Артеменко Александра Александровна
Должность:
воспитатель детского сада
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад№12
Населённый пункт:
город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала:
доклад из опыта работы
Тема:
"Мини музей как средство патриотического воспитания".
Дата публикации:
24.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
СЛАЙД 2
Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач
нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к
близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с
момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего
народа.
Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста
является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально
организованное пространство детского сада, способствующее расширению
кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным
ценностям, воспитанию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение
диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной
среде, способствующей развитию у детей исследовательской и
познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в
нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и
размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
СЛАЙД 3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
СЛАЙД 4
В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и
героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани
самовоспитания: познавательные, духовные, волевые.
Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской
деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне
развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую
проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить
космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос».
СЛАЙД 5
Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать
нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный
космос».
СЛАЙД 6
Задачи:
воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и
чувство гордости за своё Отечество;
расширить представления детей о космическом пространстве (об
этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о
солнечной системе, планетах и спутниках);
совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско-
родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско-
творческой деятельности;
создать благоприятную предметно-развивающую среду и
дополнительное образовательное пространство для проведения
исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и
семье.
СЛАЙД 7
Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
СЛАЙД 8
Первый этап - организационный
. На этом этапе мной были установлены
цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны
игры и материал для них, созданы информационные листы и папки-
передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме
беседы с детьми по заданной теме.
СЛАЙД 9
Второй этап - основной
.
Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию,
беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос».
Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с
проектной деятельностью.
СЛАЙД 10 – 16
Комментирует А.А.
СЛАЙД 17
Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все
дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о
космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини-
музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и
других групп, грамотой была отмечена самая активная семья.
СЛАЙД 18
Комментирует А.А.
СЛАЙД 19
Практическая значимость
Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку
проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог,
адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям
воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе
реализации проекта, способствуют формированию нравственно –
патриотические чувств детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат
: заинтересовать детей и родителей темой космоса, создать
интересный материал для бесед и НОД. Расширить представления детей о космосе и о
планете Земле, развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать
патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым,
продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, обогатить словарный запас
детей словами на космическую тематику. Закрепить знания детей о расположении
планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Расширить
тематику сюжетных игр.
Создание мини-музея космонавтики и фильма «Моё фантастическое путешествие».
Положительные результаты реализации этого проекта заключается в следующем:
1. Заинтересованность детей в данной работе.
2. В полном объеме решены задачи проекта.
3.
С
помощью
детско-родительских
работ
пополнена
экспозиция
мини-музея
«Космос».
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
Осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Соблюдение принципов:
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные :
усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие :
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
развитие зрительно-слухового восприятия,
Воспитательные :
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские :
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
Цель и задачи развития музея:
Целью создания нашего музея стало:
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи :
Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
Знакомить с русским народным фольклором.
Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее :
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Красный угол;
Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе
Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.
Сентябрь. |
«Милости просим в избу» |
Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. |
Народная игра «Катя, Катя маленька» |
«Сорока-сорока» |
Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска |
Обыгрывание потешки «Сорока» |
|
Ай, качи, качи. |
Знакомство с колыбелькой, зыбкой. |
Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи» |
|
Водичка-водичка. |
Знакомство с рукомойником. |
Пение попевки «Вода-водица» |
|
С гуся вода, с Ваня худоба. |
Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. |
Исполнение потешек об умывании, колыбельных. |
|
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча |
Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. |
Народная игра «Лады» |
|
Наша –то хозяюшка умела была. |
Закрепить представление об использовании веника, голика, |
Разучивание потешки «Наша-то хозяйка» |
|
Колобок – румяный бок. |
Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. |
Инсценирование сказки |
|
Идёт коза рогатая. |
Познакомить с назначением крынки, подойника. |
Использовать потешки о корове и козе |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Дорогим гостям рады» |
Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. |
Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень» |
«Как Иванушка на ярмарке был» |
Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) |
Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари» |
|
«Пошла млада за водой» |
Рассмотреть вёдра, коромысло. |
Инсценирование песни. Украшение коромысла |
|
«Из бабушкиного сундука» |
Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) |
Изготовление куклы-скрутки |
|
«Приходите во горницу» |
Скалка, печь, чело, подтопок |
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» |
|
Наши подружки -ложки, миски, кружки |
Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. |
Продуктивная деятельность «Укрась посуду» |
|
«Эх, лапти мои» |
Показать лапти, познакомить с их назначением. |
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» |
|
«Хозяйкины помощники» |
Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар |
Отрывок из сказки «Федорино горе» |
|
«Курочка в избушке веником метёт |
Веник, голик, совок. |
Народные загадки |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Как Марьюшку бельё стирала и гладила» |
Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), |
Народные загадки об утюге. Стирка платочков. |
«Волшебные спицы» |
Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» |
Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи» |
|
Золотое веретено |
Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) |
Народная игра «Прялица» |
|
Волшебная иголка |
Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) |
Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки |
|
Как Марьюшка детей растила. |
Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. |
Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады» |
|
Сверху пар, снизу жар-это русский самовар |
Познакомить с традицией чаепития. |
За самоваром знакомимся с докучными сказками. |
|
Весна пришла, сороки привела. |
Сито, скалка, ларь |
Печём жаворонков. |
|
Одежда наших предков |
Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления. |
Пение «Уродись, бел ленок» |
|
Прощание с избой |
Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. |
Народные загадки |
Анна Хлызова
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев , которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей .
В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей , каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели , дети и их родители) определяли тему и название мини-музея , место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеями.
Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами , детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы :
Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социализация» , по воспитанию у детей патриотических чувств ;
Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;
Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма . Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ , организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини -музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры «Отыщи свое начало.» , в ходе реализации которого в ДОУ появились мини -музеи истории детского сада, русского быта и куклы.
В мини -музее истории детского сада представлена экспозиция «Большая история маленького «Светлячка» «, которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей.
Цель данного мини -музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.
В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта , цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды , позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.
Развивающая среда данного мини -музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты : предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини -музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Со временем в мини -музее появились фабричные куклы. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов : пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей .
Цель данного мини -музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.
Со временем мини -музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.
Так, для малышей был создан мини-музей игрушек «Курочка Ряба» . Не менее интересным оказался мини-музей природы «Волшебные камушки» , оформленный в группе среднего возраста , где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.
В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны» , основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами : историей возникновения и развития ложки.
Благодаря мини -музею дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки : столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия , пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини -музее представлены все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек «Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей.» , «Удивительная ложка нам откроет свой секрет» и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данном мини -музее имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.
В подготовительной группе детского сада расположился музей «От самовара до чайника» где можно увидеть самые необычные самовары : самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку «Путешествие чайника (самовара) ».
Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам «посиделки за самоваром» , на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини -музее появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.
Мини-музей «Мир открытки» , созданный также в подготовительной группе, позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в мини -музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки , работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.
Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники «В гостях у матрешек» . Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами : «матрешка» – «мать» - «родительница» - «род» - «родина» - «Россия» .
В процессе создания мини -музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.
Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи :
Выявление творческих способностей детей;
Расширение представлений о содержании музейной культуры;
Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .
Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини -музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями : «Найди спрятавшийся предмет» , «Восстанови интерьер» , «Дорисуй картинку» , «Одень героя» и т. д.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини -музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками , разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев .
Таким образом, мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
Статья по педагогике "Музей в ДОУ - средство воспитания и образования детей дошкольного возраста".
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно-нравственного воспитания.
Статья может быть полезна воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать мини-музеи в качестве стимулятора творческой деятельности дошкольников
Основная задача
:
- Раскрыть способности каждого ребенка;
- воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Основной целью
:
- приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею?
На этот вопрос можно ответить по-разному.
В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Музей- это хранилище истории,
где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь к родному краю, к городу не возможно воспитать без определенных знаний.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.
Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром..
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Организация: МБДОУ «Теремок»
Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск
Тема педагогического опыта
«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»
Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи.
В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственно-патриотического, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, наш город не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также - это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы использовали часть групповой комнаты и «приемной».
Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.
Работа по созданию мини-музеев сплотила педагогов, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Цель создания мини-музея: Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.
Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
· Формирование у дошкольников представления о музее.
· Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
· Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
· Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.
· Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.
· Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
· Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.
Наша работа осуществлялась поэтапно.
1 этап. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.
2 этап. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
3 этап. Создание разнообразных экспозиций.
4 этап. Организация детской деятельности в мини-музее.
В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:
- педагогика сотрудничества , позволившая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
- игровые технологии , которые способствовали повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
- метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
- здоровьесберегающие технологии, использование которых позволило вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;
Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.
Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.
Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей.
Результативность опыта :
1. Высокий уровень (начало года - 17%, конец года – 59%).
С помощью наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что 59% детей знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения; отображают в игре события общественной жизни; знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности
2. Средний уровень (начало года -28%, конец года - 40%).
40% детей имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные; частично знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности –
3. Низкий уровень (начало года - 55%. конец года – 1%).
Один ребенок не знает, что такое музей, частично смог рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушен; не знает историю формирования и становления Российской армии.
Выводы.
Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.
Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создало благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Литература
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.