Milton H. Erickson, Ernest L. Rossi, Sheila I. Rossi
HYPNOTIC REALITIES
The Introduction of Clinical Hypnosis and Forms of Indirect Suggestion
Irvington Publishers, Inc. New York
Перевод с английского М.А. Якушиной под редакцией М.Р. Гинзбурга
Москва Независимая фирма "Класс" 1999
УДК 615.8 ББК 53.57 Э 77
Эриксон М., Росси Э., Роси Ш. Э77 Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения/Пер. с англ. М.А. Якушиной. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 352 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
ISBN 5-86375-113-4 (РФ)
Перед вами - одна из лучших книг, обучающих искусству эриксоновского гипноза. Она представляет уникальные демонстрации наведения клинического гипноза самим Милтоном Эриксоном и подробнейший анализ базовых аспектов его работы. В ней рассказано не только о косвенных формах гипнотического внушения, но гораздо шире - о процессе обучения и открытия нового, о доверии к своему бессознательному и его неисчерпаемых возможностях.
Книга адресована прежде всего психологам и психотерапевтам, однако будет полезна всем, кто обучает и обучается - и хочет делать это эффективно.
Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
Публикуется на русском языке с разрешения издательства Irvington Publishers и его представителя Марка Патерсона
ISBN 0-8290-0112-3 (USA) © 1976, Ernest L. Rossi
ISBN 5-86375-113-4 (РФ) © 1976, Irvington Publishers, Inc.
© 1999, Независимая фирма "Класс", издание, оформление © 1999, М.А. Якушина, перевод на русский язык © 1999, М.Р. Гинзбург, предисловие © 1999, В.Э. Королев, обложка
www.kroll.igisp.ru Купи книгу "У КРОЛЯ"
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству
"Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
О реальности гипнотического. Предисловие М.Р. Гинзбурга 5
Предисловие Андре М. Вайценхоффера 8
Введение 17
1. РАЗГОВОРНОЕ НАВЕДЕНИЕ: СОВОКУПНОСТЬ
РАННЕГО НАУЧЕНИЯ 21
Наблюдение и базовый подход Эриксона 31
Сознательное и бессознательное в клиническом гипнозе 34
Утилизационная теория гипнотического внушения 36
Трюизмы, использующие психические механизмы 39
Трюизмы, использующие время 41
Неделание, незнание 42
2. КОСВЕННОЕ НАВЕДЕНИЕ РЕКАПИТУЛЯЦИЕЙ 45
Последовательность принятия 75
Психологическая импликация 77
Терапевтические связки и двойные связки 80
Открытые внушения 99
Внушения, охватывающие все возможности в рамках одного
класса реакций 101
Идеомоторный сигналинг 103
3. НАВЕДЕНИЕ РУКОПОЖАТИЕМ 108
Замешательство в динамике наведения транса 130
Динамика наведения рукопожатием 133
Составные внушения 138
Составные утверждения 141
Обусловленные внушения и ассоциативные сети 144
Многосоставные задания и серийные внушения 150
4. ВЗАИМНОЕ НАВЕДЕНИЕ ТРАНСА 153
Сюрприз - неожиданность 167
Метод замешательства - переструктурирования 171
Терапевтический транс как состояние активного
бессознательного обучения 174
5. ОБУЧЕНИЕ ТРАНСУ ПО АССОЦИАЦИИ 176
Подразумеваемая директива 214
Вопросы, которые фокусируют, внушают и подкрепляют 218
Вопросы для косвенного наведения транса 221
Фрагментарное развитие транса 222
Депотенциализация сознательных психических установок: замешательство, поток мысли и креативность 223
6. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 232
Замещение и разряжение сопротивления 246
Множественные уровни коммуникации: аналогии, каламбур, метафора, шутка и народные присказки 250
Микродинамика внушения 253
7. НАВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ КОСВЕННО ОБУСЛОВЛЕННОЕ
ЗАКРЫТИЕ ГЛАЗ 259
Трансовое обучение и утилизация 291
Косвенное обусловливание транса 295
Контекстуальные сигналы и косвенные внушения 300
Право- и левополушарное функционирование в трансе 303
8. БЕСКОНЕЧНЫЕ ЦЕПОЧКИ ОБУЧЕНИЯ:
ДВА ГОДА СПУСТЯ 308
Бесконечные возможности креативности, исцеления
и обучения 322
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 323
Природа терапевтического транса 323
Клинические подходы к гипнотическому наведению 329
Формы гипнотического внушения 338
Расширение человеческих возможностей 343
Литература 344
О РЕАЛЬНОСТИ ГИПНОТИЧЕСКОГО
Перед вами первая книга знаменитой "триады" Милтона Эрик-сона и Эрнеста Росси: "Гипнотические реальности", "Гипнотерапия" и "Переживание гипноза". На одном из семинаров Э. Росси рассказывал историю появления этих книг. Молодым человеком он мечтал обучаться у Милтона Эриксона, но не знал, как к этому подступиться. Когда у него открылась язва желудка, он страшно обрадовался и записался к Эриксону на прием. После каждого сеанса он стремглав несся в машину и записывал все, что говорил Эриксон, боясь пропустить хоть слово. На третьем или четвертом сеансе Эриксон пристально посмотрел на него и сказал: "Ты пришел не лечиться. Ты пришел учиться гипнозу". Росси согласился, что это действительно так; кроме того, он признался, что мечтает написать три книги о методе Милтона Эриксона. "Рассказывай, что это будут за книги", - потребовал Эриксон. Внимательно выслушав Росси, он сказал: "Хорошо. Ты можешь писать эти книги. Но на обложке будут стоять два имени - мое и твое. И мое будет стоять первым, потому что я старше".
Эти три книги были написаны. И на них стоят два имени - Милтона Эриксона и Эрнеста Росси. И имя Эриксона стоит первым- потому что он старше.
О самом Милтоне Эриксоне и его методе уже написано очень много, но совместные работы М. Эриксона и Э. Росси, в том числе "Гипнотические реальности", которая впервые переведена на русский язык, остаются - и, скорее всего, навсегда останутся - лучшим введением в эриксоновский гипноз.
Книга, которую вы открываете, принадлежит к особому жанру. В ней шаг за шагом прослеживается увлекательный процесс того, как мастер передает свое искусство подмастерью: М. Эрик-сон обучает супругов Росси искусству гипноза. И мы имеем уникальную возможность вместе с Росси удивляться, восхищаться, ошибаться, не понимать, а затем приходить к пониманию - и в результате обучаться самому эффективному психотерапевтическому методу ХХ и, по всей видимости, XXI столетия.
Эрнест Росси, однако, не только ученик - он еще и соавтор, и его имя по праву стоит на обложке книги. Он не просто учится; пытаясь понять и овладеть тонкими, необычными техниками Мил-тона Эриксона, он анализирует, классифицирует, каталогизирует их - словом, проводит ту работу, которую и должен осуществлять ученый, изучающий новую для него действительность. При этом он использует весь свой обширный теоретический багаж, вплоть до ссылок на работы А.Р. Лурия. Именно Эрнесту Росси мы обязаны подробной классификацией косвенных внушений, разработанных Милтоном Эриксоном, а также наименованием многих их них.
Огромным достоинством этой книги является то, что все это обучение осуществляется на живой ткани эриксоновских сеансов. Перед нами - непосредственная работа самого Милтона Эриксо-на, его собственная речь. Мы можем овладевать этими приемами, изучать эту работу и увидеть в ней то, что увидел Эрнест Росси, - а может быть, и больше.
М.Р. Гинзбург
Посвящается постоянно растущему пониманию целостного функционирования индивидуума в рамках своего "я" и в то же время в отношениях со своими собратьями и со средой в целом.
Посвящается тем клиницистам и исследователям, которые продолжат изучение описанных здесь различных подходов к развитию человеческого потенциала.
Посвящается всем людям, обучающимся с помощью гипнотерапии ради личностного роста и профессионального развития.
Мы хотели бы выразить благодарность за полученную помощь следующим друзьям и коллегам: Роксане Эриксон, Кристе Эрик-сон, Джону Хеденбергу, Джеку А. Оливеру, Роберту Пирсону и Кейт Томпсон.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для многих, кому не довелось и уже не доведется попасть на семинары Милтона Эриксона, эта книга послужит бесценным подспорьем. Психотерапевты, так же как и гипнотерапевты, найдут в ней немало полезного, потому что Эриксон прежде всего был психотерапевтом, и его modus operandi выходит за рамки клинического гипноза. Что касается тех, кто занят преподавательской или исследовательской работой, полагаю, они тоже найдут здесь достаточно пищи для размышления и исследований.
Моя первая встреча с Милтоном Эриксоном состоялась в 1954 или 1955 году, на заседании Общества клинического и экспериментального гипноза в Чикаго. Когда я его увидел, он беседовал с небольшой группой коллег в холле отеля. Я никогда не встречал ни его самого, ни его фотографий. Однако странным образом, как мне тогда показалось, я увидел его на некотором расстоянии и еще не мог слышать, но уже знал, что это Милтон Эриксон. Я не раз вспоминал этот случай. Вероятно, я слышал где-то, что у него был полиомиелит, и тот факт, что он опирался на палку, возможно, оказался подсказкой для меня. Я не уверен, но полагаю, что сигналы были более тонкими. К этому времени я, некоторым образом, уже познакомился с Милтоном - через его работы, которые я изучал очень тщательно. Из них я понял, насколько он уникален. Полагаю, что некоторые из качеств, сделавшие его тем, чем он был, передались мне через эти работы, и я ощутил их непосредственно, когда увидел, как он воздействует на окружающих.
В последующие годы у меня были возможности (к сожалению для меня, чересчур редкие) встретиться с ним, понаблюдать его демонстрации, посмотреть, как он ведет терапию и послушать, как он говорит о гипнозе и о других предметах. Точнее, у меня была возможность увидеть, почему с течением лет он превратился в полулегендарную фигуру, которую однажды нарекли "мистер Гипноз". Я также имел случай видеть в работе таких знаменитых сценических гипнотизеров 40-х и 50-х гг., как Ральф Слейтер, Франц Польгар и другие, многие из которых писали о себе на афишах "первый гипнотизер Америки", "быстрейший гипнотизер мира" и восхваляли свои фантастические успехи ad nauseam. Конечно, они были хороши в шоу-бизнесе. Как гипнотизеры, однако, они занимают жалкое место по сравнению с Милтоном Эриксоном, и, тем не менее, никогда не бывало человека более скромного и непритязательного, чем он.
Неудивительно, что многие профессионалы пытались ему подражать. До сих пор никому не удалось добиться полного успеха, хотя некоторые сумели подойти к нему довольно близко. Частично причины этого станут ясны, когда вы будете читать эту книгу. Некоторые из них так и останутся неясными. Если авторам не удалось изложить их по мере важности, то только потому, что это на самом деле не совсем те материи, которым можно адекватно научить при помощи одного лишь письменного слова. Возможно, причина также в том, что им нельзя научить вовсе, и я подозреваю некоторое нежелание авторов признаться в этом перед собой и читателем.
Как самым ясным образом демонстрирует эта книга, крайне важными факторами в эффективном использовании гипноза является не только то, что говорится пациенту и субъекту, но и то, как это говорится, когда говорится и где, в особенности в клинической, терапевтической ситуации. Становится также ясно, что необходимо рассматривать психотерапевтическое взаимодействие в целом, а не по частям, и пойти еще на шаг дальше, рассматривая его во всей полноте его применения. Это выводит употребление внушений и - в более широком смысле - гипноза из области использования простых магических формул и помещает его в ранг науки о личностном взаимодействии и коммуникациях.
Эриксон, однако, не просто мастер вербальной коммуникации, как это ясно из книги. Он в равной степени знаток невербальной коммуникации, что является одним из аспектов, которые эта книга не излагает и не может изложить достаточно адекватным образом. Это печально, но неизбежно и, конечно, не является просчетом со стороны авторов. Одна из самых памятных демонстраций его талантов в области невербальных коммуникаций - это эпизод в его карьере в Мехико-Сити в 1959 году, когда он гипнотизировал и демонстрировал различные гипнотические явления с субъектом, с которым вербальная коммуникация была невозможна. Он не говорил по-испански, а субъект не говорил по-английски. От начала до конца коммуникация выполнялась полностью невербально, путем пантомимы.
Я могу засвидетельствовать эффективность его невербальных коммуникаций из собственного опыта взаимодействия с Милтоном Эриксоном лет 15-16 тому назад. Здесь, я думаю, мне следует пояснить, что, насколько мне известно, он никогда меня не гипнотизировал, по крайней мере, формально. Наша группа встретилась с Милтоном в Филадельфии, на специальном семинаре, целью которого было в какой-то мере понять его modus operandi. Тем утром мы были с ним одни и сидели за завтраком. Стул стоял немного левее от него, под углом, насколько я помню, говорил в основном я. Продолжая фразу, отчасти погруженный в свои мысли, я вдруг смутно заметил периферийным зрением, что Милтон делает странные повторяющиеся жесты одной рукой. Какое-то мгновение я никак не реагировал на это, затем воздействие усилилось, и в быстрой последовательности произошли две вещи: моя правая рука выдвинулась как-то неожиданно, взяла кофейник со стола и начала его поднимать. В этот момент на меня вдруг накатило понимание, что Милтон хочет кофе. Тут, используя терминологию этой книги, мой "сознательный разум" подключился, и я завершил действие, теперь уже понимая, что жесты Милтона совершенно отчетливо выражали невербальную просьбу налить ему кофе в чашку. Подобные вещи, как я со временем понял, - один из его любимых способов учить или отвечать на вопрос, связанный с темой. Это также его способ тонкого тестирования внушаемости или гипнабельности человека. Таким образом он, к тому же, поддерживал свою форму. Я уже сказал, что Милтон Эриксон никогда не гипнотизировал меня "формально". Это верно, если под "формальным наведением" мы понимаем использование какого-либо из классических или полуклассических методов, описываемых вновь и вновь в различных текстах по гипнозу. По причинам, которые сейчас делаются яснее и, во всяком случае, станут ясными после прочтения книги, я уверен, авторы сказали бы, что Мил-тон на самом деле гипнотизировал меня, по крайней мере, в этом конкретном случае.
Есть, конечно, значительно более эффективные вербальные коммуникации, чем произнесение слов согласно известным синтаксическим и прочим лингвистическим правилам, или введение правильных невербальных элементов в нужное время и в нужном месте. В ходе моих встреч с Милтоном Эриксоном я обнаружил, что его контроль над такими вещами, как интонация и модуляция голоса, говоря только об этих двух аспектах, - неотделимая часть его подхода к гипнозу. Нужно слышать и наблюдать Эриксона, чтобы полностью вкусить его манеру речи. Сказать, что он говорит мягко и в то же время точно, медленно, спокойно, тихо, ясно и тщательно артикулируя каждое слово, иногда каждый слог, все вместе в определенном ритме, - значит дать лишь самое общее представление об этом процессе. К сожалению, нет способа передать читателю такую информацию, которая позволила бы ему повторить эти характеристики. Однако можно привлечь внимание к этому так, чтобы после изучения книги, если читатель обнаружит, что работает несколько менее эффективно, чем Эриксон, несмотря на свои усилия делать все точно по книге, он не сделал бы неправильных выводов.
Другой элемент, который, как мне кажется, характеризует эффективность Милтона и который, по моему мнению, эта книга недостаточно демонстрирует - это спокойная уверенность и (как ни странно, учитывая его недирективный подход) авторитетность, которую он излучает. Его голос и действия выражают убеждение, что все так или все будет так, как он говорит. Возможно, часть этой убежденности коренится в другой характеристике взаимодействия Эриксона со своими субъектами и пациентами. Когда наблюдаешь за ним, очень ясно видишь его способность сообщать субъекту и пациенту, что он отчасти участвует в их переживаниях и разделяет их с ними. Это особенно заметно, когда он вызывает галлюцинаторные явления. Когда смотришь на то, как Милтон Эриксон говорит субъекту про лыжника, "там за окном", на дальнем, покрытом снегом склоне, который он описывает достаточно подробно, или о кролике "вот здесь, возле ваших ног - так какого он цвета?", часто появляется странноватое ощущение, что он тоже видит лыжника, склон, снег и кролика. Так как же может после этого субъект не увидеть их тоже? На самом ли деле разделяет Милтон субъективные переживания пациента или нет, но пациенту вербально и невербально передается впечатление, что разделяет. По моему мнению, это мощное подспорье его усилиям вызвать желаемые реакции.
Я хочу предостеречь читателей, которые могут ожидать от данной книги большего, чем это возможно в пределах разумного: по моему мнению, существуют важные элементы, используемые Милтоном Эриксоном в создании и утилизации гипноза, которым уделено не так много внимания, как они того заслуживают. Это говорится не в осуждение, что в предисловии едва ли было бы уместно. Аспект наведения и утилизации гипноза, на котором авторы решили сосредоточиться, достаточно сложен и важен, чтобы оправдать отсутствие определенного материала, особенно такого, с которым в письменной форме крайне сложно было бы работать.
В конце концов, каждый современный преподаватель знает три основных способа коммуникации: аудиальный, визуальный и письменный, все вносят свой уникальный вклад в единый процесс образования и ни один не может заменить остальные. В плане письменной коммуникации данная книга великолепно разъясняет сложности подхода Эриксона к клиническому гипнозу. То, что лучше всего может быть сделано только письменным словом, она выполняет превосходно.
Все это подводит меня к последнему утверждению, которое мне хотелось бы сделать для всех тех читателей, мечтающих стать новыми Милтонами Эриксонами. Книга научит их некоторым из "секретов" Милтона Эриксона, которые на самом деле никогда не были секретами. То, что он делал и все еще делает, так очевидно и естественно для него, что он полагает, будто все понимают, что происходит. Будет ли достаточным просто знать эти секреты, вопрос бессмысленный. Милтон не стал "мистером Гипнозом" за одну ночь. Много событий и переживаний предшествовали этому в течение пятидесяти лет его жизни, и особенно за те годы, которые он работает с гипнозом. Много других событий наполняли эти пятьдесят лет. Трудно сказать, какие из них внесли существенный вклад в то, чтобы сделать его тем человеком, гипнотизером и клиницистом, которым он стал. Никто не может ответить на этот вопрос, даже сам Милтон. На что-то можно указать, что-то можно повторить, а что-то нельзя, а кое-что едва ли захочется повторять. Широкий опыт феноменологии гипноза, особенно в естественных условиях, обширный и длительный опыт преподавания, применения, демонстрации и экспериментов с гипнозом - все это, несомненно, внесло существенный вклад в колоссальный успех Милто-на Эриксона. Это повторить можно. Не исключено, что возможно, путем намеренного заражения, повторить заболевание полиомиелитом, которое дважды перенес Милтон Эриксон, но вряд ли кто-нибудь захочет это проверить. Конечно, невозможно подражать ему в том, что он родился лишенным цветового зрения и звукового слуха. Эриксон приписывает значительную долю своей повышенной чувствительности к кинестетическим сигналам, динамике тела и измененным способам сенсорно-перцептивного функционирования своей пожизненной борьбе с врожденными и обретенными увечьями. Изучая эти проблемы и пытаясь с ними справиться, он обрел личное осознание измененных паттернов функционирования, которое в течение всей жизни применял в работе целителя. Помимо этого, Эриксон внес в дело своей жизни замечательное воображение и креативность, высокую степень чувствительности и интуиции, талант тонкого наблюдателя, могучую память на факты и события и особую способность организовывать то, что он переживает, на основании текущего мгновения. Не так уж много из этого можно повторить по желанию.
Если маловероятно когда-нибудь превратиться во второго Мил-тона Эриксона, можно, по крайней мере, узнать что-то о его modus operandi и использовать его так полно, как только возможно, в рамках собственных ограниченных способностей и на основе своей личной системы ценностей. Если данная книга поможет читателю сделать это, ее появление уже будет оправдано.
В своем подходе к этой книге читатель должен помнить, что это продукт работы прагматиков и что книга написана конкретно о терапевтическом и клиническом гипнозе, а не о гипнозе экспериментальном или теоретическом. Читателю лучше сразу знать, что он не найдет в этой книге никаких хорошо сформулированных и отработанных теорий, никакой солидной научной документации по многим фактам. Совершенно ясно, что авторы занимают определенные теоретические позиции относительно природы гипноза, гипнотических явлений, внушения и внушенного поведения. Можно соглашаться или не соглашаться с ними, читателю придут на ум многие альтернативные объяснения, по мере того как он будет следовать за объяснениями авторов, что именно происходит, когда Эриксон проводит ту или иную интервенцию или предпринимает какой-то шаг. Однако, чтобы извлечь из этой книги как можно больше, необходимо помнить, что она сконцентрирована не столько на развитии научной теории, сколько на прояснении того, каким образом Милтон Эриксон получает те результаты, которые он получает; результаты эти, как большинство согласится, предполагают поведение, которое можно назвать "внушаемым" и/или "гипнотическим". С практической, прагматической точки зрения сравнительно неважно, являются ли эти вызванные формы поведения "соответствующими реальности", "ролевой игрой", "продуктом когнитивного реструктурирования", включают ли они какого-то рода "диссоциативный процесс" или являются следствием процесса "формирования" и т.д. Конечно, "истинный" ученый хочет знать, что есть что. Авторы понимают это и часто указывают на области для дальнейшего исследования и предлагают провести определенные эксперименты. Но занятой клиницист и страдающий пациент интересуются только результатами, и как можно более быстрыми. Речь идет об эффективности. По этой причине эффективные гипнотерапевты, какими являются наши три автора, не ограничиваются собственно гипнотической процедурой. Напротив, как очевидно из книги и из других работ Эриксона и Росси, эффективная гипнотерапия постоянно переплетается с использованием гипнотических и негипнотических поведенческих процессов. Возьмем только один маленький пример использования "двойной связки". Понимать ли его как Бейтсон или в особом значении, в котором его используют авторы, - она не является сама по себе гипнотической техникой или подходом, не требует процесса гипноза или внушения, но может быть использована как специфический инструмент для наведения гипноз и/или вызывания в дальнейшем тех или иных форм поведения от гипнотизируемого индивидуума.
Хотя теория не является ни основным моментом, ни сильной стороной данной книги, modus operandi Эриксона отражает определенную теоретическую позицию или, по крайней мере, руководствуется ею. Традиционно и до сих пор широко принято рассматривать гипнотическое поведение как поведение, вызванное "внушениями", данными, пока субъект находится в состоянии "гипноза". Однако еще до Бернгейма широко признавалось также, что внушения, ведущие к формам поведения, которые демонстрируют гипнотизируемые субъекты, могут столь же эффективно использоваться и в отсутствии всякого наведения гипноза. То есть они могут быть эффективны с людьми, которые предположительно не были загипнотизированы. Одно из объяснений этого факта, с которым согласно небольшое количество современных исследований, состоит в том, что гипноз не только не является необходимым для того, чтобы создать гипнотическое поведение, но, фактически, есть вообще ненужное понятие. Эта интерпретация ведет к той точке зрения, что гипноза как состояния не существует. Однако есть несколько иных объяснений, в частности, то, которое принимают авторы: любые bona fide реакции на внушение связаны, ipso facto, с гипнотическим или трансовым состоянием. С этой точки зрения не существует более никакого различия между внушениями в состоянии "бодрствования" и "гипноза" или, если угодно, между экстра- и интрагипнотическими внушениями. Адекватно реагировать на внушения означает быть загипнотизированным. По мнению авторов, невозможно адекватно реагировать на внушение, если перед этим (или одновременно с этим) не войти в гипнотический транс. Эта конкретная точка зрения на ситуацию имеет двойственный
Косвенное внушение преследует определенную цель, даже если пациент ее и не распознает. У пациента есть выбор и возможность не принимать того, что ему внушается. Таким образом, вы не провоцируете сопротивление и избегаете неудач.
Косвенное внушение используется особенно в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которого он сам спонтанно избегает.
Косвенное внушение следует использовать с осторожностью, так как оно приближается к манипуляции.
Последовательность принятия
“Мама, я бегала, и сейчас жарко, и у меня во рту пересохло,
И ты разрешаешь мне выпить кока-колы”.
Последовательность принятия заключается в том, чтобы перечислить ряд истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться. Их следует связать между собой соединительным союзом. Данная последовательность заканчивается тем утверждением, которое должен принять пациент.
Упражнение 31
Представьте себе следующие три ситуации:
рабочий просит у хозяина прибавить жалованье;
подросток спрашивает у родителей разрешения поздно вернуться домой;
студент, записываясь на семинар по гипнозу, просит сделать ему скидку.
Для каждой отдельной ситуации постройте последовательность принятия, которая обеспечивала бы исполнение просьбы.
Импликация
Не выбрасывайте этот учебник в мусорную корзину, пока не дочитаете его до конца.
Смысл косвенного внушения (импликации) заключается в следующем: необходимо внушить то, что может произойти.
Эриксон так обращался к большинству пациентов, входивших в кабинет:
“Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле”.
“Как вы думаете, когда ваши глаза закроются? До или после того, как вы прикоснетесь рукой к своему лицу?”
“Вы войдете в легкий или в глубокий транс?”
Примечание :
Отныне вы можете отмечать в речах политических деятелей последовательности принятия и импликации.
Вопросы
“Мы с вами раньше не встречались?”
Это искусный способ задавать вопросы при наведении транса.
Достаточно легкий, он эффективен и может быть весьма элегантным.
“Какое время вам необходимо для того, чтобы войти в транс?”
“В какое время ваше дыхание может стать более спокойным?”
Упражнение 32
Этот тип межличностного общения очень часто используется в повседневной жизни. Вы пользуетесь им, сами не зная того, как господин Журден. 2 Отмечайте те моменты, когда вы действуете подобным образом.
Негативное парадоксальное внушение
Оно заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его.
“Не думайте о розовом слоне”;
“Вам нет необходимости расслабиться еще больше”;
“Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным”.
Упражнение 33
Не заглядывайте в ответ к этому упражнению.
Двойная связка3
Это иллюзорный выбор. Вы предлагаете два варианта, решение которых на самом деле одинаково.
Например:
“Я не знаю, появится ли чувство легкости в правой или в левой руке”.
“Вы хотите испытать легкий транс или не такой легкий?”
“Вы мне заплатите наличными или чеком?”
Упражнение 34
Сегодня вечером спросите у своего супруга или у одного из ваших детей, будут ли они мыть посуду в перчатках или без.
Косвенное внушение осуществляется опосредствованно, через предметы, в виде раскрытия факта (описание какого- либо случая), совершенного другими, в виде намека, примера и т.п.
Бывает целесообразно с помощью примера большой внушающей силы или рассказа повлиять на ученика путем косвенного внушения.
При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение, которое считается более эффективным, чем прямое.
Косвенное внушение в форме намека осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку школьника путем шутки, иронии, совета, аналогии.
Ситуация. Таня (6-й класс) – девочка с ленцой, всегда стремится увильнуть от уборки класса и другой общественно полезной работы, которую выполняют подруги. Идет сбор макулатуры. Таня "устроилась" учетчицей. Она записывает, кто сколько принес макулатуры, сама в сборе бумаги участия не принимает.
Как учитель должен намекнуть с иронией, рассчитанной на внушающее воздействие, чтобы Таня испытала стыд?
Решение. Учитель спросил: "Тебя эта работа не утомит?". Вопрос, разумеется, не рассчитан на то, чтобы Таня подумала, утомит или не утомит ее работа.
Ситуация. Миша (6-й класс) на перемене нарисовал на доске мелом женский карикатурный портрет и подписал под ним фамилию учительницы. Сначала она хотела наказать его, но быстро сумела подавить в себе вспышку гнева, вспомнив, что раньше подобные меры никаких результатов не давали.
Как учительница могла отреагировать, применяя метод внушающего косвенного намека?
Решение. Учительница внимательно посмотрела на рисунок. Ученики насторожились и притихли. Она спокойно и неторопливо села за стол. Ничем не выдавая своего волнения и стараясь придать искренность своим словам, сказала: "Неплохо нарисовано! Оказывается, в нашем классе есть настоящие художники. Кто же это у нас так хорошо рисует?!".
Миша, ожидавший упреков и выговора, от такого неожиданного оборота дела совсем растерялся. Испытывая чувство стыда, он в то же время был польщен похвалой. Несколько помолчав, учительница продолжала: "Только вот что, Миша! Чем рисовать карикатуры на свою учительницу, помоги нам для подшефного класса нарисовать картину. Я думаю, ты это сможешь сделать лучше, чем кто- либо другой".
Ситуация. В руках у Толи очень интересная книга. Он ушел с головой в чтение, ничего вокруг не замечает. Если сейчас мать скажет: "Толя, сходи в магазин, принеси хлеб", – неизбежен конфликт. Очень трудно оторваться от книги и выполнить прямое требование матери.
Как с помощью внушающего косвенного намека мама может разрешить данную ситуацию?
Разновидностями косвенного внушения являются: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.
Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.
Например, в одном из романов Веры Кетлинской есть такой эпизод: некий мальчик очень не любил читать, мама его задалась целью сделать так, чтобы он полюбил чтение. Как же действовала мама? Начала она с того, что стала запирать книги в шкаф, а ключ прятать. Сын естественно поинтересовался, почему мама запирает от него книги – ведь он же их не читает.
Мама откровенно заявила сыну, что она ему ни на волос нс верит, что в этом возрасте она сама говорила своей матери, что ничего не читает, а на самом деле читала ночи напролет при свете эмалированной кастрюли. Тут мама непринужденно принялась рассказывать, как ей приходилось прятаться от своих родителей, к каким уловкам прибегать, чтобы они ничего не узнали, какие потрясающе интересные были книги, которые она читала, и т.д.
Естественно, сын заинтересовался всей этой романтикой.
В последующие дни мама придирчиво следила за сыном, чтобы он, не дай бог, не вздумал "заболеть чтением", и время от времени строго напоминала ему, что читать вредно, что от этого "портятся глаза" и что гораздо полезней позаниматься спортом.
Одним словом, все кончилось тем, что в одну прекрасную лунную ночь сын взломал книжный шкаф при помощи обыкновенного гвоздя, выкрал томик Даниэля Дефо и принялся читать. Через некоторое время он сделался прямо- таки книгоманом.
Внушение через противопоставление. Внушаемый противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается учитель. Например, Виктору, неуверенному подростку, надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: "Эта гора не очень высокая... Но у тебя вряд ли хватит смелости, чтобы спуститься... Вот Игорь (с ним наш испытуемый соревнуется) наверняка не побоялся и спустился бы..."
Важно, чтобы внушаемый верил, что значимый человек, с которым соревнуется, действительно может сделать то, о чем говорит учитель.
Внушение доверием. Формула внушения выглядит примерно так: "Я, твой руководитель, и весь наш коллектив доверяем тебе это важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что выполнишь его успешно...". Реакция внушаемого: "Мне доверяют. Я должен напрячь все силы, чтобы оправдать доверие...".
Внушение доверием успешно использовалось в практике А. С. Макаренко. С. А. Калабалин вспоминал, как А. С. Макаренко доверил ему, воришке, получить продукты для колонии и даже снабдил револьвером: "Это доверие просто перевернуло все у меня внутри. Даже мысли не возникло, чтобы похитить деньги и продукты и сбежать. Я думал только о том, как лучше и быстрее выполнить поручение...".
Внушение доверием возможно при условии высокого авторитета внушающего педагога, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие.
Внушающее косвенное одобрение, похвала, как правило, рассчитаны на эмоциональное восприятие, и имеют большую внушающую силу.
Сущность такого косвенного внушения заключается в том, что педагог опосредованно одобряет школьника: "Посмотрите, ребята, как чисто и красиво выполнил свою работу Толя", "Нс знаю, как вам, а мне очень понравился рисунок Тани". Подобные реплики, по существу, рассчитаны на одобрение ученика. Произнося их с яркой эмоциональной окраской, учитель оказывает сильное внушающее воздействие – ученик внутренне утверждается в своих силах и возможностях.
Внушающее косвенное осуждение – форма косвенного внушения – обычно немногословна. Важно, чтобы была наиболее полно затронута эмоциональная сфера школьника.
Педагогическая литература, посвященная нравственному воспитанию, дает немало примеров лаконичного, но действенного влияния слова, рассчитанного не на "лобовую атаку". Приведем один из таких примеров.
Ситуация. Миша (7-й класс) во время перемены с криком мчался по коридору, налетел на учительницу и чуть не сбил ее с ног. Все это происходило на глазах директора школы, который видел, как нарушитель дисциплины, вместо того чтобы извиниться перед учительницей, хотел просто убежать.
Как поступил директор?
Решение. Директор остановил Мишу и приказал: "Спустись вниз и подожди меня около дверей моего кабинета".
Возвращаться в кабинет директор умышленно не спешил. Когда он пришел, ему стало ясно, что укорять провинившегося или вести с ним нравоучительную беседу не следует. Весь вид мальчика, слезы на глазах говорили о том, что он искренне раскаивается в случившемся. Директор спросил: "Теперь ты знаешь, что надо делать?". "Да", – ответил Миша. "Иди". Краткость словесного воздействия и его результативность очевидны.
Иногда рассматриваемая форма внушения проводится учителем в виде размышления вслух, в котором он дает оценку самому себе и школьникам: "Неужели я самый плохой учитель и поэтому наш класс и по дежурству, и по спорту, и по художественной самодеятельности на самом последнем месте?".
Разумеется, такой разговор должен быть очень тонко рассчитан. Совершенно недопустима рисовка учителя. Если педагог не авторитетен и ребята его не уважают, то ничего, кроме жалости к себе, он подобными рассуждениями не вызовет.
Педагогическое "плацебо". Термин "плацебо" заимствован из медицинской практики. В психиатрии плацебо- эффект заключается в том, что врач прописывает больному индифферентное средство, но при этом говорит о пользе рекомендуемого лекарства. Психический настрой больного на благоприятное воздействие приписанного лекарства дает положительный результат.
В педагогической практике также встречаются ситуации, когда оправдано применить нечто, напоминающее плацебо- эффект.
Например, пятилетний мальчик упал, разбил коленку и горько плачет. Мать спешит на помощь: "Вовочка, дай я подую на коленку, и все пройдет". Ребенок доверчиво подставляет ножку, мать слегка дует и спрашивает: "Ну, теперь не болит?". "Нет, не болит".
Опытные учителя начальных классов также иногда пользуются подобным приемом.
Ситуация. Коля, ученик 1 -го класса во время перемены вымазал лицо чернилами. Он очень доволен своей проделкой. Весь класс смотрит в его сторону – он герой. Входит учительница. Что делать? Самое простое: приказать выйти из класса и умыться.
Как в этой ситуации воспользоваться методом косвенного внушения?
Решение. Учительница, войдя в класс "не замечает" Колю и начинает урок с чтения сказки. Постепенно класс затихает, внимание завоевано. Внезапно учительница прерывает чтение и, обращаясь к мальчику, у которого на руке чернильное пятнышко, говорит: "Я забыла вас предупредить, что чернила, попадая на руки человека, разъедают кожу и оставляют ранки. Надо быть очень осторожным в обращении с чернилами. Если вы случайно испачкаете пальцы чернилами, обязательно постарайтесь их во время перемены отмыть. Я знаю случай, когда мальчик вымазал всю руку чернилами, сразу нс помыл ее, она покрылась язвочками и очень болела. Пришлось ему в больницу лечь".
Свой рассказ учительница ведет серьезно и эмоционально, обращается ко всему классу, в сторону Коли не смотрит. Но он уже сник. Из глаз по грязному лицу побежали слезы. Он тянет руку: "Татьяна Васильевна, можно выйти из класса?" И тут только учительница "замечает" Колю. "Ну, как же ты так? – укоризненно говорит она. – Конечно, иди, умойся".
Прибегая к "педагогическому плацебо", мы совершаем некоторый обман, но это, как говорят, "святая ложь". В отдельных случаях рассматриваемая форма косвенного внушения оправдана, используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Все формы косвенного внушения являются тонкими, тактичными средствами воздействия. Их применение характеризует степень мастерства учителя.
Разве Коля, вымазав лицо чернилами, не понимал, что так нельзя делать? Много ли в подобных коллизиях может дать разъяснительная работа, убеждающее слово учителя, адресованное к сознанию учащихся? Обычно разъяснение принимает форму нудной нотации, поэтому педагогически целесообразно или категорически потребовать от ученика "привести себя в порядок", или сделать косвенное внушение.
Косвенное внушение предпочтительнее прямого внушающего наставления, поскольку никогда не встречает внутреннего сопротивления школьника. Косвенное внушение по форме своею выражения является скрытым, поэтому школьник не замечает, что воздействие противоречит его внутренней установке.
Ценность данного метода заключается также в том, что он эффективно стимулирует всю психическую активность личности. Намек, ирония, косвенное осуждение и другие подобные формы не требуют от школьника поведения на исполнительском уровне.
Воздействие на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки собственных поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Обычно косвенное внушение школьник воспринимает как отсроченную меру воздействия. Так как содержание косвенного внушения всегда опирается на положительный опыт ученика, у него, как правило, находятся силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.
adminВнушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.
Вербальное внушение
Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.
Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.
Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:
последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.
Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.
Невербальное внушение
Невербальное внушение базируется . Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:
каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.
Внушение и убеждение
Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.
Убеждение является одним из разновидностей направленного , что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.
К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения. Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к. выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:
предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, авторитет;
послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;
эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.
Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.
Способы внушения
Экспертами выделяется несколько способов внушения:
во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.
Есть и другая классификация методов внушения:
словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.
Кроме того, есть 3 формы внушения:
принуждение;
настойчивое убеждение;
влияние на волю и эмоции.
Гипнотическое внушение
Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон. В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом. Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.
Способы данного типа убеждения подразделяются на:
механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
психические – словесное влияние;
магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.
Мысленное внушение
Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом. Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности. Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.
Одним из ключевых условий данной методики является требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.
Техника внушения
Ключевая техника внушения содержит такие этапы:
установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;
введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
снижение активности сознания;
производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.
Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся , что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от , а человек поддается внушениям.
29 марта 2014, 16:10Александр Любимов
В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:
Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.
Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.
Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.
Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней.
Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.
Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели.
Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.
Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.
При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом.
Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» - и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение.
Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», - типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…
- Ты такая умная, добрая, красивая - что же у тебя так плохо с мужиками? - подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками».
Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения.
Виды внушений
Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.
Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения . При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:
Ты уверен в себе.
Ты легко добьёшься цели.
Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.
В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг - это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то.
Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.
Использование
Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.
Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» - создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» - в которой существует выбор, что человек этого не сделает.
Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:
-
сам справляется с проблемами;
достигает поставленных целей;
получает удовольствие от жизни.
более успешен;
быстрее запоминает иностранные слова;
легко встаёт по утрам;
уверен в себе;
Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:
быстрее обучаются;
им интересно;
достигают успеха;
легко запоминают материал.
Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:
дисциплинированы;
усидчивы;
уверены в себе;
контролируете свои эмоции;
любите заниматься спортом;
вовремя ложитесь спать;
Косвенные внушения
Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.
Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями.
В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.
Пресуппозиции
Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.
Когда вы мне позвоните?
В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.
Какое упражнение ты будешь делать первым?
Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.
Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».
Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.
Отрицания в команде
Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.
Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию.
Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».
Трюизмы
Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.
Париж - столица Франции.
Люди бывают успешны.
Ты способен расслабиться.
Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.
Невербальные выделения
- Вы можете войте в транс медленно , вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро .
Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.
Вложенные сообщения
В Эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение».
Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.
Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание . Но легко отвлечься. Это нормально.
Команда: «Удерживать внимание легко».
Последовательность принятия
Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.
Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.
Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.
Условия внушения
Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.
Раппорт
Внушения работают, только если есть раппорт.
Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны.
Транс
Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.
Намерение
Внушения должны поддерживать намерения клиента.
Хотя бы некоторые.
Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.
То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение - внушение может помочь ему сделать это быстрее.
Конструирование команд
Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.
Простая фраза
Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.
Положительная формулировка
Что человек стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.
Действие или оценка
Команды касаются либо конкретных действий:
вынеси мусор;
сделай уроки;
почувствуй себя уверенно;
расслабься;
позвони завтра.
Либо изменения оценки:
ты успешный;
тебе нравится заниматься;
ты усидчивый;
я люблю бегать по утрам (для самовнушения);
это сделать легко.
Однозначная трактовка
Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.
Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.
Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».
Примеры удачных команд:
Я уверен в себе.
Я легко запоминаю новые иностранные слова.
Позвони мне завтра.
Подпиши договор.
Тебе нравится бегать по утрам.
Ты расслабляешься.
Тебе легко сосредотачиваться.
Ты быстро выздоравливаешь.
Боль уходит.
Упражнение «Конструирование команд»
Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:
Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.
Подросток боится сдачи экзаменов.
Муж забывает вынести мусор.
Не могу заставить себя бегать по утрам.
Трудно запоминать иностранные слова.
Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:
Человеку не хватает мотивации их повторять.
Он всё время откладывает занятия.
Он плохо запоминает.
Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.
Ему не нравится учить этот язык.
Соответственно, команды будут разные.
Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.
Ты способен быстро выучить новые французские слова.
Тебе нравится учить новые французские слова.