С вами наверняка случалось такое, что вам представили новых людей, и не прошло пяти минут, как вы забыли их имена. Журнал Psychology Today выявил, что более восьмидесяти процентов людей, перешедшие средний возрастной рубеж замечают, что стали хуже запоминать имена. С возрастом забывать имена может быть и нормально, но что делать, если вы, будучи еще в молодых летах переживаете данный недостаток.
Почему я забываю имена людей? На самом деле забывание имен вполне естественное явление. Вы впервые встречаете человека, и ваш мозг усилено работает – внешний вид, лицо, фигура, рост, прическа, жесты и прочие составляющие. Иными словами происходит расфокусирование внимания на другие вещи.
Исследования подтвердили, что очень важно запоминать имена. Ведь обращаясь к новому знакомому по имени, вы подчеркиваете его значимость, статус и влиятельность. От чего многие профессионалы умело оперируют именами своих «жертв».
5 способов, как запоминать имена
Записывать. Один психиатр посоветовал записывать имя нового человека на карточку или попросить знакомого написать его, особенно когда оно редкое и необычное. Данный способ будет полезен тем, у кого развита визуальная память. После знакомства, вы можете дописать основную контактную информацию и некоторые личные заметки, которые помогут легко и быстро вспомнить его при следующей встрече.
Связь. Как запоминать имена людей? – Сопоставь с именем вашего родственника или известной личности. Однажды во время тренинга, тренер, познакомивший с пятнадцатью участниками, после быстрого приветствия обратился поименно к каждому из них, чем всех и удивил.
Увиделись – повторите. Когда вам представили знакомого, вы не просто кивните, упомянув, что вы тоже рады знакомству, а продолжите беседу. Например, если вашего знакомого зовут Егор, спросите: «Как вам сегодняшний вечер, Егор», «Чем вы увлекаетесь, Егор» или «Егор, как долго вы работаете с …». Когда вы упомяните имя во время беседы, то оно закрепится в памяти, и вероятнее всего вы его запомните.
Внимание. Многие психологи утверждают, что самый простой, действенный и эффективный способ запомнить имя – уделить внимание. Как правило, при знакомстве мы сосредотачиваемся на окружающих вещах и совсем игнорируем нового знакомого. А ведь вы всегда можете поинтересоваться, как у него дела, чем он увлекается, как давно знаком с вашим другом и ряд других вопросов.
Ассоциации. Действенный способ, по мнению экспертов, создавать связь с именем в виде ассоциаций или слов. Например, если девушку зовут Жанна, то представьте мужественную и отважную девушку, спасшую Францию - Жанну Д’Арк.
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Большая загадка – память человека
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Почему случаются провалы в памяти?
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Причины нарушения памяти у детей
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
- Недостаток витаминов, ;
- Астению;
- Частые вирусные инфекции;
- Черепно-мозговые травмы;
- Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
- Плохое зрение;
- Психическое расстройство;
- Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
- Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.
Причины проблем у взрослых
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
- Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
- Острые и хронические ;
- Дисциркуляторная ;
- шейного отдела позвоночника;
- Черепно-мозговые травмы;
- Метаболические нарушения;
- Гормональный дисбаланс;
- Опухоли ГМ;
- Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Дисмнезии
Феноменальная память или психическое расстройство?
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
- При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
- При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
- В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Плохая память
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
- Повышенная утомляемость.
- Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
- Метеозависимость.
- днем и бессонница ночью.
- Перепады АД, .
- Приливы и другие .
- , слабость.
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
- Артериальная гипертензия.
- Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
- Атеросклеротический процесс.
- Начальная стадия шизофрении.
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
«Тут помню – тут не помню»
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
![](https://i2.wp.com/sosudinfo.ru/wp-content/uploads/2016/05/5464684648.jpg)
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).
Это ж надо такое выдумать!
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
- Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
- Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
- Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
- Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
- Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
Снижение концентрации внимания влияет на память
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
- Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
- Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
- Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Дети быстрее забывают
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
- Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
- Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
- Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.
Прежде лечения
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
- Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
- Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
- Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Лечение и коррекция
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.
Видео: плохая память – мнение специалиста
Маша? Или Света? Нет, Катя! А точно ли Катя? Если вы не можете вспомнить имя новой коллеги уже через минуту после того, как вам ее представили, вы не одиноки. На самом деле, проблема с запоминанием имен возникает у большинства людей, так что если бы не , корпоративные сайты и мессенджеры, общаться нам, скорее всего, было бы куда сложнее.
Но что действительно интересно, так это то, почему подобное с нами происходит. Если учесть, например, что или слоганы типа: «Не тормози - сникерсни» мы запоминаем сразу и надолго. К счастью, дело здесь не в плохой памяти. Ученые выяснили, что таким образом мозг борется за сохранение важной информации (и исключение случайной), плюс, особенно часто мы забываем имена тех, кто .
Почему мозг это делает
В видео с говорящим названием «Почему ты забыл их имена?» эксперты AsapScience объясняют, как это работает. Именная забывчивость, говорят они, связана с тем, как наш мозг обрабатывает произвольные данные - те, которые не содержат никакой конкретной информации. Нет, он действительно пытается запомнить их, но, не в силах установить связь между ними и какими-то уже знакомыми нам вещами, он, скорее всего, бросает это дело.
Если вы помните лицо человека, но не помните его имя - это тоже совершенно нормально. Исследования на тему обнаружили, что определенные клетки головного мозга активизируются в ответ на лица. Например, группа ученых из Университета Торонто (University of Toronto) установила, что при поиске определенных лиц в толпе лобная доля посылает сигналы в зрительную кору.
Эффект следующего в очереди
Встречаясь с людьми в первый раз, многие из нас сосредоточены на . В психологии это называется эффектом следующего в очереди: когда вместо того, чтобы смотреть на другого человека и слушать его при первом знакомстве, мозг начинает фокусироваться на том, что вы должны будете сказать и как лучше всего это сказать.
В эксперименте, проведенном в Texas Christian University, модераторы попросили людей в группе по очереди представиться. После этого они проверили, какую информацию запомнил каждый из участников. В результате выяснилось, что участники эксперимента точно могли рассказать о каждом человеке из небольшой группы, за исключением того, кто выступал прямо перед ними. Причем, большинство добровольцев не могли вспомнить не только имя, но и вообще какую-либо информацию. И это еще раз подтверждает, насколько сильно эффект следующего в очереди может повлиять на то, что мы запоминаем и как мы это запоминаем.
Законы «рабочей памяти»
Важно также иметь в виду, что у всех нас есть как долгосрочная, так и краткосрочная память. Последнюю часто называют рабочей памятью, имея в виду, что речь идет о данных, которые нужны нам здесь и сейчас, но неизвестно, пригодятся ли они в будущем. Эксперименты показывают, что если эта информация не повторяется несколько раз, то она почти всегда исчезает.
Кроме того, есть научная версия, что если мы не заинтересованы в человеке, которого нам представляют, и если мы вряд ли будем встречаться или общаться с ним снова, то мозг с меньшей вероятностью будет , потому что она не кажется ему полезной.
Симпатия и общительность
Ричард Харрис (Richard Harris), профессор психологии из Канзасского университета (Kansas State University), обнаружил, что на способность мозга запоминать имена влияет скорее не функциональность памяти, а уровень интереса.
«Речь идет не только о симпатиях, - объясняет Харрис. - Социально ориентированные люди, которые больше интересуются окружающими, вероятно, лучше запоминают имена, чем те, у кого интерес к коммуникациям «.
Повторение - одна из основных стратегий улучшения запоминания. На этом принципе строятся приложения, призванные улучшить память: например, Memrise, которое предлагает пользователям как можно чаще возвращаться к своим же собственным воспоминаниям, чтобы развить общие знания и улучшить память.
Основатель Memrise Эд Кук (Ed Cooke) рассказал Daily Mail о лайфхаках, которые помогут лучше запоминать имена, когда это необходимо.
- Если имя вам незнакомо, спросите у человека, что оно значит. Дополнительная информация позволит потратить на запоминание больше времени, а мозг, сконцентрировавшись, поймет, что это действительно важно.
- Обратите внимание на лицо. Первая причина, по которой мы забываем имена - то, что мы не обращаем внимания на человека, которому это имя принадлежит.
- Используйте визуальные ассоциации. Если у Светы огромные голубые глаза, запоминайте ее как «Свету, девушку с кукольными глазами цвета неба».
- Свяжите человека со знаменитостью с тем же именем. Трюк, который работает почти всегда, потому что звезды, в отличие от простых смертных, постоянно у нас на слуху.
- Узнайте больше о человеке. Когда вы впервые встречаетесь с ним, вы ничего о нем не знаете, так что запомнить имя может быть действительно сложно. Но если вы будете знать, что у этого человека двое детей и маленькая пушистая собака, все окажется куда проще - вот увидите.
- Не бойтесь ошибиться. В конечном итоге, не важно, правильно вы назвали имя или нет. Люди обычно польщены тем, что вы проявляете к ним интерес, а в ошибке, если подумать, нет ничего страшного.
«Раньше я все время забывала имена людей, особенно на многолюдных вечеринках или деловых встречах. Теперь, когда меня представляют новому человеку, я стараюсь несколько раз произнести его имя в самом начале знакомства: «Очень приятно, Сергей», «А вы, Сергей, как думаете?» Повторение отлично помогает запоминать информацию».
«Очень часто, встречая малознакомого человека, я узнаю его в лицо, даже могу вспомнить, откуда я его знаю, где он работает, а вот имя – ну никак! – признается 32-летний Олег. – Это так неловко! Я всегда переживаю в этих случаях, ведь люди могут подумать, что я отношусь к ним пренебрежительно». Такая забывчивость совсем не редкость, она, как отмечал еще Фрейд, случается сплошь да рядом. (См. «Узнать больше».) Мы находим ей удобные объяснения, списывая все на усталость, стресс, озабоченность своими проблемами. Но настоящие причины могут лежать гораздо глубже.
Убеждения, заложенные в детстве. «Вечно ты все забываешь», «Ты никогда не слушаешь», – может быть, детьми мы часто слышали именно такие фразы? «Родители – это наши зеркала, – объясняет психоаналитик Елена Жалюнене, – и мы получаем первое представление о самих себе, основываясь на том, что они говорят о нас. Повзрослев, нередко удивляемся: «Почему со мной такое происходит?» – а причина, возможно, в тех убеждениях, которые заложены в наше бессознательное с детства». Мы чувствуем себя в безопасности, пока следуем родительским установкам. Получается, если нас убедили, что мы ничего не запоминаем, мы будем чаще других все забывать. Возможна и обратная ситуация: если ребенку твердят «Не высовывайся!», вырастая, он невольно стремится к тому, чтобы его не замечали и не запоминали. Как и его имя! Вот оно и не держится у нас в памяти.
Защита личного пространства. Имя – символ личности. «Запомнить имя и обращаться к другому по имени значит установить с ним связь, – замечает Елена Жалюнене. – И это трудно тем, у кого высокая внутренняя агрессия, потому что они не умеют устанавливать отношения и склонны, наоборот, разрушать связи. А также тем, у кого слабая собственная идентичность, нет четкого образа себя: им и другого сложно принимать как отдельную личность. И первые, и вторые могут бояться вторжения в свое внутреннее пространство. И защищаются, не запоминая или забывая имена». Ведь если мы не запомнили человека, то его в нашем внутреннем мире просто не существует.
Неприятные ассоциации. Иногда мы не можем запомнить чье-то имя, потому что оно пробуждает какие-то давние воспоминания, которые вызывают у нас страх, стыд, боль и другие неприятные чувства. Может, так звали нашего обидчика с соседнего двора? «Эти воспоминания могут быть забыты, вытеснены, но они хранятся в нашем бессознательном», – подчеркивает Елена Жалюнене.
Или сам носитель имени может напоминать нам кого-то, о ком мы не хотим вспоминать, или обстоятельства знакомства могут вызывать ассоциации с травмирующими событиями из прошлого. «Например, если мы не запоминаем отчеств, это может быть связано с нашими плохими отношениями с отцом в детстве», – поясняет Елена Жалюнене. Тогда вмешивается бессознательное, стирая из памяти имя человека и тем самым разрывая звенья этой цепочки нежелательных ассоциаций.
Что делать?
Удвоить внимание
Если вы ловите себя на том, что рассеянны и не слушаете нового знакомого, постарайтесь признать это и удвоить свое внимание. Для этого требуется внутренняя дисциплина, которая приходит с опытом. Придется поработать, чтобы научиться наблюдать за собой, одновременно уделяя внимание собеседнику. Такое отстранение помогает быть начеку.
Разрешить себе забыть
«Чем больше вы тревожитесь, как бы не забыть чье-то имя, тем скорее потерпите неудачу, – считает Елена Жалюнене. – Убеждать себя не нервничать малоэффективно, тревога может только возрасти». Поэтому эксперт рекомендует идти от обратного: разрешить себе забывать, чтобы избавиться от страха, успокоиться и стать внимательней.
Прислушаться к себе
Забывчивость может стать хорошим поводом, чтобы поразмышлять о себе, замечает Елена Жалюнене: «Почему я не смог войти в контакт с этим человеком? Я за что-то злюсь на него? А может, я хотел показать себя, а не поговорить с ним?» Когда вы вновь окажетесь в подобной ситуации, то, возможно, удивитесь, что у вас больше не возникнет затруднений с запоминанием.
Узнать больше
В книге «Психопатология обыденной жизни» Зигмунд Фрейд показывает, что забывание/путаница слов и имен, описки, оговорки, разнообразные ошибки и случайные движения есть не что иное, как проявление бессознательных механизмов психики (Азбука, Азбука Аттикус, 2013).
Правообладатель иллюстрации Getty
Плохая память на имена - одна из наиболее распространенных проблем, связанных с запоминанием. Однако психолог и постоянный автор убежден, что этому горю можно помочь.
Один наш читатель по имени Дэн спрашивает: "Почему, едва познакомившись с человеком, мы сразу забываем, как его зовут? Я могу вспомнить множество самых разных подробностей об этом человеке, но имя забываю напрочь - даже после долгой серьезной беседы. Ужасно неловко".
К счастью, в поисках ответа на этот вопрос можно выяснить очень важные вещи о природе памяти и узнать, как не оказаться в неудобной ситуации, когда вы забываете, как зовут человека, с которым только пробеседовали целый час.
Чтобы понять, почему это происходит, необходимо осознать, что наша память - не архив с отдельными папками для разных видов информации, где на корешке самой яркой папки написано "Имена".
Мы мыслим скорее ассоциативно, на основе шаблонов взаимосвязанной информации.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Имена часто остаются болтаться у нас в памяти, как корабль без якоря, не привязанные никакими ассоциациямиПоэтому иногда мы погружаемся в задумчивость: заметив, что книга, которую ты читаешь, опубликована в Париже, там же, где находится Эйфелева башня, вдруг вспоминаешь, что прошлым летом туда ездила кузина Мария, которая обожает фисташковое мороженое.
И вот уже ловишь себя на мысли: а не лакомилась ли Мария фисташковым мороженым на вершине башни?
Имя вашего нового друга - это просто кусочек информации, который не связан для вас ни с какими другими сведениями, полученными в ходе беседы
Благодаря той же ассоциативной связи по ответу можно угадать вопрос.
Например, ответ "Эйфелева башня" явно дается на вопрос "Самая известная достопримечательность в Париже?".
Благодаря этой особенности память становится весьма полезным инструментом, с помощью которого часто можно переходить от содержания к форме и наоборот.
Так, знать, что лежит в верхнем ящике, может быть не слишком интересно – но только до тех пор, пока перед нами не встает вопрос о том, где же ключи.
Память устроена по этому принципу не случайно, и теперь понятно, почему мы забываем имена.
Наша способность к запоминанию поистине удивительна, но она зависит от того, сколько ассоциаций рождает в нас полученная информация, а не от того, насколько сильно мы хотим ее вызубрить.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Не хотите попасть в неловкое положение? Постарайтесь найти взаимосвязь между именем и любой другой известной вам информацией об этом человекеКогда вы знакомитесь с новым человеком, вы узнаете его имя, однако ваша память может воспринять его как произвольный кусочек информации, не связанный ни с чем из того, что вы знаете или позднее узнаете об этом человеке.
После беседы, в ходе которой вы можете получить какие-то сведения о его профессии, увлечениях, семье и так далее, вся эта информация в вашей памяти становится взаимосвязанной.
Представьте себе, что вы общаетесь с мужчиной в синей рубашке, который любит рыбалку и занимается продажей машин, хотя вместо этого предпочел бы продавать рыболовные снасти.
Хватайтесь за первую попавшуюся ассоциацию между именем и другими сведениями о человеке
Теперь, вспомнив один из этих кусочков информации ("продажа машин"), вы можете достроить цепочку ("продает машины, но хочет бросить эту работу", "хочет бросить и заняться торговлей рыболовными снастями", "обожает рыбалку" и так далее).
Беда только в том, что имя вашего нового знакомого не вписывается в эту картину - просто потому, что это произвольная информация, которую вы не связали ни с какими другими сведениями, полученными в разговоре.
К счастью, есть способы упрочить связи между личными данными знакомых и другими воспоминаниями.
Как запомнить имя - например, Илья
Вот как можно запомнить имя с помощью некоторых базовых принципов работы памяти.
Во-первых , любое имя следует повторить. Как известно, учиться лучше всего на практике - это позволяет лучше усваивать новую информацию.
Кроме того, называя человека по имени, вы связываете его с собой, с физическим действием - произнесением вслух, а также с темой беседы ("И что же так привлекает вас в рыбалке, Илья?").
Во-вторых , следует попытаться найти взаимосвязь между именем, которое вы только что узнали, и уже известными вам сведениями.
Это может быть любая ассоциация, даже совершенно дурацкая, - главное, чтобы имя надежно отложилось в памяти.
К примеру, этого человека зовут Илья, так же, как и вашего однокурсника, и хотя этот Илья одет в синюю рубашку, его тезка с институтской скамьи носил только черное и ни за что не надел бы синее.
Нелепая и притянутая за уши ассоциация, но она может помочь вам запомнить имя нового знакомого.
И в-третьих , необходимо попытаться найти связь между именем и другими сведениями о человеке. На вашем месте я бы хватался за первую попавшуюся ассоциацию.
Не страшно, если ассоциации получатся странными, а то и вовсе дикими
К примеру, Илья - в некотором смысле библейское имя, ведь в Священном писании часто упоминается пророк Илия. Кроме того, имя "Илья" начинается на букву "и", как у библейского Ионы, который провел трое суток в чреве кита.
Илья любит рыбачить, но что-то мне подсказывает, что ему больше нравится самому ловить рыбу, а не попадать к ней в брюхо.
Не страшно, если ассоциации получатся странными, а то и вовсе дикими, - о них не обязательно кому-то рассказывать.
И даже, пожалуй, лучше и не рассказывать вообще, особенно вашему новому знакомому.
Но эти взаимосвязи помогут создать в памяти сеть ассоциаций, благодаря чему имя не вылетит из головы, когда придет время представить вашего знакомого кому-нибудь еще.
А если вы настроены скептически, можете пройти небольшой тест.
В этой статье я упомянул три имени. Вы наверняка помните Илью, который не Иона. Возможно, вы также не забыли кузину Марию (по крайней мере, какое мороженое она любит).
Но помните ли вы имя читателя, который задал вопрос? Это единственное имя, которое я упомянул без каких-либо ассоциаций, поэтому могу спорить, что вот его-то вы и забыли.