Более 6000 участников народного праздника в Ижме познакоми лись с обычаями и обрядами коми-ижемцев, посетили подворья сельских поселений района, выставки, мастер-классы, ярмарки и соревнования, отведали блюда национальной кухни.
Традиционно на «Луд» съехались жители не только Республики Коми, но и других регионов России и даже зарубежья. На многочисленных тематических площадках их знакомили с оленеводческими и бытовыми традициями коми народа.
От имени руководства и коллектива ЛУКОЙЛ -Коми участников и гостей праздника приветствовал заместитель генерального директора предприятия по связям с общественностью Сергей Макаров .Официальную часть включил в себя концерт «Мусянь, Васянь ставлы чолом!». Участников праздника приветствовали руководитель администрации Ижемского района Любовь Терентьева , руководитель администрации главы Республики Коми Михаил Порядин , министр культуры, туризма и архивного дела РК Сергей Емельянов , министр национальной политики РК Галина Габушева. Говоря о сохранении и развитии культуры и традиций в Ижемском районе, выступавшие отметили большой вклад местных жителей. А также ведущийся в рамках соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Коми и компанией «ЛУКОЙЛ» капитальный ремонт церкви Преображения Господня.
В рамках вечерней части программы «Луда» на берегу реки Ижмы прошли традиционные конноспортивные соревнования. А в самом селе – уникальное танцевальное шествие «Ворота».
Состоялись также конкурсы «Хоровод невест», на лучшее подворье среди сельских поселений района и среди чтецов на родном языке, соревнования по национальным видам спорта: прыжки через нарты, метание аркана. Ежегодно поддержку в организации праздника «Луд» оказывает ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». В этот раз на средства от нефтяников был, в частности, сформирован призовой фонд на проведение соревнований и конкурсов.
Непосредственно народный праздник «Луд», также прошедший на берегу реки Ижмы, включал в себя хороводы, луговые игры, катание на лошадях и праздничную торговлю. Завершились народные гуляния выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров», ставшим еще одним подарком от ЛУКОЙЛ-Коми.
«Луд» - современный праздник, его проводят ежегодно с 2004 года. Это трансформация ритуальных действ, основанных на мифологии, а также реконструкция старинных обрядов. Он объединяет ижемцев, помогает укрепить культурные связи регионов и создает условия для посещения исторической родины.
В 2018 году «Луд» включен в первоочередные объекты проекта «Серебряное ожерелье России» как брендовое событийное мероприятие.
В Ижме состоялся 13-й межрегиональный традиционный праздник «Луд». Его посетили артисты и мастера из городов и районов Коми, а также гости из Мурманской и Кировской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. По оценкам организаторов, праздник собрал 6 тысяч человек.
Фото Александра Кавиева
Как сообщили в пресс-службе администрации Ижемского района, основная программа осталась традиционной. В 11:00 начали работу тематические площадки от сельских поселений района, были организованы выставки, мастер-классы, ярмарки и другие развлечения.
В празднике приняли участие артисты и мастера из Усинска, Инты, Печоры, Сыктывкара, Усть-Куломского, Княжпогостского, Прилузского и Сыктывдинского районов. С национальной культурой ижемского народа познакомились гости из Мурманской и Кировской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Гостей праздника познакомили с национальными традициями оленеводства. В чумах можно было увидеть быт оленеводов и попробовать национальные блюда. Банные традиции коми-ижемцев продемонстрировала творческая группа из деревни Гам. Они показали, как правильно заготавливать и хранить веники, проводить обряд помывки новорожденного и соблюдать правила пользования баней.
В 12:00 на площади Ижемского дома культуры началась программа «Ижма молодая», где выступили солисты и молодежные коллективы района. После сцену уступили участникам концерта «Мусянь, Васянь ставлы чолом!».
Здесь ижемцев поздравили официальные лица, а право открыть праздник предоставили руководителю администрации Ижемского района Любови Терентьевой.
Поздравления от главы республики, который в тот момент находился в Бурятии, передал ижемцам руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин. Он рассказал, что отправил Сергею Гапликову фото ижемского храма. и тот очень рад, что праздник проходит под сенью нового купола.
Министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов охарактеризовал праздник как главное знаковое событие, которое происходило в регионе за последние несколько лет. Населенные пункты района, по словам министра, получили «новую жизнь», благодаря ремонту и оснащению учреждений культуры.
Француз рассказал, что в Ижме идут съемки передачи «Моя любовь - Россия».
Я с детства люблю такие праздники, – признается Пьер Броше. – О «Луде» мы узнали месяц назад и решили, что обязательно нужно снять про этот праздник передачу. Она выйдет в эфир зимой этого года.
Луд у вас в крови, уважаемые ижемцы! - обратился к зрителям Николай Иванов. – Потому что этот праздник не назначенный, не спущенный сверху – он родовой. Для всей остальной страны Ижма сегодня – символ России. Когда у вас совершил аварийную посадку самолет, во всем мире, в том числе и в Москве, сказали: есть место, где в ослабленной ситуации Россия может всегда приземлиться и, более того, отсюда она может взлететь и встать на крыло.
Депутат Госсовета Коми Дмитрий Кологривый признался в любви к ижемскому народу и вручил благодарность от председателя парламенты Надежды Дорофеевой главе Ижемского района Татьяне Артеевой. Глава тоже передала депутату благодарность Ижемского района за значимый вклад в социально-экономическое развитие муниципалитета.
Слова поздравления прозвучали и от заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Сергея Макарова. После на сцену вышли коллективы художественной самодеятельности и артисты театра драмы им. Савина.
Вечерняя часть программы стартовала в 17:00 на левом берегу реки Ижмы. Здесь состоялись традиционные конноспортивные соревнования. К восьми вечера гости вернулись в село, чтобы принять участие в знаменитом танцевальном шествии «Ворота».
После десяти часов на левом берегу реки Ижмы участников ждали хороводы «Лудын ветлам», луговые игры, катания на лошадях, торговые ряды. Здесь же прошел конкурс подворий «Изьваса сикт» и конкурс «Хоровод невест», соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана на хорей и метанию гири на дальность. Завершилось гуляние выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров».
По итогам межрегионального праздника руководителю администрации Ижемского района доложили, что мероприятие прошло спокойно, к представителям правопорядка и здравоохранения обращений от населения не зафиксировано.
НОВИНКА!
АВТОБУСНЫЙ ТУР из Сыктывкара/Ухты на 3 дня/4 ночи
«В край парчи и шёлка» (Ижма, ЛУД)
Маршрут тура: Сыктывкар – Ухта - Ижма - Сыктывкар
Из XXI века на сотни лет назад! Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» (Луг)
начинается с ярмарки, где народные умельцы выставляют лучшие изделия из кожи, меха и
рога оленя, гостеприимные хозяйки предлагают блюда национальной кухни. Ближе к вечеру конные состязания. А на закате разворачивается кульминация праздника – «Ижемские
ворота». Грандиозное массовое шоу в ярких национальных костюмах с играми, песнями,
танцами, хороводом невест, кострами продолжается до утра.
В Ижемском районе - «в краю парчи и шѐлка» - есть и природные
достопримечательности. Деревня Малое Галово славится на весь мир огромными камнями,
напоминающими кладку яиц динозавров. Туристов ожидает гастрономическая программа в
деревне Диюр с блюдами из оленины, катание на катере по реке Печоре, баня и рыбалка на
реке Ижме.
Тур начинается в г. Сыктывкаре / г. Ухте
Количество человек в группе: до 15 чел.
ПРОГРАММА ТУРА
1 день, 6 июля
09.00 Встреча туристов в Сыктывкаре, выезд автобуса
14.00 Приезд в Ухту. Присоединение к группе туристов из Ухты. Отдых.
15.00 Трансфер до с. Ижма
19.00 Прибытие в с. Ижма, размещение в гостевых домах в дер. Диюр.
2 день, 7 июля.
09.00 – 09.40 Завтрак в гостинице
10.00 – 11.00 Экскурсия по улице Советской «Шöр туй кузя»
11.00 – 12.00 Посещение одного из самых красивых и
старейших зданий Ижемского района – Историкокраеведческого музея.
12.00 – 13.00 Посещение Ярмарки-выставки народных
умельцев
13.00 – 14.00 Обед (от 200 р./чел.)
14.00 – 16.30 Открытие народного праздника «Луд», концерт
фольклорных коллективов
16.30 – 17.00 Переезд на автобусе на место проведения
скачек
17.00 – 19.00 Конно-спортивные состязания
19.00 – 20.00 Переезд в гостевой дом. Ужин.
20.00 – 21.00 Участие в кульминационном моменте праздника
– в Вечерней проходке «Ижемские ворота»
21.00 – 21.20 Переезд на автобусе на место проведения
праздника «Луд»
21.30 – 02.00 Участие в народных гуляниях Праздника
«Луд»
02.00 – 02.20 Переезд в гостевой дом в дер. Диюр.
3 день, 8 июля.
09.00 – 10.00 Завтрак в гостинице
10.00 – 11.00 Переезд в д. Малое Галово.
11.00 – 13.00 Пикник, экскурсия на малогаловские камни,
фотосессия.
13.00 – 13.30 Переезд в д. Диюр
13.30 – 14.30 Обед (от 200 р./чел.)
14.30 – 15.30 Катание на катере по реке Печоре (за доп. плату)
15.30 – 16.30 Переезд из д. Диюр в с. Ижма
16.30 Свободное время.
Баня (доп. плата).
Рыбалка (со своими снастями бесплатно).
4 день, 9 июля
08.00 – 09.00 Завтрак в гостинице
09.00 Трансфер до г. Ухты / г. Сыктывкара
12.00 Прибытие автобуса в Ухту
18.00 Прибытие в г. Сыктывкар
Стоимость тура: 7 500 руб. на человека
(завтраки)
В стоимость включено:
транспортное обслуживание по программе
проживание в гостинице в дер. Диюр 3 ночи
питание завтраки (в гостинице)
экскурсионное обслуживание по программе
участие в народном празднике «Луд»
посещение ярмарки
Внимание! Время в программе примерное и указывается для того, чтобы Вам лучше представлять
программу тура. Фирма оставляет за собой право менять порядок предоставляемых услуг или заменять их
равноценными без изменения общего объема программы.
Испокон веков ижемцы в одну из белых июльских ночей выходили «гулять на лугах». Праздник так и назывался: Луд, то есть «луг». Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке, что подчеркивает национальный колорит Республики Коми.
Праздник Луд сегодня называют брендом Ижемского района Республики Коми. Ему предан статус официального праздника. В настоящее время праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Се йчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.
Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). В середине 1930-х годов эта традиция прервалась. Возобновили гулянье только шестьдесят лет спустя, в 1997 году.
В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Время внесло свои коррективы в празднование. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).
От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда. Удивительно, но даже молодежь специально приезжает из городов на этот праздник, который заканчивается дискотекой при свете костров и восходящего солнца.
Сейчас празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.
В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и сем ейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.
Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.
После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.
С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.
«Луд» - традиционный праздник коми-ижемцев
«Луд» - один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Постановлением коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2005 года № 6 традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Финансовую поддержку осуществляют администрация муниципального района «Ижемский», Министерство культуры и национальной политики Республики Коми.
На праздник. с. Ижма. Фото В. Ануфриева. |
В настоящее время праздник «Луд» - это бренд Ижемского района. Сложилась творческая группа проведения праздника, режиссёрами которого являются Заслуженный работник Республики Коми Е.С. Ярцева и Л.А. Терентьева. Возобновился он в 1991 году. Жители ряда населённых пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Малое Галово, д. Гам, с. Сизябск).
Каждый из районов нашей республики отмечен неповторимым культурным своеобразием. Праздник весенне-летнего цикла «Луд» на Ижме — яркое тому подтверждение. Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал, результатом их кропотливой работы стал сценарий лугового гуляния.
Пространство праздника делится на подворья, художественно оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника - гуляние. Праздничное гуляние состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удастся к финалу соединить все сёла-подворья в единый праздник - значит, их задача выполнена. Ибо Луд отмечают всем миром.
Луд. Шествие. Фото Е.А. Хозяиновой |
Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея - добиться того, чтобы через несколько лет каждый зритель стал участником, таким образом, импровизируя и дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.
В настоящее время основной праздник Ижемского района Республики Коми «Луд» проходит в первое воскресенье июля - в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы.
Именно на этом празднике встречаются коми-ижемцы, чьи предки-оленеводы разъехались по всему Северу России в поисках новых пастбищ. Здесь потомки берут саженец с малой родины, ижемской земли, и сажают у дома в Мурманске и на Кольском полуострове, в Ловозере и за Уралом. Этот саженец - связь всех ижемцев через километры расстояний.
Время проведения праздника Луд - с вечера до восхода солнца. Своеобразный зачин праздника - гуляние «Ижемские ворота» - проходит до полудня и вечером во всех сёлах и деревнях района. Это переходное время - весна сменяется летом и граница между мирами открыта. Переходные место и время действия (имеющие, по поверьям древних, наибольшую магическую силу) указывают на сакральность праздника. А практический смысл проведения гуляния ночью — не столь жарко. Очевидно, что время и место действия еще раз указывают, что в древности этот праздник являлся обрядом, в котором участвовало всё население.
В селах и деревнях, расположенных вдоль обоих берегов реки Ижмы, начинается вечернее гулянье. Жители сёл и деревень из низовий Ижмы (деревни Диюр, Вертеп, сёла Краснобор, Кельчиюр и посёлок Щельяюр, расположенный на реке Печора) присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками праздника идут с песнями по селу до берега реки. Они проходят по наплавному понтонному мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота. Гости и участники праздника проходят через них. Это место встречи для участников гуляния всех сёл и деревень. Возле ворот молодые девушки в национальных нарядах раздают памятки-путеводители о празднике Луд.
Сам праздник открывают «Ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое, торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота (имитируются переходные моменты из одного состояния в другое).
Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место - сикт (буквально «село») или подворье. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определённого села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. В каждом «сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак. Все гости праздника радушно принимаются в «сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в «сельских» гуляниях.
Сизяыб сикт (село Сизябск) - традиционно оленеводческое село. В этом театрализованном поселении стоит чум, организована ярмарка меховых изделий, сувениров из меха, кожи и оленьих рогов, вязаные пояса (воньяс). Гостей угощают традиционными блюдами оленеводов - блинами из оленьей крови, строганиной, шашлыками из оленьего мяса, кулебяками. За этим подворьем закреплен фольклорный коллектив «Шондiбан».
Краснобор сикт (село Краснобор). Здесь располагаются не только красноборцы, но и жители деревень Диюр и Вертеп, которые относятся к сельскому поселению «Краснобор». Знак, по которому можно определить это подворье, - высокий шест, на котором вывешена пара сапог. Красноборцев в районе называют «красноборса кöмтöм кокъяс» (буквально «босоногие красноборцы»), не оттого, что они не имели обуви, а просто берегли её и часто ходили босиком. В районе этого села имеются природные запасы красной глины, целебные свойства которой использовала вся округа. Из неё также изготавливали качественный кирпич, вытаптывая глину босыми ногами. В деревне Вертеп бьет ключ - святой источник «Кузьма нырд» (буквально «возвышенность Кузьмы»). Это минерализованная вода, обладающая целебными свойствами. В этом подворье стоит дом, в котором любой гость может угоститься выпечкой. Возле него водят хороводы, национальные игры. Гостям и всем желающим предлагают приобрести сертифицированную минеральную воду, глину для косметических масок и практические советы по её использованию.
Луд. Скачки. Фото Н.В. Рочева |
В этом подворье «гостит» фольклорный коллектив «Нёль сьылысь» («Четверо поющих») из Ухты.
Букур сикт (село Бакур). По поверью, в окрестностях села в старину было много медведей, и первые жители отгоняли их «буксанами» и «пöлянами» - традиционными музыкальными инструментами народа коми. Отсюда и название села - Букур (современное название - Бакур). Достопримечательность этого села - колодец, из которого местные жители пьют чистейшую воду более двухсот лет.
Медведь - символ Бакура, а его чучело - отличительный знак сикта. Всем желающим предлагают выпечку, воду из местного колодца на чай, другие угощения, проводят национальные игры, водят хороводы, поют песни и частушки.
Мохча сикт (село Мохча). Здесь собираются не только мохчинцы, но и жители деревни Гам, относящейся к сельскому поселению «Мохча». Деревня Гам всегда славилась хорошими лошадьми, не перевелись они и сегодня. Поэтому на Луде мохчинцами организована коновязь, а всем желающим предлагают покататься верхом на лошади, угоститься местными блюдами, почаевничать, приобрести вязанку дров для костра, поиграть в национальные игры и посостязаться в конкурсе «Перекинь гирю через баню».
Здесь принимают гостей из Нарьян-Мара, фольклорные коллективы «Печорянка» и «Югыд шондi».
Ижма сикт (село Ижма). Отличительный знак Ижмы - высокие качели. Из года в год в Ижме на Пасху устанавливают высокие качели.
В силу ряда причин не всегда и не всем удавалось покачаться на знаменитых ижемских качелях. Эту возможность ижемцы предлагают жителям и гостям района на Луде. Возле костра гостей угощают чаем, шаньгами, предлагают принять участие в национальных играх, таких как «Гезйöн ворсöм» (Игра с верёвкой), «Капуста», «Ратшкис». «Дитяшко» и «Ремень».
Ижемцы же на празднике развозят тележку с кашей - своё знаменитое угощение «саламат», которое надо «заработать» исполнением музыкального номера, байки или анекдота.
Кельчиюр сикт (село Кельчиюр). Село состоит из двух подворий: кельчиюрцы и усть-ижемцы, относящиеся к сельскому поселению «Кельчиюр». Низовье реки Ижма, где географически расположены эти населённые пункты, всегда было богато рыбой. В частности, это отражено в названии села Кельчиюр, что в переводе с коми означает «голова подъязка». Отличительный знак этого подворья - большой муляж рыбы. В поселении проводятся игры, конкурсы, водятся хороводы. Гостей потчуют чаем, угощают шаньгами, рыбниками, ухой.
Щельяюр сикт (село Щельяюр). Ранее этот посёлок не гулял своим «сиктом» на празднике «Луд». Это рабочий посёлок, в котором проживают речники и судостроители. Население посёлка многонационально, но немалую часть его жителей составляют коренные ижемцы и те, кто уже породнился с ними. В 2005 году жители и администрация сельского поселения «Щельяюр» впервые принимали участие в праздничных событиях. В этом подворье развернулась выставка декоративно-прикладного творчества, проводятся современные игры, работают аттракционы, гостей угощают чаем, выпечкой, шашлыками.
Это поселение пока не имеет своего фольклорного коллектива, отсутствуют хороводницы в национальных нарядах, но игры и конкурсы проводятся местными активистами, работниками культуры совместно с жителями других поселений.
Здесь остановились гости праздника и соседи щельяюрцев по реке Печора - фольклорные коллективы Усть-Цилемского района «Эскöм» («Надежда») и «Усть-Цилемские краснопевы».
Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке расположились главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья - это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника в столь ответственный момент - перед страдой.
Запевалами исполняется песня-импровизация - обращение к предкам на благословение проведения праздника.
Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется народная песня-приглашение «Локтöй-локтöй» (буквально «идите-идите»). Под эту песню представители всех населённых пунктов идут «воротами» на центральную площадку луга.
Таким образом приглашаются все участники-подворья. Далее под песню «Изьва ю кузя». Хороводы всех сёл распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника.
По окончании хоровода две представительницы от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание (бöрдöдчöм) «Изьва яг».
Земля со всего района смешивается и распределяется по горшочкам. Затем в горшочки рассаживают росточки черёмухи. Их поливают водой, привезённой на гуляние из сёл района и смешанной в одной ёмкости.
Всем гостям, приехавшим на праздник, дарятся ростки черёмухи, как гостинец с исторической родины.
Далее следует эпизод выбора хороводницы. Хороводницей быть на празднике очень почётно и престижно, она — центр внимания. Ведь по её желанию исполняются все песни и хороводы. Исполняется песня «Воль кузя лэчча». По её окончании выбираются хороводницы, которые собираются в центр луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии.
Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы. Традиционно исполняются такие хороводы, как «Асыы ныыка бöрдэ визыв ва дорын», «Сад йöрын», «Куимен йöктам», «Чветики», «Чига гусь». Все хороводы связаны между собой шуточными диалогами запевал с объявлением хороводов. Эпизод заканчивается общими воротами. Исполнители праздничных танцев и хороводов возвращаются в свои подворья и в них проводят своё маленькое деревенское гуляние.
На Ижме существовал обряд инициации - посвящение в гармонисты, - который проходил в бане. Опытный, почитаемый гармонист посвящал молодого, похлёстывая его веником, приговаривая определённые слова. Все подробности обряда не известны, но на «Луде» его проведение вполне уместно. Вобрав элементы этого обряда воедино, организаторы проводят на «Луде» конкурс гармонистов.
По правилам конкурса в центре «Луда» собираются гармонисты всех подворий и показывают своё мастерство владения инструментом. Зрители сами выбирают гармониста, достойного играть в их подворье, и зазывают его к себе.
Интересен «Хоровод невест», который возобновили только в 2006 году. Это отголосок обряда инициации - перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. В старину к этому времени девушкам покупали шаль, обувь, украшения и шили новый девичий наряд, а короткий подростковый наряд оставался в прошлом. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.
Сбор на хоровод невест начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, и к ним присоединяются невесты других сёл. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где исполняют «Ворота невесты». В обряде-конкурсе оценивается костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Высоко оценивается все правила сшитого девушкой наряда и каждая его деталь. Если девушка для участия в конкурсе использует старинный наряд, то оценивается его история, правила ношения наряда.
Целью конкурса является популяризация ижемского наряда и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.
Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах». Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения в течение всего праздника по «луду» - лугу - ходят определённо назначенные люди, которые крадут какие-либо необходимые предметы, утварь из подворий, например, топор, котелок. Во время игры оглашаются предметы, которые были похищены. Задача потерпевших - выкупить их. По условиям игры предмет возвращается хозяевам в случае выполнения какого-либо творческого задания (к примеру, исполнение песни, поцелуй красивой девушки, выкуп возможен и выпечкой, деньгами).
Кульминация праздника - встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь. Ведь солнце несёт нам радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.
Происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.
Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни, и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Кыкен йöктэм» («Танцуем парами»), «Шорöн ворсэм» («Ручеек»), «Валъя лоис» («Волны»), «Кыкен круген йöктам» («Парами по кругу танцуем»), «Общий», «Капуста», «Суниса ем» («Иголка с ниткой»), «Шондiбан» («Солнцеликая»), «Яблочко», русские переплясы.
Торжественная встреча солнца завершается, участникам праздника и гостям предлагается танцевально-музыкальная программа.