Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.
В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.
Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.
Рисование и лепка
Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.
Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.
Игрушки со шнурками и пуговицами
Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.
Природный материал
Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.
Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.
Воображение тесно переплетается с процессом мышления: конкретные образы неотделимы от мыслей. Следовательно, развить воображение можно теми же способами, что и мышление.
Развитие воображения в игре
Ролевые игры позволяют развить воображение, т.к. предполагают от участника определенных действий, соответствующих конкретному образу, который он примеряет на себя и должен ему соответствовать. Театральные постановки, концертные программы и другие шоу также пробуждают фантазию и стимулируют воображение.
Развитие воображения в фантазиях
Типичное: «Если бы…» - действенное упражнение для развития воображения. На некоторое время нужно перевоплотиться в исследователя и, выдвигая гипотезы, попытаться найти на них . Например: «Если бы Европа заговорила по-русски, было бы…» Далее – включается мыслительный процесс. Польза таких упражнений огромная, потому что воображение постепенно отходит от стандартных решений и ищет новые .
Творческая деятельность развивает воображение
Можно художественную литературу и давать волю воображению, мысленно представляя пейзажи и образы, описанные в произведении. К сожалению, многие читатели считают длинные описания скучными и перелистывают такие страницы.
Стимулирует воображения творческая деятельность. Она может быть связана с написанием , рассказов, романов, журналистской деятельностью, живописью, скульптурой и т.д.
География совершенствует воображение
Как ни парадоксально прозвучит, но изучение географии стимулирует мыслительные процессы и совершенствует работу воображения. Для этого необходимы географические карты, по которым пользователь составит подробный маршрут предстоящего путешествия и отправится в увлекательную дорогу. Мысленно.
Жизненный опыт
Воображение развивается с приобретением жизненного опыта, в процессе приобретения которого человек сталкивается с различными людьми, ситуациями, оценивая их поступки и неоднократно ставя себя на их место. У наблюдательного человека процесс развития воображения происходит быстрей.
Связанная статья
Развитие моторики ребенка напрямую влияет на подготовку детских ручек к письму, а также на его речь. Необходимо проявить немного заботы и фантазии, чтобы развить мелкую моторику у ребенка. Самые обычные занятия с малышом способны значительно улучшить моторику его рук.
Вам понадобится
- - пальчиковые краски
- - гуашевые краски
- - кисти для рисования
- - различные крупы
- - конструкторы
- - пластилин или тесто для лепки
Инструкция
Приучайте рисовать сначала пальчиковыми красками на больших листах ватмана. Это поможет малышу научиться управлять движениями своих рук. При этом не стоит больше двух цветов, чтобы не рассеивалось его внимание. Как только малыш подрастет и будет способен держать в руках кисточку, дайте ему гуашевые краски и достаточно широкую кисть. Пока ребенок будет учиться рисовать линии, будут разрабатываться его кисти и пальцы. Со временем выберите с ребенком разукрашку с его любимыми героями, которую чадо с удовольствием будет разрисовывать карандашами.
Давайте ребенку возможность играть с крупами. Высыпьте на столе тонкий слой манки, научите малыша рисовать на крупе пальчиками. Сшейте несколько мешочков и наполните их разным видом круп, ребенку будет интересно перебирать в мешочках крупинки пальчиками и сравнивать, как они шуршат. Ссыпьте два вида крупы в одну емкость и дайте ребенку задание отобрать один вид зерен в отдельную посуду.
Разрешайте ребенку играть с различного рода баночками и бутылочками со снимающимися крышками. Пусть ваш ребенок откручивает и закручивает крышки.
Помогают развить мелкую моторику у ребенка разного рода конструкторы. Самым маленьким детям подарите конструктор с достаточно крупными пластиковыми деталями, которые они не проглотят и которые будет удобно соединять друг с другом.
Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Как можно раньше дайте ребенку возможность самостоятельно кормить себя ложкой. Все эти обычные ежедневные движения руками напрямую влияют на развитие моторики ребенка.
Дайте ребенку лист бумаги с нарисованными простыми геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог безопасными ножницами вырезать по нарисованным линиям.
Во время приготовления пирога или какой-либо другой работы с тестом дайте ребенку небольшой кусочек теста, который он мог бы разминать и что-то вылепить.
Не запрещайте ребенку лепить из пластилина, переживая за порядок в доме. Заранее подготовьте рабочее место ребенку, накрыв все поверхности клеенкой. Участвуйте в процессе лепки вместе с малышом, учите его делать разные заготовки для пластилиновых фигурок. Чем интереснее будет процесс, тем дольше ребенок сможет тренировать пальчики.
Научите ребенка искусству оригами. Для детей очень важно научиться складывать, скручивать, разворачивать и перелистывать бумагу.Помните, что чем больше внимания вы уделите ребенку, тем лучше будет результат.
Видео по теме
В головном мозге человека речевые центры расположены поблизости от центров, отвечающих за движение пальцев рук. Именно поэтому хорошее развитие мелкой моторики оказывает благоприятное воздействие на развитие речевых навыков, а также мышление и смекалку. Ниже приведены некоторые игры, направленные на то, чтобы помочь не совсем умелым ручкам стать «очумелыми».
Инструкция
Предоставьте малышу возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре и т.д. Как правило, дети сами находят необходимые для игры коробочки, пластиковые , палочки, кусочки ткани, бумаги и прочие «дидактические пособия». Кроме того, в любом магазине игрушек продаются самые разные приспособления, направленные на развитие моторики, начиная от мягких книжек с гладкими, звенящими, шелестящими, бархатными нашивками и различными выступающими элементами, и заканчивая мини площадкой для игр.
Необходимо обучать переливать водичку из более узкой посуды в более широкую и наоборот. Можно также помогать ему воду из-под крана в чашечку или ручками (ситечком) вылавливать плавающие в ванночке мелкие предметы. Конечно, показать ему эту игру во время купания, чтобы он не намочил одежду. Существуют специальные заводные игрушки для ванны: плавающие крабики, рыбки, рачки и т.д., которые в глазах еще более привлекательная добыча.
Для развития моторики пальцев позвольте ребенку почаще играть с сыпучими материалами. В летнее время для этих целей можно использовать самую обычную песочницу. Покажите ему сколько всевозможных действий можно производить с песком: насыпайте его руками или совочком в разные по форме ведерки, пересыпайте из одной руки в другую, просеивайте, лепите куличики, пусть он рушит их, пробует изготавливать собственные.
Вместо песочницы можно использовать для игр крупу. Желательно варьировать разновидность крупы, чтобы малышу не надоела игра. Пересыпайте ее из одной посуды в другую, забирайте ложкой или совочком, загружайте грузовичек, перевозите, выгружайте. Если ребенок пытается распробовать крупу - замените ее на соль. Ни один малыш не станет есть соль, попробовав ее однажды.
Развивайте мелкую моторику рук ребенка при помощи игр с бусинами, пуговицами, макаронами, фасолинами и т.д. При этом, обязательно следите за малышом, иначе он может проглотить что-либо или засунуть в носик, фантазии и любопытства им не занимать. Игры примерно те же, что с крупой. Можно также сделать небольшое отверстие в картонной коробочке с крышкой и показать, как проталкивать туда бусины, раскладывать их по ячейкам для яиц. Одним словом, ухищряйтесь, как можете.
Полезный совет
Сегодня отношение к песочнице стало неоднозначным. Все педиатры в один голос твердят, что песочница является самым коварным распространителем всевозможных бактерий. Причина в том, что помимо деток, в песочнице любят «забавляться» кошечки, и собачки. Здравый смысл в этом, конечно, есть.
Но если вы все же решили сводить туда малыша - не позволяйте дегустировать песок! Как только это произойдет в первый раз - тут же соберите все игрушки и покиньте игровую площадку. Вам необходимо именно эмоционально продемонстрировать ваше расстройство по поводу того, что он сделал, и объяснить на словах, что так поступать нельзя.
Вернитесь обратно, если малыш очень упрашивает вас, но предварительно заключите с ним договор о том, что он больше не поступит так. Если же повторится то же самое - уведите его из песочницы и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо площадки, напоминайте ему, что вам жаль, но вы не можете там играть, потому что он ест песок. Затем попробуйте еще раз, вскоре он все поймет и перестанет пробовать песок на вкус.
Совет 5: Как просто занять ребенка, развивая его мелкую моторику
У каждой мамы периодически возникает желание занять ребенка и отдохнуть от забот прямо сейчас, сию секунду. В этом случае можно предложить чаду перебирать макароны или что-то лепить из пластилина. Основной плюс данного занятия - развитие мелкой моторики и то, что необходимые материалы всегда под рукой.
Вам понадобится
- - обычный листок А4;
- - пластилин;
- - макароны, горох, фасоль;
- - коробочка для подручных материалов.
Инструкция
Подготовим макароны к работе - если у вас макароны обычные, то есть ракушки спиральки и прочее, их остается только пересыпать в коробочку. Если макароны спагетти или паста, нужно будет их сломать приблизительно втрое. Совет: особенно интересны детям разноцветные макароны (продаются в любом большом супермаркете)
Так же, для тактильных ощущений рекомендую добавить в коробочку цельный сухой горох и фасоль.
Подготовим рабочее пространство: им может быть обеденный стол, либо детский столик. Если ребенок очень маленький, пригодится также столик при детском стульчике для кормления. Освобождаем поверхность от лишнего, ближе к ребенку кладем лист формата А4. Замечательно, если это будет картон, но обычная бумага для принтера тоже подойдет.
Устанавливаем в доступной близости для ребенка коробочку приготовленную в шаге 1.
Готовим пластилин. Разноцветный пластилин делим на шарики, кусочки, кубики или иные фигуры. Укладываем приготовленный материал рядом с коробочкой. Совет: если вашему ребенку больше года, предоставьте разделить пластилин ребенку самому. Поверьте, это не только очень увлекает, но ещё и развивает ребенка.
Итак, усаживаем ребенка за рабочее место и рассказываем увлекательную сказку про сказочный лес со сказочными животными и предлагаем посадить ему свой сказочный лес, в котором исполняются самые заветные желания. Демонстрируем технику: лепим кусочек пластилина на бумагу, в него вставляем столько макарон, посчитает нужным. Это будут наши "деревья". Таким же способом можно сделать "кочки" и "ямочки". Даём ребенку простор для творчества, а маме время на отдых!
Видео по теме
Обратите внимание
Если ребенок слишком маленький, необходимо наблюдать за ним, во избежание глотания мелких деталей, а лучше использовать в таких случаях крупные виды макарон, что обезопасит от неприятностей.
Полезный совет
Помните, чем ярче будет ваш рассказ о волшебных деревьях, тем более увлечен будет малыш. По окончании творческого полета ребенка, в "волшебный лес" можно поселить маленькие игрушки, и продолжить эту замечательную историю.
Совет 6: Как нужно развивать мелкую моторику у ребенка в 1-3 года
О развитии мелкой моторики ребенка стоит задуматься в самом раннем возрасте. Уже с 1 года можно проводить специальные занятия с малышом.
Инструкция
В возрасте 1 года ребенок уже многое умеет делать руками, например, рвать бумагу и пересыпать мелкие предметы. Малышу пора играть с сортерами, знакомиться с рамками-вкладышами, пирамидками и конструкторами. Отличным вариантом для развития мелкой моторики в возрасте от 1-2 года будет игра в песочнице. Кроме того, учите ребенка переливать жидкости из 1 емкости в другую, работать с застежками различного вида, рисовать пальцем и клеить наклейки. Только помните, что играть с мелкими предметами ребенку обязательно нужно под присмотром взрослых.
В 2 года для развития мелкой моторики очень актуальна будет пальчиковая гимнастика. Есть множество сказок и стишков, которые помогут вам заинтересовать малыша. Понемногу учите ребенка справляться с легкой работой по дому. Он уже может вытереть лужу воды, протереть полку или стол, подмести, помочь развесить белье. Приучайте малыша самостоятельно раздеваться, а потом и одеваться. Усложняйте игры, которые описаны в первом шаге. Учите малыша переносить предметы с помощью щипцов (в качестве щипцов можно использовать, например, снежкодел).
Ближе к 3-м годам проводите с ребенком занятия на поиск предметов на ощупь. Для этого можно использовать мешочек или коробку. Поместите туда несколько предметов и просите малыша вытаскивать их по очереди. Кроме того, стоит приобрести специальную шнуровку, чтобы ребенок учился проходить шнурком через отверстия. Если в двухлетнем возрасте малыш только учится рисовать и разукрашивать, теперь он, возможно, уже сможет проводить линии через определенные точки.
Умение работать руками, или мелкая моторика – это одно из важнейших качеств, которое необходимо развивать у ребенка до 7 лет. Развитие этого качества тесно взаимосвязано с уровнем сформированности других качеств дошкольника, таких как познавательные способности, память, мышление, речь, ориентировка в пространстве. И, конечно же, степень умения работать руками во многом определяет готовность к школе у будущего первоклассника, успешность его дальнейшего овладения навыками письма.
Для развития навыка мелкой моторики у малышей существует большое разнообразие методов.
Пальчиковая гимнастика. Ребенку предлагается изобразить различные предметы и движения при помощи пальцев, сдвигать и раздвигать пальцы поочередно на левой и правой руке, а также одновременно.
Логоритмические упражнения – активные движения пальцев рук в соответствии с ритмом, заданным взрослым при помощи специальных стихотворений или песенок.
Игры с пальчиковым театром. Мини-спектакли не только помогут в улучшении навыка мелкой моторики, но и будут способствовать развитию речи и уровня фантазии малыша.
Выполнение разнообразных движений с предметами при помощи пальцев. Это может быть перекатывание карандаша, орехов или небольшого мячика, перекладывание счетных палочек, захватывание предметов пинцетом или прищепками, игры со шнуровками, бусинами, бисером. Техники арт-терапии, или рисование пальчиковыми красками. Выкладывание узоров из мозаики. Лепка композиций, фигур из пластилина, кинетического песка или соленого теста.
Игры с бумагой , например, ее складывание или скатывание в шарик, игра в «снежки», изготовление «рваных» аппликаций.
Игры с крупами. Можно предложить малышу пересыпать крупу из одной емкости в другую, рассортировать по видам, выложить из крупы различные изображения.
Действия с пуговицами : их можно застегивать, расстегивать, нанизывать на ленты и шнурки, выкладывать различные композиции.
Кроме этого, родителям не стоит забывать и о достаточном уровне физической активности ребенка . Лазание и висы (например, на «шведской стенке») создают условия для укрепления ладоней и пальцев малыша, развития силы кисти.
Таким образом, важнейшую задачу по развитию мелкой моторики родители могут превратить в легкую и непринужденную игру. Главное – не забывать о регулярности и систематичности упражнений, особенно, если малыш не посещает детский сад.
Дополнительно можно украсить героя. Например, шерсть для овечки скатать из кусочков обыкновенных салфетки. Шерсть для волка нарезать из шерстяных ниток. Из цветной бумаги вырезать травку.
Многие мамы неоднократно слышали о том, что для малыша очень полезно регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук. Но мало кто из них знает, что такое мелкая моторика рук и для чего ее надо развивать. А также, какие именно упражнения и игры надо проводить с малышом для развития его моторики.
Что такое мелкая моторика рук
Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.
Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.
Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:
- умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
- степень развития внимания, памяти, воображения;
- подготовка руки ребенка к обучению письму.
Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.
Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.
Игры на развитие мелкой моторики
Массаж ладошек и пальчиков . Для этого можно поиграть с грудничком во всем известную игру «Сорока-ворона». Ребенку младшего дошкольного возраста будет интересна следующая игра: взрослый на ладошке малыша пальцем рисует буквы, цифры, фигуры, а ребенок отгадывает что нарисовано.
Игры с мелкими предметами :
- Взрослый берет сосуд и насыпает в него однородный наполнитель, например, песок, крупу, бусинки одного диаметра, дробинки или другие мелкие предметы. Затем предлагает малышу по очереди засовывать руки в каждый сосуд и перемешивать его содержимое в течение 5 минут. После того как ребенок несколько раз перемешает содержимое всех сосудов, ему завязывают глаза и помогают опустить руки в любой сосуд. Он должен на ощупь определить, какой наполнитель находится в сосуде.
- Взрослый высыпает перед ребенком много бус или пуговиц и предлагает нанизать их на леску, соблюдая определенный порядок, например, только большие или только светлые, или одну большую, одну маленькую.
- Детям старше двух лет можно предложить собирать пазлы или мозаику из крупных деталей.
Пальчиковые игры . Взрослый дает ребенку резинку для волос диаметром 4-5 см. Малыш вставляет пальцы одной руки в резинку и пытается движением всех пальцев прокрутить резинку сперва по часовой стрелке, а потом против часовой.
Лепка . Ребенок лепит из пластилина цифры, буквы, геометрические фигуры. А затем с закрытыми глазами, на ощупь пытается определить, какая именно слепленная им фигура перед ним.
Рисование и аппликация :
- Для развития мелкой моторики очень полезно рисовать. Кроме обычного рисования рисунков и разукрашивания картинок можно предложить ребенку начертить геометрические фигуры или животных через трафарет, прочертить карандашом путь по лабиринту, обвести наперегонки контуры кругов или квадратов.
- Займитесь вместе с малышом аппликацией (вырезанием и последующим приклеиванием мелких деталей), вырезанием и раскрашиванием «снежинок» из бумаги.
Используйте предметы домашнего обихода. Поставьте перед ребенком обычные закручивающиеся баночки разного диаметра и блюдечко с мелкими предметами (бусинками, пуговицами или горохом). Попросите малыша разложить предметы по баночкам. Со временем задание можно усложнить, например, в первую баночку надо положить один предмет, во вторую два и так до десяти. Также можете предложить ребенку надеть на себя папину рубашку и попробовать застегнуть и расстегнуть на ней все пуговицы.
4.63 из 5 (8 Голосов)Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику?
Для этого используются следующие варианты занятий:- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
Зачем развивать мелкую моторику у ребёнка
Мелкая моторика — это движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики напрямую связано развитие головного мозга ребёнка, в том числе тех его центров, которые отвечают за речь. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Когда ребёнок рождается, движения его рук хаотичны, но проходит пара месяцев, и ребёнок начинает их осознанно контролировать, когда хватает и удерживает в руках предмет. Это очень важная стадия развития ребёнка, так как стимулируя малыша манипулировать предметами, мы помогаем ему развивать так называемый « «. Таким образом, от того, насколько хорошо развита у ребёнка мелкая моторика , зависит его интеллектуальное развитие, а также его речь. Доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой лучше говорят, умеют логически мыслить и изъясняться, у них хорошая память и лексический запас.
Игры на развитие мелкой моторики
Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. Давайте разделим их на несколько групп.
Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
20 игр на развитие мелкой моторики
«Весёлая перчатка» : пришейте к детской перчатке фигурные пуговицы в виде различных предметов, и предложите ребёнку поиграть с героями этой перчатки, поздороваться с ними или отправиться в путешествие.
«Пуговицы на крючке» : предложите ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следите, чтобы он не помогал себе второй рукой!
«Морские камушки» : вам понадобятся картинки с изображением силуэтов предметов и камешки для декора аквариума. Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками». Можно устроить соревнование: кто аккуратней и быстрее выложит узор.
«Нанизываем бусы» : ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы, крышечки из-под бутылочек.
«Замоталки» : ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.
«Узелок завяжется» : предлагаем малышу завязать узелок на шнурке, тесьме или ленточке. а потом ходить по ним пальчиками и «перешагивать» через препятствия.
«Доска приключений» : вам понадобится деревянная доска с закреплёнными на ней различными замками, выключателями, щеколдами. Предложите ребёнку отправиться в путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на пути. Для этого надо открыть или нажать предметы, расположенные на доске.
«Мультяшки из кашки» : высыпьте манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.
«Фасольные прятки»: наполните пластиковую ёмкость фасолью и закопайте туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.
«Мишка косолапый» : предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.
«Волшебные прищепочки» : возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.
«Весёлый червячок» : это игра-шнуровка, которая имеет множество вариаций. Можно купить специальные шнуровки, которые продаются в магазинах развивающих игрушек, а можно, например, взять решётки для раковин, разрезать напополам и продевать шнурок в отверстия решётки, попутно придумывая сказку, что случилось с червячком.
«Дорожки для пальчиков» : вам понадобятся прихватки с дорожками из разных материалов: тесьма, пуговицы, пайетки. Ребёнку нужно провести разными пальчиками от предмета к предмету. Хорошо проговаривать какой-нибудб стишок, пока пальчики «гуляют» по дорожкам.
«Крутилки-закрутилки» : прикрепите на доску крушки от детского сока и дайте ребёнку открывать и закрывать эти крышки.
«Заколдованная водичка» : сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.
«Золушка» : насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.
«Крутится-вертится» : предложите малышу раскрутить волчок. Можно поиграть на скорость: у кого дольше будет вертеться.
«Резиночки» : вам понадобится деревянная доска с набитыми на ней кнопками и резинки: для волос или канцелярские. Ребёнок должен натянуть резиночки на кнопочки. Можно делать различные узоры и дорожки.
«Массажные мячики» : вам понадобятся мячики из разных материалов, резинки с пуговицами (сшейте резинку в виде кольца, а затем украсьте её детской пуговицей), массажные проволочные колечки. Предложите ребёнку обследовать мячики, покатать их в ладошках, между пальчиков, «надеть браслетик» — прокатить мячик по запястью, надеть и снять кольцо из проволоки на каждый пальчик руки, надеть резинки на два пальца одной руки и попробовать сдвигать и раздвигать пальцы.
«В гости к воде» : предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.
Как развивать мелкую моторику в быту
Для того, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка , совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.
Вот примерный (далеко не полный!) список дел, которые помогут развивать мелкую моторику в быту:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5. Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал, лучше умолчать 🙂)
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
Все мамы слышали о важности развития мелкой моторики рук у детей, но не все понимают, что это такое и какие манипуляции необходимо производить для того, чтобы ребенок нормально развивался. В данной статье мы рассмотрим особенности развития мелкой моторики у детей, а также основные способы развития в виде упражнений и игр.
Мелкая моторика: что это такое
Мелкой моторикой называют способность к воспроизведению точных движений кистей и пальцев для осуществления как простых, так и более сложных задач, необходимых в обычной жизни. Мелкая моторика заключается не только в простых движениях и жестах, но также включает в себя такие способности, как письмо и рисование, учиться которым необходимо достаточно длительное время.
Процесс развития мелкой моторики начинается сразу же после рождения. Изначально малыш долго всматривается в свои руки, со временем пытается понять, для чего они нужны, и постепенно порывается ими управлять.
Пытаться схватить предметы и удерживать их малыш начинает ладонью, со временем осваивая пальчики. Выделяют связь мелкой моторики с нервной системой младенца, развитие навыков связывают со зрением, памятью, вниманием и восприятием.
Знаете ли вы? Учеными был доказан факт зависимости развития мелкой моторики и речи. Этому есть вполне простое объяснение. Центры, отвечающие за речь и моторику, располагаются в мозгу малыша совсем рядом, поэтому, когда постоянно стимулируется моторный центр, в активность приходит и речевой.
Поэтому польза развития моторики заключается в быстром освоении речи. Если развивать моторику с раннего детства, это в дальнейшем повлияет на ловкость, аккуратность почерка и скорость реакции.
То, насколько были приложены усилия для развития мелкой моторики в детстве, позволит сформировать общее мнение о том, насколько ребенок готов к школе, насколько развито его логическое мышление, как он запоминает информацию, может ли концентрироваться, правильно и четко говорить.
Особенности развития мелкой моторики у детей
Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.
До 1 года
В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку.
У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.
Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.
Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.
В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.
До 2 лет
Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.
Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии.
До 3 лет
В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.
После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.
К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.
До 4 лет
В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии.
Ему удается лучше справляться с ножницами - резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.
До 5 лет
Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.
К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый - тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы.
Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.
Как развивать мелкую моторику рук: упражнения и игры
Чтобы развить мелкую моторику, для деток разного возраста были придуманы специальные упражнения и игры, рассмотрим их подробнее.
Маленькие детки не могут выполнять упражнения самостоятельно или играть в игры, чтобы развивать мелкую моторику, поэтому им рекомендуют делать массаж ладошек и пальчиков.
- Изначально массируют каждый пальчик, начиная с мизинца. Производите движения от кончика пальца до ладони, тщательно массируя каждый сустав.
- Затем уделите внимание подушечкам пальцев, произведите массаж, слегка прижимая каждую подушечку.
- Далее выполняется массаж ладошек круговыми движениями указательного пальца.
- После этого ладонь малыша необходимо расположить в своей руке и большим пальцем производить легкие надавливающие движения в центр детской ладошки.
- Для выполнения следующих массажных движений необходимо использовать кольцевой спиральный массажер. Его надевают на кончик пальца малыша и выполняют движения вниз-вверх. Так поступают с каждым пальчиком.
- Для выполнения заключительного этапа используют массажные щетки, которыми проводят по ладоням ребенка.
Игра «Ладушки»
Старой, но не утратившей своей популярности является детская игра «Ладушки». Эту увлекательную потешку используют во время игры в ладоши, которая позволяет учить малышей держать пальчики ровно, производить хлопки ладошками, развивая тем самым мелкую моторику рук.
Играть в «Ладушки» достаточно просто. В процессе игры необходимо приговаривать: Ладушки, ладушки! (выпрямить пальчики малыша) Где были? (соединить ладошки ребенка легким хлопком) У бабушки! (разъединить ладошки) Что ели? (произвести легкий хлопок ладошками) Кашку! (разъединить ладошки) Что пили? (снова легкий хлопок в ладоши) Бражку! (разъединить ладошки) Полетели-полетели-полетели, (теперь произвести движения руками малыша, имитируя взмахи крыльями) На головку сели! (раскрытыми ладошками малыша коснуться его головы)
После года малыша можно учить перелистывать страницы в книгах и журналах. Выбирайте для этого книги с плотными станицами, чтобы облегчить процесс перелистывания для неопытных детских рук.
Благодаря таким упражнениям малыш старается задействовать два пальчика (большой и указательный), соединяя которые происходит хорошее развитие мелкой моторики.
Деткам постарше можно предложить игру в конструктор. Такая игра подходит деткам с 2-летнего возраста и старше, конструктор отличается размером элементов, наличием дополнительных деталей, фигурок. Выбирая конструктор для самых маленьких, необходимо обращать внимание на то, чтобы элементы легко соединялись и разъединялись, а их размер был большой.
Деткам постарше, наоборот, интересно собирать более мелкие детали, очень популярными и интересными являются наборы определенной тематики, созданные по мотиву мультиков или сказок, с наличием красочных фигурок и декоративных элементов.
Наличие множества элементов в конструкторе, которые необходимо соединять между собой, создавая разнообразные композиции, отлично развивает мелкую моторику ребенка, позволяет развивать память, пространственное видение, абстрактное и образное мышление.
Лепить из пластилина можно начиная с 2 лет. Для этого в продаже существует множество видов детского пластилина, различающегося по составу, цене и возрастной категории. Для самых маленьких можно приобрести тесто-пластилин, которое безвредно для здоровья даже в случае его проглатывания. Для экономии средств можно сделать домашний пластилин из соленого теста.
Для его приготовления необходимо использовать:
- холодную воду - 1 стакан;
- соль - 1 стакан;
- растительное масло - 2 ч. л.;
- пищевой краситель - на кончике ножа;
- муку - 3 стакана;
- кукурузный крахмал - 2 ст. л.
- В глубокой миске смешивают жидкие компоненты и соль до однородности.
- Постепенно добавляя крахмал и муку, довести смесь до густой консистенции, пригодной для лепки.
Хранить готовое тесто необходимо в плотно закрытом контейнере. Лепка хорошо тренирует мелкую моторику, благодаря тому что малыш учится отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их в шарики, трубочки, соединять между собой. Таким образом, максимально тренируются и напрягаются как пальчики, так и ладошки.
Кинетический песок
Кинетический песок является современным и достаточно популярным средством для развития мелкой моторики малыша. Он представляет собой массу, напоминающую влажный речной песок, позволяющий лепить куличи и строить замки или скатывать в шарики, жгутики, как обычный пластилин.
Кинетический песок относят к экологически чистому и безопасному материалу, он очень приятный на ощупь, с ним легко работать даже самым маленьким деткам.
Знаете ли вы? Кинетический песок является современным изобретением, впервые его произвели в Швеции, в продажу продукт поступил в 2013 году и оказался настолько популярным, что уже спустя 3 месяца на него обратили внимание и начали закупать зарубежные магазины детских товаров .
Рисовать, для того чтобы развивать мелкую моторику, можно, начиная с раннего возраста. Для самых маленьких существуют специальные безопасные пальчиковые краски, которыми можно разукрашивать рисунки или создавать шедевры самостоятельно.
Также в продаже представлен широкий ассортимент раскрасок, где пальчиковыми красками прорисовываются отдельные элементы рисунка, что очень хорошо развивает пальчики и ладошки.
Детки постарше могут раскрашивать картинки карандашами, фломастерами или красками. Для того чтобы разукрасить картинку, не выходя за контур рисунка, необходимо прикладывать немалые усилия, параллельно тренируя мелкую моторику.
Игра с бусами
Бусы разного размера и формы обязательно заинтересуют ребенка, особенно интересно будет деткам до 2 лет. Бусы можно надевать себе на шею, таким образом, малышу будет еще интереснее, а перебирая каждую бусинку пальцами, будет происходить развитие мелкой моторики.
Деткам постарше можно предложить сделать бусы самостоятельно. Для этого подготовьте ребенку самодельные или приобретенные бусины и нитку, на которую ребенок будет их нанизывать. Из бусин можно выкладывать дорожки, приклеивать их к бумаге, создавать картины, что будет не только развивать мелкую моторику, но и воображение.
Игры с крупами
Для развития мелкой моторики очень хорошо подходят игры с крупой. В качестве основного компонента игры можно использовать любую крупу, которая есть в доме, желательно использовать несколько видов, чтобы ребенок почувствовал пальчиками разные формы и размеры зернышек и крупинок.
Важно! Играя с крупами, ребенок из любопытства может попробовать зернышки или даже засунуть их в нос, поэтому будьте особенно внимательны и следите за малышом в процессе игры.
С крупой можно играть в разные игры. Маленьким деткам можно предложить пересыпать крупу из одной ладошки в другую, спрятать в емкости с крупой мелкую игрушку, чтобы ребенок ее нашел, насыпать ровным плотным слоем на столе мелкую крупу и порисовать пальчиками.
Деткам постарше можно предложить сделать аппликацию из разной крупы; соединить несколько круп между собой и предложить отсортировать каждую крупу в отдельную миску.
Собирать мозаики можно детям с 2 лет, им предлагают игры с большими элементами, которые нельзя проглотить, и малышу удобно держать их в руке. Мозаики позволяют тренировать не только мелкую моторику, но и воображение, когда малыш стремится создать какую-либо картинку с помощью родителей.
Деткам после 3 лет предлагают мозаики с более мелкими элементами, которые позволяют создавать большие композиции.
Пальчиковые игры
Под пальчиковой игрой подразумевают инсценировку рифмованной истории или сказки с помощью пальцев рук. Начинать играть в пальчиковые игры можно деткам с 1 года, используя только одну руку, повторить движения родительской руки под силу уже 2-летним деткам.
С 3-летнего возраста вовлекать в игру можно уже обе руки малыша и понемногу усложнить задачу, научив сменять одно движение рук другим.
Такие игры хорошо развивают мелкую моторику и готовят кисти и пальцы ребенка к письму и рисованию. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, исчезает скованность, что в будущем станет хорошей основой в процессе обучения письму.
Закручивание крышек
Отличным упражнением для развития мелкой моторики является закручивание и раскручивание крышек. Как правило, малышам очень нравится играть с бутылками, поэтому научите ребенка раскручивать и закручивать бутылки.
Видео: игра «закрути крышку» Для того чтобы ребенку было легко справиться с поставленным заданием, предоставьте им маленькие бутылки с небольшими крышками, которые помещаются в маленькой руке.
Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.
Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.
Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.
Видео: идеи для развития мелкой моторики
Важно! Если вы предлагаете ребенку какую-либо игру, приобретенную в магазине, обязательно смотрите на возрастные ограничения, которые указаны на упаковке, для того чтобы исключить возможность проглатывания некоторых элементов или возникновения других опасных для жизни малыша ситуаций.
Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.