Замечали ли вы когда-нибудь то, какой именно цвет или оттенок предпочитает ваш ребенок в рисовании? Что ему больше нравится рисовать, домики или людей? Какие карандаши он чаще всего использует в процессе рисования? А какого цвета игрушки ваш ребенок предпочитает выбирать для игр?
Все эти вопросы очень важны в развитии малыша, поэтому, если ранее вы не обращали на них внимания, то сейчас – самое время. А почему это настолько важно, мы и расскажем сегодня в нашей статье.
Черный, красный, голубой – выбирай любой!
Психологи уже давно определили то, что о личности ребенка, о характерных именно для него особенностях, о проблемах возможных и отношении к нему в семье, вполне способен поведать рисунок малыша. Не верите? Тогда читайте далее.
Если ваш ребенок является личностью творческой, любит помечтать, то он будет рисовать более чаще красками желтыми. Такой ребенок очень любит поиграть в песке, с всякими веточками-палочками, а вот игрушки дорогостоящие у него не вызовут интереса. Интересно и то, что вырастая, такой ребенок абсолютно не растеряет способности мечтать и фантазировать.
Малыш легковозбудимый однозначно остановит свой выбор на цвете оранжевом. Это ребенок – непоседа, он всегда шалит, кричит, причем, без видимой на то причины. Можно сказать даже и то, что этот ребенок точно гиперактивный. Но есть и иная сторона медали – такой ребенок испытывает острый дефицит вашего внимания. Не стоит тот час отбирать оранжевый карандаш у малыша, просто уделите ему немного больше внимания.
Робкий ребенок отдаст предпочтение светло-сиреневому и розовому цвету. Такого малыша всегда и во всем необходимо поддерживать. А вот если ребенок беззаботен, то он остановит свой выбор на цвете голубом.
Не стоит бояться, если ваш ребенок любит рисовать красными цветами – это значит, что он активен и открыт для общения. Такой ребенок частенько ломает новые игрушки, напорист и энергичен. Интересно также и то, что в детстве большинство политиков предпочитало именно красный цвет.
Какой цвет должен насторожить?
Обязательно следует уделить больше внимания своему ребенку, если в его рисунках вы увидели, что преобладает зеленый цвет. Это обозначает то, что малыш не чувствует внимания, заботы и опеки родителей. Он одинок. И если вы сейчас скажете, что уделяете достаточно внимания своему чаду, то все равно, делайте это чаще – зеленый цвет сигнализирует о его одиночестве, запомните.
Если малыш постоянно напряжен, то он будет рисовать сине-зелеными цветами. Вполне возможно, что в его жизни случился стресс какой-либо, или же он считает, что к нему невероятно строги его родители. Серому цвету отдает предпочтение тихий и замкнутый ребенок, к которому необходимо как можно скорее найти подход свой.
Хотите узнать, кем станет ваш малыш? Присмотритесь к его любимым игрушкам. Игрушка для малыша не просто забава, это уменьшенная модель окружающего мира.
Играя, ребенок учится действовать, мыслить и выстраивать свои отношения с другими людьми. Поэтому игрушечные предпочтения позволяют не только лучше узнать его характер, но и заглянуть в будущее.
Конструктор
Дети, которые предпочитают возиться с конструктором – упорны, усидчивы и терпеливы. Конструирование развивает логику, учит концентрировать внимание, приучает к самостоятельности. Ребенок, с наслаждением возводящий сооружение из конструктора, как правило, любит точные науки. Это будущие математики, программисты, системные администраторы или архитекторы.
Солдатики
Солдатики - любимая игрушка многих мальчиков. Игра в солдатики способствует развитию полноценной личности, ведь это не просто игра, а целая игрушечная армия, которая требует стратегии, иерархии, вырабатывает интерес к детям и учит смотреть на все со стороны. Игру с солдатиками любят дети с задатками лидеров и кем они станут в будущем трудно сказать, но на «вторых» ролях ваш малыш точно не останется.
Машинки
В машинки играют дети, которые хотят быстрее повзрослеть, копируют поведение взрослых, особенно мужчин. Для малышей водители - это сильные и интересные люди, которые могут играючи управлять большими железными машинами. Машинки конечно не интеллектуальная игра, так как не дают простора творчества, поэтому подобное времяпрепровождение носит часто манипулятивный характер. Дети, предпочитающие машинки, редко добиваются больших высот в жизни. Для того чтобы развить или привить малышу другие способности переключите его на другие игрушки.
Мягкие игрушки
Детская, заполненная мягкими игрушками, характеризует общительного малыша, для которого общение с другими людьми интереснее, чем предметы или явления. Игрушки, как правило, «очеловечивают» - их кормят, укладывают спать. К тому же мягкая игрушка – идеальный друг: добрый и отзывчивый, который всегда ведет себя правильно. Мягкие игрушки обожают будущие гуманитарии-филологи, журналисты, работники социальной сферы.
Динозавры
Вымершими монстрами обычно интересуются дети уже в более старшем возрасте. Интерес, как правило, появляется после школьных уроков или посещения музея. Такие дети смышленые и любознательные, они схватывают все на лету. Малыши начинают систематизировать полученные данные – смотреть фильмы о динозаврах, читать о них книги и вырезать из журналов их изображения. Перед вами – будущий исследователь. Скорее всего, сфера его интересов – естественные науки (биология, химия, физика)
Куклы для мальчика, машинки для девочки
Если такое увлечение было не долгим, можно не рассматривать его как системное. Если же вы наблюдаете, постоянный интерес малыша к игрушкам противоположного пола, такое поведение действительно настораживает.
Обычно мальчик играет в куклы в двух случаях: когда растет в неполной семье или с трудом находит общий язык со сверстниками. Такого ребенка не лишне показать психологу.
Противоположный случай – девочка, с увлечением играющая в машинки, - встречается реже. Обычно это говорит о порывистости, импульсивности и переизбытке энергии, который нельзя выплеснуть в спокойных девичьих играх.
Среди всего многообразия детских игрушек несложно потеряться. При этом детская игрушка должна не только нравиться ребенку и быть ему интересной, но и подходить ему по возрасту, быть безопасной, отвечать многим нормативам и стандартам.
Канун праздников — время выбора и покупки подарков. С особым пристрастием стоит отнестись к детским игрушкам, так как, выбирая ребёнку подарок, нужно учитывать сразу множество моментов.
Инфографика АиФ
Что купить?
Не знаете, что именно купить в подарок, а у ребёнка явных увлечений ещё нет? Ориентируйтесь на возраст. Так, детям до года обычно покупают погремушки, небольшие плюшевые игрушки, кубики средних размеров и пирамидки из колец. Для детей от года до трёх можно выбрать игрушечную посуду, пластилин, мозаику или смывающиеся краски.
Для детей старше трёх лет подойдут инструменты для рисования, например доска и цветные мелки, краски и фломастеры, также можно купить различные развивающие наборы. Почти беспроигрышный вариант — это куклы с аксессуарами, солдатики и машины, а также игрушки в форме зверей или персонажей мультиков. Детям постарше, уже после шести лет, будут интересны радиоуправляемые модели автомобилей, сложные мелкие конструкторы, куклы и реалистичные аксессуары, настольные игры, головоломки, автоматы, пистолеты, фигурки военных, шумовые музыкальные инструменты.
Правила выбора детских игрушек
Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на :
Материал . Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям.
Форму . Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.
Цвет , который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.
При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги.
Запах . Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.
Инструкцию , которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша. В инструкции должна быть указана следующая информация :
- о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребёнком);
- по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребёнка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и т. п.);
- по эксплуатации игрушки и мерам предосторожности;
- предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности;
- указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до 3 лет;
- о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
- указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы;
- рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек — роликовых коньков и роликовых досок).
Предупреждающие надписи . Обратите внимание на правила безопасного использования игрушек. Например :
- «Не рекомендовано детям до 3 лет» — на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет;
- «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» — на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей;
- «Осторожно! Во избежание возможности запутывания ребенка снимите игрушку, когда ребенок начнёт подниматься на руках и коленях!» — на игрушках, используемых в колыбели, детской кровати или коляске.
Тематику . Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.
Реалистичность . Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.
Звук — он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.
Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей — они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Детали . Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.
Возраст ребёнка . При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена. В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.4.7.007-93, на потребительской упаковке или вкладыше должна быть указана информация о возрасте детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности :
- до года (ранний);
- от года до 3 лет (ясельный);
- от 3 лет до 6 лет (дошкольный);
- от 6 лет до 10 лет (младший школьный);
- от 10 лет до 14 лет (средний школьный).
Место, где вы покупаете игрушки . Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.
Для самых маленьких
К погремушкам для детей грудного возраста предъявляются особые требования. В частности, они не должны быть окрашены или расписаны и не должны быть тяжелее 100 грамм. Выбирайте плотные и прочные погремушки — это особенно важно, если внутри игрушки есть жидкость. Детали, предназначенные для соприкосновения с губами детей, должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Права потребителей
Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки, согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вы можете поменять непродовольственный вид товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Но стоит помнить, что исключением являются электронные игрушки и непериодические издания для детей, например книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации надлежащего качества. Именно эти виды товаров не подлежат возврату или обмену.
Если же вы уже после покупки обнаружили в выбранной вами игрушке недостатки, то вы как потребитель вправе :
- потребовать замены игрушки на аналогичную (этой же модели или артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения цены (стоимости игрушки);
- потребовать незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, то есть по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками, а потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков.
Цветные коврики
Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.
Оборудование: четыре листа картона красного, желтого, зеленого и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).
Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый.
Педагог вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).
Шарики
Цели: учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. Учить осуществлять выбор по цвету отвлекаясь от других свойств предмета.
Оборудование: демонстрационный набор и набор для каждого ребенка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более), приспособленные для работы с фланелеграфом, фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x20 см (см. прил. 1)
Речевой материал: шарики, веревочки (ленточки), какого цвета? Такой - не такой, красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый (голубой, розовый, оранжевый, коричневый), подбери, привяжите ленточку.
Педагог приносит конверт и предлагает детям посмотреть, что там (табличка «шары»), после чего дети рассматривают содержимое конвертов, лежащих у них на столах. Затем педагог прикрепляет один из шаров на фланелеграф и предлагает детям найти такой же (дайте такой, такой, не такой, верно, неверно). Выбранные детьми шары прикрепляются рядом с шаром педагога или на индивидуальные фланелеграфы (шары могут быть одинаковыми по форме и величине или разными, если ставиться задача отвлечения от других свойств). Для усложнения можно ввести выбор с отсрочкой.
Другой вариант игры «Шарики»
Педагог предлагает детям к надутым шарикам подобрать соответствующего цвета веревочки. Сначала по образцу: педагог сам показывает и говорит: «Вот желтый шарик. Какого цвета надо веревочку? Такую же. Одинаковую. Желтую». Привязывает к шарику веревочку. Затем дети самостоятельно подбирают веревочки к шарикам.
То же самое с картонной карточкой, только шарики подбираются к нарисованным разноцветным веревочкам.
Усложнения: - количество цветов:
· Красный-синий; желтый-зеленый;
· Красный, синий, желтый, зеленый;
· Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
· Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, голубой, розовый.
· Сначала шарики одной формы, потом различной;
· сначала шарики одного размера, потом разного;
· можно заранее заведомо неправильно подложить шарики к веревочкам и предложить проверить соответствие или несоответствие ленточек и шариков, исправить ошибки.
Пирамиды
Цели: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.
Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.
Речевой материал: будем играть, пирамида, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет.
Педагог дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе педагог также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладет ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребенку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает, показывая его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.
Флажки
Цели: продолжать учить детей выделять не только основные цвета но и их оттенки. Выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учетов этих свойств.
Оборудование: демонстрационный набор и набор флажков для каждого ребенка (флажки трех величин, квадратные, треугольные, прямоугольные, не менее 12 цветов - оттенки красного, синего, желтого, зеленого, коричневого), таблички.
Речевой материал: какой по цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.
Педагог предлагает детям рассмотреть флажки, обращая внимание на свойства предметов (в зависимости от поставленной цели), уточняет представление о форме, величине (сравнение с эталонами формы, величины), уточняет значение слов, обозначающих форму, величину (треугольник, квадрат, прямоугольник; большой, меньше, самый маленький).
1 вариант. После подготовительных упражнений педагог расставляет стаканчики, в которые ставит флажки-образцы и просит детей найти такой же («дайте такой»). Дети расставляют свои флажки в стаканчики, ориентируясь на образец («такой, не такой, верно, не верно»).
2 вариант. Педагог показывает детям один из флажков, затем убирает его и после отсрочки просит детей найти такой же («такой, не такой, одинаковые»).
Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Желтый карандаш и т.д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4 (см. прил. 2).
Речевой материал: названия предметов, какой по цвету? (какого цвета), покажи, положи тут, названия цветов.
Перед детьми (ребенком) кладется образец - цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.
Усложнения:
· количество цветов увеличивается;
· сначала одинаковые предметы на картинках, отличающиеся только цветом, а потом разные предметы разных цветов;
· самостоятельная классификация карточек детьми без опоры на цветовые образцы: ребенку дается стопка картинок с предметами разного цвета и предлагается разложить так, как он считает нужным;
· заведомо неправильная классификация - ребенок должен исправить ошибки и разложить верно.
Рис. 2. К игре «Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цветные картинки
Цель: учить детей подбирать к предметам заместители по цвету.
Оборудование:
Десять (10x14 см) карточек разделенных пополам и окрашенных в два цвета (одна половина карточки одного цвета, другая - другого): красный и зеленый, зеленый и желтый, желтый и синий, синий и белый, белый и красный, красный и синий, зеленый и оранжевый, красный и желтый, белый и желтый, синий и желтый;
Десять цветных картинок (20x20 см), на которых изображены зеленая яблоня с красными яблоками, зеленая поляна с желтыми одуванчиками, желтая рожь с синими васильками, белые парусники на синей реке, белая машина «скорая помощь» с красными цифрами и крестом, красные рыбки в синей воде, зеленое дерево с оранжевыми апельсинами, осенний клен с желтыми и красными листьями, синяя речка с желтыми песчаными берегами, разрезанное яйцо (белое с желтком).
Речевой материал: названия цветов, предметов, какого цвета? сравни, одинаковые.
Педагог предлагает детям поиграть в лото: «Будем играть». Раздает детям картинки и просит их внимательно рассмотреть, сказать какие цвета есть на картинке. «Посмотри, какие тут цвета?» Затем, когда дети рассмотрели картинки, педагог показывает детям разноцветные картинки и предлагает детям поднять картинку, тем у кого совпадают цвета (вначале, как образец, педагог может сам показать соответствие одной из картинок с разноцветной карточкой). Тот ребенок, который нашел у себя на картинке соответствие цветов с разноцветной карточкой, поднимает Руку и забирает карточку себе. Например, если педагог показал карточку зелено-красную, то ребенок должен поднять картинку с зеленой яблоней и красными яблоками.
Если кто-нибудь из детей не берет свою карточку, то он выбывает из игры. Выигрывают те, которые подобрали карточки к своим картинкам. Если ребенок испытывает затруднение в подборе карточек, то педагог помогает ему, задавая вопрос: «Какого цвета карточка? Какие цвета у тебя? Сравни. Одинаковые или нет?»
При повторе игры дети меняются картинками.
Аквариум
Цели: Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять количественный счет, знание цветов.
Оборудование: карточки с «Аквариумом» (размер аквариума 20x20 см), фломастеры или цветные карандаши (см прил. 3).
Речевой материал: найди две одинаковые рыбки, названия цветов, числительные, раскрась, запомни, найди такую же, сколько?
Ход игры: Педагог дает детям карточки с «Аквариумом и рыбками, и предлагает разного рода задания.
1. Карточка цветная. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, найти и показать двух одинаковых рыбок. А на пустой картинке предлагает: «Найди (по контуру) две одинаковые рыбки. Раскрась их как хочешь»
Рис. 3. К игре «Аквариум»
2. Педагог дает цветную картинку и показывает ребенку одну из имеющихся в «Аквариуме» рыбок, вырезанную и наклеенную на белый фон. «Найди такую же». Ребенок в «аквариуме» находит такую же. Педагог просит сказать: «Сколько тут таких рыбок? « (показывает образец) или: «Сколько зеленых? Синих?» и т.п.; «Посчитай всех оранжевых рыбок» и т.п.
3. Педагог дает две карты: одну цветную, другую пустую. Дети рассматривают картинку в течение одной минуты, находят одинаковых рыбок. Затем, цветная картинка убирается и детям предлагается на пустой картинке найти этих рыбок и раскрасить их так же, как на цветной картинке.
4. Педагог дает пустую картинку и предлагает: «Раскрась две рыбки зеленым цветом, четыре - коричневым, пять - синим» и т.п. Или просит ребенка раскрасить так, как он хочет. Затем задает вопрос: «Какого цвета большая рыба? Сколько рыбок красных?» и т.п.
Треугольная мозаика
Рис. 4. К игре « Треугольная мозаика
Оборудование: карточки с треугольной мозаикой по количеству детей (см. прил. 4), картонные аналоги разных цветов фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (размер карточки 15x18 см).
Речевой материал: название цветов, дорисуй, чтобы было красиво, нарисуй, закрась так же, слева - справа, вверху - внизу, числительные от 1 до 5 - 10, повтори так же.
1. Педагог раздает детям карточки с треугольной мозаикой
2. Педагог раздает детям мозаику, в которой есть уже раскрашенные треугольники, но нужно установить определенную закономерность и раскрасить так, чтобы соблюсти эту закономерность. «Дорисуй, чтобы было красиво». Педагог следит за точностью выполнения задания помогает установить закономерность в случае затруднения детей. Можно предложить выложить из картонных аналогов мозаики вместо закрашивания.
3. Педагог раздает детям по две карты с треугольной мозаикой; в одной уже дан образец раскрашивания, другая пустая, которую надо заполнить. «Раскрась так же. Какие цвета тебе нужны?» Можно предложить ребенку выложить узор из картонных треугольников по образцу.
4. Педагог дает треугольную мозаику пустую, ребенку предлагается раскрасить ее по своему желанию, используя заданные цвета, например: красный, синий, голубой, желтый, зеленый. Ребенок должен придумать свой рисунок, узор.
5. Педагог дает треугольную мозаику уже раскрашенную предлагает: «Посчитай, сколько тут желтых (красных синих и т.п.) треугольников? Выложи столько же (кар тонных) синих треугольников». Ребенок выкладывав на нераскрашеный вариант или просто на столе. «Сколько синих? Почему? Потому, что тут...»
6. Педагог раздает пустую треугольную мозаику и просит детей: «Раскрась (в любом порядке) пять треугольников синим цветом, а три треугольника - желтым». И т.п.
7. Педагог дает пустую мозаику и просит: «Раскрасьте вверху три желтых треугольника, внизу - пять треугольники зеленым цветом, слева два треугольника - красным, справа четыре - голубым, а посередине один синим цветом. Где раскрасил синим цветом? Сколько желтых треугольников? Какого цвета треугольник посередине?» И пр.
Гномики
Цели: развивать зрительное восприятие цвета, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: карточки с рисунком (размер 15x18 см), картонные детали этой же карточки, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 5).
Речевой материал: названия цветов, гномики, шарик, раскрась, положи такой же, по цвету, какого цвета.
Рис. 5. К игре «Гномики»
Ход игры:
1. Детям раздаются карточки с нераскрашенными шариками. «Посмотри, какого цвета костюм у гномика? Раскрась шарик также». Дети называют цвет и раскрашивают в нужный цвет шарики. Затем проверяют все вместе. «Почему шарик зеленый? Потому, что костюм зеленый». Вместо раскрашивания шарика в нужный цвет можно предложить ребенку подобрать шарик по цвету из картонных аналогов.
2. Детям раздаются карточки с заведомо неправильно подобранными шариками (картонные детали накладываются на нераскрашенные шарики). Педагог говорит: «Нужно, чтобы шарики были такого же цвета как костюм. Верно я разложила? Исправьте ошибки». Дети находя ошибки и исправляют их, перекладывая шарики в нужное место, или находят ошибки зрительно и указывают (ручкой или пальцем), куда надо переставить шарики, какие шарики поменять местами.
3. Детям раздаются карточки с нераскрашенными гномикам и шариками, к гномикам подставляются цифры. Педагог дает задание: «Раскрась костюм первого гномика желтым цветом, второго -...» после этого предлагается раскрасить шарики гномикам: «Какого цвета должен быть шарик пятого гномика? Почему?» Правильность выполнения может быть проверена по готовому раскрашенному образцу педагога. «Посмотри и сравни: у тебя так?»
4. Карточка с гномиками используется просто как картинка для раскрашивания. Гномики могут быть пронумерованы. Затем могут задаваться вопросы: «Сколько гномиков ты раскрасил? Какой по цвету второй гномик? Какого цвета шарик у пятого гномика? Почему такой?» Педагог помогает в ответах на вопросы, если дети испытывают затруднения.
Ребенку, только что выписанному из роддома, не до детских игрушек, у него есть дела поважнее и нет ни сил, ни времени ни на что, кроме важных жизненных функций, − еды и сна. Органы слуха и зрения еще не готовы к получению информации извне, «работает» только осязание. Рецепторы, расположенные на поверхности кожи, улавливают и отправляют в мозг ощущения, которые испытывает ребенок, когда его касаются руки мамы, пеленки и прочие вещи.
Совет. Для развития осязания игрушки для ребенка не обязательны, можно обойтись предметами ухода, например, гребнем.
Игрушки для ребенка старше 2 месяцев
Со 2-го месяца глаза и уши крохи уже готовы подключиться к освоению окружающего мира. Малыш следит взглядом за перемещением предметов, рассматривает лица, различает цвета, прислушивается к звукам. Лежа в кроватке, кроха ловит любую информацию извне, и лучше, если она будет разнообразной.
Совет. Пришло время ярких и звучащих предметов, на изучении которых ребенок захочет сосредоточиться во время непродолжительного бодрствования − . Пока еще рано давать в руки малышу погремушки. Он удержит предмет благодаря повышенному мышечному тонусу и хватательному рефлексу, но будет беспорядочно махать им, рискуя ударить или поцарапать самого себя. И поэтому пусть игрушка остается в руках взрослого, который потрясет ею около ушка крохи.
Малышу 4 месяца: настало время погремушек
К началу 4-го месяца мышечный тонус ослабевает, и малыш уже способен взять игрушку в руки, он тянется к ней, тренируя разные группы мышц и готовясь к переворотам с живота на спину и на бок.
Совет. Наступил звездный час погремушек, развивающих ковриков и мягких «друзей». Теперь нужно не только все время пополнять запасы игрушек, но и показывать малышу, как их использовать. Например, когда кроха будет готовиться к ползанию, купите ему движущиеся игрушки и покажите, что с ними делать.
Правила хранения детских игрушек
Лучше всего организовать там, откуда малыш сможет достать их самостоятельно: на нижних полках шкафов или в коробках на полу. Приучите себя складывать их туда, а не оставлять на тумбочке или столе. Стараясь дотянуться до забавы, кроха может упасть или что-то на себя опрокинуть. Игрушки старших детей (конструкторы, мозаики, фишки) храните в месте, недоступном для младших.
Совет. Поломанные игрушки становятся опасными: ребенок может прищемить палец, губу, язык, пораниться об острый край. Поэтому почаще проводите ревизию и выбрасывайте поврежденное.
Подходящая игрушка – всегда немного на вырост. Когда она чуть опережает развитие малыша, то ему есть к чему стремиться. Игра становится сложнее, но интереснее. Если слишком легко, то и наскучить может. Производители часто завышают возрастные нормы игрушки, поскольку к игрушкам для совсем маленьких предъявляются более строгие санитарно-гигиенические требования.
Идем в детский магазин за игрушкой
Все, что попадает в руки малыша, должно быть совершенно безопасным. В магазине, стоя у полки с детскими игрушками, оцените выбранный вами товар. Подключите всю фантазию, чтобы представить, в каких ситуациях ей придется побывать после знакомства с вашим карапузом.
На всех спутниках детских забав должен стоять знак качества и возраст, для которого они предназначены. На эту важную подробность стоит положиться, но не только на нее.
1. Наличие мелких деталей. Все, что попадает в руки маленькому исследователю, рано или поздно отправится в его же рот для дальнейшего изучения. Если вам покажется, что деталь может быть отломана, проглочена, раздавлена деснами или разгрызена двумя-тремя зубами, то она опасна. Стоит обратить внимание на любые выступающие и накладные элементы, которые способны отломаться или оторваться. Минимальная величина того, что отделится, 6 см, то есть, если у машины есть колеса, они должны быть большими. И когда кроха такое колесо открутит, то не сможет засунуть себе в рот, нос или ухо. В отличие от крошечного колесика коллекционной гоночной машинки, которая наверняка папе понравится больше, чем большой пластмассовый грузовик.
2. Проба на прочность. Прежде чем дать ребенку игрушку, ее стоит покрутить, потрясти, уронить. Малыш еще и не такое будет вытворять! Так что игрушка должна быть во всех смыслах надежной. Выбирая мягкую игрушку, проверьте, как закреплены глаза и нос: они имеют обыкновение отклеиваться или отрываться.
3. Цветовая гамма. На первых игрушках для ребенка не должно быть росписи и поверхностного окрашивания. Кусочки краски могут отслоиться и попасть в рот малыша, поранив слизистые. Посильнее потрите цветную поверхность, если краска останется на пальцах, значит, она нестойкая, некачественная и, возможно, содержит токсичные вещества. Неестественно яркие цвета должны насторожить: для такой окраски часто используют ядовитые свинец и кадмий. А кроме того, оттенки, режущие глаз, плохо влияют на зрение и психическое состояние ребенка, в частности, перевозбуждают его нервную систему.
4. Проверьте, нет ли в игрушке «ловушек» для пальчиков. Маленькие отверстия, узкие щели тоже недопустимы: в них может застрять пальчик, язык, губа крохи. Острые концы крепежных деталей (гвозди, шурупы, скобы и т.п.) должны быть спрятаны и недоступны. Иногда в резиновые игрушки вставляются пластмассовые «пищалки», исключительно привлекательные для младенцев. Если малыш не сможет достать «пищащее» устройство пальцами, то попытается сделать это зубами. Покупая подобную игрушку, обратите внимание на то, надежно ли закреплена «пищалка».
5. Покупайте игрушки «хорошего происхождения». Когда на выбранной вещи нет внятной маркировки, всегда просите у продавцов сертификат соответствия и гигиеническое заключение на товар. Если же не удается проверить документы, воздержитесь от покупки.
6. Из чего сделана игрушка для ребенка. Для самых маленьких годятся игрушки из прочных материалов, которые не бьются, не ломаются, не поддаются острым детским зубкам и, конечно, не содержат веществ, вредных для здоровья. Особенно осторожно надо выбирать игрушки для ванной: уточки, дельфины и прочие ныряющие и плавающие должны быть изготовлены из термостойкого поливинилхлорида.
7. Что за запах? Не стоит покупать игрушку, если от нее исходит химический, часто сладковатый запах. Это почти наверняка говорит о том, что в составе есть формальдегид, фенол и другие вредные вещества, причем в большой концентрации.
8. Мешок для пыли. Мягкие игрушки – меховые звери, особенно с длинной шерстью – собирают на себя пыль, и вместе с ней бактерии. А кроме того, выпадающий ворс будет регулярно находиться у малыша во рту. Куда безопаснее матерчатые и велюровые друзья. Но и здесь есть свое «но» − внутреннее наполнение. Швы у мягких игрушек должны быть очень прочными. В противном случае набивка станет доступной для крохи. Особенно опасны наполнители из мелких пластиковых или силиконовых шариков.
9. Осторожно, дерево! Действительно, игрушки из этого натурального материала экологически чистые и безопасные. Но рано или поздно в результате частого использования деревянная поверхность покроется шероховатостями, а там и до заноз недалеко. Изделия из дерева твердых сортов прочнее, но и они недолговечны. Маленький грызун может откусить мелкие щепки и проглотить их или поранить слизистую рта. Если же деревянные игрушки покрыты краской, она может отойти.
10. Без грязи. Из гигиенических соображений малышам подходят только легко моющиеся игрушки. Ведь их будут неоднократно бросать на пол дома и на землю на улице, вымазывать кашей и другой едой (и не едой!), а потом обязательно засовывать в рот. Особого внимания заслуживают игрушки для ванной, если их не вытирать после каждого использования, то заведется грибок, который способен спровоцировать аллергию.
11. Иди за мной. У игрушек, которые можно возить за веревочку, эта самая веревочка не должна быть слишком длинной и тонкой. Начинающий ходить кроха может запутаться в ней, попробовать надеть ее на шею, порезаться и пр. Так что лучше вообще не оставлять ребенка с игрушками такого рода один на один.
12. На тон ниже. Игрушки, издающие слишком громкие и резкие звуки, способны напугать кроху. Выбирайте те, что говорят или играют спокойно и мелодично.
13. Первые книжки. Те, что предназначены для детей до года, изготавливают из плотного картона или из вспененной резины. И тот, и другой материалы недостаточно прочны: первый размокает во рту, а второй не устоит перед детскими зубками и порвется. Если не хотите, чтобы кроха попробовал книжку на вкус, «читайте» вместе.
14. Заряд энергии. Если в игрушке есть батарейки, убедитесь, что они надежно закрыты, лучше всего пластинкой с винтом, тогда малышу их точно не достать и не попробовать на вкус. Крошечная батарейка – это не только опасное инородное тело, но еще и активная химическая субстанция, которая при попадании в желудок способна нанести непоправимый вред. А игрушки, которые работают от электросети, совсем не годятся для маленького ребенка.
Если следовать всем перечисленным советам, то игрушки для ребенка станут не источником опасности, а лучшими друзьями в играх и забавах, помогут расти и развиваться. И родителям останется только радоваться, наблюдая за успехами своего малыша.
- Покажите малышу, как действует механизм, приводящий игрушку в движение. Почитайте стихи или спойте песенку о том персонаже, с которым он играет, постарайтесь вызвать речевую активность: например, малыш может повторять за взрослым, как «разговаривают» курочки.
- Мягкие игрушки должны быть прочными, моющимися, с коротким ворсом и хорошо закрепленными глазами, носом и другими деталями. Удачный размер − более 20 см, но менее 50. Не покупайте пока зверушек с длинными ушами, в одежде и с аксессуарами: все это может попасть в горло крохи и вызвать удушение. Мягкая игрушка должна быть тихой, без запаха и неяркой.
- Как ни странно, но для развития крохи от 4 до 6 месяцев очень полезным может быть . Ребенок, конечно же, не слепит фигурку, но достаточно и того, что будет разминать пальчиками скатанные родителями шарики. Это отлично развивает мелкую моторику. А после 9 месяцев можно дать малышу еще и пальчиковые краски. Рисовать ими лучше не за столом, а расстелив на полу кусок старых обоев. Пальчиковые краски нетоксичны и легко смываются.