Показать картинку
Зима только начала набирать силу, а я уже задумалась о посевном календаре.
Не о том, покупном, а о своем - немного лунном, немного научном, по приметам.
Мне вспомнились мои дед и бабушка, которые в огороде придерживались старых своих примет.
18 мая Арина Капустница, Арина Рассадница . Строго в этот день бабушка высаживала капустную рассаду.
5 июня Левон Огуречник. Дед называл этот день Левонтием. Бабушка высевала огурцы.
Я тожэ придерживаюсь этих дат.
А какие народные, приметы помогают Вам в вашем огороде?
Ниже подробности моих примет.
Народные приметы своими корнями уходят в далёкую старорусскую древность. Основанные на многовековом опыте наблюдений, приметы изначально являли собой важнейшую информацию для наших предков. Не было других аналогов прогноза погоды. Неся в себе как прикладную функцию, приметы также являются старейшим памятником русского языка. Своей самобытностью отражая живой и красочный мир нашего фольклора.
6 мая
Егорьев день
С Юрьева(Егорьева) дня начинались активные полевые работы. На те поля, которые были засеяны ранее, выходили служить молебны, нивы окропляли святой водой. Существовало множество поговорок на тему земледельческого труда: «Егорий с теплом, а Никита с кормом»; «Яровое сей на Егория»; «Сей рассаду до Егория - будет щей вдоволь»; «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает». Наблюдали крестьяне и за погодой - по ней можно было делать выводы о будущем урожае. «На Егория мороз - будет просо и овес», - говорили в народе.
18 мая
Арина Капустница, Арина Рассадница
На Арину, высаживали рассаду на грядки - главным образом, капусту и огурцы. Кстати, считалось, что этим должны заниматься только женщины - и желательно в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил. Посадив первый росток капусты, его покрывали большим горшком, а горшок - белой скатертью, чтобы вилки получились такие же большие, белые и тугие. По краям грядки сеяли крапиву, которая должна была отпугнуть нечистую силу и вредных насекомых. При этом говорили: «Крапиву - чертям, капусту - нам!».
Капуста была одним из самых любимых в народе овощей. О ней складывали множество поговорок: «Без капусты щи не густы»; «Премудрость во щах, сила в капусте»; «Для чего огород городить, если капусты не садить?».
5 июня Левон Огуречник
На Левона (Леонтия) было принято сажать огурцы. При этом обращали внимание на приметы: если появляется много оводов - это сулит хороший урожай овощей.
19 июня
Ларион Пропольник
На Лариона - так на Руси называли святого Илариона - было принято выходить в поле и пропалывать его от сорняков. «Пришел Ларион - дурную траву из поля вон», - говорили крестьяне. В народе знали: если вовремя не справиться с сорняками - они сами тебя по миру пустят. «Поле полоть - руки колоть, а не полоть - так и хлеба не молоть», - приговаривали во время неприятной работы. Впрочем, считалось, что сорную траву нужно полоть только тогда, когда месяц идет на убыль. Полоть на полную луну бесполезно, даже на Лариона, - сорняки скоро опять силу возьмут.
Сегодня
, 27 ноября
Филипповка, Заговенье
Дата по старому стилю: 14 ноября Сегодня чествуют память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа.
На Руси после Филиппова дня начинался строгий Рождественский (Филипповский) пост
. Заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям.
Однако вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.
С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали. Сохранилось немало поговорок и пословиц, подчеркивающих важность рукоделия: «У нерадивой пряхи и на себя нет рубахи»; «Не напрядешь зимой - нечего будет ткать летом»; «Соха кормит, веретено одевает».
Также на Филиппа было принято выносить во двор еду. Она предназначалась духам, оберегающим домашних животных.
В некоторых районах в этот день проводили обряд изгнания тараканов. Для этого нужно было всей семьей вытянуть из избы за нитку таракана, привязанного за ногу.
В этот день обращали внимание на приметы. Иней предвещал урожай овса, дождь - урожай пшеницы. Если каркал ворон - ждали оттепели. А облачная и снежная погода обещала ненастье в конце мая.
Часто соседи говорят, что в праздники нельзя работать в огороде. Но мы с женой работаем все 5 дней в неделю и большую часть работы по огороду выпадает на выходные. Да, понятно, когда великие праздники (Пасха, Крещение, Вознесение и т.д.), но очень часто бывает так, что попадают на выходные дни и другие православные праздники. Ответьте пожалуйста мне, в какие праздники можно работать на огороде, в доме, во дворе?
Геннадий Юрин
компьютерная верстка газеты
Уважаемый Геннадий, наверное, самым животрепещущим вопросом для крестьян и горожан-садоводов является проблема их участия в субботних, воскресных и праздничных богослужениях, если в другие дни люди работают и вся работа в огороде возможна только в выходные.
Несомненно, в наше время весь строй христианской жизни нарушен. И это особенно касается города, где человек трудится 5-6 дней в неделю, но так и не может прокормить свою семью, и поэтому вынужден и в выходные дни заниматься огородом.
В этой проблеме главное чтобы люди испытывали желание жить церковной жизнью. Если такого желания не будет, а возобладают леность и нерадение о своем спасении, враг обязательно представит множество "затрудняющих обстоятельств" и убедит в том, что ходить в церковь совсем необязательно и просто невозможно. К сожалению, многие решают вопрос в пользу огорода, и весной-летом особенно заметно, как опустеют храмы по сравнению с зимними службами.
Но выход можно всегда найти. Во многих городских храмах по воскресеньям служат две литургии - раннюю (в 7 часов или даже ранее) и позднюю. У тех, кто придет на раннюю службу, потом будет вполне достаточно времени добраться до участков, и поработать до вечера. Тем горожанам, чьи участки находятся очень далеко от города, и им необходимо уезжать на все выходные, можно посоветовать следующее. В воскресенье хотя бы до 12 часов не работать, а уделить молитве и чтению Евангелия или какой-либо духовной литературы. Вернувшись с огородных работ раздать более щедрую милостыню, чем в иные дни.
Увы, не во всех деревнях и дачных поселках есть храмы, но это не повод, чтобы приняться за работу с раннего утра в воскресенье. В этот день полностью читайте утренние и вечерние молитвы, читайте Евангелие, книги отцов Церкви, проповеди на тот же день года, каноны, - много чем можно хоть в малой мере восполнить отсутствие на богослужении. Хотя, можно и поработать в воскресенье… Мало ли в деревнях одиноких стариков, которым требуется помощь? Добрые дела в таких случаях всегда благословлялись Церковью!
Многовековой опыт крестьян и современная жизнь показывали, что вроде бы "упущенный" воскресный день, всегда по Божьей благодати с лихвой наверстывался дружными всходами и хорошим ростом растений. В то время как упорные "труженики", всегда по неразумению ссылающиеся на пословицу "весной один день год кормит", зачастую получали за свое "усердие" плохое прорастание семян, нашествие вредителей, ограбление и прочие напасти.
В надежде на помощь Бога в своих земледельческих делах, нужно помнить апостольские слова "много может молитва праведного" (Иак. 5:16), не только справедливы при исцелении людей. Поэтому людям, живущим церковной жизнью и слушающих заповедей Господа Его благодать проявляется в полной мере. Чем полноценней ваша обычная церковная жизнь (любовь Бога, стремление к праведной жизни, участие в службах, частое искренне исповедание своих грехов, достойное Причастие, молитвенная жизнь и т.п.), тем более вы можете ожидать успеха от своих трудов.
Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».
В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.
Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.
Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».
Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.
Народно-христианский праздник Егорий Вешний отмечается 6 мая (23 апреля по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых святых у наших предков. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Юрий и Егорий.
Другие названия праздника: Егорий Весенний, Георгий Победоносец, Егорьев день, Отмыкание земли, Егорий голодный, Егорий – ленивая соха, праздник пастуховпастухов.
В этот народный праздник нельзя заниматься шерстью. Некоторые женщины, которые прядут или вяжут, предпочитают даже не смотреть в этот день в ее сторону. В противном случае волки много овец утащат.
История
Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.
Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.
Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.
Традиции и обряды
Главные традиции 6 мая — начало полевых работ, праздник пастухов, запрещено заниматься шерстью.
— С Юрьева дня начинались активные полевые работы. На те поля, которые были засеяны ранее, выходили служить молебны, нивы окропляли святой водой. Существовало множество поговорок на тему земледельческого труда: «Егорий с теплом, а Никита с кормом»; «Яровое сей на Егория»; «Сей рассаду до Егория - будет щей вдоволь»; «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает». Наблюдали крестьяне и за погодой - по ней можно было делать выводы о будущем урожае. «На Егория мороз - будет просо и овес», - говорили в народе.
— Особой силой обладала так называемая «юрьевская роса». Она появлялась ранним утром. В это время нужно было выйти на луг и покататься по траве, чтобы стать сильным и здоровым. Считалось, что если выгнать на рассвете скотину на луг, то это пойдет ей на пользу. Так и говорили: «На Юрия роса - не надо коням овса». Однако юрьевские росы могли причинить и вред домашним животным. Если кто-то хотел зла хозяевам, он мог собрать росу, намочить в ней холст, а затем накинуть на скотину. Результатом этого станет то, что у коров пропадет молоко, а телята ослепнут.
— Чтобы обезопасить скот от нечистой силы и «гарантировать» ему здоровье, в некоторых местностях России ходили окликать Егория: «Мы вокруг поля ходили, Егория окликали, Макарья величали. Егорий ты наш храбрый... ты спаси нашу скотинку в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым под месяцем, под красным солнышком, от волка от хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого».
— В Егорьев день скот называли именинником. Его всячески обхаживали, чистили, кормили лучше, чем обычно. Также запрещалось что-либо делать из шерсти - даже просто брать в руки шерстяные нитки. Женщины старались даже не смотреть в их сторону. В противном случае волки много овец утащат, считалось в народе. Чествовали 6 мая и пастухов. После того как скотину выгоняли на луга, их угощали яичницей, одаривали тканями и деньгами. На этом празднике веселилась вся деревня.
Приметы и поговорки
- На Руси два Егорья: и голодный (6 мая).
- Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса.
- Егорий землю отмыкает.
- Сена достает у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая).
- Ясное утро на Юрия — будет ранний сев, ясный вечер — поздний сев.
- Если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес.
- День выдался теплым – лето будет ранним.
- Если на Егория Вешнего идет ливень – будет много травы и, соответственно, сена.
- Ветер с севера предвещает ранние морозы осенью.
- На березе листья крупные, значит, урожай будет хорошим и обильным.
- Нельзя в этот день ссориться или громко эмоционально спорить о чем-либо – может ударить молния.
- Родившиеся 6 мая доживают до глубокой старости. Они умеют хорошо заботиться о скотине. Носить им следует оникс.
Именины 6 мая
Валерий, Георгий, Афанасий, Александра, Софья, Валерия, Иван.
Егорий Вешний (Юрьев день) — день славянского календаря, приходящийся на 23 апреля (по старому стилю) или 6 мая (по новому стилю).
По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал».
Рано утром проводили обряд выгона скота на пастбища. С наговорами молодежь рано утром, пока не высохла Ярилина роса, обходила все дворы:
«Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!»
У южных славян этот день является календарной границей между первой и второй половинами года. Дмитриев и Юрьев день делит год на «дмитровское» и «юрьевское» полугодия.
В этот день перед выпасом хозяева катали по хребту животных пасхальное яйцо желтого, зеленого или красного цвета, которое потом преподносили пастуху с просьбой быть внимательным, не дремать, чтобы животные были накормлены и напоены вволю. Затем скот вербой выгоняли из хлева и кормили особыми хлебцами (бяшками). Перед тем, как животные в первый раз после зимы покинут двор, они должны переступить через поясок, чтобы не забыли дорогу домой. В день Егория Вешнего животные паслись до высыхания росы.
Покровителя пастухов, Ярило, просили защитить животных от хищных зверей. Обряд обхода начинался по звуку рожка, в который дудел пастух и обходил трижды стадо посолонь (по часовой стрелке) и трижды противосолонь (против Солнца). Завершался обряд замыканием круга на железный замок. Считалось, что вокруг животных воздвигалась невидимая защита, которая их убережет от разной нечисти и диких зверей. Иногда обход посевов и выгон скотины совмещались в одном обряде: животных ненадолго пускали на зеленеющие поля, поскольку считалось, что это благоприятствует урожаю и надоям.
В день Егория Вешнего Ярило отмыкает землю, выпускает росу (оплодотворяет) и травы начинают буйно расти. Проводится особый обряд — Отмыкание Земли (или Зарод).
В это время распахивали пашни и начинали сев. Считалось, если омыться чудодейственной Ярилиной росой, то можно стать здоровым и сильным. Вечером ставились качели и проводились всеобщие гулянья. В этот период начинались весенние свадьбы.
Другие названия дня
В церковном календаре
Русская Православная церковь в этот день почитает Георгия Победоносца и праведную Тавифу, мучеников: Авраамия Болгарского, царицу Александру, Анатолия и Протолеона; отмечает перенесение мощей священномученика Иоанна пресвитера. Георгия Победоносца просят о детях и воинах; просят помощи при недугах, об охране домашних животных; в скорби.
У восточных славян
У восточных славян Юрьев день являлся основным скотоводческим праздником года и первым выгоном скотины на пастбища. В Карпатах совершалось ритуальное доение овец и первые замеры молока. Южные славяне украшали животных и емкости венками из цветов и трав. Магические действия и языческие обряды были направлены на обеспечение благополучия скота на выпасе, повышение плодовитости, защиты от нечистой силы, волков и змей. На Балканах приносили в жертву ягненка.
В Беларуси, Украине и восточных Балканах проводили обряды в поле, осматривали посевы с молебнами и водосвятием, но без участия священнослужителей. Устраивали трапезы с закапыванием остатков пищи в землю, чтобы повысить урожай. Для предотвращения засухи и града хозяева катались по посевам. С этой же целью в землю втыкали вербу, кресты из веток, свечи, освещенные в церкви, вертел после юрьевского ягненка. На пашнях молились, целовали землю, окропляли святой водой посевы. В восточных частях Беларуси всем селом жгли большие костры.
У южных славян
Юрьев день открывал новое полугодие (у сербов — «джурджевско»), которое продолжалось до 26 октября (8 ноября по новому стилю — Дмитриева дня) – начала «митровско» (дмитриевского) полугодия.
В северо-западной части Хорватии и в Словении выполняется Зеленый Юрий – обрядовая процессия, которую возглавляет человек, покрытый зеленью с головы до ног. Также сербские мужчины в канун 23 апреля плели большую корзину из зеленых веток, наполняли ее венками и зеленью. Затем, перевернув вверх дном, надевали ее на плечи главаря процессии, состоящей из конных и пеших мужчин, украшенных цветами и играющих на музыкальных инструментах. Около каждого дома они пели песни, а хозяева поливали их водой из подойника.
У хорватов такой персонаж назывался «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев молодые мужчины бросали «Зеленого Юрия» в реку. По другим источникам, в воду бросали корзину или просто обливали ряженого.
В этот день отменялись многие запреты на еду. Разрешалось употреблять в пищу молодое мясо, молочные продукты, зеленые овощи; готовили сыр, ягнятину и домашнюю птицу. До этого можно было есть только овощи урожая прошлого года, а мясо и молоко не употребляли с начала (или с 1 марта). На молоко запрет был особенно строгим. Если у овцы погибал приплод, ее молоко выливали в реку, чтобы не оскверниться им.
Первый надой предназначался предкам — его лили в воду, раздавали соседям для поминовения душ и так далее. Нарушение этого обычая грозило болезнями скота и гибелью приплода.
Матери, потерявшие грудных младенцев, особенно строго выдерживали запрет на употребление молока, поскольку верили, что их умершие дети живут на молочных деревьях и пьют этот напиток. Если мать нарушит табу, то ребенок отлучается от дерева, голодает и проклинает ее.
Многие славянские традиции и обряды в Юрьев день выполнялись для защиты от града. Словаки и болгары не делали никакую работу, которая сопровождалась шумом: не ткали, не выбивали палками белье, не пользовались мельницами. Также не выносили из дома молоко и не ели продукты из него на улице. Парни, взяв с собой шкуру обрядового ягненка, живую курицу, лопату, задвижку от запруды при мельнице, обходили кругом деревню и поле. Когда круг замыкался, все это закапывали в землю, символически запирая и предохраняя дома и посевы от града.
Егорий Вешний или Юрьев день являлся первым из нескольких праздников, когда растения наделялись, помимо лечебных свойств, еще и магическими качествами. Ими украшали дома и хозяйственные постройки, кормили скотину, сушили для лечения и для оберегов. В обрядности восточных и южных славян этот день принадлежит магии и здоровью. Они занимались сбором росы для лечения в течение всего года, кувыркались по ней в поле, опоясывались зелеными ветками на голое тело, взвешивались на весах, которые укреплялись на молодых деревьях, чтобы быть здоровыми.
Южные славяне в этот праздник гадали по сорванной зелени: если к утру, она оставалась свежей, то это сулило долголетие и здоровье, если же стебли увядали – предвестие болезней и смерти.
В некоторых районах Сербии вплоть до недавнего времени группа девушек (кралица) ритуально обходила хаты с пожеланиями счастья и долгих лет жизни всем домочадцам.
Болгары с 1880 года славят храбрость в день святого Георгия Победоносца. Они проводят воинские парады, освящают боевые знамена — по сути, отмечают день Болгарской армии.
Особое значение эта дата имеет для болгарских цыган. Они считают своим покровителем Георгия Победоносца, их праздник называется Эдерлези. Цыгане закалывают и жарят на вертелах ягнят, вымаливают здоровье больным детям.
Православные гагаузы 23 апреля (6 мая) отмечают Хедерлез, древний языческий праздник. В этот день они также почитают Георгия Победоносца. В обрядах прослеживаются древние скотоводческие традиции, ведь раньше в этот день между хозяевами и пастухами заключались договоры.
Праздник в XIX веке длился 3 дня. Накануне убирали дома и в золе пекли хлеб между 2-х сковород. В день Георгия Победоносца разжигали большой костер посреди деревни и прыгали через него. Потухшие угли засыпали землей.