Раннее развитие крохи — процесс кропотливый, требующий от родителей аккуратности и внимания. Но его положительные результаты в будущем обучении сложно недооценить. И математический счет, изучение цифр и чисел — не исключение. Поэтому каждый родитель должен знать о том, как научить ребенка цифрам за короткий период. Легко и просто!
Малыш-дошкольник в возрасте от 2-х до 3-х лет — это ребенок-«хочу». Его сложно чем-то увлечь надолго, а тем более таким сложным делом, как изучение цифр до 10. Но нет ничего невозможного для любящих родителей. Стоит построить обучение в игровой форме! Нужно запоминать их на слух и обращать внимание на них повсеместно!
При этом родителям нужно:
- настроиться на «волну» малыша. Если в определенный момент ему не хочется играть с вами в счет, не стоит его заставлять. Этим вы только добьетесь полного протеста. Стоит подождать, пока у малыша появится настроение или, к примеру… договориться. Малыш каждый день по 5 (10-15-20) минут уделяет внимание цифрам, а вы разрешаете ему… столько же минут поиграть в планшет;
- не превращать обучение от 1 до 10 в академический урок. Ребенку в возрасте 3-х лет не понравится занятие за партой, а вот обучение в динамике его привлечет. Проводить уроки «как в школе» (только гораздо меньшей продолжительности) можно с малышом в 4 года и старше;
- обязательно проверять знания. Устройте интересный экзамен, в котором будут задействованы не только память ребенка, но и логика, и внимание, и воображение.
3 главных этапа обучения для малыша 4-5 лет
Сам процесс изучения может быть разбит на 3 важных этапа.
Этап № 1. Соотношение каждой конкретной цифры с соответствующим количеством предметов . То есть малыш изначально должен понять: что такое цифра, что такое число и как они соотносятся с количеством любимых апельсинов в маминой тарелке (кубиками, конфетами или точками на бумаге).
Покажите определенное количество предметов. Пусть ребенок научится различать их количество. Спустя время добавьте к определенному количеству предметов определенную цифру (вырезанную из бумаги или пластмассовую). Ребенок сможет запомнить ее форму, и постепенно выделит ее среди других цифр при игре. В этот момент вопрос о том, как научить ребенка писать цифры еще не стоит. Нужно запомнить само число и правильно ее соотнести с количеством имеющихся предметов.
Этап № 2. Повторяйте, повторяйте, повторяйте! Ищите цифры, идя с малышом по улице или просматривая газету. Считайте ступени в подъезде, научите пользоваться мелочью. Отличный вариант — специальный набор цифр из пластика. Увлекайтесь сложными числами, если почувствуете, что для малыша в 4 года это несложно.
Этап № 3. Используйте детские считалки до 10 . Память ребенка-дошкольника в 4 года очень подвижна, поэтому запомнив на слух считалки, увидев знакомый силуэт цифры в своей комнате на потолке, он ее запомнит автоматически!
Считалки с цифрами и числами
Актуальными могут стать детские считалочки от 1 до 10 разных форматов и длины. В соответствии с желаниями и способностями вашего малыша!
Пример короткой считался для самых маленьких:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.
Повторение такой считалочки можно дополнить еще и рисунком. Возьмите ватман, нарисуйте на нем цифры. И пусть малыш, считая, указывает на них пальчиком!
А вот считалка подлиннее и поинтереснее:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
Задачи, о которых говорится в считалке, можно применить на практике. Это будет веселым мероприятием. Долой носки и айда считать пальчики, выбирая из маминой ладошки цифру соответствующего значения!
Не нужно волноваться о том, как научить ребенка писать цифры с 4 лет, к примеру. Этому его обучат в школе или этому сможете его научить вы после того, как он освоит цифры и простые числа. А вот знание чисел от 1 до 10 для малыша в возрасте 4-х и 5-ти лет важно. Потому что малыш — дошкольник. А первый класс — это эмоции, переживания, новые правила, уроки! Сделайте жизнь вашего сорванца или гламурной принцессы легкой на каждом из этапов!
В нашем обзоре несколько приемов и лайфхаков, которые помогут обучить ребенка буквам и цифрам за неделю.
Не утихает дискуссия - в каком же возрасте учить этому малыша. Единого ответа на вопрос нет. Одному ребёнку и в 6 лет чтение глубоко не интересно, а другой знакомится с буквами с 11-12 месяцев и становится настоящим читателем в 2,5 года. Созревание мозговых структур, определённых интересов и когнитивных возможностей - индивидуальный процесс.
Наталья Меркулова, педагог, работающий с дошкольниками уже более 40 лет, указывает на общий принцип: чем раньше, тем легче. Если в 1,5 - 2 года это очередная интересная и занимательная игра, то в 4-5 это уже обязательные занятия, в 6-7 - малопонятное официальное обучение, а дальше - утомительная и временами тяжёлая работа.
Когда начинать?
Как понять, что ребенок готов к обучению? Когда он сам начинает проявлять интерес и любопытство к «этим значкам», задает вопросы, переспрашивает.
Откройте «тайну»
«Достань тетрадку, возьми карандаш, будем буквы изучать». От этого предложения веет безысходной тоской, причем сразу и на ребенка, и на родителя. «Я открою тебе сейчас такую тайну, научу тебя таким таинственным значкам, которые расскажут тебе так много интересного, уведут тебя в мир сказок и приключений» - этот принцип успешнее. Исходите из установки, что буквы - не тяжёлая работа, а часть нового и интересного мира. Объявите ребенку таинственным голосом, что буквы - специальные значки, которые умеют с нами разговаривать! И сразу покажите, что в своей книжке ребенок видит картинки, а вы-то читаете буквы, и он узнаёт интересную историю.
Обучайте индивидуально
Обучения идет лучше, а результаты заметнее, когда ребенок занимается не в группе детей, а дома с родителями или другими родственниками.
Читайте ребенку
Внимание ребёнка к буквам возникает только тогда, когда ему читают книги, когда он видит буквы вокруг себя, когда встречает постоянно в доме читающих взрослых.
Попробуйте известные методики
Вашему малышу могут подойти:
- методика Монтессори, которая предлагает рисовать и раскрашивать буквы, попутно их изучая;
- методика Глена Домана, советующая по всему дому развесить карточки со словами, чтобы ребёнок узнавал «графический образ слова»;
- кубики Зайцева, которые научат детей, уже знающих буквы, сливать их в слоги.
Поиграйте в «молоточек»
Как только вы заметили, что ребёнок обнаруживает букву-«молоточек» (например, так он идентифицирует букву Т), можно эту игру поддержать и начать наперегонки находить букву в отдельной строчке, на всей странице, на корешках других книг, на вывесках и объявлениях. Играть в нахождение буквы можно 3-4 раза в день по минутке. А уже на следующий день добавить «колечко» - букву О, «перевернутый стульчик» - букву Ч и так далее.
Настало время азбук…
В доме должны появиться книжки с картинками и буквами - азбуки. Причём, они непременно будут меняться, радовать ребёнка, изумлять его тем, что буквы те же, а картинки другие, это способствует уверенному запоминанию именно букв. Поиграйте в игру-загадку, состоящую в нахождении разных слов на заданную букву. Научите ребёнка вычленять первую (а затем и последнюю) букву в слове.
… плакатов
На свободное место стены или на дверь повесьте плакат-азбуку, вразброс повторяйте известные буквы, чтобы ребёнок их показывал пальцем, указкой, лазером; между делом, как бы случайно, включайте новые буквы. Для малыша это просто новые виды игры, а на самом деле обучение и закрепление пройденного.
… кубиков с буквами
Кубики с буквами работают хуже, потому что на кубике главное не буква, а форма, цвет, масса, сочетание с другими кубиками. Но в деле обучения все средства хороши.
… магнитных азбук
Когда буквы усвоены достаточно полно, можно купить магнитную азбуку или доску с магнитной стороной и разные наборы букв. Теперь можно обратить внимание, что одни буквы на плакате-азбуке красные (гласные) и их можно петь (и попеть обязательно!), а другие - синие, их петь нельзя. В разноцветных магнитных буквах можно определять, какие группы букв относятся к гласным, а какие - к согласным.
… гаджетов
Для 4-5 летних детей интересным занятием по обучению и закреплению знаний станет компьютер или планшет: можно поиграть с разными шрифтами, размерами, цветами. Рассматривайте и запоминайте расположение букв на клавиатуре, находите нужную букву на скорость, а потом выводите её на экран, а если получатся уже слова, то и распечатывайте лист с «творчеством» ученика, чтобы показать папе, бабушке или тёте.
Используйте «мультяшные» песни
Сейчас в сети есть масса песенок с буквами алфавита. Ребёнок воспринимает это как развлечение, а тем временем буквы потихоньку запоминаются.
Учиться считать можно начинать, если Вашему ребенку уже исполнился годик.Но какой бы умный и смышленый не был Ваш малыш - начинать надо с малого и постепенно двигаться дальше.
Для годовалого ребеночка будет полезно организовать "игру в пальчики" .Знакомить кроху с цифрами в этом возрасте конечно еще рано.Лучше во время прочтения стишков-считалочек
загибайте пальцы у себя на руках и пальчики малыша.Считать до пяти
будет вполне достаточно для маленького ребенка и не обязательно,чтобы он запоминал последовательность счета.Тренировка мелкой моторики
пальчиков и развитие образного мышления
закладывают фундамент в формирование математических способностей - такие традиционные игры,как "Куй-куй башмачок" или "Сорока-ворона" будут полезны и интересны для Вашего крохи.
В 2 годика познакомим ребенка с таким понятием,как "много".Обращайте внимание ребенка на то,сколько у него игрушек в ящичке,а сколько сейчас машинок у малыша в руке.Очень полезно для ознакомления ребенка с числовыми величинами давать поиграть с матрешкой.Покажите малышу,как из одной матрешки вдруг получается две,три и так далее.Ближе к 3 годам знакомим малыша с таким понятием,как сравнение.Все,что окружает ребенка,сравниваем друг с другом - толстая книжка и тоненькая,большая кукла и маленькая,длинные волосы и короткие.
В 3 годика начинайте постепенно знакомить ребенка с цифрами.На начальном этапе осваивайте цифры от 1 до 5 .Показывая как выглядят эти цифры ,одновременно демонстрируйте соответствующее количество предметов - два яблочка,одна машинка,четыре орешка.Когда одеваете ребенка,акцентируйте внимание на количество вещей - два носка,одна рубашка,две руковички,четыре пуговицы т.д. Прогуливаясь с малышом по улице,посчитайте вместе с ним объекты,мимо которых проходите: сколько машин стоит у обочины,сколько деревьев,домов,скамеек - старайтесь выбирать для подсчета объекты количественно не более пяти.Вернувшись домой,попросите малыша сосчитать количество ботинок в коридоре и поразмыслить,сколько человек можно обуть в них.Читая малышу сказку на ночь,рассмотрите с ним внимательно иллюстрации и попросите сосчитать количество,например,гномов или других сказочных героев.Обращайте внимание ребенка на нумерацию страниц - у малыша будет откладываться в памяти,как выглядит та или иная цифра.
Приготовив еду ребенку,попросите его помочь накрыть на стол,подавая нужное количество тарелок и приборов: Подай мне, пожалуйста, 2 вилки, две тарелки, три столовые ложки и т. д. Попросите его поровну разделить ломтики хлеба.
Собираясь в магазин за покупками вместе с ребенком,расскажите ему,что надо купить из продуктов: сыр, молоко, буханку, хлеба творог.Перечисляя продукты,загибайте малышу пальчики и с серьезным видом попросите,чтобы он напомнил Вам в магазине весь список продуктов,которые надо купить.А в магазине сделайте вид,что забыли,какие продукты нужны и попросите малыша напомнить список,загибая пальчики (не забыть бы чего...).Если ребенок с успехом справился с поставленной задачей,в следующий раз расширьте список товаров для покупки,добавляя к перечню весовые параметры того или иного продукта: хлеб,масло,2 килограмма печенья,1 килограмм орехов.
Дома Вы можете закрепить навыки счета, разыгрывая сцены покупки товаров в "домашнем магазине".В качестве денег можно использовать любую "валюту" -фантики, пуговицы или вырежьте "купюры" из бумаги.Меняйтесь ролями - сперва вы продавец,а малыш покупатель,потом - наоборот.Старайтесь поощрять малыша за точно выполненные подсчеты.Например,попросите его разделить 5 конфеток на троих,а все что останется - забрать себе.
К пяти годам ребенку вполне по силам освоить числа
до 10 и выучить цифры.Но старайтесь добиться того,чтобы малыш не просто заучил названия и последовательность цифр,а также имел представление о том,какое количество предметов обозначается той или иной цифрой.И,например - четыре шарика,четыре яблока или четыре щенка обозначаются одной и той же цифрой - 4 .Ребенку нужно помочь уловить взаимосвязь между количеством предметов и соответствующей цифрой. Для запоминания цифр очень полезно развесить их изображения в разных местах квартиры - есть еще цифры на магнитных липучках - Вы можете прилепить их на холодильник и они всегда будут перед глазами во время трапезы малыша.Если цифры
будут постоянно попадаться на глаза ребенку,то он быстро запомнит их.
Когда ребенок хорошо усвоит счет от 1 до 10 ,Вы можете начинать знакомить его с цифрой "ноль" .Ребенок уже хорошо понимает,что если было 2 конфетки,он съел одну - осталась одна конфетка.А если съесть еще одну конфетку,то не останется ни одной конфетки,Ноль конфеток и нарисуйте цифру "0".
Ближе к дошкольному возрасту
начните обучать ребенка ряду цифр свыше десяти.Для начала продемонстрируйте визуально,как они образуются.В этом Вам помогут счетные палочки.Положите в ряд 10 палочек (с этим количеством предметов и цифрами до 10 ребенок уже должен хорошо быть знаком).Расскажите,что когда-то в далекие времена десять называли "дцать".Положите на этот ряд счетных палочек
еще одну (для акцентирования- другого цвета) и скажите "Один на дцать ".А на листке бумаги напишите цифровое обозначение - 11.Добавляйте "На дцать" по одной палочке и дойдите до цифры 20,иллюстрируя каждую цифру на бумаге. Конечно же мгновенного понимания,а тем более запоминания не произойдет.Но занимаясь ежедневно,ребенок быстро усвоит новые "премудрости" математики.
Когда ребенок разберется с числовым рядом до 20,можно приступить к знакомству с цифрами до ста и посмотреть,как образуются десятки.Положите на наши десять счетных палочек еще десять штук (желательно другого цвета) и поясните сколько всего получилось "два дцать",где дцать, как нам уже известно, обозначает десять.Затем - "три дцать".Сопровождайте свои объяснения написанием цифр.О числе "сорок" расскажите отдельно - в древности оно обозначало "очень много".Затем комбинируйте десятки с единицами - положите,например,на двадцать счетных палочек
еще три - получится 23.Напишите число и предложите ребенку сделать свою комбинацию из палочек.
Занимайтесь с малышом постепенно и поэтапно - важно добиться того,чтобы ребенок не только запоминал цифры,но и понимал счет.В корне не верно заставлять ребенка запоминать,что,скажем, 3+4 будет 7.На столе было три яблока,потом положили на стол четыре груши и получилось в результате 7 фруктов. Ребенок должен понимать механизм складывания - Сначала смотрим,сколько было,затем сколько прибавили и сколько стало всего.Аналогичным образом объясняется и механизм вычитания.Сейчас в продаже появилось много иллюстрированных книг для деток с математическими заданиями,составленными в увлекательной,игровой форме.Такие книги будут полезны для развития математических способностей у Вашего ребенка. И помните - математические способности - это никакой не дар природы.Занятия математикой не требуют каких-то незаурядных способностей от ребенка и способствуют развитию смекалки,логического мышления, повышают умственные способности.
Перед тем, как приступить к непосредственному изучению цифр, научите ребенка считать. И вот после того, как малыш с легкостью станет произносить ряд од одного до десяти, приступайте к новому этапу изучения цифр.
Важно показать, как эти цифры выглядят. Это могут быть картинки, карточки, игры. Существует много методик, каждая мама выбирает для своего малыша наиболее удобную и интересную на свой взгляд.
Когда начинать учить цифры?
Очень важно заинтересовать ребенка. Если ребенок не может запомнить цифры, может, стоит немного отложить занятия, может это ему еще не интересно, может быть, вы слишком рано занялись изучением цифр.
Трудно сказать, какой возраст наиболее подходит для этого дела. Каждый ребенок индивидуален и интерес просыпается в разном возрасте. Кто-то уже в год считает, а кому и в пять лет трудно отличить четверку от семерки. Сейчас очень модно как можно раньше , писать, говорить и так далее. Не зря здесь стоит слово «модно», потому как, в большинстве случаев это нужно не детям, а их мамам, которые потом на детской площадке могут расхваливать свое чадо. На самом деле, выучить цифры ребенок успеет, поэтому если малыш упорно не хочет заниматься, не стоит настаивать, наверняка, ему еще не интересны цифры.
Игра – учение
Не переживайте, если ребенок не может запомнить цифры. Превратите ваши . К примеру, купите лото, используйте бочонки для запоминания цифр. Ваш малыш любит рисовать? Это же прекрасно! Купите детский мольберт с магнитной доской и доской для рисования мелками. Может быть ребенку будет легче запомнить цифру восемь, если нарисовать ее в виде очков, а три – в виде змеи.
Старайтесь при каждом удобном случае показывать ребенку цифры. В магазине – ценники, на улице – номера домов и автобусов, в лифте – кнопки с этажами. Со временем малыш обязательно запомнит все цифры.
В запоминании цифр вам могут помочь всевозможные раскраски, загадки, стихи, развивающие игрушки. На доске или бумаге нарисуйте ряд цифр, пропусти одну или несколько, пусть ребенок назовет недостающие цифры. Для начала пишите цифры по порядку, к примеру, 1,2,3,5,6,7,9,10. Через некоторое время, когда малыш с легкостью будет справляться с этим заданием, пишите цифры вразброс – 3,6,4,2,7,1,9,10.
Еще одна занимательная игра: из картона вырежьте крупные цифры, пусть ребенок закроет глаза и на ощупь отгадывает цифры.
Организация занятия запоминания цифр
Но, запомните, все ваши труды окажутся напрасными, если малышу не интересно заниматься изучением цифр. Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, в спокойной обстановке, не злитесь и не ругайте, если ребенок не может запомнить цифры сразу. Не переставайте хвалить его. Правильно организуйте режим, лучше заниматься каждый день по 10-15 минут, чем раз в неделю по два часа – это только утомит ребенка. Психологи утверждают, что проводить занятия лучше в утреннее время, к примеру, после завтрака, так информация лучше воспринимается и запоминается.
Что делать, если ребенок не может запомнить цифры?
Если все-таки ребенок не может запомнить цифры, не настаивайте, может быть, время еще не пришло. Предложите ребенку позаниматься через пару недель. Не настаивайте, это наоборот отобьет интерес малыша к занятиям.
Многие родители озадачены дошкольным образованием малыша. И это понятно хочется, чтобы отпрыск пошел учиться в первый класс уже подготовленный. Тем не менее, в связи с этим появляется масса вопросов и один из них, как научить ребёнка запоминать цифры.
Как научить ребенка запоминать цифры
Нередко родители делают ошибку в подходе к занятиям. Они забывают о юном возрасте учащегося, а этого делать не стоит.
Приступая к обучению, и решая проблему, как выучить с ребёнком цифры, помните, что малыш в дошкольном возрасте не может быть долго сосредоточенным на чем-то одном.
Если вы будете проводить обучение в форме игры, малышу понравится, и он будет сам просить вас позаниматься с ним.
Рассмотрите несколько вариантов занятий, которые смогут увлечь карапуза:
- Достаньте яркие кубики, на которых изображены цифры. Показывайте их крохе и озвучивайте каждое число. Возьмите сначала диапазон чисел от одного до пяти. На первое время этого достаточно. Потом постепенно вы дойдёте до десяти.
- Показывайте цифры, не только нарисованными. Чтобы лучше запомнить, малышу нужно потрогать, взять их в руками. Вырежьте из картона цифры и дайте рассмотреть крохе поближе. Спросите, как он думает, на что похожа та или иная цифра.
- В вопросе, как обучить ребёнка цифрам, главное терпение и понимание, что перед вами не взрослый человек, а малыш, который ещё не знает что такое счёт вообще.
- Прежде чем познакомить ребёнка с цифрами, нужно дать ему основные знания о величинах. Карапуз должен представлять, что такое ‘меньше”, а что “больше”, как разделить предметы поровну.
Через какое-то время, когда малыш уже будет знать цифры от одного до десяти, вы можете сделать пазлы из картонных чисел. Вырежьте яркую цифру. Пусть это будет пять. Разрежьте её на четыре части и предложите крохе собрать цифру и назвать её. С течением времени задачу можно усложнить.
Помните старую пословицу “Повторение мать учения”? Эта поговорка именно для решения задачи, как научить ребёнка цифрам в 5 лет.
Пройденный материал нужно повторять ежедневно. Это совсем не значит, что вам нужно посадить малыша и устроить ему опрос по теме. Нет. Обращайте его внимание на те числа, которые встречаются вам на прогулке, или когда вы стоите на остановке и ждёте транспорт. Пусть малыш сам называет ту цифру, на которую вы ему укажите. Это может быть номер дома, номер трамвая и другое.
Перечисленные варианты обучения - это далеко не весь список идей привлечения внимания малыша к счёту. Понаблюдав за крохой, вы наверняка найдёте свой индивидуальный подход к освоению материала ребёнком.