Когда скучать полезно: как прислушаться к своим желаниям
Вы часто видите такую картину? Ребёнок слоняется по дому, берется за одно дело — бросает, за другое — тоже бросает. У него плохое настроение. Ему ничего не интересно и ничего не хочется. Ему скучно.
Выдержать приступы детской скуки не так-то просто. Особенно когда нам, взрослым, надо куда-то бежать или быстро что-то делать. Куда проще включить ребенку мультик, отправить за компьютер или подкинуть идею, чем заняться. Это отличное средство, работает безотказно.
Но понимаем ли мы, что делаем, избавляя ребёнка от скуки? И вообще, скука — о чем она? Почему дети начинают иногда отчаянно скучать, хотя вокруг полно игрушек, интересных занятий, друзей? И как реагировать на скучающего ребёнка? Вот об этом мы и поговорим.
Почему детям становится скучно? Причин, если глобально, всего две.
1. Ребёнок не понимает и не чувствует, чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени
Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра — садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!
А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остается ли на это достаточно времени?
И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно. Но главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.
И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даем ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.
Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).
И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты...
На мой взгляд, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.
Эту проблему усугубляют готовые развлечения и их доступность. Я имею в виду планшеты, телефоны, телевизоры, компьютерные игры. Нынче они главные спасатели и взрослых, и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они все дальше и дальше уводят нас от самих себя.
О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка как о причине скуки педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.
Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.
2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко
Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности, увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.
С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться, и развиваться.
Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».
Что же делать, если ребёнку скучно?
Первое и главное: дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом, и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.
И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап — встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдет, ребёнок справится, вы же с ним.
Следующий этап — тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.
Так что о чем же скука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им — к себе, нам — к себе.
Великий Джек Лондон написал когда-то пронзительную историю мальчика Джонни, которому пришлось с детства выполнять тяжелую однообразную работу на фабрике. И Джонни в конце концов полностью утратил всякий интерес к жизни. Ему только хотелось, чтобы его все оставили в покое. «До чего ж хорошо сидеть, просто сидеть и ничего не делать... Не буду я больше ничего делать. Буду все сидеть да сидеть, все отдыхать да отдыхать», – говорит паренек. Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу: «маленьких старичков», подобных этому персонажу, появляется все больше, и это несмотря на то, что в отличие от бедолаги Джонни, материальными благами эти дети точно не обделены.
Есть такая поговорка: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Современные дети как раз сложа руки и не сидят: очень многие родители, искренне желая блага для своих чад, с самого нежного возраста до предела уплотняют их график, структурируют жизнь и нацеливают на самые высокие результаты. Желание дать ребенку «высокий старт» похвально, но надо же элементарно знать меру. Перегрузки и нервное переутомление зачастую приводят к тому, что у взрослых называют депрессией. Ребенка же обвиняют в том, что он «обленился», «разболтался», «обнаглел» и «не ценит того, что для него делают».
Константин Ульянов
детский психолог-дефектолог
Под самый серьезный удар попадают маленькие жители больших городов: недаром так много говорят о сумасшедшем ритме мегаполисов. Хрупкий организм ребенка справляется с этими перегрузками гораздо тяжелее. Вывод – просто сбавьте темп. Поверьте, ничего дурного не случится из-за того, что ваше трехлетнее чадо не будет уверенно , а в четыре не освоит письмо.
Скукопрофилактика, или чего не стоит делать родителям
1. Собственными силами создавать вокруг ребенка депрессивный фон . Мы как-то перестали стесняться , вступать в перепалки на улицах, критиковать депутатов или соседку тетю Машу. А ведь детский возраст не зря называют «возрастом невинности»: есть слова, фразы, даже интонации, для детских ушей вовсе не предназначенные. А если их слишком много, то это может вогнать в тоску кого угодно.
Игрушек просто море, а бегает с каштаном и с диском. Хотели как-то выкинуть игрушки, поставил в коридоре, она увидела и перетаскала их к себе, и стала играть. 2 дня поиграли, и опять бросила. Ещё беда с подарками на день рождения. Все и так есть.
2. Заваливать ребенка «материальными благами» . Большинству родителей хочется, чтобы у ребенка «было все». В особенности к этому стремятся родители, которые работают по 24 часа в сутки и пытаются подарками компенсировать недостаток общения. Но внимание папы и мамы не заменишь новым гаджетом, а вот мечты и желания он обесценить способен. Обладание утрачивает всякий смысл, если о вещи не пришлось мечтать.
3. Играть роль постоянного аниматора при ребенке . Вместо того чтобы снова и снова , постарайтесь научить его важному навыку самому распоряжаться своим временем – это необходимая ступенька взросления.
Скучать – это полезно
«Если ребенку скучно, дайте ему поскучать», – такой парадоксальный совет дает известный психолог Еспер Юуль. И уверяет, что скука – это совсем неплохо. Сегодня в детских садах и в школах массировано используют внешние стимулы, такие как телевизоры или планшеты. Если ребенок целый день подвергается их воздействию, наступает своего рода передозировка, и без них . Однако это даже полезно: «Если ребенок жалуется родителям на то, что ему скучно, это хороший показатель приближающегося скачка в развитии. Поскучайте вместе, и вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которых никогда не говорили». Парадокс детской скуки, по мнению Еспера Юуля, заключается в том, что она является ключом к внутреннему саморазвитию.
Британский исследователь Дэвид Уайтбрэд пошел еще дальше: он предлагает почаще оставлять ребенка наедине с самим собой, ведь современные условия жизни таковы, что у малышей абсолютно не остается времени на тренировку собственной фантазии. Дети не умеют занимать себя сами и очень боятся тишины. «Сочетание небольших порций неизвестности, скуки, одиночества и даже страха, преодолеваемые на безопасной почве родительской любви и доброты, увенчаются гораздо большим успехом, чем круглосуточная опека или постоянная ругань», – утверждает Дэвид Уайтбрэд.
Как заинтересовать ребенка окружающим миром?
– Есть места и ситуации, в которых объективно скучно даже взрослому: например, очень скучно сидеть в очереди в поликлинике или ждать полчаса маршрутку. На такие случаи возьмите с собой набор пальчиковых кукол, воздушный шарик или пару машинок. Эти несложные предметы помогут скрасить вашему чаду ожидание.
– Не ленитесь изучать разные игры, шарады, загадки. Например, самая обычная игра «в города» поможет вам вместе с ребенком не только не заскучать, но и станет отличной зарядкой для мозгов.
– Если ребенку скучно что-то делать, например, завязывать шнурки или собирать одежду, предложите соревнование на время: кто выполнит задание быстрее – тот и молодец.
– Может быть, вашему ребенку действительно скучно возиться со сто десятой радиоуправляемой машинкой? Он гораздо охотнее поможет вам помыть посуду или включить стиральную машинку – позвольте ему это.
– Никто не появляется на свет с врожденным . Чтобы ребенку не было скучно наедине с дорогущим модным конструктором, сначала объясните, как его собирать.
– Не стоит мыслить шаблонами. Например: «Все дети обожают цирк». Не все. Возможно, вашему чаду в цирке будет очень скучно, а вот в интерактивном музее – очень интересно.
Главное, не скупитесь на оригинальные выдумки: подскажите ребенку, что можно собирать икебану, складывать бумажные пароходики, делать бусы из баранок или устраивать «банный день» для игрушек. Помогите ему найти занятие, которое действительно не даст заскучать.
Экология жизни. Дети:Создавайте ребёнку максимальные условия для реализации фантазий, создавайте, придумывайте вместе новые миры, новые игры...
Искусством воспитания детей владеют уже многие, а вот, что делать ребёнку, когда ему скучно – знает не каждый. Поэтому в данной статье мы решили выяснить, чем же таким можно заняться, поиграть, поделать, чтобы привычные вещи приобрели новое звучание и цвета .
Скука, как правило, возникает от потери ощущения новизны, отсутствия новых переживаний и ощущений. Спасение есть – неожиданные приятные впечатления.
Предлагаем вашему вниманию нашу подборку наиболее креативных и интересных игр, призванных развеять тоску ребёнка.
Игра «Найди пару». Несомненно, за многие годы у вас накопилось огромное количество детских игрушек: разной расцветки, формы, из разного материала. Все они некогда были одними из самых любимых для малыша, а сейчас лежат без движения и собирают пыль.
Подарите им «вторую жизнь». Начните играть с ними по-новому. Возьмите любую игрушку, и пусть малыш подберёт среди оставшихся игровых предметов, имеющую, например, такую же форму (круг, прямоугольник, квадрат), затем находите предметы схожие по цвету.
Придумывайте свои правила, делайте игру ещё более увлекательной.
Ни за что, не позволяйте ребёнку скучать. Предложите ему игру «Я дарю тебе подарок» . Эта игра тем увлекательней, чем больше в ней участников. Поэтому задействуйте в ней бабушку и дедушку. Приготовьте мяч. Участникам игры необходимо встать по кругу и каждый «дарит» другому самый лучший подарок. Никто не должен остаться без внимания. Подарки могут быть сладкие, мягкие, музыкальные или же танцевальные. Дарите подарки - дарите радость.
Вот мы и побегали, пошумели, а теперь можно проявить себя в живописи, и лучший вариант для этого – игра «Художник» . А-а?! Не знаете что нарисовать?
Тогда подготовьте самую красочную книжку, которая есть у вас в доме, завяжите глазки малышу шарфиком или он их закроет сам, и обязательно пусть пообещает вам не подглядывает. Откройте любую страницу и попросите малыша указать пальчиком – вот это мы с тобой и нарисуем. Переоденьте предварительно ребёнка в старую одежду, или воспользуйтесь фартуком, и пусть малыш творит, получая наслаждение от процесса.
Если вы целыми днями прибываете в городе – организуйте выезд загород, в лес, на природу . Купите детские лыжи, возьмите их для себя на прокат, и ваш малыш получит море позитива, при этом ещё и укрепит здоровье.
Создайте короткометражный фильм своими руками. Для этого вам понадобиться «толстый» блокнот. На каждом его листочке в уголке нарисуйте, например, человечка. Меняйте на каждом последующем листе блокнота движение рук человечка, положение его головы и ног. А дойдя до последнего листа – организуйте просмотр: быстро пролистайте стопку листов (отогните листы, путём смещения большого пальца руки происходит смена картинки).
В холодный, пасмурный, дождливый день - нет ничего увлекательнее, чем игра в «Дом» . Вам понадобится для неё пара подручных средств: тумбовый стол, несколько одеял или простыней. И вот вы уже в совершенно другой «квартире» сидите за чашечкой ароматного чая, угощая друг друга любимыми лакомствами малыша, и если в доме есть планшет, тогда телевизор «новой квартиры» можно легко настроить на любимый «канал» ребёнка.
Игра «Садовник» доставит вашему ребёнку невероятное удовольствие. И вы совсем забудете, такую фразу как: «Мама, мне скучно». Для игры вам понадобится специальный детский набор, куда входят: лейка, лопатка, грабельки, маленькая тележка, земля. Высаживайте семена, поливайте, ухаживайте за собственным садом. Закончите работу небольшим пикником.
Устройте костюмированную фотосессию: примерьте пару вещей из гардероба папы, сядьте на его любимое кресло, примите в точности такую же позу, в которой он чаще всего сидит, изобразите, что читаете газету. Ребёнок – фотомодель, мама - фотограф. Меняйтесь ролями.
Интереснейшая игра «Виндсерфер» - парусная лодка никого не оставит равнодушным. Вам понадобится узкая доска, мачта с парусом (отлично подойдёт обыкновенная наволочка) и рулевой (ваш малыш). Задача рулевого – быть внимательным и угадывать капризы ветра (включите маленький вентилятор), иначе грозит опасность – упасть в воду (в одеяло голубого или синего цвета).
Преподайте малышу уроки поварского искусства . Расскажите и покажите наглядно, как меняются свойства продуктов при смешивании, тепловой обработке.
Приготовьте несложное, полезное, а главное здоровое блюдо вместе с малышом. Здесь очень важно, чтобы время приготовления было минимальным. Иначе малыш вновь заскучает. И ещё обязательно следите за тем, чтобы ребёнок не прикасался к горячим кастрюлям и плите.
Если вы ещё не отправлялись за поиском клада , то срочно займитесь этим. Но предварительно приготовьте кулёчек с едой, ведь путь - нелёгкий: дорога будет вести вас через горы (пройдитесь по спинке дивана), леса – цветочный уголок мамы и пустыни (медленно идите по паласу в спальне). Сделайте передышку – разверните кулёк с едой.
Создавайте ребёнку максимальные условия для реализации фантазий, создавайте, придумывайте вместе новые миры, новые игры. Помните, ролевые игры имеют очень важное значение в становлении личности ребёнка – социально адаптируют, развивают умственно и творчески.
опубликовано
Для родителей детская скука представляет обычно намного большую проблему, чем для самого малыша – ведь скучающее дитё начинает ныть, отвлекать взрослых от их дел, а иногда и что-то ломать или пачкать…
Как правильно решать проблему «ребенку скучно дома»?!
Что делать взрослым, когда детям дома скучно?
Чадо дергает вас за юбку, капризничает и озвучивает повергающие вас в ступор фразы «Мааам, мне скууучноо, что мне делать?..», «А во что мы будем играть?..»? Есть две стратегии поведения в данной ситуации:
- Отложить свои дела и придумать некое занятие для вас двоих. Это действительно здорово, когда мама, папа, бабушка или дедушка могут предложить ребенку общее интересное дело: сыграть в настолку или придумать сюжетную игру с игрушками, вместе сделать какую-нибудь поделку или нарисовать рисунок, или даже сделать что-то – перебрать крупу, что-то приготовить, вымыть посуду… Такие моменты в современных семьях – редкость, и если можете выделить время – проводите его с ребенком, пока он мал и сам этого очень хочет, пока не вырос и не начал избегать времяпровождения в семейном кругу!
- Предложить ребенку несколько вариантов самостоятельных развлечений или полезных дел: порисовать, сделать уборку в комнате, почитать, и т.д. Не считайте себя ужасной матерью, если вам действительно некогда бежать развлекать дитятку – вы не должны быть «клоуном по вызову» для ребенка, он должен понимать, что у других людей (в том числе у близких) могут быть свои дела, и люди не обязаны их бросать по первому его требованию. Каждый ребенок должен учиться сам справляться со своей скукой и бездельем – это важный аспект взросления!
Но нужно знать и то, чего взрослым уж точно не надо делать, если ребенку стало скучно дома:
- Включать ему телевизор или компьютер, давать в руки смартфон или планшет. Да, конечно, современные дети рано приобретают пристрастие к этим предметам, и зачастую это пристрастие становится столь сильным, что вопрос, чем можно заняться дома, когда скучно, детям вообще неведом. Как что делать – играть или смотреть ! Чем это плохо – думаем, не стоит объяснять. В общем, чем дольше вы сможете избегать детской гаджетозависимости, тем лучше.
- Обвинять его в лени, несамостоятельности или других плохих качествах. Скука и отсутствие идей, чем заняться – это вполне естественное состояние для человека любого возраста. Вы и сами в своей жизни неоднократно проводили «ленивые уикенды» на диване, и много раз не могли сходу выдумать себе достаточно содержательное занятие в свободное время. Ребенок тоже имеет право на все это, он не должен стыдиться своей скуки. Если он тяготится бездельем, это даже хороший признак – значит, бездействие действительно не кажется ему лучшим времяпровождением, и он стремится к каким-то интересным занятиям!
- Пытаться заполнить всю его жизнь какими-либо полезными делами: учебой, факультативами, хобби и помощью по хозяйству. Конечно, проблему скуки это решит, но появится гораздо более серьезная проблема — переутомление. Да и вообще, ребенок в процессе развития должен научиться сам придумывать себе занятия, выбирать между несколькими альтернативами времяпровождения, и т.д., а не только жить по жесткому, не им самим составленному графику.
Чем заняться ребенку дома, когда скучно?
Знакомая всем родителям проблема – малыш нудит, а вы и сами отчаянно «тупите» — чем бы его развлечь и какое бы интересное занятие предложить… Идеи от «Красивой и Успешной» для детишек разных возрастов:
- Малышу-несмышленышу достаточно дать в ручки какой-нибудь новый для него предмет (разумеется, безопасный). Даже если детская завалена горами игрушек, маленький ребенок может надолго заинтересоваться чем-нибудь совсем простым и не предназначенным для игр – например, обычными пипетками и миской с водой…
- В доме всегда должен иметься запас материалов для разных видов творчества, чтобы заскучавший ребенок мог открыть шкафчик, посмотреть на коробочки красок, пачки цветной бумаги и прочих вдохновляющих штук, и придумать какую-то творческую идею, которую захочется немедленно воплотить!
- Вы можете держать на случай, когда ребенку станет скучно дома, несколько «неприкосновенных» игрушек или игр. Да-да – просто отложите в недоступное для ребенка место несколько штуковин, и выдавайте их изредка, на ограниченное время, по особой просьбе… Например, это может быть говорящая или движущаяся игрушка с ограниченным лимитом работы батарейки.
- Для ребенка постарше вместо игрушки может быть какая-нибудь особенная «неприкосновенная» книга – например, шикарное подарочное издание детской энциклопедии, или старая семейная реликвия – толстая книжка сказок времен детства вашего дедушки…
- Можете и вовсе схитрить – спрячьте заранее несколько игрушек, с которыми ваш отпрыск вроде как уже наигрался, забросил в дальний угол и забыл о них. А вот когда он заскучает, тут-то вы и предъявите ему «пропажу» — очень вероятно, что он увидит старые игрушки в новом свете!
- Не бойтесь предлагать ребенку посильные хозяйственные дела, если он скучает. Это реальный шанс представить для него «бытовуху» веселым развлечением, а не унылым набором обязанностей!
- Если с вами дома живет , то грех этим не воспользоваться и не отправить чадо ей – большинство бабушек очень рады развлекать внуков.
А иногда не надо искать забавы пооригинальнее и игрушки поновее – ведь ребенку может хотеться просто поговорить с вами, выслушать от вас какую-нибудь забавную историю из вашего детства, или самому рассказать что-нибудь… И пренебрегать возможностью такого душевного общения с сыном или дочерью точно не стоит!
Ребенок ходит по дому со словами «Мне скучно». Что делать? Нужно организовать больше занятий? Срочно собираемся на прогулку? Мало игрушек? Совсем не обязательно.
«Датский педагог и психолог Еспер Юуль утверждает, что скука-это совсем не плохо. Конечно, проводить время с ребенком-это большая радость, но есть мамы и папы, которые ощущают постоянное давление от того, что им нужно выдумывать все новые и новые развлечения для своего чада. Они чувствуют себя виноватыми, что их ребенку скучно дома.
Еспер Юль отмечает, что дети и их родители стали потребителями. В результате мальчики и девочки сразу же ощущают скуку, как только исчезает какой-то внешний стимул. Детям скучно без компьютерных игр, без телевизора или планшета. Кроме того, в современных детских садах и в школах также массировано начали использовать внешние стимулы. Если ребенок целый день подвергается их воздействию-наступает своего рода передозировка.
Многие родители чувствуют буквально принуждение продолжать занятия дома. Давление осуществляют дети, поскольку привыкают к такого рода времяпрепровождению. Дети жалуются, что им скучно, и требуют от родителей развлечений. Если у мам и пап еще есть энергия-они продолжают развлекать ребенка, если же они устали-то просто сажают ребенка перед телевизором.
«Мой совет: если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом. А когда ему это удастся, он почувствует внутреннее спокойствие».
Не нужно бежать от скуки. Скука-это ключ к внутреннему равновесию в любом возрасте. Тот, кто дал себе поскучать и дождался, когда беспокойство пройдет, вступают в контакт со своим творческим началом-пространством, в котором мы учимся ощущать себя, самовыражаться и самореализовываться. То, что еще час назад было неприятной тишиной, вызывает внутреннее успокоение и подзаряжает энергией.
По словам Еспера Юля, важно, чтобы ребенок следовал за своим творческим началом. Ведь именно оно делает малыша независимым от внешнего признания и одобрения. Творческое начало стоит на первом месте, когда речь идет о формировании самооценки.
«Если к вам придет ребенок со словами «Мне так скучно», просто обнимите его и скажите: «Ничего, я даже рад, потому что с удовольствием посмотрю, чем ты теперь займешься». При этом вы не должны испытывать никаких угрызений совести. Еще лучше будет, если вы станете скучать вместе. Тогда вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которые никогда не говорили. В такие моменты возникает настоящая близость».