Ребенок, который уверен в себе, многого достигает в жизни. Очень важно привить ребенку некоторые качества, которые помогут ему выжить в этом сложном мире, где конкуренция на рынке специалистов очень высока. Важно не заставить ребенка выучить то или иное правило, нужно его объяснить, чтобы малыш понял суть. Важно не зубрить то, что задают в школе, а учиться самостоятельно искать информацию, отвечать на возникшие вопросы, нужно научить ребенка самообразованию. Но главнее всего привить малышу чувство уважения к себе, веру в свои силы, понятие, что малыш может сделать что-то лучше всех.
Существует два вида воспитания и родители, как правило, редко ищут золотую середину. Если вы будете постоянно ребенка одергивать, говорить, что у него ничего не получится, выполнять за него всю работу, то малыш рано или поздно поверит в ваши слова. Он поймет, что у него действительно ничего не получится, особенно если это не удалось с первого раза. А если мама терпеливо предлагает ребенку повторить попытку в чем-то важном, ребенок вырастет, и во взрослой жизни его не будут пугать неудачи, он будет стремиться к цели снова и снова. В этой статье поговорим о самооценке — каким образом она закладывается, как вовремя распознать низкую самооценку ребенка и что с этим делать.
Почему у ребенка низкая самооценка
Самооценка очень важна в жизни человека, и не только на его профессиональном поприще. Ребенок, который долюблен своими родителями, будет адекватно оценивать свою внешность, ценить свое здоровье, достоинство и честь. Такая девочка в будущем никогда не позволит себя ударить в семье, мальчик не допустит унижения. Взращивая в ребенке высокую самооценку, вы помогаете выбирать в жизни только лучшее, начиная от профессии, заканчивая статусом жизни. Вы учите малыша не довольствоваться малым, достигать большего. Но в некоторых случаях мы сами, собственными руками и словами снижаем самооценку ребенка ниже плинтуса. Вот несколько типичных ошибок родителей, которые делают малыша неуверенным в себе и своих силах.
- «Ты не сможешь!». Совсем неправильно, если мама пытается всегда все сделать за ребенка. Если она открывает ему сок, боясь, что малыш прольется, делает за него домашнее задание, опасаясь за правильность его выполнения, подавляет все стремления самостоятельности. Нужно понять, что ребенок растет, и мама не всегда сможет быть рядом. Придет момент, когда малышу придется двигаться вперед самому. И для этого он должен иметь опыт – открывания сока, выполнения домашних заданий, выбора профессии и т.д.
- «А Петя лучше!». Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – соседом, одноклассником или старшим братом. Все дети индивидуальные, кто-то преуспевает в физическом развитии, кто-то успешен в учебе, ну а кто-то просто хорошо рисует. Когда вы говорите – «А вот Маша за контрольную по математике пятерку получила, а ты, как обычно, тройку принес», вы унижаете ребенка. Да, тройка за контрольную работу неприятна, но ведь это не конец света. Может быть, ваш сын или дочь станет великим художником, зачем вообще эта математика нужна? Ваша задача не достичь высоких отметок, а помочь малышу выбрать направление в жизни, подтолкнуть его при необходимости, дать ему возможность выбора. И в этом родительском предназначении нет никакого сравнения с другими детьми.
- «Ты ужасный ребенок!». Еще одна частая и распространенная ошибка – это порицание не поступка, а личности. Вы знаете, как израильские мамы относятся к своим детям? Они говорят своим чадам, что они самые умные, красивые и успешные. Они не говорят ребенку «Ты плохой», они говорят «Как ты, такой хороший, мог совершить такой плохой поступок?». Может быть, поэтому среди евреев очень много успешных врачей, адвокатов, предпринимателей?
- «Сиди и не высовывайся – будь как все!». Самооценка у ребенка может падать, если малышу рекомендуют модель поведения, которая была передана нам от родителей, бабушек и дедушек. Можно сказать, что это пережиток советских времен, когда все были едины, и выделяться из толпы было ошибкой. Сегодня время сильных, инициативных и амбициозных. Не пресекайте на корню желания и стремления вашего ребенка. Если мальчику нравится танцевать бальные танцы, не противьтесь его природе, возможно, он станет чемпионом в этом виде спорта? Верьте в своего ребенка, поощряйте его активность в общественной и личной жизни.
- Равнодушие. Как часто малыш что-то пытается сделать сам, а мама в суете рабочих будней не замечает нарисованного портрета или говорит мимолетное «Молодец». Вы должны ценить старания ребенка, проявлять к его таланту интерес, поддерживать малыша. Ведь вы – его главный зритель и слушатель. Если мама остается равнодушной, стремления ребенка быстро угасают.
- Придирки к внешности. Бывает так, что самооценка у ребенка может рухнуть в один момент, если вы пройдетесь по внешности ребенка. Ведь родители – главные люди в жизни ребенка, их слова воспринимаются беспрекословной правдой. Не говорите дочке – «Ты потолстела, тебе надо меньше есть», а скажите «Я купила два абонемента в спортзал, давай ходить вместе?». Замечания родителей по поводу внешности нередко перерастают в серьезные комплексы, которые переходят во взрослую жизнь.
- Излишняя строгость. Если ребенка наказывают по любому поводу из-за малейшей ошибки и оплошности, чадо лишний раз просто побоится сделать лишний шаг, чтобы не допустить очередную ошибку. Из таких детей вырастают неуверенные в себе взрослые.
Некоторые родители, не реализовав себя в прошлом, пытаются «отыграться» на детях. Мама, так и не став уверенной бизнесвумен, старается вырастить такого человека из дочери, активно отдавая ее на уроки экономики и бизнес-планирования. Важно понимать, что ребенок – это не Вы, у него совсем другие таланты и предпочтения. И дочка получает гораздо больше удовольствия от танцев в балете. В конечном итоге, не позволив своему чаду заняться любимым делом, вы можете добиться плачевного результата. Девочка не сможет заниматься бизнесом, потому что не любит предпринимательство и ничего в нем не смыслит. И мечта танцевать на сцене Большого так и останется мечтой, потому что мама вовремя не придала значение желаниям девочки и не отдала ребенка учиться в этом направлении. В итоге – неустроенный человек с поломанными крыльями. Понятно, что родители не желают ребенку зла, однако старайтесь в своих амбициях все-таки прислушаться к желаниям маленького человека.
Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.
Хвалите ребенка! Но не за красивую фигуру или модный портфель, а за поступки. Получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу, помог другу, заступился за сестренку – все это достойно вашего внимания.
- Делитесь мыслями. Чтобы малыш почувствовал себя значимым и взрослым, нужно советоваться с ним – о маршруте поездки, о подарках, которые вы повезете бабушке и т.д. Спросите у ребенка мнения в том или ином вопросе. И пусть ответ очевиден, дайте чаду самому принять решение. Ну и, конечно, следуйте этому решению, иначе значимость детского мнения будет потеряна.
- Просите о помощи. Перестаньте говорить себе, что малыш еще мал и ничего не умеет. Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 – приготовить что-то простое на ужин. Просто доверьтесь и поймите, что ребенок растет, он уже многое умеет, дайте малышу продемонстрировать свои способности.
- Отдайте на спорт. Многие мамы мальчиков жалуются на то, что их сын не может постоять за себя. Не стоит растить из ребенка агрессора, но вот учить дать отпор все-таки стоит. Для этого отдайте ребенка на любой вид спорта, лучше в единоборства. У малыша повысится самооценка, он поймет, что может многое. Однако в этом случае нужно четко объяснить ребенку, что в обычной жизни не стоит демонстрировать свою силу и, тем более, бить первым.
- Переживайте неудачи вместе. Многие дети очень болезненно воспринимают проигрыши и неудачи. Важно объяснить ребенку, что без них невозможно побед. Что любое достижение складывается из множества попыток и расколов. Этим вы учите ребенка быть уверенным в своих силах, достигать цели, даже если предыдущие попытки были неудачными.
- Внушайте ребенку, что он умный и талантливый. Отправляя чадо в школу, говорите ему, что у него все получится, он получит за диктант пятерку и обязательно сдаст все нормативы по физкультуре. Дети на ментальном уровне улавливают установки, данные родителями. И если вы говорите «Ты такой же неудачник, как твой отец» и «у тебя ничего не получится», не удивляйтесь, что произойдет именно так, как вы сказали.
- Верьте в ребенка. Дети очень тонко чувствуют правду и ложь. Верьте в своего ребенка на соревнованиях, даже если вам кажется, что он слабее остальных. Скажите малышу, что сила – не главный его козырь, но у него есть ловкость и выносливость, это обязательно принесет победу. Искренне верьте в своего ребенка, и он сможет поверить в себя сам.
- Помогайте с умом. Не нужно подсказывать ребенку правильное решение задачи, как и оставлять его наедине со всеми заданиями. Важно найти золотую середину и придерживаться правила – помогать, только если ребенок просит. Дайте сыну возможность самостоятельно решить задачу по физике или какую-то проблему в жизни. Вмешивайтесь только в том случае, если вас об этом попросили.
- Поговорите о внешности. Во многих случаях самооценка ребенка страдает из-за недостатков во внешности. Нередко это перерастает в серьезный комплекс, который переходит во взрослую жизнь. Поговорите с ребенком по душам – что его беспокоит, возможно, его даже дразнят сверстники за какой-то недостаток. Помогите своему ребенку исправить ситуацию, если это возможно. Кривые зубы можно выровнять, поставив брекеты, торчащие ушки у девочки можно спрятать за длинными прическами, очки заменить контактными линзами, а лишний вес исправить правильным питанием и занятиями спортом. Если же малыша беспокоит то, что исправить нельзя, помогите его полюбить себя в любом виде. Убедите мальчика, что низкий рост – не проблема, все обаятельные голливудские актеры имеют рост ниже среднего. Скажите девочке-подростку, что маленькая грудь – это не самая большая трагедия в жизни, наоборот, фигура с маленькой грудью смотрится аккуратно и точено. К тому же, она не обвиснет к старости! Ищите положительные качества, убеждайте ребенка в том, что он действительно красив, даже с некоторыми своими особенностями.
Эти простые советы помогут вам вырастить уверенного в себе и своих силах ребенка.
Хвалите, но не переборщите!
В погоне за сильным и волевым характером ребенка можно по ошибке вырастить самовлюбленного нарцисса, который считает, что он лучше всех. Не переборщите и не допустите этого. Несмотря на то, что вы хвалите ребенка за его поступки, нужно ставить его на одну ступень с другими детьми. Если ребенок находится в коллективе, не стоит выделять его и разрешать то, что запрещено другим деткам. Можно делать ребенку комплименты, но похвала за внешность не должна быть слишком частой. Ребенок должен четко знать границы дозволенного – что допустимо, а за что могут и наказать.
Ребенок должен понимать, что он – не центр вселенной и даже не глава семьи. Он ребенок, а значит, должен прислушиваться к мнению взрослых. В идеале, малыш не должен воспитываться в семье один, иначе признаки эгоизма выкорчевать из сложившейся личности будет довольно сложно. Научите ребенка уважать других людей и их потребности. Объясните дочери или сыну, что к людям нужно относиться так, как бы он хотел, чтобы относились к нему.
Самооценка ребенка закладывается в семье. И от этого зависит будущая жизнь человека, в которой он будет сталкиваться с большим количеством людей и ситуаций. В наших силах подготовить чадо к внешнему миру, убедить его в своей значимости и ценности. Большинство успешных людей достигли высот только потому, что они не знали, что это невозможно. Любите своего ребенка, прислушивайтесь к нему, подарите ему крылья и дайте возможность быть самостоятельным. И тогда он засияет всеми гранями, как большой сверкающий бриллиант!
Видео: как повысить самооценку ребенка
В постсоветском «продвинутом» обществе, активно перенимающем западные «прогрессивные» ценности и даже воспитательные методики, понятие «самооценки» стало модным . Оно ассоцируется у молодых родителей с обеспеченным будущим малыша: непременным , карьерными успехами и окружающих. .. Считается, что человек с «высокой» самооценкой, пусть даже он и , не слишком и не очень умен, но, «зная себе цену» и обладая «харизмой» (невероятно трендовое слово!), сможет с легкостью добиться всего.
В погоде за повышением самооценки у детей мамы и папы забывают о важности адекватности этой САМО-оценки. О внутренней гармонии в личности ребенка. Завышать самомнение насильно и безосновательно ни в коем случае нельзя! Это грозит многими проблемами в дальнейшем.
Принимая во внимание все вышесказанное, предлагаем родителям ТОП-5 рекомендаций для ребенка с низкой самооценкой:
- почаще свое чадо. Отмечайте его заслуги , пусть маленькие: самостоятельно , вовремя сделал уроки, был весь день вежлив, и т. п. Напоминайте малышу (тем более — подростку) и о его примечательной внешности («красота» напрямую связана в детстве с самооценкой и с количеством друзей ): ласково расскажите о том, какие мягкие волосики, какие тонкие/крепки пальчики, какие блестящие глазки, ровные зубки у него. Побольше обнимайте!
- для развития самооценки детей дошкольного возраста очень вредны межличностные сравнения. Никогда не сравнивайте своего ребенка с его одногруппниками, приятелями с прогулок, соседями, даже с родным братом/сестрой . В воспитательных целях уместны лишь сравнения с ним самим, например, вчерашним. «Вчера ты долго баловался и шумел, а сегодня быстро», «Вчера ты только раскидывал вещи, а сегодня и помог папе» и т. п;
- поменьше ребенка ругайте, и сократите количество необязательных . Ограничивая рамки , вы тем самым готовите почву для заниженной самооценки у ребенка. Особенности самооценки у детей состоят в том, что «оценивание» собственной личности нестабильно и зависит от малейших колебаний родительского настроения , отношения, и проявлений любви. Мама пришла с работы усталая, отругала за беспорядок - значит, «я плохой», «ничего не стою». Кроме того, отношения между родителями дети проецируют на себя. ? «Я виноват!» ? «Из-за меня!» Чем ровнее и доброжелательнее будут отношения в семье, тем выше - самооценка у малыша (да и у ребенка постарше - тоже);
- занятия спортом (профессиональные, в секциях, и на теннисных кортах, и даже любительские: подвижные игры на улице, семейный бег, утренняя зарядка, йога и т. п.) повышают ребенку самооценку и заодно приносят пользу здоровью. Постепенно приучаясь владеть собственным телом, ощущая силу мышц, выносливость, ловкость и гибкость, человечек переносит уверенность в себе из области «телесного» в область духовную . Развивается воля к победе, стремление к самосовершенствованию, доверие к себе и к окружающему миру.
- Ну а 5-я, самая главная, рекомендация: как поднять ребенку самооценку проста и банальна: любите его искренне, не бойтесь избаловать и принимайте таким, какой он есть сейчас . Неидеальный, как и все мы, как и вы сами. Но только ваш, единственный на всей планете!
Как повысить самооценку ребенка?
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь - родителей. Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей .
Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Если хвалить, то правильно
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
- За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
- Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
- Игрушки , вещи, одежда, случайная находка.
- Нельзя хвалить из жалости.
- Из желания понравиться.
Похвала и поощрение: за что?
- Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое с тремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
- Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
- Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Приемы для повышения самооценки ребенка:
- Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
- Попросите о помощи как у равного или старшего.
- Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" - если хотите воспитать настоящего мужчину.
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
- За один раз - о дно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
- Наказание - не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
- Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
- Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
- Наказан - прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
- Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:
- Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
- Спокойно относиться к критике, без агрессии.
- Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Не наказываем:
- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
- Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после душевной или физической травмы.
- Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
- Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
- Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
Для развития адекватной самооценки у ребенка
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
- Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
- Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.
- Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
- Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
Игры и тесты
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.
Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")
Этот тест используют с 3 лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.
А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .
Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .
А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .
Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
"Имя"
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
"Проигрывание ситуаций"
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками.
Одним из самых ярких отличий человека от любого другого вида на земле является самосознание. Мы понимаем, кто мы и что мы.
Кроме возможности узнавать себя в зеркале и принимать решения, исходя из своих интересов, самосознание позволяет нам сравнивать себя с другими.
Разумеется, в оценке себя лучше придерживаться золотой середины, что не всем удается. Потому часто вместо адекватной, мы видим в людях завышенную или заниженную.
Мы те, кем нас воспитали родители
Низкая или высокая самооценка формируется у человека еще в первые 5 лет его жизни.
За это время ребенок осознает понятия «Я хороший» или «Я плохой» в основном из слов родителей и лишь немного ориентируется на внешние факторы.
После 5 лет и до подросткового периода восприятие детей все больше обостряется в сторону общения с друзьями, личных достижений в учебе или спорте и прочих, не зависящих от родителей, факторам.
С 12-13 лет ребенок особо восприимчив ко всем факторам, влияющим на его характер и особенно самооценку.
Девушки и юноши максимально открыты для всего нового, но также ранимы и чувствительны к необдуманным словам и поступкам своих родителей.
У нас не всегда есть возможность узнать, где и чем именно занимаются наши дети, но опекунство рано или поздно должно смениться умеренной заботой и поддержкой растущей личности.
Маленькие мальчики становятся мужчинами, а маленькие девочки женщинами.
Самооценка играет одну из самых важный ролей в формировании личности. Именно поэтому вам необходимо избавиться от всех заблуждений и научиться правильно ободрять и мотивировать своих детей.
Искусство быть родителем
Поступки родителей всегда имеют лучшие намерения. Даже применяя физическую силу, несдержанные папа или мама желают не причинить ребенку боль.
Они хотят помочь, донести своим детям, что те провинились и так поступать нельзя.
Вы сами знаете, к чему ведет дорога из хороших намерений, потому будьте готовы увидеть в перечне родительских ошибок очень знакомые методы воспитания.
1. Не сравнивайте своего ребенка с другими
Самооценка формируется относительно достижений других – я сильнее этой девочки, я слабее этого мальчика. Разберем эти два примера и проследим за их развитием в детском сознании.
«Я сильнее этой девочки». Самооценка повышается, ведь ребенок лучше кого-то. Но если он лучше, то это дает какие-то возможности и привилегии.
Слабого можно обидеть и не получить сдачи, можно отобрать у него игрушку, можно над ним посмеяться и повысить за счет этого свой авторитет.
«Я слабее этого мальчика». Самооценка понижается, ведь ребенка в чем-то превзошли. Сильный мальчик не воспринимается ребенком как обычный ребенок, который стал сильным.
«Сильный» и «этот мальчик» объединяются в один образ. Это проявляется даже спустя годы, когда на встрече выпускников школьные хулиганы могут доминировать над фактически уже более успешными «ботанами» и «заучками».
Не начинайте сравнивать своего ребенка с другими детьми, лучше отслеживайте его личные успехи и сравнивайте их с прошлыми результатами.
Ваш сын получил плохую оценку? Посмотрите его прошлые баллы по тому же предмету.
Если они были хуже – ребенок, хоть медленно, но развивается. Если лучше – вашему сыну не будет с кем себя сравнивать, кроме себя самого. Это порождает мотивацию.
2. Не оценивайте ребенка, оценивайте его поступку
«Ты плохой мальчик», «ты непослушная дочь» – исключите подобные выражения из своих разговоров с детьми.
Уже к 5-ти годам дети учатся разграничивать свою личность и свои поступки. Разбитая ваза делает вас злодеем или плохим человеком?
Так зачем вы навешиваете на ребенка ярлыки за самые безобидные шалости или случайные проступки?
«Ты вредный, непослушный, ленивый!» – не лучшие слова для ребенка. «Ты ленивый, безответственный, безынициативный» – а эти фразы способны убить в детях любую мотивацию.
«Ты тупой. Ты дурак. Ты ничего не можешь нормально сделать. Ты не мужик» – слова, которые запоминаются на всю жизнь и становятся причиной комплексов.
Если вы себя уважаете – никогда не говорите своему родному человеку что-то подобное.
Совсем другой эффект будет, если приписывать все эти качества не самому ребенку, а его поступкам. Согласитесь, «ты глупый» и «ты поступил глупо» вызывают совершенно разные эмоции.
Только не забывайте самое главное правило критики – после замечания будьте готовы предложить правильный вариант действия.
3. Не закрывайте глаза на школьные конфликты своих детей
Когда ребенка обижают в школе, родители либо не вмешиваются, считая это детскими играми, либо публично ругают обидчика, обрекая ребенка на изоляцию и еще большие обиды и оскорбления.
Они не дают своим детям абсолютно никаких советов. Ни один из этих вариантов не ведет к разрешению конфликта. В первой ситуации вы не влияете, вы взваливаете всю ответственность на ребенка, хоть тот и понятия не имеет, что ему делать и как поступать.
Во второй ситуации вы решаете все проблемы за ребенка, не давая ему проявить себя.
Вы уже поняли, что нужно делать? Придерживайтесь золотой середины и четко контролируйте свое участие в школьном конфликте. В качестве примера для подражания возьмите любой фильм с Брюсом Ли или Джеки Чаном.
Именно там чаще всего встречается линия ученика и учителя, который учит юношу боевому мастерству. Мастер не отправляет юношу в бой без подготовки, но и не решает за него все проблемы.
Он наставляет и готовит его к преодолению препятствий. Лишь такой подход превращает ученика в настоящего героя.
Станьте мудрым учителем для своего ребенка. Перейдите на совершенно новый уровень - изучайте психологию детских конфликтов, школьную иерархию и как с ней справляться.
Научите этим знаниям ребенка и отправьте его в «бой». Пускай и не с первого раза, но дети быстро учатся самостоятельно справляться со своими проблемами, не забывая того, кто их этому научил.
4. Не стройте из себя идеал
Многие родители панически боятся показать перед ребенком свою слабость или беззащитность. Это действительно необходимо делать, когда ребенок маленький и ему нельзя прекращать видеть в родителях своих супергероев, но после 3-4 лет дети вполне готовы к более реальному взгляду на маму и папу.
Заниженная самооценка у ребенка может повыситься, если вы раскроете небольшую правду. Мама может пересолить суп, неправильно настроить стиральную машинку, случайно разбить тарелку.
Папа может не знать, как удалить вирус с компьютера, может случайно ударить себя по пальцу молотком или купить просроченное молоко в супермаркете.
Никто не совершенен – вот, что должен понять ребенок, чтобы выработать адекватную самооценку. Если в бедах мамы и папы вечно кто-то виноват, кроме их самих – значит в «идеальных» условиях они никогда не ошибаются и всегда правы.
А почему тогда ребенок не такой? Может он таким родился – неправильным? Не давайте детям думать, что они по умолчанию хуже остальных, особенно своих родителей.
Если вы оплошали, обратите внимание ребенка на это и в конце приведите мораль: «Ох, не посмотрела в рецепт и положила вместо сахарной пудры обычный сахар.
Нужно быть внимательней, тогда в следующий раз пирог получится идеальным!».
5. Не обесценивайте
Дети не бывают плохими или хорошими. Но иногда мы об этом забываем. Если вы не знаете, как повысить самооценку у ребенка, то в вашей речи часто встречается фраза «Ты постоянно опаздываешь!
Сколько можно тебя ждать?». Эти слова действительно могут обидеть, ведь вы просто обесценили те случаи, когда ребенок, специально или нет, все делал вовремя.
Когда ваши дети имеют «постоянные» проблемы, нужно более серьезно относиться к их оцениванию.
Периодические замечания побудят в ребенке желание исправиться, например, если вы отчитали дочь за разбросанные платья, то в следующий раз она их сложит на место и будет ждать вашей реакции.
Жаль, но мы привыкли воспринимать все хорошее как само собой разумеющееся, потому старания дочери, скорее всего, не вызовут ни капли эмоций с вашей стороны.
Это ее разочарует и в следующий раз она уже будет с меньшим энтузиазмом слушать ваши причитания.
Как поднять самооценку ребенку? Старайтесь не только ругать, но и хвалить. Особенно, если похвала касается исправления своих проступков. Это внимание, которое нужно вашим детям.
Самооценка ребенка – не только результат вашего воспитания
Помните, что ребенок формирует самооценку, впитывая родительскую критику, комплименты от противоположного пола, оскорбления ровесников и многие другие проявления человеческого общения.
Самостоятельно навязать подростку его самооценку можно лишь при условии домашнего образования и полной изоляции от внешнего мира.
Такой подход чреват множеством ужасных последствий, а потому с неотъемлемой ролью окружения придется смириться.
Лучше сосредоточьте свое внимание на подготовке ребенка к внешним контактам. Будь им 7 лет или 15 – научите своих детей правильно реагировать на замечания учителей, оскорбления хулиганов и насмешки со стороны неприятелей.
Объясните, что реагировать на оценку окружающих нужно лишь в случае, если они желают ему добра. Замечание учителя: «Впредь будь внимательнее при написании диктанта» – это посыл, который поможет ребенку стать лучше и в следующий раз написать работу качественнее.
Но уж точно замечание соседского мальчишки: «У тебя огромный нос» сделано лишь с целью обидеть, а потому обращать внимание на подобное высказывание не стоит.
Таким образом вы научите ребенка различать объективную критику от пустых незначащих слов и выработать адекватную самооценку.
Многие родители, наблюдая за своими детьми и их сверстниками, часто задаются вопросом: почему одни дети активны во всех сферах деятельности, легко идут на контакт со взрослыми и другими ребятами, с удовольствием участвуют в разных мероприятиях, а другие - стеснительны, замкнуты, стараются избегать повышенного внимания к себе, с трудом заводят дружбу и сложно адаптируются к новому. Причины таких различий детей могут быть самыми разными: это и характер, и тип нервной системы, и воспитание. Кроме того, важную роль в поведении ребенка в социуме играет его самооценка.
Формированию адекватной самооценки ребенка важно уделять внимание с самого раннего возраста. Приведем несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок рос уверенным в себе и своих силах, не боялся трудностей, был дружелюбен и открыт для нового и спокойно реагировал на мелкие промахи.
Итак, адекватной самооценке ребенка и укреплению чувства уверенности в себе способствуют следующие действия родителей:
- Безусловное принятие и любовь . Этот принцип подразумевает, что ребенок является для родителей любимым и хорошим независимо от его успехов, особенностей и поведения. Он должен знать априори, что его любят и ценят таким, какой он есть. Это не означает, что плохое поведение и поступки должны игнорироваться. Но во время таких ситуаций и их обсуждений ребенок должен понимать: «я поступил плохо и неправильно, но меня за это не презирают, не отказываются от меня». Родителям важно транслировать свои эмоции в отношении поведения ребенка: «я огорчен(а), что ты так сделал», «мне обидно», «я расстроен(а)», «я злюсь». Такие высказывания помимо обратной связи дают ребенку возможность осознавать реакции взрослых, а также образец и пример того, как нужно выражать свои чувства и эмоции. Однако, ни в коем случае нельзя переносить эти чувства на отношения к самому ребенку, как, например, в таких высказываниях: «когда ты так делаешь, я тебя не люблю», «ты плохой, а я люблю, только когда ты хороший», «я от тебя уйду» и т.п.
- Своевременная похвала и поощрение ребенка за успехи. Здесь важно, чтобы родители проявляли интерес к деятельности ребенка, его инициативам и устремлениям. Любые его заслуги должны быть отмечены и положительно подкреплены. Для укрепления самооценки также можно хвалить ребенка заранее, проявляя уверенность в его силах относительно предстоящего важного события: «у тебя обязательно получится», «ты это можешь», «ты у меня молодец» и т.п.
- Спокойная реакция на неудачи. Если у ребенка что-то не получается, как правило, он и сам переживает. Поэтому со стороны родителей реакция на неудачи должна быть спокойной и обнадеживающей. Нужно своими словами показать сыну или дочери, что в следующий раз все обязательно получится, поддержать его. У ребенка не должно остаться чувство вины и неполноценности. Для этого полезным будет обсудить ситуацию, причины неудачи и дальнейшие шаги, необходимые для предотвращения подобных ошибок. Самим родителям в своих делах тоже нужно стараться демонстрировать оптимизм и целеустремленность, даже если что-то не получается
- Избегание сравнения ребенка с другими детьми. Оценивание реальных возможностей ребенка. У каждого есть свои способности, таланты и возможности. И при оценке ребенка всегда нужно опираться именно на них: на то, что может сделать и каких результатов достичь именно ваш ребенок. Сравнение с другими детьми, особенно, если ваш оказывается в чем-то хуже, является главным фактором, способствующим снижению самооценки ребенка. Разговаривая с ребенком о его достижениях и целях, старайтесь обсуждать, что в нем и его успехах изменилось по отношению к прошлому. Акцентируйте внимание на том, что стало лучше и благодаря каким действиям это так, если ребенок старался и сделал многое для этих достижений. В ситуации, когда он расслабился или недоработал - обсудите это с позиции мотивации на будущее. Говорите о том, как для вас важны именно его успехи, а не то, чтобы он был лучше других.
- Предоставление возможности ребенку почувствовать себя значимым . Для детей с низкой самооценкой становится привычным то, что с его мнением никто не считается. Постарайтесь найти ситуации, когда вы можете попросить у ребенка совета или помощи в каком-то своем деле или доверить ему ответственное решение, важное для всей семьи. Так он увидит, что может помочь, что в его силах дать совет взрослому, что к его мнению прислушиваются. Обязательно поощрите его за выбор, помощь или совет. На неуверенного ребенка такие ситуации во многом могут повлиять положительно, утвердив его веру в себя и подняв самооценку. Не стоит ограждать его от сложностей, ведь преодоление себя и дает ощущение победы. Однако, по возможности подбирайте ребенку посильные задачи.
Главное, что нужно помнить родителям, что самооценка - вещь подвижная и во многом зависит от общей эмоциональной обстановки вокруг ребенка. Поэтому родители должны стараться поддерживать своих детей во всех начинаниях, позитивно реагировать на достижения и успехи, и, конечно, просто любить своих детей такими, какие они есть.