Здоровье, согласно Аюрведе , имеет две составляющие – здоровье ума и здоровье тела. Тело человека – модель вселенной. Все протекающие в ней процессы, происходят также и в нем.
Заболевания подразделяются на два вида: те, что мы заработали своим мышлением и поведением в прошлом, и болезни, которые формируются вследствие нашего невежества в настоящий момент.
Простые и эффективные методы лечения и профилактики болезней этой древней медицины как будто придуманы самой природой. Следуя им, можно избавиться от болезней, вызванных невежеством. Нарушение нашего здоровья отражается на восприятии мира и поведении. Зная эти закономерности, можно быстро предпринять необходимые шаги по восстановлению здоровья.
Представления ведической медицины о зарождении болезни строго научны. подробно рассматривает процесс возникновения болезни и стадии, которые она проходит в своем развитии. Согласно Аюрведе, все болезни берут начало в каком-нибудь отделе желудочно-кишечного тракта.
Например, есть болезни, которые возникают из эмоций страха, тревоги, беспокойства, и тогда болезнь начинает развиваться в нижнем отделе толстого кишечника. Есть болезни, которые появляются от гнева, злобы, ненависти. В этом случае болезнь распространяется с двенадцатиперстной кишки и тонкого кишечника. А болезни, вызванные жадностью, привязанностью, чувством собственничества, рождаются в желудке.
Причин болезни называет несколько. Некоторые из них -нечистоплотность, загрязненная окружающая среда, повышенная эмоциональность и нечистая пища. Однако в большинстве случаев мы страдаем от неправильного мышления. По статистике Всемирной Организации Здравоохранения на 50% здоровье человека определяется его образом жизни и лишь на 20% – экологией.
Если силы, находящиеся внутри нас, находятся в гармонии и равновесии с внешней средой, мы можем стать неуязвимыми для болезней. Совершенный баланс творит совершенное здоровье. Всякая болезнь, как говорит , может быть предотвращена, если поддерживается баланс не только в теле, за счет правильного питания, дыхания и поступков, но также в мыслях и эмоциях.
Первый вопрос, который задает себе доктор, практикующий Аюрведу, не «чем болен мой пациент?», а «кто мой пациент?». Под словом «кто» он имеет в виду не ваше имя, а то, как устроено ваше тело. Он ищет признаки, по которым можно установить тип вашего тела или вашу природу. Именно это нужно выяснить до того, как перейти к вашим жалобам и симптомам недуга. Таким образом, подход к выявлению и лечению болезней в древней Аюрведе существенно отличается от подхода современной медицины. И надо заметить, первый имеет много преимуществ.
10 преимуществ Аюрведы:
ПЕРВОЕ , что отличает Аюрведу от обычной аллопатической медицины и объединяет с гомеопатией – это холистический подход, т.е. смотрит на тело человека как на нечто целое. Она не лечит непосредственно болезни. Это принцип древней медицины, который гласит, что нужно лечить не болезнь, а человека. Человек же представляет собой комплекс ума и тела. Соответственно, лечит все вместе.
ВТОРОЕ преимущество связано с тем, что принципы Аюрведы и аюрведические препараты практически не дают побочных эффектов. Равно как и в гомеопатии (при правильном назначении).
ТРЕТЬЕ преимущество Аюрведы и аюрведических лекарств как таковых в том, что каждое из них по сути дела является тоником. Каждое лекарство, мало того, что оно не приносит вреда, оно тонизирует человека, дает ему силы. В Аюрведе есть целая область - наука омоложения (ювенология). Целый класс лекарств расаян, тоников омолаживают человека. Если человек живет в соответствии с Аюрведой и пользуется этими лекарствами, то он может чувствовать себя гораздо лучше и быть более молодым, чем он есть на самом деле, то есть практически избавиться от многих неприятностей которые приносит старость.
ЧЕТВЕРТОЕ преимущество Аюрведы, связанное с холистическим подходом - это то, что Аюрведа говорит о психосоматической природе болезни. Болезнь не порождается только самим телом, одним из источников болезни является ум. Аюрведа помогает человеку избавится от этого изначального источника беспокойств в уме. То есть она лечит не только тело, но и ум человека. Она дает возможность человеку успокоить свой ум, и таким образом избавиться от неприятностей.
ПЯТОЕ преимущество Аюрведы в том, что она позволяет предотвратить болезнь и установить наличие болезни или начало болезни гораздо раньше, когда излечить ее гораздо легче, чем на более поздних стадиях. И она дает именно систему, с помощью которой можно не болеть, вместо того, чтобы лечить болезни, которые запущенны и которые трудно вылечить.
ШЕСТОЕ преимущество Аюрведы по сравнению с обычной медициной заключается в том, что там очень хорошо разработана диетология. Аюрведа дает представление о том, как сделать так, чтобы пища стала нашим лекарством. Как говорил Гиппократ: «Пусть еда будет вашим лекарством». Аюрведа предоставляет возможность человеку понять это.
СЕДЬМОЕ преимущество Аюрведы состоит в том, что она дает очень простые методы диагноза. Диагноз в Аюрведе очень прост, и практически каждый человек может научиться его ставить.
ВОСЬМОЕ преимущество Аюрведы- это близость к природе и естественность. Эти методы очень естественны. дает возможность человеку жить в гармонии с природой. Она устанавливает эту гармонию. Она ставит человека в целостную систему материального мира, и дает ему возможность наладить гармоничную связь с окружающей средой. Более того, в соответствии с Аюрведой, здоровье и есть гармония. В соответствии с концепцией Аюрведы, здоровье – это, когда у человека полностью все приведено в равновесие. По сути дела, равновесие или гармония - это синоним здоровья в Аюрведе.
ДЕВЯТОЕ преимущество Аюрведы - это соответствие с практикой йоги. помогает практиковать йогу, а йога помогает человеку излечить свои болезни.
ДЕСЯТОЕ преимущество Аюрведы- это то, что , в отличие от современной медицины, строго индивидуализирует подход к человеку. В Аюрведе не говорится что, скажем это лекарство от этой болезни. Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума. И в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета, выписываются лекарства. Это еще одно сходство с гомеопатией.
С этой статьей также читают:
Аюрведическая медицина
Одна из возможных причин возрождения интереса к Аю...
Энергии Вселенной в философии мироздания
Учение аюрведы строится на прочном философском фун...
Означает «наука жизни». Она не ограничивается индийской медициной и не должна рассматриваться как сугубо индийская. Это наука о жизни, объемлющая все аспекты существования и связывающая воедино жизнь человека и жизнь Вселенной.
Аюрведу не стоит относить ни к Востоку, ни к Западу, ни к древности, ни к современности. Это знание, которое принадлежит всему человечеству во все времена.
Человек как микрокосм содержит в себе все стихии, все минеральные, растительные и животные царства. Можно сказать, что наша нервная система – это дерево, растительная сущность которого человечна. Поэтому растения обладают способностью прямого общения с клетками человека.
Растения передают нам жизненную силу, любовь, которую несет свет солнца. Они существуют для нашего как психического, так и физического питания. В этом смысле жизнь растений – это великое жертвоприношение. Растения существуют для преобразования света (посредством процесса фотосинтеза) в жизнь, человеческие существа – для преобразования жизни в сознание и любовь (при помощи процесса восприятия). Свет, жизнь, любовь – одно целое, в котором каждая часть является выражением другой.
Правильное использование растения, при котором высвобождается его жизненная сила, подразумевает единение и даже общение с ним. Тогда оно оживляет нашу нервную систему и укрепляет наше восприятие. Именно так подходили мудрецы древней Индии к использованию трав. Их наука не была экспериментом, которое подразумевает наличие дистанции, разделения между наблюдателем и наблюдаемым. Их подход позволял раскрывать тайны растений, несравненно более тонкие, нежели просто определение химического состава.
Аюрведа классифицирует травы в соответствии с тканями человеческого тела, на которые они воздействуют. Сок растений воздействует на нашу плазму; смола – на кровь; мягкая древесина – на мышцы; камедь (застывший сок) – на жир; кора – на кости; листья – на костный мозг и нервы; цветы и плоды – на репродуктивные органы; сходным образом и семена растений излечивают врожденные заболевания…
Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.
Аюрведа также располагает знанием об особых травах и веществах, которые воздействуют на тонкие ткани, включая нервную и репродуктивную. Квинтэссенция репродуктивной ткани (содержащая в себе, кроме прочего, силу омоложения) именуется оджас, что означает «то, что дает жизненные силы». Растения, подобно человеку, обладают собственным оджасом (тонкой жизненной энергией); если их использовать с любовью, они могут передать свой оджас и творить чудеса. Есть травы, которые содержат особенно большое количество оджаса, например, такие как ашваганда (Withania somnifera), семена лотоса (Nelumbo nucifera), шатавари (Asparagus racemosus), и есть особые способы приготовления трав с использованием мантр и медитаций, помогающих его передаче.
Многие аюрведические травы являются распространенными пряностями, например имбирь, кориандр, куркума, пажитник (шамбала, фенугрек). Из них легко приготовить аюрведические препараты, дающие впечатляющие фармакологические результаты.
Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как клеток тела, так и мозга, Аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости. Эта наука омоложения называется Расаяна. Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение; они являются более тонкими, имеют более специфическую направленность, чем простые питательные тоники. Одним из самых древних тонизирующих и омолаживающих средств (расаян) является эликсир Чаванпраш, своего рода символ Аюрведы (первое упоминание о нем относится ко второму тысячелетию до нашей эры!).
В Аюрведе обычно используются не отдельные травы, а их смеси. Правильное сочетание трав увеличивает их целебную силу, помогает расширить сферу действия и компенсировать побочные эффекты. Знание свойств отдельных трав должно быть дополнено искусством их сочетания – аюрведической йогой трав.
Главный принцип составления всех смесей заключается в том, что сходные свойства усиливают друг друга. Наряду с травами, оказывающими такое же действие, как и главный компонент, в состав могут добавляться в качестве вспомогательных травы, действие которых дополняет основное. Часто состав содержит одну-две травы, действие которых противоположно действию большинства других компонентов. Такие травы-антидоты необходимы для уравновешивания действия травяного состава, чтобы оно не оказалось чрезмерным или однобоким; они смягчают возможные побочные эффекты и могут защищать ткани (например, в составы для очищения могут быть включены некоторые тонизирующие травы для обеспечения защитного действия). В составы также добавляются травы, способствующие всасыванию и усвоению остальных компонентов смеси; еще одна-две травы могут добавляться для предупреждения накопления токсинов и отходов в организме… Итак, составление аюрведических смесей трав – это особое искусство.
Урбанизация, и как следствие снижение активности людей, преимущественно сидячий образ жизни, ухудшение качества продуктов питания и ряд других факторов, привели к тому, что уже в 20 веке чрезмерное увеличение веса и ожирение — стали одними из самых распространённых заболеваний в мире.
Ожирение является источником многих болезней, в том числе: заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета и высокого кровяного давления. Об аюрведическом подходе к лечению излишнего веса и ожирения мы писали раннее в статье , сегодня же мы хотим рассказать о 10 аюрведических растениях и травяных составах, которые в сочетании с соблюдением рекомендаций по питанию и образу жизни используются в Аюрведе для лечения ожирения и связанных с ним осложнений.
1. Врикшамла (Garcinia indica, Гарциния индийская)
Врикшамла — цветущее дерево с жёлтыми плодами овальной формы, произрастающее на юго-западе Индии. Используется в целях снижения веса, так как содержит гидроксилимонную кислоту, которая обладает способностью блокировать выработку особого фермента цитратлиазы, отвечающего за образование жировых клеток в организме. Кроме того, плоды Врикшамлы нормализуют уровень холестерина в крови, снижают аппетит, повышая уровень гормона серотонина, отвечающего за контроль чувства голода.
2. (Трипхала)
Трипхала — мощная смесь из плодов трёх деревьев: амалаки или индийского крыжовника (Phyllanthus emblica), бибхитаки (Terminalia belerica) и харитаки (Terminalia chebula). Одна из самых известных аюрведических формул, которая эффективно устраняет запоры, питает ткани тела, улучшает пищеварение, способствует расщеплению жировых отложений, нормализует метаболизм печени и очищает ЖКТ от токсинов и шлаков. Кроме того, трипхала — один из самых богатых источников витамина С и кальция.
3. Ашока ( Saraca asoca , Сарака индийская)
,
Ашока — ещё одно дерево, высушенная кора, стебель и желтовато-оранжевые цветы которого используются в Аюрведе в целях снижения веса. Ашока балансирует Капха-дошу и применяется в терапии сопутствующих ожирению заболеваний, а также в лечении дизентерии, геморроя, нарушений менструального цикла и спазмов. Ашока улучшает цвет лица, снимает жажду, устраняет чувство жжения, уменьшает отёчность и очищает кровь.
4. (сommiphora mukul, арабский мирт)
Смола небольшого кустарника под названием Гуггул, широко распространённого на севере Индии и входящего в «золотой ряд» лекарственных растений Аюрведы, является традиционным средством для борьбы с ожирением и лишним весом в индийской медицине. Известно, что экстракт смолы Гуггула богат гуггулстероном, который уменьшает уровень холестерина в крови и стимулирует работу щитовидной железы, тем самым улучшая все метаболические процессы в организме и ускоряя снижение веса.
5. Кальмег ( Andrographis paniculata, Андрографис метельчатый)
Название этого небольшого травянистого растения, произрастающего в Индии, Китае и на Цейлоне в переводе с санскрита означает «король горечи». Аюрведа относит кальмег к числу горьких тоников, которые омолаживают, очищают организм, способствуют расщеплению жировых клеток, устраняют неблагоприятные последствия ожирения.
6. ( Aloe barbadensis)
Широко известное растение алоэ вера используется в Аюрведе для стимулирования метаболизма, увеличения силы пищеварения, активизации процессов расщепления и усвоения жиров и, следовательно, увеличения уровня потребления энергии. Кроме того, это одно из лучших растений для выведения токсинов из организма.
7. Катука ( Picrorhiza kurroa)
Входит в состав: ,
Катука — одно из самых известных горьких аюрведических растений, которая традиционно используется для лечения хронических заболеваний печени и регуляции секреторной функции желчного пузыря. Катука улучшает пищеварение, повышает метаболизм в организме, и, следовательно, способствует снижению веса.
8. Читрак (Plumbago zeylanica)
Входит в состав:
9. Мустака ( Сyperus rotondus, Нагармота)
Нагармота — травянистое растение, широко распространённое в Индии, чаще всего использующееся в традиционной индийской медицине при лечении лихорадки и ожирения. Мустака очищает заблокированные в результате несбалансированного питания телесные каналы, устраняя их непроходимость и нормализуя течение тонких энергий и праны в теле, что в свою очередь приводит к нормализации обменных и метаболических процессов в организме и способствует снижению веса.
10. Агниматха ( Clerodendrum phlomidis)
Входит в состав: ,
Корень этого растения, входящего в группу лекарственных корней «Дашамула», — одно из самых мощных аюрведических средств для похудения. Корень Агниматхи обладает выраженными мочегонными свойствами, снимает отёки и выводит излишки жидкостей из организма, балансирует Вата и Капха-доши, устраняет запоры и вздутие живота, улучшает пищеварение и обмен веществ.
Лечебные травы и растения являются фундаментальной основой аюрведической природной аптеки. Большинство лекарственных препаратов, составов и средств аюрведической медицины создаются на основе растений и трав. Такие лекарственные средства безопасны, а их воздействие не только эффективно, но и мягче. Для выделения «активного компонента» в аюрведической медицине используется как все растение, так и его части, такие как листья, цветы, семена или корни. Иногда применяют все растение, что помогает уменьшить побочные эффекты, которые могут возникнуть при использовании отдельных компонентов.
Перечислим основные лекарственные растения, которые используются в аюрведической практике
Аджамода
(Сельдерей пахучий)
В состав семян сельдерея входят эфирные масла, жирные масла и другие вещества. В аюрведической медицине применяется как обезболивающее, желчегонное, лактогонное, ветрогонное и усиливающее перистальтику лечебное средство. Смесь жирного и эфирного масла сельдерея входит в состав смеси лечебных масел, использующихся для аюрведического или марма массажа при различных кожных заболеваниях. Аюрведа рекомендует есть корень сельдерея при новообразованиях. Аджамода - прекрасное тонизирующее и поливитаминное средство.
(Emblika officinalis)
Амла – это самый богатый природный источник витамина С! Она содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Растение обладает антиоксидантными свойствами, иммуномодулирующим эффектом, стимулирует синтез гемоглобина, поэтому очень популярно в аюрведической медицинской практике. Амла отлично очищает печень, кровь и кишечник, повышает гемоглобин, регулирует уровень сахара и холестерина, способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и зубы.
Асафетида
(Ferula asafoetida)
Асафетида (Хингу) – это ароматическая природная смола, напоминающая по вкусу чеснок. Используется в небольших количествах при приготовлении овощных блюд. Употребление асафетиды способствует предотвращению метеоризма (скопления газов) и облегчает переваривание пищи. Продается в виде тонкого порошка, который кладут в горячее топленое или растительное масло за одну-две секунды перед тем, как закончить приготовление масалы. Препараты, приготовленные на основе асафетиды, рекомендуется принимать при повышенной нервной возбудимости, проблемах с желудочно-кишечным трактом, а также как лекарство от кашля и астмы.
Ативиша
(Аконит разнолепестковый)
Вкус этого растения сладкий и горький одновременно. Вирья - горячий, випак - сладкий. Растение понижает все три доши, но осторожно - оно ядовито! Оно стимулирует пищеварение, увеличивает отделение грудного молока, способствует отхождению газов, является тоником. Применяется для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, сердца, а также нервных болезней.
Ашвагандха
(Ashwagandha)
Это великолепный тоник, афродитик, адаптоген и антистрессовое средство. Название растения, в переводе с санскрита означает «Сила коня». Препарат устраняет хроническую усталость и тканевый ацидоз, предотвращает преждевременное наступление климакса, укрепляет нервы. Ашвагандха повышает сопротивляемость инфекциям и улучшает пищеварение. Самое главное достоинство - в ее успокаивающем и в то же время тонизирующем и омолаживающем действии на нервную систему. Аюрведа применяет растение для восстановления базовой энергий нервной системы, а эффект от применения этого средства сохраняется длительное время. Результаты недавних исследований выявили, что растение обладает антираковой активностью и эффективна при многих онкологических заболеваниях.
Бала
(Sida cordifolia)
Бала повышает тонус центральной нервной системы, усиливает сердечный выброс, снимает бронхоспазм, усиливает процессы анаболизма, особенно мышечной и костной ткани. В переводе с санскрита, это растение называется «Дарующее силу» и действительно, оно нормализует метаболизм клеток сердечной мышцы и коронарное кровообращение, понижает возбудимость миокарда, предотвращая возникновения аритмии.
Билва
(Айва венгерская)
Билва содержит специфический гликозид мармелозин, обладает аритмическим и тонизирующим эффектом, оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие.
Брахми
(Кантелла азиатская)
Брахми имеет три вкуса - горький, сладкий и острый. Растение, сваренное в кунжутном масле, отлично помогает от бессонницы. Аюрведическая медицина использует Брахми для лечения болезней респираторной и сердечно-сосудистой системы. Это мягкий тоник, он считается одним из лучших средств, способствующих медитации.
Бхумиамла
(Phyllanthus amarus)
Бхумиамла обладает желчегонным и гепатопротекторным действием, используется для предотвращения атеросклероза и сахарного диабета, применяется при лечении кожных заболеваний и тромбофлебитов. Вкус растения кислый, оно очень богато витамином С.
Гокшура
(Tribulus terrestris)
Это растение богато солями кремниевой кислоты, которые препятствуют образованию камней в почках. Гокшура усиливает потенцию и препятствует развитию хронического простатита и аденомы предстательной железы. Вкус его сладкий, вирья - холодный, випак - сладкий. Используется при диабете, астме, камнях в почках и мочевом пузыре, сердечных болезнях, а также при бесплодии.
Гудучи
(Tinospora cordifolia)
Это растение хорошо очищает кровь от амы – шлаков и токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой. Оно обладает мочегонным и потогонным эффектом, это одновременно расслабляющий и диуретический препарат. Его вкус горький и сладкий, вирья - горячий.
Дадима
(Punica Granatum)
Дадима или известный всем гранат является отличным вяжущим тоником. Он улучшает обмен веществ и несет противоглистное, желудочное и охлаждающее действие.
Дашамул
(Dashamul)
Это общее название 10 корней - Бильвы, Агниматхи, Сионаки, Касмарьи, Паталы, Шалипарни, Пришнипарни, Брихати, Кантакари и Гокшуры. Смесь этих 10 корней нормализует состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию гипоталамуса и гипофиза. Поэтому дашамул используется в аюрведической практике для лечения серьезных гормональных заболеваний.
Джатамамси
(Nardostachys grandiflora)
Это близкая родственница валерианы, именуемая еще индийской аралией. Она сладкая, горькая и вяжущая, обладает охлаждающим воздействием и острым эффектом после переваривания. Способствует уравновешиванию всех трех дош. Имеет те же седативные свойства, что и валериана, но при этом является непревзойденным растением для прояснения сознания и укрепления ума. Джатамамси хорошо сочетается с Брами, препарат можно принимать также с небольшим количеством камфоры или корицы.
Джатипхала
(Мускатный орех)
Плоды тропического мускатного дерева обладают тремя вкусами из шести возможных - острым, горьким и вяжущим, послевкусие - острое. Мускат хорошо согревает тело и увеличивает Питта дошу. Мускатный орех хороший афродизиак, он обладает сильным стимулирующим и тонизирующим действием на организм, укрепляет нервную систему. В аюрведе применяется для лечения импотенции и сексуальных расстройств. В малых дозах мускат является хорошим успокоительным средством, расслабляя и вызывая сон. Он входит в состав иммуноукрепляющих сборов. Быстро возжигает Агни – пищеварительный огонь, нормализует баланс Вата и Капха дош. Мускатный орех укрепляет память и способствует нормализации мозговой деятельности, улучшает мозговое кровоснабжение, лечит сердечные болезни, слегка крепит.
Карпура
(Cinnamomum camphora)
Камфора обладает обезболивающим, антисептическим и бронхорасширяющим действием и помогает восстановить нервную систему
Каркаташринги
(Karkatashringi)
В аюрведе это растение используется как отхаркивающее, бронхолитическое и антиинфекционное средство
Касмарья
(Gmelina Arborea)
Касмарья оказывает на организм послабляющее, мочегонное и лактогонное действие. Отлично устраняет интоксикацию при укусах змей и скорпионов.
Катпхала
(Myrica spp)
Мирт - сильное средство для уменьшения капхи, он действует как потогонный, вяжущий и противоспазматический препарат. Мирт рассеивает холод, устраняет слизь, очищает лимфатические узлы, прочищает пазухи, улучшает голос, открывает чувства и ум, устраняет скопление ваты в голове и усиливает приток Праны. Это одно из лучших аюрведических растений для лечения заболеваний в начальной стадии, поскольку обладает саттвической природой, способствующей мобилизации защитных сил организма. Кроме того, мирт - священное растение, посвященное Шиве и Шакти.
Кумкума
(Safran)
Шафран – это рыльца пестиков растения Crocus sativus. В кулинарии шафран считается “Царем специй”, он сочетается со всеми пряностями, придает кондитерским блюдам тонкий аромат и помогает перевариваться молоку. Шафран входит в состав многих омолаживающих препаратов и применяется при аюрведической терапии перевозбуждения, бессоннице, страхов, эпилепсии, интоксикации и нервных заболеваний. Шафран хорошо успокаивает и укрепляет нервную систему, снимает судороги и спазмы, лечит истерию, регулирует менструации нормализует частоту сердечных сокращений. Облегчая приступы судорожного кашля, способствует отхождению мокроты при бронхите и пневмонии. Растение обладает легким мочегонным, желчегонным и потогонным действием, причем черный перец и имбирь усиливают его лекарственные свойства. Настоем шафрана промывают гноящиеся глаза, также он используется для лечения болезней крови, в частности, лейкемии
Куштха
(Saussurea lappa)
Растение богато эфирными маслами и сауссурином, вызывающими расслабление гладкой маскулатуры бронхов, мочевого пузыря и кишечника. Обладает тонизирующим эффектом
Лаванга
(Caryophyllus aromaticus)
Лаванга (Гвоздика) применяется при простуде, астме, несварении, зубной боли, икоте, ларингите, фарингите, пониженном артериальном давлении, импотенции. Растение действует как стимулирующее, отхаркивающее, ветрогонное, обезболивающее средство, прекрасный афродитик. Гвоздика является эффективным стимулирующим ароматическим средством для легких и желудка. Помогает рассеивать холод и дезинфицировать лимфатическую систему. Она обладает сильным согревающим действием, но энергетический эффект может быть несколько раздражающим в силу ее раджасичой природы. Благодаря эфирным маслам повышает усвояемость пищи. В составе леденцов гвоздика эффективна при простудах и кашле.
Нагара
(Nagara)
Это сухой имбирь, обладающий стимулирующим, потогонным, отхаркивающим, ветрогонным, противорвотным и обезболивающим действием. Сухой имбирь нагара горячее и суше, чем свежий. Это более действенное стимулирующее и отхаркивающее средство для уменьшения Капхи и усиления Агни. Широко известна в аюрведе польза имбиря в лечении заболеваний пищеварительной и дыхательной систем, а также при артритах и как тонизирующее средство для сердца.
Пиппали
(Piper longum)
Эти сушеные стручки «перца длинного» имеют сладкий и острый вкус, вирья - горячий, випак - сладкий. Препарат подавляет гнилостную микрофлору кишечника, устраняет несварение, запоры, метеоризм, плохой аппетит, удаляет избытки слизи из организма, нормализует функцию желудка и селезенки, устраняет застои в печени и дыхательной системе. Наружно применяется при кожных болезнях. Пиппали входит в состав аюрведического препарата Трикату вместе с сухим имбирем и черным перцем. Трикату - самый известный аюрведический стимулирующий состав, сжигаюший Аму и способствующий усвоению других лекарственных средств и пищи.
Твак
(Cinnamomum ceylanicum)
Твак (корица) является прекрасным общеукрепляющим, потогонным и отхаркивающим средством при простуде и гриппе, особенно подходит для ослабленных людей. Как и шунти (имбирь), твак является практически универсальным лекарством для нормализации циркуляции крови и улучшения обмена веществ. Препарат укрепляет сердце, согревает почки и организм в целом, ослабляет зубную боль и боль, связанную с мышечным напряжением.
Тагара
- (Valeriana)
Индийская валериана – это натуральное успокоительное средство, отлично укрепляющее нервы. Обладает также противоспазматическим, седативным и ветрогонным действием. Энергетика: горький, острый, сладкий, вяжущий / согревающий / острый. Тагара - одно из лучших растений для лечения нервных расстройств, имеющих природу Ваты. Очищает толстую кишку, кровь, суставы и нервы от Амы, освобождает нервные каналы от скоплений Ваты. Вследствие высокого содержания в ней элемента «земля» она действует «приземляющее» и помогает устранить головокружение, истерию и обмороки. Препарат снимает мышечные спазмы, ослабляет спазматические менструальные боли. Очень эффективен для прекращения процессов брожения в желудочно-кишечном тракте и оказывает особое успокаивающее действие на женскую репродуктивную систему. Однако ее природа тамасична, и чрезмерное употребление валерианы притупляет ум. Большие дозы приводят к чрезмерному подавлению Ваты и могут вследствие этого вызвать слабость, вплоть до бессилия.
Тила
(Sesamum Indicum Linn)
Тила (кунжут) – это одно из самых популярных растений в аюрведической медицине. Тила наносится на кожу, принимается внутрь и ректально, полезно для глаз, носа, ротовой полости в виде порошка, пасты, масла и в других формах.
Туласи
(Holy Basil)
Туласи (тулси) или «базилик священный» является одним из самых важных и почитаемых растений в Индии. Туласи – символ преданности Господу, который принес это растение в материальный мир из духовного. Оно благоприятно во всех отношениях и может по преданию, исполнять все желания. Очень благоприятно выращивать туласи в своем доме, – там никогда не будут возникать проблемы, и ни один злой дух не сможет приблизится к этому дому. В Аюрведе туласи известно как природный тоник, антиоксидант, анальгетик, антисептик, афродизиак, обладает противовоспалительными, жаропонижающими, отхаркивающими, антибактериальными, противогрибковыми свойствами. Это традиционное аюрведическое средство от лихорадки, бронхита, кашля, простуды, малярии, лечит ревматизм и артрит, диабет, снимает спазмы, репеллент насекомых.
Ума
(Linum usitatissimum)
Ума или льняное семя – отличное средство для толстой кишки и легких, укрепляет легочную ткань и способствует заживлению слизистых. Это прекрасное средство при хронических дегенеративных процессах в легких, обладает послабляющим, смягчающим, отхаркивающим действием. Ума хороший питательный тоник. Наружно Его применяют наружно как примочки при изъязвлениях, воспалениях кожи, поскольку оно расширяет местные кровеносные сосуды и снимает напряжение в тканях.
Харидра
(Curcuma longa)
Харидра (корень Куркумы) используется как целиком, так и в молотом виде. Оно входит в большинство аюрведических лекарственных сборов и средств. Харидара острая и горькая на вкус, сухая, легкая, не маслянистая; послевкусие - острое, обладает согревающим воздействием. Применяется как глистогонное средство, подавляет гнилостную микрофлору в кишечнике, очищая его от излишков слизи, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, что способствует похудению. Также регулирует количество холестерина в крови, способствует оттоку желчи, улучшает работу поджелудочной железы. Для нормализации баланса дош принимают вместе с горячим молоком, маслом какао и медом на ночь перед сном. Наружно применяется для укрепления волос и для борьбы с перхотью; совместно с сандаловым маслом или просто в качестве присыпки - при кожных заболеваниях; с кунжутным маслом - для массажа. Порошком куркумы засыпают всевозможные раны и ссадины - от обычных порезов до гнойников. Хорошее регенераторное средство, заращивает язвы (как внутренние, так и накожные), лечит ожоги, входит в состав омолаживающих кремов и лосьонов. Куркума сочетается со всеми пряностями.
Харитаки
(Mirobalan chebula)
«Царь всех лекарств» или «растение, крадущее болезни», - так называют харитаки в аюрведической и тибетской медицине. Растение приводит в равновесие все первоэлементы тела и три доши. Где бы в организме не возникал патологический очаг, это средство подавляет его, активизируя наши защитные силы и уменьшая патологический очаг в организме. Харитаки улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению. В нем содержатся сильные природные антиоксиданты, поэтому оно обладает сосудоукрепляющим и кровоостанавливающим действиями
Чандана
(Santalum album)
Чандана (сандал), очищает кровь, уменьшает лихорадку, успокаивает нервную систему и сосудистый центр продолговатого мозга. Большое количество эфирных масел и альдегида санталола позволяет применять сандал для лечения воспалительных заболеваний мочеполовой системы, острых респираторных инфекций и конъюнктивитов.
Шатавари
(Asparagus racemosus)
Шатавари (спаржа) оказывает выраженное омолаживающее действие на женскую репродуктивную систему, благодаря высокому содержанию фитогормонов. В Аюрведе она используется для нормализации месячного цикла, для лечения бесплодия, хронических воспалительных заболеваний половой сферы, фибромиомах матки и молочных желёз, способствует благоприятному протеканию беременности и усиливает выработку молока. Препарат шатавари очень эффективен в период климакса.
Шириша
(Albixxia lebbeck)
Шириши обладает сильным эффектом детоксикации организма, а также повышает половую энергию, полезна при офтальмии, кашле, насморке, заболеваниях кожи, диарее, невралгии, эпилепсии, всех типах отравления, обладает отхаркивающим эффектом. Стебель имеет антидиабетические свойства. Препарат используется как средство от бронхита, хронического кашля, проказы, глистных поражений, при укусах змей и скорпионов. Листья, приготовленные в виде мази и порошка эффективны для припарок на язвы.
Шунти
(zinziber officinale)
Шунти (имбирь) имеет стимулирующее, потогонное, отхаркивающее, ветрогонное, противорвотное, обезболивающее, противогрибковое и противотрихомонадное действие. Показан при простуде, гриппе, несварении, рвоте, отрыжке, боли в животе, ларингите, артрите, геморрое, головных болях, при сердечных заболеваниях. Имбирь снижает вату и капху, но при длительном применении и больших дозировках может возбуждать питту.
Яшти мадху
(Glycyrrhiza glabra)
Яшти Мадху (Солодка) занимает в "золотом ряду" аюрведических растений одно из первых мест, поскольку оказывает воздействие на все органы системы. Оно действует как противоязвенное, слабительное, желчегонное, спазмолитическое, отхаркивающее средство. Способно предотвращать развитие аденомы предстательной железы, усиливает мочеотделение. Высокое содержание глицирама вызывает иммуномодулирующий, противовоспалительный, адаптогенный эффекты. Аюрведа применяет корень солодки как "растение-ключ" во многих фиторецептурах.
Первая часть списка состоит из типичных растений, распространенных на Западе. Особое внимание уделено травам, которые используются как в Индии, так и в западных странах, поэтому в список включены и некоторые хорошо известные специи. Мы попытались описать побольше трав, принадлежащих к каждой из категорий.
Сначала приводится сокращенное название, затем латинское название, с указанием семейства, к которому принадлежит растение. Далее приводятся английское (А) и там, где это возможно, санскритское (С) и китайское (К) названия.
В описании энергетики указываются вкус, тепловое воздействие, эффект после переваривания, разделенные наклонной чертой. «В» означает Вату, «П» — Питту и «К» — Капху, «+» или «-» увеличение или уменьшение, «ВПК=» — равновесие всех трех дош, «Ама» обозначает токсины.
Под тканями подразумеваются аюрведические дхату, а под системами — шроты.
Во второй части списка представлены некоторые из основных восточных трав. Сюда входят ценные индийские травы, не столь известные за пределами Индии, как травы из первой части (некоторые из них можно купить лишь на индийских рынках). Включены сюда и некоторые китайские травы, такие как женьшень, которые становятся популярными на Западе и могут использоваться подобно аюрведическим тоникам, особенно при отсутствии последних. Некоторые из трав, приведенных в этой части списка, используются как в индийской, так и в китайской медицине. Особое внимание уделено тонизирующим и омолаживающим травам, не всегда имеющим аналоги среди доступных западных трав. Существует много ценных индийских трав. В качестве примера здесь описаны лишь некоторые, наиболее важные из них.
Вкусы, если их у травы несколько, а также оказываемые травой действия указаны, как правило, в порядке уменьшения их силы.
Дозировка и приготовление в целом соответствуют описаниям в разделе о дозировках . Если для каких-то отдельных трав приводятся другие дозы, то это дозы для их обычного применения.
Порошки из всех трав могут быть использованы для приготовления настоев. (Отвары готовят из более жестких и крупных частей трав, например из большинства корней.)
Указания по применению трав при определенных состояниях носят скорее характер рекомендаций и не являются исчерпывающими. Предостережения — это не всегда противопоказания: поскольку одно и то же болезненное состояние может проявиться в различных формах, требующих различных методов лечения, то и противопоказания могут быть различны.
Аюрведическое лечение нацелено на очищение тела от Амы, на уравновешивание конституции и омоложение. Болезни лечатся не как существующие сами по себе явления, а как следствия возбуждения дош.