Getty Images Представьте, что вы мирно читаете книжку на диване, как вдруг к вам на колени запрыгивает ваш кот, измазанный кетчупом. В квартире, кроме вас и ребенка никого нет, и кот точно не мог сам достать кетчуп из холодильника и вылить его себе на голову. Вы призываете шестилетнего отпрыска к ответу, но он с невинными глазами все отрицает. Вот оно: первое столкновение с обманом из уст ребенка. Вы всегда обсуждали, как нехорошо обманывать, почему же он не усвоил это?
Одной из наиболее очевидных причин, почему дети лгут, является страх понести наказание за свой поступок. Ребенку трудно быть честным, если он знает, что в ответ столкнется с физической силой, унижением или упреками. Сложно винить за это детей — мы сами делаем то же самое, если сталкиваемся с сердитым шефом на работе.
Другая причина обмана заключается в том, что ребенок боится потерять ваше хорошее отношение к нему. Никто из детей не хочет разочаровать родителей — лучше они солгут, чем допустят, чтобы вы плохо о них подумали.
И, наконец, детям всегда интересна обратная реакция — именно поэтому они часто рассказывают диковинные истории, чтобы произвести впечатление.
К сожалению, практика сурового наказания за ложь создает порочный круг: чем сильнее вы их отругали, тем меньше им захочется в следующий раз сказать правду. Вместо этого попробуйте создать для ребенка безопасную среду, в которой не страшно говорить правду.
Вот семь способов, как этого добиться.
1. Не кричите
Если ваши дети сталкиваются с криком при малейшей провинности, они не чувствуют себя в безопасности, чтобы говорить вам правду. Старайтесь всегда разговаривать с ребенком спокойным голосом (хотя это может быть очень, очень трудно). И сосредоточьтесь на том, чтобы всегда искать решение проблемы, а не виноватого.
2. Позвольте ребенку сохранить лицо
Никогда не задавайте вопросы, на которые вы уже знаете ответ. Например, вместо угрожающего «Ты уже закончил домашнюю работу?» попробуйте спросить «Что ты собираешься делать, чтобы закончить домашнюю работу?». Если ребенок действительно еще не приготовил уроки, он сможет сохранить лицо, рассказав вам свой план, вместо того, чтобы изобретать неправду.
3. Сосредоточьтесь на его чувствах
Если ребенок лжет, попробуйте понять, почему он решил, что не может быть с вами честен. И вместо того, чтобы сразу уличать его во лжи, скажите: «Это звучит как история, придуманная специально для меня. Наверное, тебе стало страшно сказать правду. Давай это обсудим». В ответ вы получите честный ответ и множество полезной информации, которая поможет вам лучше понимать своего ребенка.
4. Оцените честность по достоинству
Если дети сказали правду (даже неприятную), отдайте им должное: «Наверное, тебе было сложно решиться рассказать мне, что на самом деле произошло. Я уважаю твое мужество, это взрослый поступок».
5. Прощайте ошибки
Ошибки — это способ сделать правильный выбор в будущем. Если дети знают, что вы не будете рассержены или разочарованы, они будут честны с вами. Попробуйте поговорить о том, как бы поступил ребенок в будущем, случись с ним то же самое? Что бы он сделал по‑другому? Если действия вашего ребенка как-то отразились на других людях, обязательно обсудите это с ним.
6. Любите детей
Чаще говорите детям, что вы любите и будете их любить, что бы они не натворили. Нет ничего, что может изменить вашу любовь.
7. Не лгите сами
Помните, что маленькие глаза и уши всегда начеку. И если вы сами не в состоянии сказать правду, когда вас обсчитали в кафе, или придумываете пятую отговорку, почему вы не можете участвовать в добровольных пожертвованиях на ремонт школы, готовьтесь, что дети все повторят за вами.
Когда дети часто говорят неправду, родителям становится трудно доверять им. Родители могут даже не поверить своим детям в тот момент, когда они на самом деле говорят правду. Ложь со стороны ребенка порождает проблемы с друзьями и другими членами семьи.Родители задают себе вопросы – почему ребенок так делает, кто его этому научил и что делать, когда ребенок начинает обманывать ?
Важно, чтобы дети усвоили, что независимо от того, что они сделали, они должны сказать правду. Родителям лучше всего иметь дело с обманом сразу, как только вы его обнаружили. В этот статье я дам вам некоторые подсказки в помощь, чтобы научить вашего ребенка (возраст от 3 до 12 лет) говорить правду.
Когда ложь становится проблемой?
Ложь - утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или подержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.
Фантазия (греч. φαντασία - «воображение») - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия – это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. То есть жить образами и представлениями, рождаемыми в мозговой части Человеком - Мечтателя…
Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Википедия.
Отношение нашего общества ко лжи неоднозначно, сложно и порой наши дети просто сбиты с толку.
Иногда «невинная ложь» или «ложь во спасение» помогает нам защитить чувства другого человека. И взрослые способны в течение дня сказать несколько таких «неправд».С другой стороны преднамеренно сказать кому-то неправду означает, ввести этого человека в заблуждение, что является неприемлемым. И такая ложь является настоящей проблемой, потому что подрывает доверие между людьми.
Иногда дети смешивают вымысел и реальность и рассказывают свои истории без намерения обмануть нас. Особенно это явление наблюдается у дошкольников (3-5 лет). Однако в в начальной школе дети (от 5 до 12 лет) хорошо понимают разницу между фантазией и ложью. Если ребенок часто говорит неправду в этом возрасте, может появиться проблема.
Людмила Петрановская
Говорить о лжи в младшем возрасте - некорректно. Ложь - сложное интеллектуальное действие, которое по силам ребенку лет с девяти. Лгать - значит понимать, как было на самом деле, хорошо это отделять от вымысла и намеренно, целенаправленно давать иную версию событий, понимая, в каком месте правда, в каком - нет. У маленьких детей может быть фантазирование, когда ребенок что-то рассказывает, выдавая желаемое за действительное. Своего рода «детская магия», попытка воздействовать на реальность словами. Когда ребенку кажется, что если он сказал, что это так, то это и будет так. То есть произнеся: «Не я разрисовал стены», он этим отменил сам факт и в этот момент верит, что действительно - не он.
В более взрослом возрасте ложь - защитное поведение. У ребенка редко бывает цель специально солгать, обмануть наше доверие. Просто дети пытаются действовать по кратчайшей траектории. Приходит ребенок домой с двойкой. Он знает, что мама спросит про оценки, и знает, что затем начнется. Даже не в том смысле, что его побьют, а мама расстроится, начнет причитать, заставит делать дополнительные задания. А ему хочется, чтобы дома было тихо, спокойно. И потому для него самое простое и понятное - сказать: «Меня не спрашивали». А взрослые начинают прикладывать к этому свои мерки и приходить в ужас, думая, что ребенок погружается в порок! Не надо приписывать ребенку испорченность, которой у него нет.
Почему дети обманывают?
Говоря неправду ребенок тем самым шлет сигналы, что в его мире не все благополучно. Важно понять, от какой проблемы ребенок пытается избавиться, какая причина, какая потребность вынуждает ребенка обманывать, кого или чего он боится и помочь ему самостоятельно или при помощи специалистов.
Дети говорят неправду по разным причинам:
Чтобы избежать последствий, в том числе наказания, которое обычно следует за проступком.
- Если нет никакой выгоды от того, что ребенок скажет правду, например, не избежит ситуации, когда взрослые будут его стыдить, требовать извинений.
- Потому что другие дети, взрослые или родители обманывают.
- Для того, чтобы быть принятыми в группу, получить внимание, одобрение от сверстников и друзей.
- От одиночества и низкой самооценки.
Обычно невинная хвастливая ложь прекращается как только ребенок начинает ходить в школу или если она был пойман на лжи пару раз.
Как определить, что ребенок говорит неправду
Как остановить обман, если вы не понимаете говорит ли ребенок правду сейчас или нет. Дети в возрасте начальной школы обычно выдают себя, потому что они улыбаются когда обманывают или их история звучит неправдоподобно. Например, вы спросили своего ребенка откуда у него взялись деньги, ребенок может рассказать маловероятную историю о том, что деньги ему дал его друг. К выявлению правдивости истории приведут вопросы о том когда, где, кто был с ними, в каком порядке развивались события. Однако некоторые дети будут уверять, что их история правдива, несмотря на доказательства.
Как отучить ребенка обманывать.
- Обсудите проблему с ребенком
- Проверьте свои подозрения.
Если вы заподозрили обман, проверьте свои подозрения сразу, не дожидайтесь доказательств, которые не всегда возможно получить.
- Скажите ребенку о проблеме и последствиях.
Если вы почувствовали, что ребенок говорит неправду, опишите ему проблему
Коля, ты говоришь неправду, ты не заправил постель.
И сообщите о последствии:
Сегодня вечером ты не будешь смотреть телевизор или
Пойдешь спать на 30 минут раньше, чем обычно.
Игнорируйте возмущение и жалобы. Не спорьте, не опровергайте точку зрения вашего ребенка. Просто воплотите последствия в жизнь.
Важно помнить, что сначала нужно разобраться с обманом, затем с проблемой, к которой он привел и назначить последствия для обеих проступков.
Например, в комнате ребенка вы нашли сломанную ночную лампу. Вы чувствуете, что ребенок обманывает вас насчет того, что и как произошло.
За обман последствием может быть лишение привилегии на сегодня лечь спать позже. Отложить часть из личных денег ребенка для ремонта лампы может быть последствием за поломку.
Придерживайтесь договоренностей и возвращайте ребенку его привилегии вовремя. Например, сегодня он идет спать на 30 минут раньше, но завтра все будет согласно прежнего режима.
Возможно вам придется применить последствия несколько раз, прежде чем ребенок поймет ваше сообщение и научится говорить правду. Будьте последовательны, предсказуемы и спокойны.
Что делать, если вы чувствуете, что проблема становится серьезной
Людмила Петрановская , психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования:
Если ребенок много, часто и изощренно лжет - это тревожный сигнал для взрослых. Не в том смысле, что ребенок испорченный, а в том, что он их боится. Почему боится, не доверяет, считает, что, если он расскажет им о проблеме, будет хуже, - об этом надо думать. И не обязательно, что он боится серьезного наказания (хотя это случается часто), иногда его страшат нотации, отвержение. Если ребенок знает, что кому-то в доме из-за болезни нельзя нервничать, он часто боится, что из-за него близкому человеку станет плохо. То есть если ребенок вам часто врет, он боится либо вас, либо – за вас.
Меньше всего лгут дети у родителей, которые умеют справляться с жизнью, от которых исходит уверенность, и у родителей, которых можно не бояться. Если они и рассердятся, то не перейдут каких-то граней, и они нацелены на решение проблем, а не на наказание «чтоб знал». Но даже у таких замечательных родителей дети иногда врут. Дети должны попробовать эту стратегию, и посмотреть, что будет. Задача родителей – показать: ложь не работает и лучше исправлять ситуацию другими средствами.
Подведем итог:
Поговорите с ребенком и том, что такое обман и почему он является проблемой.
- Скажите ребенку, что он должен перестать обманывать.
- Поговорите с ребенком насчет последствий за обман с его стороны.
- Предоставьте, организуйте для ребенка возможности говорить правду.
- Хвалите ребенка за то, что он сказал правду.
- Если вы подозреваете ребенка в том, что он говорит неправду, действуйте сразу.
- Примените последствия за обман и другое проблемное поведение.
Родительское собрание « Как научить ребенка говорить правду?»
Задачи:
помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей;
познакомить с причинами детской лжи и способами их устранения;
способствовать формированию культуры общения родителей и детей;
Отцы и матери! Вам басни сей урок. Я рассказал ее не детям в извиненье... Но если выросли они в разлуке с вами, И вы их вверили наемничьим рукам, Не вы ли виноваты сами, Что в старости от них утехи мало вам?
И. А. Крылов
Подготовительная работа:
анкетирование учащихся и родителей;
памятки для родителей;
презентация PowerPoint .
Ход собрания
1. Погружение
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача - точно следовать инструкции:
согните лист пополам;
еще раз пополам;
оторвите верхний правый угол;
оторвите нижний правый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные.
2. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Более того, мы радуемся успехам детей, хвалим за какое-то хорошее дело, а потом маму вызывают в школу и говорят об исправленных в дневнике оценках, «забытую» в портфеле физкультурную форму или другой лжи. Наверное, нет на свете человека, у которого не возникал вопрос: почему дети обманывают.
Честность – это то качество, которое испокон веков заботливые родители стремятся привить своим детям.
Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои воспитательные методы, получить рекомендации психологов и ответить на главный вопрос нашего собрания: как научить ребенка говорить правду?
Давайте сначала подумаем, почему люди обманывают?
Ответ знают все: чтобы никого не обидеть, чтобы не выглядеть неприлично, чтобы не получить в ответ агрессию в виде наказания, крика, унижения. Пока в мире будут существовать агрессия, унижение, обида и страх, будет существовать и обман.
Но мир начинается с семьи. Если дети в семье обманывают, значит, причины те же самые: непонимание, обида, унижение, крик или наказание. Человек так создан. Если он боится, он прячется. Обман - очень удобный и легкий способ спрятаться.
Нам порой легче и быстрее отругать ребёнка, накричать на него, если он провинился, чем разбираться в проблеме и придумывать наказание, которое бы не унизило ребёнка, а помогло ему понять, что он поступил плохо. Любой страх, полученный ребёнком, рождает желание обмануть, скрыть. Неумелый, первый и видный невооружённым взглядом обман порой даже смешит нас. А на самом деле это огромный и тревожный звонок родителям и педагогам:
Ребёнок вас боится и учится обманывать!
Грудной ребёнок не знает, что такое обман. 3-5 летние дети говорят: я хитрю, я нечаянно. А чаще всего они уверяют, что не обманывают, даже поступая наоборот. Они просто всей душой не хотят обманывать. Но с возрастом отношение к обману у детей меняется.
Вот мнения наших детей:
Дети обманывают:
Потому что родители высокие и всё видят свысока.
Потому что стыдно.
Потому что дети стесняются.
Потому что боятся разозлить родителей.
Детям очень тяжело что-нибудь рассказывать.
Потому что родители ничего не разрешают.
Потому что родители могут не так понять.
Чтобы родители не задавали лишних вопросов.
Потому что детям надо выкрутиться из какой-либо ситуации.
Потому что дети знают ответ родителей, и он им не нравится.
Получается, что к подростковому возрасту обман превращается для ребёнка в жизненную необходимость. Он создаёт невидимую стену между родителями и детьми, строить которую мы сами помогаем ребёнку с самого первого года жизни.
3. Анкетирование .
Я прошу Вас ответить для себя на эти 4 вопроса для того, чтобы мы могли определить причины детской лжи:
1.Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка неправду?
в) неоднократно
д) систематически
2. Признавался ли Ваш сын (дочь) во лжи?
в) по-разному
3. Каким образом Вы поступали, уличая ребенка во лжи?
4. Случалось ли Вам лукавить, обманывать по мелочам Вашего ребенка?
в) затрудняюсь ответить
4. Мини-доклад учителя о знаках и признаках лжи.
Умение определять, когда ребенок лжёт, а когда нет, необходимо для того, чтобы выяснить не нарушил ли ребенок нормы приличия, обещание, запреты, не предпримет ли чего-то рискованного и чтобы принять своевременные меры.
Психологи говорят, что до 7 лет
малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что понарошку. Воображение – одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло.
Однако к 10-12 годам
взгляды ребенка на правду и ложь сильнейшим образом изменяются. Например, в ходе одного исследования детям 5-11 лет был задан вопрос: "Хорошо ли лгать?"" Из пятилетних детей 90% ответили, что лгать нельзя никогда и ни за что. А вот когда тот же вопрос был задан одиннадцатилетним, 90% ответили: "Да, иногда солгать можно". Разница, разумеется, в том, что к 11 годам ребенок знает: ложь бывает разная. Например, можно уклоняться, увиливать и скрывать правду, но бывает и невинная ложь, и такая ложь "не считается" - например, если говоришь подруге, что тебе нравится ее новая прическа, даже если на деле это не так.
Так как же узнать, обманывает нас ребенок или нет?
Учёные выделяют
Невербальные знаки лжи:
Классический признак лжи - если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд.
Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза, не отрываясь, это тоже означает: что-то не так.
Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно.
Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта.
Его движения кажутся скованными и неестественными.
Собеседник устраивается так, чтобы отстраниться от вас, по возможности стараясь развернуться к окну или дверям.
Собеседник держит ладони обращенными вниз или даже подкладывает их под себя, если сидит.
Давайте представим, вспомним один из случаев, когда вы смотрели на ребенка и не могли понять: врет он или говорит правду. Приведите такие примеры. Какими были его жесты, мимика, речь?
Психологи утверждают, что причины
детской лжи
могут быть следующими:
-
попытка избежать наказания;
- стремление привлечь к себе внимание;
- наличие у ребенка проблем, требующих решения;
- защита от стрессовых ситуаций;
- дурной пример окружающих - как детей, так и взрослых.
5. Как же уберечь ребёнка от желания обмануть?
Психологи определили родителям 4 правила, следуя которым можно вырастить честного человека:
Первое правило: Прежде всего, старайтесь не обманывать сами. Это не всегда получается. Если ребёнок видит ваш обман, скажите ему: «Да, это очень трудно - не обманывать. У меня не всегда получается, но я учусь быть честной и хочу, чтобы ты тоже учился этому. Только сильный человек может говорить правду. Я верю, что ты вырастешь сильным человеком». Ребёнок не потеряет уважение к вам, если услышит что-то подобное. Наоборот, он будет учиться признавать свои недостатки.
Второе правило: Не оставляйте ни одного самого маленького случая обмана без внимания. Здесь чудесную помощь вам может оказать подходящая сказка. Возьмите игрушки и разыграйте с ними ситуацию, в которой ребёнок обманул. Обсудите с ребёнком, правильно ли поступили игрушки.
«Мишка и зайчик жили вместе и всем делились. Однажды купил зайчик вкусную шоколадку. Мишка в это время был на прогулке. Спрятал зайчик шоколадку в шкаф и подумал:
«Сейчас я пойду на работу, а вечером вернусь и угощу мишку шоколадкой».
Когда зайчик вернулся вечером с работы, он не нашёл шоколадку в шкафу.
Мишка, ты не брал мою шоколадку? - спросил зайчик.
Нет, не брал. Я ее не видел, - ответил мишка, а сам покраснел и тихонько спрятал обёртку от шоколадки в карман.
Зайчик ничего не сказал, но очень расстроился. Он даже заболел от расстройства».
После сказки спросите ребёнка:
Как ты думаешь, почему зайчик так расстроился?
Кто взял шоколадку?
Как должен поступить мишка, чтобы у зайчика улучшилось настроение?
Такая сказка поможет ребёнку гораздо глубже осознать свой проступок, чем любые слова о том, что обманывать плохо. Сказка, связанная с жизнью самого ребёнка, - мощное воспитательное средство. В старшем возрасте детям помогут понять, как вредит людям обман, философские и психологические истории.
Третье правило. Наказывая, не унижайте детей. Самое первое - беседа о случившемся. Покажите ребёнку, что вы расстроены и переживаете. Можно завести в комнате стул (кресло) честности - красивый и удобный. Предложите ребёнку посидеть на нём, чтобы у него добавилось честности. Если вы наказываете ребёнка лишением чего-либо: мультфильма, сладости, игры на компьютере, покажите ему, что вы переживаете вместе с ним и сочувствуете ему. Будьте другом своему ребёнку даже в наказании. Если вы лишаете малыша сладостей, а сами кушаете их; если вы лишаете его мультфильма по телевизору, а сами в это время смотрите интересную вам передачу, - это анти-наказание. Ребёнок чувствует, что мир несправедлив, если взрослым можно то, что ему нельзя, и будет защищаться от этой несправедливости обманом.
Четвертое правило. Всегда будьте другом своему ребёнку, потому что друга не станешь обманывать. Тогда непроницаемая стена обмана никогда не разделит вашу семью на два разных, не понимающих друг друга мира.
6. Мы же, в свою очередь, хотим дать несколько советов,
которые помогут нам справиться с детской ложью:
1.Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением , лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.
2.Не называйте ребенка вруном и обманщиком , особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
3.Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.
4.Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть
. Например: "Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе.
Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями - не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
5.Не устраивайте допросов, "выбивая" из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
6.Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность .
Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника.
Если заметили, что ваш ребенок солгал, тут же скажите ему: "Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?" Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете.
Значит, дело в его самооценке.
7.Не следует "заминать" ложь . Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: "Пожар! Пожар!" Все соседи так привыкли к его "шутке", что когда случился всамделишный пожар, ему никто не поверил и дом сгорел Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей. Поработайте с малышом - воспитывайте в нем любовь к истине. И чем больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу. Чем быстрее вы наладите доверительные отношения с ребенком, поймете причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и будете поощрять его за правду.
7. Подведение итогов родительского собрания.
Приучить ребенка к правде - вполне посильная задача. Во многих семьях это решают без всякого вмешательства детского психолога. Но если Вы чувствуете, что правда и ваш ребенок - это антонимы, то обращайтесь за помощью к специалисту.
Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика. Пусть ваш ребенок привыкнет к мысли, что честность - самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям.
Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее. Все печатные материалы оставьте себе. Было бы хорошо, если все они найдут свое место в отдельной папке и Вы сможете обращаться к ним по мере необходимости.
8. Рефлексия.
- Уважаемые родители, мне хотелось бы знать, было ли собрание интересным и нужным для вас или кому-то оно было не актуально, а кого-то остались вопросы.
Уходя, прикрепите на доску жетон соответствующего цвета, а именно:
Красного – было интересно и актуально;
Желтого - мне было скучно;
Белого - у меня остались вопросы по этому поводу.
Мне радостно, что большинство из вас провели время с пользой, полученные рекомендации могут использовать полученный материал в воспитании своего ребенка.
Детскую ложь и фантазию разделяет очень тонкая грань, поэтому родителям не всегда удается отличить вымысел от явного обмана. Почему ? Причин этому может быть великое множество, но прежде, чем пытаться исправить ситуацию, понадобится обличить истинный мотив, спровоцировавший такое поведение. Не удивляйтесь, если обнаружите страх наказания или ошибки в воспитании, а, может быть, это всего лишь попытка раскрасить свою жизнь яркими красками или избежать насмешек со стороны сверстников и взрослых, но крайне редко ложь используется детьми для того, чтобы получить желаемое.
Детский Инна Зайцева считает, что для того, чтобы ребенок захотел говорить правду, взрослому человеку следует демонстрировать свое неодобрение и неприязнь в отношении обмана, но при этом оказывать эмоциональную поддержку, тем самым побуждая малыша стремиться к близким доверительным отношениям.
- Твердо, но с уважением к личности настаивайте на обличении правды в слова. Помните о том, что спешка - худший помощник, ведь даже взрослому человеку необходимо время, чтобы решиться, а уже ребенку - тем более! Чтобы поддержать его, можно пойти на физический контакт, взяв ребенка за руку или обняв за плечи.
- Педагоги всего мира в один голос утверждают, что личный пример является лучшим способом обучения, поэтому ваша правдивость покажет ребенку искренние намерения и подтолкнет к ответному откровенному общению. Такого же поведения следует придерживаться всем членами семьи.
- Если вы хотите быть понимающей матерью, то сохраняйте спокойствие, обещайте не ругать ребенка и терпеливо выслушайте рассказ от начала и до конца.
- Помогая выразить ребенку суть проблемы словами, вы обнаружите, что причина молчания не столько в психологических факторах, сколько в бедности языка.
- Прочитав сказки или рассказы, в которых главным героем является лгун, чей обман вылезает наружу, подробно поясняйте, что врун всегда оказывается в глупом положении.
- Больше всего на свете дети любят похвалу, поэтому всегда показывайте свое одобрение, выражая его как словами, так и прикосновениями. Благодарите малышей за откровенность, чтобы избежать страха наказания.
- Всегда держите данное вами слово, и если обещали не ругаться, то просто выслушайте ребенка, даже если на самом деле ситуация вас откровенно бесит.