Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский государственный университет имени Ш.Ш.Уалиханова
Молдабекова С. К., Коверчик К. В.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК ЗАНЯТИЙ, ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Пособие для воспитателей/ Молдабекова С. К., Коверчик К. В.
Утверждено на заседании кафедры «Образовательных технологий» КГУ им. Ш.Ш. Уалиханова от «27» «марта» «2012» г. протокол № 8.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.
Основная цель данных занятий, игр и упражнений – ознакомить детей с различными видами эмоций, учить их управлять своими эмоциями и настраивать детей на положительные эмоции.
Занятия.
Цель данных занятий:
Познакомить детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение;
Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и прочее);
Дать понятие о разделении эмоции на положительные и отрицательные;
Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
В процессе занятий решались следующие воспитательные задачи:
Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и так далее);
Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и другие) препятствующие полному личностному развитию ребенка.
Занятие № 1.
Тема: «Путешествие в страну настроений»
Цели: - учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;
- развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;
- развивать творческое воображение и фантазию.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебную страну настроений. Но прежде чем туда отправимся, давайте вспомним и поздороваемся с помощью различных эмоций.
Игра: «Разные настроения» (грустно, удивленно, спокойно, весело)
Мы отправляемся в путешествие и берем с собой хорошее настроение. Но на чем же мы отправимся в путешествие? А давайте отправимся на облаках (дети с удовольствием соглашаются). Во время полета им попадаются разные облака, и они их рассматривают.
Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).
Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение? Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (дети высказываются). А давайте сочиним небольшую сказку про них.
Игра «Сочини сказку» (начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение). В конце дети дарят хорошее настроение жителям страны и отправляются дальше.
Игра: «Забавные гномы» (выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам). В благодарность гномы проводят с детьми игру: «Мы делаем вот так».
Когда нам грустно – мы делаем вот так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы испуганы – мы такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
Когда мы радуемся – мы делаем так.
Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.
На пути они встречают музыкальную шкатулку.
Игра: «По мелодии дети должны отгадать настроение шкатулки» (звучит плач, сердитые возгласы, веселый смех).
Молодцы, вы все правильно угадали. А какое настроение вы возьмете с собой в детский сад? (Ответы детей) Дети садятся на облака и отправляются домой.
Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы с хорошим настроением возвращаемся в группу.
Занятие № 2
Тема: “Радость; хорошее настроение”.
Цели: - воспитание у детей миролюбия и доброжелательного поведения; коррекция эмоционально-волевой сферы;
Раскрыть сущность понятия “Радость”;
Формирование у детей доброжелательного поведения; развивать эмоциональную произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”;
Учить конструктивным способам управления собственным поведением, снимать напряжение.
Материалы: флажки разноцветные; шары с изображением веселого лица; яркие, смешные украшения, обручи на голову, банты, заколки; два листа ватмана с изображением контура человечка без лица; фломастеры; карандаши цв.; карточки с рис. “эмоции”.
Ход занятия:
Воспитатель: Настал день. Я улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумаете: “Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.”Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного от ношения друг к другу на целый день.Сегодня наше занятие будет веселое, радостное, мы будем шутить и смеяться. И тема нашего сегодняшнего занятия будет: “Радость”.
Диагностика настроения детей : С помощью разноцветных флажков (светлые тона – радостное, доброе, веселое настроение, темные тона – мрачное, сердитое, угрюмое, плохое настроение) дети выбирают цвет, соответствующий их настроению.
Игра “Приветствие”. Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, локоточками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.
Беседа с детьми о радости. Дети прослушивают музыкальный отрывок веселого произведения, после чего отвечают на вопросы психолога и самостоятельно рассуждают о том, что такое “радость”.
– Какого характера музыка сейчас звучит?
– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?
– Что чувствуете?
– Что хочется делать под такую музыку?
– Как вы думаете что же такое “радость”?
Тренинговая игра: “Угадай и покажи настроение”: Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее. (Игра проводится 2-3 раза).
Игра “Переодевалки”: Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.
Игра “Художники”: На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.
Релаксационное упражнение “Веселый торт”: Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети “угощают” испеченным тортом гостей.
Повторная диагностика настроений детей.
Под веселую музыку воспитатель дарит детям воздушные шары с изображением веселых рожиц.
Занятие № 3
Тема: «Вместе весело шагать…»
Цель: Формирование у детей положительных черт характера, а так же нравственного поведения и доброго отношения к окружающим;
Формирование способности управлять собственными эмоциями;
Укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;
Формирование способности к совместной творческой деятельности;
Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
Оборудование и материалы: цветные коробочки 5 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный) с отверстием для опускания геометрических фигур. Геометрические фигуры (квадраты со стороной 2 см, треугольники со стороной 2 см по количеству участников), ватман, цветные восковые мелки, клей, карандаши, бумага, магнитофон.
Ход занятия: Звучит мелодия песни «Вместе весело шагать по просторам». Воспитатель раздает каждому ребенку по 1 белому квадратику.
Воспитатель: Ребята закройте глаза и мысленно представьте, с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие и какого цвета ваше настроение. Откройте глаза.
А теперь опустите квадратик в ту коробку, цвет которой больше всего подходит вашему настроению. (На столе стоят яркие цветные коробки с отверстиями для опускания фигур. Выполнив задание, дети занимают свои места).
Приветствие: Все участники и здороваются друг с другом, даря свои улыбки.
Разминка: Упражнение на снятие эмоционального напряжения: «Дружные ребята»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные и веселые. Покажите, как вы умеете вертеться и шуметь на уроках. Давайте, вместе изобразим, как мы вертимся, болтаем ногами, вертим головой, (участники изображают задание вместе с воспитателем).
А теперь смеемся! Еще громче смеемся. Молодцы!
И еще раз, все вместе.
Болтаем ногами, руками, вертим головой и весело смеемся, нам очень весело.
Молодцы!
Похлопали ладошками. Потрясли руками. Похлопали ладошками! Молодцы!
Упражнение: «Мозговой штурм»
Воспитатель: предлагает участникам вспомнить слова, которые соответствуют слову «дружба». Проводится обсуждение соответствия предлагаемых детьми слов. Выводы записываются на доске.
Работа по теме занятия.
Упражнение «Дружба» (диагностическое)
Воспитатель раздает всем участникам бумажные окружности диаметром 15-20 см вырезанные из бумаги, цветные восковые мелки и предлагает в течение 5 минут изобразить любой рисунок на тему «дружба».
После окончания занятия в центре на полу воспитатель размещает лист ватмана и предлагает участникам разместить и прикрепить свои рисунки на поле ватмана в любом понравившемся месте.
Инструкция: Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться; С согласия авторов дорисуйте, что хотели. Будьте бережны к рисункам других людей; Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, значками и др.
Во время выполнения этого задания звучит тихая, легкая музыка.
Время на выполнение задания 2 – 3 минуты.
Упражнение « Закончи предложение».
Участникам предлагается закончить предложения:
-«Настоящий друг – это тот…»
-«Друзья всегда…»
-«Со мной можно дружить потому, что…» и другие.
Дети зачитывают предложения.
Упражнение «Сочини рассказ о дружбе».
Ребята прикрепляют получившуюся картину-полотно к доске.
Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о сюжете, чувствах, произносит добрые слова.
Ритуал прощания:
Воспитатель предлагает ребятам пожелать друг другу хорошего настроения.
Воспитатель: Ребята закройте глаза и мысленно представьте, с каким настроением вы уходите с занятия и какого оно цвета. Откройте глаза.
А теперь опустите треугольник в ту коробку, цвет которой больше всего подходит вашему настроению. (На столе стоят яркие цветные коробки с отверстиями для опускания фигур)
Занятие № 4
Тема: « Эмоции удовольствия и радости»
Цель: Развитие техники выразительных движений эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей.
Ход занятия:
1. Эстафета дружбы. Упражнение "Ток". Я передам вам свою дружбу, и она перейдет от меня к Саше, от Саши к Илье и т.д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением детей в радостном настроении.
3. Этюды на выражение удовольствия и радости.
Этюд "Встреча с другом". Этюд "Новая кукла". Этюд "После дождя".
Наши близкие тоже в тех или иных ситуациях испытывают это чувство:
«Для мамы радость - это когда...»;
«Для воспитательницы радость - это когда...».
4. Игра "Запомни порядок". Цель: Развитие памяти, наблюдательности.
Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит, затем водящим становиться другой.
Игра «Кто что делал?». Игра «Кто что делал?».
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под веселую музыку они делают по очереди различные движения и повторяют их по четыре раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и воспроизвести эти движения.
Занятие № 5.
Тема: "Эмоции гнева. Как справиться с гневом".
Цель: Развивать умение различать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Ход занятия:
1. Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
Рассматривание иллюстраций, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.
2. Этюды на выражение гнева. Этюд "Король Боровик не в духе".
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(дети выполняют соответствующие движения).
3. Беседа с детьми (диагностика тревожности).
Вам приходилось в жизни злиться?
Из-за чего вы злились?
Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
(Анализируем возможность детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением).
4.Предлагаем способы, помогающие "выпустить из себя злого дракона" и справиться со своими чувствами: потопать ногами.
Объясняем детям: чтобы избавиться от злости, гнева, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам, мыслям, которые охватили человека.
5.«Надуть воздушный шарик злостью»
Весь гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в небе.
Занятие № 6.
Тема: "Эмоция страха".
Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Развитие памяти ощущений. Снятие психомышечного напряжения.
Ход занятия:
1. Упражнение «Найди пару».
Цель: Настрой на совместную деятельность, общение. Создание позитивного настроения.
Дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего останавливаются, находят себе пару. Затем обмениваются друг с другом улыбками и рукопожатием или гладят друг друга по плечу.
2. Чтение рассказа (относительно страха)
Отрывок из рассказа Носова «Шляпа».
Выбираем пиктограмму страха из заранее подготовленных.
Подвести детей к пониманию того, что чувство страха нормально и даже необходимо в некоторых ситуациях.
Терапевтическое воздействие - ребенок понимает, что его чувства принимаются окружающими.
3. Этюды на выражение страха «Лисенок боится», «Потерялся», «Собака лает и хватает за пятку».
Этюд «Лисенок боится»
Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелнк воды.
Этюд «Собака лает и хватает за пятку».
Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.
4. Упражнение «Взрослое имя», «Я умею»: Дети представляют себя взрослыми. Они ходят как взрослые и здороваются как взрослые. «Здравствуйте, меня зовут Большаков Сергей Иванович». Рассказывают, что они умеют делать.
5. Упражнение на расслабление "Тряпичная кукла и солдат".
Инструкция. Встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигаетесь, примерно вот так… (Показ воспитателя) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показ воспитателя). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы - очень подвижными.
Занятие № 7.
Тема: «Эмоция удовольствия»
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие памяти Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психического напряжения.
Ход занятия:
1. Упражнение «Доброе животное».
Цель: Настроить детей на совместную деятельность.
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.».
2. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..." (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).
Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?
3. Рассматривание иллюстраций и пиктограммы с эмоциями удивления. Этюды на выражение удивления.
Этюд "Удивление".
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Этюд "Круглые глаза".
4. Упражнение "Зеркало".
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.
Обратить внимание на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.
Предложить вспомнить, когда дети были чем-то удивлены.
5. Игра на развитие моторно-слуховой памяти.
Игра «Повтори за мной».
Ведущий предлагает детям повторить ритмический рисунок (прохлопать в ладоши).
Игра «Запомни движение». Дети повторяют движения рук и ног воспитателя. Запомнив очередность, повторяют их в обратном порядке.
Игра: «Запомни свое место».
Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки все должны вернуться на свое место.
Упражнение «Жираф».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимуляция воображения.
Сидя на стульчиках:
а) Сделайте вдох и расслабьтесь.
б) Положите подбородок на шею направо, затем налево - 3 раза.
в) Наклоны головы.
г) Приподнимите плечи, опустите их - 3 раза.Затем приподнимите каждое плечо несколько раз.
д) Снова сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как удлиняется ваша шея, как она расслабилась.
Игры на развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.
Цели:
1. Образовательные:
А) познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;
Б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация)
В) обогащать и активировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения их оттенки.
2. Воспитательные:
А) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
Б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
В) откорректировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т. д.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Игра № 1: «Цветочек и солнышко».
Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.
Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).
Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).
Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).
Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).
Игра № 2. «Пиктограммы»
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Игра № 3. "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
Осенняя туча,
Рассерженный человек,
Злая волшебница.
Улыбнуться, как:
Кот на солнце,
Само солнце,
Как Буратино,
Как хитрая лиса,
Как радостный ребенок,
Как будто бы увидел чудо.
Позлись, как:
Ребенок, у которого отняли мороженое,
Два барана на мосту,
Игра № 4. « Упрямые барашки»
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока - устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
Игра № 5. « Нехочуха»
Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей - повторять их.
Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
Умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
- Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
- Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
- Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили...
Так устали! Прекратили...
Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, надулись
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились
Игра № 6. «Угадай эмоцию»
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
Игра № 8. «Классификация чувств»
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточки по следующим признакам:
Какие нравятся;
Какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
Игра № 9. «Встреча эмоций»
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
Игра № 10. «Испорченный телефон»
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
"По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
"Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
"Трудно ли было тебе понять другого участника?";
"Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
Игра № 11. «Рисуем настроение»
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
Игра № 12. «Ассоциации »
Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию (например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
Игра № 13.
Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
Упражнения, направленные на тренировку эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.
Упражнение № 1. «Передаем эмоцию»
Порядок выполнения упражнения: «Сейчас вместе с этим мячиком мы будем передавать любому, из стоящих в кругу какую – то эмоцию, изображая ее с помощью рук, позы, темпа, выражения лица. Тот, кто получает «эмоцию», попробует отгадать и сказать, что за эмоцию он получил».
Во время упражнения, мы следили за тем, чтобы все дети хотя бы раз получили мячик – эмоцию.
Упражнение № 2. «Звук - эмоция»
Цель: тренировать детей в выражении своих эмоций без слов, в форме интонаций.
Порядок выполнения упражнения: Называем различные эмоции, а дети показывают, как часто они эти эмоции испытывают. Для того чтобы показать это, надо гудеть. Если редко испытываешь эмоции – гудеть надо тихо, если чаще – то погромче, если совсем часто – то громко.
При обсуждении упражнения можно задавать следующие вопросы: Как вам показалось, какие эмоции мы с вами испытываем чаще всего? Как вам хотелось гудеть, когда назывались различные эмоции, - одинаково, или некоторые эмоции – со своей интонацией? Можно поговорить о том, что «приятные» эмоции у себя и у других принимать легче, чем «неприятные». Обратить внимание детей и поговорить об интонационных особенностях выражения различных чувств и эмоций.
Упражнение № 3. «Цветок чувств»
Порядок выполнения упражнения: Мы с вами уже знаем много эмоций и чувств. Подумайте, какие эмоции вы испытывали на протяжении сегодняшнего дня. Детям предлагаются разноцветные «лепестки» - какого цвета им хочется. Затем каждый называет свои эмоции и кладет лепесток в центр круга. Таким образом, получается цветок чувств и эмоций всей группы.
Упражнение № 4. «Бумажные снежки»
Цель упражнения: учить детей проявлять свои агрессивные эмоции через игру, дает возможность снять эмоциональное напряжение в группе или эмоционально включиться в работу усталым или апатичным детям. Порядок выполнения упражнения: группа делится на две команды. Каждый участник из газеты или бумаги делает плотный «снежок». Две команды выстраиваются в линию напротив друг друга на расстоянии около 4 метров. Между командами рисуется линия, разделяющая команды. По команде воспитателя игроки начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Игроки находятся только на своей территории до разделенной линии. Услышав команду «стоп», игроки прекращают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.
Упражнение № 5. «Смеяться разрешается»
Цель упражнения: Успокоить возбуженную группу и создать у нее сосредоточенное и радостное настроение.
Порядок выполнения упражнения: детям предлагается сесть широким кругом. Кто- то один встает посередине и водит. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого- нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза. Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставать заговорить кого – либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.
Заключение
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, умение анализировать, контролировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей является одним из главных аспектов в период становления личности ребенка в детском саду и мини-ценре.
Для более успешной работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста воспитатель должен использовать разнообразные формы занятий, игр и упражнений.
Предисловие……………………………………………………… 3
Занятия………………………………………………………… 4-16
Игры ………………………………………………………… 17-23
Упражнения……………………………………………………24-26
Для заметок
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разделы: Работа с дошкольниками
Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.
(Л. Выготский)
Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.
Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».
Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б.М. Теплов). Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».
Исходя из вышесказанного, была определена доля участия каждого педагога по формированию развитию эмоций у детей дошкольного возраста. Логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Учитель-дефектолог на занятиях и совместной деятельности с детьми учит их «видеть» себя и окружающих, составлять описательные рассказы о себе, сравнивать себя с окружающими, видеть своё сходство с родителями. Психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, самоконтроля его коммуникативных способностей. Педагог по изодеятельности «рисует» с детьми эмоции, помогает учиться видеть, чувствовать оценивать и созидать по законам красоты и добра. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал.
Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя.
- Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
- Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом.
- Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями.
- Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
- Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
- Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
- Посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом.
- Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. Эти задания проводятся воспитателями.
- Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений. Эту работу осуществляет весь персонал ДОУ.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкальных занятиях.
Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.
Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:
1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.
В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)
2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций.
В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).
Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.
Рассмотрим «Марш зайчат» А. Жилинского.
Музыка 1 части произведения носит веселый, шутливый характер. Дети в движении передают образ озорных зайчат, смело и радостно вышагивающих по лесной полянке.
В средней части музыка звучит в низком регистре, громко, отрывисто, зловеще.
Сразу становится понятно, что зайчата испугались чего-то или кого-то страшного. Передавая эмоциональное состояние испуганных зайчиков, дети оглядываются, дрожат, приседают, стараясь как бы сжаться в комочек, закрывают лицо руками. В конце пьесы мелодия быстро катится сверху вниз, передавая бегство зайцев. Дети быстро убегают с испугом на лице. Особое внимание обращается на выразительность и пластику движений.
В средней группе дети знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.
На комплексном занятии «Радуга настроений» предлагается детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной и печальной. Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (грустную девочку – в темное платье, веселую – в красное) и развеселить. Этюд «Хорошее настроение», музыка Львова-Компанейца.
3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.
В результате целенаправленной работы педагогического коллектива обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:
- способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
- умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
- проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
- обогатился словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.
Список использованной литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2009, №3.
- Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное».
- Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей.- М.: «Баласс», 1999.
- Метлов Н.А. Музыка детям.- М., 1985.
- Методика музыкального воспитания в детском саду./Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.
- Музыкальное воспитание в детском саду./Сост. О.П. Радынова и др.- М., 1994.
- Музыкальный руководитель.2004, №1.
- Музыкальный руководитель. 2004, №2.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- Ч.1.- М. 1997.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.- Т.1.
- Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.- 174с.
Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники».
Сотина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 "Жемчужинка", г. Сергач.
Описание работы: Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ. Занятие направленно на снижение детских страхов и тревожности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: снижение страхов и тревожности.
Задачи:
- осознание страха через сенсорные каналы;
- перевод негативных переживаний в позитивные;
- повышение психического тонуса, снятие мышечного напряжения;
- повышение уверенности в своих силах.1. Разминка.
Упражнение «Волшебники».
Дети стоят в кругу.
Педагог-психолог: Ребята, вы хотите сегодня стать волшебниками? (ответы детей) . В этом нам поможет наш волшебный фонарик. Вокруг себя вращаемся, в волшебников превращаемся!
В затемнённом помещении дети поворачиваются вокруг себя и дотрагиваются до фонарика в центре круга.
Педагог-психолог:
Ребята - теперь вы волшебники и можете совершать великие дела! Предлагаю вам отправится в волшебную страну в которой живут мягкие, добрые игрушки-Мнушки (игрушки-антистресс).
У Мнушек случилась беда - в их стране поселились страхи, которые держат Мнушек в заточении. Мнушки не справятся со страхами одни. Мои маленькие волшебники, требуется ваша помощь! Вы готовы помочь маленьким Мнушкам? (ответы
детей).
Для того чтобы их спасти нам надо найти страхи и победить их.
Итак, вращаемся, вращаемся в волшебную страну перемещаемся!
Психогимнастика «Цветы» (под музыку).
Педагог-психолог: Посмотрите, как красиво здесь в стране, кругом растут красивые, волшебные цветы! Ночью они спят, а днём расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на корточки, обхватим руками колени – цветы спят. Но вот взошло солнышко, наступает утро, цветы просыпаются – поднимают свои головки, тянутся к солнышку, раскрывают лепестки, качаются на ветру. Солнышко скрылось – цветы опять уснули. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Упражнение повторяем 2 раза).
Тренинг эмоций «Море волнуется раз».
Педагог-психолог:
Идем дальше, на пути у нас море, оно тоже волшебное. Его волны могут показывать разные эмоции. Давайте поиграем с ним.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!
Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики.
Педагог-психолог: Молодцы ребята, как у вас хорошо получается, изображать разные эмоции!
2. Коррекционная часть.
Упражнение «Что такое страх?»
Дети садятся в круг.
Педагог-психолог:
Мои маленькие волшебники, теперь нам надо найти все страхи, чтобы их победить и выручить Мнушек. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей: «это когда дрожишь, громко бьется сердце»).
Педагог-психолог:
А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был? (В основном дети называют два цвета - черный и красный).
Педагог-психолог:
А если страх потрогать, то какой он? (Ответы детей: «Он очень холодный, жесткий, твердый. У него острые шипы, можно уколоться»)
.
Упражнение «Ловушка для страха».
Педагог-психолог:
А сейчас начнется самое интересное, мы будем ловить страхи. Подумайте, чего вы больше всего боитесь? (Ответы детей: волка, паука, Бабу-Ягу, дракона, темноты и т.п.)
Замечательно, мы нашли то чего искали. А теперь нарисуйте, пожалуйста, свой страх. На бумаге страх окажется в ловушке!
Дети рисуют свои страхи на бумаге.
Педагог-психолог: Ну что ж, рисунки готовы. Хотите ли вы что-нибудь рассказать о вашем рисунке, что вы изобразили? (дети показывают всем свои рисунки, рассказывают о том, что на нем изображено).
Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, хотите победить свой страх? Когда я досчитаю до трех – вы вы начинаете рвать свои рисунки, и всё станет по другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу и доброту. Разорвите свой страх на мелкие, мелкие кусочки. Один, два, три! (Дети рвут рисунки со страхами).
Упражнение «Снегопад».
Педагог-психолог: А теперь продолжим наше волшебство. Соберите все кусочки бумаги в кулачки. Когда я досчитаю до трех, дружно подкидываем обрывки вверх. Один, два, три! (Дети подкидывают обрывки). Посмотрите - это снег! Как красиво он разлетается! Скажите, ребята, из этих маленьких обрывков бумаги можно собрать рисунок со страхом? (-Нет) . Нам с вами удалось совершить настоящее волшебство: страх исчез, он превратился в веселые снежинки!
3. Релаксация.
Упражнение с антистрессовыми игрушками.
Педагог-психолог: Посмотрите, а вот и наши Мнушечки, какие они радостные, они спасены! Давайте подружимся с ними, успокоим их, погладим... скажем им добрые, ласковые слова... прижмём к себе... помнём им спинки, им это очень нравится. Пальчиками помассируем, помнём лапки... ушки... снова погладим игрушечки (дети выполняют упражнения: обнимают, шепчут им добрые слова, мнут пальцами спинки, нажимают пальчиками, гладят).
«Волшебный сон» (под музыку «Звуки природы»).
Педагог-психолог:
Ребята, наши Мнушки захотели отдохнуть, а вы хотите отдохнуть вместе с ними? Садитесь на кресла поудобнее, закрывайте глазки. Вы не заснёте по настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза пока волшебный сон не закончится. Спокойно отдыхайте.
Представьте себе чудесный день… Над вами красивое голубое небо… Мягкие лучи солнца и тёплый ветерок трогают ваши глазки и щёчки... Рядом бежит прозрачный ручеёк... Вокруг вас порхают красивые бабочки... поют птички... Вам хорошо, уютно и тепло... Дышится легко… ровно… глубоко… Вы лежите на мягкой, зеленой травке... Вам хорошо и спокойно, страхов уже больше нет... мы вместе их победили и спасли беззащитных Мнушек... Мы молодцы... мы сильные и смелые... Наше путешествие в волшебную страну заканчивается... Делаем вдох... выдох... А теперь открываем глазки... Улыбнитесь друг другу!
Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали, когда отдыхали? (ответы детей).
Упражнение «Мое настроение».
В кабинете психолога на стене расположено пособие «Кошечка настроения».
Педагог-психолог: Ребята, подумайте какого цвета у вас сейчас настроение? Подойдите к кошечке, выберите бабочку на которую вам приятно смотреть и прикрепите бабочку на платье нашей кошечке.
Ритуал прощания.
Педагог-психолог: Ребята, вы были прекрасными, смелыми волшебниками, вы не побоялись встретиться со страхами и спасти беззащитных Мнушек! Молодцы!Попрощаемся с Мнушками (дети обнимают антистрессовые игрушки). Пришла пора превращаться в ребят.
Вращаемся, вращаемся и в деток превращаемся!
(Дети дотрагиваются до фонарика).
Упражнение «Башня».
Дети стоят в кругу, ставят кулачки башенкой, говорят: «Всем, всем до свидания!»
на тему «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»,
Педагог-психолог
МБДОУ д/с №3 «Тополек»
Е.П. Акагюндюз
Цель:
повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
Задачи:
Познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.
Научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.
Ход занятия.
Эмоции
– особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Все мы постоянно испытываем различные эмоции. Существует несколько классификаций эмоций. Одна из них, К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
К классу эмоций относятся также чувства, страсти, стрессы, аффекты. Эмоции и чувства наиболее специфическая форма отражения действительности. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Эмоции – более древняя («первичная») форма отражения и их главное назначение – сигнализировать о пользе и вреде для организма. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная классификация в целом правильна и полезна , но все-таки требует некоторого уточнения. Например, гнев относится к отрицательной эмоции. И в тоже время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще – защите личностного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, так и для его окружения, но и радость тоже, если в ее основе лежит злорадство.
Эмоции воздействуют на тело и разум человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Известно, что пульс разгневанного или испуганного человека повышается. Такие изменения сказываются на восприятии, мышлении и поведении человека и могут приводить к различным нарушениям.
Поэтому очень важно развивать эмоционально – волевую сферу.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Возрастной период от 5 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.
Ребенок научается понимать других и только потом себя. Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями , а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого – дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей. При просмотре мультфильмов, чтении литературы необходимо обращать внимание детей на эмоции главных героев. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Премудрая» - горе и радость. «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» - радость и гнев. Радость, горе, страх – отрывки из произведений К.И Чуковского: «Украденное солнце», «Айболит», «Тараканище».
Для отработки навыка понимания эмоций своих и сверстников дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображаемые другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»). Кроме того, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать их на невербальном уровне.
Психологический практикум.
Игра «Лото настроений». Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Воспитатель берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем он должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики , пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывая ему, как можно справляться с неприятным состоянием, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться педагог.
Одним из способов взаимодействия с ребенком становится работа по формированию эмпатии. Эмпатия (от греческого – сопереживание) способность человека представить себя на месте другого человека, понимать его состояние, переживание. Развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Очень важно дать ребенку возможность проявить именно переполняющие его чувства, а не те, которых ждут от них взрослые. Полезно поговорить с ребенком о том , какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказок, причем не только главные и не только положительные персонажи. Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные» игры («Уходи, злость, уходи», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Обзывалки» и др.) Ввести в группе «Час тишины» и «Час можно».
Психологический практикум. Игра «Обзывалки». Цель: разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, овощей, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное.
Дошкольный возраст - это период формирования произвольности поведения (сознательное управление своим поведением, своими внешними и внутренними действиями). У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникающие трудности.
Также дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. С помощью взрослого ребенок учится ставить перед собой специальные цели – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок, решить поставленную задачу определенным способом и т.д. Однако в течение еще нескольких лет (младшего школьного возраста) невозможно требовать от ребенка, чтобы он полностью подчинял поведение собственным волевым усилиям или приказаниям и просьбам взрослых. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности – игры.
Необходимо помнить то, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми (Игра «Повтори движение», игра «Час тишины – час можно», игра «Молчание», игра «Да и нет», игра «Говори»), а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию.
Умение регулировать собственное эмоциональное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека . Психологи рекомендуют для снижения эмоционального состояния стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение – это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.
Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.
Психологический практикум
.
Игра «Морщинки». Цель – снятие напряжения. Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
Ребенок во многом научается общаться у нас. Существуют эффективные техники речевого общения с ребенком. Одна из них – «Я – сообщение».
Психологический практикум . Упражнение «Я – сообщение». Цель: научить создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом. Например: « Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать…), но ты пойми и меня, я чувствую…».
Используя технику «Я – сообщения» необходимо передать свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме. Ситуация: ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Он отвечает: «А я еще не успел поиграть» . Как вы ответите, использую технику «Я – сообщения»?
Психологический практикум .
Детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения. К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец-вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой. А теперь давайте проверим себя:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Демонстрация видеоролика «Что это?»
Рефлексия занятия.
Педагоги выбирают лепесток любого цвета (красный, синий, зеленый) и выполняют упражнение «Закончи предложение»
Во время занятий я поняла, что…
Самым полезным для меня было…
На занятии мне не понравилось…
Я хотела бы еще узнать…
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 11 минут
А А
Последнее обновление статьи: 18.05.2019
В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, её физиологических и психологических особенностей. Ребёнок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые. Особенности эмоционального развития дошкольника узнайте в этой статье.
Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников
Для адаптации в любой социальной среде необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития:
- тревожность,
- агрессивность,
- враждебная настроенность.
В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанные с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания:
- страх,
- обиду,
- злость,
- ненависть,
- бессилие.
Это может оставить психологическую травму на всю жизнь, ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах либо, наоборот, перестанет подчиняться требованию взрослых, начнет ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.
Совместные усилия родителей и воспитателя в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими.
Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других.
Ребёнок должен не только брать под контроль собственные эмоции, но и научиться распознавать чужие через:Необходимо научить малыша выражать свои негативные эмоции в социально-безопасной форме
- мимику,
- жесты,
- позу,
- слова,
- интонацию голоса.
Для полноценного эмоционального развития малыш должен научиться:
- сопереживать, т.е. разделять и воспроизводить переживания других людей;
- сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
- содействовать.
Условия полноценного эмоционального развития
У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через них происходит выражение отношения к окружающему миру вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь, позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.
Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.
Круг общения
Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.
Дошкольники старшего возраста придают большое значение дружбе и взаимопомощи. Они поддерживают и защищают своих друзей, считая их поступки правильными, даже если это на самом деле не так.
Культурные мероприятия и творчество
Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста являются совместные с родителями культурные мероприятия: посещение различных выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста.
Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания:
- прослушивание музыки,
- пение,
- обучение игре на музыкальных инструментах,
- художественное творчество,
- постановка театрализованных выступлений,
- чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала,
- прорисовка иллюстраций к прочитанным произведениям.
При создании условий для эмоционального развития необходимо учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности, интересы, стремления. Родители должны выявить, что способно заинтересовать малыша, дать ему возможность высказать своё мнение или самостоятельно решить, в какой кружок он хотел бы попасть.
Похвала
Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека. Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему “сможешь”, “сумеешь”, “получится”.
Поддерживайте своего малыша, поощряйте инициативу и хвалите даже за самые маленькие победы – так вы воспитаете уверенного в себе человека, который не боится пробовать что-то новое.
Отношения в семье: как выявить проблему
Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться.
Диагностировать скрытую проблему поможет методика “Рисунок семьи”. Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя, что именно вкладывается в понятие “семья”. По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.
Средства эмоционального развития
Средства эмоционального развития включают в себя целый комплекс занятий, в которых проявляются творческие способности:
- рисование,
- лепка из пластилина,
- вырезание из картона или бумаги,
- создание различных поделок.
Так ребёнок развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые навыки.
Рисование и лепка
Через рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что их радует и то, что расстраивает, вызывает страх или тревогу. Часто проецирование объектов страха на рисунке, пусть даже и несуществующих, воображаемых, позволяет бороться с ними. Рисовать можно карандашами, кисточкой, пальцами.
По яркости и строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо событию, происходящему в его жизни.
Хорошо развивает воображение и вызывает целую гамму эмоций лепка из пластилина или теста.
Чтение и обсуждение
Чтение книг способствует эмоциональному, нравственному и духовному обогащению. Дети окунаются в книжный мир, начинают сопереживать главным героям, узнают много нового о жизненных проблемах и способах их решения. После прочтения произведения с детьми разбирают каждую проблему и каждого героя, особенности его характера, выявляют, какие совершённые им поступки были правильными, нравственными, а какие – неправильными.С помощью книг и обсуждения прочитанных ситуаций можно научить быть честным, добрым, уверенным и смелым.
Музыкальные занятия
Хороший вариант развития эмоциональной сферы, в том числе эстетического чувства, – музыкальная методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий другими видами творческой деятельности.
В ритмах танцевальных движений проявляется характер детей, раскрываются их мысли, чувства, настроение. Правильно подобранные музыкальные произведения – средства успокоения, расслабления и снятия психологического напряжения, они формируют основы эстетического вкуса малыша.
Упражнения для развития и понимания эмоций
Средства тренировки эмоциональной сферы включают в себя различные упражнения. Одно из них выполняется при помощи карточек с фотографиями людей или рисунками животных, на лицах которых изображены различные эмоции (печаль, радость, злость, гнев и т.д.). Малыш должен определить, что это за эмоции и продемонстрировать их на своём лице.
Психогимнастика – эффективная методика, развивающая психическую, физическую и эмоциональную сферы как единое целое. Например, малыш может воплощать образ весёлого зайчика, скачущего по полянке. Он будет улыбаться, прыгать и махать ручками.
Особенности данных упражнений состоят в чередовании плавных и резких движений, медленных и быстрых. Мышцы при этом будут то напрягаться, то расслабляться.
Забота о животных и растениях
Чтобы научить ребёнка заботится о природе, нужно дать ему возможность ухаживать за растениями и животными. Необходимо показать ему, как прекрасна и, одновременно, хрупка наша природа на примере красивых благоухающих цветов. Необходимо объяснить, как долго нужно ухаживать за растением, чтобы оно расцвело, дало плоды, – а разрушить весь труд можно в одно мгновение.
Ребёнок должен научиться заботиться о братьях наших меньших. Ему необходимо осознать, как зависит жизнь животных от человека, понять, что мы в ответе за тех, кого приучили.
Для этого не обязательно заводить животных дома. Можно кормить уток на пруду, голубей во дворе, подкармливать бездомных собак и кошек. Можно завести дома хомячка, попугая, кошку или собаку и дать малышу возможность не только кормить и гладить животное, но и убирать за ним, купать его, выгуливать. Все эти процедуры развивают самостоятельность и дисциплинированность.
Ухаживая за растениями и животными, малыш должен осознавать важность этого дела, развивать эстетическое отношение к природе, учиться любить её, получать заряд позитивных эмоций.
Игра как способ обучения
Игра – основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического, когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр – самая верная и доходчивая.
Для хорошего педагога главное – не добиться конечного результата у всей группы детей, а проводить все занятия так, чтобы они были заинтересованы. Дошкольникам должно быть комфортно и интересно постигать новое .
Чтобы изученный материал прочно усваивался, он должен подаваться и излагаться последовательно, а не хаотично.
Грамотно построенная методика обучения включает в себя не универсальные занятия, рассчитанные на среднестатистического ребёнка, а индивидуальные, с учётом личных особенностей, чтобы каждый малыш мог почувствовать свою уникальность и развивать свои способности.
Ребёнок должен активно участвовать в своём воспитании. К нему необходимо относиться с уважением, чтобы он не терял чувство собственного достоинства.