С точки зрения психологии, старость – это переход к новой социальной роли в сложившейся системе групповых и межличностных отношений в обществе. Не у всех, но для большинства такой адаптационный процесс проходит с трудностями и отрицательными последствиями.
Решение явных или скрытых психологических проблем требует участия специалиста, а занятия, обычно, проводятся в группах. Однако, что делать тем пенсионерам, которым в силу причин, такая помощь недоступна? Выходом может быть индивидуальный психологический тренинг для пожилых людей.
Упражнения на преодоления чувства одиночества и повышение эмпатии возможно выполнять в рамках индивидуальной психокоррекции. Информация, фото и видео в этой статье помогут пенсионерам и их родственникам пройти этап адаптации к преклонному возрасту так, чтобы гнетущие мысли не ввели пожилого человека в устойчивое депрессивное состояние.
Преодоление чувства одиночества
Какой бы не была природа чувства одиночества у пожилого человека, для его коррекции применяют 2 вида психотерапевтического воздействия:
- Групповой тренинг социальных навыков, который включает:
- ролевые психологические игры;
- методы приобщения к разговору;
- способы поддержания телефонных разговоров;
- регуляция периодов молчания;
- подчёркивание привлекательности своих физических данных;
- развитие умения делать и получать комплименты;
- изучение подходов к физической близости в пожилом возрасте с новым партнёром.
- Когнитивно-поведенческие индивидуальные занятия, целью которых является распознание автоматизма мышления, и тренировка по переводу таких автоматических мыслей из фактической категории в гипотетическую.
Некоторые из упражнений для пожилых, которые получают в качестве домашнего задания после занятий в группе, можно смоделировать и выполнять самостоятельно.
Приведём для примера небольшой перечень таких задач:
- попробовать присоединиться к разговору, возникшему в очереди;
- проходя мимо группы сидящих пожилых людей, вступить с ними в беседу, и поддерживать её в течение 5-ти минут;
- в любом разговоре, поставить цель молчать (не перебивать) и внимательно слушать собеседника;
- найти и прочесть книгу на тему сексуальной жизни в старости;
- целенаправленно выйти на прогулку в парк или другое людное место, одевшись празднично, и сделать комплимент незнакомому пожилому человеку противоположного пола;
- завести несколько новых знакомств в социальных сетях, и поддерживать ежедневную переписку;
- интересоваться состоянием здоровья, положением дел у родственников и знакомых;
- придумывать и рассылать интересные поздравления с текущими международными, пусть даже и шутливыми, праздниками или событиями;
- поддерживать весёлое расположение духа и хорошее настроение у себя, и у окружающих, например, осуществить выход из дому с целью подарить несколько улыбок незнакомым прохожим разного возраста.
Важно. Как одиноким, так и семейным людям преклонного возраста полезно и нужно иметь хотя бы кратковременные контакты с детьми и малышами. Не стоит стесняться помочь незнакомой молодой маме успокоить плачущего ребёнка, сделать поощрительное замечания ребятам, занимающимся подвижными играми, дать несколько полезных советов молодёжи, а может, если это будет уместным, вспомнить о своих «юных подвигах».
Борьба с автоматическими (негативными) мыслями
Для борьбы с тревогой, бессонницей и негативными мыслями подойдут следующие психологические упражнения и приёмы:
- прогоняйте негативные мысли прочь, но выделите для них специальные 10 минут в ежедневном режиме дня, а через время сократите и их количество;
- при желании кричать, психовать или, например, бить посуду, задерживать себя не стоит – через пару минут эмоционального выброса всё пройдёт, а в некоторых случаях повторять подобные эмоциональные разрядки желание полностью исчезнет;
- проанализируйте, когда именно или что вызывает негативные или депрессивные мысли, это поможет их не возникновению в выясненные моменты;
- при неожиданных острых приступах автоматических мыслей, одёрните себя, заставьте отвлечься, в конце концов повторите несколько раз установку «Всё будет хорошо»;
- если какое-то действие или событие вызвали негативные эмоции или мысли, постарайтесь разобраться почему и напишите эту аналитику на бумаге, а скомкав и выбросив его, непременно придёт облегчение;
- существенно ограничьте время просмотра новостей;
- обращайте внимание на мелочи, которые приносят удовольствие;
- напишите индивидуальные аутотренинговые тексты для пробуждения и отхода ко сну, например, «я открыт только позитивным эмоциям», «несмотря на пасмурную погоду, день сложиться великолепно», «в сновидениях я буду путешествовать по уникально красивым местам», «мой сон будет продолжительным, приятным и без перерывов», и т.д.;
- не стесняйтесь и не ограничивайте себя в проявлении чувства благодарности;
- планируйте день и старайтесь этот план выполнять, а если что-то из него не успели, начните следующий день с клятвы-обещания обязательно сделать незавершённое;
- лучшее средство прогнать автоматические мысли в любом возрасте – это физические нагрузки, подвижные игры, занятия арт терапией.
Элементы телесно-ориентированного тренинга для пожилых
Избавиться от автоматических мыслей поможет осознание языка тела и следующие упражнения:
- Снятие мышечных зажимов с помощью чередование напряжения и расслабления. В любом исходном положении, но лучше стоя, сильно напрягите одну руку, а затем полностью расслабьте её мышцы. Сделайте такие расслабления с другой рукой, ногами (поочерёдно) и другими частями тела.
- Волна из напряжений. Теперь выполните не поочерёдное, а последовательное напряжение мышц в такой очерёдности: правая рука, шея и плевой пояс, левая рука, спина и живот, ягодицы, правая нога, левая нога. После чего полностью расслабьте мышцы. Для усложнения упражнения, выполняйте расслабление мышц в таком же или в обратном порядке.
- «Огонь и лёд». Включите музыку. Выполняйте произвольные движения телом и конечностями, представляя себе, что они – это языки пламени. Спустя 20-30 секунд дайте себе команду «оледенеть», и замрите на 5-10 секунд, сильно напрягая мышцы, в том положении в котором вы находились на момент стоповой команды. Продолжайте выполнять упражнение пока не закончиться музыкальный трек.
- «Марионетка». Выполняйте это упражнение в том же алгоритме, как и предыдущее, но теперь, после команды «замри», представьте себе, что вы кукла на ниточках, которую повесили в реквизитный шкаф за одну из ниточек (за часть руки, за затылок, за ухо или за плечо). Зафиксируйте «подвешенную» часть тела, а другие расслабьте и немного раскачивайте.
- «Рисование глазами». Следующий музыкальный трек полностью отведите на рисование глазами. В любом исходном положении, придумывайте и рисуйте глазами воображаемые фигуры и предметы. Переводите взгляд от одной точки фигуры до другой, но не двигайте головой. Фантазируйте смелее. Предметы должны быть разных размеров, а у больших объёмных фигур, части должны располагаться на всех поверхностях комнаты – стенках, потолке, полу.
- «Ручная чечётка». В такт с ритмичной музыкой отбивайте такты хлопками в ладоши и их ударами по бёдрам, ягодицам, стене, столешнице, шкафу, дивану, чередуя хлопковые движения со щёлканьем пальцами.
Работа с метафорой
Такой психотренинг включает в себя достаточно как групповых, так индивидуальных приёмов. Предлагаем вам 2 раза в неделю, или чаще, писать себе специализированные метафоры на преодоление трудностей.
Такая работа позволяет провести анализ ваших проблем, включить творческий потенциал, запустить процессы аутогенной тренировки и мотивации. Ну а для того, чтобы поддержать мелкую моторику мышц на кистях, одну метафору пишите на компьютерной клавиатуре, а следующую – ручкой.
Приводим пример мотивационной метафоры на преодоление трудностей.
У подножья высоких гор, где мирно существуют грохот водопада и первозданная тишина, где Солнце только изредка закрывают крылья величественных птиц, жил молодой, весело звенящий ручеёк.
Он извивался тоненькой ленточкой среди дурманящих ароматами трав, а когда соскакивал с каменных уступов, оставлял им на память свои капельки-смешинки. Он радостно отражал сверкающие солнечные улыбки, изумрудную зелень травы, бездонную небесную синеву и мраморный отблеск гор.
Его жизнь была безоблачной и весёлой, пока на пути не встал огромный валун, покрытый отвратительным склизким мхом. Ручеёк замер в тёмном ущелье, и лишь гнетущая, чёрная тишина, ужасающая своей безысходностью, витала, окружая его холодом и смрадом.
«Как мне быть?» – опечалился уже безмолвный ручей. Нагрянувшие паника и страх сжали его так, что дрожь начала конвульсивно сжимать его тело. «Неужели я никогда не увижу апельсиновые оттенки солнечных лучей, не вдохну восхитительные горные ароматы и не пробегусь по камешкам и уступам? Неужели мне не выбраться отсюда?»
Он так испугался, что даже не мог позвать на помощь, закричав – помогите! «Всё – это конец», – решил ручеёк и стал медленно затихать, хороня себя в сырой, заболоченной земле вокруг ненавистного валуна.
Но неожиданно тело ручейка пронзила тончайшая струйка родничка, который возник, казалось, ниоткуда. Этот маленький поток ледяной воды, вырываясь из кромешной темноты земли, тихо звенел, в предвкушении земных радостей. Ручеёк изумлённо наблюдал и раздумывал.
Неужели этот малюсенький родничок сможет преодолеть такую преграду? А родничок, упорно подпрыгивал вверх цепляясь за стенки ущелья, и падал вниз, вливаясь уже не в ручеёк, а в ручей, успевший наводниться соей печалью.
Напрягшись, ручей с силой выбросил родничок верх, и то легко перелетел через край валуна. «Побежали со мной!» слышался издалека весёлый, полный задора и счастья голос. Наивный счастливчик, подумал увядающий ручей. Я-то ему помог, а кто поможет мне? В памяти начали всплывать красочные былые картинки. И эти воспоминания возродили жажду к жизни! «Я хочу увидеть, что там дальше!», – решил ручей, и собрав силы, пару раз настойчиво ткнулся в валун.
И о чудо, валун оказался обычным известняком. Он с треском развалился на части, пропуская нашего героя к Солнцу и изумительной красоты неизведанной равнине. «Я победил! Я стану полноценной рекой, и обязательно увижу море или океан!».
К сведению. Одной из самых мощных форм психотерапии пожилых является мемуаротерапия. Написание книг воспоминаний является мощным средством психокоррекции и могут рассматриваться как особые «упражнения» психотренинга, если творчество будет подчинено определённым задачам. Например, сегодня надо написать о самом интересном дне из своей жизни, а завтра вспомнить и детализировать определённый год (наобум) и т.д.
Коррекция настроения музыкотерапией
Обычно люди слушают ту музыку, которая созвучна их настроению и состоянию души. Но можно достичь и другого эффекта. Заставив слушать себя определённую мелодию, можно откорректировать своё самочувствие и психоэмоциональный фон.
Название произведения и автор | Эффект |
|
Преодоление негативных эмоций, уменьшение чувства агрессии и раздражения. |
|
Для поднятия настроения, жизненных сил и общего тонуса. |
|
Для избавления от головных болей из-за переживаний и напряжения. |
|
Снятие тревоги, преодоление чувства неуверенности в собственных силах. |
|
Снятие проявлений гипертензии, а также напряженности после общения с другими людьми. |
К музыкотерапии также относится и пение. Не хотите или нет возможности ходить в хоровой кружок для пенсионеров? Пойте сами! Среди песен есть и такие, которые могут быть аутотренингом. Посмотрите видео и спойте вместе с Кикабидзе его знаменитую песню. Она обязательно прогонит негативные мысли и приведёт к умиротворению души.
И в заключение хотим напомнить, что положительные эмоции и групповые занятия психотренингом, арт терапией, подвижными играми и физическими упражнениями, действительно продлевают жизнь и повышают её качество. Если добавить к такому времяпровождению соблюдение правил пищевого поведения для пожилых, то безусловно можно прожить не только до 90, но и до 120 лет.
Это на личном примере доказывают долгожители из японской провинции Окинава, которые проводят в кругу сверстников около 70% времени. Поэтому если есть возможность заниматься в группе, не упускайте её, и не жалейте на это денег, тем более, что такие занятия стоят недорого или вообще проводятся бесплатно. Живите долго и будьте здоровы!
Вконтакте
Спустя год после смерти матери израильский художник Александр Галицкий оставил хорошую, престижную работу и устроился в дом престарелых преподавателем резьбы по дереву. Эта работа позволила ему ежедневно и помногу общаться с пожилыми людьми, научила слушать, взаимодействовать, находить общий язык. 15-летний опыт этого общения Саша Галицкий описал в книге «Мама, не горюй» (Захаров, 2018). Публикуя фрагмент из книги, мы попросили психотерапевта Григория Горшунина прокомментировать и дополнить наблюдения автора.
О чем с ними вообще говорить?
«Знаешь, ты тут единственный человек, с которым можно просто поржать», - сообщает мне на занятии 83-летний Вольф.
Поржать, я вам скажу, это очень важно. Например, стариков обоего пола очень смешат разговоры о сексе: «Мы ничего уже толком не можем, так хотя бы об этом поговорить!» Но сперва давайте о том, про что со стариками говорить нельзя.
Запрещаются всяческие проявления жалости. Жалость обижает стариков. Потому что жалость унизительна. Стареть непросто. Стареть не хочется. И жалость здесь нисколько не помогает. Наоборот. Чем жалеть, куда лучше шутить. Юмор помогает намного лучше.
Запрещаются продолжения вчерашних ссор, если таковые имели место быть. Ни в коем случае. Запрещается доказывать и пытаться вновь объяснить то, что не удалось объяснить вчера. Это бесполезное занятие, которое только задаст с самого начала неправильный тон разговора.
Запрещаются фальшивые разговоры «свысока» типа: «Папа, ты сможешь», «Мама, соберись», «Держитесь». Помните, что, скорее всего, родители и так стараются по возможности сберечь уходящие силы, и лишний раз произносить эти ничего не значащие слова не стоит.
И наконец, запрещается рассказывать старикам о своих сложностях и проблемах. Потому что себе дороже - советами замучают. В остальном же поговорить с ними можно о чем угодно. Самое главное - с самого начала раз и навсегда запретить себе оценивать то, что они говорят, - вообще совсем. Чтобы правильно разговаривать со стариками, нужно прочно занять позицию наблюдателя и уже больше ни при каких условиях ее не покидать.
Слушайте, изучайте, не спорьте. Станьте «юным натуралистом», с интересом изучающим разнообразие видов. Тогда вы сможете разговаривать со стариками о чем угодно.
Одна моя знакомая девушка, 93 лет от роду, например, всю жизнь напрасно прождала встречи человечества с внеземными цивилизациями. И чтобы не испытывать по этому поводу огорчения, в какой-то момент внутренне решила, что такая встреча все-таки произошла. Мы с ней много говорили об инопланетянах, обживающих нашу планету. Было очень интересно.
Хорошо идут разговоры о лекарствах, о медицинских подробностях современных способов лечения всяческих хвороб и болячек. Об их болезнях - похуже. Попробуйте. Не хотят? Ну и не надо об их болезнях, если не хотят. О политике - прекрасно. Но не спорить - больше слушать и поддакивать, если выдержите. Если нет - уходим от темы.
Особой категорией стоят разговоры-воспоминания о былом. Они, наверное, самые желаемые разговоры из всех возможных, потому что переносят стариков в прошлое и дают им возможность почувствовать себя молодыми. Хорошо, когда мы можем им в этом помочь. Особенно хорошо работают в этом смысле профессиональные разговоры про прежнюю работу.
Например, 92-летний Йосеф мне может рассказывать часами, как в 60-х годах он растачивал напильниками вручную цилиндры от старых американских автомобильных фордовских моторов и какая при этом длинная очередь желающих расточить к нему тогда стояла.
Отдельная тема, совершенно безотказная - это разговоры об успехах внуков и об их будущем. Только обязательно оставайтесь «юным натуралистом» и здесь. Не спорьте. Слушайте. Удивляйтесь про себя. Помните, что в реальности будущее ваших детей зависит только от них самих и от вас. И совсем не зависит от того, что по этому поводу думают дедушки и бабушки.
Единственное, но очень серьезное ограничение - тема разговора не должна родителей раздражать
Правильный разговор - одно из самых больших удовольствий, которое вы можете доставить пожилому родителю. Правда, нужно уметь не только такие разговоры начинать и вести, но и правильно их заканчивать. На приятную им тему старики способны говорить бесконечно долго, с деталями и подробностями.
И если вы, наслушавшись, резко разговор прервете, то легко можете очень сильно старика обидеть. Чтобы этого не произошло, лучше всего сослаться на никак не зависящие от вас обстоятельства - заканчивающийся перерыв на работе, важную встречу, дело, которое невозможно отменить.
Еще лучше, если вы предупредите об этом заранее. Ну а в процессе разговора, если станет тяжело или соскучитесь, просто резко меняйте тему. Старики обычно нисколько этому не огорчаются. Им главное - общаться и чтобы тема была приятной, остальное не так важно. Дирижеры здесь - мы.
Единственное, но очень серьезное ограничение - тема разговора не должна родителей раздражать. Это табу, которое надо неукоснительно соблюдать. К слову - а они при этом будут как раз стараться, наоборот, говорить о том, что раздражает нас. Ничего страшного.
Все, что нужно сделать в этом случае, это, никак не поддерживая такой разговор, отвлечь их, переключить внимание на любую другую тему. Например, неожиданный вопрос отцу: «Папа, а расскажи, как в 70-м году тебе удалось практически без очереди купить горбатый «Запорожец» за 900 рублей?» может сильно выручить в трудную минуту быстро назревающего скандала. Попробуйте при случае».
Фрагмент из книги Саши Галицкого «Мама, не горюй» (Захаров, 2018).
«ПРОЯВЛЯТЬ ЖАЛОСТЬ НЕ ВРЕДНО!»
Григорий Горшунин, врач-психиатр
Ссоры часто провоцируют не старики, а те, кто за ними ухаживает. Уход за пожилыми людьми - занятие тяжелое, морально и физически, и оно уже само по себе становится источником напряжения в семье. Легко посоветовать ухаживающему: «не спорьте». Но в реальности уставшие супруги и дети нередко сами ищут повода для конфликта, чтобы выплеснуть раздражение на своего подопечного. Да и старые родители прекрасно знают наши слабые места и наступают на них, нисколько себя не сдерживая.
Поэтому я бы не рекомендовал вообще начинать какие-то разговоры, если вы чувствуете, что устали и раздражены, - лучше перенесите общение на другое время. Если же вы замечаете, что постоянно настроены враждебно и можете сорваться в любой момент, подумайте о том, чтобы найти себе замену - в таком состоянии нормального ухода все равно не будет. Нет возможности пригласить помощников - попросите врача выписать вам успокоительные препараты. Я часто замечаю: как только ухаживающий приходит в себя, успокаивается и его подопечный. А вот наоборот бывает редко.
Шутка - не универсальный прием. Включать в беседу анекдоты и шутки, действительно, полезно, но только при условии, что у пожилого человека сохраняется чувство юмора. К сожалению, не все старики настроены оптимистично, многие пребывают в депрессии разной степени глубины, и отвлечь их юмором от грустных размышлений непросто - остроты вызовут, скорее, обиду или раздражение.
Довольно часто встречается такой вариант старческого слабоумия, как лобно-височная деменция - она затрагивает регуляцию эмоций и поведения. Такие старики становятся слишком раскрепощенными, похотливыми, чрезмерно смешливыми. Они легко откликаются на юмор, и это хорошо для установления контакта. Но здесь есть и обратная сторона: непристойные шутки о сексе их возбуждают и провоцируют на какие-то неадекватные действия, приставания. В этом случае человеку, который ухаживает, лучше вести себя более сдержанно и твердо устанавливать границы.
Многие дети, давно став взрослыми, продолжают во всем слушаться своих родителей
Проявлять жалость не вредно. Что плохого в том, чтобы обнять, приголубить, донести сумку, посочувствовать? Это возможность показать, что вы понимаете и разделяете тяжелое состояние близкого человека. Многие старики чувствуют себя слабыми, больными, и в жалости, участии, сострадании они видят заботу и внимание, а не что-то для себя унизительное. Разумеется, важно не ставить себя выше того, кого жалеешь.
Престарелым людям лучше, когда с ними говорят четко. «Мама, соберись!» - от вашей интонации зависит, что прозвучит в этой фразе - уважение и забота или высокомерие. Многим пожилым людям нужны ясные указания, конкретно сформулированные задачи. Четкие инструкции подразумевают, что вы лучше владеете ситуацией и принимаете все необходимые меры, чтобы старый человек чувствовал себя лучше.
Правила устанавливает тот, кто ухаживает. Именно от его эмоционального состояния зависит вся атмосфера в доме, поэтому он выстраивает жизнь престарелых родителей под себя, так, как ему удобно. Тогда он будет меньше выгорать эмоционально и найдет ресурсы помогать отцу или матери.
Многие дети, давно став взрослыми, продолжают во всем слушаться своих родителей. Они не способны настоять на своем, принять решение, которое считают правильным. Но если взрослые дети, которые по сути взяли на себя ответственность за жизнь и здоровье родителей, пасуют перед их авторитетом и боятся навязывать свою волю, в доме наступает хаос. Эту тему необходимо проработать у психолога.
Особенно полезно поднимать вопросы, в которых пожилые чувствуют себя уверенными, компетентными
Держите их в курсе семейных проблем. О том, что происходит в семье, говорить необходимо, если эти перемены могут сказаться на их жизни, - болезнь родственника или ваш развод. А вот о других проблемах личной жизни можно и не упоминать.
В принципе, для общения со стариками годится любая тема, будь то политика или спорт, если она не вызывает у них сильные негативные эмоции и не провоцирует конфликт.
Особенно полезно поднимать вопросы, в которых пожилые чувствуют себя уверенными, компетентными. Например, расспрашивать о предках, листая вместе семейный альбом. Или попросить профессиональный совет в областях, в которых они хорошо разбираются, - в строительстве, уходе за растениями или животными, приготовлении тех или иных блюд.
Не забывайте о телесном контакте. Пожилой человек, настроенный депрессивно, может любую тему воспринять негативно, капризничать, отклоняться от разговора. В этой ситуации любой телесный контакт, уважительный и доброжелательный - погладить, подержать за руку, обнять - помогает и поддерживает лучше всяких слов. Пожилым приятна и важна ваша близость.
Об эксперте
Григорий Горшунин – врач-психиатр, психотерапевт, сотрудник Центра системной семейной терапии.
Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.
Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.
Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.
Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.
Психологическое упражнение «Подарок»
Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.
Время : 25-35 минут
Размер группы : 8-16 участников
Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.
Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.
Итоги упражнения:
При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.
Психологическое упражнение «Мои недостатки»
Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.
Время : 25-35 минут
Размер группы : Любой
Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.
В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.
Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.
Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.
С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.
Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.
Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»
Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.
Время : 25-35 минут
Размер группы : Любой
Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.
Черты характера, от которых я хочу избавиться |
Черты характера, которые я хочу приобрести |
Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.
Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).
Прекрасно!
Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.
Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:
- А (очень важная)
- В (важная)
- С (желательно иметь, но не так важно)
Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.
Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.
Психологическое упражнение «Без оценок»
Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.
Время : 15-20 минут
Размер группы: Любой
Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.
Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.
- Какие были трудности?
- Что помогало избегать оценочных высказываний?
- Какие новые качества в себе открыли?
Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»
Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.
Время : 15-30 минут
Размер группы : 12-20 участников
Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.
Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
Участники открывают глаза.
Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.
В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Подведение итогов упражнения:
- Довольны ли вы своим результатом?
- Что помогало, что мешало в процессе?
- Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?
Психологическое упражнение «На риск»
Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.
Время: 5 минут
Размер группы: Любой
Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»
После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.
Подведение итогов упражнения:
Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.
Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?
Психологическое упражнение «Жизненные цели»
Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.
Время: 25-35 минут
Размер группы : Любой
Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.
Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.
Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.
Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.
Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.
Подведение итогов упражнения:
- Как вы себя ощущаете после упражнения?
- Какие интересные выводы вы для себя сделали?
- Что было неожиданным для вас?
- Что было труднее всего? Почему?
- Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?
Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.
Когда вам понадобятся:
- эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
- упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,
то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале
Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.
сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:
- отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
- профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!
Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .
Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.
Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».
Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.
Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.
А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.
Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.
Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.
Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.
Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.
Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .
Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.
Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.
Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
- Мой капитал
Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.
Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста , сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!
Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно , его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.
- Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"
Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руб . и получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продаж . Ваша выгода составит более 1600 руб.(!)Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными! - Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"
Мощное упражнение , наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.
Многие люди при
частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.
Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин.) и подробный блок теории к упражнению.
Сочетание реабилитационных мероприятий и тренингов, которые организуются для пожилых людей, может быть успешно построено при соблюдении двух важных сфер: коммуникации с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность.
Индивидуальная повседневная деятельность очень важна в вопросах наполнения социальным смыслом позднего периода жизни. Если на начальных этапах старости индивидуальная повседневная деятельность для пожилого человека представляет сохранную или частично сохранную общественную деятельность, то в более старом возрасте возможны различные формы повседневной занятости. Зачастую специалисты добавляют в занятия пожилых людей в отделениях дневного пребывания или домах интернатах ряд различных кружков по интересам или открывают клубы общения. Но одним из самых распространенных заблуждений является мнение о том, что такую занятость легко организовать.
Замечание 1
Пожилой человек проявляет интерес к конкретной форме занятости в позднем возрасте только в тех случаях, когда человек может самостоятельно выбрать подходящий себе вид деятельности или отдыха, исходя из своих внутренних ценностей и интересов, и данная деятельность или увлечение имеют для него значение больше, чем хорошо организованное и дорогое мероприятие. Успех или неудача при осуществлении попыток внесения нового содержания в жизнь людей позднего возраста напрямую зависит от того, насколько внимательно относятся к факту личного участия пожилых людей в предлагаемом виде деятельности.
Пожилой человек, который включен в любой вид активности, обращает особое внимание на свой социальный статус. Поэтому выступления или высказывания перед другими людьми служит повышением его значения для окружающих в момент самовыражения. При этом пожилой человек привлекает внимание к собственной проблеме, устанавливает контакты с людьми, которые имеют подобные проблемы. Активность пожилых людей подразумевает процесс их взаимодействия, культурный обмен и общение, в результате чего меняются личностные установки, происходит развитие творческого мышления, что в свою очередь, способствует росту личности и замедляет процессы ее угасания в позднем периоде жизни.
В процессе групповой работы организуются группы по интересам, дискуссионные кружки, программно-ориентированные тренинговые группы, группы самопомощи и воспоминаний, социально-коммуникативные группы. Такое многообразие возможностей затрудняет определение того, что хотят сами клиенты.
Изучение проблем пожилых людей было наделено легитимным статусом для широкого использования в практике в связи с развитием экзистенциальной и гуманистической психологии и транзакционного анализа.
Замечание 2
Важно отметить, что еще до того как эти подходы получили широкое распространение, многие аспекты их практики были применимы во время ухода за недееспособными людьми в позднем возрасте священниками, социальными работниками, добровольцами.
Обсуждение, которое является групповой или индивидуальной работой, имеет большое значение в работе с пожилыми людьми. В практике даже существует термин «обсуждающие терапевты». В данной деятельности работник должен обладать такими личностными качествами как сердечность, искренность и доброта.
Одним из желательных направлений психосоциальной работы с пожилыми людьми является выделение положительных сторон жизни, расширение социальных контактов и развитие фантазии. Без учета данных аспектов работа не будет иметь полноценный характер. Но особое внимание надо уделить выработке особых техник обсуждения сложных и неприятных ситуаций в жизни пожилого человека. Основной акцент необходимо сделать на продление жизни и наполнение ее действиями, используя опыт прожитых лет.
Другая проблема заключается в том, что с возрастом круг общения становится меньше, и ко всему многие пожилые люди испытывают трудности в коммуникации. Самое оптимальное психологическое воздействие при коммуникативных проблемах обеспечивает группа. Но все попытки увеличить круг общения и улучшить коммуникативные навыки пожилого человека будут бессмысленны, если он не заинтересован в проявлении активности. Пожилой человек должен не только получать информацию (пассивная позиция), но и передавать ее (активная позиция).
Задачи тренинговой работы с пожилыми людьми
Сотруднику, оказывающему психологическую помощь пожилому человеку, необходимо определить объем и характер повседневной занятости. Главная роль отводится пожилому человеку. Можно подумать, что внешне это абсолютно незаметная работа, но, важно знать, что в данной ситуации происходит большая мыслительная работа, которая влияет на пересмотр своих возможностей и совершенного нового положения в социуме.
Основа данной работы состоит в создании отношения к своему старению. Задача тренинговой работы заключается в том, чтобы пожилые люди перешли от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем, к освобождению внутренних ресурсов, которые изменят качество своей жизни.
Важные составляющие тренинга для пожилых людей – это разъяснения и ролевая практика, а также демонстрация способов применения дискуссий о не полезных вещах.
Замечание 3
Акцент необходимо делать на излишнюю зависимость от слов в тяжелых ситуациях, рассмотреть тему конфликта в личном и профессиональном страхе потерпеть неудачу, а также обратить внимание на анализ необходимости во «всемогуществе» работника, использование нового поведения, которое способствует повышению компетентности специалиста.
Даже небольшие групповые работы, совместная практика с коллегами позволяют работнику понять, что не только он, но и его коллеги могут допустить ошибку.
Одним из неоспоримых показателей к тренинговым занятиям можно считать желание пожилого человека. Количество людей в группе пожилых людей не должно превышать шесть-восемь человек. Это дает возможность тренеру, который проводит занятия, вести наблюдение за всеми изменениями состояния каждого человека в группе. Важно, чтобы состав группы имел один и тот же состав от начала и до конца тренингового курса. Тренер определяет состав упражнений, который составляется на основе данных тестовой диагностики. До этапа создания группы, тренер проводит беседы со всеми участниками группы. Основная цель данных бесед состоит в знакомстве и формировании мотивации к групповым занятиям. Помимо этого у каждого пожилого человека определяют общее состояние здоровья. Среди противопоказаний в участии в тренинге являются неудовлетворительное состояние здоровья пожилого человека. Это может быть повышенная температура, интоксикация, выраженные болевые синдромы и т.д.
Особенности работы с пожилыми людьми в группах поддержки
Одна из форма групповой работы – группа поддержки, которая организуется для тех пожилых людей, которые имеют очень узкий круг общения.
Адлерская психология видит основную проблему пожилого человека в отсутствии адекватного осознания жизненных задач в завершении жизненного пути. Поэтому группы поддержки являются методом развития социального интереса и понимания жизненных задач. Пожилые люди, которые посещают группы поддержки, осваивают навыки в нахождении общей почвы для общения, разделении чувств друг друга, осуществлении обратной связи. Для этого пожилых людей просят повторять сказанное друг другом, выявлять сильные стороны друг друга и говорить о том, что они находят привлекательным в других. При работе в группе поднимается обсуждение темы жизненных задач участников тренингов, а также проводится индивидуальное определение целей на каждую неделю.
Определение 1
Группа поддержки – это группа, которая характеризуется высоким уровнем личного контакта их членов, а также большой степенью сплоченности.
Невозможно организовать отношения, которые происходят между участниками группы, между двумя людьми.
Рассмотрим основные задачи групп поддержки:
- объединять участников группы таким образом, чтобы они ощущали свою принадлежность к данной группе, чувствовали себя в безопасности и понимали, что окружающие их принимают;
- обеспечить участникам группы такие условия, которые позволят пожилым людям сравнить свои чувства и ощущения с мнением и чувствами других участников группы;
- помочь членам группы верно произвести оценку реальности и составить понимание того, как их воспринимают окружающие.
Особенности переживаний пожилых людей
Всем известно, что у каждого из нас в любом возрасте есть вероятность столкнуться с тяжелой потерей, смертью, горем. Но, следует отметить, что для пожилого человека вероятность потери увеличивается. Для престарелых людей характерно наличие множественных проблем: сильные физические страдания, либо потеря здоровья, уход человека на пенсию, и как следствие, утрата возможности активного участия в социальной жизни, смерть супруга, высокий уровень психологического или психического истощения и т.д. Работа с данными проблемами людей позднего возраста начала осуществляться совсем недавно. И сегодня мы уже имеем опыт практических разработок для людей позднего возраста, позволяющий облегчить их переживания.
Замечание 4
Многие психологи утверждают, что пожилой человек более подвержен рискам переживаний тяжелых утрат, чем молодой человек. Престарелый человек понимает, что жизнь не бесконечна, и времени с каждым днем остается все меньше. Не любая потеря пожилого человека может быть компенсирована чем-либо.
Одной из первых потерь может оказаться смерть одного из супругов, близкого члена семьи или друга. Пожилым людям приходится смиряться с тем, что в их возрасте факт утрат знакомых людей выше, чем в прежние времена. В то же время адаптироваться к новым ситуациям становится все сложнее. Смерть супруга является особо значительным жизненным событием. Поздний возраст отличается непрерывным рядом потерь, внезапных или последовательных. Помимо потерь близких человеку людей, возможна потеря сенсорных качеств человека (слуха, зрения), памяти, работы, независимости и мобильности. Также одна из потерь – это потеря жизненных ожиданий. Все эти переживания ведут к появлению понимания неизбежности и близости смерти. Также существуют проблемы потери радости от активного образа жизни, деятельности. Это является одним из симптомов депрессии.
Замечание 5
Депрессия в пожилом возрасте в большинстве случаев не диагностируется и не лечится.
Факт появления депрессии в позднем возрасте, как правило, вытекает из главных неблагоприятных жизненных событий, таких как большое горе или обострение болезни. Но последовательность событий не всегда такая. Бывает, что потеря предшествует депрессии. Человеку, который находится в депрессии, свойственно не заботиться о себе и болеть, а это может привести, например, к аварии, смерти от небрежности.
Пожилой человек переживает потерю, неудачу, неприятность в жизни гораздо длиннее, чем более молодой человек. Среди реакций, связанных с горем, могут быть замешательство, депрессия, мысли о смерти. Данные реакции могут сочетаться с деменцией. Другой проблемой, влияющей на пожилого человека, является «перегрузка» от большого горя, частых потерь, а не исключительно от смерти супруга.
Потеря работы, связанная с физическим состоянием, является одним из значительных источников горя пожилого человека. Данная проблема приобретаем особое значение для человека позднего периода жизни только в том случае, если он не планировал прекращать работать. Обычно пожилой человек не работает в силу возрастных особенностей, которые связаны с его здоровьем. У старого человека могут возникнуть проблемы со слухом, передвижениями и устойчивостью.
В психологии часто рассматривается феномен «чрезмерной нагрузки от тяжести утраты», который характеризуется повторением или наложением нескольких потерь. В данной ситуации восстанавливающие силы организма иссякают. К примеру, пожилой человек только что потерял близкого человека и еще не успел пережить утрату, и тут происходит смерть еще одного родного человека.
Замечание 6
Изучение проблемы смерти, отношения к ней, больших потерь и горя в разном возрасте на сегодняшний момент является малоизученной.
Методы преодоления горя пожилыми людьми
Справиться со сложной жизненной ситуацией может помочь групповая работа. В данных группах выводят ряд факторов, направленных на преодоление горя пожилым человеком. Задачей работы в группе является внушение надежды человеку, помощь в принятии потери, уменьшение социальной изоляции, оказание помощи в поиске нового смысла жизни, обеспечение поддержки, приобретение новых навыков и обмен опытом, оказание помощи другим.
Социальная поддержка является наиболее очевидным видом помощи, оказываемым пожилому человеку в группе «тяжелой утраты». Данная поддержка помогает старым людям уменьшить чувство одиночества и изолированности. Помимо социальной поддержки группы «тяжелой утраты» дают ощущение принятия. В этих группах пожилой человек может рассказать о своем горе и не быть осужденным другими.
Замечание 7
Таким образом, группы «тяжелой утраты» оказывают терапевтическую помощь и помогают освободиться от тяжелых переживаний.
Очень важное значение в преодолении горя отводится нахождению среди людей, которые перенесли аналогичную ситуацию. В этом месте переживания человека могут понять. Поддержка и принятие чувств страдающего пожилого человека способствуют нормальному ходу переживания им большой потери.
Началом исцеления является тот момент работы в группе, когда человек начинает свободно проявлять себя в группе, не боится осуждения со стороны других участников группы. Преимущество групповой работы заключается в том, что люди, которые только пришли, и недавно пришедшие в группу, видят людей, которые уже давно ходят на занятия и уже далеко продвинулись в процессе переживания потери.
Поддержка и поощрение в тяжелых начинаниях, которые оказываются пожилым людям, являются явным преимуществом групповой работы. Бывает, что человек не может заметить свои успехи, до того момента, пока другие члены группы не скажут ему об этом. При работе в группе, человек может увидеть, насколько далеко он продвинулся, так как новые члены группы находятся на уже пройденном этапе переживания потери.
Групповая работа предоставляет своим членам поддержку нескольких видов:
- инструментальная поддержка;
- эмоциональная поддержка;
- оправдывающая поддержка.
Замечание 8
При этом важное значение в этом играет то, что есть возможность обсудить беспокоящие пожилого человека вопросы и обнаружить, что с аналогичными проблемами столкнулись и другие люди.
Эмоциональная поддержка является основной нагрузкой во время работы с горем. В группе человек может получить эмоциональную поддержку в том, что его выслушают и позволят поговорить о смерти. В группе человек может плакать, свободно выражать свои чувства, что приводит к облегчению процесса горевания. Как правило, члены группы испытывают эмпатию к говорящему, по причине того что сами переживают или уже пережили подобное горе. В этом заключается эффективная эмоциональная поддержка, которая способствует облегчению тяжелых эмоциональных переживаний человека.
Другой сильной эмоцией, которая проявляется в группе, является гнев. Гнев может быть вызван конкретными претензиями, к примеру, к супругу-алкоголику, который умер от цирроза печени, или может быть адресован любимому человеку, доктору, семье, друзьям или еще кому-то. Иногда происходят случаи, когда во время группового занятия гнев переносится на какого-нибудь члена группы, который напоминает супруга или близкого человека.
Еще один вид поддержки – это оправдывающая поддержка. Суть ее заключается в том, что в группе нормализуется ход переживания горя ее членов и определяется понимание того, что можно ожидать в будущем. Данная форма поддержки способствует уменьшению страхов членов группы.
Значение групповой терапии во время переживаний тяжелой потери
Занятия, которые происходят в группах «тяжелой утраты», помогают страдающим людям сформировать представление о следующих стадиях переживания потери и симптомов, которыми они будут сопровождаться. Благодаря этому члены группы получают чувство контроля над тем, что с ними происходит.
Замечание 9
Особо важными свойствами работы в группе являются появление возможности в социализации, приобретение друзей, а также развитие взаимной поддержки.
Количество пожилых людей все время растет, и это показатель того, что тренинги для пожилых людей не только эффективный способ лечения, если брать во внимание стоимость и время осуществления, но и что данная форма терапии является продуктивной при оказании помощи пожилым людям, которые переживают большую утрату близкого человека.
К сожалению, сегодня нет систематической оценки ряда форм групповой работы. Существует факт серьезного недостатка в практическом позитивном опыте, который бы мог стать основной практики.
Но несмотря ни на что во время работы с пожилыми людьми используется множество психосоциальных методов: это и консультирование, и дискуссии, и беседы, и ролевые игры. Существуют различные места, где проводятся групповые занятия. Это дома престарелых, центры, занимающиеся социальным обслуживанием населения, центры дневного пребывания. Но необходимо обратить особое внимание на то, чтобы включение пожилого человека в определенную психосоциальную работу происходило не только при его согласии, но и по его личной инициативе. Только в таком случае можно рассчитывать на положительный эффект.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Спасибо за то что поделились своим опытом. Я тоже в этой области много лет. Полность согласна со всем написанным.
Особенности групповой психотерапии людей преклонного возраста
Лариса Шехтман,
психолог-консультант Института психологического консультирования "Теменос"
С периодом старости связаны многие стереотипы и искаженные представления. Хотя для пожилого возраста характерны определенные соматические, интеллектуальные и психологические проблемы, физическое состояние и умственные способности отдельных людей в этом возрасте крайне различаются.
Поздняя взрослость охватывает четыре десятилетия жизни: от тех, кому за шестьдесят, до тех, кому за девяносто и более. Очевидно, что здоровые шестидесятилетние люди относятся к иной группе и имеют другие потребности, нежели дряхлые старики из поколения их родителей. В целом, люди на седьмом десятке по-прежнему тесно связаны с семьей и друзьями, но некоторым из них приходится сталкиваться со снижением доходов, потерей друзей и близких и утратой сил. После семидесяти лет мир социальных отношений становится уже, и к людям чаще приходят болезни. После восьмидесяти и девяноста лет люди склонны удаляться от мира, быстро дряхлеют и страдают хроническими болезнями. Нельзя утверждать, что ученые полностью понимают процесс старения. Существует множество теорий для объяснения морфо-функциональных изменений, происходящих в течение всей жизни человека. Влияние генетических факторов на процесс старения и продолжительность жизни подтверждается исследованиями монозиготных близнецов. Влияют и другие факторы: проживание в городской или сельской местности, семейное положение, избыточный вес и влияние радиации, по-видимому, также влияют на продолжительность жизни. Большинство умственных навыков не затрагивается старением. Тем не менее может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но эти изменения можно отнести за счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации. Кроме того, в старости наблюдается некоторое нарушение вторичной (долговременной) памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же, как и сенсорная память, первичная память и память на отдаленные события.* Итак, обратимся к опыту практической групповой работы с людьми пожилого возраста. Подобные тренинги я провожу на протяжении трех лет в "Центре дневного пребывания пенсионеров". В группе собираются от шестнадцати до двадцати человек. Работаем мы 2-2,5 часа, что обусловлено распорядком дня и состоянием здоровья участников. Трудности этой работы заключаются в следующем: · Неоднородный состав группы: возрастной - люди от пятидесяти пяти до девяноста лет; по образованию - от младшей школы до высшего; по состоянию здоровья - от нормы до инвалидности по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату. · Психологический климат каждой группы разный. Где-то дружеская атмосфера, а где-то и конфликт уже успел назреть. · Предвзятое или идеалистическое отношение к психологу и к психологической науке в целом. Продумывая темы тренингов, я поняла, что самой большой болью наших пенсионеров является, видимо следующее. В то время, когда нашим пожилым соотечественникам подошла очередь подведения итогов прожитой жизни, осмысления ее результатов и достижений, в обществе произошли революционные преобразования. Те идеалы, ради которых они жили и трудились всю жизнь, низвергнуты. Причем переворот произошел практически в одночасье, очень жестко, без попыток перенесения в новую жизнь того хорошего, что было до перестройки. Зачастую молодые обвиняют стариков: "Почему так жили?", "Почему молчали?" и т.д. Самое страшное, что раскол произошел даже в семьях. А что старики? Нет здоровья (война, лишения, лагеря…), ушли уже многие друзья, близкие, материальное положение - "притча во языцах". А вокруг кипит жизнь - чужая и непонятная. И вот пожилой человек зачастую не видит уже ничего хорошего в настоящем и будущем, ему горько за прожитые годы. Особенно это касается одиноких людей. Предложение поучаствовать в тренинге многими воспринимается настороженно: "Что за "холера" такая?". Как построить его, чтобы всем было интересно, полезно и не слишком больно? Приведу пример лишь одного такого тренинга "Обретение душевного покоя". Первая часть - разминка. Участники уже написали свое имя и прикрепили на груди. Теперь маленькое сообщение: " Назовите свое имя, что оно означает, может быть вас назвали в честь кого-то?". Вторая часть сообщения - "Река моего детства - где купались в детстве, в какие игры тогда играли" и т. д. Учитывая, что старики иногда очень словоохотливы, мы приняли правило "локаничных сообщений". А перед упражнением, я показываю локаничный пример его выполнения. В этом случае получается динамичная работа с равноправным участием всех. Сообщение о реке (озере, море, ручье) детства окунает нас в приятные воспоминания. Даже, если детство было военное, дети все равно летом купались. Лица постепенно светлеют, атмосфера становится теплой. Если есть попытки перевести разговор на политические ошибки правительства и т. д., обращаюсь к группе и спрашиваю: "Что интереснее сейчас - митинг или тренинг?". Неизменно хотят продолжения занятия. Причем, "зачинщик" политических дебатов был выслушан и услышан, поэтому участвует дальше в работе наравне со всеми. Еще одна проблема: появление слез у кого-то из пенсионеров часто пугает остальных. Они готовы поскорее успокоить плачущего словами и медикаментами. Когда такое возникает, главное найти нужный тон и слова, чтобы человек не замкнулся, а проговорил свою печаль. Чаще всего причина - потеря близких или боль за сбившихся с пути детей, внуков. Я заметила, что те люди, кто всплакнул в круге и смог рассказать о причине слез, после окончания тренинга говорят о том, что им стало легче, благодарят группу и часто приходят на индивидуальную консультацию. Вторая часть - упражнение "Добрые слова". Группу разбиваем на 2 равные части. Организуется внутренний и внешний круги лицом друг к другу. По моему сигналу (звонок колокольчика) внутренний круг говорит внешнему добрые слова (по парам). Затем смена пар (внешний круг делает шаг вправо), продолжают участники из внутреннего круга говорить слова тем, кто стоит во внешнем кругу и т. д. Затем через 3-4 человека смена ролей. Те кто молчали теперь говорят. После окончания в общем круге проговариваются чувства, с которыми участники говорили и слушали добрые слова: "О чем это упражнение для вас? Что было проще - говорить или слушать? Как вы думаете, почему?" Наша работа подходит к третьей стадии - медитации. Старики идут на эту процедуру с готовностью, а после ее окончания не все сразу выходят из расслабленного состояния. Тогда я выключаю музыку, подхожу к человеку и аккуратно возвращаю его в круг. Текст медитации может быть разный, но обязательно -успокаивающий. После возвращения, всем участникам дается возможность выбрать одну из открыток, приготовленных заранее. Затем я делю всех на "тройки" или "четверки", в которых они обсуждают следующее: "Какое чувство владело вами во время медитации? Что вспомнилось? Как связано изображение на открытке с тем, что было в медитации?" Я обхожу по очереди все группы и помогаю говорящим. Затем, возвращаемся в большой круг для обсуждения и обмена впечатлениями. Если есть еще время, делаем упражнение "Голь на выдумки хитра". Мы обмениваемся теми маленькими хитростями, которые позволяют "из ничего сделать конфетку". Это могут быть рецепты кушаний из простых продуктов, но в необычном приготовлении, способы переделки старых вещей и т. д. Это упражнение проходит всегда очень весело. Напоследок я организую дыхательные и разминочные упражнения. Мы благодарим друг друга за работу и расстаемся добрыми знакомыми. Подводя итоги, хочу отметить, что при работе с пожилыми людьми в группе желательно учитывать следующее: · Вся работа на тренинге должна проходить в позитивном ключе. Тренеру необходимо предотвращать развитие групповой динамики и ее возможных негативных проявлений - конфликтов, споров. · Обращать внимание на самочувствие всех участников на протяжении всего тренинга. · Учитывать индивидуальные особенности физического состояния, здоровья присутствующих на тренинге. Например, слабослышащим предложить сесть поближе. Тренеру при этом следует форсировать силу голоса. Даже во время медитаций необходимо говорить медленно, мягко, но достаточно громко. · Тщательно продумать организацию условий тренинга и необходимое оборудование. Важно, чтобы помещение было хорошо проветрено, имелись удобные стулья, в центре круга можно поставить цветы. Не рекомендую использовать свечи, так как это иногда вызывает настороженность у верующих людей. В заключение хочу сказать, что пожилые люди так же, как и молодые работают в группе очень по-разному. Кто-то способен к рефлексии, а кто-то даже не понимает, чувствует в данный момент. У одних в медитации приходят красочные образы, а другие ничего не видят и просто засыпают. И славно! Зато нет таких, кто бы сказал после тренинга, что потерял время или не доволен работой. Я знаю, что еще пока не многие психологи работают с пенсионерами. Может быть, эта статья подвигнет кого-то заняться подобным трудом.