Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.
Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.
Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.
Функции семьи как социального института
К основным функциям семьи относится:
- воспроизводственная, то есть продолжение рода;
- воспитание и обучение, социализация;
- содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
- духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
- организация совместного отдыха и деятельности семьи.
В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:
- снижение рождаемости;
- увеличение числа разводов;
- девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
- рост числа малообеспеченных и неполных семей;
- ухудшение здоровья детей и супругов;
- изменение семейных ролей;
- рост семейного насилия.
Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.
На функционирование семьи в свою очередь влияет:
- нормы и ценности культуры;
- экономическая сфера общества;
- демографические изменения;
- государственные институты;
- физиологические процессы;
- психологическая динамика внутрисемейных отношений.
Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.
Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.
Типы семей
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.
- Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
- Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
- Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.
Благополучные и неблагополучные семьи
Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.
По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.
Группа семей | Подгруппа | Характеристика родительского отношения |
Благополучные семьи | Понимающие | Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности. |
Покровительствующие | Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними. | |
Безразличные | Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими. | |
Неблагополучные семьи | Подавляющие | Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут. |
Тревожные | Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы. | |
Отстраненные | Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку. | |
Отвергающие | На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение. |
По воспитательному потенциалу
По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.
Воспитательно-сильная семья
Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.
Воспитательно-устойчивая
В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.
Воспитательно-неустойчивая
Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.
Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними
Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.
В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:
- воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
- маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
- правонарушительская;
- преступная;
- психологически отягощенная семья.
Родительский авторитет
Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.
- достойную жизнь родителей;
- достойную работу родителей;
- их поведение;
- их знание жизни ребенка;
- помощь ребенку;
- чувство ответственности за воспитание ребенка;
- гражданское лицо родителей.
Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.
- Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
- Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
- Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
- Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
- Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
- Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
- «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
- «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
- «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.
Педагогическая культура родителей
Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.
- Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
- Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.
Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.
Высокий уровень
Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.
Владение методами воспитания
Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.
Средний уровень
Осознание целей и задач воспитания
Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.
Владение методами воспитания
Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.
Низкий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.
Владение методами воспитания
Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.
Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.
К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.
Основы семейного воспитания
В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.
Родительский контроль
При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.
Родительские требования
Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.
Способы общения с ребенком
Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.
Эмоциональная поддержка
Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.
Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).
Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.
Послесловие
Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».
Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:
- индивидуально-психологические особенности ребенка;
- личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
- условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).
«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.
Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.
Антрополог Джордж Мердок вывел определение понятия «семья» еще пятьдесят лет назад. Кроме того, описал он и приблизительный состав одной «ячейки общества». По Дж. Мердоку, семья - это социальная группа с общим местом жительства, практикующая экономическое сотрудничество и воспроизводство. Она включает взрослых обоих полов, по крайней мере двое из которых поддерживают одобряемые обществом сексуальные отношения, а также детей, биологических или усыновленных.
С тех пор многое в жизни людей переменилось, а определение понятия "семья" теперь выводится каждой областью знания самостоятельно. Рассмотрим же общепринятые взгляды социологов, юристов и психологов - специалистов, которые чаще всего по роду своей деятельности сталкиваются с брачными и семейными отношениями.
Что понимают под семьей социологи
Социология изучает жизнь общества. Однако эта наука, как и множество других, подобных ей дисциплин о человеке, имеет несколько разделов. Предметом исследования одной из выделяемых в ней областей как раз и становятся семья и общество. Понятие семьи, существующее в социологии, тесным образом связано с древнейшими законами родства и супружества, на соблюдении которых и строится многовековая история человечества.
Какое же определение предлагает нам обществоведение? Семьей называется относительно постоянное объединение людей, связанных кровным родством, узами брака или процедурой усыновления, живущих на одной территории и зависящих друг от друга в финансовом и психологическом плане.
Социология, таким образом, предполагает, что общество формируется из множества маленьких родственных «ячеек», в которых каждый человек получает необходимую поддержку от своих близких и платит им тем же. И, кроме того, каждая такая маленькая общность функционирует на благо всех людей в целом. То есть работает как единый социальный институт.
Что такое семьи?
Общества как такового может не стать, если кто-то не возьмет на себя обязанность поддерживать его существование. Для этого нужно выполнять определенные функции и делать это регулярно. И с такой огромной ответственностью блестяще справляется маленькая группа людей - семья.
Однако постоянство общества поддерживается и другими социальными институтами: экономическими, политическими, культурными. Они выполняют определенные функции, тем самым укрепляя связи людей внутри себя и упорядочивая жизнь огромного организма - всего человечества. Семья также берет на себя обязательства по организации жизнедеятельности общества. Она выполняет определенные функции, воспитывая новых членов социума и создавая для них благоприятные жизненные условия. В этом и заключается понятие института семьи.
Функции семьи как социального института
Какие же функции возложены обществом на систему семьи? Что делает ее важным социальным институтом?
Во-первых, семья - это та среда, где растут и познают окружающий мир дети. Никакое общество не может существовать без адекватной социализации молодых его членов. В большинстве случаев воспитание детей берут на себя их родители. Иногда к этому процессу подключаются старшие братья и сестры, бабушки и дедушки или другие родственники. Таким образом, семья воспитывает новых членов общества. Именно она прививает индивиду все ценности и моральные устои, задает человеку курс на успешную реализацию себя в социуме.
Во-вторых, в идеале семья выступает основным источником материальной и психологической поддержки для каждого ее члена. Она дает пищу, одежду, жилье и другие средства первой необходимости, а также любовь, эмоциональный комфорт и помощь в любой трудной ситуации. Именно благодаря ей человек может ощутить, что такое благополучие.
В-третьих, семья помогает регулировать сексуальную активность людей. Благодаря ей осуществляется половое воспитание и закладываются соответствующие нормы поведения, она удерживает человека от беспорядочных любовных связей посредством брачных уз и обязательств.
В-четвертых, социальная идентичность обеспечивается человеку именно в семье. Каждый из нас имеет определенный пол, принадлежит к какой-либо расе и национальности, исповедует наиболее близкую своим взглядам религию. И все это человек получает от родителей. В дальнейшем социальная идентичность может очень серьезно повлиять на его жизнь. К примеру, человеку может прийтись нелегко, если он принадлежит к классу, находящемуся внизу социальной лестницы. Однако иерархичность - незаменимый атрибут социума. Как показывает практика, идеи равенства классов утопичны, но семья может научить человека адаптироваться к своему положению в обществе или дать ему необходимую поддержку для того, чтобы он смог при желании изменить свой статус.
Что такое брак? Чем брак отличается от семьи?
Понятие семьи неотделимо от категории брака. Однако эти два слова обозначают не одно и то же, хоть их очень часто и употребляют как синонимы. Чем же брак отличается от семьи?
Семья, как мы уже знаем, объединяет родственных по крови людей. Брак, напротив, связывает двоих с помощью эроса, влечения. И эти двое не должны быть родственниками, так как супружество подразумевает рождение детей.
В обществе принято, что семья образуется через брак. Сначала люди женятся, начинают жить вместе, привыкают друг к другу. И лишь по прошествии какого-то времени они ощущают себя единым целым, настоящим «Мы» вместо существовавших до этого двух отдельных «Я».
Брак не только одобряется обществом, но и регулируется им. Можно сказать, что узы супружества также являются социальным институтом, который, однако, регламентирует только лишь отношения мужа и жены, тогда как семья - это еще и другие родственные связи.
Брак должен быть зарегистрированным юридически. Молодые люди, желающие создать семью, не только произносят слова любви и верности в церкви, но и скрепляют союз своими подписями. С этого момента их брак вступает в юридическую силу.
Юриспруденция и брак
И в правоведении также существует свое понятие брака и семьи. Оно отличается от социологического тем, что юридически союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми. То есть если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются. "Член семьи" - понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей.
Брак - это добровольный союз двух людей. Его заключают по определенным правилам с целью создания семьи. Регистрация проводится уполномоченными государственными органами. При необходимости стороны подписывают договор, в котором обозначаются права и обязанности мужа и жены.
Брак может быть расторгнут в связи со смертью одного из супругов либо по обоюдному их согласию. Кроме того, существует ряд ограничений, которые накладываются обществом и законом на возможность создания семьи. К обстоятельствам, запрещающим брак, относятся:
- недостижение одним или обоими потенциальными супругами брачного возраста;
- принадлежность их к одному полу;
- кровное родство.
Возраст, с которого молодые люди могут вступать в законные семейные отношения, неодинаков в разных странах. Кроме того, некоторые государства разрешают и однополые браки. Но вот кровное родство является преградой гораздо более серьезной, и обойти ее законодательные органы цивилизованных стран так просто не разрешают.
Понятие правовой системы семьи
Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.
Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.
Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.
Брак и семья в психологии
В психологии существует свое понятие брака и семьи. Так, исследователями было дополнено уже известное нам социологическое определение «малой ячейки общества». Новая дефиниция звучит следующим образом: семья - это объединение близких эмоционально и значимых друг для друга людей, возникающее на основании супружества, родительства или кровных связей. Брак - это объединение людей, связанных супружескими узами и обетами.
Мы видим, что психология ставит на первое место не полезность семьи для общества и не юридические основания ее возникновения. Особое значение придается сакральным родственным связям, и душевный комфорт каждого человека оценивается выше полезности индивида для социума.
В психологической науке семья рассматривается как система, так как между ее членами возникают определенные взаимоотношения. Изучается положение каждого отдельного человека в ней, его роль и духовные связи с родственниками.
Но и в психологии семье приписываются особые функции. Сравним их с рассмотренными ранее социологическими.
Функции семьи
В психологии понятие и функции семьи взаимосвязаны. Обычно каждая научная школа выводит свой их перечень. В чем-то они перекликаются, в чем-то разнятся, но семейный психолог Т. В. Андреева систематизировала все эти функции. Получился вот такой их список:
- Репродуктивная функция заключается в том, что в семье люди воспроизводят себе подобных. Тем самым человек получает возможность оставить след на земле после своей смерти.
- Воспитательная функция раскрывается в формировании личности ребенка. Мать, отец и другие близкие родственники своим поведением закладывают основы характера маленького человека. Кроме того, они подают ему пример своими поступками.
- Очень похожа на предыдущую обучающая функция семьи. Заключается она в том, что все элементарные навыки и базовые знания об окружающем мире ребенок получает от своих родителей.
- Коммуникативная функция семьи раскрывается в общении ее членов между собой, а также в их обращении к СМИ, культуре и искусству. Таким образом, человек не только находит собеседника в лице своего ближайшего родственника, но и приобщается к красоте окружающего мира.
- Эмоциональная функция семьи заключается в дарении другому симпатии и заботы, оказании психологической поддержки. Без этого человеку было бы очень тяжело справляться с трудностями повседневности.
- Некоторые исследователи выделяют духовно-психотерапевтическую функцию. Ведь именно в семье человек обогащается духовно. Кроме того, родственники оказываются для многих людей самыми доступными психологами и аналитиками.
- Сексуально-эротическая функция подразумевает удовлетворение потребности в любви и сексе. Семейный человек наслаждается своим партнером не только в духовном, но и в физическом плане. И очень важна взаимность, которую можно испытать в браке.
- Хозяйственно-бытовая и экономическая функции заключаются в совместном ведении людьми домашнего хозяйства, создании уюта и привычного уклада жизни, обретении материального комфорта и благополучия.
- Функция социализации означает, что здесь молодой человек, формирующаяся личность обучается жить в обществе. От своих родителей он получает представление о том, какие нормы поведения поощряются социумом, а какие - отвергаются.
- Статусная функция означает передачу ребенку от родителей цвета кожи, национальности, места в социальной иерархии. Ранее мы уже употребляли термин «социальная идентичность» для описания сходной роли семьи в обществоведении.
- Функция первичного социального контроля. Она подразумевает, что семья может выступать в роли своеобразной «первичной совести». То есть отношение близких людей к тем или иным поступкам человека показывает, как воспримет это и все общество. Нормы поведения и дозволенности в данном случае прививаются социумом.
- Защитная функция подразумевает, что в семье каждый человек может найти необходимую помощь и покровительство.
Как мы видим, психология и социология имеют схожие основные понятия. Семья рассматривается ими как система, выполняющая определенные функции. Однако социология делает упор на полезность индивида для общества, а психология рассматривает внутрисемейные отношения. "Член семьи" - понятие в большей мере юридическое, однако каждый человек имеет и свое обыденное представление об этих обществоведческих терминах и их значении. И такое простое, ненаучное понимание также является правильным.
Понятие и виды семьи в психологии
Психологи любят все классифицировать, поэтому не обошла такая участь и категорию семьи. Разделение проводится по многим признакам, однако самой известной, наверное, является классификация по времени, прожитому людьми в браке.
Различают молодые семьи со стажем 1-3 года, зрелые, в которых супруги провели вместе от 3 до 20 лет, и пожилые «ячейки общества». Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует определенный жизненный цикл, который проходит каждый брачный союз за время своего существования.
"Молодая семья" - понятие, которое больше других интересует психологов. В этот период люди приспосабливаются к совместной жизни. Их взаимная очарованность проходит, уступая место налаживанию быта. Именно в это время формируется единый, целостный механизм - семья.
Зрелые пары все свое время сначала посвящают воспитанию детей. Понятие семьи у людей становится центральным: дорогим людям отдаются тепло и забота, им посвящается практически все свободное время. А затем подросшие дети «улетают из гнезда».
Пожилые супруги учатся заново жить только вдвоем. Иногда они начинают вместе путешествовать по миру, иногда - расстаются. Некоторые же находят утешение в увлечениях и творчестве.
Поразмышляем о семье?
Понятие семьи неоднозначно. В каждой отрасли знания под этим термином подразумевается своя структура, дается отдельное научное определение.
Но как давно каждый из нас задумывался о своей семье и пытался понять, что значат для него родственные узы? И так ли уж легко попытаться дать этому понятию собственное, не научное, а основанное на личных соображениях, определение? Ведь, несмотря на то что все мы рождаемся и живем в семьях, раскрыть собственный житейский опыт зачастую сложнее, чем говорить обобщенно.
Все люди разные, все они реализуют собственные представления о том, какой должна быть идеальная "ячейка общества". И именно поэтому понятие семьи у каждого человека свое.
Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.
- С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
- Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
- В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
Признаки
Семья как малая общность обладает отличительными признаками:
- союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
- вступление в брачные отношения на добровольных началах;
- общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
- моральное, психологическое и нравственное единство;
- вступление в близкие, интимные отношения;
- рождение, воспитание и социализация детей.
Основные функции
Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.
Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:
- репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
- хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
- регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
- воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.
Структура
Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.
Характерный признак | Тип семьи | Отличительные особенности | |
1.Количество партнёров | Моногамная | 2 партнёра | |
Полигамная | Более 2-х партнёров | Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман. | |
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление. | |||
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами) | |||
2. Половаяпринадлежность партнёров | Разнополая | Партнёры мужчина и женщина | |
Однополая | Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются. | ||
3. Количество детей | Бездетная (инфертильная) | Отсутствие детей | |
Малодетная | 1 – 2 ребёнка | ||
Многодетная | 3 и более детей | Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества. | |
4. Состав | Нуклеарная | Родители и дети | 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей. |
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья. | |||
Сложная (патриархаль-ная) | Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей. | ||
5. Место и роль человека. | Родительская | Роль ребёнка | |
Репродуктивная | Роль родителя | ||
6. Место проживания | Матрилокальная | Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща. | |
Патрилокальная | Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа. | ||
Неолокальная | Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы. | ||
7. Социальный статус | Молодая | 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет. | |
Сложившаяся | Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет. | ||
Приёмная | Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. | ||
8. Материальное состояние | Обеспеченная | Материальный достаток выше среднего | |
Малоимущая (малообеспечен-ная) | Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума. | ||
9. Морально-психологическое состояние | Благополучная | Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи. | |
Неблагополуч-ная | Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам. | ||
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление; | |||
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия; | |||
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера. | |||
Группа риска | Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень. | ||
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы. | |||
2) неполная : наличие только одного родителя; | |||
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины); | |||
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи. |
Семья - не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом, самое важное в жизни, что есть у человека. Поговорим о ее ценности и о многом другом.
Каково значение семьи в жизни человека?
Семья - то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить, любовь к отчизне.
Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в светлое будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию.
Немаловажное влияние на развитие оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют великую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло. Значение семьи в жизни человека безгранично велико.
Семейные узы - всему начало
Семья - это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, основа которой - брачный союз супругов, обрастающий родственными отношениями двух и более людей, которые живут вместе.
Признаки семьи
Маленький социум обладает рядом уникальных свойств:
- Вступление в эту общность происходит исключительно на добровольной и безвозмездной основе.
- Общими между членами семьи могут быть бюджет, совместное проживание и ведение хозяйства, приобретение любого имущества, материальных ценностей.
- Наличие общих детей.
- Соблюдение прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
- Участники группы связаны моральным, психологическим и нравственным единством.
Роль семьи в жизни человека и общества
Семья выполняет множество важных функций, которые обеспечивают ее жизнедеятельность. Рассмотрим некоторые из них:
- Первоочередная - репродуктивная. Преследует осуществление общественной и индивидуальной задачи. Первая отвечает за воспроизводство численности населения, вторая - удовлетворение природной потребности в рождении детей.
- Воспитательная. Это социализация и воспитание детей до их совершеннолетия. Крохе передаются семейные традиции и ценности, прививаются моральные принципы.
- Экономическая. Семья обеспечивает удовлетворение первичных потребностей - кров, еда и питье, одежда. Члены малой общности ведут совместное хозяйство, приобретают и накапливают материальные блага и ценности с целью передачи подрастающему поколению.
- Восстановительная. Человек нуждается в защите, любви и заботе. Неудовлетворенность этих базовых потребностей ведет к проблемам, связанным с физическими и психологическими заболеваниями, вследствие чего появляются депрессии, всплески агрессии и нервные срывы как внутри семьи, так и за ее пределами. Это влечет расторжение брака, дети растут не в полноценной семье. Все зависит от если крепок общий дух, близкие уважают, любят друг друга, ценят, идут на уступки, могут организовать досуг и быт, их семейный корабль никогда не разобьется о рифы проблем.
В семье очень важна благоприятная эмоциональная обстановка. Поговорим об этом.
Психологический климат
Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.
Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.
Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека - первостепенное.
Поговорим о семейных ценностях
Крепкая и дружная семья - маленький кирпичик надежного фундамента большого здорового социума, поэтому роль современной семьи в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом очень велика. Ценности - это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Судя по ним, можно определить, какое значение семья имеет в жизни человека. Рассмотрим главные из них:
- Правдивость. Честность в отношениях - основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес.
- Гибкость. Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей.
- Сплоченность. Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками.
- Прощение. Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры.
- Щедрость. Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души.
- Традиции. Поговорим о том, что такое традиции семьи. У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни.
- Любопытство. Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство крохи, помогать ему познавать мир.
- Общение. Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится.
- Ответственность. Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством.
В зависимости от имеющихся семейных ценностей, благоприятного климата, сложившихся моральных принципов и устоев, формируется образ семьи, который станет лицом сплоченной социальной группы. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, ребенка, супруга.
А какова роль семьи для ребенка?
Семья - то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.
Демонстрируйте важность родства ребенку
Для чего это нужно? Дети умеют лишь копировать действия взрослых людей, они перенимают поведение родителей. Поэтому важно, чтобы последние были образцом подражания для своих крох, показывая на личном примере значение семьи в жизни человека.
Практические советы:
- Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
- Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
- Создавайте вместе семейные традиции.
- Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
- Показывайте свою любовь к ним. Чаще обнимайте, целуйте, говорите теплые слова.
- Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.
Детки должны воспитываться в здоровых семьях, тогда они будут эмоционально стабильнее и сильнее, уравновешеннее, увереннее в себе. Имея такой багаж за плечами, они никогда не станут социально опасными людьми и будут обществу, уважать себя, семью, социум, в котором живут, и существующие законы, правила и устои.
Семья появилась благодаря историческому развитию общества. Чтобы ее создать, заключается брачный союз. Члены семьи имеют по отношению друг к другу права и обязанности. В настоящее время представление такого союза в юридическом и общественном смыслах отличается. Но все равно каждому человеку надо знать, кто входит в семью.
Понятие
Точное определение этого термина важно для решения различных споров. Чтобы определить, какие члены семьи могут входить в названную ячейку общества, необходимо ознакомиться с законодательным нормами. Поможет в этом жилищное и брачно-семейное право.
Обычно понятие членов семьи используется при оформлении субсидии по оплате коммунальных платежей, а также для предоставления в администрацию документации на
Семья находится под защитой государства. Это закреплено в статье 1 СК РФ. Там же сказано, что брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния. В семье все члены ведут хозяйство и занимаются воспитанием детей. У них есть права и обязанности.
Кто относится к членам семьи?
По Уголовно-Процессуальному Кодексу (п. 4 статья 5), члены семьи:
- супруг (супруга);
- родители;
- дети;
- усыновители и усыновленные.
Также к ним относятся:
- родные братья и сестры;
- дедушки, бабушки;
- внуки.
Причем никакие другие члены семьи не могут входить в эту социальную группу. Следует отметить, что родственники, составляющие ее, могут быть как кровными, так и нет. Но у них обязательно должно быть общее хозяйство. Также они материально поддерживают друг друга.
В жилищном законодательстве определение состава семьи может меняться в зависимости от того, живет ли семья в квартире, которая находится в собственности, или же в съемной по договору. Подтверждают совместное проживание документы, например, свидетельство о рождении или бумаги на жилье. Это требуется в решении различных споров.
Кто может быть членом семьи?
Граждане, которые не считаются родственниками хозяина помещения, тоже могут определяться как члены семьи. Это наблюдается в том случае, когда они живут в одном месте и поселены туда владельцем жилья. Также важно, чтобы человек не только жил в помещении, но и имел некоторые отношения с собственником и другими людьми, проживающими с ним на одной жилплощади.
Члены семьи между собой имеют отношения, основанные на взаимоуважении, взаимной заботе, неимущественных и имущественных правах. Их хозяйство, как уже говорилось, должно быть общим. Редко членами семьи являются люди, которых официально не считают родственниками.
Статья 14 СК РФ
Особое значение в поднятом вопросе имеет статья 14 СК РФ. В ней содержатся условия невозможности заключения брака. Согласно этой статье, они следующие:
- наличие не расторгнутого брака;
- близкое родство;
- брак между усыновителями и усыновленными;
- если хоть одно лицо является недееспособным.
Эти условия не позволят создать семью, а в остальных случаях препятствий к заключению брака нет.
Имущественные и неимущественные права людей, состоящих в браке, обозначены в статье 31 и 32 СК РФ. По закону, они имеют право на защиту своих интересов, если те были ущемлены.
Брачно-семейное законодательство
Согласно законодательству, семья начинается с официальной регистрацией брака супругов. Если все будет оформлено документально, то стороны обретают официальные права и обязанности.
Семейный кодекс включает нормы заключения брака. Об этом говорится в статье 10 СК РФ, где определяются права и обязанности супругов. Расторжение брака тоже регулируется СК РФ - статья 16.
После развода права детей не должны ущемляться. Обязанность их содержания ложится на родителей (статья 80 СК РФ).
По брачно-семейному законодательству, к членам семьи относят удочеренных (усыновленных) детей. После оформления соответствующих документов у таких родителей и детей также появляются права и обязанности по отношению друг к другу. И хоть в этом случае общих предков не может быть, все же это семья. Подтверждает это документ по усыновлению или опекунства.
Жилищное законодательство
Каждый член семьи имеет право на жилплощадь. Это подтверждается статьей 40 Конституции РФ. Но обычно с разводом возникает необходимость раздела помещения, ведь ничьи права не должны быть ущемленными. Нормы этой процедуры устанавливаются статьей 38 СК РФ. Большинство жилищных вопросов решается через суд, что позволяет разделить жилплощадь.
Члены семьи ребенка - это родители, братья, сестры. У владельца жилья есть право вселения родственников, которые находятся у него на иждивении, а также нетрудоспособных граждан и прочих лиц, не относящихся к родным.
Обратите внимание, что понятие «член семьи» по-разному расшифровывается в брачно-семейном и жилищном законодательстве. В первом случае это человек, находящийся в родственных связях, а также имеющий одних предков. Проживание при этом может быть и раздельным. А по жилищному законодательству, член семьи обязательно должен проживать с основным квартиросъемщиком и иметь прописку.
Права и обязанности
В случае наличия нарушений прав кого-то из членов семьи, у них есть возможность решения проблемы через суд. В этом случае учитывается конкретный официальный документ, подтверждающий родство. Обязанности и права членов семьи заключаются в следующем:
- Бабушки и дедушки могут видеться с внуками (ст. 67 СК РФ). Также за ними сохраняется обязанность материальной и моральной поддержки в сложной ситуации. Дети и внуки должны помогать нетрудоспособным родственникам (ст. 94-95 СК РФ).
- При усыновлении ребенок становится частью новой семьи. Приемные родители в связи с этим обретают права и обязанности по его воспитанию, материальному содержанию и обучению.
- Старшие дети должны помогать младшим, если последние имеют нужду. Это касается материальной и моральной поддержки.
- Бывшие супруги, хотя и не считаются родственниками, все же являются частью семьи, поэтому они могут требовать содержание, а также помогать материально, например, больному супругу. Финансовое содержание требуется для детей после развода родителей.
- Отчимы и мачехи, опекуны и попечители, по семейному законодательству, являются частью семьи, хотя они и не кровные. У них и детей есть права и обязанности, как между родными.
- Родители имеют право не только на воспитание детей, но и обязанность по их образованию и развитию.
- У детей есть право поддержки, защиты в семье. Также они имеют обязанность обеспечения нетрудоспособных родителей, когда достигнут 18 лет.
Уважение
Соблюдая права и обязанности, не следует действовать в ущерб другим членам семьи. Это закреплено в статье 7 СК РФ. Так, необходимо соблюдать тишину, когда кто-то отдыхает. Иначе, реализуя свое право, вы нарушаете интересы другого человека.
Перед законом все члены семьи равны. Никто не имеет каких-либо привилегий. И у каждого человека есть право охраны своих прав, исключая злоупотребления ими (ст. 64-66, 69 СК РФ).
Семья является важной ячейкой общества, ведь она необходима для гармоничного развития людей. Именно поэтому законодательством устанавливаются нормы поведения в ней, а также ответственность за нарушение прав.