« (четверостишье из песни, так глубоко тронувшее меня на моей первой в жизни вожатской смене в детском лагере Хагларе:)
И каждый час, и каждую минутуО чьих-то судьбах вечная заботаКусочек сердца отдавать кому-то –Такая, брат, у нас с тобой работа.
Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря!
Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.
Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал).
Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый!
Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.
Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.
К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…
Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет...Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства.
Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.
Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.
Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.
Атор: Люба Образцова стажер программы Хаглар
9 октября, в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации «Программа развития деятельности студенческих объединений» и приказа 1561 «О реализации в РГСУ Мероприятия 2.1 «Студенческий педагогический отряд» в ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» прошел цикл круглых столов, посвященных деятельности вожатых. В ходе намеченных мероприятий, обсуждались основные трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам.
Доклады участников круглого стола очертили границы действительно актуальных вопросов, связанных с деятельностью вожатых. В качестве докладчиков выступали: Тотоева Фатима (Каким должен быть вожатый?), Губарькова Дарья (Вожатые ДОЛ «Робин Гуд»), Смородина Яна (Опыт Всероссийских детских центров по организации досуга детей), Сударушкин Данила (Вожатый ДОЛ «Океан»), Исаева Лилия (Вожатское дело - «ожидание - реальность») и Кацукова Дарья (Эмоциональное выгорание вожатого: что делать?). Участники пришли к общему мнению, что необходимо расширять участие студентов РГСУ разных направлений подготовки в педагогические отряды ВУЗа, что, таким образом, позволит сформировать базовые жизненные компетенции личности и будет способствовать самореализации выпускников в профессии.
В свою очередь, на территории РГСУ проходило специальные обучающие тренинги, включавшие в себя такие модули как: «Нормативно правовое обеспечение деятельности вожатых в детских оздоровительных и профильных лагерях», «Основы воспитательной системы и работы детских оздоровительных и профильных лагерей», Организационно-методические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях».
Одной из важных частей реализуемой программы стали выезды в УРМЦ «Алмаз», основной тематикой которых стали интерактивные и деловые игры, направленные на подготовку вожатых к работе в профильных и оздоровительных лагерях, а также организации и подготовке мероприятий специально для детей. Вожатые, очень актуальна на сегодняшний день тема, ведь для создания конкурентоспособного педагогического отряда чрезвычайно важны новые подходы в образовании.
Кто же такой вожатый? Обычный человек, студент, который устроился работать в детский лагерь на время прохождения практики. Это на первый взгляд. Так вам может ответить тот, кому никогда не приходилось работать в детском коллективе. Одно из значений слова вожатый – проводник, указывающий дорогу. Вожатый – это не профессия, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Его задача - узнать, понять, подобрать ключик к сердцу каждого ребёнка независимо от возраста.
Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. У этих самых детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем дерутся, ссорятся, то хотят домой, влюбляются и так далее и тому подобное. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души!
Основные черты вожатого
Какими же качествами должен обладать современный вожатый? Дети особенно ценят в вожатом такие качества, как доброта, общительность, справедливость в решении конфликтов. Вожатый должен быть отличным организатором детских мероприятий, интересным собеседником, спортсменом, танцором, певцом, массовиком-затейником. Любовь к детям, к своей профессии – вот основные слагаемые успеха деятельности современного вожатого.
Вожатый может одним своим примером положительно воздействовать на своих воспитанников. Но для этого он сам должен обладать качествами, достойными подражания. Из каких же качеств складывается авторитет вожатого?
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
АКТИВНОСТЬ
КОМПЕТЕНЦИЯ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
САМООБЛАДАНИЕ
ИНИЦИАТИВНОСТЬ
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
7. Разносторонняя образованность
8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
9. Знание практической психологии, этики
10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
12. Творческое отношение к деятельности в лагере
13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
14. Сознательность, вежливость, аккуратность
15. Эмоциональная устойчивость
16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
17. Инициативность, самостоятельность
18. Соблюдение демократических принципов
19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт
После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.
Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.
РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ О ПРАВИЛАХ
В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.
Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети впервые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ
Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".
Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.
Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:
§ Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?
§ Как зовут всех вожатых?
§ Какого цвета у них глаза?
§ Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?
§ Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.
Выглядеть это может так:
1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?
2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?
3. Умеет ли плавать шеф-повар?
4. Как зовут старшую вожатую?
5. Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?
6. Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?
7. Какого цвета скамейка возле медпункта?
8. Любимый цвет начальника лагеря.
9. Сколько окон в спортивном зале?
10. Сколько ступенек при входе в лагерь?
11. Что нарисовано на верандах нашего лагеря?
12. Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?
13. Сколько дверей в музыкальном зале?
14. Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?
15. Какие цветы любит медработник?
А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны...
Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия.
Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где вы сейчас работаете, по вашим понятиям небольшой, то для детей он – целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру – путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А Вов время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.
Младший возраст
§ Со старичком– лесовиком (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);
§ С гантелькиным (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);
§ С доктором градусником (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);
§ С забавой – затейницей (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);
§ С поваром сладкоежкиным (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);
§ С домовенком Кузей (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).
Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.
Средний возраст
Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.
Старший возраст
Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом, вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведёте интересно первый день в стране Детства!
ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ОТРЯДА
Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.
Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию. Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление - визитку.
Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении
ЗАКОНЫ. ЛЕГЕНДЫ
Законы и традиции, вводимые в отряде:
- закон доброго отношения к людям;
Закон территории;
Закон 00;
Закон поднятой руки;
Закон доброго отношения к песне;
Традиции приветствия и прощания;
Закон Человека.
Уважаем в каждом человеческое достоинство; все конфликты решаем мирным путем; сначала подумай о товарищах, потом о себе.
Закон Точности .
Если мы хотим много сделать, мы должны быть точны, не отнимать друг у друга время долгими сборами Точность не только во времени, точность в словах, в обращениях, в исполнении порученного.
Закон поднятой руки.
Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнил, из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и убивали друг друга. И никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость. Но никто не хотел быть трусом. А трусов и в том и в другом племени наказывали одинаково: им простреливали ладонь правой руки … И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение.
И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: Люди! Вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука, и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте…
И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку.
Вот так и был рожден закон правой руки, который гласит: «Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука! Если вы сочтете мое предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде выслушайте!»
Как появился огонек.
Наша история произошла давным-давно в лагере. Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что в одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в том отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам; девчонки заботились о мальчишках – и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо – и сделают все, чтобы печаль оставила друга.
Никто сначала не мог понять причины такой перемены, потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята ходят в лес, и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда.
закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.
Должностные обязанности вожатого летнего лагеря
Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:
- организация праздников, экскурсий и т. д.;
- поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
- организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
- обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
- организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
- соблюдение прав и свобод подопечных;
- соблюдение этических норм в поведении;
- ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.
Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).
Что представляет собой должностная инструкция вожатого?
В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:
- Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
- Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
- Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
- Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
- Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).
Не знаете свои права?
Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.
Общие положения, функции и задачи вожатого
Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:
- указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
- порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
- порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
- перечень квалификационных требований к работнику;
- список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
- навыки и умения, которыми он должен обладать.
Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).
Права и ответственность в должностной инструкции
Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:
- участие в жизни лагеря;
- защита чести и достоинства;
- выбор методик воспитания и развития детей;
- знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
- защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.
Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:
- Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
- дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
- материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
- административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
- уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
- Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
- неисполнение должностных обязанностей;
- необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
- Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».
Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.
Особенности должностных обязанностей старшего вожатого
Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.
Так, старший вожатый обязан:
- организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
- составлять графики дежурства вожатых;
- организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
- составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
- проводить семинары, совещания, планерки;
- организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
- организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
- осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
- контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.
Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.