Передовой педагогический опыт в детском саду
Сказка как средство духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
Кондратьева Людмила Васильевна, воспитатель
МДОУ ЦРР – Д/С № 53 «Елочка» г.Тамбов
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) .
Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений».
Духовно-нравственное воспитание
– это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за¬висит от системы воспитания и обра¬зования, которая, в свою очередь, фор¬мируется с учетом особенностей миро¬воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по¬коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важней¬шее условие развития России.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.
Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.
Общеизвестно, что возраст от трёх до шести - это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Разре¬шение проблем нравственного воспи¬тания требует поиска наиболее эф¬фективных путей или переосмысле¬ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Сказки есть в каждом доме.
В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашем детском саду знакомим детей с сказкой помимо всеми нами любимыми и известными мультфильмами, с помощью прослушивания аудиокниг: Русские сказки (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя), Русские сказки 2(Смоляной бычок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Кот и лиса) и.т.д. Русские народные сказки (Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Крошечка –Хаврошечка, Серая шейка, два мороза) и.т.д. А также проводим много различных мероприятий с помощью презентаций (КВН «Угадай сказку» для подготовительных групп, «Что за прелесть эти сказки» викторина для самых маленьких, Знакомство с художественной литературой для старших групп, «Знакомство с сказками А.С. Пушкина и т.д. кукольный театр. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.
В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Испокон веков именно сказка
(вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.
Г.Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Добрынина Наталья Леонидовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
КОУ "Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт:
город Сургут, Тюменская область
Наименование материала:
Результат работы по теме самообразования
Тема:
"Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации:
24.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Результат работы по теме самообразования
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания»
Воспитатель высшей категории: Добрынина Наталья Леонидовна
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные
сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений,
происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках,
а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени
сесть с ребенком и почитать книгу, считаю это большим упущением взрослых
в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей
группы показали, что дома чтению детских книг уделяется недостаточно
времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные
сказки. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и
воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Поэтому
я
решила
уделить,
немного
больше
времени
именно
русским
народным сказкам в развитии и воспитании моих воспитанников. Ведь самые
обычные
народные
сказки
обладают
целительными
свойствами
и
очень
полезны
для
малышей.
Дети,
которым
читают
сказки,
раньше
начинают
говорить,
говорят
более
грамотно.
Хорошая
сказка
завораживает
своим
сюжетом,
речевыми
оборотами
и
позволяет
ребенку
погрузиться
в
мир
фантазий.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства,
чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными
сказками;
формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых
поступков и их необходимость в жизни людей;
развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных
героев, учить давать оценку поведению своему и других;
подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание
уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских
народных сказок.
Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для
родителей.
В своей работе использовала следующие этапы работы со сказкой:
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки. При
ознакомлениисказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям
наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.
Большую же часть произведений читаю по книге. Из большой сказки
повторно читаю отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и
рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд
дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие,
т.е. показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования,
движения пальцами, руками. А так же, использовала словесные приемы,
зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких
случаях давала им возможность понять новое слово, строить фразы путем
осмысления ситуации. Главное в передаче рассказчика – выразительно
рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания
сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью
закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой
позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Для закрепления знаний
использовала дидактические игры на материале знакомых сказок и
литературные викторины.Примерами дидактических игр могут служить игры
“Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?”
(описание героев), «Сказочное лото». Литературные викторины провожу как
итоговые, квартальные занятия или вечерние развлечения.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,
рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое
отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки
сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из
сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с
использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в
героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию
нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев
сказки, но и окружающих людей.Бережное обращение с книгой в момент
чтения является примером для детей.
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя
интегративный метод:
Подготовительный этап:
подбор и изучение методической литературы;
подбор дидактических игр;
разработать перспективный план работы.
Основной этап или этап реализации:
Образовательный процесс осуществляла: в ходе непосредственно
образовательной деятельности; в процессе совместной деятельности педагога
с детьми; при организации самостоятельной детской деятельности. В
самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с
помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники
придумывали свои сказки.
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания
нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»,
критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных
ситуаций. В начале учебного года провели родительское собрание на тему «
Сказка ложь – да в ней намек». Познакомили с предметно-развивающей
средой группы, с перспективным планом, составили план посещений
театральных пятниц. Информировала родителей о том, какие сказки входят в
круг чтения детей данного возраста детей. Информацию представляем в
уголке для родителей в виде списков литературных произведений с
указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для
домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как
организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и
когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после
чтения»
;
«Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем
сказку». Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на
темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о
животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка»,
«Воспитание и книги», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными
книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания,
пополнили театральный уголок пальчиковым театром и другими видами
театра по русским народным сказкам по нашему возрасту.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на
литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что? Где? Когда?»,
«В стране добра и зла».
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей по
мотивам сказок: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «В гостях у
сказки!».
Чтобы ребёнок нормально рос и развивался, ему необходима не только
любовь и внимание взрослых, но и заинтересованное участие взрослых в
детской жизни. Осуществили проект «Здравствуй, сказка!». Основным
результатом стал совместный показ с родителями показ спектакля по
мотивам русской народной сказки «Три медведя».
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания
нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»,
критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных
ситуаций. Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла,
хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, не
боясь, выбирают любую роль. Наметилась динамика во взаимоотношениях с
родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников,
выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой
обстановке.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок
проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если
сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно
рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких,
внимательных слушателей.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное
воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания
у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью
народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной
ему форме познавать окружающий мир.
Литература:
1.
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб: Алетея,1996,с.99.
2.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.
– 310 с.
3.
Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в России.
– 1997. – № 4.
4.
Психолог в детском саду 2004 № 2.
5.
Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:
Просвещение, 1993. – 63с.
6.
«Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год.
7.
«Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.
8.
«Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997
– №6.
9.
«Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.
10. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста» О.А. Куревина.
11. Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная
пресса, 2006. – 128с.
12. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
13. Детский сад от А. до Я, №6 2005г.
14.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г
15.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ.
Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
16.Ушакова О.С. Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.
Организация: МБДОУ д/с № 65
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Духовно–нравственное воспитание – это передача из поколения в поколение социального опыта, духовных и нравственных качеств, которые в дальнейшем станут некой «почвой» для развития личности ребенка, становления его характера. В результате духовно-нравственного воспитания у детей происходит формирование собственных взглядов, определённых привычек и правил поведения, убеждений, в основе которых гуманистические ценности: доброта, сопереживание, уважение к старшим, чувство справедливости, честность. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться представления о добре и зле, дружбе, патриотизме справедливости. Все общественно-важные качества человека, являются «инструментами» для воспитателя. А неким образцом, откуда дети могут с большим интересом черпать нравственные и духовные качества, является сказка.
Что такое сказка? Сказка всегда вовлекает человека в какой-то небывалый потусторонний мир, где царит волшебство, существует какая-то тайна, загадка, которую главный герой должен разгадать. Сказка учит нас различать добро-зло, правду-ложь, любовь-предательство, храбрость-трусость. Именно на таких контрастах ещё в дошкольном возрасте и закладывается нравственность. С понятием «сказка» знаком каждый из нас. Первое знакомство произошло ещё в колыбели, когда мама, склонившись над изголовьем, читала про красивую принцессу, храброго принца и злого Кощея Бессмертного. Подрастая, мы шли в детский сад, где сказка приобретала для нас уже совершенно новый облик. Как раз-таки в этот период нашего детства и происходит духовно-нравственное воспитание ребенка. Именно в детском саду воспитатели закладывают детям те моральные качества, которые представляют собой правильные нормы и ценности, положительные для общества. Именно на таких людях строится нравственность, эстетические, моральные, корпоративные, религиозные нормы.
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна для современного мира. Именно в этот период, когда происходит раскол, размытие между нормами морали, семейными, религиозными, духовными ценностями, нельзя показывать ребенку то, что вокруг происходящее является нормой общества. Необходимо воспитывать и буквально по крупинкам вкладывать в каждого дошкольника те качества, которые служат идеалом, эталоном для всех людей и не подвергаются сомнению.
Зачем воспитывать духовность и нравственность именно в дошкольном возрасте? В период от 3 до 7 лет у ребёнка развиваются такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства. Именно в этом возрасте дошкольник способен впитывать информацию как губка. Немаловажным фактором так же является и то, что дети любят во всем подражать взрослым, а более часто этим взрослым как раз и является воспитатель в детском саду. Следовательно, на воспитателе лежит огромная ответственность кем станет этот ребенок в будущем, какие нормы морали и нравственности будут стоять у него на первом месте. Опыт, приобретенный детьми в дошкольный период, будет являться прочным фундаментом для дальнейшего становления личности.
Сказка - это лучший проводник для ребенка в в мир знаний. Художественный язык сказки наиболее доступен ребенку и на таком простом языке лучше всего получается объяснять дошкольнику о морали, духовности, нормах и правилах поведения в обществе. Сказка способствует развитию воображения, проведению простых логических операций, становлению мышления ребенка.
В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Например, сказка «Теремок» учит быть дружелюбным, гостеприимным. Уроком служит то, что жить сообща всё же лучше. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним, к поддержке, пониманию.Сказка «Репка» способна научить тому, что различные трудности стоит преодолевать вместе с близкими людьми, общими усилиями, дружно бороться с внезапно возникнувшей проблемой и ни в коем случае не опускать руки..
Сказки очень ценны тем, что они оказывают всестороннее развитие на ребенка, внушают уверенность на торжество правды, победы любви над злом, взаимовыручки над попыткой какого-либо отрицательного героя разделить друзей, влюблённых, близких людей.
Для того, чтобы ребенок вырос достойным гражданином общества, правильным, хорошим человеком, с ним необходимо работать с раннего детства, оказывая влияние на его только начинающуюся формирующуюся личность с помощью духовно-нравственного воспитания. А сказки, как одно из средств зарождения морали у ребенка, помогают воспитателю заложить в дошкольника духовность, милосердие, гуманность. Задача дошкольного учреждения – обращать сердца детей к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Список использованной литературы:
- Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003
- Доронова Т.Н. «Играют взрослые, и дети» Линка-Пресс 2006
- Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Харьков 1996