- Уважайте его взгляды и мнение.
- Не пытайтесь его во всем контролировать.
- Поддерживайте его в стремлении выглядеть хорошо. Ваш сын учится строить отношения с девушками и ваша задача – помочь ему в этом. Это не значит, что вы должны искать ему подруг или комментировать внешность и поведение всех его знакомых девушек. Просто помогите ему чувствовать себя увереннее.
- Позвольте ему самому выбирать себе друзей. Если вы видите, что он попал под влияние неблагоприятной компании, не высказывайте ему свой протест в категоричной форме, не запрещайте видеться с друзьями – это повлечет за собой только протест и отдаление сына от вас. Запретами вы добьетесь только одного – сын станет скрывать от вас «плохих» друзей и занятия. Согласитесь, вряд ли это то, к чему вы стремитесь.
Независимо от того, какого пола ваш ребенок, помните, он – самостоятельная личность и имеет право ею оставаться. Дайте подростку возможность жить собственной жизнью, принимать решения и чувствовать себя взрослым. Это не значит, что вы должны «пустить все на самотек» и позволить сыну или дочери творить все, что угодно. Просто уважайте их и учите хорошему не с помощью нравоучений, а на личном примере. Если вы договорились о чем-то, то сдержите слово. Нельзя запрещать то, о чем вы договорились вчера, только потому, что вы устали или не в духе.
Позвольте подростку самому планировать собственную жизнь, не навязывайте ему профессию, хобби, стиль жизни. Интересуйтесь своим ребенком, проводите с ним время, найдите общее хобби или развлечение. Позвольте сыну помочь вам выбрать технику, а дочь пусть расскажет вам о молодежной моде – подростки любят «просвещать», это помогает им чувствовать себя увереннее. Рассказывайте детям о своем детстве и том, как вы были подростками. Научитесь слушать и слышать, ведь то, что вам кажется мелочью, в глазах подростка может быть самым важным делом не свете. Постарайтесь общаться с подростком не как с ребенком, а как со взрослым, равным себе. Эти несложные советы помогут вам сохранить нормальные отношения в семье и позволят избежать многих неприятностей.
Но не только изменения во внешнем виде ребёнка говорят о том, что наступил переходный возраст. Есть симптомы и другого плана – меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.
Эмоциональная нестабильность и максимализм, упрямство и грубость, часто переходящая в хамство – это тоже возрастная особенность, которая вызвана гормональными бурями в организме подростка. Подростковый возраст несёт изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.
Болезни переходного возраста могут носить временный характер. Чаще всего недомогания вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растёт сам подросток, и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется. Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.
Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.
Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.
Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.
Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».
Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…
Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.
Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.
Существует два вида подростковой депрессии:
- 1всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,
- 2маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.
В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.
Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:
- глубокая депрессия;
- семейные трудности, чаще всего – развод родителей;
- нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.
Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.
О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.
- резкое снижение успеваемости без видимых причин;
- потеря интереса к прежним увлечениям;
- потеря аппетита и болезненное состояние;
- появившаяся потребность в деньгах;
- появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;
- настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;
- появляется асоциальное поведение;
- сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.
Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:
- полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;
- постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;
- резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;
- изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;
- состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;
- появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;
- появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.
В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу. Ни в коем случае не начинайте обвинять ребёнка, наоборот, найдите слова поддержки, которые дадут ему надежду. Помните о том, что это ваша общая беда, и искать пути избавления от неё вам придётся сообща.
С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.
Современные технологии стремительно развиваются, и развитие это имеет и негативную сторону, которая затронула в первую очередь детей. Психотерапевты и психологи разных стран уверены, что увлечённость детей телевизором, игровыми автоматами и интернетом становятся настоящим национальным бедствием. Последствия могут быть весьма плачевными, хоть и проявятся они не сразу, а по прошествии довольно продолжительного периода.
В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.
В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.
У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.
Подросток начинает стремиться к самостоятельности, отдаляясь от родителей, при этом сознавая, что всё ещё продолжает быть зависимым от них. Такая зависимость тяготит его. В свою очередь родители чувствуют, что их ребёнок взрослеет, уходит из-под их влияния. У него появляются новые интересы, в которые он не хочет их посвящать. Всё это приводит к острым конфликтам и постоянным ссорам.
Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.
Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.
Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть . Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.
Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.
Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.
Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.
Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.
Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.
Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.
Идеальный вариант – своя комната, в которой он может установить свои порядки и поддерживать чистоту без вмешательства взрослых. Конечно, не у всех семей есть такая возможность. Но в любой квартире можно предоставить в личное распоряжение подростка полку в шкафу, свою тумбочку и стол. И ни в коем случае не вторгаться на его территорию! Безусловно, старшим очень важно знать, что происходит в жизни их ребёнка, с кем он общается, какие мысли у него в голове, что творится у него в душе. Но если вы будете рыться у него в карманах или в ящиках стола, читать его письма или дневники, подслушивать, о чём он говорит по телефону – вы навсегда потеряете доверие подростка.
Не надо идти напролом! Намного лучше, если вы просто будете чаще общаться с вашим ребёнком, время от времени будете болтать с ним как будто ни о чём – о музыке, фильмах, о каких-то незначительных вещах, исподволь расспрашивая его о друзьях ребёнка, об их жизни. В доверительной беседе легче рассказать подростку об опасностях, которые подстерегают его вокруг, дать ему совет в затруднительной ситуации.
Можно рассказать ему и о своих друзьях детства, вспомнить, какие казусы случались с ними или с вами, когда вы были его ровесником, как вы поступили тогда и как бы вы поступили в такой же ситуации, обладая своим сегодняшним опытом. При этом такие истории должны содержать не только нравоучительные, но и забавные детали. Ребёнок будет рад открыть для себя, что вы чувствовали тогда то же самое, что и он сам сейчас, а значит – «вы с ним одной крови!» И не сомневайтесь, что «мораль сей басни» он примет к сведению.
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом – как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое – то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей?
Для того чтобы осталось как можно меньше душевных травм, необходима чуткость и мудрость взрослых, которая поможет подростку узнать обо всех тайнах переходного возраста с наименьшими потерями. Но вот ускорить переходной возраст невозможно – как невозможно ускорить приход весны после надоевшей зимы!
Как общаться с подростком?
Дети 12 – 16 лет бывают просто невыносимы. Чтобы не сойти с ума от их выходок, надо знать истинные причины непослушания.
В подростковом возрасте в организме ребенка происходит гормональная буря. Из-за этого у детей постоянно меняется настроение. Им сложно контролировать эмоции. Они начинают по- новому общаться с друзьями и взрослыми. Иногда родители просто не узнают своих детей. Отличники вдруг начинают прогуливать уроки, а скромники – хамить и не слушаться.
Наберитесь терпения, изучите, как вести себя в сложных ситуациях и, самое главное, не теряйте контакта с бунтарем.
Не ночует дома. И это происходит уже не первый раз.
Пытается отстоять право быть взрослым. Нарушает заведенные родителями правила.
Что делать? Забудьте приказной тон и фразу «Ты должен!». Хитрите – давите на жалость. Пожалуйтесь, что вы не можете заснуть. Сделайте так, чтобы ребенок почувствовал, что он взрослый, а вы – несчастный ребенок, которого бросили. Договоритесь, что будете иногда отпускать ночевать у друзей. При условии, что подросток вас предупредит.
Прогуливает школу. Обещает прекратить, но сбегает с уроков снова.
Почему подросток так себя ведет? Он отстал по предметам. Не понимает объяснения учителя, ему невыносимо скучно на уроках. Или его обижают одноклассники.
Что делать? Спокойно, без обвинений, поговорите с прогульщиком и выясните причину побегов. Наймите репетитора или разберитесь с обидчиками подростка.
Требует денег. Часто просит большие суммы, дорогие вещи. Злится, если ему отказывают.
Почему подросток так себя ведет? Он не осознает цену денег. Ставит свои желания выше возможностей семьи.
Что делать? Распишите весь семейный бюджет. Расскажите, сколько денег идет на еду, на квартплату, на одежду. Договоритесь, что летом поможете ребенку найти подработку. Пусть прочувствует на себе, как зарабатываются деньги.
Угрожает суицидом. В пылу ссоры ребенок кричит, что выбросится из окна или порежет себе вены.
Почему подросток так себя ведет? Он чувствует себя никому не нужным и непонятым. Ему очень страшно, одиноко.
Что делать? Срочно обратитесь к психологу. Не критикуйте чадо. Проводите с ним больше времени. Только не сидите дома. Придумайте вместе, как проведете выходные. Интересуйтесь его жизнью и увлечениями.
Хамит взрослым. Сын или дочь повышает голос и ругается матом в разговоре с вами и учителями.
Почему подросток так себя ведет? Он не уверен в себе и думает, что с его мнением не будут считаться. Или копирует поведение взрослых, стараясь показать, что вырос.
Что делать? Прекратите сами повышать голос и «крепко» выражаться. Не кричите в ответ на его хамство. Стыдите. Показывайте, что обиделись. Если сможете – плачьте. Дайте подростку успокоиться и объясните, что выслушаете любую просьбу, если он выскажет ее спокойно.
Типичные ошибки родителей!
Запомните! Такие воспитательные меры принесут больше вреда, чем пользы.
- Не сажайте ребенка под домашний арест. Изоляция действует лишь на детей 5 -6 лет. Подростка такое наказание больше разозлит.
- Не бейте и не кричите. Вы заглушите чувство вины и вызовете у чада только раздражение.
- Не запрещайте играть в компьютер. За это чадо вас возненавидит. А свои любимые «стрелялки» он все равно найдет у друзей или в интернет – кафе.
Волшебные фразы для взрослых
Как говорить с подростком, чтобы он вас услышал?
*Начинайте предложения с местоимения «Я». Вместо фразы «Ты опять не помыл посуду!» грустно скажите: «Я расстроена, что ты забыл про тарелки». Ребенок услышит не обвинения в свой адрес, а ваши предложения.
*Вместо «Ты должен» говорите: «Мне бы хотелось». У подростка появится дополнительная мотивация выполнить услышанную просьбу.
*Перед критикой – похвалите. Чтобы чадо прислушалось к вашим словам, стройте предложение так: «Я тебя люблю, но за прогулы накажу».
В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.
Подростки замыкаются в себе
С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.
Этапы взросления
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.
Эмоциональная сфера подростков и мотивации
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.
Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет
Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.
В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.
Таких новообразований несколько.
Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают
Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.
Нежелание слушать родителей и учителей
Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет
Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.
Проявление фантомного чувства взрослости
Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.
Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями
Возможное возникновение школьной дезадаптации
Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.
Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка
С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.
Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.
Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться
В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.
Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.
Изменения когнитивной сферы подростка
В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.
Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.
Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе
Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.
- Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
- Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
- Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.
Психологическая защита выражается в нарушениях поведения
Фантомное чувство взрослости
Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.
В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.
В этом возрасте подростки переживают первую любовь
Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.
В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.
В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги
Возникновение школьной дезадаптации
Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.
Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.
Школьная дезадаптация — основные признаки
Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.
Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.
Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.
: Время прочтения:
Пару лет назад друзья завидовали вашему счастью — иметь такого спокойного, умного, послушного ребенка. Но вот стукнуло 12, 13 лет... и сына или дочь стало не узнать. Вы не знаете, как общаться с подростком — ребенка подменили и перед вами совсем другой человек: холодный, агрессивный, а иногда даже жестокий.
Психолог Виктория Мелихова рассказывает, что происходит с ребенком и как с ним теперь разговаривать.
Но вот стукнуло 12, 13 лет... и сына или дочь стало не узнать.
«Он стал совсем другим. Раньше мы могли разговаривать о чем угодно, ходили вместе в парк и на речку. Я знала обо всех его друзьях и обо всех красивых девочках в его классе. Сейчас его как будто подменили. Была бы возможность, замок бы повесил на комнату. Злится, когда захожу без стука, на все вопросы отвечает „не твое дело“, связался с какими-то непонятными типами. Приходит из школы, сразу закрывается в комнате и врубает на всю мощь свою непонятную музыку».
«Я вырос, но мама по-прежнему видит во мне маленького ребенка. Она требует, чтобы я отчитывался перед ней за каждую минуту моей жизни. Как будто ей больше нечем заняться! Она все время лезет в мою жизнь, в мою комнату, в мои дела. Когда она уже поймет, я взрослый, у меня могут быть свои друзья, своя комната, своя жизнь. Только моя...»
Вот так по-разному видят два близких человека одну и ту же ситуацию. Взрослые словно забыли, что двадцать, тридцать лет назад они сами были подростками, жаловались на родителей, добивались свободы, отстаивали личное пространство и свои интересы. И ненависть тут ни при чем.
Как разговаривать с подростками, чтобы они слышали родителей? На что обратить внимание папе и маме? Сначала нужно поговорить про подростковый возраст в целом.
Тернистый путь взросления: что происходит с подростком
К двенадцати-тринадцати годам во всех сферах наступают перемены, назревает кризис.
Тело. Ребенок растет, меняется его тело, которое из-за неравномерного роста часто кажется смешным и нелепым.
Ребенок находится как бы между двух берегов: детством и взрослостью.
Настроение. Из-за игры гормонов постоянно меняется настроение: ярость сменяет эйфорию, обида тут же переходит в радость. Только что он смеялся над нелепым персонажем в ютубе, а сейчас до слез обиделся на друзей, которые забыли позвать во двор. Такие нагрузки не каждый взрослый выдержит.
Противоречивое отношение взрослых. Он чувствует себя взрослым. Всем существом стремится им стать. Родители продолжают видеть в нем ребенка и начинают требовать взрослой ответственности. С одной стороны: «чтоб в 9 уже был дома», «сейчас же иди и делай уроки», «не общайся больше с Пашей, он мне не нравится». С другой: «в твоем возрасте я уже банки консервные закрывала», «какой пример ты подаешь брату», «вон какой вымахал, а толку», «пора уже о будущем думать».
Что нормально для подростка
Резкие перемены в поведении и образе жизни, скрытность. Да, это вас пугает. Да, вам кажется, что с ребенком что-то не так и он попал в дурную компанию, насмотрелся фильмов, а может и вовсе пробует алкоголь или наркотики. Это не обязательно. Ребенок находится как бы между двух берегов: детством и взрослостью. Он всеми силами стремится стать взрослым, самостоятельным. Он требует уважения к себе, своему личному пространству, своим интересам. Поэтому не стоит переживать, если он в очередной раз попросит постучать в дверь комнаты и не лезть в его шкаф. И он имеет право отказаться рассказывать, как прошел день в школе.
Возможно, вы не видите, как сын или дочь освоили технику игры на гитаре. Как стали петь и писать стихи. Как ищут поддержки и оценки в своих достижениях от самых близких людей. Как общаться с подростками родителям? В первую очередь снизить требования и принять то, что есть.
Тяга к новым людям и большим компаниям. В этот непростой период подростку особенно важно понимание, принятие, личное общение. Поэтому его так тянет к друзьям, к себе подобным. Туда, где его могут понять и выслушать на равных, где он будет чувствовать себя частью коллектива, знать, что он такой не один.
Лень, снижение успеваемости, отказ от домашних дел. Подросток меняется физически и эмоционально. Эти перемены вызывают большой стресс для еще не окрепшего организма, забирают много сил и энергии. Поэтому возможны «приступы лени», спад успеваемости в школе.
Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола.
Резкая смена интересов. Вчера он весь день носился с фотоаппаратом, сегодня рисует акварелью, завтра будет писать стихи. Он пробует и ищет себя. Попробовав самые разнообразные занятия, он найдет что-то по душе. Возможно то, что станет его будущей профессией или хобби.
Слабый контроль над эмоциями. Эмоции в этом возрасте очень сильные. Для них характерна частая и резкая смена. Научиться их контролировать он пока не в состоянии. Как бы ни было обидно вам, для подростка нормально выражать резкий протест на ваши замечания, грубо реагировать на попытки вторгнуться в его жизнь, отвергать любые советы. Как разговаривать с подростком, если он грубит? Сохранять достоинство и самообладание.
Ложь. Часто подростки начинают врать. За этим стоит желание приукрасить действительность, понравиться окружающим. А иногда скрыть что-то от родителей, чтобы избежать наказания.
Приступы меланхолии. Частые раздумья, мысли, фантазии, ведение дневников также естественны для детей, вступивших в переходный возраст. Они познают себя, часто бывают собой недовольны. Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола. Но за этим стоит стремление к лучшему. Они хотят стать лучше, сильнее, красивее физически и духовно.
Когда стоит бить тревогу
На первый взгляд многие странные признаки подросткового возраста являются нормой. Но не следует забывать, что у всего должны быть разумные границы.
- Подросток не может завести друзей среди одноклассников или соседских ребят. При обостренной потребности в общении, которую он никак не может удовлетворить, не исключено его попадание в компанию, связанную с криминалом. Такие компании прекрасно вписываются в подростковую систему ценностей: и общение, и протест, нарушение всех ценностей и требований взрослых. Целый коктейль эмоций и чувств, острые ощущения, романтика...
- Общается с ребятами намного старше себя, которые имеют дурную славу, совершают правонарушения и даже преступления.
- Начал курить, употреблять алкоголь, пробовать наркотики.
- Почти не выходит из комнаты, часто плачет, не общается с родителями и друзьями. Возможно, у него неприятности или даже начинается депрессия.
Налаживаем контакт с подростком
Как разговаривать с подростком и найти общий язык с юным бунтарем? Прежде всего, помним, что он больше не маленький ребенок. Он требует уважения и имеет на это право.
1 Общение нужно строить на равных , как с лучшим другом. Позиция родитель-ребенок изживает себя.
2 Не стоит настаивать на разговоре , если он не хочет. Пройдет время и он по собственному желанию подойдет поговорить.
3 В комнату все-таки лучше стучаться. Это еще раз покажет ваше уважение к нему и его личному пространству, подкрепит его чувство значимости, так необходимое в этом возрасте.
4 Не надо смеяться над одержимостью подростка своей внешностью , лучше помогите с этим справиться: отведите в парикмахерскую, спортзал или к врачу, поддержите, помогите.
Но при этом помним:
- перед нами тот же ребенок, не стоит перегружать его обязанностями, делами и ответственностью, просьбы и поручения должны быть посильны;
- его друзей лучше знать лично (устройте для ребенка праздник, пригласите всех его друзей);
- общение поможет контролировать ситуацию и сохранить контакт (почаще делитесь с ним своими мыслями, чувствами, воспоминаниями о себе в его возрасте);
- совместные хобби никто не отменял (попросите спеть его любимую песню или вместе посмотрите его любимый фильм, похвалите его картину или стихотворение);
- он по-прежнему как ребенок нуждается в вашей любви (чаще говорите, как вы его любите).
Попытайтесь передать подростку ощущение безопасности и доверия вам. Он должен знать, что вы его примете, поймете, не станете наказывать, а постараетесь помочь. Тогда в сложной ситуации он пойдет за советом к вам, а не к неизвестным друзьям на улице.
И, наверное, самое главное, что поможет понять, как правильно общаться с подростком: вспомните себя в его годы. Чем вы жили, о чем мечтали, чем увлекались, на что обижались, с кем общались, как проводили свой день. Почувствуйте это состояние, эти эмоции. Делитесь ими со своим подростком, и снова чувствуйте. Вы были такими же, как и он. Вы его понимаете. Эта мысль, это чувство — ключ к построению доверительных отношений, к подписанию мирного договора между подростком и взрослым.
Хотите больше общаться с девочками? Не переживайте – разговор с девушкой не обязательно должен быть сложным! Просто не беспокойтесь о том, как начать разговор, и держите девушку на крючке, показывая свой интерес к ней и очаровывая ее так сильно, как только сможете. Если вы хотите узнать, как мальчику-подростку научиться общаться с девочками, просто следуйте нашим инструкциям.
Шаги
Начните интересный разговор
-
Будьте уверены в себе и уравновешены. Если вы хотите начать убойный разговор с девочкой, тогда вам нужно придумать интересное начало для вашего разговора. Если вы видите девочку, с которой хотите заговорить, будь это девушка, которая вам уже давно нравится, или же милашка, которую вы только что заметили на вечеринке, вам нужно сделать так, чтобы она обратила на вас внимание. Потом, когда вы привлекли ее взгляд, уверенно подойдите к ней. Держите голову высоко и смотрите прямо.
- Если вы не знаете ее, тогда представьтесь. Просто скажите: «Привет, меня зовут Миша. А тебя как?» Это очень просто, но эффективно.
- Если вы уже знакомы, просто скажите: «Как дела?» или «Что нового?» Вам не стоит долго раздумывать – просто подойдите к ней, как будто для вас это не составляет большого труда.
- Притворяйтесь, пока не разовьете в себе уверенность – если даже вы боитесь говорить с девочками, притворитесь, что для вас это проще простого.
-
Начните разговор с ненавязчивой темы. Не нужно придумывать утонченную шутку или делать сальто, чтобы привлечь ее внимание. Просто скажите что-то, что заставит ее продолжить разговор с вами и узнать больше. Сейчас нельзя говорить о похоронах вашей бабушки или ваших планах на будущее. Просто упомяните какое-то шоу или последние проделки вашей собаки, или чем вы занимались на выходных. Не перенапрягайтесь и завяжите легкий разговор. Вот примеры первых фраз:
- «У меня были сумасшедшие выходные. Я помогал папе с пристройкой к нашему дому и не могу пошевелить руками. А ты что делала? Надеюсь, ты занималась чем-то интересным?»
- «Посмотри на эти царапины на моих руках. Моя кошка сходит с ума, если ее не покормить вовремя. А у тебя есть домашние животные?»
- «Последняя контрольная по математике была такой сложной. Мне кажется, что я вообще ничего не решил. А ты как?»
-
Узнайте ее характер. Когда вы начнете общаться с девушкой, вы поймете, что она хочет от вас. Все девушки разные. Если она стеснительная, вам придется быть лидером, задавать ей вопросы и вообще говорить больше, чем она. Но если она любит поговорить, дайте ей эту возможность и не переживайте о том, какое впечатление вы произведете, но и не перебивайте ее. Как только вы узнаете, к какому типу девочек она относится, вы сможете понять, как с ней разговаривать.
- Не переживайте, если она стеснительная. Она может быть одной из девушек, которые сначала скромничают, но потом быстро раскрываются, как только им становится комфортно.
- Хотя и очень важно всегда оставаться собой, вы должны придерживаться безопасных тем, когда впервые говорите с девочкой, пока вы не знаете еще, есть ли у нее чувство юмора или ее легко обидеть шутками и комментариями. Чем больше вы говорите с ней, тем больше тем для разговора вы для себя откроете.
- Даже если девушка любит поговорить, вы тоже должны участвовать в разговоре. Дайте ей знать, что вам с ней интересно.
-
Начните с болтовни ни о чем. Болтать нужно тоже уметь. Если вы разговариваете с девочкой, вы не можете начать сразу со своих самых глубоких, важные желаний, иначе вы напугаете ее и она убежит от вас. Простой, ненавязчивый разговор – это искусство, и вы можете освоить его, начав с обычных, каждодневных тем и постепенно перейдя к более интимным и волнующим темам. Вы должны начать с простого, чтобы когда-то дорасти до серьезных разговоров, так что не бойтесь показаться скучным, говоря о самых обычных вещах, даже о погоде или завтрашней контрольной по химии. Вот несколько примеров того, как можно превратить разговор из пустой болтовни в что-то серьезное:
- «На этой неделе постоянно идет дождь. Я хотел поехать кататься на велосипеде с папой, но в итоге мы просидели дома все выходные. Ты занималась чем-то интересным или тоже скучала дома?»
- «Я должен был вчера готовиться к контрольной по химии, но моя младшая сестренка заболела и пришлось помогать маме ухаживать за ней. А у тебя есть братья или сестры?»
- «Я вчера посмотрел «Мстителей». Он неплох, но не мой любимый фильм уж точно. А какой твой любимый фильм?»
-
Делайте ей ненавязчивые комплименты. Когда вы разговоритесь, дайте ей знать, что она вам нравится, но не давите на нее, а то она может испугаться. Вы можете немного посмеяться с ней и сделать ей комплимент в форме шутки. Сейчас будет достаточно и одного комплимента – вы же не хотите, что она думала, что вы ее преследуешь или без ума от нее. Вот несколько способов поддразнить ее:
- «Мне нравится цвет твой кофточки. Она подходит к твоим глазам. Ты специально так подобрала?»
- «У тебя такой приятный смех. Тебе нужно чаще выпускать его наружу.»
- «Ты единственная девушка, которая знает о футболе больше, чем я. Как это произошло?»
Держите ее на крючке
-
Задавайте ей вопросы. Если вы уже общаетесь с девушкой какое-то время, вы моете начать задавать ей вопросы; это покажет ей, что вам важны ее интересы и мнение, и в то же время вы не станете ее тенью. Она не должна чувствовать себя как на допросе, но должна понять, что вы искренне пытаетесь узнать ее, а не просто хотите похвастаться или впечатлить ее. Вот несколько вопросов, которые вы можете задать, чтобы рассказать немного о себе и дать девушке почувствовать себя комфортно:
- "«Когда я прихожу домой из школы, я первым делом берусь за свою гитару. А ты чем занимаешься в свободное время?»
- «Тебе нравится быть в команде по теннису? Я занимаюсь футболом и мне это нравится, но наш тренер пытается нас замучить тренировками.»
-
Рассмешите ее. Если вы хотите удержать ее на крючке, вам нужно уметь ее рассмешить, чтобы она чувствовала себя комфортно и хотела продолжать общение с вами. Чтобы рассмешить, вы можете шутить о себе, немного дразнить ее или рассказать ей о том смешном случае, который приключился с вами на выходных. Не слишком старайтесь смешно пошутить или рассказать ей, как можно больше анекдотов, а еще не говорите гадости о других людях просто для смеха. Вот что вы можете сказать, чтобы заставить ее рассмеяться:
- «Я столько играл на гитаре, что мне кажется, я уже одержим. Вчера ночью мне приснилось, что я Джими Хендрикс – я был очень удивлен, когда проснулся.»
- У тебя все вещи в шкафу розовые или ты сегодня так оделась?»
- «Вчера я сказал тренеру, что я простудился и не приду на тренировку. А потом он увидел меня в кафе вечером – блин, вот так не повезло!»
-
Дайте ей поговорить. Даже если девушка очень чувствительна, вы должны дать ей поговорить и рассказать вам, что она думает и что ее заботит. Вы можете начать нервничать, когда у вас закончатся темы для разговора и вы начнете запинаться на всяких глупостях и ничего не будет приходить в голову. Делайте паузы между предложениями, дайте ей вставить свои комментарии и не перебивайте ее, если она старается сказать что-то.
- Если она рассказывает вам историю, не просто жди, пока она закончит, чтобы рассказать ей свою, более интересную – так она подумает, что вы не слушаете ее.
- Реагируйте на ее слова. Не нужно постоянно кивать и говорить «ага» каждые две секунды, чтобы дать ей понять, что вам важно, что она говорит. Просто смотрите ей в глаза, вовремя кивайте и делайте уместные комментарии вроде: «Вот это да», «Не могу поверить, что тебе пришлось это сделать», «Я и представить себе не мог…»
-
Не хвалитесь и не красуйтесь. Если вы хвалитесь и красуетесь, девушке захочется убежать от вас куда глаза глядят до того, как вы закончите перечислять свои достижения в баскетболе. Рассказы о том, какой вы отличный спортсмен или ученик, не впечатлят ее и даже произведут обратный эффект, заставив ее думать, что вы глупый и самовлюбленный.
- Вы можете ей рассказать о том, как вам нравится спорт, не говоря о своих достижениях.
- Вы можете назвать свой любимый предмет, но не говорит о своей пятерке за последнюю контрольную.
- Не думайте, что девочка не узнает о том, какой вы классный, если вы не будете хвастаться. Наоборот, она будет думать, что вы крутой и скромный.
-
Дайте ей увидеть свои таланты. Это не то же самое, что и хвастовство. Вы можете не хвалиться о том, что вас отличает от других парней. Дайте ей знать о своих странностях или интересах, но пусть она сразу не думает, что вы чудак. Это не самое подходящее время, чтобы показывать ее свою коллекцию пауков, но можно рассказать ей о своей волонтерской работе в местной столовой, о том, как вам нравится гулять с собакой или писать песни.
- Найди способ начать разговор на твою любимую тему и жди, пока девушка начнет задавать вопросы.
- После того, как ты рассказал ей больше о себе, спроси ее о чем-то личном, чтобы она не чувствовала, будто ты доминируешь в этом разговоре.
-
Будьте спокойны. Если вы действительно хотите оставаться интересным для девочки, будьте немного равнодушным, найдите золотую середину между частыми встречами с ней и следованием по пятам. Чтобы оставаться хладнокровным, вы не должны быть постоянно рядом с ней, осыпать ее комплиментами и постоянно говорить ей, какая она красивая и замечательная.
- Вы должны вести себя, как будто вам нравится с ней общаться, но это для вас не в новинку, и что если вы ей не нравитесь, для вас это не будет большой трагедией.
- Думайте перед тем, как говорить. Если вы очень хотите сделать ей комплимент, пусть сначала он звучит не очень напыщенно. Например, если вы хотите сказать «У тебя самые прекрасные волосы на свете», можно сказать «Мне нравится, как твои волосы играют на свету. Я такого никогда раньше не видел».
-
Знайте, когда нужно уйти. Есть два способа узнать, когда стоит завершить разговор с девушкой. В первом случае ей уже не очень интересно, она смотрит себе под ноги, на экран телефона или бросает взгляды на своих друзей в надежде на спасение. Или же вы отлично провели время, болтая и ей на самом деле было интересно – может это и будет выглядеть неестественно, но нужно уйти в самый разгар разговора, но не грубо, чтобы она еще раз захотела пообщаться.
- Если девочке не нравится говорить с вами, просто попрощайтесь и уйдите. Нет смысла делать ситуацию только хуже, говоря: «Мне кажется, что я тебя утомил.»
- Если вы видите, что ей действительно нравится говорить с вами и вам хорошо вместе, самое время уйти.
Уйдите красиво
-
Оставьте ее в предвкушении нового разговора. Не нужно выкладывать всю свою подноготную и рассказывать ей все самое интересное о себе или задавать ей вопросы, чтобы очаровать ее сразу же. Так у вас не останется тем для следующего раза. Старайтесь заинтриговать ее разговором, чтобы узнать, что ей хочется спросить у вас и использовать эти темы в следующем разговоре. Вот как это можно сделать:
- "«Я тебе уже рассказывал о том, как я встретил Диму Билана в Макдональдсе? Расскажу, когда у меня будет больше времени.»
- «Мне очень интересно актерское мастерство. Хотелось бы услышать побольше о твоей роли леди Макбет. «Макбет» - моя любимая пьеса Шекспира.»
- «Мы с Димой завтра впервые едем кататься на горных велосипедах. Это не очень-то безопасно, так что я дам тебе знать, если мы выживем.»
-
Дайте ей понять, что вам понравилось разговаривать с ней. Не нужно говорить, что это был лучший разговор в вашейжизни – даже если это правда! Одно короткое предложение даст ей знать, что она особенная, и ей захочется поговорить с вами еще раз. Вот как это сделать:
- «Было приятно поболтать. Все еще не могу поверить в тот случай с твоей сестрой.»
- «Мне нравится говорить с тобой о музыке. Ты всегда советуешь мне что-то новое.»
- «Кажется, я не следил за временем, так мне понравилось говорить о фильмах с тобой.»
-
Поговорите о том, когда вам еще удастся поболтать. Разговор не должен так заканчиваться. Перед тем как попрощаться, скажите что-то, что даст ей понять, что вы не прочь поговорить еще раз, даже если это не случится в скором времени. Так она почувствует себя особенной, но и не будет думать, что вы ее преследуете. Вот что можно сказать:
- «Удачи тебе завтра на тренировке. Расскажешь мне об этом попозже.»
- «Увидимся на математике в понедельник. Подготовь шутки, пожалуйста, а то мне будет грустно, когда нам скажут оценки.»
- «Мне нравится слушать истории о твоей семье. Может ты мне расскажешь еще на вечеринке?»
-
Уходите с достоинством. Как только вы закончили разговор, дал девушке понять, что вам нравится с ней говорить и упомянул время, когда вы сможете еще раз поговорить, вам не остается ничего другого, как улыбнуться, помахать рукой, сказать: «Увидимся» и уйти в закат. Уходите уверенно и быстро, вместо того, чтобы крутиться вокруг нее до тех пор, пока у вас не закончатся темы для общения.
- Не перестарайтесь в конце разговора. Простое «Поговорим попозже» даст ей понять, что к чему.
- Если вам есть куда идти, например, на урок английского или тренировку по футболу, скажите ей, чтобы она знала, что вы заняты и вам есть чем заняться.
- Широко улыбнитесь, чтобы она почувствовала себя комфортно. Улыбка не должна быть натянутой. Просто покажите ей, что вы хорошо провели время.
- Смотрите людям в глаза, но не так, чтобы напугать их.
- Будьте уверены в себе.
- Носите приличную одежду. Вам не нужно постоянно надевать костюм за тысячи, но лучше выбрать свой любимый наряд. Уделите внимание деталям, такие как пуговицы на рубашке, и не опускайте штаны. Убедитесь, что одежда хорошо на вам сидит и избегайте образа маленького мальчика. Выглядите хорошо, но не так, как будто вы собирались несколько часов. Постарайтесь не выглядеть как лентяй.
- Дайте девушке рассказать о себе и слушайте, что она говорит.
- Узнайте, что она больше любит, говорить или слушать; если она любит говорит, дайте ей такую возможность, а если ей больше нравится слушать, то рассказывайте ей о себе, потому что если вы ей тоже нравитесь, ей будет приятно слышать ваш голос.
- Не переживайте о том, что вы говорите. Оказывается, девушки обращают больше внимания на то, как вы говорите, а не что говоришь!
- Избегайте стандартных фраз!
- Будьте собой. Вам не нужно притворяться каким-то другим человеком. Но если у вас есть вредные привычки или черты характера, которые вы бы хотели изменить, сделайте это.
- Постоянно следите за своей гигиеной. Вы не знаете, когда она позвонит и захочет встретиться.
- Избегайте неловкостей, это может стать худшей частью разговора. Чтобы избежать этого, быстро прервите ее и скажите, что вам нужно срочно уходить. Извинитесь и скажите, что вы опаздываете. Если же образовалась неловкая пауза, пошутите или задайте вопрос.
- Задавайте вопросы, но не переборщите.
- Скажите ей, что она красивая. Если она опустит глаза или покраснеет – это хороший знак. Не паникуйте, а скажите: «Особенно, когда ты улыбаешься» и улыбнитесь ей. У нее затрясутся коленки.
- Не хвастайтесь! Это оскорбительно для некоторых девушек (и парней, кстати, тоже).
- Обсуждайте телевидение, музыку, фильмы, знаменитостей, спорт, радио, все последние новости, чтобы найти как можно больше тем для общения.
- Можно позаимствовать первые фразы для разговоров из сериалов и телепередач (смотрите новости, особенно MTV. Можно также смотреть новости с родителями, чтобы найти темы для более серьезных разговоров), в интернете, в книгах, журналах и газетах.
- Завершите начатое. Разыщите свою девушку в конце дня и извинитесь за то, что вам пришлось убежать и она вас простит. Скажите ей, что вы забыли тему разговора, но вам очень понравилось говорить с ней. Сейчас вы можете попросить ее номер. «Если мне опять придется убежать, ты напомнишь мне, о чем мы говорили». Она даст вам свой номер и у вас будет все схвачено.
- Развивайте уверенность, смелость и улучшайте самооценку.
- Если у вас закончились темы для разговора или становится неловко, просто попросите ее номер. Если она его не помнит, дайте ей свой и попросите ее позвонить или написать вам сообщение попозже. Скорее всего, если вы ей нравитесь, она напишет вам смс и будет ждать, пока вы ей ответите.
- Не бойтесь смотреть в глаза. Девушек очень раздражает, если во время разговора парни не смотрят на нее. Но когда вы общаетесь, старайся не пялиться на нее, вам обоим станет неловко. Смотрите ей между глаз, если вам неловко смотреть ей прямо в глаза. Ей будет казаться, что вы смотрите ей прямо в глаза.