Татьяна Агафонова
Тема : «Мои любимые сказки» .
Цель занятия : развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.
Задачи :
Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по набору картинок с персонажами сказок.
Учить связно , последовательно излагать ход придуманной сказки, используя начало, основную часть, концовки русских народных сказок.
Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, последовательно, выразительно.
Предварительная работа :
Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по загадкам» , «Лукошко сказок» и т. д.
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы :
Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух.
Каждый нам в дороге -
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
(Ю. Энтина)
Игра : «Ты мне – я тебе» .
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например : Лиса – сказка «Колобок» .
Маша -…; Медведь -…; Снегурочка -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Заяц-…
2. Основная часть :
- Сказки бывают разными : народными и авторскими.
Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .
Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.
Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.
Игра : «Узнай сказку по загадке»
Ребята, мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадку о сказке, а вы будете отгадывать название сказки.
Мышка в теремке жила, и друзей себе нашла.
Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.
Покатился, покатился и домой не воротился.
Лечит всех зверей и птичек,
Он на помощь к ним спешит….
Трое братцев, близнецы,
Хвост крючком и пяточки.
Возле леса на опушке смастерили
Три избушки.
В Простоквашино живет,
Дядю Федора он ждет.
Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.
Всем известна скатерть эта,
Как расстелешь ты её
Всяких кушаний полно.
По деревне едет печь
На печи сидит молодец
До дворца доехал он
Шлёт с печи царю поклон.
Игра : «Лукошко сказок»
Ребята, здесь в лукошке у меня лежат сюжетные картинки из разных сказок. Проверим, сейчас, отгадаете ли вы сказки по картинкам?
3. Физминутка :
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает : устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Воспитатель : А вы все знаете сказку «маша и медведь? Давайте поиграем в театр.
Воспитатель : А сейчас мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки.
Воспитатель : У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.
Колечко-колечко ты катись через крылечко,
Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.
(Тот у кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).
Воспитатель : - Молодцы, хорошую придумали сказку.
А теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку.
(Дети вырезают картинки сказочных героев, приклеивают в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).
Публикации по теме:
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Грузовая машина» Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки. Задачи: Образовательные: Продолжать.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес» Конспект открытого просмотра на тему: «За подснежниками в лес…» («Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.
Разделы: Работа с дошкольниками
Предварительная работа.
С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.
Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика
Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.
2. Игра “Отвечалка”.
Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.
Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:
Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)
3. Игра “Угадай по описанию”.
Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”
Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?
Кто первый догадался, поднимает руку.
3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.
4. Сообщение темы занятия.
Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.
Основная часть.
1. Просмотр видеоролика.
Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).
2. Коллективное описание щенка.
- Какого размера щенок?
- Какая шерсть по цвету?
- Какая шерсть по длине?
- Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
- Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
- Какой хвост?
- Особенности поведения.
3. Ситуация “Убеди маму”
Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.
Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.
4. Игра “Построй конуру”
Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.
5. Знакомство с планом объявления (модели)
1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)
2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)
3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)
4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.
6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.
Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.
1 Внимание, внимание!
2 Найден потерявшийся щенок
3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.
4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10
7. Рассказы детей.
Вызываются 1-3 ребенка.
Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?
По радио, пересказать объявление из газеты?
Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.
Итог
Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»
Муниципального образования город Новый Уренгой
Ямало-ненецкого автономного округа
Конспекты занятий
по развитию связной речи
у детей дошкольного возраста 6-7 лет
с ОНР (3-й уровень) второго года обучения
с использованием метода интервьюирования.
Подготовила:
Кротова Ирина Владимировна
учитель-логопед
МДОУ ДС КВ «Ручеёк»
Г. Новый Уренгой ЯНАО
Новый Уренгой
2010
Тема: Интервью детей на зимней городской площади.
Цель:
Задачи:
Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.
Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.
Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.
Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.
Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.
Предварительная работа:
Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Ход занятия:
Организационный момент и объявление темы занятия.
Стук в дверь. Почтальон передает письмо.
Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)
Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.
Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)
Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.
Зима – это хорошо, почему? (Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)
Зима – это плохо, почему? (Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)
Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:
«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».
Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,
По воде они возят меня. Зимы ожидали
А вода-то тверда, Дождались поры-
Словно каменная. Помчались с горы.
(Коньки) (Санки)
2. По снегу покатите-
4. На городской площади на снегокате Я подрасту,
Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-
на горку (въехал) Я пропаду.
С горки (съехал) (снежный ком)
За горку (заехал)
Вокруг горки (объехал)
Из городской площади (уехал).
Молодцы, отгадали загадки . Кто догадался, куда приглашают нас ребята?
(На городскую площадь)
- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.
2. Зрительная гимнастика
Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.
Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)
Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)
Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.
Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)
С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?
(Здравствуйте. Добрый день…)
Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)
Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)
Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)
Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице )
Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)
О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено?
Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)
Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает?
Этот знак обозначает безопасность . Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)
О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)
Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?
Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)
Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)
Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?
4. Динамическая пауза.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы.
5. Распределение ролей.
Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.
6. Зимнее интервью детей на городской площади .
Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).
Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).
7. Итог занятия.
Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.
Схема составления связного высказывания по лексической теме
«Зимние развлечения»
Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.
Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.
Задачи:
Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».
Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.
Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.
Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.
Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.
Предварительная работа:
Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».
Ход занятия:
1. Организационный момент и объявление темы занятия.
Стук в дверь. Принесли посылку.
Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.
Обращение водителей к ребятам:
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном ».
(Логопед достает слова из посылки)
- Т еплая (карточка……………………………………………….)
- Р учьи (карточка …………………………………………………..)
- А прель (карточка …………………………………………………..)
- Н енастье (карточка …………………………………………………..)
- С осульки (карточка …………………………………………………..)
- П одснежник (карточка …………………………………………………..)
- О ттепель (карточка …………………………………………………..)
- Р анняя (карточка …………………………………………………..)
- Т рещит (карточка …………………………………………………..)
Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт ).
Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:
Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!
Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!
Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-
Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.
(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный
Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.
(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)
Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.
Транспорт – это хорошо, почему? (Потому что можно ……………..)
Транспорт – это плохо, почему? (Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)
Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? (Да.)
Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.
2. Зрительная гимнастика
Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.
Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.
«Светофор» Динамическая пауза
Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга
Они понятны для шофера:
Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)
Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)
а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).
Дети садятся на свои места.
Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.
3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.
Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».
Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.
Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)
Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)
Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)
Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте» )
Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт )
Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)
Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)
На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?
Как называется транспорт, который перевозит людей?
Как называется транспорт, который перевозит грузы?
На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?
О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)
Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)
Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)
Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)
Следующий условный знак обозначает выход из диалога.
(Вы очень интересно рассказывали…)
Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)
Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.
Динамическая пауза.
Игра с мячом «Кто чем управляет?»
Нужно продолжить предложение.
Автобусом управляет ….водитель,
Грузовиком управляет ……шофер,
Поездом управляет …..машинист,
Вертолетом управляет …. Вертолетчик,
Самолетом управляет …….Летчик,
Мотоциклом управляет …мотоциклист,
Велосипедом управляет …велосипедист
5. Распределение ролей.
Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.
6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.
Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).
Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор - снимает.
7. Итог занятия.
Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.
Схема составления связного высказывания
по лексической теме «Транспорт»
Список литературы.
Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.
Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в
Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.
Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
Конспект ННОД по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Страна волшебников».
Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей об окружающем мире;
Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;
Развивающие:
Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;
Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;
Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Эмоции», панно русских народных сказок «Заюшкина избушка» и «Теремок» с героями произведений, запись музыки: «Солнечная капель» муз. С. Соснина, картинки цветов и божьих коровок, вода в кружках на каждого ребенка и блюдечки, листы бумаги, карандаши, фломастеры или мелки восковые на каждого ребенка.
Ход деятельности:
1.Приветствие «Круг радости»
Воспитатель: Давайте вместе встанем в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса и волшебство? Хотите стать волшебниками? А какими волшебниками вы хотите быть? (Ответы детей: добрыми). Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! Потихоньку, с закрытыми глазами поворачивайтесь во круг себя, пока я говорю волшебные слова
Воспитатель: Крибли – крабли – крабли – бимс,
В волшебника превратись!
Воспитатель: Мои добрые волшебники, мы можем совершить много добрых чудес! Вы готовы? Тогда в путь!
Присаживайтесь на ковер и посмотрите на экран. По-моему здесь побывала злая Фея. Нам нужно исправить положение, все вернуть на свои места! А для этого нужно найти причину, почему все произошло. Давайте, волшебники, приступим к работе!
2. Игра «Рассуждалки»
1 слайд «Девочка плачет»
Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она? (Ответы детей: девочка грустная, обиженная) Что случилось, как вы считаете? Подумайте и ответьте. Если мы найдем ответ, то девочку расколдуем! (Ответы детей: поссорилась с подружками, её кто-то обидел, у неё забрали игрушку и т. п.)
Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала веселой.
2 слайд «Девочка смеется»
Воспитатель : Видите, значит, вам удалось расколдовать картинку! Молодцы! Какая девочка стала? (Ответы детей: весёлая, радостная)
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку.
3 слайд «Грустный клоун»
Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Как вы думаете, что с ним могло случиться? (Ответы детей: дети не пришли на представление, кто-то обидел и т. п.)
4 слайд «Клоун веселый»
Воспитатель: Ай да волшебники, ловко вы справились, картинки расколдовали! Тогда пойдем дальше, у нас еще много дел!
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с персонажами сказок)
Воспитатель: Волшебники, для нас новое задание! Кажется, здесь тоже злая Фея побывала! Посмотрите, все герои в сказках перепутаны! Надо нам здесь поколдовать, да в сказках порядок навести, чтобы дети могли слушать сказки такими, какими их народ придумал!
(Дети раскладывают сказочных героев по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут героев сказки «Теремок»! Чем закончилась сказка? Как вы считаете, какой поступок совершил медведь? Почему?
А теперь назовите героев сказки «Заюшкина избушка». Кто помог Зайчику дом свой вернуть? Какими словами лиса всех прогоняла? Как вы считаете, хорошо поступила Лиса, когда Зайчика выгнала? Почему? Какую песенку пел Петушок?
Воспитатель: Молодцы, волшебники! И с этим заданием вы справились! Можно дальше идти, добро творить! Подойдем к следующему столу, где побывала злая Фея. Что вы видите здесь? (цветы и божьих коровок). Злая фея заколдовала ромашки, и божьи коровки не могут найти свой домик. Посмотрите, Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково) . Это поможет вам рассадить других божьих коровок.
Молодцы волшебники! Пора и нам волшебникам отдохнуть и немного поиграть.
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Отдохнули, волшебники? Посмотрите, что это такое, злая Фея, заколдовала воду, а котенок не может понять, что ему делать, он хочет пить и боится. Нужно ему доказать, что вода это жидкость и ее можно пить. Где это мы с вами можем сделать. (В лаболатории) Для этого мы с вами пройдем в нашу волшебную лаболаторию. Как мы будем с вами доказывать, ваши мысли господа волшебники.
3. Эксперимент: «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (Ответы детей). Совершенно верно. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Какой мы с вами сделаем вывод: вода – это жидкость
Где еще можно встретить воду? Правильно, если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. Сейчас мы с вами зарисуем свой опыт. Пожалуйста, садитесь на стульчики и оформите на листе бумаги свой опыт, что вода – это жидкость.
Воспитатель: Ай да волшебники! Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте на ковер, закрывайте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя,
Крибли – крабли – крабли – блимс, Ты в ребенка превратись!
Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Скажите, а кому было трудно? А какие чудеса совершать понравилось больше всего?
Научить всех играть в нашу игру «Найди слово»
Игра рассуждалки
*Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. -Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
*Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
* Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
*
На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.
*Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода сбрасывают листву.
Сертификат:
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания :
Тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание
– это характеристика предмета.
Повествование
– это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение
– это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ
– это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ
– это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе . Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Последовательность работы над связной речью:
Воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.
Приёмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
Пример «усложнённой» беседы.
Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
4. Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
Пример составления описательного рассказа по схеме.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
Примеры серии сюжетных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.
Примеры сюжетных картин:
7. Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.
Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.
Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ . Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание . Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность .
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:
Полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказываения
Цель занятия |
Виды заданий |
Обучение пересказу |
Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам. Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений, Составление "творческих пересказов" с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |
Обучение рассказыванию по картинам |
Придумывание названия к картине или серии картин". Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента). |
Обучение описанию предметов |
Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и т. д.). |
Т.А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства , облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:
Наглядность;
- моделирование плана высказывания.
В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
Примеры занятий
Занятие № 1
Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом - фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.
Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.
Рассказ «игра»
Рассказывает взрослый по окончании спектакля.
Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.
Вопросы к рассказу
Ответ дается полным предложением.
Кто вошёл в группу? - Куда вошли дети? - Что взял Миша? - Кого взяла Катя? - Что катал Миша? - Кого причёсывала Катя?
В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.
Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно кэтому рассказу или нет.
Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.
Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.
У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.
Миша любит машинки.
2. Установление порядка предложений в рассказе
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.
Катя причёсывала куклу. - Катя взяла куклу.
Миша взял машинку. - Миша катал машинку.
Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности
Взрослый предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова - названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:
причёсывала - вошли
взял - катал
играли - вошли
причёсывала - взяла
4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки
Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.
5. Итоги занятия.
Занятие № 2
Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.
Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».
Вопросы
(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)
Куда вошли Маша и Витя? - Что открыл Витя? - Что достал Витя?
- Что надевал Витя? - Что открыла Маша? - Что достала Маша?
- Что надевала Маша? - Что завязывала Маша?
И т. п. в соответствии с произведенными действиями.
Упражнения
1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп-росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста-вить рассказ.
Образец рассказа
Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.
Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.
2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ
У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.
Маша села на скамейку. Витя выпил сок.
Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.
Витя надел сапоги. И т.п.
3. Словарная работа
Уточнение значения некоторых глаголов:
завязывать, одел (кого-то),
застегивать, надел (на себя, на кого-то),
зашнуровывать, поддел (что- то).
Подбор слов.
Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?
Кого можно одевать? На кого - надевать? Что - поддевать?
4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим опорным словам:
вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро-вала.
5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим
Витя открыл шкафчик. ... Маша достала ботинки. ...
Маша и Витя вошли в раздевалку. ... Витя застегнул молнию. ...
6. Итоги занятия.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.
Библиография
1. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. Москва, Гном и Д, 2001.
2. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
3. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
4. «Нарушения речи и голоса у детей», под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской, Москва, 1969 г.
5. Эльконин Д.Б., «Развитие речи», Москва, 1964 год.
6. Леонтьев А.А., «Исследования детской речи» // Основы теории речевой деятельности, Москва, 1974 г.
7. Тихеева Е.И., «Развитие речи детей», Москва, 1964 год.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
9. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
10. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
11. Ястребова В.Я., «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, 1985 г.
12. Ефименкова Л. Н., «Формирование речи у дошкольников», Москва, 1985 г.
13. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
14. Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Совершенствование связной речи», Москва, 1994 г.
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., «Основы логопедии», Москва, 1989 г.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение», Москва, 1999 г.
19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.