочими столами вдоль стен) уже было 3 или 4 человека, явно «старички». Они были целиком поглощены сработой, и на нас первое время никто не обращал внимания. Вслед за нами вошли двое таких же «новичков» как и мы — тоже на мастер-класс. Когда группа собралась и осмотрелась, к нам подошла преподаватель Людмила — приятная женщина с тихим голосом. Она выяснила кого как зовут (и потом ни разу не ошиблась, даже когда народу значительно прибавилось), и сообщила, что сейчас будет инструктаж по технике безопасности.
Проходим инструктаж: с горелкой — аккуратнее, мокрыми руками за провода не хвататься, раскаленный металл брать щипцами:
Преподаватель Людмила, ювелир с большим опытом и просто терпеливый человек:
Все новички решили потренироваться, изготавливая классику жанра — простые серебряные колечки. Мы же, посовещавшись с Людмилой, остановились на подвеске. Нам хотелось чтобы наше первое украшение было обязательно с камнем, а подвеска с камнем считается менее трудоемким изделием чем кольцо с камнем.
Крайний справа — наш планируемый тип подвески (простое, но фигурное обрамление — каст, с кабошоном внутри). К касту должны крепиться колечко и петля для цепочки:
Шаг 2. Выбор камня для вставки
Мы заранее договорились, что приобретем поделочный камень из «студийной» коллекции. Людмила принесла нам три коробочки и предложила выбрать то, что больше понравится.
Сергей занят принятием нелегкого решения:
Камни на выбор:
В итоге, довольно быстро был выбран «моховый агат » — на наш взгляд, самый красивый, молочно-белый камень с необычным природным рисунком:
Шаг 3. Плавка «материала» — серебряного лома
Плавка металла — наверное самый эффектный процесс. И на мой взгляд, самый рискованный. Именно здесь нужно соблюдать максимальную аккуратность и точно следовать инструкциям по безопасности. Просто напомним, что серебро плавится при температуре примерно 960 градусов ..
В процессе плавки участвуют: бензиновая или газовая горелка , шамотный тигель (чашка из особого сорта глины), изложница (что-то вроде прямоугольной ложки с бороздками), ёмкость с водой (для мгновенного остуживания выплавленного металла), и разные вспомогательные инструменты вроде длинных щипцов.
Рабочее место с бензиновой горелкой:
Чуть покрупнее: здесь нам впервые пришла ассоциация со средневековой стоматологией:)
Людмила подожгла горелку обычной зажигалкой, и направила огонь на тигель с серебряным ломом. Плавить материал требовалось до покраснения и перехода его в жидкое состояние.
Процесс завораживает:
Металл расплавился. Людмила взяла тигель щипцами и, не переставая прогревать его горелкой, стала разливать полученный сплав в изложницу.
Изложницу опустили в ёмкость с водой, и затем вытряхнули из нее вот такие серебряные брусочки:
Доставшийся нам брусочек серебра — в руках Сергея и моей. Поначалу выглядит невзрачно). Именно из него будем делать оправу для подвески:
Шаг 4. Вальцовка
Этот этап оказался довольно длительным. Зато, в отличие от плавки, его мы выполнили целиком самостоятельно. Суть вальцовки — в придании изначально бесформенному бруску серебра заданной формы с определенными размерами граней. То есть, из бруска мы делаем полноценную «заготовку».
Вальцовочный аппарат с бороздками (ручьями) по бокам, и гладкой поверхностью валов посередине. Ручьи придают заготовке форму бруска с квадратным сечением, гладкие поверхности делают плоские «ленты»:
Сергей отправил брусок в первый ручей. Далее его задачей было переворачивать заготовку на 90 градусов (туда-сюда), и заново отправлять в ручей в одном и том же направлении. Винты сверху после каждого прохода подкручивались. Затем деталь переставлялась в более «мелкий» ручей, и процесс повторялся. И так — пока не будут получены грани нужной величины.
Управление вальцовочным аппаратом напоминает работу с ручной мясорубкой. За оператором мясорубки быстро выстраивается очередь:
Результаты прохода — разные стадии:
Когда нужный размер (в миллиметрах) был получен, заготовку пришлось подвергнуть обжигу (для повышения пластичности).
На выходе — тонкая серебряная «лента», из которой мы будем делать основу каста:
Вальцевание — процесс небыстрый. Пока Сергей крутил ручку «мясорубки», я соответственно крутила головой и наблюдала, что вокруг интересного.
Чьи-то инструменты и чертежи — конструкторское бюро:
Девушка буднично что-то обжигает или плавит — будто стоит у кухонной плиты и помешивает еду..
Присоединившаяся позднее участница мастеркласса расплавляет материал:
Самый ответственный момент:
Происходит пайка колечка (о технике пайки — позднее), а также работа лобзиком:
Поверхность кольца обрабатывается чеканом (для получения чеканного орнамента). Колечко обстукивается деревянным молоточком — для выравнивания поверхности:
Этап 5. Формирование каста
Наконец, с вальцеванием было покончено. Можно приступать к основному этапу работы. Здесь нам было не обойтись без Людмилы — своих навыков и техники для первого раза явно не хватало.
В целом, процесс довольно простой по сути, но сложный в исполнении. Серебряная «лента» должна обрамить наш камень, повторяя его контуры. Металл должен «запомнить» форму (если это не получается, то его подвергают дополнительному обжигу).
Помогает правильно согнуть уголки вот такой инструмент с полукруглыми кончиками:
Этап 6. Пайка каста
Лишние по длине кусочки «ленты» от нашей рамочки для камня отрезаются, и далее края формочки-каста требуется спаять друг с другом. Пайка производится при помощи горелки (мы использовали ее автономный вариант прямо на своем рабочем месте), а также припоя (нашего сплава с добавлением олова), флюса (желтоватой жидкости для удаления поверхностной пленки), отбеливателя (лимонной кислоты) и воды (для охлаждения металла).
Перед пайкой каст окунают во флюс. Далее, чтобы спаять края друг с другом, их соединяют вплотную, разогревают горелкой до покраснения, одновременно разогревая припой, и затем тонкой «спицей» прихватывают припой и подносят его к трещине между краями. Раскаленный шарик припоя скатывается в щель, заполняя ее поверхность собой.
Самый трудный момент — заставить шарик «прыгнуть» на нужное место:
После этого изделие окунают в отбеливатель, и промывают водой. Первая часть работы готова:
Однако, мы пока сделали только половинку каста. Из такой «рамочки» камень будет вываливаться. Нужен второй контур, вроде внутреннего ободка, который будет поддерживать камень внутри рамки. Для этого Сергей обжигает новый кусочек заготовки, и вальцует его до состояния тонкого брусочка-проволочки.
Второй контур каста, вложенный в первоначальную рамку:
Отрезаем лишнее. Людмила правит форму треугольничка полукруглыми плоскогубцами:
Сложный момент — припаивание внутреннего контура к внешнему. Здесь нам опять не обойтись без Людмилы. Для этой операции потребуется много припоя — между контурами довольно значительные пустоты.
Было и стало: оба контура каста до пайки и после:
По сути, обрамление для камня (основа подвески) готовы. Далее нам предстоит изготовить и припаять колечко и петлю под цепочку.
Поскольку Людмила лично курировала всех учеников, иногда приходилось довольно долго ее ждать. Это время мы использовали, чтобы посмотреть вокруг.
Людей тем временем заметно прибавилось, все чем-то увлеченно занимаются:
Шаг 7. Помещение камня в каст и подгонка
Но до того, как приступить к колечку и петле, нам необходимо добиться идеальной посадки нашего мохового агата внутрь изготовленного каста. Как и следовало ожидать для первого опыта, камень помещаться не хотел, и пришлось поработать инструментами (подправляя углы), чтобы вписать камень.
Людмила помогает с подгонкой каста, в том числе с использованием деревянного молоточка:
Каст приобрел идеальную форму для «приема» камня:
Шаг 8. Изготовление и припаивание колечка и петли (ушка)
Эта задача нам показалась не такой уж сложной — серебряную проволочку потребовалось просто загнуть. Главное, освоить правильные инструменты — проскогубцы с кончиками подходящей формы, чтобы колечко сделалось круглым, а ушко — угловатым (круглые так и называются — круглогубцы).
А с задачей припаивания одной части металла к другой мы уже более-менее научились справляться. Точнее, поняли принцип. Самым сложным было определиться, к какому углу (и к углу ли) прикреплять колечко. В итоге мы выбрали тот угол, на котором украшение «повисало» наиболее интересным способом, с асимметрично уползающим левым уголком.
В итоге, Сергей успешно припаял колечко к касту. Затем ушко вставили в кольцо, и спаяли его концы друг с другом.
Слева — «было», справа — «стало». Припаянные кончики ушка, правда, пришлось еще немного выровнять рашпилем:
Шаг 9. Шлифовка
К этому моменту мы уже провели в студии более пяти часов (включая небольшой перерыв на чай) и немного устали. С другой стороны, мы окончательно влились в атмосферу и перестали чувствовать себя совсем уж новичками. Перестал вызывать хоть какие-то эмоции открытый огонь из горелок вокруг, стало понятно какие агрегаты издают какие звуки, а на вопросы вроде «у вас что в баночке?» начали уверенно отвечать — «отбеливатель».
В любом случае, самое трудное было уже позади. А в ближайший час нам предстояло привести в порядок серебряные детали конструкции. Например, отшлифовать при помощи наждачной бумаги наш каст (самый короткий и самый несложный шаг):
Шаг 10. Делаем неровные края у каста
Чтобы подвеска выглядела чуть интереснее, мы согласились с предложением Людмилы сделать у рамки «неровные края». Для этого напильником Сергей выпилил углубления по всему периметру. С помощью этих зазубрин позднее, когда на место встанет камень, будут загнуты края рамки так, чтобы удерживать камень внутри.
Шаг 11. Полировка каста
На этом этапе уже во второй раз нас посетила ассоциация с кабинетом стоматолога. Бур, которым выполнялась полировка, приводился в движение от аппарата — один в один как «зубная» бормашина. Зато наша оправа для камня начала тускло поблескивать и вообще впервые приняла «товарный вид»:
Шаг 12. Закрепление камня в оправе и доводка
Приятный ручной этап, при котором очень быстро видишь результаты своего труда. Действующие лица — штепсель и торопунька давчик и гладилка .
При помощи «давчика » (иначе — «сапожка») — стержня с кончиком в виде буквы Г — Сергей придавил участки каста между зазубринами так, чтобы они прилегали к камню.
На фото справа — результат:
Однако сам металл на «придавленных» участках выглядел неровно, и его нужно было расправить. Для этого мы применили «гладилку » — инструмент, похожий на корпус авторучки:
За проведенное в работе время окончательно стемнело, и внутри студии стало даже уютно.
На фото — вид с рабочего очередного места:
Шаг 13. Финальная полировка
Полировка металла на полировальном станке оказалась самой загрязняющей процедурой «благодаря» специальной пасте, которой периодически смазывали щетину у валика. Именно после нее Сергей приобрел настоящие «ювелирные» руки:).
Деталь нужно было держать двумя руками, иначе она легко вылетала:
Не знаю почему, но весь полировальный агрегат напомнил мне пластмассовую хлебницу. А Сергей смотрелся уже очень органично:
«Если видите свое отражение, то полировку можно заканчивать». Видим. Закончили:
Шаг 14. Помывка изделия и фотосъемка результата
Процесс помывки мы не стали фотографировать ввиду его банальности: подвеску просто отнесли в туалет и промыли зубной щеткой с Fairy. На этом работа над созданием украшения официально была завершена. Времени было 17:00 — итого 6 часов , проведенных в ювелирной студии.
А вот итоговый результат мы снимали много, ведь именно ради этого и старались столько часов. Нам самим подвеска понравилась очень сильно, всем присутствующим в студии — не меньше. Но самое главное — подарок оценила жена Сергея — она была очень рада! Более того, на ее работе украшение произвело настоящий фурор. Некоторые девушки-коллеги были уверены, что подвеску привезли из-за границы, потому что «здесь таких не найти». Другие просто были тронуты и кажется по-хорошему завидовали такому необычному подарку.
Итак, представляем нашу первое украшение от бренда ЮВЕЛИРУМ:) — серебряную подвеску авторской работы «Лесная нимфа»:)
Подвеска — вид с лицевой и обратной стороны:
Мы сами не ожидали, что из неровных припаянных друг к другу деталей, с этим налетом и пятнами на металле, вдруг получится вполне себе блестящее и ровное украшение.
Итоговый снимок — Сергей со своим творением:
Наши выводы:
Помните, в самом начале текста мы формулировали нашу цель? Мы хотели понять, насколько это реально — самостоятельно, не имея опыта, изготовить настоящее ювелирное украшение.
После этого мастер-класса мы с Сергеем решили, что конечно, успешно изготовленное за одно занятие изделие — заслуга во многом Людмилы, доброжелательного педагога и профессионального ювелира. С другой стороны, Сергей в принципе освоил все техники и общий подход, и некоторые этапы провел целиком самостоятельно. Скорее всего, уже следующее аналогичное украшение он смог бы сделать с минимальной помощью преподавателя.
Но наш основной вывод касался другого. Ручное изготовление ювелирных украшений — это серьезный и кропотливый труд. Даже если бы преподаватель могла заниматься исключительно нами, не отвлекаясь на других учеников, на производство одной подвески ушло бы не меньше четырех часов
Если мы попытаемся представить себе процесс изготовления ювелирных изделий, то в голове у большинства из нас возникнет, вероятно, образ седовласого мастера, который, вооружившись лупой и набором инструментов, в одиночку создает перстни или кулоны: льет, гнет, паяет. Но хоть, конечно, такие мастера существуют и поныне, основной ассортимент ювелирных магазинов делается совсем не так.
1) Первый шаг Производству всегда предшествует художественный замысел. Сначала художник создает эскиз, который предстоит оценить как производственникам (можно ли сделать?), так и маркетологам (будет ли спрос?).
Олег Макаров
А чтобы понять, как именно, «ПМ» посетила производственную площадку завода «Диамант», разместившуюся в поселке Красное-на-Волге — одном из главных ювелирных центров России. Почему сосредоточение производства колец, сережек и колье случилось именно в этом населенном пункте в 34 км от Костромы, никто точно не знает. Драгоценные металлы здесь не добывают, камни не гранят, но еще в XVI—XVII вв. /bm9icg===>еках возникли тут первые мастерские. «Диамант» тоже вырос из мастерской, но теперь это современное промышленное предприятие, где работает около 1800 человек. Но даже при такой численности работников делать каждое из 6 000 000 изделий в год исключительно вручную не получилось бы. Нужны подлинно индустриальные технологии, которые, однако, позволяли бы ювелирному изделию остаться воплощением красоты и изящества.
1. Первый шаг. Производству всегда предшествует художественный замысел. Сначала художник создает эскиз, который предстоит оценить как производственникам (можно ли сделать?), так и маркетологам (будет ли спрос?).
Красиво? Технологично?
Поэтому, конечно, все начинается с замысла художника-ювелира, который и рисует эскиз будущего украшения. «Правда, художник обязан быть немного технологом, — рассказывает Олег Штыркунов, технолог предприятия, любезно согласившийся быть нашим гидом, — ведь то, что красиво смотрится на бумаге, не всегда может быть реализовано в производстве. Мы, конечно, делаем все, чтобы соединить мысль художника с технологическими возможностями, но порой это не удается».
2. В мозг компьютера. Работа 3D-модельеров — один из самых ответственных этапов создания ювелирного изделия. Язык эстетики переводится на язык производства, и украшение прорабатывается до мелких технических деталей.
Поэтому одним из ключевых моментов в реализации замысла художника становится 3D-моделирование будущего изделия — именно на этом этапе художественный замысел совмещается с требованиями производственников и службы сбыта. 3D-модельер задает точные размеры посадочных мест для камней, причем допуски здесь составляют порядка 10 мкм, иначе камень либо невозможно будет вставить, либо он легко вылетит из украшения. По окончании всех согласований 3D-модель отправляется на прототипирование.
3. Резина и воск. Резиновая матрица дает рождение восковому слепку, который станет уникальным прообразом украшения из драгоценного металла. После выхода слепка из матрицы умелые руки мастеров удалят облой и скорректируют поверхности.
Прототипирование — это распечатка модели на 3D-принтере, причем используются две технологии. Первая — печать пластиком, при которой отдельные «пиксели» на слое жидкой массы отверждаются точечным УФ-излучением. Вторая больше похожа на традиционную струйную печать: головка слой за слоем покрывает поверхность крошечными капельками воска, причем более тугоплавкий синий воск используется для создания собственно промодели, а белый — для поддержки (позже он будет выплавлен). Оба метода имеют свои недостатки: воск дает менее качественные поверхности (их можно подкорректировать вручную специальным инструментом), а пластик всем хорош, но…
Промодели заливают формомассой на основе гипса, чтобы создать формы для литья из серебра. Это будет, конечно, еще не ювелирное изделие, а лишь промежуточная модель. Так вот, при изготовлении форм воск легко плавится и вытекает, а пластик частично горит и оставляет золу, что может в конечном итоге привести к браку литья. И все-таки при моделировании изделий с более тонкими деталями предпочтение отдается пластику.
4. Судьба «елочки». Из отверстия в опоке, залитой формомассой, торчит только кончик ствола «елочки». В печи весь воск вытечет через это отверстие, оставив внутри полости для будущего литья и, возможно, камни, если они были вставлены в модели.
Руки незаменимы
То, что получится из серебра, — еще довольно грубое изделие. Оно несет на себе следы грубой дискретности 3D-печати, и следы эти придется убирать вручную. «Вообще мне хотелось бы подчеркнуть, что при всех индустриальных масштабах производства ювелирных изделий, — говорит Олег Штыркунов, — роль ручного труда, в том числе высококвалифицированного, в производстве по‑прежнему велика». Помимо исправления поверхностей, тщательной обработки и корректировки требуют посадочные места для камней — с учетом усадки при литье, усадки восковой, усадки металла. Камень не должен вывалиться или треснуть. Обработка посадочных мест доверяется самым опытным мастерам, так как в конечном счете именно от них зависит качество будущего изделия.
Когда серебряная модель готова, ее помещают внутрь пачки пластин из сырой резины. Мягкая резина плотно облегает металл, повторяя его рельеф. Резиновый брикет отправляется в вулканизатор, подвергается там воздействию высокого давления и температур и возвращается обратно уже в виде довольно твердого монолитного кирпичика. Теперь задача состоит в том, чтобы не просто извлечь из формы серебряную модель, но и очень грамотно, по определенному алгоритму вскрыть форму, превратив ее в две хорошо смыкаемые друг с другом половинки. Необходимо обработать ее так, чтобы добиться хорошей проливаемости металла и вместе с тем избежать появления большого количества облоя.
5. Металл и вакуум. Опока, из которой вылился воск, помещается в другую печь, где происходит литье. В условиях вакуума расплавленное золото или серебро займет пустоты, только что оставленные воском. После литья опоку охлаждают или дают ей остыть.
В этих формах будут отливать кольца, элементы сережек и колье, кулоны? Да нет, конечно. Всего лишь очередную промежуточную модель. Но уже каждая такая модель станет прототипом для одного-единственного изделия. Модели делают из литьевого воска с помощью специальных инжекторов. Нагретый воск под давлением впрыскивают в форму, причем эта операция может проводиться как в ручном режиме, так и на полуавтоматических линиях, если требуются особо точные параметры давления и объема воска. Конечно, одна резиновая матрица используется для отливки множества моделей, однако их количество зависит от сложности изделия. Сложные матрицы служат всего пару недель, зато резиновые формы для более простых изделий могут работать годами.
6. Свобода от оков. «Елочка» возродилась в золоте или серебре. Окружающую формомассу размывают водой. Сначала просто из-под крана, затем с помощью струи под давлением. Теперь изделия ждет галтовка и финишная отделка.
Пустота вместо «елочки»
Разумеется, выплавленные из воска модели подлежат дополнительной ручной обработке — удаляется облой, корректируются поверхности. А затем наступает самый, пожалуй, феерический этап массового производства литых ювелирных изделий. На специальном участке девушки с помощью прибора, напоминающего аппарат для выжигания по дереву, припаивают модели к толстому восковому стержню. Получается то, что производственники называют «елочкой» — и действительно, стержень в окружении «веточек» из моделей сильно напоминает украшенное новогоднее дерево. Стержень втыкается в основание из пластика, что еще более усиливает сходство. Количество веточек разнится в зависимости от размеров будущих изделий — их может быть от десяти до многих десятков.
От воска к золоту. «Елочки» из литьевого воска формируются с помощью аппарата, похожего на прибор для выжигания по дереву. Модели, припаиваемые к стержню, могут представлять собой отдельное украшение, а могут быть элементами сборной конструкции (например, сережек).
«Елочку» взвешивают и с помощью пропорции рассчитывают количество требуемого драгоценного металла — чтобы не было перелива или недолива. Затем «елочку» помещают в цилиндрическую кассету — опоку — и заливают формомассой, опять же на основе гипса. Тут стоит заметить, что, если в литое изделие предполагается вставить много мелких камней, применяется технология воскового литья с камнями: в опоку погружают «елочку», в восковые элементы которой уже вставлены камешки.
Так делают для того, чтобы впоследствии камни оказались фактически вплавленными в поверхность изделия — создание для них механических креплений-крапанов не дало бы нужной прочности, и появился бы риск выпадения камней. Опоку помещают в печь и в течение нескольких часов подвергают нагреву (обычно в ночные часы). В это время происходит два процесса: формомасса отверждается, а воск вытекает из занятых им полостей через отверстие в основании. Подобно тому как в застывшей лаве Помпей обнаруживали пустоты, образованные сгоревшими дотла телами людей, здесь мы обнаружим пустоту на месте восковой «елочки».
Наконец-то золото!
Следующий этап — печь вакуумного литья. В расположенном в верхней части печи тигле плавится золото или серебро, но до поры до времени он закрыт специальным штоком. Вынутая из печи опока помещается в так называемый стакан под тиглем. Из стакана откачивается воздух, шток вынимается, и под действием силы тяжести и разряжения металл буквально всасывается внутрь формы.
Все зависит от дизайна. Разумеется, литьем перечень производственных операций, используемых при изготовлении ювелирных украшений, не исчерпывается. В некоторые изделия вставляют большие камни, иногда наносят гравировку, поверхности других покрывают родием для придания благородного блеска.
Процесс литья закончен. Если внутри опоки уже есть камни, ей надо дать остыть: мгновенное охлаждение приведет к растрескиванию камней. Если камней нет — можно охлаждать быстро. А дальше совершается нечто прозаическое и волшебное одновременно. Сначала опоку просто помещают под кран с водой, и внешняя часть формомассы быстро размывается и удаляется. Далее в специальной камере остатки формомассы вымываются с помощью находящейся под высоким давлением водяной струи. И мы снова видим «елочку», только теперь она состоит из золота или серебра! Но скоро ей конец.
Уже отлитые украшения или их части срезаются с «елочки» специальными ножницами. Заодно удаляются так называемые питатели — технологические элементы, фактически являющиеся слепками каналов, по которым металл (а ранее воск) поступал к отливаемому украшению. Места их сочленений с изделиями заполировываются.
Драгоценная пыль
Конечно, литые украшения, вынутые из печи, еще не имеют того товарного вида, который мы привыкли видеть в ювелирных магазинах. Им необходимо несколько стадий галтовки, то есть шлифовки и полировки в барабанах, наполненных абразивами. Барабаны бывают мокрыми (они наряду с абразивом заполнены жидкостью) и сухими — там жидкости уже нет. Абразивы имеют разную форму и назначение: это могут быть конусообразные гранулы из пластика или молотая кожура грецкого ореха.
Но все же окончательный блеск украшения приобретают на этапе ручной финишной отделки, где золотые и серебряные поверхности полируют различными инструментами с мягким ворсом. У рабочих в этом цеху руки покрыты слоем металлической пыли, и когда в конце рабочего дня сотрудники моют руки, стекающая вода не уходит в канализацию, а собирается в особых баках, где потом отстаивается.
Затем из осадка экстрагируются попавшие туда частички драгметаллов. «Утилизации отходов драгметаллов, — говорит Олег Штыркунов, — важная часть производственного процесса. С определенной регулярностью на «Диаманте» проводится общая чистка всех поверхностей в производственных цехах с целью сбора ценных отходов. На крупных ювелирных предприятиях на Западе сейчас даже применяют специальные устройства, которые фильтруют воздух в вентиляции, дабы драгметаллы не улетали «в трубу», и, возможно, о такой системе вскоре придется задуматься и нам».