Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы , профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Работа по патронатному воспитанию включает в себя:
Реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства - от выявления до возврата родителям или усыновления;
Работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
Технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
Технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.
Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:
Службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);
Службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);
Службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);
Службу по работе с кровными родителями ребенка.
Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.
В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
Полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
Полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
Решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.
Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).
Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.
П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.
Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.
Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)
На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.
Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.
- Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
- Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :
- Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
- подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
- проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
- возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.
3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка :
- разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
- материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
- работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.
4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание .
- При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:
Семьи с небольшим официальным доходом;
С недостаточной официально оформленной жилплощадью;
Одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
Пожилые или очень молодые люди.
- Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
- Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.
5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей .
- Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.
В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.
Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.
Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок . В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.
В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.
Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе - краткосрочное устройство , при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).
На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания :
- Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
- Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
- Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
- Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
- Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
- Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).
При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная .
С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.
С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.
В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.
Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения . Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).
Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .
Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.
Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагогическую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педагогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.
Патронатная семья является одной из разновидностей опеки и попечительства. Ребенка передают на проживание к людям, официально оформившим трудовое соглашение с Детским домом. Они получают зарплату воспитателей и обязаны выполнять условия договора. Права на малыша сохраняются у представителей органов опеки и попечительства (ООП) и детского дома, где он ранее содержался.
Патронатное воспитание – это возмездная (оплачиваемая) форма опеки над детьми, лишившихся родителей временно или на постоянной основе. В первом случае речь идет о попадании мама и папы или одного из них в больницу или появлении разлада в семье, в котором ребенку лучше не участвовать. Второй вариант становится актуален после смерти или лишения прав родителей или усыновителей. Основателями службы патроната являются органы опеки. Нанимают воспитателей специальные учреждения (приюты, детские дома), где содержатся дети-сироты.
Состояние здоровья малыша абсолютно не играет никакой роли. Установление патроната лишь подразумевает предоставление определенных услуг (заботы, ухода, кормления) нанятыми воспитателями. Государство продолжит и дальше предоставлять бесплатное лечение, а также помощь педагогов и детских психологов. Следует отличать патронат от прочих форм опеки и попечительства:
- Приемная семья может написать заявление в ООП о желании взять под свою опеку малыша, оставшегося без родителей. Приемные родители приобретают права и обязанности опекунов.
- Во временной (фостеровской) приемной семье ребенок проживает до определения его дальнейшей судьбы (назначения опекунов, возвращения в детский дом, восстановления родительских прав, усыновления). В отличие от других стран, в России подобная форма опеки фактически неразвита из-за низкого уровня жизни.
- Патронаж переводится с французского языка как «попечительство». Устанавливают его над дееспособными гражданами (преимущественно стариками). Суть данного вида опеки в уходе за подопечными.
- Опекун назначается людям, лишенным в ходе судебного слушанья статуса «дееспособен», и детям до 14 лет. Помимо ухода, он обязан содержать и защищать подопечных от юридических и физических лиц и действовать от их имени.
- Попечитель требуется подросткам от 14 лет до 18 лет и частично недееспособным людям. Он обязан присматривать за подопечным и защищать его имущество от посягательства прочих лиц.
Словарь Ушакова и вовсе называет «патронат» и «патронаж» словами-синонимами. Суть их в предоставлении покровительства нуждающимся лицам, поэтому для многих людей нет разницы в понятиях «патронажная семья» и «патронатная семья». На самом деле их цели и методы выполнения немного отличаются:
- Патронат является возмездной формой опеки над детьми и регулируется 14 ст. ФЗ №48 и нормами Семейного кодекса. Нанятые воспитатели выполняют определенные обязанности, оговоренные в договоре, и находятся под наблюдением государственного учреждения.
- Патронаж регулируется 41 ст. Гражданского кодекса и устанавливается над больными пожилыми гражданами, способными здраво мыслить, но не имеющими возможности совершать повседневные дела. Уполномоченные лица обязаны безвозмездно следить за состоянием здоровья подопечных и помогать им в быту.
Преимущества патроната
- Бесплатные курсы правильного воспитания детей.
- Выплаты денежных средств (пособий, алиментов) на содержание ребенка.
- Официальная работа с отпуском, трудовым стажем, заработной платой, премиями и оплатой больничного листа.
- Бесплатная помощь юриста, детского психолога, педиатра, социального работника и педагога.
- Полезный опыт воспитателя.
Детям патронатное воспитание принесет не меньше пользы:
- Ребенок продолжит получать гарантированные государством пособия и льготы.
- У сироты появится возможность жить в комфортных условиях с людьми, желающими заботиться и ухаживать, а не в приюте.
- Малыш получит хорошее образование и требуемые социальные навыки, воспитываясь в семье.
Срок патронатного воспитания
Законом установлены определенные сроки проживания ребенка в патронатной семье:
Срок | Описание |
---|---|
Длительный | Сирота проживает у воспитателей до 18 лет |
Короткий | Ребенка переводят на патронатное воспитание до возвращения к родным или нахождения органами опеки усыновителей, опекунов (попечителей) или другой патронатной семьи. Подобная мера актуальна, если малышу нельзя по определенным причинам находиться в приюте или его срочно изъяли из родной семьи. |
Частичный | Ребенок посещает воспитателей только на каникулах или по выходным. Устанавливается частичный патронат чаще всего над подростками, которые готовятся к взрослой жизни. |
Кого могут передать в патронатную семью?
Установление патроната осуществляется над детьми, имеющими определенные «проблемы» с родителями:
- они без вести пропали;
- находятся на содержании медицинских учреждений;
- признаны судом частично или полностью недееспособными;
- содержатся в местах лишения свободы;
- признаны умершими;
- не имеют средств на содержание ребенка;
- серьезно больны;
- ограничены или лишены родительских прав.
Планируя передать малыша на патронатное воспитание, сотрудники приюта и органов опеки поступают исключительно в его интересах. После достижения воспитанником 10 лет обязательно требуется его согласие. Если речь идет о детях, находящихся в родственных связях (братьях, сестрах), то их следует оформить вместе в одну семью, или не трогать никого. Лишь по медицинским показателям возможны исключения.
Требования к воспитателям
Для устройства на работу воспитатель должен совершеннолетним здоровым человеком, имеющим высокие нравственные качества и личное жилье, удовлетворяющие требованиям органов опеки. Не имеют права осуществлять патронат над детьми следующие группы лиц:
Порядок оформления
Люди, желающие помогать детям, обязаны выяснить, создана ли в их городе служба патроната и каковы требования к воспитателям. С этой целью обычно обращаются в администрацию (районную или городскую). Зайдя в здание, следует сразу направиться в опекунский совет. Уполномоченные лица предоставят необходимую информацию. Если служба патроната учреждена, то важно запомнить следующий алгоритм действий:
- Обратиться в службу патроната и написать заявление.
- Пройти собеседования вместе с членами семьи, проживающими с заявителем.
- Пройти полное медицинское обследование.
- Окончить курсы подготовки воспитателей (длятся не более 80 часов).
- Пройти проверку (сотрудники службы патроната посетят семью заявителя).
- Получить перечень требуемых документов.
- Пройти тест на психологическую совместимость, на основании которого будет подобран ребенок.
- Познакомиться с будущим воспитанником.
- Составить договор со службой патроната.
Уполномоченные органы помогут определиться с выбором ребенка и предоставят необходимую помощь (медицинскую, педагогическую, психологическую). Несоблюдение алгоритма действий может привести к отказу службой патроната от выдвинутой кандидатуры в воспитатели.
Необходимая документация
При оформлении нового сотрудника служба патроната тщательно изучает кандидата. Для установления личности и прочих нюансов потребуются такие документы:
- Заявление о предоставлении ребенка на патронатное воспитание.
- Документ, подтверждающий наличие официального дохода, и справка о размере зарплаты.
- Справка, свидетельствующая о наличии жилплощади и ее соответствии установленным нормам.
- Результаты медицинской экспертизы, подтверждающие хорошее состояние здоровья.
- Свидетельство о браке и пенсионное удостоверение (при наличии).
- Одобрение (в письменном виде) совершеннолетних граждан, живущих в одном доме с кандидатом в воспитатели, касаемо становления частью патронатной семьи.
- Справка из органов внутренних дел, в которой говорится, что заявитель ранее не имел судимостей.
- Свидетельство об окончании курсов подготовки.
Составление договора
Договор является основой отношений воспитателя со службой патронажа и воспитанником. В нем указывается, сколько будут платить за предоставляемые услуги, какие права и обязанности предоставляются сторонам и прочие моменты. Стандартный договор включает в себя следующие пункты:
- права и обязанности воспитателя и службы патроната;
- условия оплаты;
- срок действия составляемого договора.
- социальные гарантии.
Адаптация
На сегодняшний день суть основной проблемы в патронатных семьях заключается в адаптации ребенка к новым условиям. Детские психологи выделяют 3 периода данного процесса:
Длительность адаптации может варьироваться в зависимости от возраста ребенка и ситуации, в которой он побывал перед попаданием в приют. Воспитателям лучше узнать об этих моментах заранее и проконсультироваться с психологом. Во избежание возникновения сложностей с адаптацией, специалисты советуют запомнить следующие моменты:
- Воспитанник обязан слушаться воспитателей, но он также имеет право на выражение своих эмоций и проявление характера.
- Лица, назначенные для патроната, должны пройти специальную подготовку, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям.
- Для изучения методов сглаживания конфликтных ситуаций стоит периодически консультироваться с психологом.
- Незначительные недостатки не должны быть поводом для скандала. Воспитатели обязаны терпеливо относиться к малышу и не обращать на мелочи внимания.
Патронатное воспитание является оплачиваемой формой опеки. Помимо пособия на содержание малыша, воспитатель получает зарплату, так как является сотрудником детского дома или приюта, где ранее проживал воспитанник. Права на малыша остаются у службы патроната. Воспитатель обязан лишь соблюдать условия составленного договора, за что и будет получать заработную плату. Оформлять его будут в штат Детского дома.
Патронат
Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).
Особенности патроната
ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:
- ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
- патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
- трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
- практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
- в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
- психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
- такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.
РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.
До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).
Статистика и аналитика патроната
Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.
В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.
См. также
Примечания
Ссылки
- (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
- Баллада о патронате - о социальном патронате не формально
Родители для ребенка – близкие и родные люди, но когда они отсутствуют либо уклоняются от исполнения обязательств, для несовершеннолетнего становится актуальным знакомство с другой семьей, осуществляющей патронатное воспитание. В России эта форма устройства детей активно практикуется, чтобы создать им максимально благоприятные условия, обеспечить жизнь в кругу семьи для лучшей адаптации в обществе.
Что понимают под патронатным воспитанием
Патронат предполагает выполнение функций замещающих родителей по уходу, обеспечению потребностей, содержанию, процессу обучения, организации досуга, других жизненно важных моментов для нуждающихся в этом детей. Необходимость реализации этих мероприятий создается, когда законные представители ребенка перестают выполнять свои обязанности.
После того как выявлены обстоятельства отсутствия попечения над несовершеннолетним, его помещают в государственное учреждение (центр помощи детям, интернат) для подбора семьи. Эта миссия возлагается на орган опеки и попечительства, специалисты которого имеют полномочия для устройства ребенка в семью, контроля его содержания, проверки исполнения обязанностей воспитателя, защиты жилищных и имущественных прав.
При решении вопроса о передаче детей для патронатного воспитания большую роль играет факт наличия у него родственников, желающих взять к себе для выполнения дальнейших обязанностей. Если один из родственников оформляет соответствующее заявление, отвечает требованиям кандидата, ребенка передают под опеку или попечительство. Эти 2 формы патроната отличаются в зависимости от возраста несовершеннолетнего:
- опека действует от 0 до 14 лет;
- с 14 до 18 лет – попечительство.
При отсутствии родственников, которые желают взять в семью детей, что остались без родителей, осуществлять права и обязанности, присущие воспитателю, предлагают специально обученным приемным родителям на основании договора о патронатном воспитании.
Этот процесс более сложный, так как дети ранее не были знакомы со своей новой семьей, не испытывают к ней родственных чувств. Поэтому перед передачей их законным представителям предполагается период, в течение которого они могут пожить и адаптироваться в новых условиях. Если они находят взаимопонимание между собой, согласны проживать вместе, несовершеннолетнего передают в приемную семью.
Как оплачивается
Согласно ст. 14 ФЗ, под номером 48 «Об опеке и попечительстве» , патронат имеет возмездную основу. Если ребенка берут под опеку или попечительство родственники, им полагается ежемесячная выплата в размере среднего прожиточного минимума на ребенка, который установлен в регионе проживания на содержание несовершеннолетнего.
Это право реализуется только в случае наличия у него статуса «оставшегося без попечения», то есть родители лишены, ограничены в родительских правах, находятся в местах лишения свободы, без вести пропавшие, умершие, недееспособные. Отсутствие этого статуса означает, что родители в полной мере могут заниматься воспитанием, содержанием детей, поэтому выплата не предоставляется.
При патронате со стороны посторонних для детей граждан, что предполагает приемную семью (такую форму применяют только для несовершеннолетних), выплате подлежит пособие на содержание ежемесячно в качестве среднего прожиточного минимума на ребенка, который установлен в регионе проживания. Приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за каждого несовершеннолетнего в пределах от 5 до 8 тысяч рублей в зависимости от количества детей в семье, состояния их здоровья, наличия инвалидности. Оно устанавливается в каждом субъекте по-разному. Кроме того, при устройстве в такую семью ребенка, законный представитель получает единовременное пособие в размере 16870 рублей.
ВНИМАНИЕ! Ежемесячные выплаты прекращаются тогда, когда кровный родитель восстанавливает свое право забрать детей себе на воспитание: через суд после лишения или ограничения, органы МВД после розыскных мероприятий, возвращается из мест лишения свободы, становится дееспособным.
Отмена пособий также инициируется, если договор о патронате прекращается, то есть законный представитель отказывается от воспитания либо дети не желают больше проживать в этой семье. После чего их направляют в центр помощи детям или другому родителю, желающему принять их.
Кого можно взять на патронат
Процедура по получению заключения, предполагающего возможность стать кандидатом, а затем взять в свою семью детей, насчитывает несколько этапов в соответствии с ПП от 2009 года № 423 . Необходимо понимать, что взять на патронат можно только ребенка, у которого уже имеется статус оставшегося без попечения родителей.
Реализовать возможность по выполнению функции воспитателя можно, если кровные родители малолетнего:
- лишены родительских прав, ограничены в них (по решению суда);
- умерли;
- признаны без вести пропавшими или умершими (по решению суда);
- имеют статус недееспособных людей (по решению суда);
- находятся в розыске;
- проходят лечение принудительного характера в медицинских организациях;
- находятся в учреждениях пенитенциарной системы, предполагающих общий или строгий режим содержания;
- уклоняются от исполнения обязательств перед своим ребенком.
Срок воспитания
Период, в течение которого несовершеннолетний будет находиться на попечении родственника или приемного родителя, определяется в индивидуальном порядке. Следует отметить, что преимущество, согласно семейной политике в России, предоставляется кровным родителям. Они в любой момент могут изъявить желание забрать ребенка, но для этого необходимо получить право вернуть статус законного представителя.
Если отец и мать лишены или ограничены в правах, они могут направить документы в суд для восстановления при условии, что обстоятельства, по которым происходило лишение или ограничение, недействительны и это подтверждено сведениями из ведомств. При нахождении их в исправительных учреждениях общего режима, розыске, кровные родители могут реализовать право забрать своих детей от патронатного воспитателя после своего освобождения. В случае признания умершими, без вести пропавшими, при их возвращении также возможен вариант передачи матери или отцу.
Изначально при издании приказа и договора, согласно которым родственник или приемный родитель считаются законными представителями, срок пребывания ребенка в семье не устанавливается. Эти документы признаются утратившими силу, когда он будет передан кровным родителям или станет полностью дееспособным (после 18 лет). Фактически постоянное нахождение несовершеннолетнего под такого рода покровительством реально при смерти его матери и отца.
Кто может взять на патронат
Такая форма опеки как патронат предлагается не всем гражданам, желающим стать кандидатами. К ним предъявляются строгие требования, соответствие которым контролируется органами опеки. К таким условиям относятся:
- достаточное материальное (имущество, доходы) положение, исходя из расчета прожиточного минимума на каждого человека, являющегося членом семьи;
- удовлетворительные бытовые условия, наличие для несовершеннолетнего места для занятий, отдельной кровати или комнаты, других средств, необходимых для его нормальной жизнедеятельности;
- отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
- отсутствие судимости только в отношении преступлений против здоровья и жизни других людей;
- психологическое состояние кандидата удовлетворяет общепринятым требованиям, по заключению специалиста не имеется рисков, располагающих к жестокому обращению, психической неуравновешенности, эмоциональной нестабильности;
- лицо обладает позитивной мотивацией к процессу передачи новому члену семьи своего жизненного опыта, ценностей, вносит достойный вклад в его воспитание.
ВАЖНО! Органы опеки преследуют цель привлечения патронатных воспитателей к обучению в специализированных центрах по модульным программам. Эти мероприятия проводят высококвалифицированные психологи. Их задачей является обучить кандидата правильному общению с детьми, получившими психологические травмы, рассказать об особенностях возрастного развития, мерах воздействия при затруднении в процессе воспитания.
Необходимые документы и механизм оформления
Механизм оформления опеки (попечительства) или приемной семьи реализуется в следующей последовательности:
- человек, желающий увидеть себя в роли воспитателя, обращается в органы опеки для консультации и получает перечень документов, которые необходимо собрать;
- формирует все необходимые сведения, отраженные в письменной форме, принимаемые в качестве подтверждения отсутствия противопоказаний;
- пакет документов передается в управление по опеке, где он рассматривается в течение 10 дней;
- в течение 3 дней специалист выезжает к кандидату для обследования бытовых условий и составляет соответствующий акт;
- если все данные и условия жизни удовлетворяют требованиям, издается заключение, где сказано о том, что человек может являться опекуном (попечителем), приемным родителем, затем оно выдается заявителю;
- если ребенок уже выбран, обе стороны согласны на пребывание его в этой семье, учреждением, где он содержится, передается пакет документов на несовершеннолетнего;
- после чего специалистом подготавливается приказ о передаче его воспитателю.
Лицу, являющемуся кандидатом, необходимо собрать следующие документы:
- копию паспорта;
- копии паспорта всех членов семьи старше 14 лет, если они моложе – копии свидетельств о рождении;
- согласие всех родственников на проживание опекаемого;
- медицинское заключение, где указано, что противопоказаний по состоянию здоровья нет;
- справка, выданная МВД, об отсутствии судимостей;
- сведения о наличии жилого помещения в собственности;
- информация об уровне доходов себя и супруга.
Этих данных достаточно, чтобы принять решение о целесообразности гражданина стать законным представителем выбранных детей.
Преимущества и недостатки патроната
Патронат имеет свои преимущества и недостатки. Главным позитивным фактором является воспитание в семье, а не содержание в детском доме. При такой форме устройства ребенок получает необходимый для его дальнейшей жизни позитивный опыт, правильную модель поведения, социальные и моральные ценности.
В случае проживания его в государственном учреждении, специалистам не удается уделить ему столько внимания, сколько он требует. Недостатком считается незаменимость кровного родителя воспитателем, несовершеннолетний не воспринимает их как мать или отца, что, при отсутствии взаимопонимания между ними, усложняет дальнейшее воспитание.
Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
Лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
Лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;
Лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
В законах устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования, аналогичный установленному для опекунов и усыновителей (см.О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями)
На практике основную роль играет обследование семьи и подготовка, проводимая службой по устройству детей на воспитание в семью и их результаты.
В современной России у большинства граждан нет жилья, отвечающего всем требованиям. Поэтому, если обследование семьи показало, что семья обладает всеми необходимыми компетенциями и может реально помочь ребенку, то следует определить, есть ли возможность организовать в имеющемся жилом помещении отдельное место для проживания, занятий и игр для ребенка, а не следовать требованиям простого соответствия санитарным нормам на жилье.
Специалистами служб по устройству детей на патронат ряда регионов была проведена оценка различных факторов риска при помещении детей в семью (не обязательно на патронатное воспитание). См. : Оценка критериев успешности и факторов риска .
Заметим, что подобные факторы и критерии действуют и при устройстве ребенка на прочие формы устройства. Однако отсутствие профессиональной работы с заявителями и служб по устройству детей, и административно- формальный подход к делу в центрах усыновления и органах опеки не позволяет работать с заявителями на столь глубоком уровне, как это делается при наличии службы по устройству детей на патронатное воспитание.
Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Сроки подготовки не должны формально фиксироваться. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.
ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ: ЕСЛИ:
- Вам нравиться профессионально воспитывать детей,
- У Вас есть нерастраченные силы и потребность любить,
- У Вас есть место в сердце и доме.
ПРИХОДИТЕ в службу патронатного воспитания:
- если у Вас большая семья;
- или Вы одиноки;
- или Ваши дети выросли, и уже покинули дом;
- или Вы хотите, чтобы у них появились братья и сестры;
- или у Вас никогда не было детей, но Вы всегда об этом мечтали
- если Вам нравится воспитывать детей и Вы хотите сделать это Вашей работой.
ОГРАНИЧЕНИЯ:
- серьезные соматические заболевания, проблемы с алкоголем или наркотиками, психическое нездоровье в соответствии с требованиями о здоровье (см.: О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями), утвержденными Министерством Здравоохранения РФ.
- криминальное прошлое и настоящее
- отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки (патронатный воспитатель это профессия, вы работаете воспитателем конкретного ребенка в конкретном учреждении)
- недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий)
- несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом (даже в том случае, когда решение взять ребенка принимает один человек, ребенок придет жить в семью и воспитывать его будет семья)
- необходимость получения работы в короткий срок (патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование, занимающее некоторый период времени)
- неготовность к сотрудничеству с уполномоченной службой
- недостаточная компетентность, отсутствие соответствующих навыков
- серьезные проблемы семьи.