«Вода-водичка» Непосредственно организованная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе
Цель: формирование и систематизирование знаний детей о свойствах водыЗадачи:
Обучающие:
познакомить детей со свойствами воды посредством экспериментальной деятельности (отсутствие собственной формы; текучесть; пар – тоже вода; вода может растворять предметы; вода нуждается в очистке); дать представление о процессе фильтрации;
Развивающие:
развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умения работать с незнакомыми растворителями, соблюдая при этом необходимые меры безопасности); развивать социальные навыки в умении работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
Приёмы и методы:
демонстрация опыта, беседа, игра, сотрудничество подгруппами, отгадывание загадок, чтение стихотворения
Материалы:
Для демонстрации опытов: мука из активированного угля, травяной настой мяты, зеркало, электрический чайник, воронка, фильтровальная бумага;
Для самостоятельной деятельности детей: прозрачные стаканчики для каждого ребёнка, пипетки, пробки красного и синего цвета, предметы круглой и квадратной формы; на каждый стол фильтровальная бумага, воронки, блюдца, чашки, бутылочки, ложки пластмассовые или металлические, растительное масло, соль, сахар.
Оборудование: слайды с различными видами водоёмов, ноутбук, мультимедийная установка
Индивидуальная работа:
демонстрация опыта – переливание воды в разные ёмкости
Предварительная работа:
Беседа о воде и её значение в жизни человека; рассматривание иллюстраций о воде; дидактические игры: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»; чтение художественной литературы; наблюдение за водой на прогулке; разучивание стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с электроприборами (правила безопасного обращения с ними)Воспитатель:Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию. Кто скажет, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем проводить опыты, только с чем, догадайтесь сами.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, Кто я такая? (Вода)
Воспитатель:Правильно, мы проведём опыты с водой. Кто скажет, где встречается вода в природе? Давайте послушаем, как бежит весёлый ручеёк. (Слайды с изображением воды в природе (река, ручей, озеро, море, лужа. Демонстрация картинок сопровождается аудиозаписью звуков воды). Что делает вода? (течёт, льётся, журчит, переливается, бежит). Давайте пройдём за столы через наш импровизированный ручеёк. Девочки сядут за столы с красной фишкой, а мальчики с синей.
Опыт 1: «Вода – жидкость, не имеет собственной формы»
Воспитатель:Вы сказали, что вода льётся, течёт. Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. На нём много посуды. Какая она? (Стеклянная).
Как нужно обращаться с такой посудой? (Аккуратно, не стучать друг о друга, потому что можно разбить).
Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как льётся вода, течёт и растекается по дну блюдца (самостоятельная работа детей).
Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдце? Почему вода растеклась по блюдцу? (вода жидкость).
Воспитатель:Совершенно верно. Если бы вода не была жидкостью, то она не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Посмотрите, у вас на столе лежат кубы и шары. Какую они имеют форму? (куб квадратной формы, а шар – круглой). Поместите куб (шар) на блюдце, затем на стол, на ладошку, в стакан – изменили ли они свою форму? (Нет, форма не изменилась).
Воспитатель: Есть ли форма у воды? Давайте проверим. Нальём её сначала в блюдце, затем в чашку, потом в бутылочку и в баночку.
Что происходило с водой когда мы её наливали в блюдце, чашку, бутылочку, баночку? Какую форму вода принимала? (Она принимала форму этих предметов). Что можно сказать по этому опыту о воде? Имеет ли вода свою форму? (Вода не имеет своей формы. Она принимает ту форму, во что её наливают).
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Воспитатель:А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Для этого разделимся на две команды. Одна команда расскажет «Вода – это хорошо, потому что…»; а другая команда расскажет «Вода – это плохо, потому, что…», условие – не повторяться.
возможные варианты ответов детей:
Хорошо: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, водой можно закаляться, можно играть, проводить опыты, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, можно стирать одежду, водой поливаем цветы, растения в огороде, в воде живут животные, около воды живут птицы и т.д.
Плохо: в жару если напиться холодной водой, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, если пролить воду на пол, то можно подкатиться и упасть, если часто поливать цветы, то они могут погибнуть, если не умеешь плавать, то можно утонуть, при наводнении вода разрушает дома, дороги и т.д.
Воспитатель:Молодцы, вы показали свои знания о пользе и вреде воды. Продолжаем.
Опыт 2: «Вода может нагреваться»
Воспитатель:Ребята, скажите, может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Когда воду нагревают)
Что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь, газ, электрический нагреватель)
Сегодня я принесла электрический нагреватель. Кто знает, как он называется? (Электрический чайник). Давайте при помощи его мы нагреем воду.
(дети рассаживаются вокруг стола, где приготовлены атрибуты для демонстрации опыта, воспитатель демонстрирует опыт превращения воды в пар)
Вода постепенно начинает нагреваться, что с ней происходит? (Она кипит, булькает, бурлит).
Можно ли обжечься кипящей водой? (Да она очень горячая).
Приведите примеры, где можно встретить горячую воду, а где тёплую? (Горячая вода в грелке, когда кипятим чай, мама варит суп. Тёплая вода в кране, в батареях, в лужицах, вода нагревается в реке).
О каком свойстве воды мы сейчас с вами говорили? (Вода может нагреваться, может быть горячей и тёплой).
Опыт 3: «Пар – это тоже вода»
Воспитатель:Сейчас я выключу нагреватель. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Посмотрите ребята, что это поднимается над баночкой? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Ведь в банке была только вода.
Воспитатель:Всё верно, если воду нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы ещё раз проверим, что пар – это вода. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? (Оно запотело и на нём появились капельки воды).
Дыхательная гимнастика
Воспитатель:Я предлагаю вам подышать лечебным паром. Для этого я заварила лечебную травку. Давайте подышим ей. Кто догадался, что это за травка? (Это мята)
Правильно это мята, вот ещё волшебное свойство воды мы с вами сейчас узнали, что паром мы можем лечиться, когда простываем. Молодцы, продолжаем дальше.
Опыт 4: «Вода - растворитель»
Воспитатель:Ребята, сейчас я попрошу вас подойти к моему столу. Здесь у меня стоят блюдца, накрытые салфетками, а что в них, догадайтесь сами, отгадав мои загадки: (Отгадав загадки, воспитатель открывает салфетки, чтобы дети убедились, что находится на блюдце).
1. Белый камень в воде тает (Сахар).
2. В воде родится, а воды боится (Соль).
3. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковородке пенится,
Брызгает и шипит (Масло).
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? Давайте сейчас мы с вами проверим. Пройдите на свои места. Посмотрите что у вас в синей баночке, и что в красной. Давайте посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Положите мальчики соль в стакан и размешайте, а девочки положите сахар и размешайте ложкой. Что получилось? Посмотрите друг у друга, растворился или нет соль и сахар?
Дети, как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде? Давайте посмотрим. Я положу вот такую муку в воду и размешаю. Что вы видите? (Вода стала чёрной). Мы пока оставим эту воду и вернёмся к ней немного позже.
А вы налейте несколько капель в ваши стаканчики растительного масла. Что произошло с маслом? Растворилось оно в воде или нет? Какой можно сделать вывод, проделав опыты с солью, сахаром, мукой и маслом? (вода растворяет одни вещества, а некоторые нет).
Совершенно верно, продолжаем экспериментировать.
Опыт 5: «Очистка воды»
Воспитатель: Посмотрите на баночку, где мы растворили муку. Как вы думаете, можно ли пить такую воду?
Действительно, такую воду пить нельзя. Что нужно сделать, чтобы воду можно было пить?
Да, её нужно очистить. И мы сейчас воду очистим при помощи фильтра. Для этого я беру фильтровальную бумагу, вставляю в воронку и немного смачиваю фильтр водой, чтобы он прилип к стенкам воронки. Затем перелью воду с мукой. Что вы видите? (Вода стала чистой). А сейчас вы очистите воду от масла (самостоятельная работа детей).
Уберите воронку с фильтром и посмотрите что стало с водой. (Вода стала чистой).
Что стало с маслом? (Масло осталось на фильтре).
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут в реке. Затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров очищают воду от песка, грязи, микробов. И только после очистки вода попадает в водопровод.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, можем ли мы прожить без воды? А какая бывает вода, для этого я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
Вставайте все в круг, передаём мяч друг другу и называем, какая бывает вода, не повторяться. (Родниковая, безвкусная, морская, солёная, прозрачная, речная, болотная, бесцветная, минеральная, пресная, без запаха и т.д.)
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы с вами узнали? (Вода – жидкость, не имеет собственной формы, воду можно нагревать, растворяет одни предметы и не растворяет другие, воду можно очистить при помощи фильтра).
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Дети нашей группы знают стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода». Давайте расскажем его нашим гостям.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Спасибо. Вы были активны и показали отличные знания о воде.
По познавательному развитию
Формирование целостной картины мира у дошкольников
Тема НОД «Домашние животные» (корова, свинья, коза)
Расимбетова Г.Ф., дефектолог МАДОУ Д/С №106 «Забава» г. Набережные Челны
Цель: познакомить детей с домашними животными.
Задачи:
Образовательные: формировать умение узнавать животных по их описанию; знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных;
Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, расширять активный и пассивный словарь;
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным, Формировать умение проявлять заботу, испытывать положительные эмоции.
Оздоровительная работа: улучшать психоэмоциональное состояние, укреплять мышцы спины, развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».
Словарная работа: ферма, сарай, свинарник, коровник.
Индивидуальная работа: вызывать звукоподражание с Ринатом, с Димой и Ильёй проговаривание полными предложениями.
Предварительная работа: рассматривание картинок, разучивание песенки про корову.
Оборудование и материалы: игрушки: Корова, коза, свинья, домики для животных, молоко, сыр мясо, шерсть, тетушка Наталья, стульчик, ведро молока, трава, корыто с водой.
Структура НОД:
- Организационный момент.
- Основная часть (знакомство с животными) .
- Итог.
Ход НОД
Педагог:
Раз, два, три, посмотри
Это я, это ты.
(Дети хлопают в ладоши, показывают на себя и на друг друга, улыбаются друг другу) .
Сегодня мы с вами отправимся на ферму.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Раз, два, три, раз, два, три
Мы на ферме, посмотри.
А вот к нам кто-то идет, отгадайте:
Молоко даёт нам кто-то
Детям пить его охота
Чтобы были все здоровы
Молоко дают...
Дети: коровы.
Педагог: Правильно, это корова. Посмотрите, у коровы длинное, широкое туловище, длинный хвост на конце с кисточкой, им корова отгоняет насекомых. На голове у коровы рога и большие уши. На ногах копыта. Есть вымя. Коровы живут в коровнике, едят сено, траву, пьют воду.
Давайте мы с вами покормим корову. (Дети кормят корову травой)
А как называется детеныш у коровы?
Дети: Теленок.
Педагог: А как его корова громко зовет?
Дети: МУУУУ.
Педагог: А как ей теленок тихо отвечает?
Дети: Му.
Педагог: Корова нам дает мясо и молоко. А вот и тетушка Наталья пришла корову доить, а мы, ребятки, ей поможем.
Пальчиковая гимнастика:
Молоко мы надоили
Всех ребяток угостили
(Дети поочередно сжимают руки в кулаки и совершают движения сверху вниз) .
Педагог: А теперь подставляйте свои чашечки, я вам налью молока. (Дети складывают две ладоши в виде чаши. Когда дети сделают «чашечки» дефектолог подносит к ним руку, сложенную щепотью, и произносит [c], каждому ребенку наливает молоко.)
Выпейте молоко (дети подносят ко рту ладони и причмокивают губами)
Ну вот и подкрепились.
Педагог: А это кто?
У нее 4 ножки
Вымя, борода и рожки
Скажет громко «Ме-ме-ме»
Молоко несу тебе.
Дети: Коза.
Педагог: Правильно, это коза. Вот она. Тело козы покрыто пушистой шерстью, у нее есть короткий хвостик. На голове маленькие торчащие рожки. На ногах копыта. Коза любит есть свежую траву, листочки, ветки. Живет коза в сарае. Дает полезное молоко, мясо, шерсть. Из шерстяных нитей мы вяжем теплые вещи.
Ребята, а как называют детеныша козы?
Дети: Козлёнок.
Педагог: Давайте покажем рожки. А теперь громко покричим как мама коза зовет своего козленка.
Дети: Меее (громко)
Педагог: А как козленок ей тихо ответит?
Дети: Меее (тихо)
Педагог: А тетушка Наталья уже подоила всех коров, устала. Давайте споем для неё песенку?
У тетушки Натальи было пять козлят.
«Ме-ме-ме» так они кричат.
У тетушки Натальи было пять поросят
«Хрю-хрю-хрю» так они кричат.
У тетушки Натальи было пять телят
«Му-му-му» так они кричат.
Теперь погладьте ручки.
Педагог: Тетушке понравилась ваша песенка. А про каких животных мы пели?
Дети: Про телят, козлят, поросят.
Педагог: А вот и наши поросята с мамой свиньёй.
Спереди пятачок, сзади крючок,
Посередине спинка, на спинке щетинка.
Свинья ест овощи, фрукты, зерно, хлеб, желуди, остатки еды. Живет в свинарнике, дает мясо.
А как свинья громко хрюкает?
А как поросенок ей тихо отвечает?
Посмотрите как много животных на ферме. Вам понравилось гостить у тетушки Натальи?
Но нам пора возвращаться в свою группу. Давайте закроем глазки.
Раз, два, три, мы в группе, посмотри!
Итог:
Педагог: Где мы были сегодня, ребятки?
Дети: На ферме.
Педагог: С какими животными познакомились?
Дети: С коровой, свиньёй, козой.
Педагог: Что нового узнали? Что дают животные человеку?
Дети: Молоко, мясо, шерсть.
Педагог: Как за ними нужно ухаживать?
Дети: Кормить, поить, убирать.
Педагог: Вы ребята молодцы, ну а теперь самостоятельно постройте животным домики из кубиков.
Дети переходят в игровую зону для самостоятельной игры со строительным материалом.
Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).
Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.
Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года
Цели и задачи ФЦКМ
Миссией курса по формированию целостной картины мира является:
- развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
- обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
- развитие навыков трудовой деятельности;
- знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
- воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).
Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:
- формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
- развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
- знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
- получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
- воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.
Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ
Приёмы на занятиях по ФЦКМ
Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.
Словесные приёмы
Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.
Объяснение
С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.
Объяснение сопровождает любой вид деятельности
Загадки
Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.
В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:
- Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
- Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
- Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).
Стихотворения
Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:
- Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!
После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:
- «Где расположен дом?»;
- «Как мы можем описать дом?»;
- «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».
Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.
Стихотворения могут иллюстрироваться картинками
Короткие сюжеты
Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»
После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:
- «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
- «Почему надо беречь своё здоровье?»;
- Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».
Чтение
Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.
Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети
Группа наглядных приёмов
Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.
Картинки, иллюстрации
Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:
- чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
- понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
- завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).
Материалы для игр - важный элемент наглядности
Демонстрация
На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.
- Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
- Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
- Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.
Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»
Лэпбук
Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:
- иллюстрации и краткая информация по теме;
- подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
- работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.
Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки
Практические приёмы
В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.
Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.
Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.
Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ
Возрастная группе | Изучаемое явление | Цели эксперимента | Ход опыта |
Первая младшая группа | Сухой и влажный песок | Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. | Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся. |
Вторая младшая | Воздух | Показать, как воздух поддерживает предметы | Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности. |
Средняя | Вода как источник роста и жизни | Показать, что для проращивания лука нужна только вода. | Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки. |
Старшая группа | Воздух и вода | Показать, что воздух легче воды | Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом. |
Подготовительная группа | Откуда берётся радуга | Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. | Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу. |
Информация, полученная из опытов, лучше запоминается
Игровые приёмы
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.
Таблица: виды игр на ФЦКМ
Группа | Вид | Название (возрастная группа) | Цели | Содержание |
Дидактическая | Настольно-печатная | «Мой дом» (средняя) | Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. | Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона. Малыши описывают домик изнутри и снаружи. |
Сенсорная | «Волшебный мешочек» (вторая младшая) | Учиться определять материал по тактильному контакту. | Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это. | |
Музыкальная | «Грустный дождик» (первая младшая) | Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. | Педагог показывает картинки с изображением дождя. Ставит музыкальные отрывки разного настроения. Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации. |
|
Подвижная | Тренировка бега, прыжков | «Солнышко и дождик» (вторая младшая) |
| Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома». По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке. На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам». |
Развитие внимания | «Покажи правильно» (подготовительная группа) |
| Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками. Дети повторяют. Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением. |
|
Театрализованная | Драматизация | «В лесу» (старшая группа) |
| Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе. |
Режиссёрская | «Теремок» (средняя группа) |
| Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом. |
Как составить картотеку тем по ФЦКМ
Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.
Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях
Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)
месяц | блок | Организованная образовательная деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
Тема «Наш детский сад, наша группа» | ||||
сентябрь | «Детский сад» | Цели:
Структура занятия:
| Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. | Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций. |
«Давайте знакомиться!» | Цели:
Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
| Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
Дидактическая игра «Времена года» Цели:
Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. | Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения. | |
Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка» | ||||
«Дары осени» | Цели:
Словарь: огород, грядка, овощи.
| Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:
Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. | Изобразительная деятельность. Цель: поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. |
|
Золотая осень | Цели:
Структура занятия:
| Дидактическая игра «Времена года». Цели:
Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
| Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях. |
Временной план занятия
Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:
- в младшей группе - 15 минут;
- в средней - 20 минут;
- в старшей - 25 минут;
- в подготовительной - 30 минут.
Проработка сути темы идёт в три этапа:
- вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
- основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
- завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).
Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки
Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп
Тема | Вводный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Первая младшая | |||
«Деревья» | - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> | <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…> <… Когда листья начинают появляться на деревьях? Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..> | |
Вторая младшая | |||
«Грибы» | Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> | <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес» Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу) А в лесу полно чудес! Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу) И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы) Дети садятся на стульчики. - В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…> <…- Что можно приготовить из грибов? ..> | Педагог благодарит детей за работу. |
Средняя группа | |||
«Птички» | Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> | <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины). - Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…> <…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц. - Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…> | Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…> |
Старшая группа | |||
«Мама» | - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> | <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза. Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …> <… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…> | В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали. |
«Продукты питания» | <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости. - Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …> | <… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…> <… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи». Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…> |
|
Подготовительная группа | |||
«Моё отечество» | -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей) Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…> | <… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия) - Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная). - Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …> | - Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались. |
Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»
Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»
Формирование целостной картины миры - важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Конспект по ФЦКМ во 2 младшей группе
Тема: «Инструменты»
Цели:
Образовательные :
- Познакомить детей с инструментами и их назначением ;
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
Обогащать опыт детей в умении использовать различные инструменты (предназначенные для детей) по назначению;
Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных, встречающиеся в повседневной жизни инструменты ;
Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление, память
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью (дать представление о том, что инструменты могут быть опасны и могут нанести вред организму)
Оборудование : предметные картинки; карточки, инструменты, игрушка-кот, ноутбук, проектор
Ход занятия
1.Организационный момент.
Ребята, вспомните сказку С. Маршака «Кошкин дом» . Что случилось с домом? (Дом сгорел.)
Что решили сделать кот Василий и котята? (Они решили построить новый дом.)
Кот Василий пришел сегодня к нам в гости и просит помощи.
Подумайте хорошо, прежде чем ответить, что нужно для постройки дома? (Нужны строительный материал и инструменты .)
Кот Василий не знает, как называются эти инструменты и для чего они нужны.
Про инструменты и для чего они нужны нам сегодня расскажут Кукутики (смотрим видио)
2. Давайте, еще раз вспомним названия инструментов (молоток, пила, дрель, топор, кисточка)
Давайте вместе поиграем в игру.
Игра «Что делают инструментом ?» .
Воспитатель показывать инструмент , дети говорят, какие действия им выполняют.
Молотком забивают гвозди.
Топором рубят дрова.
Пилой пилят доски.
Кисточкой красят забор
Дрелю просверливают отверствия
Физминутка
Давайте, ребята и Василий мы с вами отдохнем.
Динь-дон, динь-дон -
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом.
Мы к ним в гости придём
И подарки принесём.
На пол – мягкую дорожку,
Расстелив её к порожку,
Две подушки на диван,
Мёду липового жбан.
Закрепление
Ребята и кот Василий скажите, а инструментами можно играть?
Дети: возможные ответы детей
Воспитатель: Конечно нет – это опасно для здоровья! Их называют ещё «Опасные предметы».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие тяжелые инструменты. Кто может работать с такими инструментами, ребята?
Дети: Взрослые. Папа и дедушка.
Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете тяжелый молоток?
Дети: Молоток может упасть на ногу и сломать палец или прибить ноготь на пальце.
Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете плоскогубцы?
Дети: плоскогубцы могут прижать палец на руке. Будет очень больно.
Воспитатель: Эти инструменты очень тяжелые и опасные.
Игровое упражнение «Скажи, что изменилось?».
Ребята и Василий, внимательно посмотрите, как лежат инструменты,
запомните. Теперь закройте глаза.
Воспитатель убирает одну картину.
Откройте глаза и скажите, что пропало?
Рефлексия.
Ребята, как думаете мы помогли коту Василию?
Как мы ему помогали?
Теперь он знает, что такое инструменты и для чего они нужны, но про безопасность не забывай Василий.
Кот Василий благодарит вас всех и говорит, что теперь они быстро достроят дом и пригласят нас в гости.
До свидания кот Василий.
Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников
Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей
Формирование целостной картины мира у дошкольников
Тема НОД «Домашние животные» (корова, свинья, коза)
Расимбетова Г.Ф., дефектолог МАДОУ Д/С №106 «Забава» г. Набережные Челны
Цель: познакомить детей с домашними животными.
Образовательные: формировать умение узнавать животных по их описанию; знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных;
Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, расширять активный и пассивный словарь;
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным, Формировать умение проявлять заботу, испытывать положительные эмоции.
Оздоровительная работа: улучшать психоэмоциональное состояние, укреплять мышцы спины, развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».
Словарная работа: ферма, сарай, свинарник, коровник.
Индивидуальная работа: вызывать звукоподражание с Ринатом, с Димой и Ильёй проговаривание полными предложениями.
Предварительная работа: рассматривание картинок, разучивание песенки про корову.
Оборудование и материалы: игрушки: Корова, коза, свинья, домики для животных, молоко, сыр мясо, шерсть, тетушка Наталья, стульчик, ведро молока, трава, корыто с водой.
- Организационный момент.
- Основная часть (знакомство с животными) .
- Итог.
Раз, два, три, посмотри
(Дети хлопают в ладоши, показывают на себя и на друг друга, улыбаются друг другу) .
Сегодня мы с вами отправимся на ферму.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Раз, два, три, раз, два, три
Мы на ферме, посмотри.
А вот к нам кто-то идет, отгадайте:
Молоко даёт нам кто-то
Детям пить его охота
Чтобы были все здоровы
Педагог: Правильно, это корова. Посмотрите, у коровы длинное, широкое туловище, длинный хвост на конце с кисточкой, им корова отгоняет насекомых. На голове у коровы рога и большие уши. На ногах копыта. Есть вымя. Коровы живут в коровнике, едят сено, траву, пьют воду.
– Давайте мы с вами покормим корову. (Дети кормят корову травой)
– А как называется детеныш у коровы?
Педагог: А как его корова громко зовет?
Педагог: А как ей теленок тихо отвечает?
Педагог: Корова нам дает мясо и молоко. А вот и тетушка Наталья пришла корову доить, а мы, ребятки, ей поможем.
Молоко мы надоили
Всех ребяток угостили
(Дети поочередно сжимают руки в кулаки и совершают движения сверху вниз) .
Педагог: А теперь подставляйте свои чашечки, я вам налью молока. (Дети складывают две ладоши в виде чаши. Когда дети сделают «чашечки» дефектолог подносит к ним руку, сложенную щепотью, и произносит [c], каждому ребенку наливает молоко.)
– Выпейте молоко (дети подносят ко рту ладони и причмокивают губами)
– Ну вот и подкрепились.
Педагог: А это кто?
Вымя, борода и рожки
Скажет громко «Ме-ме-ме»
Молоко несу тебе.
Педагог: Правильно, это коза. Вот она. Тело козы покрыто пушистой шерстью, у нее есть короткий хвостик. На голове маленькие торчащие рожки. На ногах копыта. Коза любит есть свежую траву, листочки, ветки. Живет коза в сарае. Дает полезное молоко, мясо, шерсть. Из шерстяных нитей мы вяжем теплые вещи.
– Ребята, а как называют детеныша козы?
Педагог: Давайте покажем рожки. А теперь громко покричим как мама коза зовет своего козленка.
Педагог: А как козленок ей тихо ответит?
Педагог: А тетушка Наталья уже подоила всех коров, устала. Давайте споем для неё песенку?
У тетушки Натальи было пять козлят.
«Ме-ме-ме» так они кричат.
У тетушки Натальи было пять поросят
«Хрю-хрю-хрю» так они кричат.
У тетушки Натальи было пять телят
«Му-му-му» так они кричат.
– Теперь погладьте ручки.
Педагог: Тетушке понравилась ваша песенка. А про каких животных мы пели?
Дети: Про телят, козлят, поросят.
Педагог: А вот и наши поросята с мамой свиньёй.
Спереди пятачок, сзади крючок,
Посередине спинка, на спинке щетинка.
– Свинья ест овощи, фрукты, зерно, хлеб, желуди, остатки еды. Живет в свинарнике, дает мясо.
– А как свинья громко хрюкает?
– А как поросенок ей тихо отвечает?
– Посмотрите как много животных на ферме. Вам понравилось гостить у тетушки Натальи?
– Но нам пора возвращаться в свою группу. Давайте закроем глазки.
– Раз, два, три, мы в группе, посмотри!
Педагог: Где мы были сегодня, ребятки?
Педагог: С какими животными познакомились?
Дети: С коровой, свиньёй, козой.
Педагог: Что нового узнали? Что дают животные человеку?
Дети: Молоко, мясо, шерсть.
Педагог: Как за ними нужно ухаживать?
Дети: Кормить, поить, убирать.
Педагог: Вы ребята молодцы, ну а теперь самостоятельно постройте животным домики из кубиков.
Дети переходят в игровую зону для самостоятельной игры со строительным материалом.
Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по Образовательной области «Познавательное развитие (Раздел ФЭМП и ФЦКМ) в средней группе №5 «Лучик»
Тема: «В гости к Крошу»
Цель : Обобщить полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
- закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
- закреплять представления детей о частях суток.
- закреплять знания детей о фруктах и овощах.
- закрепить знания детей об общественном транспорте
Развивающие:
- развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.
Виды детской деятельности и приемы работы:
Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.
Место проведения:
группа
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга
Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета
Ход
Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети:
здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети:
ДА!
Воспитатель:
Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети:
ДА!
Воспитатель:
Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети:
на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель:
а какой еще транспорт вы знаете?
Дети:
корабль, самолет
Воспитатель:
Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок:
я
Воспитатель:
Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети:
водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель:
Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку
)
Воспитатель:
граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок:
у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.
Воспитатель:
хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок:
у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку
)
Воспитатель:
Ребята мы не опоздали в гости?
Дети:
нет
Воспитатель:
какая часть суток сейчас?
Дети:
утро
Воспитатель:
какие еще части суток вы знаете?
Дети:
вечер, день, ночь.
Воспитатель:
ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети:
купить подарки
Чтобы понять как сделать, Фцкм что это такое в детском саду, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Непосредственно образовательная деятельность “Познание. ФЦКМ” с детьми второй младшей группы “Цветок”
Вид детской деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, продуктивный.
Используемая образовательная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.
- Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, желание ухаживать за растениями;
- Развивающие задачи: развивать мелкую маторику, внимание; эстетическое восприятие, усидчивость;
- Образовательные задачи: формировать представление о строении цветка,учить различать листья, стебель; закреплять красный, жёлтый и зелёный цвета; закреплять свойства воды.
Возраст детей: 3–4 года (вторая младшая группа).
Направление: “Познавательно-речевое развитие”.
Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.
Форма проведения: подгрупповая.
Планируемые результаты: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности, дети активны при создании индивидуальной композиции “Цветок из “мозайки”, участвуют в наблюдении за цветком в вазе, в разговоре с педагогом, воспринимают художественное слово во время выполнения упражнений пальчиковой гимнастики “Цветок”.
Методы и приёмы:
– рассматривание;
– показ;
– сюрпризный момент;
– обращение к личному опыту детей;
– наводящие вопросы к детям;
– д/и “Мозайка”;
– пальчиковая гимнастика “Цветок”;
– полив цветка;
– индивидуальная работа с детьми.
Наглядные средства обучения:
Тюльпан с закрытыми лепестками, тюльпан с открытыми лепестками, прозрачная стеклянная ваза с водой (для цветка), графин с питьевой водой (для детей), сироп тёмно красного цвета, стаканчики для питья, лейка с водой, использование мультимедийной установки, мозаика (красные, жёлтые, зелёные фишки), увядающий небольшой цветок в цветочном горшке.
Организация детей: стоя возле воспитателя, сидя за столами, стоя в кругу, сидя на стульчиках.
Индивидуальная работа: полив цветка, собрать мозаику.
Словарная работа: слова: стебелёк, лепесток.
– игры с мозаикой;
– труд в уголке природы;
– дидактическая игра “Цвета”;
– чтение художественной литературы: энциклопедия в картинках для малышей, энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов, энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон;
– рассматривание серии демонстрационных картин “Наш детский сад”.
Вводная часть (длительность 2–3 минуты).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности.
Основная часть: (длительность 8–10 минут).
Цель: реализация задач программного содержания.
Заключительная часть: (длительность 2–3 минуты).
Цель: подведение итога деятельности.
Воспитатель показывает детям закрытый тюльпан.
Воспитатель. Ребята посмотрите, какой красивый цветочек.
(Рассматривание цветка.) Ребята, скажите, какие цветы вы знаете? (Дети называют цветы. ) Наш цветок называется Тюльпан, ребята подойдите поближе давайте рассмотрим цветок.
(Воспитатель на интерактивной доске ещё раз показывает строение цветка.)
Знакомство с цветком.
Воспитатель. У цветка есть лепестки и стебелёк (показывает). Какое интересное слово – лепесток. Давайте повторим его лепесток. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель. Лепестки красные, а стебелёк зелёный. (Воспитатель опрашивает 2–3-х детей какого цвета лепестки и стебелёк.). У цветка есть серединка. У нашего цветка лепестки закрылись и поэтому мы не видим его серединку. (Показывает детям цветок, серединку не видно) . Мы увидим серединку когда цветок раскроется, давайте поставим наш цветок в воду. А как вы думаете, зачем нужно ставить цветок в воду? (Ответы детей.) Посмотрите вода прозрачная, мы видим стебелёк.
Изготовление цветка из “мозаики”.
(Дети усаживаются за столы.)
Воспитатель. Серединка у цветочков будет желтая. Берём желтую фишку, лепесточки будут красными…..(Показывает, как выкладывать цветок.) Вот какой красивый цветочек получился. Сейчас давайте сделаем нашему цветочку стебелёк (воспитатель берёт зелёные фишки и показывает, как выкладывать стебелёк). Дети выполняют задание самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика “Цветок”.
Дети встают в круг.
Будит солнышко цветочек: (Ладони соединить.)
“Просыпайся – ка, дружочек.
Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно разводить пальцы в стороны.)
Новый день пришел опять”.
А как вечер опустился –
Спать цветок заторопился.
Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно соединять пальцы.)
Завтра с солнышком вставать!
Воспитатель обращает внимание детей на цветок. Посмотрите, наш цветочек распустился. Мы поставили его в водичку, и он открыл свои лепесточки. Вот какая волшебная водичка! (За это время тюльпан должен открыться, если этого не произойдёт, его можно незаметно заменить.)
Воспитатель. Всем растениям нужна вода. Если их не поливать, они погибнут. Пойдёмте, посмотрим на наши цветочки в уголке природы. (Дети проходят в уголок природы.) Ребята, посмотрите, какие у нас цветочки красивые. Детки любят поливать цветочки? Молодцы! Все цветочки полили. Дали цветочкам водичку “попить”. Воспитатель достаёт из середины увядающий цветок. Ребятки, смотрите, цветочек заболел! Он совсем сухой! Как же нам помочь цветочку? Ответы детей . Конечно, его нужно скорее полить. Егор возьми леечку и полей цветочек. Ребёнок поливает цветок. Теперь наш цветочек снова оживёт. Мы потом с вами придём и посмотрим.
Воспитатель. Ребята, цветочки у нас все политы, они попили. А вы хотите пить? У меня есть водичка. (Показывает графин с водой.) Водичка чистая, прозрачная. Давайте добавим в неё сироп и посмотрим,что получится. (Воспитатель добавляет в воду красный сироп.) Теперь помешаем. Какого цвета стала водичка?.Получился вкусный морс. Кто любит морс? Давайте попробуем. (Воспитатель разливает морс в стаканчики, дети пьют морс.)
Ребята, а что мы сегодня с вами делали?
Ребятки, водичка нас напоила, напоила наши цветочки.
Расцвели тюльпанчики –
Жёлтые стаканчики,
Жёлтые и красные,
Лепестки атласные.
Вот бы день рождения
Был весной у мамы,
Я бы подарила ей
Нежные тюльпаны.
Бархатные, разные,
Самые прекрасные,
С капелькой искристою,
Будто серебристою.
Скажем водичке спасибо.
Чтобы понять как сделать, Фцкм что это такое в детском саду, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Формирование целостной картины мира (ЦКМ) при чтении художественной литературы (ЧХМ)
Цель: повышение профессиональной компетентности по формированию ЦКМ при ЧХП.
1. Систематизировать и расширить знания об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
2. Расширить знания о современных формах, методах и приемах.
Ход семинара – практикума
I Чтобы мы почувствовали себя свободно и могла включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, их читали родные, воспитатели в детском саду. Я предлагаю Вам вспомнить любимую книгу или произведение, из Вашего детства.
Образ мира возникает и развивается как целостное образование познавательной сферы личности.
У ребенка-дошкольника первичным является сенсорный (чувствительный) опыт, позволяющий приобрести представления о свойствах и качествах объекта и явлений мира. В период дошкольного детства формируются основы взаимодействия человека с окружающим миром во всех его частях и контекстах.
В любой деятельности дошкольник отражает свое миропонимание. В процессе жизнедеятельности ребенка происходит обобщение опыта, переход его во внутренний план через усвоение внутреннего образа мира. В результате обогащается психика ребенка, обеспечивается его ориентировка во внешнем мире. Образ мира переводился во внешнюю деятельность.
Таким образом, процесс формирования ЦКМ у дошкольников представляет собой поэтапно развертывающуюся логику накопления ребенком чувственного опыта, опосредованный через личностный опыт.
III Наша с вами задача сегодня посмотреть как при помощи ЧХЛ сформировать ЦКМ ребенка.
А.С. Пушкин писал: – «чтение литературы – вот лучшее учение». С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая прочитанное.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависит от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и
степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации ФЦКМ через чтение художественной литературы являются:
1.Формирование круга детского чтения (нужно прежде всего руководствоваться принципом всестороннего развития – социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического.
2. Нужно правильно организовывать процесс чтения:
– систематичность (ежедневное чтение)
– интересным (методы и приемы)
· Словесный – чтение произведением
Чтение с продолжением
Вопросы по содержанию
Выразительное чтение, беседа, прослушивание.
· Практический – элементы инсценировки, игры – драматизации,
Дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра.
· Наглядный – показ иллюстраций, картинок, игрушек;
элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы…
И если мы будем соблюдать различные методы, приемы, то мы способствуем формированию ЦКМ при ЧХЛ.
IV Практическая часть
В настоящее время в нашей стране произошли изменения в системе дошкольного образования. Современное образование стало на путь реформ – каждое учебное заведение перешло на ФГТ – интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы.
Сейчас я Вам предлагаю на практике показать интегрированный подход. Как в Вашей работе происходит интеграция образовательных областей.
ЗАДАНИЕ: На примере Вашего любимого детского произведения показать взаимодействие областей.
Лексическая тема: домашние животные
Я могу в образовательной деятельности использовать фрагмент из рассказа Носова «Живая шляпа»:
…перед детьми лежит шляпа. Вспоминаем рассказ (прочитанный ранее), после чего переходим к теме – поднимаем шляпу, а там котенок. Мы его либо рисуем, либо лепим, либо конструируем…