Знаю, что меня читают в основном мамы, которые никогда не оставят ребенка плакать одного в кроватке. Но все же нередки случаи, когда общественное мнение, советы «знающих» подруг, и даже вроде адекватный педиатр! настолько «забивают» чувства материнского сердца, что оно перестает слышать зов о помощи маленького человечка…
Я лично знаю такую историю и ее участников. И мне рассказывали ее с точки зрения того, что вот - сейчас ребенок очень самостоятельный, все может и умеет делать сам, может, так и надо было?
А история такая:
жила-была молодая и красивая пара: муж - успешный бизнесмен, она - успешная и красивая леди, занимающаяся чем-то для души. И родился у них сыночек. Она решила, что он будет самым-самым умным, самостоятельным - в общем, лучшим. И начала прям с рождения с ним активно заниматься по всем возможным методикам и развивашкам, отодвинув все свои дела. Но сейчас не об этом…
В семь месяцев на родительском совете было решено, что малышу пора спать отдельно и становиться самостоятельным. Узнали передовые технологии приучения ребенка к самостоятельному засыпанию.
И приступили…
Два дня они вдвоем сидели под дверью детской и слушали нечеловеческие крики ребенка, теряющего последнюю надежду на помощь. И на третью ночь произошло чудо - ребенок пошел спать спокойно. И с той ночи становился день ото дня все самостоятельней…
Правда, оказалось, что у него бывают приступы беспричинной агрессии и злости, что он иногда становится неадекватен, но все списали на характер - бывают же такие особенности?
Вот такая история. На мой взгляд, история о том, как доказать ребенку, что помощи ждать неоткуда, что здесь - джунгли, и никто (даже мама), если что, не спасет. Все сам!
Может кому-то такая история и не показалась особенно ужасной, может кто-то тоже считает, что результат того стоит?
Давайте разберемся, что же стоит за такой самостоятельностью.
Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» (Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011). Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.
Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.
В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.
На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».
А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.
Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.
Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле. Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.
…но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге «Целуйте меня! как воспитывать детей с любовью».
В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.
Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие…
Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.
С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.
Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.
Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется «методом Фербера», а в Испании известно как «метод Эстивиля»), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:
Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.
Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.
Итак, мы видим, что ребенок, которого «всего лишь» оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода «поплачет и перестанет» предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив… Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции.
Мамы, вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка «немного поплакать, чтобы потом все было хорошо».
Использован материал статьи «
Делюсь прочитанным.
Многие современные родители думают, что старая по- словица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту по- словицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели доне- сти до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это пор- тит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное ди- тя, либо дитя при невнимательных родителях. Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие, — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Более того, длительный крик ребенка опасен для его здо ровья. При длительном крике у малыша на фоне поверхностного ды хания в связи со снижением функции диафрагмы наступает наруше ние вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол. Нарушение вентиляции нижних отделов легких при длительном плаче с «закатываниями» связано, помимо наруше- ния диафрагмального дыхания, с возникновением бронхоспазма. В результате у ребенка развивается ателектаз — патологическое состояние легких, при котором в альвеолах всего легкого или его час- ти либо совсем нет воздуха, либо его содержание значительно сокра щается. «Осложнениями ателектазов являются пневмонии, развивши- еся на спавшемся участке, пневмосклероз и бронхоэктазы. Ни один патологический процесс в легких так часто и закономерно не вызы-вает формирования бронхоэктазий, как это наблюдается при ателек- тазе» [Н.П. Шабалов. Детские болезни. 1993]. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.
Рассмотрим характерные признаки различных видов плача. Призывный плач — ребенок кричит 5—6 секунд, затем делает паузу на 20—30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20—30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, по¬ка не переходит в сплошной. Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в серди¬тый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, при¬чем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в плач с захлебываниями. Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором перио-дически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, со¬ответствуют усилению болевых ощущений. Плач при мочеиспускании — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспус-кания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь, высаживая его. Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз. Кроме этого, в плаче младенец может отражать различные эмоцио¬нальные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и тд.
Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ
В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.
Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам…
Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.
Полезно ли детям плакать?
Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.
Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.
Причины плача новорожденного
Главными причинами плача младенца являются:
- необходимость в физическом контакте с матерью;
- желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
- желание, чтобы его покачали;
- желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
- необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
- ощущение холода;
- недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
- повышенная чувствительность кожи;
- тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
- последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
- реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.
Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.
Каким бывает плач
По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.
Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.
Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.
Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.
Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.
Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.
Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.
Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.
- Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
- Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
- Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
- Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.
Стоит ли вашему малышу давать какое-то время плакать?
Крик ребенка может фактически расстроить вашу нервную систему, быть причиной ваших стрессов, раздражения, так как вы не знаете, что с этим делать. Вы относитесь к тем родителям, которые начинают себя плохо чувствовать всякий раз, когда ваш ребёнок начинает кричать, и вы не знаете, как его лучше всего успокоить. В этом нет ничего страшного, и нет никаких особых причин волноваться, потому что вы не одни так реагируете на крик ребёнка. Вопрос состоит в том, не вредит ли это здоровью вашего ребёнка?
Есть не так много родителей, которые могут помочь себе, когда их новорожденный ребенок кричит. Им только надо подойти к ребёнку и взять его на руки, чтобы убедиться, что с ребёнком всё в порядке, если нет другого выхода. Это всё было бы прекрасно, но, в конечном счете, действительно ли вы поступаете мудро, и нужно ли дать ребёнку покричать немного без вас, и стоит ли мчаться сломя голову, чтобы скорее взять на руки его или её. Ответ на этот вопрос может прозвучать неоднозначно, оправдывая две стороны. Но что же лучше всего вам надо сделать, чтобы успокоить вашего ребёнка и чтобы он не кричал?
Вы, возможно, слышали это прежде: "Ничего себе, как ребёнок приучил своих родителей - только закричал, а они к нему уже бегут". Это высказывания не появляются из ничего, потому что когда они, младенцы, появляются на свет, настолько долгожданные и сладкие для своих родителей, те с первых же дней начинают его или её баловать и при первых же криках скорее берут его или её на руки. Этим самым они действительно приучают своих малышей к тому, что таким образом они могут получить всё, что захотят. Некоторые младенцы, возможно, не любят лежать в своих кроватках и начинают быстро понимать, что как только они начинают громко и достаточно долго кричать, то их обязательно кто-нибудь возьмёт на руки. Да, дети это очень хорошо знают.
Если вы берёте ребёнка на руки для того, чтобы он почувствовал себя любимым и ему ничто не угрожает – это хорошо, потому что это придаёт ощущение уверенности ребёнку в том, что он находится в безопасности. Но вот с другой стороны, если вы каждый раз будете так реагировать на крик ребёнка, он будет использовать этот способ для того, чтобы получить именно то, что он захочет, и таким образом выражать свое недовольство. В этом случае вы можете оказаться в трудном положении и не способной что-нибудь делать по дому, так как ребёнок часто будет находиться у вас на руках.
Время от времен, и это действительно будет хорошо, надо позволять детям немного кричать и плакать, не беря его в это время на руки. Это постепенно научит вашего малыша, что вы не будете делать всё, что он захочет, если для этого нет особых причин. Если ребёнку не надо менять подгузник, он накормлен и ему тепло, ему можно, а почему бы и нет, дать немного поплакать. Можете не верить этому, но вскоре вы обнаружите, что ваш малыш перестанет кричать без повода. А если вы дадите его любимые игрушки в манеж, то ребёнок будет отвлекаться, играя с игрушками. Такой способ может полностью на какое-то время отвлечь внимание вашего малыша от вас.
Есть ещё одна сторона этого вопроса – как это может отразиться на здоровье вас и вашего малыша и как правильно поступить. Не торопитесь слишком баловать ваших малышей, показывая им свою любовь и неограниченное внимание. Если для этого нет особых причин, надо ему дать некоторое время поплакать, тем более, если вам надо заняться некоторыми делами. Малыши всегда чем-нибудь интересуются, вам только необходимо найти способ, чтобы развлечь его или её.
В старых книгах, посвященных воспитанию детей, можно встретить совет оставлять малыша плакать: мол, он должен с ранних лет понять, что родители не обязаны подчиняться всем его капризам. В других, более современных, трудах напротив, рекомендуется кидаться к ребенку по первому зову. Что же делать молодой маме? Давайте поговорим о том, как отучить ребёнка плакать, и что стоит предпринимать, и стоит ли при виде плачущего сына или дочки. Ответ вы найдете в этой статье.
Плач ребенка — родители должны быть рядом
Стоит ли оставлять ребенка плакать: психология
Психологи утверждают, что на каждом этапе своего развития человек должен решать определенные задачи. От того, как будет преодолен тот или иной этап, зависят будущий характер и даже судьба. В младенческом возрасте закладываются основы доверия к миру: так называемого базового доверия. Если доверие сформировалось, человек будет уверенным в себе, решительным и смелым. В противном случае ядерными качествами личности станут нерешительность, постоянная тревога и мнительность.
От чего же зависит, сформируется ли доверие к миру? Психотерапевты считают, что главную роль в прохождении этого этапа личностного развития играют родители ребенка. Мама в младенчестве представляет собой весь мир: она кормит, развлекает, обеспечивает комфорт и безопасность, удовлетворяет все потребности ребенка. Если мама успешно справляется со своими обязанностями, отношение к ней постепенно распространяется на весь мир в целом. Конечно, в противном случае происходит то же самое.
Малыш плачет потому. что ему страшно
У ребёнка не такой уж и богатый выбор, как можно заявить о своих потребностях родителям, разве что только заплакать. Так он сообщает о том, что ему плохо, одиноко, что он нуждается в пище и общении.
Если после такого «сигнала» появляется мама, то мир кажется малышу предсказуемым и безопасным. В противном же случае в подсознании формируется убежденность в том, что невозможно оказать какое-либо влияние на событие и сколько ни кричи, лучше не станет. Естественно, о базовом доверии к миру в этом случае не может быть и речи.
У взрослых людей, родители которых предпочитали не реагировать на плач младенца, формируются следующие убеждения:
- меня никто не любит;
- никто не поможет мне в трудной ситуации;
- я не важен для моих близких;
- мир - негостеприимное и неуютное место.
Естественно, наличие таких убеждений - отличная почва для формирования невротического расстройства. Поэтому если вы не хотите, чтобы в будущем ваш ребенок испытывал сложности психологического плана, старайтесь не оставлять его плакать в одиночестве.
Совет: не стоит слушать тех, кто утверждает, что ребенок может плакать «из вредности»! Плач и крик - единственные методы коммуникации, которыми располагает новорожденный малыш. Даже если он не мокрый и не хочет есть, ему может быть необходимо общение.
Почему ребенок перестает плакать, если не получает «обратной связи»?
«Специалисты», которые советуют не обращать внимания на плач ребенка, объясняют свою точку зрения тем, что рано или поздно малыш, к которому не подходят родители, перестает плакать и засыпает. Это действительно так. Но по каким же причинам ребенок «успокаивается» и полезно ли это для его психики?
Издавая громкие звуки, ребенок надеется получить от мамы «обратную связь», то есть определенное поведение.
Дети в детдоме скоро отучаются плакать — они теряют надежду
Если эта «обратная связь» отсутствует, малыш действительно может внезапно прекратить кричать. Однако это произойдет не потому, что он успокоился. Ведь и взрослые люди, которые много раз повторили просьбу и не получили никакого результата, приходят к мысли, что продолжать бессмысленно. В результате в подсознании ребенка не формируется связь между активным выражением своего недовольства и родительским поведением. Можно сказать, он теряет надежду добиться своего, естественно, переставая плакать и засыпая из-за банального переутомления.
Кстати, считается, что отсутствие родительской реакции на плач ребенка может стать причиной аутизма. Ведь малыш просто не понимает, для чего нужно общаться с окружающими: он привык к тому, что любые попытки наладить коммуникацию, ни к чему не приводят.
Ребенок аутист — причина — отсутствие реакции родителей на плач
Органические изменения во время плача
Когда ребенок слишком долго плачет, в его организме начинает вырабатываться гормон под названием кортизол. Это довольно опасно, ведь в младенчестве головной мозг динамично развивается.
Во время сильного стресса, который вызывают безрезультатные попытки привлечь к себе внимание, кортизол буквально уничтожает нервные клетки.
Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом. Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея.
Совет: многие молодые мамы в прямом смысле слове «отгоняют» своих супругов от детской колыбели.
Участие отца обязательно должно быть
Это может происходить из-за стереотипа о том, что заниматься малышом должна мама, а папина задача - зарабатывать деньги. К тому же, мамочка может бояться, что папа сделает что-то не так и причинит ребенку вред. Делать так не стоит: важно, чтобы между ребенком и его отцом с раннего возраста формировалась эмоциональная связь. К тому же, если мама устала, папа сможет успокоить ребенка вместо нее. В это время женщина может поспать, отдохнуть и восстановить силы, чтобы не испытывать раздражение на малыша, который слишком много «хнычет».
Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков
Любая мама знает, что малыш может плакать по-разному. Определенным образом он сигнализирует о том, что хочет есть, промок или просто соскучился. Обычно плач «дифференцируется» спустя несколько месяцев после рождения. Однако происходит это только в том случае, если ребенок не плакал в одиночестве.
Если родители не реагируют на плач, у малыша просто не возникает необходимости пытаться донести до мамы и папы определенную информацию.
Реакция родителей — самое важное для ребенка
В противном же случае ребенок будет пытаться как можно скорее объяснить, чего именно он хочет. А значит, он будет плакать по-разному. Конечно, это не значит, что ребенок сознательно «выбирает», как именно ему нужно поплакать: связь между издаваемыми звуками и поведением родителей закрепляется на подсознательном уровне. Однако ребенок усваивает, что от его поведения будет зависеть реакция окружающих. Например, если ребенок резко начинает плакать, издавать громкие звуки, это может обозначать, что он промок, а если тихонько хнычет - хочет общения. А это очень важно для дальнейшего социально-психологического развития.
Коммуникация с ребенком — это самое важное
Совет: взрослые люди должны вести себя как взрослые. Не надо верить тем, кто утверждает, что ребенок плачет, чтобы позлить вас или от скуки: для малыша это - единственный способ общения.
Обнимите ребенка, поговорите с ним, убедитесь в том, что ему не нужно поменять пеленки или не пришло время поесть. Не игнорируйте коммуникацию с ребенком даже в том случае, если вы очень сильно устали: так вы сможете воспитать гармоничную личность.
Спокойные родители - спокойный малыш
Теперь вы знаете, почему нужно реагировать не плач малыша и стараться как можно скорее его успокоить. Если вы будете вести себя подобным образом, вы сможете избежать проблем в будущем. Ведь ребенок, который уверен в том, что мама и папа его любят и всегда готовы прийти к нему на помощь, чувствует себя спокойным и уверенным. А значит, он в будущем не будет требовать, чтобы родители постоянно присутствовали рядом с ним для того, чтобы убедиться, что защищен и любим.
Если игнорировать плач ребенка, в дошкольном возрасте он будет постоянно требовать доказательств вашей любви. Некоторые дети буквально не выпускают родителей из поля зрения и даже пытаются ходить вместе с ними в уборную. Таким образом выражается пережитый в младенчестве страх одиночества.
Спокойные родители — психологический комфорт для ребенка
Ведь каждый раз, когда мама не реагирует на крик, малыш испытывает настоящий ужас: ему кажется, что она ушла навсегда и больше никогда не вернется…
В детских домах для детей могут создаваться наилучшие условия. Хорошая еда, качественный уход… Однако все равно малыши развиваются медленнее сверстников как психически, так и физически, а повзрослев, испытывают серьезные трудности с адаптацией в обществе. Психологи полагают, что объясняется это очень просто: персонал детских домов просто не имеет возможности реагировать на плач брошенных детей. Не нужно оставлять малыша одного: подарите ему веру в то, что мир - надежное, уютное место, а сам он - нужен и любим!