Во всём мире живёт очень много народов. Учёные до сих пор не насчитали. В Якутии тоже живут люди разный национальностей. Например, якуты, эвены, эвенки, русские, казахи, узбеки.
Языки, одежда, занятия этих народов не похожи друг на друга. Из книг, газет, журналов, через телевидение, радио мы узнаём много интересного о народах, живущих на территории республики Саха (Якутия). Предки моего отца эвены из Аллаиховского улуса. Они живут вместе с русскими и якутами, но говорят по-якутски.
Раньше я мало знал об эвенах. Однажды на уроке русского языка учительница рассказала, что эвены родом из юга. Только после этого я стал интересоваться своими предками. Выступал со своими сообщениями на классных часах. Больше всего меня заинтересовали праздники якутов и эвенов. В итоге этого мы сравнили эти праздники и написали доклад.
Наша Якутия известна своей красивой, чистой природой. Поэтому именно в нашей республике живут люди разных национальностей. В Якутии 5 коренных малочисленных народов: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Их осталось мало, поэтому они относятся к малочисленным народам.
Эвены живут в Магаданской области и на Камчатке, в Хабаровском крае и на острове Сахалин. В нашей Якутии живёт большая половина этого маленького народа. Всего эвенов около тринадцати тысяч.
Переселение этих народов имеет особую историю. Если взять саха, то в некоторых старинных преданиях говорится, что народ перекочевал из степей Монголии, а эвены – из Северного Китая. Учёные доказали это, изучив культуру, языки этих народов.
В давние времена вспыхивали войны за власть над землёй. Саха был народ миролюбивый. Поэтому они нашли убежище в северных местах. Здесь они поселились по аласам и стали заниматься коневодством, охотой, рыболовством.
Эвены, также как и якуты, бежали, спасая своих людей от войн, в северные края. Чтобы прокормиться, они стали заниматься охотой, оленеводством, рыболовством.
То, что они перекочевали из южных стран, мы узнаём из рассказов, сказок, песен, танцев. Учёные языковеды доказали, что в прошлом саха были соседями монголов. Поэтому наши слова похожи, они относятся к тюркской группе языков. Даже внешне мы схожи друг с другом.
Праздники предков
Больше всего меня заинтересовали праздники моих предков. Поэтому мы сопоставили между собой праздники ысыах у якутов и праздник встречи солнца у эвенов. Из собранных материалов мы написали доклад.
Ысыах народа саха
С испокон веков у наших предков существовал праздник встречи лета. Этот праздник проводился 22 июня. Так как только этот день является самым длинным. Якуты заранее готовились к этому празднику. Местность, где проходил праздник, украшали молодыми берёзками – чэчир, коновязью – сэргэ, шнурами из конских волос с дарами – салама. Заранее готовили праздничное кушанье: кумыс, жеребятину.
Все люди на ысыахе надевали национальный костюм. Имелись отличия, обычаи в нарядах молодых девушек, замужних, пожилых женщин. Сидя долгими зимними вечерами у камелька женщины шили, вышивали свои праздничные наряды.
На праздничном обряде немаловажную роль играл и конь. Якуты боготворят кормилицу-лошадь. Поэтому седло и другие атрибуты украшали узором из бисера, серебра.
Ысыах начинался с благословения-алгыса. Алгыс – это преклонение к высшим богам – Айыы. Человек, который произносил эти восхваления, благопожелания – алгысчыт, сдабривал огонь, землю кумысом, оладьями, саламатом. После алгыса все пьют кумыс, едят мясо.
У якутов вся посуда изготовлена из глины и дерева. Например, сосуд, из которого пьют кумыс, был из берёзы. Называется чороном. Чорон имел много узоров, которые соответствовали возрасту, социальному положению.
Жеребятину варили достаточно много, так как угощали и гостей из ближних местностей.
После кумысопития начинался осуохай. Осуохай – народный танец саха. Все вставали в круг и взявшись за локти двигались по ходу солнца. Запевала начинает, за ним повторяют все. Песня каждого запевалыотличалась словами, мотивом исполнения. Выбирали лучшего запевалу – осуохайдьыт. Воспевали красоту родной природы, лето, радость.
Больше всего им нравились национальные прыжки – буур, куобах, кылыы. Самые сильные состязались в перетягивании палки – масс тардысыы. В борьбе хапсагай разрешали принять участие мальчикам. Рассказывают, что в древние времена на ысыахе стреляли из лука – ох саа, бросали копьё – юнгюю.
Вечером, когда сядет солнце, станет прохладно, спадёт мошкара, начинаются конные скачки.
Вот так, с песнями, танцами, играми встречали лето мои предки саха.
Праздник эвенов
Народы Севера встречаются несколько раз в год. Например, первая встреча кочующих эвенов происходит в начале весны. Здесь собираются близлежащие оленеводы. После долгих, холодных зимних дней, эти встречи проводили с песнями, весельем. Пожилой оленевод благодарил духов за благополучное зимовье. Совершал обряд подношения богам. По тундре раздаётся радостный сээдьэ. Маленькие дети состязаются в борьбе. Ловкие и сильные соревнуются в скачках на ездовых оленях. Устраивают соревнования по ловле оленей.
Многолюдное собрание происходит во второй половине лета. Эта встреча имеет особую важность. Во-первых, здесь собирается много людей из отдалённых местностей. Во-вторых, проводили с особым весельем. Состязались в беге, борьбе, скачках на оленях. Так же, как и у Саха, соревновались в перетягивании палки, стрельбе из лука. В третьих, говорили об охоте, охотничьих угодьях. Бойко шли торговля, обмен пушниной.
Когда эвены встречаются, то они танцуют национальный танец сээдьэ. Сээдьэ – один из лучших танцев этого народа. Танцующие становятся в круг держась за локти, медленно двигаются по направлению солнца. Один из танцующих начинает песню, за ним повторяют все. Певец воспевает пробуждение природы, гомон птиц, животных. Во второй части этого танца темп движения, песни становятся быстрым. Побеждает тот запевала, у которого голос звонче, лучший импровизатор.
Эвенские женщины, как и женщины-саха, большое внимание уделяли своему праздничному наряду. Узору напоминают природу сурового севера. Треугольный орнамент в одежде означает горы, конический чум. Вышивали бисером, украшали подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.
Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...
Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:
3.
Запах терпимый, но точно не благовония:
4.
5.
6.
В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):
7.
В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.
Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:
8.
9.
Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:
10.
Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.
11.
Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:
12.
В небе стали появляться первые солнечные лучи:
13.
Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.
21.
Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:
22.
В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:
23.
Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:
24.
Много молодых девчонок и парней:
25.
Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:
26.
27.
Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!
28.
Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:
29.
Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:
30.
31.
32.
Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:
41.
42.
43.
Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!
44.
Кроме праздника Ысыах мы плавали по Лене, забирались и пролетали над Ленскими столбами и отдыхали в баре в вечной мерзлоте. Обо всем об этом в следующих постах!
*Пока я нахожусь без связи в Гренландии, материал публикуется повторно*
Ысыах (як. Ыһыах) - день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.
Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.
Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.
Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.
Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.
Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь».
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.
Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу «Олонхо» – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).
Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).
– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий?
– Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного наследия.
17 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» состоится традиционный национальный государственный праздник якутского народа — Ысыах.
На этот раз Московский Ысыах обретет ледяное дыхание Полюса Холода — яркий колорит, самобытность и дух национального праздника Ысыах в Москве представит внушительная делегация посланцев из Верхоянского улуса — мирового Полюса Холода, единственного места постоянного проживания человека на планете, где зафиксированы самые низкие температуры за всю историю наблюдений.
Верхоянцы представят культуру якутского народа лучшими танцевальными коллективами, мастерами фольклорных жанров, народными умельцами и уникальными блюдами национальной кухни.
Впервые Ысыах заявил о себе в столице десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ — свидетельство многолетней дружбы и единства народов России, символ гостеприимства. Сегодня поляна у Сэргэ в Коломенском — ежегодное место встречи якутян, москвичей и гостей столицы во время празднования Ысыаха.
Каждый Ысыах в Москве — уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников. В этом году он посвящен знаменательной исторической дате — 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.
Программа, как всегда, очень насыщена и привлекательна. Конечно, особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония, которую проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния — с 11 до 12 часов дня.
Впервые на Московском Ысыахе пройдет Фестиваль фольклорных жанров, который объединит профессионалов и любителей игры на хомусе, исполнителей тойука и чабыргах.
Неотъемлемой частью национального праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Традиционно на Московском Ысыахе пройдет турнир по мас-рестлингу, боотуры будут соревноваться в якутской борьбе хапсагай, в якутских прыжках и вертушке.
Пожалуй, только на якутском Ысыахе можно увидеть весь цвет национальных костюмов народов, населяющих Россию, в национальных костюмах придут на праздник гости из других республик и стран мира. Грандиозным событием станет и гала-концерт с участием мастеров искусств Якутии и республик Российской Федерации.
Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта и другие. В этом году гости Московского Ысыаха станут участниками мастер-классов по изготовлению изделий народных промыслов.
Национальная кухня — непременный атрибут празднования Ысыаха. В Коломенском гости Якутии смогут попробовать якутские оладьи, жеребятину, напиток кумыс и знаменитую якутскую рыбу.
Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем. Осуохай на Московском Ысыахе — особый ритуал. Все гости праздника выстраиваются в огромный «жизненный круг», завершая грандиозное празднование древнего праздника народа саха.
Программа праздника:
Поляна «Сэргэ»
- 11:00–12:30 — Открытие праздника, церемония благословения Алгыс, праздничный хоровод «Осуохай».
- 15:00 — Фестиваль фольклорных жанров «Саха сайына» (якутские скороговорки чабыргах, хоровод осуохай, игра на хомусе).
- 18:00 — Заключительный осуохай «Хоровод дружбы», закрытие праздника.
Спортивные поляны «Игры Боотуров»
- 12:05 — Торжественное открытие спортивных соревнований.
- 12:15–17:00 — Спортивные состязания по якутским национальным видам спорта (хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка).
- 12:20–17:30 — Открытый Всероссийский турнир по мас-рестлингу.
- 17:30 — Награждение победителей.
«Концертное түhүлгэ»
- 13:00–15:00 — Концертная программа «Урун тунах ыьыагынан!» («С прекрасным праздником!»).
- 15:00–16:00 — Гала-концерт «В семье единой народов» с участием творческих коллективов г. Москвы и Московской области, регионов России.
- 16:00–18:00 — Праздничное шоу — концерт «Таастаах Дьааныттан Эҕэрдэ!» («Поздравления с каменистых берегов Яны»), конкурс «Уьун суьуох» («Длинная коса»), дефиле в национальных костюмах «Краски Туймаады».
Поляна «Сардаана»
- 13:30–17:00 — Конкурсы, игры и викторины для детей «Кустук» («Радуга»).
Площадь «Город мастеров»
- 10:30–17:00 — Выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров и ювелирной продукции, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов.
Ысыах
- якутский национальный праздник. По
якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день
солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального
праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа
саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий
объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во
время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который
посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни,
нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество
гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и
природой, объединенных единым ритмом.
На Ысыахе люди придерживаются
праздничного этикета.
Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.
Национальная одежда
. Ысыах - долгожданный праздник для народа саха,
его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и
делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не
только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные
обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для
сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают
участие и стар и млад.
Игры Дыгына.
Народ саха помнит исторические времена, когда
предводитель народа саха- Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой
народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных,
сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров.
Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась
у народа. Ежегодно на городском празднике "Ысыах Туймаады” проводятся
состязания боотуров- "Игры Дыгына”, они являются одним из главных мероприятий
Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание
называться победителем "Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в
уста, становясь национальными героями. (Туймаада
- название долины, в
которой расположен г. Якутск и его окрестности)
Конкурс сказителей-олонхосутов
. Олонхо - древний героический эпос народа
саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной
форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и
мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма,
гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его
хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми
и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями
праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались
состязания онхосутов.
Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Церемония распития ритуального напитка - кумыс.
Кумыс - напиток из кобыльего молока, с
древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и
его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название
праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить
кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель)
разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой
ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным
напитком - кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню
тойук, благопожелание (алгыс).