Тема: «Транспорт, его виды»
Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт» и его виды: воздушный, наземный, водный, подземный. Учить описывать транспорт, его назначение, развивать воображение, творчество.
Материалы к занятию : большие рисунки на картонной основе паровоза, парохода, самолёта, у детей билеты со схематичным изображением вида транспорта, картинки с различным транспортом, пособие «Виды транспорта».
Словарная работа: транспорт, троллейбус, трамвай.
Ход занятия
1. Постановка цели.
— Отгадайте загадки и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
а) Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль)
б ) Паровоз без колёс!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по полю пошёл. (пароход)
в) Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский …. (вертолёт)
— Как назвать одним словом пароход, паровоз, вертолёт? Сегодня мы поговорим о транспорте.
2.Основная часть
2.1. Беседа о значении транспорта.
— Для чего нужен человеку транспорт?
— А ещё нужен, чтобы путешествовать. Сегодня у нас есть самолёт, пароход, поезд. Можете сесть туда, куда захотите, но сначала нужно купить билеты.
2.2. Классификация видов транспорта. Работа с пособием «Транспорт».
— Дети, почему плачет наш кондуктор?
(Транспорт находится не на своих местах).
Давайте поможем ему разобраться в получившейся путанице.
(Дети правильно размещают картинки с транспортом.)
Возьмите себе именно тот билет, на каком транспорте вы бы хотели попутешествовать. Проверьте, правильно ли вы заняли места. Какой транспорт самолёт (пароход, паровоз)? Почему?
2.3. Составление рассказов о путешествиях.
Куда бы вы хотели отправиться? Что можно увидеть из окна парохода (паровоза, самолёта)? Назовите, какой вы ещё знаете наземный, водный, воздушный транспорт. Надеюсь, ваши мечты когда-нибудь осуществятся. И вы сядете в настоящий паровоз, пароход, самолёт.
3. Физминутка.
а ) Водитель спозаранку
Крутит круглую баранку.
б) Сели в лодку и – айда!
По реке туда – сюда.
в ) Паровоз кричит: «Ду – ду,
Я иду, иду, иду!»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«Так – так – так!»
(Дети имитируют движения.)
4. Словесные игры.
4.1.Игра «Назови ласково».
самолёт машина лодка
вертолёт трамвай пароход
ракета паровоз
4.2.Игра «Один – много»
самолёт ракета автобус
пароход грузовик троллейбус
машина мотоцикл
4.3.Работа со скороговоркой.
Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель.
(Сюрпризный момент, раздача конфет.)
5.Итог.
Расположить каждый вид транспорта на своё место (на пособии).
Какие виды транспорта вы знаете?
9.00 музыкальное развитие
10.10 речевое развитие
«Составление описательных рассказов о транспорте и технике»
П.С:
Учить составлять сравнительно – описательный рассказ о самолёте и автобусе с опорой на схему.
Учить употреблять предложения с противоположным союзом «а».
Закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже. Развивать навык связного монологического высказывания.
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память и её процессы.
Воспитывать у детей умение внимательно слушать рассказы других детей.
часть
- Дети, к нам пришло письмо от Лунтика.
(высыпать из конверта на стол картинки с предметами транспорта).
Он обращается к нам с просьбой рассказать ему, на чём можно добраться в гости к друзьям в другой город, страну.
Давайте поможем ему: каждый возьмёт себе картинку со стола и скажет полным ответом, на чём можно доехать, доплыть, или долететь.
- Как назвать все эти предметы, одним словом? (транспорт)
Ребята, Лунтик только на картинках видел автобус и самолёт и поэтому их постоянно путает. Давайте ему поможем разобраться, чем они похожи и Чем они отличаются друг от друга. Ну, а сейчас сядет на стульчик тот, кто ответит мне на вопрос:
- Без чего не бывает автобуса? (назвать части автобуса)
- А теперь посмотрите на этот автобус, подумайте и назовите части, которые мы ещё не назвали.
- Скажите, что общего есть у автобуса и самолёта, что есть у того и у другого?
- А чем они отличаются друг от друга?
2 часть
- Давайте ещё раз повторим всё, о чём вы сейчас рассказали, и каждый из вас попробует составить рассказ об автобусе и самолёте, сравнивая их. Каждый ваш рассказ я буду записывать, а потом мы их отправим их Лунтику в письме по почте. А помогут нам рассказать об автобусе и самолёте наши помощники подсказки – картинки, с которыми вы уже знакомы.
- Итак, будьте внимательны, старайтесь рассказать как можно больше. А пока один из вас рассказывает, другие дети внимательно будут слушать, не перебивать и не поправлять рассказ, а после его окончания смогут добавить что-то или исправить. (Вариант – один начинает, другой заканчивает)
(Выслушиваем 2-3 детей, анализируем)
Физкультминутка «Самолёт»
Летит самолёт высоко – высоко.
Ему на посадку идти нелегко!
Лётчик за кругом делает круг….
Ему самолёт и товарищ, и друг!
На взлётную полосу летит самолёт.
Вперёд побежал - и закончен полёт.
Двери открылись, под трапом земля.
И пассажиров встречают друзья.
(выслушиваем ещё 2 -3 рассказа, анализируем)
игра «Кто, чем управляет?»
Лётчик, пилот управляет…. самолётом,
- шофёр управляет … машиной, автобусом, автомобилем,
- машинист управляет… поездом,
- капитан управляет… кораблём,
- велосипедист управляет… велосипедом,
- космонавт управляет… ракетой,
- лодочник управляет… лодкой,
- мотоциклист управляет … мотоциклом и т.д.
Итог: . О чём мы сегодня составляли рассказы? Научились сравнивать и различать автобус и самолёт, чем помогли Лунтику. Спасибо, вы были очень внимательны и старательны. Ваши рассказы я запечатаю в конверт и обязательно ему отправлю по почте (в конверте наклейки – подарок от Лунтика).
Программные задачи:
Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный мир.
· Закрепить знания детей о родовом понятии «транспорт», его дифференциации (наземный, водный, воздушный).
· Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта.
· Закрепить виды специального транспорта.
· Закрепить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта.
· Воспитывать интерес к технике, к профессиям.
Образовательная область «Коммуникация».
· Развивать словарь детей посредством расширения названий видов транспорта и их назначения, особенностей, частей.
· Ввести в активный словарь новые слова – ангар, депо, док.
· Совершенствовать умение подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде и падеже.
· Развивать умение строить полные ответы, стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Образовательная область «Познание».
· Развивать умение ориентироваться на листе бумаги слева направо по стрелке.
· Совершенствовать умение составлять целое из частей, развивать мышление.
· Развивать умение различать и определять окружающие звуки, слуховую память, внимание.
· Развивать мелкую и общую моторику.
Образовательная область «Социализация».
· Продолжать работу по овладению детьми умения совместной деятельности, добиваться результата, быть внимательными друг к другу.
Образовательная область «Безопасность».
· Соблюдать в игре правила безопасного дорожного движения.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
· Продолжить работу по развитию умения внимательно слушать и отгадывать загадки.
Образовательная область «Здоровье».
· Закрепить двигательные умения детей на самокатах, учить согласовывать свои движения с движениями сверстников.
Образовательная область «Художественное творчество».
· Закрепить с детьми приёмы сгибания листа определённой формы (квадрат) пополам, развивать творчество и воображение, упражнять в создании коллективного панно.
Материал и оборудование : мультимедиа; слайды с изображением разнообразных видов транспортных средств; аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом; магнитная доска; машина среднего размера.
Карточки-маршруты и простые карандаши, на наконечниках которых прикреплены картинки-машинки.
Разрезные картинки: спецмашин — скорая помощь, полиция, пожарная.
Атрибуты к играм: руль; два круга (красный, зелёный), символизирующие сигналы светофора.
Оборудование для конструирования из бумаги: цветная бумага — 1 квадрат на каждого ребенка, клей-карандаш, ватман, схемы настроения человека (грустное, весёлое).
Аудиозаписи к песням «Мы едем, едем, едем», «Песенка шофёра», «Светофор», «Маленький кораблик», музыка из к/ф «Берегись автомобиля».
Методические приемы:
Словесные: вопросы, рассказывание, беседа.
Игровые: п/игра «Светофор», словесная игра «Подбери предмет к признаку», д/игры: «Проведи машину по трассе», «Назови профессию», «Угадай транспорт по звуку», «Сложи спецмашины», «Отремонтируй автобус».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
— Ребята вы любите путешествовать? А вы хотите отправиться в путешествие? Посмотрите на картинки и догадайтесь, в какую страну мы отправимся. (На стене из зеркала картинки разного транспорта).
— В страну транспорта.
— Правильно! Мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Транспорта со своими друзьями.
«Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Стёпа друг, и Соня друг, …. Саша тоже друг.
(дети называют стоящего рядом товарища по кругу и дают руку)
Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся».
— На чём мы отправимся в путешествие? (предположения детей). Давайте поедем на автобусе(даю ребенку руль). Кем ты будешь? (водителем, шофёром). А мы все — …(пассажиры).
— Мы поедем по извилистой дороге.
(Дети едут за водителем под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем»)
1 остановка «Транспортная».
— Ребята, первая остановке называется «Транспортная» (дети садятся перед мультимедиа на стулья).
— Я загадаю вам загадки, а вы назовёте, какой это транспорт. Помогать нам будет волшебный экран (после отгадки на мультимедиа высвечивается картинка- отгадка).
1. Четыре колеса 2. Еду в нем на верхней полке, 4. По волнам дворец плывет, 5. Вот стальная птица, |
— Как называют транспорт, который ездит на земле? – Наземный. — Назовите ещё наземный транспорт. (автобус, троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.) — Как называют транспорт, который ездит по железной дороге? – Железнодорожный. — Как называют транспорт, который ездит под землёй? – Подземный . — Как называется транспорт, который плавает на воде? – Водный. (катер, пароход, лайнер и т.д.) — Как называется транспорт, который летает в воздухе? — Воздушный. — Назовите ещё водный транспорт. (вертолёт, ракета и т.д.) |
Словесная игра «Назови, какой транспорт»
— Мы вспомнили, какой есть транспорт. Как вы думаете, про какой транспорт можно сказать:
Легковой — (автомобиль)
Легковые – (автомобили)
Легковая – (машина)
Грузовой – (корабль, грузовик)
Что можно сказать про этот транспорт:
Плавающий – (катер, корабль)
Плавающая – (яхта, лодка)
Летящий – (самолет, вертолет)
Летящая – (ракета)
Если транспорт перевозит пассажиров, он какой? (пассажирский)
Перевозит грузы? (грузовой)
— Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали машины? (перевозить людей на дальние расстояния, чтобы облегчить труд людей, перевозить грузы, путешествовать и т.д.).
— Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы. Следующая остановка «Испытательная» (дети переходят и садятся за столы).
2 остановка «Испытательная».
— Кто изобретает транспорт? (изобретатели, инженеры-конструкторы) Первыми изобретателями были Леонардо да Винчи и Иван Кулибин (высвечивается слайд на мультимедиа ) .
— Кто испытывает транспорт? (испытатели).
Игра « Проведи машину по трассе»
— Ребята, я предлагаю вам на время стать испытателями. Это достаточно увлекательное занятие. Возьмите маршрутный лист и машины-карандаши. Вам необходимо будет постараться пройти свой путь по стрелке слева направо, не отрывая машину-карандаш, без ошибок, так как маршруты дорог могут быть извилистые, зигзагообразные, крутые, с поворотами. Посмотрите на мой образец маршрута (слайд).
Отправляйтесь в путь. Напоминаю, что ваши работы должны быть аккуратными (выполнение работ детьми под музыку из фильма «Песенка шофёра»).
— Сдайте маршрутные листы в диспетчерскую (дети прикрепляют свои листы на магнитную доску) . Как вы думаете, все справились с заданием?
3 остановка «Профессиональная». На этой остановке мы вспомним, кто управляет транспортом.
— Давайте с вами поиграем в игру «Назови профессию» . Я буду отправлять вам машину, и называть транспорт, а вы будете отвечать, кто им управляет и возвращать машину мне. Например: — Ракета. – Ракетой управляет космонавт (дети садятся в круг, воспитатель перекатывает машину детям, называя транспорт, ребенок отвечает и возвращает машину назад воспитателю).
Воспитатель — Самолет
Ребёнок — Самолетом управляет (пилот, летчик).
— Автобус (водитель)
— Корабль (капитан)
— Машина (водитель)
— Поезд (машинист)
— Троллейбус (водитель)
— Вертолет (пилот)
— Электропоезд (машинист)
— Ребята, как вы думаете, кто может управлять транспортом: мужчины или женщины? (и женщины и мужчины). Каждый ли человек имеет право водить транспорт? Что для этого нужно? (здоровье, обучиться и иметь права).
Нам пора отправиться на следующую остановку (дети встают).
4 остановка «Загадочная».
— Ребята, представьте, что мы на прогулке. Можем ли мы определить по звуку транспорт, не видя его? А мы сейчас проверим.
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи, дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум. (звуковые сигналы: самолет, вертолет, машина, поезд, мотоцикл, пароход, ракета ).
— Наша любимая остановка «Игровая».
5 остановка «Игровая» (на самокатах)
Физкультминутка.
— Поиграем в игру «Светофор». Берите самокаты и внимательно следите за сигналами светофора. Помните, что вы не должны создавать аварийную ситуацию на дороге и выполнять правила светофора.
По сигналу воспитателя: «Заводим моторы! «Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться на самокатах. Воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный или зелёный (звучит песня «Светофор»).
— Ребята, все ли выполняли правила дорожного движения во время игры? (ответы детей). Молодцы! Вы должны запомнить, как надо себя вести всегда на любых дорогах и в любом виде транспорта (соблюдать правила движения водителям, пешеходам и пассажирам).
Поспешим к следующей остановке.
6 остановка «Специальная».
— Ребята, о чём пойдёт речь на этой остановке, вы догадаетесь, когда выполните следующее задание. Сложите картинки из частей (дети собирают спецмашины из частей на столах группами).
Игра «Сложи машины»
(под музыку из к/ф «Берегись автомобиля»).
— Куда и к кому спешит твоя машина? Чем она отличается от других машин? По какому номеру вызывают? (ответы детей)
(слайд спецмашин и их звуковой сигнал).
— Какое правила должны соблюдать все водители, услышав сигнал спецмашины? (Уступить дорогу).
— Ребята, в настоящее время существует единая служба спасения, которая вызывается по номеру 01.
7 остановка «Мастеровая»
— Ребята, наш автобус поломался, не может ехать дальше. Что нам делать? (отремонтировать автобус)
— Куда нужно обратиться, где ремонтируют машины? (в автосервис) (слайд автосервиса).
– Кто ремонтирует машины? (механики, автослесари).
— Предлагаю стать на время механиками. Вы будете ремонтировать автобус, называя, какие части вы проверили (дети на магнитной доске собирают из частей автобус).
— Какую часть автобуса ты проверил? (я проверил кабину, кузов, колёса, руль, фары, двери). Молодцы.
— Вы хотите узнать, где ремонтируют другой транспорт?
— Самолёты ремонтируют в АНГАРЕ (повторяют вместе).
— Поезда ремонтируют в ДЕПО.
— Корабли ремонтируют в КОРАБЕЛЬНОМ ДОКЕ.
(слайды ангара, депо, дока).
Выполнение коллективного панно кораблик «Мечты».
— Дорогие ребята! У вас у каждого есть своя мечта. Я предлагаю вам сделать кораблики мечты(дети сгибают квадрат по типу оригами, делают кораблики), (звучит песня «Маленький кораблик»).
— Ребята, у вас есть две схемы настроения человека. Прикрепите к кораблику то настроение, с которым вы хотите отправить его в море.
— Отправьте свои кораблики мечты в море (дети крепят кораблики на ватман с рисунком моря).
И пусть все, о чем вы мечтаете, сбудется, пусть все ваши идеи и задумки претворятся в жизнь.
— Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какие задания вы выполняли? Что понравилось больше всего?
Сегодня все замечательно поработали. Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено. Большое спасибо!
Цель. Закрепить знания детей о разных видах транспортных средств.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о видах транспорта и транспортных средствах. Формировать навык словообразования (словообразование существительных путем сложения основ). Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие связной устной речи.
Коррекционно–развивающие. Корригировать зрительное и слуховое восприятие, память. Закрепить умение воспроизводить материал, используя пиктограммы. Развивать пространственную ориентацию и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.
Оборудование. Предметные картинки с изображением разного вида транспорта, пиктограммы, плакат, карточки для графической работы, сигнальные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по городу. Давайте встанем в круг и вспомним виды транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный) и транспортные средства (автобус, такси, троллейбус, мотоцикл, маршрутное такси, лодка, катер, теплоход, самолет, вертолет, поезд, электричка, трамвай, метро и т.д.). Я вам буду кидать мяч, а вы сначала назовете виды транспорта, а потом транспортные средства.
Упражнение “Вспомним виды транспорта” (в кругу, мяч, садимся вместе).
II. Основная часть.
Ребята, но перед тем как отправиться в путешествие, давайте определимся, на каком транспортном средстве мы поедем по город, чтобы нам было удобно и мы смогли поехать все вместе.
Автобус - Маршрутное такси - Такси
(на доске картинки)
Молодцы! А теперь давайте сравним, что мощнее: такси или автобус?
Игра “Ответь на вопрос”.
Такси мощное, а автобус... (мощнее).
Такси большое, а автобус... (больше).
Такси тяжелое, а автобус... (тяжелее).
Такси длинное, а автобус...(длиннее).
Такси просторное, а автобус... (просторнее).
Молодцы! Значит, мы поедем на чем? (На автобусе).
Хорошо! А теперь давайте, определим, как же будет выглядеть наш автобус? Сейчас к доске выйдет Саша Ф. и составит рассказ про автобус.
Составление рассказа про автобус с использованием пиктограмм.
Молодец! А вечером, с воспитателем, вы составите рассказ про самолет. Ребята, а теперь внимательно посмотрите на план, и давайте определимся, по какому маршруту мы отправимся в путешествие. Я вам буду начинать предложение, а вы – продолжать, а потом повторять целиком.
3. Игра “Подбери слово” (плакат).
Автобус заехал в гараж, а потом... (выехал).
Автобус подъехал к детскому саду, а потом...(отъехал).
Автобус въехал на гору, а потом... (съехал).
Автобус приехал в лес, а потом... (уехал).
Автобус отъехал от леса, а потом... (приехал в детский сад).
Ребята, а теперь давайте изобразим, как мы поедем по нашему маршруту на автобусе. Сейчас возьмут карточки только те ребята, у кого они лежат в левом верхнем углу, а потом те, у кого они лежат в правом верхнем углу.
4. Работа на карточках.
III. Физкульт минутка “Готовим автобус в дорогу” (в кругу).
Вот стоит автобус тут
Мы его готовим в путь.
Рукава мы завернем
И работать все начнем.
Стекла, фары протираем,
Дружно шины накачаем.
А теперь в салон идем
И мотор мы заведем.
Крутим руль туда-сюда
В лес поехали, друзья.
IV. Закрепление.
Хорошо! А теперь садитесь в автобус, давайте внимательно посмотрим в окно и расскажем, что там происходит. Я вам буду показывать карточки со словами, а вы будете их читать и составлять предложения.
1. Игра “Составь предложение из слов” (на стульях, карточки).
Что ты видишь? Я вижу самолет, лес. (Самолет летит над лесом.)
Что ты видишь? Я вижу вертолет, дом. (Вертолет летит над домом.)
Что ты видишь? Я вижу ракету, землю. (Ракета летит над землей.)
Что ты видишь? Я вижу вертолет, поле. (Вертолет летит над полем.)
Что ты видишь? Я вижу аэроплан, деревню. (Аэроплан летит над деревней.)
Что ты видишь? Я вижу самолет, облака. (Самолет летит над облаками.)
V. Заключение.
Ребята, вот и наша остановка. Давайте выйдем из автобуса и посмотрим, что же происходит вокруг. Я вам буду называть две маленькие частички, а вы будете угадывать слово целиком и показывать на карточках количество слогов.
Игра “Объясни слово” (в кругу, предметные картинки, сигнальные карточки).
Сам летает - самолет (3 слога);
Вертится и летает - вертолет (3 слога);
Везде ходит - вездеход (3 слога);
Возит бензин - бензовоз (3 слога);
Возит цемент - цементовоз (4 слога);
Ходит по Луне - луноход (3 слога);
Возит мусор - мусоровоз (4 слога).
Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. На занятии мы с вами повторили виды транспорта, выбрали и подготовили наиболее удобное для путешествия транспортное средство, совершили увлекательнейшую поездку по улицам города и... вернулись назад.
ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт»
Программное содержание :
1. Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный) ; познакомить с профессиями людей , работа которых связана с данными видами транспорта .
2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта . Закреплять знания детей о современном транспорте .
3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь :
колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль» , виды транспорта :
наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.
4. Развивать познавательно -мыслительную активность детей : производить мыслительные
операции (сравнение, обобщение) ; развивать творческое мышление.
5. Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте .
Материал : презентация «Транспорт : водный, наземный, воздушный» , набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофер, водитель, лётчик, капитан, индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам, простые карандаши, игра «Картинки-половинки» , пожарная машина в чудесном мешочке.
Предварительная работа :
1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота» , «Машины вокруг нас» , «Великие открытия» .
2. НОД по следующим темам : «Наземный транспорт » , «Водный транспорт » , «Воздушный транспорт » , «История колеса» .
3. Виртуальная экскурсии по улицам города в мини-музее «Борисоглебск – моя малая родина» .
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Сегодня в д/с пришла посылка, адресованная детям нашей группы . Давайте посмотрим, что в ней? (разрезанные картинки) . Наверное, её содержимое как-то связано с темой нашего разговора. Здесь картинки-половинки, чтобы узнать, что на них нарисовано, нужно их собрать. Назови, что изображено у тебя на картинке? (самолёт) . А у Виты? (автобус) . А у Андрея? (пароход) . Как одним словом можно назвать изображённое на картинке? (транспорт ) .
Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше
Грузы возит и людей, что же это, скажи скорей!
Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (1 слайд с записью песни «Мы едем, едем, едем» ). Сегодня мы узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.
2. Основная часть.
Для чего нужен транспорт ? (чтобы перевозить людей и грузы - СЛАЙД № 2) . А как называются профессии людей, которые водят машины? (водитель, шофер) . А поездом и электричками кто управляет? (машинист - СЛАЙД № 3) . Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .
Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик - СЛАЙД № 4) . Почему его так называют? (он передвигается по земле) .
Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .
Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .
Отгадываем загадки.
1. Где встречается такое, что земля над головою? (Метро) СЛАЙД
2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма -
По прямым стальным дорожкам ходят разные дома. (Трамвай)
3. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи - он без них не может. (Троллейбус)
О чём были загадки? (о наземном транспорте ) - А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?
Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах (Слайд) . Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница (Слайд) . Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» , что значит, сам движется – «самодвижущийся» . Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные : два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.
Задание 1 : обвести по точкам современный автомобиль простым карандашом
Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы , создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. 2. Моделирование транспорта будущего . Из каких знакомых частей ты его составил?
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)
По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)
Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)
А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)
Основная часть (продолжение) .
Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт, дирижабль) . Слайд
Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .
Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
Кто управляет самолётом? (пилот) . Слайд.
Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) . Отгадайте загадки.
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета) Слайд.
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет, что такое? (Самолёт) Слайд.
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (Вертолёт) Слайд.
Молодцы! Про какой транспорт загадки ? (про воздушный)
Игра "Летает - не летает" (называю транспорт , если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - хлопают в ладоши)
Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.
Сказка про самолёт в стихах (с рассматриванием иллюстраций, если останется время) .
Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .
Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход) . СЛАЙД.
Кто управляет кораблём? (капитан) . Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) . СЛАЙД.
Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан) .
Игра «Угадай по звуку» (если дети затрудняются отгадать транспорт по звуку , то загадываю им загадки)
1. На море, в реках и озёрах я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. (Катер)
2. Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка)
3. Маленькая лошадка сто человек перевозит. (Паром)
4. От ветра он не прячется, а грудь подставив, катится. (Парусник)
5. Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом может плавать этот дом. (Подводная лодка)
6. Плывёт белый гусь - брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)
Молодцы! Звуки, производимые каким транспортом , вы пытались отгадать? (водным)
Игра "Третий лишний" – ребёнок с помощью компьютерной мыши выбирает ответ, в зависимости от него появляется весёлый или грустный смайлик с командой попробуй ещё раз.
Отгадайте по описанию транспорт , который спрятан в чудесном мешочке.
Это транспорт окрашен в ярко-красный цвет. Очень он нужен для выполнения специальной и опасной работы. На нем передвигаются сразу несколько человек – бригада. У этой машины есть сирена, чтобы она быстро могла проехать к опасному месту. Этот вид транспорта можно вызвать по телефону 01.
ИНТЕРНЕТ – обучающий мультфильм про специальный транспорт – 1 мин . 20 с.
Подведение итогов НОД
Что нового мы сегодня с вами узнали?
Что вам понравилось больше всего? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?
Поощрение детей за работу.