Человеческая натура так уж устроена, хочется, чтобы всё хорошее продолжалось долго. Когда у вас начинаются проблемы с запуском двигателя, появился сизый дым на выхлопе, уровень масла стремительно понижается в течение нескольких дней и растёт расход топлива - становится понятно, светлая полоса закончилась. Перечисленные признаки указывают - пора делать ремонт двигателя, скорее всего, предстоит замена поршневых колец.
Все действия по установке новых колец можно выполнить в три этапа:
- Снимаются навесные агрегаты и ГБЦ.
- Анализируется состояние поршневой группы и необходимость демонтажа мотора.
- Установка новых поршневых колец, монтаж ГБЦ и ставим навесное оборудование.
Выбор колец и подготовка двигателя к их замене
При выборе новых поршневых колец присмотритесь к упаковке. Обычно она бывает красочно оформлена, на ней есть вся необходимая информация об изготовителе, год выпуска, из чего они сделаны и т. п.
Внимательно изучите сами кольца на предмет дефектов, обозначен или нет верх, имеется ли инструкция по установке, которая напечатана на упаковке или находится внутри. Не верьте продавцу, что небольшие изъяны со временем притрутся - это явная попытка пристроить некондицию.
Начинаем непосредственную подготовку двигателя к замене поршневых колец. Сначала снимаем навесные агрегаты, генератор, распределитель зажигания, снимаем ремни вентилятора охлаждения, кондиционера, помпы и насоса гидроусилителя руля. Отсоединяем все датчики и штекеры проводки на ГБЦ, шланги системы охлаждения. Сливаем масло и антифриз. Снимаем ремень ГРМ и откручиваем болты крепления распредвала, снимаем его и оцениваем степень износа кулачков и шеек. Вывернув болты крепления головки, аккуратно её снимаем.
Демонтируем поддон картера, снимаем маслоприемник или маслонасос в зависимости от марки машины. Проверяем целостность и износ этих узлов. Следующим этапом по замене поршневых колец будет разборка шатунов и выталкивание поршней из цилиндров, осмотр зеркала цилиндров.
Внимание! При обнаружении на стенках цилиндров царапин и выработки, необходимо снимать двигатель и делать расточку цилиндров или гильзы.
Меняем поршневые кольца
При наличии съёмника берём его или тонкую отвёртку, а можно просто руками разжать кольцо, и, стараясь не сломать, снять его с поршня. Внимательно проверяем степень износа. Выработка на поверхности поршневого кольца показывает, что цилиндры изменили геометрию и стали овальными.
Практика показывает, что надо снимать мотор и растачивать цилиндры. Иначе новые кольца проходят недолго и делать капитальный ремонт придётся через 5 тысяч километров.
Берём обломок старого кольца и прочищаем им канавки поршня. При наличии нагара на днище, смачиваем поверхность керосином и удаляем загрязнение. Купленные новые поршневые кольца надо проверить на зазор, который не должен превышать 0,45 мм.
Для этого вставляем его в цилиндр, равняем днищем поршня и замеряем зазор. Если он больше установленного, поршневое кольцо непригодно, а когда меньше 0,25 мм - торцы кольца аккуратно подпиливаем надфилем.
Следующий этап - производим замену поршневых колец в таком порядке: маслосъемное кольцо снимаем в первую очередь, потом чугунное компрессионное и за ним верхнее первое. Надевать маслосъемное и компрессионное чугунное кольца на поршень, надо аккуратно и бережно, особенно 2-е, из-за хрупкости этих изделий, изготавливаемых из чугуна. Замки в поршневых кольцах принято размещать по отношению друг к другу с углом примерно в 120º. При таком размещении они перекрывают путь газам, и они не могут прорваться в картер.
При выполнении следующих работ нам понадобится специальная оправка или обжимка поршневых колец, без которой вставить их весьма затруднительно. Такие обжимки сегодня свободно можно приобрести в любом автомагазине. Это приспособление универсально и подходит на поршни, диаметр которых может быть от 50 до 150 мм.
Оправка смазывается моторным маслом и одевается на поршень с новыми кольцами и затягивается. Процедура смазывания обязательна и для цилиндра, после чего поршень вставляется в него и лёгким постукиванием, желательно деревянной ручкой молотка, вгоняется внутрь.
Следующий этап - процесс обратной сборки двигателя. Вот так происходит замена поршневых колец без снятия двигателя.
Все правильные действия при замене поршневых колец можно посмотреть на видео:
Характерные ошибки при замене колец
Большая ошибка ставить новые поршневые кольца на изношенный мотор, у такого силового агрегата в цилиндрах уже имеется эллипс и кольца нормально никогда не притрутся. При работе двигателя на увеличенных оборотах, не выдержит в первую очередь 2-е компрессионное кольцо. Но и сам поршень имеет выработку в форме ступеньки на дне канавки для кольца, через которую будут прорываться газы и подсасываться масло. При таком раскладе, новые поршневые кольца больше 5 тысяч также не выдержат.
Следующая часто встречающаяся ошибка - это когда все замки на кольцах не разведены и находятся на одной стороне. Из-за этого поршень сильно перегревается, в результате деформируется и быстро изнашивается. Высокая температура, прорвавшаяся сквозь замки, отпускает поршневые кольца, что только увеличивает степень износа.
Обкатка двигателя после замены
После замены только колец, не трогая поршней и цилиндров, надо обязательно проводить обкатку, так как вновь поставленные поршневые кольца более длительное время должны притираться к старой поршневой группе. Происходит процесс стирания микронных неровностей для обеспечения более плотного прилегания трущихся поверхностей.
Нарушение скоростного режима при обкатке приводит к повышению силы трения между притираемыми поверхностями и увеличению температуры. Вследствие чего, убыстряется изнашивание узлов мотора. Решающее значение имеет грамотное проведение начального пуска мотора после замены поршневых колец. Выполнять его надо по таким правилам:
- аккумуляторная батарея заряжена должна быть полностью;
- масло должно соответствовать марке автомобиля;
- после пуска наблюдайте за индикатором контроля давления масла. Если он горит более 7 секунд - выключайте двигатель и ищите причину;
- при нормальном давлении масла, не увеличивая оборотов, прогрейте мотор до 80-90 градусов;
- выключите двигатель и подождите, когда температура упадёт до 50 градусов, затем вновь запустите двигатель;
- дождитесь увеличения температуры до 90 и снова заглушите двигатель. Повторите эту операцию 10 раз.
После данного процесса, ваш двигатель готов к обкатке после замены поршневых колец.
Совет! После пуска не увеличивайте обороты для повышения давления масла - это приведёт к выходу двигателя из строя.
- не перевозите в это время много груза и пассажиров, вес загруженной машины должен составлять не более 50% разрешённой максимальной массы;
- первую тысячу км не превышайте скоростной режим, держите не более 80 км/час, на второй тысяче не более 90;
- долго не двигайтесь на одной передаче;
- не набирайте скорость слишком быстро, на оборотах холостого хода не задерживаетесь.
- перед каждой поездкой убеждайтесь, что у вас должный уровень масла, после 1 тыс. км смените масло и фильтр.
По завершении процесса обкатки после замены поршневых колец, необходимо промыть мотор промывочной жидкостью, сменить масло и фильтрующий элемент. Ещё раз подтяните крепление ГБЦ и картера двигателя.
Причины повышенного расхода масла
Не так часто, но бывает, что после замены поршневых колец расход масла увеличивается. Но чудес не бывает, надо искать причину и вот их примерный список:
Как видите, причин много и все не придуманы, а взяты из существующей практики.
Легковые автомобили комплектуются различными типами двигателей, силовые агрегаты могут отличаться объемом, мощностью, конструкцией.
В зависимости от производителя у каждого мотора есть свой определенный ресурс – самыми основными серьезными поломками считаются выход из строя коленчатого вала или поршневой группы.
Если в двигателе повышается расход масла, чаще всего причиной этого являются изношенные или поломанные поршневые кольца, замена их – работа достаточно трудоемкая, к тому же требует определенных слесарных навыков.
В двигателе внутреннего сгорания (ДВС) поршневые кольца (ПК) служат для уплотнения между стенками цилиндра (гильз) и поршнем, за счет них создается компрессия в цилиндрах. Если при сборке в мотор забыть поставить ПК, двигатель не заведется, так как не будет обеспечено необходимое сжатие рабочей топливовоздушной смеси.
В легковых автомобилях на каждом поршне стандартно устанавливаются по три кольца – два компрессионных и одно маслосъемное, причем, маслосъемные ПК могут быть наборными, то есть, состоять из нескольких элементов. Компрессионные поршневые кольца (КПК) служат для создания компрессии в цилиндрах, всегда изготавливаются из высокопрочного чугуна с различными присадками. Наибольшей прочностью обладает верхнее КПК, так как оно работает в самом тяжелом температурном режиме и испытывает максимальные нагрузки.
Маслосъемные поршневые кольца двигателя (МПК) нужны для отвода масла от стенок цилиндров, если кольца не будут выполнять свою функцию, двигатель будет расходовать масло. МПК могут быть как чугунными, так и стальными, причем, чугунные ПК почти всегда изготавливаются цельными, а вот стальные маслосъемные кольца бывает только наборными (составными). Стальное МПК на один цилиндр состоит из:
Тепловой зазор поршневых колец
ПК представляют собой пружинные диски с одним разрезом – при установке на поршень они разжимаются, а в гильзе плотно прижимаются к ее стенкам. Чтобы достигалось максимальное сжатие рабочей смеси, стенки цилиндров должны быть максимально гладкими (без дефектов), а форма внутренней полости идеально круглой. На поршне ПК размещаются в специальных канавках, причем, они посажены неплотно, и на холодном поршне перемещаются в канавках свободно.
Поршневые кольца имеют тепловые зазоры:
- между ПК и канавкой;
- в стыке.
Зазоры обязательно должны быть определенными, если они больше или меньше положенного значения, поршневая группа быстро выйдет из строя. Следует учитывать тот фактор, что при нагреве металл расширяется, и если тепловой зазор ПК будет слишком маленьким, поршневая группа начнет перегреваться. При больших зазорах не обеспечивается герметичность, возникают потери мощности.
Для легковых автомобилей, как правило, устанавливаются следующие зазоры:
- между канавками и КПК – от 0,02 до 0,08 мм (для верхнего кольца зазор должен быть немного больше);
- между канавками и МПК – от 0,05 до 0,06 мм;
- на стыке – от 0,25 до 0,5 мм.
По мере износа зазоры в ПК увеличиваются, и они не должны превышать:
Волжский автомобильный завод производит двигатели для переднеприводных и заднеприводных автомобилей, поршневые кольца для моторов ВАЗ первоначально подставлял Мичуринский завод. У мичуринцев в продукции допускалось много брака, и с 1986 года в Тольятти было налажено собственное производство. В настоящее время существует много различных производителей, которые изготавливают ПК для вазовских двигателей, в частности, это:
На автомобилях ВАЗ в процессе эксплуатации происходит износ двигателя, так же выходят из строя ПК. Кольца могут:
- ломаться на две или несколько частей;
- изнашиваться по толщине;
- иметь общий износ.
Часто поломка деталей происходит вследствие перегрева ДВС, в этом случае в цилиндрах уменьшается компрессия, и мотор теряет мощность. Признаками неисправных ПК является:
- сизый дым из трубы глушителя, особенно часто он проявляется после долгой работы на холостых оборотах при резком нажатии на педаль газа;
- повышенный расход масла в двигателе;
- падение мощности, мотор перестает тянуть;
- закоксовывание свечей зажигания.
Если появляются признаки неисправности в поршневой группе, в первую очередь меняются поршневые кольца. Но замена ПК не всегда дает нужный эффект, часто после ремонта мотор продолжает дымить и расходовать масло. Причина здесь простая – имеется износ в самих цилиндрах. В блоке обычно гильзы изнашиваются неравномерно – они приобретают овальную форму, из-за выработки поршневые кольца не прилегают плотно к стенкам цилиндров и не обеспечивают герметичность.
На автомобилях вазовского производства устанавливаются двигатели типа:
- 2101/2103/ 2105/2106 (ВАЗ-классика);
- 21213/ 21214/2130 (Нива);
- 2108/21083 (ВАЗ 2108-09-099);
- 2111/2112 (ВАЗ 2110-11-12);
- 21114 (ВАЗ 2113-14-15);
- 11186 (Лада Гранта);
- 11194 (Lada Kalina).
Также есть множество других модификаций ДВС, все вазовские моторы четырехцилиндровые рядные, с общим количеством клапанов 8 или 16. У моторов ВАЗ есть несколько стандартных размеров цилиндров:
- 76 мм;
- 79 мм;
- 82 мм.
У каждого размера предусматривается ремонтное увеличение на 0,4 и 0,8 мм, заводами производятся ремонтные поршни и кольца первого и второго ремонтных размеров. Поршневые кольца с диаметром 76 миллиметров выпускаются для двигателей:
- 2101;
- 2103;
- 2108;
- 1111(Ока).
Первый ремонтный размер ПК для этих моторов – 76,4 мм, второй ремонтный размер – 76,8 мм. Поршни, а также и поршневые кольца 79 мм производятся для ДВС моделей:
- 21011;
- 2105;
- 2106;
На всех этих моторах также есть два ремонтных размера ПК – 79,4 мм (первый ремонт) и 79,8 мм (второй ремонт). Самые распространенный размер ПК – 82 мм, на многих современных автомобилях ВАЗ используется поршневая группа именно этого размера. Диаметр поршневых колец 82 мм можно встретить на двигателях:
- 21083;
- 21213;
- 21214;
- 2130;
- 2123(Chevrolet Niva);
- 2111;
- 21114;
- 11183 (Калина и Гранта);
- 2112;
- 21124;
- 21126(Приора);
У ДВС ВАЗ есть и отклонения от типичных размеров, например, на моторе 11194 объемом 1,4л устанавливаются поршни и ПК диаметром 76,5 мм, этим ДВС комплектуется Ладв Калина. Также есть нестандартный силовой агрегат 1800 см³ ВАЗ-21128 с номинальным диаметром цилиндров 82,5 мм, но серийно АвтоВазом движок не производится.
На автомобилях ВАЗ, впрочем, как и на всех других моделях легковых автомашин, одни лишь поршневые кольца целесообразно менять только в том случае, если:
- в цилиндрах нет выработки;
- не имеет следов повреждения их внутренняя поверхность.
При значительном износе гильз требуется их расточка, а если до этого уже был последний размер, требуется перегильзовка блока цилиндров. Заменить ПК можно на любом вазовском моторе, не снимая ДВС, для этого потребуется снятие ГБЦ и масляного картера. ПК меняют в том случае, если зазор в стыках у них не превышает 1 мм.
Для примера рассмотрим замену поршневых колец на автомобиле ВАЗ-2114 с 8-клапанным ДВС, такую работу необходимо проводить на яме или автоподъемнике:
- выключаем зажигание, ставим КПП на нейтральную передачу, скидываем с АКБ минусовую клемму;
- сливаем тосол, снимаем корпус воздушного фильтра вместе с патрубком (гофрой инжектора);
- снимаем клапанную крышку, распредшестерню, ослабляем ремень ГРМ и отводим его в сторону;
- отсоединяем от ГБЦ в\в провода, патрубки системы охлаждения, откручиваем болты головки;
- раскручиваем гайки приемной трубы глушителя;
- полностью освобождаем ГБЦ от всех креплений, которые мешают ее снять, производим съем головки блока;
- если под двигателем есть защита, демонтируем ее;
- подставляем емкость под поддон двигателя, отворачиваем пробку на картере, сливаем масло;
- снимаем нижний лючок корпуса КПП (три болтика);
- головкой с воротком на 10 или торцевым ключом откручиваем все болты масляного поддона;
- демонтируем поддон, снимаем маслоприемник;
- отворачиваем гайки шатунов, снимаем нижние шатунные крышки, аккуратно выбиваем поршни с шатунами наверх. Поршни следует выбивать через выколотку из мягкого металла или через деревянный брус. Сначала нужно аккуратно выбить шатунный болт, не повредив на нем резьбу, затем выколотку наставить на торец шатуна – ни в коем случае нельзя бить по вкладышам или посадочному месту под ними;
- шатуны рекомендуется вынимать по одному, и сразу же на них наживлять крышки, между собой крышки путать нельзя, они назад ставятся строго по своим местам, и обязательно замок к замку;
- снимаем с поршней ПК, обломком старого кольца чистим поршневые канавки до чистого металла. Обязательно проверяем чистоту канавки по кругу, кокса в ней оставаться не должно;
- устанавливаем в канавки новые кольца, начинаем с нижнего МПК, затем ставим среднее компрессионное ПК, и в последнюю очередь верхнее. Для установки можно воспользоваться специальным приспособлением, но все же кольца удобнее ставить руками. Если МПК чугунные, их нельзя гнуть по своей оси, можно только аккуратно раздвигать. Компрессионные кольца выгибать тоже нужно аккуратно, по минимуму;
- устанавливаем на место поршень с помощью специальной оправки, забиваем деревянной ручкой молотка либо латунной или бронзовой выколоткой;
- ставим по одному поршню-шатуну, и тут же крепим на каждый шатунную крышку. Затяжку гаек шатунов следует выполнять динамометрическим ключом, усилие – от 4,5 до 5,5 кг;
- затем ставим все на место – маслоприемник, поддон двигателя, головку блока. Заливаем в радиатор тосол, масло в картер, для проверки запускаем мотор. После замены ПК ДВС может поначалу дымить и расходовать масло – движок необходимо обкатать приблизительно 2 тыс. км. Бывает так, что при кажущемся нормальном состоянии гильз ДВС продолжает дымить даже после замены колец после обкатки. В таком случае придется растачивать цилиндры и устанавливать ремонтную поршневую группу.
Если мотор начинает дымить, есть вероятность, что в канавках поршней залегли кольца. В наше время есть немало различных современных средств для раскоксовки поршневых колец, и многие водители используют их для восстановления работоспособности мотора. Среди наиболее популярных составов можно отметить:
Автомобилисты полагают – если движок задымил, нужно воспользоваться средство для раскоксовки, и мотор заработает в прежнем режиме, без расхода масла и без дыма. Действительно, иногда эти средства помогают, но только лишь в тех случаях, когда мотор долго простоял без движения (например, после зимы), и от влаги в нем залегли ПК. Если машина подлежит длительной консервации (ставится в гараж на зимнее хранение) следует вывернуть свечи зажигания и в цилиндры залить масло, а свечные отверстия заткнуть чопиками. При такой профилактике и свечи не отсыреют, и на гильзах не скопиться ржавчина.
Но если все-таки забывчивый автовладелец не предпринял меры профилактики, можно воспользоваться средством для раскоксовки. От ржавчины в цилиндрах избавляемся следующим образом:
- сдергиваем высоковольтные провода;
- выкручиваем все свечи зажигания;
- проворачиваем коленчатый вал так, чтобы все поршни находились в среднем положении;
- в каждый цилиндр заливаем по 45 мл жидкости, наживляем свечи зажигания;
- оставляем «отмокать» цилиндры на 6-7 часов;
- зачем выворачиваем свечи, несколько оборотов прокручиваем стартером, чтобы вся грязь из двигателя вылетела;
- снятые детали устанавливаем на место, запускаем мотор. Первое время он может сильно дымить, но затем дым пройдет.
Автовладельцам следует помнить, что раскоксовка не является панацеей от всех бед, и если поршневые кольца изношены, то поможет только их замена.
Кольца представляют собой металлические упругие пружинящие элементы, одеваемые на верхнюю часть (головку) поршня – в специально предусмотренные для этого канавки. Чаще всего кольца изготавливаются из стали (или высокопрочного чугуна) и покрываются легирующим материалом – для придания большей прочности и износостойкости. Торцевая часть колец, соприкасающаяся с зеркалом цилиндра, может покрываться оловом – для облегчения приработки в начальный период эксплуатации двигателя (или после его капитального ремонта).
Другие названия
Полное название для колец – поршневые кольца. Различают компрессионные кольца (верхнее и второе по счёту – промежуточное) и маслосъёмное (самое нижнее).
Назначение колец
Поршневые кольца предназначены для обеспечения требуемой герметичности рабочего объёма цилиндра в надпоршневом пространстве при возвратно-поступательном движении поршня. Компрессионные кольца предохраняют от прорыва раскалённых газов в картер двигателя, а маслосъёмные – удаляют излишки масла с зеркала цилиндра, одновременно препятствуя его попаданию в камеру сгорания.
За счёт некоторой овальности начальной формы, при одевании на поршень и установки его в цилиндр кольца плотно прилегают к порехности зеркала. Чтобы исключить «сквозное» проникновение газов через замки колец, их одевают со смешением по окружности (к примеру, для трёх поршневых колец замки должны располагаться через 120 град. друг от друга ).
Кольца являются важной деталью охлаждения поршня – через них стенке цилиндров передаётся до половины всего тепла. Следовательно, материал и конструкция колец должен выдерживать значительные нагрузки. На долю колец приходится до 30% всех потерь на трение в двигателе . Именно поэтому торцевая поверхность колец часто имеет бочкообразную форму и покрывается антифрикционным легирующим материалом.
Признаки неисправности
Неисправность поршневых колец может заключаться либо в их значительном износе – и невозможности выполнять уплотняющую функцию. Либо в поломке, что является уже катастрофическим отказом для двигателя. «Залегание» поршневых колец – это потеря пружинящих свойств из-за обильного нагарообразования внутри канавок головки поршня, когда кольцам уже «некуда» пружинить и обеспечивать надёжный прижим к стенке цилиндра.
«Классическим» признаком неисправности поршневых колец является значительный расход масла на угар, чёрный выхлоп (признак сгорающего масла), а также чёрный дым из трубки вентиляции картера, свидетельствующий о свободном проникновении газов в картер двигателя. Снижение мощности двигателя также свидетельствует об износе колец. Ведь потеря компрессии (то есть снижение давления в цилиндре в конце такта сжатия) влияет на уменьшение максимального и среднеиндикаторного давления рабочего цикла. Замер компрессии при помощи специального индикатора (вворачивается вместо свечи зажигания) даёт однозначный вывод о состоянии/износе поршневых колец.
Причиной неисправности поршневых колец может быть не только их естественный износ, но и перегрев двигателя. В этом случае кольца быстро теряют свои свойства (особенно маслосъёмные коробчатого типа) и требуют замены.
Ремонт поршневых колец
Ремонт колец может заключаться только в их замене новыми. Замена колец в двигателе требует его предварительной разборки (для чего следует обратиться к инструкции на конкретный автомобиль). Сами кольца меняются очень просто: края в районе замка разводятся в стороны – до выхода кольца из канавки поршня. Прежде чем устанавливать на поршень новые кольца, необходимо оценить их зазор. Для этого кольцо устанавливается в цилиндр и придавливается поршнем. Щупом замеряется зазор – он не должен превышать 0,25-0,45 мм. Если зазор меньше, кольцо нужно слегка подточить надфилем (иначе оно не «сядет» в канавку поршня). Но в этом деле нельзя переусердствовать, чтобы не сточить лишнего!
При установке колец главное не перепутать их взаимное расположение и тип (компрессионное и маслосъёмное), а также ориентацию самого кольца. Для этого производители колец всегда маркируют одну из сторон надписью ТОР («верх»). Ну а маслосъёмное кольцо отличить от компрессионного также несложно – первое имеет характерный П-образный профиль и расширительную пружину. Промежуточное (второе) компрессионное кольцо может иметь дополнительный «скребок» для лучшего сгона масла в помощь маслосъёмному кольцу. Поэтому, если кольцо содержит кромку, его всегда нужно устанавливать кромкой вниз.
При установке колец на поршень главное не переборщить с усилием, иначе кольцо может сломаться!
Дополнительно
Одна из грубейших ошибок – устанавливать новые компрессионные кольца в изношенный цилиндр. Это приводит к тому, что «ступенька» износа зеркала цилиндра может привести к поломке колец об неё – и необходимости капитального ремонта двигателя! Кроме того, старые кольца оставляют след износа не только на зеркале цилиндра, но и на внутренней поверхности канавки поршня. Так что новое кольцо и «старые» цилиндр и поршень могут никогда не притереться друг к другу!
Таким образом, правильной процедурой будет замена поршневых колец вместе с поршнями, а также расточка и хонингование цилиндров. Естественно, в этом случае замена колец без снятия двигателя невозможна.
Срок службы колец
Ресурс поршневых колец в среднем составляет от 150 до 400 тыс. км пробега. Для двигателей с наддувом, отличающихся более «жарким» рабочим процессом, замена колец может потребоваться раньше.
Однако цифры «нормального» износа могут сильно скорректироваться в сторону уменьшения, если двигатель подвергается перегреву, эксплуатируется на неподходящем/некачественном моторном масле и/или экстремальных режимах. Износ поршневых колец резко возрастает при попытках «газовать» на холодном моторе.
После замены поршневых колец им требуется время на приработку. А значит, как и в период обкатки автомобиля, не рекомендуется первые 5 тыс. км «крутить» двигатель свыше 3000 об/мин.
«Вечные» поршневые кольца можно изготовить из специальной легированной стали. Однако они никогда не приработаются в цилиндре. Отсюда всегда присутствующий компромисс – между прочностью и прирабатываемостью колец. Для его преодоления кольца покрывают различными сплавами. А новые кольца (особенно на немецких моторах) часто покрыты специальным «срабатывающим» оловянистым (или медным) сплавом – в расчёте именно на приработку в начальный период эксплуатации.
Важно не ошибиться!
Эксплуатация автомобиля с изношенными кольцами ведёт к снижению мощности двигателя, ухудшению токсичность, увеличению расхода топлива и масла на угар. Кроме того, изношенные кольца ведут к прогрессирующему износу зеркала цилиндра, что в дальнейшем оборачивается весьма дорогостоящим ремонтом двигателя
Ремонт и замена двигателя цены
Двигатель | |
Замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
Замена гидрокомпенсаторов | от 4 000 руб. |
Замена головки блока цилиндров | от 8 000 руб. |
Замена заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
Замена заднего сальника | от 3 000 руб. |
Замена клапанной прокладки | от 500 руб. |
Замена коллекторных прокладок | от 500 руб. |
Замена масла | от 500 руб. |
Замена масла в АКПП | от 500 руб. |
Замена масла в КПП | от 500 руб. |
Замена масла в мосту | от 500 руб. |
Замена маслосъемных колпачков | от 2 000 руб. |
Замена масляного насоса | от 1 000 руб. |
Замена натяжителя цепи | от 1 000 руб. |
Замена опоры двигателя | от 500 руб. |
Замена опоры двигателя кпп | от 500 руб. |
Замена переднего сальника | от 500 руб. |
Замена помпы | от 1 000 руб. |
Замена поршневых колец | от 10 000 руб. |
Замена прокладки головки блока | от 4 000 руб. |
Замена прокладки передней крышки | от 1 000 руб. |
Замена прокладки поддона | от 1 000 руб. |
Замена распредвала | от 3 000 руб. |
Замена ремня генератора | от 200 руб. |
Замена ремня гидроусилителя | от 200 руб. |
Замена ремня ГРМ | от 3 000 руб. |
Замена ролика-натяжителя | от 500 руб. |
Замена салонного фильтра | от 200 руб. |
Замена сальника распредвала | от 2 000 руб. |
Замена свечей | от 400 руб. |
Замена термомуфты | от 800 руб. |
Замена успокоителя | от 2 000 руб. |
Замена цепи | от 3 000 руб. |
Замер компрессии | от 700 руб. |
от 25 000 руб. | |
от 20 000 руб. | |
Промывка двигателя и замена масла | от 500 руб. |
Регулировка клапанов | от 1 500 руб. |
Снятие и установка двигателя | от 8 000 руб. |
Установка защиты картера | от 500 руб. |
Устранение неисправностей | от 200 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
ремонт головки блока цилиндров | от 3 000 руб. |
ремонт заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
диагностика двигателя | от 800 руб. |
диагностика инжектора | от 800 руб. |
замена бензиновых и дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
замена гбц | от 8 000 руб. |
замена двигателя | от 8 000 руб. |
замена дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена масла в двигателе | от 500 руб. |
замена масла в двс | от 500 руб. |
замена ремней грм (цепей грм) | от 2 500 руб. |
замена цепей | от 3 000 руб. |
капитальный ремонт двигателя | от 25 000 руб. |
переборка двигателя | от 25 000 руб. |
ремонт бензиновых и дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
ремонт гбц | от 3 000 руб. |
ремонт двигателя | от 20 000 руб. |
ремонт дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
Если на ВАЗ 2107 существенно заметно снизилась мощность, стоит провести процедуру замера компрессии в цилиндрах, если уровень компрессии показал меньше 10 атмосфер, то скорее всего что то в поршневой группе, а именно в поршневых кольца. Данную процедуру лучше всего проводить в гараже при наличии ямы. В данном фото отчёте показано как происходит замена поршневых колец ВАЗ 2107. Подобным образом делается замена колец и на ВАЗ 2106. Сложность данной процедуры оценивается как 4 из 5.
В первую очередь перед началом замены колец необходимо будет произвести: снятие поддона и головки блока цилиндров.
Итак, после того, как ГБЦ и крышка поддона сняты, можно приступать к откручиванию гаек крепления крышек шатунов, для этого понадобится головка на 14 с мощным воротком.
Затем снимаем аккуратно крышку и откладываем ее в сторону, и такую же процедуру повторяем с остальными шатунами.
После чего необходимо немного провернуть коленчатый вал, чтобы направление шатуна примерно совпадало с выходом поршня из цилиндра, то есть не было сильных перекосов. И после этого рукой пробуем надавить на болт шатуна, так сказать, попытаться его выдавить в обратную сторону наружу.
Если рукой все это дело не поддается, можно выдавить его, к примеру, деревянной ручкой молотка, затем поршень должен без особого труда вылезти наружу.
Аккуратно, чтобы не поцарапать поверхность цилиндра, окончательно вынимаем поршень наружу.
Теперь осталось извлечь старые маслосъемные и компрессионные кольца из поршня. Для этого можно ногтем поддеть за край верхнего кольца и вытащить его и канавки.
А затем немного проворачивая кольцо по диаметру поршня, аккуратно извлекаем его из всей полости канавки.
Точно также проводим снятие остальных колец ВАЗ 2107. Чтобы убедиться точно, что кольца уже достаточно сильно изношены, вставляем их в цилиндр и измеряем зазор, который получается между его концами.
Обязательно необходимо прочистить канавки поршней, прежде чем начнете устанавливать новые кольца. Установка производится в обратной последовательности, и сначала ставится маслосъемное (самое нижнее), затем компрессионные снизу вверх. Для этого лучше всего использовать оправку.
Одними из основных показателей, характеризующих нормальную работу двигателя, являются угар масла и расход топлива. Если в вашем ВАЗе резко увеличивается расход топлива и очень быстро уходит уровень масла, все эти признаки говорят о том, что поршневые кольца выработали свой ресурс и требуют замены.
Если вы являетесь хозяином автомобиля со дня его покупки и точно знаете, что двигатель ещё не ремонтировался, то, зная пробег автомобиля, можно составить представление, какие вам необходимы запасные части. Имеется в виду размер колец и прокладки. Если же вы являетесь далеко не первым хозяином данного автомобиля, то приобретать запасные части для замены поршневых колец рекомендуем только после разборки двигателя. Так как за долгую жизнь автомобиля, он мог перенести уже несколько ремонтов, при разборке вы можете там увидеть всё что угодно.
Итак, приступаем к работе по замене поршневых колец на автомобилях ВАЗ 2101-07. Ставим автомобиль на смотровую яму. Перед началом работы снимаем клемму с аккумуляторной батареи. Сливаем масло. Можно сливать в любую посуду, так как это масло мы уже в дальнейшем использовать не будем. Откручиваем старый . Масло мы слили. Затем сливаем охлаждающую жидкость и приступаем к разборке двигателя. Откручиваем и отодвигаем выхлопную трубу. Отсоединяем трос подсоса, снимаем привод газа, снимаем корпус воздушного фильтра. Откручиваем и снимаем стартер, отпускаем и снимаем крышку клапанов. Фиксируем отвёрткой звёздочку распределительного вала, откручиваем болт её крепления и снимаем. Откручиваем и снимаем постель распределительного вала. Откручиваем болты крепления головки блока и снимаем её. Отпускаем крепление левой «по ходу движения» подушки двигателя и с помощью тали приподнимаем двигатель и снимаем поддон. Снимаем маслонасос. Снимаем крышки шатунов и вытаскиваем поршня. Внимательно осматриваем поршня на предмет сколов и трещин. Если всё в порядке, то снимаем старые кольца, очищаем от нагара канавки на поршнях под кольца и устанавливаем новый комплект колец. Выполняя эту операцию, шатунные вкладыши желательно поставить новые, чтобы поднять ресурс шатунов. С помощью оправки ставим поршня на место, соблюдая маркировку цилиндров, отбитую на нижних головках шатунов. Устанавливаем масляный насос, ставим поддон и опускаем двигатель на подушку. Устанавливаем новую прокладку головки блока, предварительно смазав её графитной смазкой. Ставим головку блока, затягиваем болты крепления с предписанным моментом. Устанавливаем коленчатый вал по меткам и ставим на место постель распределительного вала (предварительно звёздочкой совместив метки). Устанавливаем звёздочку вместе с цепью, затягиваем болт крепления звёздочки, натягиваем цепь и прокручиваем двигатель на 2 оборота, чтобы убедится, что всё в порядке. Ставим трос подсоса, клемму аккумулятора, прикручиваем выхлопную трубу и заводим двигатель.