Описание материала . Предлагаю конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем) «Волшебная корзинка осени». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы массового и коррекционного детского сада.
Конспект занятия по развитию связной речи
Старшая возрастная группа
Тема : Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем)
«Волшебная корзинка осени»
Программное содержание:
Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. Расширять конкретные знания об их свойствах, вкусовых ощущениях, визуальных характеристиках.
Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал к занятию:
Разрезные картинки с осенней тематикой, опорные картинки-схемы, музыкальная запись «Осенний вальс», корзинка с настоящими овощами и фруктами, опорные схемы.
Ход занятия:
Вводная часть.
Приветствие педагога.
Ребята, составьте картинки из частей, которые лежат у вас на столах.
Какое время года вы видите на картинках?
Дети отвечают:
1 часть
Звучит музыка «Осенний вальс». Заходит Осень с корзинкой овощей и фруктов.
Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права. Вы рады встрече со мной?
Какие месяцы осени вы знаете?
Какой сейчас месяц?
Какой месяц следующий?
А вы знаете, что осень - самое богатое время года? Посмотрите, все деревья «в золоте».
А какой богатый урожай овощей и фруктов!?
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете доставать из моей корзинки.
Загадки:
1) Этот овощ быстро очень
Разгадаем, между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке.
Положи его на солнце.
Он дозреет у оконца,
Этот толстенький сеньор
Всем известный.....
(Помидор)
2) Без окон, без дверей
Полна горница людей.
3) Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Ответ: Яблоко)
4) Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...
(Ответ: Банан)
5) Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
6) Зреет он на огороде,
Слывёт ягодой в народе.
Гладкий, синенький пан -
С тонкой шкурой …
(Баклажан)
Предлагаю Вам поиграть в игру «Повара»
Игра «Повара»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными.
Что можно приготовить из помидора?
Ответы детей:
Томатный сок, помидорный салат. А ещё его можно добавлять в супы.
Какие вкусные блюда и напитки из яблока вы знаете?
Ответы детей:
Яблочный пирог, фруктовый салат, яблочный сок,...
Осень и дети вспоминают и называют блюда из различных овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ребятки, а сейчас давайте вместе будем ласково называть наши любимые овощи и фрукты.
Банан - бананчик
Огурец - огурчик
Помидор-помидорчик
Ананас - ананасик
Яблоко-яблочко
Апельсин - апельсинчик
Лук - лучок
Чеснок - чесночок
Физ.минутка «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
3 часть
Ребята, вы ответили на мои загадки. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.
На фланелеграф помещает схему, по которой дети описывают фрукты и овощи, а Осень отгадывает.
1 ребёнок:
Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.
Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.
Загадки загадывают несколько детей.
Релаксационная пауза.
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Я превращаю вас в осенние листочки и мы под музыку закружимся по группе, а затем, когда музыка зазвучит тише, вы все приляжете на коврик.
4 часть
Я нашла в корзинке конверт, в нём зашифрованы письма. Помогите, пожалуйста, мне их расшифровать.
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика
Задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
- Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
- Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
- игра «Чего нет?»;
- предметные картинки с изображением посуды;
- телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
- мнемодорожки для составления предложений;
- мнемотаблица на слово «чашка»;
- игра «Собери разбитую посуду»;
- опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.
II. Введение в тему занятия.
1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:
- У меня нет чашки.
- У меня нет чайника. И т.д.
Картинки помещаются на фланелеграф.
Рисунок 1
3. Сообщение темы и задач занятия.
О чем мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.
III. Упражнение на пространственное ориентирование.
Назовите предмет, который находится справа от чашки.
Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.
Названные предметы убираются. Остается чашка.
IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».
1. Рассматривание таблицы.
Рисунок 2
5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.
2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.
V. Упражнение «Подуем на чай».
Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
VI. Составление предложений по мнемодорожкам.
Рисунок 3
От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.
От Федоры убежала голубая чашка.
От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
VII. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.
Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Я склеила голубую чашку.
Я склеил зеленую кастрюлю.
VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
Рисунок 4
- Рассматривание картинок.
- Рассказывание стихотворения ребенком.
- Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
IX. Отгадывание мнемозагадок.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Рисунок 5
Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Рисунок 6
Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.
Рисунок 7
X. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик». Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.Присели, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.Кружатся, рисуя руками круг. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.Руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.Ложатся на ковер, вытянулись.
XI. Составление рассказа-описания чайника.
1. Отгадывание загадки.
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.
3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.
О чем мы скажем сначала?
Это чайник. Чайник – это посуда.
Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.
Рисунок 8 |
4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.
О чем мы скажем потом?
О цвете.
Какого цвета наш чайник?
Чайник красный.
5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур
О чем нужно сказать теперь?
О форме.
Какой формы чайник?
Чайник круглый.
Аналогично разбираются следующие пункты плана:
6. Величина.
7. Материал.
8. Из чего состоит.
9. Для чего служит.
10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой.
Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка,
стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
11. Составление рассказов-описаний детьми
XII. Подведение итогов занятия.
Что научились делать на занятии?
Что понравилось больше всего?
Федора приносит угощение для детей.
К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).
Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.
Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,
составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,
составление рассказа с включением (исключением) объектов,
составление рассказа по комплекту игрушек,
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,
придумывание рассказа про знакомого героя,
составление рассказа по его названию,
придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью
усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия
Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий
Творческое рассказывание - 2 занятия
Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.
При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.
В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Последующие 2 этапа - составление рассказа по серии картин и одной картине - лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.
Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).
В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания - не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.
Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:
обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);
установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.
Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.
Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.
Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):
В чем Петя захотел признаться маме? - О чем мальчик поспешил рассказать маме? - Почему Петя рассказал маме о своем поступке? - За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.
Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.
С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:
Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или:
Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват. И т. д.
Мы рекомендуем добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.
Очень важно то, с каким настроем логопед слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.
Ниже приведем несколько конспектов занятий, в которых отражен каждый из шести этапов обучения детей связному рассказыванию в подготовительной к школе группе. Более подробно все занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим ее недоразвитием планируется осветить в соответствующей «Логопедической тетради».
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:
· конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;
· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;
· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;
· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.
В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
Составление описательного рассказа с опорой на схему;
Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
Составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
недели | Темы | № зан. |
Сентябрь | ||
1,2 | Обследование речи детей | |
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Октябрь | ||
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | ||
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | ||
Ноябрь | ||
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | ||
Составление описательного рассказа с опорой на схему |
Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)
недели | Темы | № зан. |
Декабрь | ||
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда) | ||
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | ||
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Январь | ||
1-2 | Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Февраль | ||
Пересказ сказки «Две косы» | ||
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | ||
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
III период обучения (март, апрель, май)
недели | Темы | № зан. |
Март | ||
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | ||
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | ||
Апрель | ||
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | ||
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | ||
Май | ||
Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | ||
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) |
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Занятие 1.
Рассказывание по теме «Осень»
Цели:
коррекиионно-образовательная:
Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
Что такое листопад?
2. Объявление темы.
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - убирают.
Птицы осенью - улетают.
Деревья осенью - роняют листья.
Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) - холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.
5. Физкильтминитка.
6. Чтение письма.
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч). Деревья надели... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик... (моросит) и заставляет прятаться... (по домам). Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Занятие 2.
Похожая информация.
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Представленные материалы будут интересны воспитателям подготовительных групп.
Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Коррекционо-образовательные задачи:
- Закреплять словарьдетей по теме «Дом и его части»;
- Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
- Учить связно , последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец;
- Развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;
- Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете;
- Закреплять навыки порядкового счета;
Коррекционо-развивающие задачи:
- Развиватьсвязную речь, внимание, память, творческое воображение;
- Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве;
- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;
- Развивать логическое мышление;
Коррекционо-воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические качества;
- учить выслушивать высказывания товарищей;
- формировать умение работать в команде.
Оборудование: ПК, проектор, экран, конверты с пазлами, конверты с набором геометрических фигур, сундук с заданиями, мяч, магнитная доска.
Ход занятия
Эмоциональный настрой
Воспитатель. Дети, сегодня занятие не обычное, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Поздоровались – больше внимания на гостей не обращаем.
I. Организационный момент
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Воспитатель Дети, где мы очутились? Мы с вами очутились в гостях, а у кого сейчас узнаем. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Посмотрите, вот что сегодня я нашла на пороге этого дома. Это шкатулка. Посмотрим, что в ней лежит? Записка. Давайте ее прочитаем.
Воспитатель читает записку:
«Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Если вы читаете это письмо, то попали по адресу. Добро пожаловать в мой дом. Разложите вложенные карточки и составите из них слово и тогда вы узнаете кто Я».
Воспитатель развешивает карточки на магнитной доске.
Воспитатель. Артем, подойди к доске и составь слово. Прочитай, что у тебя получилось.
Ребенок по карточкам составляют слово «Кузя»
Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя? Где он живет?
Дети. От Кузи. Это домовенок Кузя. В домах.
Воспитатель. Здесь еще что-то написано:
«Я оставил вам видеосообщение. Воспользуйтесь моим ноутбуком для просмотра».
«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его в этой комнате. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище. Желаю удачи».
Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?
Дети. Да!
II. Основная часть
Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание.
Айгуль, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 1.
Воспитатель. Слушайте первое задание домового:«Ребята, дома бывают разные и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Ваше задание правильно назвать, из каких строительных материалов построены дома, где я успел погостить»
Игра «Назови, какой дом»
Воспитатель: Дети, из чего можно построить дом?
Дети: Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.
На экране выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов.
Воспитатель: Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.
Из соломы? Соломенный.
Из дерева? Деревянный.
Из камня? Каменный.
Из бетона? Бетонный.
Из глины? Глиняный.
Изо льда? Ледяной.
Из бумаги? Бумажный.
А какой дом будет прочным? Ответы детей.
Если дом из одного этажа, то он какой? Одноэтажный.
Если дом из трех этажей, то он какой? Трехэтажный.
Если дом из девяти этажей, то он какой? Девятиэтажный.
Если у дома много этажей, то он какой? Многоэтажный.
Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Смотрим на карту. Второе задание, где у нас находится? Вот, нашли. Айлита, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 2.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Воспитатель. Слушайте задание домовенка:
«Ребята, я знаю, что у всех есть свой дом и у животных тоже. Я предлагаю вам сыграть в игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
У медведя дом медвежий.
- У лисы чей дом? – Лисий.
- У зайца чей дом? – Заячий.
- У волка чей дом? – Волчий.
- У белки чей дом? – Беличий.
- У барсука чей дом? – Барсучий.
- У собаки чей дом? – Собачий.
- У кошки чей дом? – Кошачий.
- У мыши чей дом? – Мышиный.
Воспитатель. Справились мы с этой задачей. Предлагаю сесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.Можно искать дальше, но и здесь есть буква – это «Н», с № 2. Смотрим на карту, ищем третье задание.Арина, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 3.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Слушайте внимательно задание:
«Вы очень находчивые ребята! Разложите пазлы из желтых конвертов в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится целая картина».
Прежде чем выполнять задание я предлагаю вам превратиться в строителей и построить свой дом:
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы
, изображая крышу дома.)
Воспитатель: Дети, молодцы! Открываем желтые конверты и приступаем к заданию. Что у вас получилось?
Дети: У нас получился дом.
Воспитатель: Убираем пазлы в конверт. Сейчас на экране будут появляться детали дома, а вам нужно будет рассказать, для чего они нужны.
Игра «Для того, чтобы»
Крыша дому нужна для того, чтобы была защита от осадков.
Двери дому нужны для того, чтобы…
Окна дому нужны для того, чтобы…
Стены дому нужны для того, чтобы…
Труба дому нужна для того, чтобы…
Балкон дому нужен для того, чтобы…
Крыльцо дому нужно для того, чтобы…
Лифт дому нужен, для того чтобы …
Мебель дому нужна для того, чтобы …
Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли букву «И» под № 3. Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Для этого встанем в красивый круг в центре зала.
Физкультминутка: «Игрушечная стройка»
Получили мы подарки: (Дети изображают, как выкладывают)
Кирпичи, бруски и арки. (предметы из коробки.)
Из коробки мы берем, (Кулачок ставят на кулачок.)
Строим мы красивый дом. (Стучим кулачками.)
Строим быстро, строим скоро, (Дети садятся на корточки)
Без цемента из раствора. (постепенно выпрямляясь)
Дом растет все выше, выше, (а потом встают на носки.)
Есть карниз, труба и крыша. (Сомкнуть руки над головой.)
Воспитатель. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Ищем следующее задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. Илья, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 4.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Вот, записка:
«Ребята, я знаю, что вы очень творческие и любите фантазировать, поэтому приготовил для вас именно это задание – головоломку. Предлагаю вам построить каждому свой дом».
Воспитатель. Возьмите и откройте белые конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол. Составьте из них силуэт дома. (Дети выполняют. )
Вопросы детям во время работы: сосчитай, сколько геометрических фигур? Одного ли они цвета? (11 геом. фигур одного цвета)
Какие геометрические фигуры есть в наборе? (2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников – 1 большой и 4 маленьких. )
Какая геометрическая фигура находится выше/ниже/слева/справа от геометрической фигуры?
Воспитатель. Мне очень понравились ваши дома. Уберем геометрические фигуры в конверт. Получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Маша, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 5.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
«Ребята, вы все живете в разных домах: высоких и низких, кирпичных и деревянных. Я высылаю таблицу, по которой предлагаю рассказать про свой дом. Задание не простое,но я уверен, что вы справитесь».
Игра «Расскажи про свой дом»
Составление рассказа по мнемотаблице.
Воспитатель. Илья, расскажи про свой дом. Айгуль, расскажи про свой дом. Артем, расскажи про свой дом. Маша, расскажи про свой дом.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с №5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Выходит домовенок Кузя.
Кузя. «Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот…
Воспитатель. Айлита, подойди к доске и составь слово по цифрам. Прочитай что у тебя получилось. (книга)
Кузя . В ней можно найти ответы на многие вопросы. Вот вам карта с координатами сокровища. (Дети находят сокровища). Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания».
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Дети, о чем мы сегодня говорили?
Кузя . Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были для вас сложными?
Воспитатель. Дети, вам понравилось в гостях у Кузи? На этом наше путешествие окончено. Попрощаемся с Кузей.