Распространенные виды:
Определить, есть ли у ребенка глисты по наличию их в кале не всегда возможно. В зависимости от вида, глисты могут находиться в разных органах, вплоть до головного мозга. Поэтому мамы должны следить и за общим состояние ребенка.
Взаимосвязь глистов и проблем со здоровьем
Продукты жизнедеятельности глистов отравляют детский организм. Из-за чего способна возникнуть сильная интоксикация организма. Выражаться это может кожными высыпаниями и другим видом аллергической реакции.
Ребенок начинает отставать в росте и умственном развитии. Возникают патологии во внутренних органах. Особенно опасно, если глисты поселились в легких или в головном мозге. В этом случае последствия могут быть непоправимыми. Поэтому родители должны знать, как понять, есть ли глисты у ребенка, и быть готовыми при малейшем подозрении на их наличие обратиться к врачу.
Причины появления глистов у детей
Есть еще несколько причин, по которым глисты чаще встречаются у малышей:
Поэтому крайне важно после прогулок, при разных контактах знать, как проверить, есть ли глисты у ребенка, чтобы вовремя начать лечить заболевание и не допустить развития осложнений. Здоровье малыша зависит полностью от родителей.
Ниже будут описаны отличительные симптомы разных видов глистных инвазий:
Все симптомы, присущие глистам (кроме их наличия в кале) могут относиться и к другим заболеваниям. Поэтому на вопрос: «Если у ребенка глисты? Можно ли их еще как-то определить, не обращаясь в больницу?», ответ будет отрицательным. И чем раньше они будут выявлены, тем меньше вреда успеют нанести малышу.
Какие берутся анализы и делаются процедуры?
Для избавления от глистов есть и народные методы, которые могут очистить организм. Самый распространенный - это употребление чеснока. Но стоит учитывать, что этот способ может подойти не всем, так как чеснок сильно раздражает слизистую желудка и может привести к ожогам. Особенно это касается маленьких детей и тех, у кого имеются проблемы с пищеварительным трактом.
Хорошо изгоняет от нежеланных жильцов и полынь. Отвар можно приготовить самостоятельно или приобрести в аптеке. Пить также не более 2 столовых ложек на пустой желудок. Можно в течение дня подавать малышу гранатовый отвар (корку одного граната запаривают и настаивают в 250 мл кипятка). Выпить в течение дня. К вечеру придется дать слабительное, так как гранат хорошо крепит каловые массы.
Но даже народные методы лучше применять к детям лишь после консультации с педиатром. После лечения обязательно провести в квартире дезинфекцию - особенно это касается личных вещей. Зубную щетку рекомендуется выбросить и купить новую.
Нужна ли профилактика от глистов детям и как ее проводить?
К сожалению, от этого заболевания на 100% защитить малыша невозможно, но можно обезопасить его на 95%. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Меры профилактики обезопасят ребенка от заражения организма глистами.
Симптоматические проявления глистных инвазий, зачастую, достаточно размыты, и диагностировать такие заболевания можно с помощью специфических анализов кала и мочи. Однако существуют определенные симптомы, которые вполне характерны для некоторых видов гельминтозов, а также мы рассмотрим некоторые симптоматические явления, которые могут отражать наличие глистов у ребенка. Тема данной информационной статьи - как узнать, есть ли у ребенка глисты.
Первым и самым явным симптомом гельминтоза является присутствие в кале ребенка личинок или червей. Если вы обнаружите глистов в «какашках» ребенка, то сомнений быть не может.
Как определить у ребенка глисты без анализов еще? При энтеробиозе проявляется один специфический симптом - зуд в области ануса. Дело в том, что острицы-самки ближе к вечеру или в ночное время выползают из «попы» ребенка и откладывают яйца. Это и вызывает постоянное желание почесать «попу» ребенка. Этот симптом - явный признак энтеробиоза и лечение может быть назначено без дополнительных анализов.
Для начала стоит понять причины возникновения различных явлений, сопутствующих глистным заболеваниям.
Глисты, поселяясь в организме ребенка, ведут активную деятельность, прикрепляясь к стенкам желудка, кишечника или других органов (при внекишечных глистных поражениях). Следствием их деятельности могут быть различные проявления. Помимо этого, некоторые личинки могут мигрировать по организму, пока не доберутся до необходимого для развития и жизни места. При этом процессе могут повреждаться ткани различных органов.
Добавим, что питания червяка ничего хорошего для ребенка не несет. Глисты активно поглощают необходимые организму питательные вещества и витамины, что приводит к их острой недостаточности. В целом, наличие глистов у ребенка приводит к сбою в работе всего организма.
Определив некоторые причины появления симптомов при глистных инвазиях, мы перейдем к разъяснению темы: «Как понять, что у ребенка глисты?».
При наличии некоторых ниже приведенных симптомов вместе с температурой и другими, обозначенными выше симптомами, родителям следует насторожиться.
Как понять, что у годовалого ребенка глисты? Конечно, кроха вам не даст четкого определения, где и что у него болит. Он просто будет постоянно капризничать, плохо есть, плакать и т.д. Но если вы заметите совокупность 2-3 выше обозначенных симптомов у малыша, срочно записывайтесь на прием к специалисту.
Проверить наличие гельминтов в организме малыша, как мы говорили в начале, можно с помощью лабораторной диагностики.
Самым эффективным методом был и остается анализ кала на присутствие в нем яиц глистов. Любой врач при отрицательном результате анализа может назначить повторные анализы, так как данный анализ не отличается точностью, ввиду специфического ритма жизни глистов (они могут просто не показаться в кале в данный момент). Если у ребенка присутствуют некоторые симптомы, а результат отрицательный, непременно последуют дополнительные анализы. Нередко, врачом назначается 3 анализа кала с промежутком в 2 дня.
Еще один анализ - соскоб, производящийся в локальной области промеж ягодиц (около ануса). Это делается для выявления яиц глистов, в частности, яиц остриц. Данный анализ может проводиться неоднократно с промежутком в несколько дней (не более 3-х дней).
Как выявить глисты у ребенка еще? Более точным способом диагностики гельминтозов у детей является анализ крови (иммуноферментный анализ крови или коротко «ИФА»). Венозную кровь проверяют на наличие специфических антител и специфических белков/полисахаридов, именуемых «антигенами», которые выделяются гельминтами. Данный анализ имеет высокую точность (свыше 95%).
УЗИ внутренних органов проводится, если после сдачи анализов остались некоторые вопросы. Данный способ позволяет определить некоторых глистов по «картинке» (некоторые виды гельминтов могут достигать внушительных размеров) или по косвенным признакам (например, определение поражения тканей внутренних органов).
Есть ли глисты в организме ребенка или нет, вы однозначно определите с помощью предложенных лабораторных методов. Однако если этого мало, существуют другие методы исследования:
- Реакция пассивной (непрямой) гемагглютинации (РНГА/РПГА);
- Реакция агглютинации латекса;
- Эндоскопия (осмотр внутренних органов с помощью эндоскопа);
- Компьютерная томография;
- РИФ (реакция иммунофлюоресценции);
- Рентгенография внутренних органов;
Заключение
Главное и важное, что родитель может сделать для своего ребенка - своевременно обратиться к квалифицированному специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь установить самостоятельно диагноз и «пичкать» малыша вредными, но эффективными медикаментозными средствами, так как: во-первых, вы рискуете серьезно навредить ребенку; во-вторых, вы вряд ли сможете избавить ребенка от гельминтов, не выяснив предварительно, с кем конкретно придется «воевать».
Некорректное поведение учителей или грубое поведение одноклассников может обижать или унижать ребенка, но рассказать об этом решится далеко не каждый малыш, просто потому, что не знает, что должно быть по-другому. Предлагаем вам 10 вопросов, которые помогут быть в курсе обстановки в школе и избежать серьезных психологических проблем у вашего ребенка.
К сожалению, все чаще в Интернете можно наткнуться на истории о том, как учителя унижают или даже бьют своих учеников. И даже если преподаватель не прибегает к рукоприкладству - это не значит, что ребенок не получает психологических травм. Вот одна из подобных историй от матери, которая столкнулась с жестокостью педагога:
Отправила ребенка в этом году в первый класс, сегодня звонит его классная и орет: "Ваш ребенок обкакался на уроке, забирайте его"! Прихожу, он в шоке, рыдает, униженный, сидит в грязных штанишках в раздевалке, мимо проходят дети, смеются. Утешила, дома стала расспрашивать, как же такое вышло, неужели их не пускают в туалет? Оказалось, пускают, и чтобы пойти в туалет, нужно поднять руку, и тогда классная спросит: «Тебе по-большому или по-маленькому?» Если ответить «по-большому», она достает из стола большой рулон бумаги (в школьных туалетах с бумагой всегда проблема) и отрывает от него крошечный листочек. Если попросить больше, начинает высмеивать перед всем классом, типа «Ты сколько там навалить-то собрался», «Позови меня, когда дела сделаешь, я посмотрю, сколько там, и решу, нужна ли тебе еще бумажка», и так далее. Сын за осень пережил такую ситуацию уже дважды, на третий раз решил терпеть, и вот... Когда я пришла в гневе к классухе, она сказала в ответ: «А вы что, его не научили, что какать стыдно?».
По этой истории видно, что какими бы внимательными родители ни были, они не всегда знают, что их детей обижают. Спросив: «Как дела в школе?», скорее всего, вы услышите в ответ «нормально», но доверять односложному ответу не стоит. Чаще всего дети стараются скрыть постыдные эпизоды из своей жизни, поэтому так просто рассказать о проблеме они не решаются. Задача родителей - сформировать беседу таким образом, чтобы ребенок мог «намекнуть» на проблему, сам того не подозревая.
10 главных вопросов, которые помогут узнать об атмосфере в школе:
- Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? (А что самое плохое?).
- Если бы ты смог выбрать, с кем сидеть за одной партой, то кого бы ты пригласил, а с кем бы отказался сидеть? (Почему?)
- Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? (Говорят ли учителя странные/смешные слова?)
- Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? (Почему?)
- От чего сегодня ты больше всего устал?
- Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? (Почему?)
- Ты сегодня из-за чего-нибудь сердился в школе?
- Если бы ты стал учителем, что бы ты изменил в вашей школе?
- Как ты считаешь, все ли оценки ставят тебе заслуженно?
- Тебе сегодня делали замечания на уроках? (За что?)
По тому, как ребенок отвечает на эти вопросы, можно понять очень многое. Вы будете видеть, что его огорчает, есть ли у него недруги, какой из предметов, а может быть и учителей, доставляют ребенку дискомфорт. Даже если он промолчит на один из вопросов - это уже будет сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно, если у ребенка действительно проблемы в школе.
Как заслужить доверие?
Конечно, чтобы ребенок честно отвечал на эти вопросы, важно, чтобы он вам доверял. А доверие к родителям нужно не то, чтобы заслужить, а, скорее, сохранить. Для этого соблюдайте несколько правил:
- Всегда будьте искренними.
- Если у вас нет времени на неторопливый разговор, лучше перенесите беседу на более позднее время, иначе вам в какой-то момент придется прервать малыша, а для него это будет очень важно.
- Во время беседы смотрите друг на друга, не отвлекайтесь на уборку, готовку или еще что-то. Во-первых, для ребенка важно ваше участие, во-вторых, так вы можете упустить «тревожный звоночек» в глазах ребенка - будь то страх или боль.
- Выполняйте свои обещания. Если вам пришлось нарушить данное слово, извинитесь. То, что родители тоже могут ошибаться и признавать это, поможет малышу по-другому смотреть на мир.
Что должно насторожить родителей?
- Необъяснимые травмы. Слишком частое появление синяков, царапин и шишек, а также «случайные» причины появления: «Нечаянно упал», «Споткнулся», «Засмотрелся».
- Испорченные вещи. Порванная тетрадь у мальчишки не повод поднимать панику. Но вот если вы заметили, что вещи ребенка стали портиться с излишней частотой, скорее всего, у него проблемы. Порванные учебники, рюкзаки, оторванные пуговицы и карманы на одежде - все это может свидетельствовать о травле другими учениками.
- Резкое нежелание идти в школу. Слезы и истерики по утрам могут сигнализировать о проблеме.Если малыш с удовольствием проходит 3 четверти в школу, то вряд ли внезапно ему разонравится учеба - скорее всего, у этого есть серьезные причины. Но не все дети решают вопрос слезами - другие начинают врать о ежедневных болезнях: температуре, болях в горле или животе - и это тоже признак проблемы в школе.
Как известно, на сегодня в Казахстане очень высокий процент детского суицида. Отчасти, причина в том, что проблемы у детей не были замечены вовремя. Дорогие родители, разговаривайте со своими детьми, стремитесь к их доверию. Даже уделив всего полчаса своего времени на беседу, можно подарить своему чаду счастливое будущее.
Все дети любят рисовать, но есть некоторые, которые разлюбили краски. Почему это происходит? Иногда родители, видя, что чадо увлеклось рисованием, уходят по своим делам, иногда, наоборот, берут инициативу в свои руки, исправляя погрешности рисунка… А ведь красками малыш передает свои эмоции, поэтому ему нужен внимательный и сочувствующий наблюдатель рядом. Краски сами по себе очень похожи на эмоции: их цвет, оттенки, жидкая консистенция соответствуют состоянию чувств. Как и эмоции, краски могут перетекать друг в друга, смешиваться, образовывая новые оттенки, застывать и вновь растекаться при контакте с водой. Краски позволяют легко передать интенсивность и глубину цвета, и состояние души посредством мазков четких или размытых, хаотичных или упорядоченных. Рисуя красками вместе с ребенком, вы обретаете возможность образно увидеть его внутренний мир, эмоционально сблизиться с ним и даже избавиться от стресса или напряжения.
Интерпретация детского рисунка
Работа маленькой художницы выполнена акварелью, и, по словам ее мамы, кисти и краски – одни из любимых инструментов девочки. Детский рисунок сразу обращает на себя внимание своей наполненностью, явной целостностью в художественном плане. Видно, что малышка «дружит» с красками и умело с ними обращается. Такие предпочтения и способности часто характерны для эмоционального ребенка, обладающего творческими склонностями.
Также работа девочки сразу «выдает» высокий уровень интеллектуального и психического развития: в рисунке достаточно много для четырехлетнего возраста деталей, указывающих на познавательный интерес и знания девочки об окружающем мире (букашка, пчела на цветочной поляне, наличие всех необходимых деталей в изображении человека). Использование в рисунке пяти цветов указывает на сформированную и нормально развитую эмоциональную сферу девочки.
Детский рисунок в целом создает довольно позитивное, жизнерадостное впечатление. Оптимистичная цветовая гамма, радостный сюжет могут быть признаками эмоционального благополучия ребенка. Солнце в рисунке ребенка – это показатель ее психического здоровья, чувства защиты, символ авторитета родителей и взаимоотношений, по большей части с мамой. Делая анализ этого детского рисунка, можно заметить, что фигурка человека изображена девочкой нестандартно: центральное место в рисунке занимают цветы, а девочка смещена влево, что не характерно для ребенка в 4 года c присущим этому возрасту здоровым эгоцентризмом.
Расположение человека слева от центральной оси листа говорит о склонности к самоанализу, нерешительности, робости, пассивности во внешнем мире. Это может характеризовать ребенка «созидателя» и «наблюдателя». Также девочки свидетельствует изображение маленьких укороченных рук и обилие сине-голубого цвета.
Интересной деталью является тот факт, что малышка нарисовала девочку, стоящую в луже в резиновых сапожках. Лужа на рисунке символизирует последствия стресса, тревожной ситуации, а резиновые сапоги – средства защиты от переживаний. В этой же роли могут выступать и большие цветы на первом плане рисунка. Они могут служить показателем потребности дополнительной опоры в значимых людях.
Анализ детского рисунка: вывод
Автор рисунка, скорее всего, ребенок творческий, обладающий богатым внутренним миром. Девочка хорошо развита для своего возраста, имеет достаточную мелкую моторику руки. Вероятно, по характеру она принадлежит к группе «наблюдателей», то есть в общении не спешит первой идти на контакт. Для малышки значима связь с родителями, их защита и поддержка. Возможно, на момент создания рисунка девочка испытывала некоторое внутреннее напряжение, связанное с возникшей ранее проблемной ситуацией, с которой она справлялась не только сама, но и опираясь на близких. Родителям стоит обратить внимание на способ реагирования ребенка на стресс и оказать поддержку при необходимости.
Оказывается, каждый из нас несет в себе в среднем 10–12 дефектных генов. И ничего – мы живы и здоровы. Но стоит встретиться двум любящим сердцам, у которых по воле злого рока поломки есть в одних и тех же генах, и результат печален: рождается больной ребенок.
Забота государства
По словам руководителя отдела клинической генетики МНИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава доктора медицинских наук Петра Новикова, все новорожденные у нас в стране уже почти 20 лет проходят анализ на два наследственных заболевания: фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В роддоме на пятый день жизни у каждого младенца берут капельку крови, высушивают на фильтровальной бумаге и отправляют в генетическую консультацию. Там, во-первых, определяют, нет ли у малыша повреждения в тех генах, которые отвечают за переработку фенилаланина – одной из аминокислот. Эта аминокислота присутствует во всех белковых продуктах. Если такие повреждения есть, младенца надо как можно скорее, недель с трех, переводить на специальную лечебную диету. Он будет получать продукты, которые содержат белок, освобожденный от вредной для больного аминокислоты. В России есть завод, выпускающий такие продукты, с питанием трудностей не будет. А при несоблюдении диеты ребенок обречен на умственную отсталость.
На специальной диете больные фенилкетонурией находятся примерно до 10–12 лет, иногда до 18. Дети нормально развиваются, ходят в обычные школы, в общем, с генетическим заболеванием удается справиться не впрямую, изменяя ген, а, если так можно сказать, обходным путем.
Второй анализ капелька крови новорожденного проходит на врожденный гипотиреоз. Анализ показывает, вырабатывает щитовидная железа гормон тироксин или нет. Если нет, ребенку придется вводить его искусственно, принимать в течение всей жизни. При небольшом повреждении щитовидной железы, принимая маленькие дозы этого гормона, человек будет чувствовать себя вполне здоровым.
Ежегодно в России выявляют примерно 150 детей, не переносящих фенилаланин, и 450–460, не вырабатывающих гормон тироксин. И всем им удается помочь.
И уже несколько лет в рамках национального проекта «Здоровье» всех новорожденных проверяют еще на три наследственных заболевания: адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцидоз.
Кому на консультацию?
Всеобщая диагностика новорожденных – это тот случай, когда государство заботится о нас. Но ведь мы и сами можем заранее побеспокоиться о здоровье своих будущих детей. Есть ситуации, когда супругам, перед тем как они решили завести ребенка, стоит посетить генетиков. Когда это необходимо сделать?
Если у вас в роду встречались наследственные болезни: например, гемофилия, сахарный диабет, хорея Гетингтона (судорожное заболевание с тяжелым поражением нервной системы), миопатия Дюшена (тяжелейшее поражение мышечной системы). Врачи-генетики определят, являетесь ли вы носителем дефектного гена, вызывающего такую болезнь, и можете ли передать ее ребенку.
Если вы состоите в родственном браке: замужем за своим троюродным братом, например. У вас общие прадеды и прапрадеды, и вы можете быть носителями одних и тех же дефектных генов.
Если у кого-либо из ваших родственников была задержка умственного или физического развития, не связанная с внешним воздействием – травмой, например. Тогда, может, это была генетическая патология?
Если вы решили обзавестись потомством в зрелом возрасте. В стареющих клетках хромосомы не всегда расходятся при образовании зародыша так, как они должны расходиться. И наличие всего одной лишней хромосомы приводит к тому, что ребенок рождается с болезнью Дауна, например. «Даунята», конечно, милые существа, добрые, покладистые, верные, но умственно неполноценные, и развить их интеллект нет возможности, они никогда не смогут жить без опеки других людей.
А по последним данным ученых, и вашей несовершеннолетней дочке, если она объявила, что скоро сделает вас бабушкой, надо обязательно пройти дородовую генетическую консультацию. Раньше считалось, что «даунята» часто рождаются только у пожилых родителей. Теперь же наука знает, что они часто рождаются и у матерей 15–16 лет!
К посещению медико-генетической консультации надо подготовиться: взять в поликлинике выписку из медицинской карты, подробно расспросить о семейных болезнях родственников...
Заранее проверим плод
Дородовые обследования – еще один путь предупредить рождение неизлечимо больного ребенка. Это направление диагностики наследственных заболеваний сейчас очень быстро развивается. Несколько лет назад Министерство здравоохранения издало приказ, по которому плод каждой беременной женщины надо трижды обследовать на генетические дефекты: провести ультразвуковое исследование и исследование белково-сывороточных факторов – белка альфа-фетопротеина и хорионического гормона человека. Эти обследования позволяют выявить примерно 70% врожденных патологий! И болезнь Дауна, и болезнь Эдвардса – тоже хромосомное заболевание, предопределяющее умственную отсталость, и пороки развития нервной трубки, и пороки развития сердца, головного мозга, аномалии конечностей...
Если у плода есть дефекты развития, врачи вам скажут, жизнеспособным родится ребенок или нет, насколько серьезна его патология и как она отразится на здоровье. А поскольку исследования делаются на 14–16 неделях беременности, есть время принять решение – будет женщина ее прерывать или нет. Генетики только ставят родителей в известность: здоров их плод или имеет дефекты развития, а позволить ему родиться или нет – решают супруги.
Врачи знают, что иногда по религиозным соображениям женщины отказываются от прерывания беременности и продолжают вынашивать неполноценного ребенка. Но 4,5–5 тысяч беременностей ежегодно в России прерывается именно потому, что у плода были обнаружены врожденные пороки развития или хромосомные заболевания. Столько тысяч семей генетики каждый год спасают от трагедии рождения неизлечимо больного ребенка.
Бояться не надо
Одна из причин, почему женщины неохотно проходят обследования во время беременности и даже стараются их избежать, – они боятся. Боятся, что обследования повредят развитию плода, что здорового ребенка в поисках аномалий и в самом деле сделают больным.
Не надо бояться! К ультразвуковым исследованиям, которые сейчас очень широко используются во всех областях медицины, мы уже привыкли, поняли, что они безвредны. Анализ крови тоже ничего страшного из себя не представляет, в конце концов женщинам за месяцы беременности приходится столько раз сдавать кровь, что любая к этой процедуре привыкнет.
Взятие околоплодной жидкости или биопсия оболочки плода? Да, десятилетия назад, когда эти методы только разрабатывались, угроза прерывания беременности от некорректно проведенных манипуляций была довольно значительной. Но сейчас, когда методики отработаны, все делается под контролем УЗИ, бояться, что жидкость заберут не оттуда, не туда попадут иголкой – наивно. Угроза прерывания беременности в результате дородовых обследований составляет от 1 до 1,5 %. Угроза, а не гибель плода! И связано это не с тем, что техника несовершенна, а с тем, что сейчас многие беременные женщины страдают различными заболеваниями: гинекологическими, аллергическими, патологиями почек... и эти сопутствующие заболевания осложняют исследования. А сами обследования не вредят плоду и не отражаются на его развитии.
Кстати
Наука знает около 5 тысяч наследственных болезней. Конечно, ни в одной стране мира, даже самой богатой, нет возможности проверять всех новорожденных на все эти заболевания. Да в этом, наверное, и нет смысла. В США младенцев обследуют не больше чем на 7–8 наследственных болезней. Только на те, которые чаще всего встречаются в их регионе. По этому же признаку были выбраны заболевания и у нас.