Организация летнего отдыха детей. Из опыта работы.
Лето – любимая пора в жизни каждого человека. Он чувствует себя отлично целый год, если хорошо отдохнул летом. У него сохраняется хорошее настроение, повышается иммунитет. Для детей раннего и дошкольного возраста летний отдых имеет огромное значение. Замечательно, если есть возможность провести лето на даче, на море вдали от города. К сожалению, не все родители могут обеспечить своему малышу такой отдых. Но это не значит, что ребенок должен лишиться такого важного периода в своей жизни.
Педагогический коллектив нашего учреждения проводит летнюю оздоровительную кампанию таким образом, чтобы дети провели время весело и с пользой. Мы стараемся максимально использовать благоприятные для оздоровления и укрепления здоровья детей условия летнего времени. Во время длительного нахождения детей на природе способствуем их приобщению к удивительному миру природы, чтобы они научились понимать, любить, заботиться о его сохранении и преумножении.
Поэтому детский сад «Гнездышко» ставит перед собой следующие задачи летней работы с детьми:
Оздоровление детского организма путем проведения общих и специальных закаливающих мероприятий, максимально используя летние условия;
Укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры;
Развитие психоэмоциональной сферы ребенка за счет обеспечения
эмоционально-положительного состояния ребенка и создания комфортных условий;
Обеспечение всестороннего развития ребенка в формах свободной совместной деятельности воспитателя и детей и создании условий для разнообразной самостоятельной деятельности ребенка.
Осуществление взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения мотивации и компетентности родителей в вопросах использования летних природных условий для закаливания детского организма и организации игр ребенка на летней прогулке.
Правильно организованный летний отдых – это залог не только интеллектуального развития дошкольников, но и оздоровления и укрепления физического и психического здоровья.
Поэтому физкультурно-оздоровительная работа занимает одно из самых основных направлений в деятельности педагогов с детьми. Главная цель отдыха – в полной мере приобщиться к тем, безусловно, полезным для здоровья факторам, которых ребенок был лишен в течение года. Детский организм в отличие от взрослого способен за 2-3 месяца летнего отдыха практически полностью восстановить нормальную физическую форму за счет естественных и обязательных для здоровья факторов: солнце, воздух, вода, физические нагрузки.
В успехе оздоровительной работы важную роль играет режим дня. Поэтому нами разработаны вариативные режимы пребывания детей в детском саду, в основу которых заложено максимальное пребывание детей всех возрастных групп на воздухе, а также увеличение продолжительности дневного сна, закаливание.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. К общим относятся: правильный распорядок дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, одежда детей в соответствии с гигиеническими требованиями, воздушный и температурный режим в помещении. К специальным закаливающим мероприятиям относятся световоздушные и солнечные ванны, хождение босиком, оздоровительный бег, дыхательная и звуковая зарядка, обширное умывание, полоскание рта и горла, водно-массажные процедуры «Ручеек» и др.
Особое внимание мы уделяем обеспечению рациональной ежедневной двигательной активности. Каждое утро проводится утренняя гимнастика под музыку, а после сна – бодрящая. Совместная деятельность с инструктором по физической культуре является для детей одним из самых любимых занятий. Дети превращаются то в цирковых артистов, то попадают в сказку, в джунгли, в страну Спортляндию и так далее. Ежедневно проводятся подвижные игры, для детей старшего дошкольного возраста спортивные игры, соревнования, полоса препятствий.
Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. В нашем учреждении установлено четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак (йогурт, кефир, ряженка, сок), обед, горячий полдник в соответствии с СанПиНом. В рацион включены продукты, содержащие все необходимые компоненты для детского организма. Ежедневно дети получают фрукты, осуществляется витаминизация третьего блюда.
Желание сделать жизнь детей в детском саду летом яркой и насыщенной привело педагогический коллектив к организации разнообразных видов детской самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности по четырем основным направлениям развития личности ребенка: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому в игровых формах.
Педагоги стараются жизнь детей в нашем «Гнездышке» организовать так, чтобы каждый день приносил ребятам что-то новое, был наполнен интересным содержанием, и воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах им надолго запомнились.Соблюдается принцип комплексно-тематического планирования. Каждый день недели имеет свое название, но является частью темы, выбранной на неделю или две. Например, «Неделя здоровья» в старшем дошкольном возрасте состоит из: « Дня воды и чистоты», «Дня лекарственных растений», «Дня здоровья и красоты», «Дня доктора Айболита», «Дня здоровья».
Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом удачного дня является утро, которое дает положительный эмоциональный настрой на целый день. Воспитатели принимают воспитанников на улице, сразу вовлекая их в различные игры. Ежедневно проводятся хороводные игры, особенно в период адаптации, так как дети приходят из разных дошкольных учреждений. Данный вид игры способствует воспитанию дружеских чувств, сплочению детей, осознанию себя членом коллектива. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нравятся игры: «Колобок», «Колпачок», Мишка косолапый», «Пузырь». Ребята постарше предпочитают «Магазин», «Дударь», «Плетень». Хороводная игра «Пузырь» является самой любимой у всех воспитанников.
Летняя природа – это источник для развития детского творчества. Одним из интересных и познавательных занятий с детьми являются экскурсии и образовательные путешествия по экологической тропинке, проложенной по территории детского сада.
Экологическая тропинка включает в себя разнообразные, наиболее привлекательные и доступные для осмысления детьми объекты. В зависимости от задачи, поставленной педагогом, экскурсии бывают ознакомительными, когда обследуются все или частично точки по порядку, или целевыми, когда обследуется один объект, например, «Кто живет на этом пне?». Каждый объект природы является неиссякаемым источником познания. Поэтому воспитанники вместе с педагогами многократно посещают одни и те же точки.
Все экскурсии проводятся в увлекательной форме вместе с «хозяином» тропинки – Лесовичком. Для создания мотивации на предстоящую деятельность он предлагает детям выполнить интересные задания или отгадать загадки.
Лесовичок помогает детям выделить характерные особенности объекта, используя разные приемы: задает вопросы-задания, загадки, учит находить признаки сходства и различия, устанавливать связи между различными явлениями природы; используются стихотворения, песни, малые формы фольклора для усиления впечатлений детей, что способствует воспитанию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы детей, сопереживания всему живому; решаются вопросы формирования нравственных качеств личности: воспитание доброго, заботливого отношения к природе, желания защищать, охранять и преумножать природное богатство родного края.
Для поддержания интереса детей меняется тематика, ход проведения экскурсий, обязательно используются игры (подвижные, театрализованные, дидактические), сюрпризные моменты и др.
Путешествие по экологической тр опинке дает большие возможности для организации поисковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Например, перед детьми ставится проблема: Почему муравьи коричневого цвета? Дети высказывают свои предположения, которые обсуждаются всеми участниками. Затем определяются способы проверки (опыты, наблюдения) и делается вывод.
Кроме совместной деятельности, создаются условия для удовлетворения любознательности детей в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и опытно-экспериментальной деятельности.
Экскурсии по экологической тропинке способствуют не только развитию познавательного интереса, но и сенсорного восприятия, так как при обследовании объекта дети используют различные органы чувств – рассматривают его, учатся замечать мелкие особенности; слушают; трогают руками (соблюдая правила безопасности); нюхают.
После нескольких путешествий по экологической тропинке проводятся викторины, вечера досугов, развлечения. Полученные детские впечатления находят отражение в художественно-продуктивной деятельности. Дети рисуют, лепят, создают коллажи, аппликации и др. Очень часто листья, семена растений, собранные на «тропинке» превращаются в детских работах в забавных зверюшек, волшебные цветы, или создают затейливые узоры.
Экскурсии в природу способствуют развитию речевого творчества. После наблюдений, например, за насекомыми возле пня, на своем игровом участке дети вместе с воспитателем располагаются на травке, и педагог задает детям вопрос: «А как вы думаете, куда спешил муравей?», «А если бы муравей умел разговаривать, чтобы он нам сказал?», «Давайте представим: поднялся сильный ветер, подхватил муравьишку и…. Что же могло с ним приключиться?»
Работе с родителями воспитанников также уделяется большое внимание, так как обеспечить полноценный отдых ребенку можно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. Педагоги и медицинские работники проводят консультации по вопросам оздоровления детей в летних условиях, безопасного поведения на природе, на улице, дома, организации игровой деятельности; подготовили эстетично оформленные, иллюстрированные памятки с правилами поведения в различных ситуациях. Вовлекают родителей в организацию и проведение праздников, развлечений, досугов для детей.
Педагогический коллектив детского сада №60 уверен в том, что лето, проведенное детьми в нашем «Гнездышке» будет для них незабываемым. Нам удастся наполнить ребят яркими впечатлениями, открытиями, удовольствием, красотой и обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей за счет разработанной системы мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Список литературы:
1. 1. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009. – 86 с.
2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.
3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001 – 107 с.
4. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по Земле. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Линка-Пресс, 2006 – 278 с.
5. Рыжова Н. А. Дорога, длиною в ДОУ // Обруч. – 2006 - № 3 с. 28-30
6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 – 79 с.
7. Публикации в интернете: http: // www . ecosystema . ru /; http //detsadd . narod . ru /.
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.
Добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
Добавьте 5 материала
Секретный
подарок
Добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
Добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
Добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
Добавьте 17 материалов
г. Химки
Выступление по теме:
«Организация отдыха детей и подростков в условиях детского
оздоровительного лагеря»
Введение
Лето это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого
ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми
друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть.
Вариантов здесь много: дача, зарубежная поездка с родителями, отдых с родителями в
санатории или доме отдыха; можно просто поиграть с друзьями во дворе или посетить
лагерь при своей родной школе. Многие воспитанники отправляются отдыхать в летний
оздоровительный или профильный лагерь, но в последнее время данная тенденция идет на
спад и большинство детей и их родителей выбирают пришкольные формы отдыха.
В современном социуме большое значение имеет организация системы летнего
отдыха детей и подростков. Летние каникулы для школьников это восстановление
здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных
возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в
систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение
индивидуальных интересов в личностнозначимых сферах деятельности.
Существуют различные формы детского отдыха: организованный и
неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и
без них, оздоровительный, санаторный и профильный, отдых в условиях города и
загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т.п.
юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны,
формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с
другой пространством для оздоровления, развития художественного, технического,
социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным
пребыванием, профильные и оборонноспортивные лагеря, палаточные лагеря и др.
Инициаторами создания лагеря могут быть детские организации, муниципальные
органы управления образованием, органы культуры, местные органы государственной
власти, профсоюзы трудовых коллективов и организаций, общественные организации, а
также частные лица.
1
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а
также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториевпрофилакториев,
туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть
организован в палатках, на речных и морских судах.
Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и
профиля оздоровительного лагеря, конкретных природноклиматических условий,
возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних не
менее 18 дней, весеннееосеннезимних не менее 6 дней. В палаточных передвижных
оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 912 дней, в профильных
оздоровительных лагерях не менее 9. Органы здравоохранения рекомендуют открывать
загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день. Именно за этот
срок наступает максимальный оздоровительный эффект.
С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды,
группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 69 лет 2025
человек, 1014 лет 2530 человек, 1518 лет 25 человек. В нашем случае комплектование
отрядов следующее: не более 25 человек для обучающихся 14 классов и не более 30
человек для остальных школьников.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей,
развития их способностей создаются следующие типы лагерей: сезонные с
круглосуточным и дневным пребыванием; круглогодичные.
Значительную роль в структуре летнего оздоровления учащихся играют
оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются, как
правило, на базе образовательных, профессионально технических и внешкольных
учреждений, в детскоюношеских спортивных школах. Учреждения образования
используют непосредственную близость досуговых центров, театров, концертных залов,
музеев и других социальнокультурных учреждений, что позволяет разнообразить формы
воспитательной работы, расширить рамки досуга, познакомить детей с новыми видами
деятельности. В целях достижения положительного оздоровительного эффекта они
организуют работу оздоровительных лагерей дневного пребывания совместно с
учреждением здравоохранения, когда отдыхающим предоставляется возможность пройти
процедуры, способствующие укреплению здоровья.
Детский оздоровительный лагерь и его функции.
2
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и
юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь это с одной
стороны, форма организации свободного времени детей, с другой пространство для
оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные
преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они
заключаются в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.
Это выражается, вопервых, в совместном проживании детей. «Познание способа
совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в
коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Вовторых, именно здесь ребята
более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее
возникает «зона доверия». Втретьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу
жизни в естественных условиях социальной и природной среды. Вчетвертых, ребята
активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению
уровня экологической культуры. Впятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей
дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться
интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей
личности.
На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по
имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и
по содержанию деятельности, обеспечивающей каждому право выбора собственной
стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов
деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной
программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и
распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного
подхода в организации образовательновоспитательного процесса.
Ориентация на интересы ребенка это сегодня одна из важных черт детского
оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для
самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его
внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития
его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации
все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической направленности.
3
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и
путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны
следующие положения:
детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в
которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной,
физической и социальной компетентности;
в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы
массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития
творчества и самодеятельности, социально значимой деятельности; единства
оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и
социальной средой;
детские оздоровительные лагеря характеризуют предметнопрактическую
деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать
ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь
располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что
обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие
виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная,
эстетическая, художественнотворческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей в
лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или
иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной
активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и
участия каждого ребенка в его жизни.
Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает
сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления
помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует
формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в
сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении
проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления
4
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности
зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является
учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и
выполняет образовательную и воспитательную функцию.
Реализация воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за
счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в
результате чего создается своеобразная педагогически управляемая микросреда,
позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течение
определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность
социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию
лидерства.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от
уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют
жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом
лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно
исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В
лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех
школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной
работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих
способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей
и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также
разновозрастные отряды, группы, объединения.
Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем
сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей
воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации,
которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы
Шмаков С.А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и
5
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность,
вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
Причем содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должно носить,
по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер,
свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры
и ценностных отношений.
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха
детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ
Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К., смену в лагере подразделяют на три периода:
1) организационнодиагностический период, в ходе которого происходит адаптация
к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных
условий детей, а также включение их в жизнедеятельность первичного детского
коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период
оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации
гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована
педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что
удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели. На этом
этапе в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной
организационной структуры коллектива;
2) основной период, который является наиболее продолжительным и сложным.
Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности,
определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На
первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей,
стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству;
3) заключительный период период продуктивной рефлексии, т. е. период
размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, что происходило с каждым
ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе
проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий
определить степень достижения ими личных целей.
Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки
одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы
на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной,
6
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
творческой или трудовой направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными
должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие
ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе,
проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация
экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках,
секциях, клубах, творческих мастерских)».
Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по
направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным;
он выполняет одни и те же задачи:
оздоровление детей,
формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;
развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и
интересов детей,
активное приобщение к различным видам деятельности.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого
педагогических, методических и управленческих задач:
создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды,
благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка,
духовной основы его развития;
использование природных условий для восстановления, сохранения,
компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества
школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
создание условий для формирования и развития социальноадаптированной
личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с
окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности,
в признании и уважении, в самоутверждении;
предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг,
способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию
каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению
подростков;
7
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного
лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в
решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой
структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы
оценки эффективности и результативности.
Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить
интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с
оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и
талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.
Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка.
Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда
разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему
осознать себя личностью.
Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях
лагеря, направленных на решение проблемы воспитания здорового человека.
Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического
колорита.
Четвертая идея – идея самоорганизации, способности проектировать и
организовывать молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.
Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного
оздоровления детей, организации воспитательного процесса.
Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья,
расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к
воздействию многообразных факторов. Наиболее эффективное оздоровление возможно
благодаря осуществлению комплекса мероприятий, составляющих единую систему,
которая включает в себя объединение усилий различных служб: медицинской,
образовательной, социальной, психологической и др.
Основная цель воспитания это формирование у каждого ребенка мировоззрения,
целостного комплекса социально значимых качеств. Исходя из этого, обозначены
следующие задачи воспитательной работы:
формирование современного мировоззрения гуманного, нравственного,
духовного отношения к окружающему миру;
8
Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности,
добросовестности и активности в решении практических задач;
гармоничное, целостноориентированное развитие личности ребенка;
укрепление нравственнопсихологического потенциала, высокой культуры
общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественнозначимой
деятельности.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств
личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным
условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование
мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: инициативность, ответственность,
любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность.
В условиях лагеря решаются задачи занятости детей, т.е. организация их
деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в
личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творческого
потенциала. Основными задачами занятости являются: включение детей и подростков в
различные виды деятельности; развитие личности и возможность непосредственного
приобретения дополнительных практических знаний в различных отраслях науки,
экономики, техники, искусства, спорта; проявление и реализация коллективного и
индивидуального творчества.
При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо
выдерживать следующие принципы организации и содержания деятельности.
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на
доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуальнопознавательные,
художественнотворческие, организаторсколидерские). Выступления на концертных
площадках, разработка социальнозначимых проектов – все это является одновременно и
привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект
новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует
самоутверждению личности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:
познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа
продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
9
Эффективность организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в Ленинском муниципальном районе.
Впереди школьные каникулы, которые с одной стороны позволят детям отдохнуть, набраться сил к новому учебному году. С другой, в течение трех месяцев дети могут быть предоставлены сами себе, что может привести к негативным последствиям. Так, проведенный анализ дорожно - транспортных происшествий свидетельствует, что большая их часть произошла именно в летний период. Недаром поется в песне, что «лето - это маленькая жизнь». Ребята будто забывают, чему их учили в течение года и, вырвавшись на каникулы, живут в своем только им понятном мире. В этой связи организация досуга школьников в каникулярный период- первостепенная задача всех взрослых, в первую очередь педагогов.
В целях повышения эффективности оздоровительной кампании в течение года работает Межведомственная лагерная комиссия, на заседаниях которой рассматриваются основные направления деятельности, определяются приоритеты и задачи детского оздоровления, решаются вопросы финансирования, в том числе связанные с частичной оплатой и компенсацией за самостоятельно приобретенные путевки. Организована работа телефона «горячей линии», проводятся консультации по вопросам организации летнего отдыха, вопросы оздоровительной кампании освещаются в средствах массовой информации.
Наша обязанность сделать отдых:
Безопасным;
Доступным;
Полезным.
Все понятно по первым двум пунктам. Лагеря комиссионно проверяются, причем по решению Межведомственной лагерной комиссии мы проверяем не только лагеря дневного пребывания, но и все лагеря, куда организованно выезжают дети. Четыре года назад аукцион по закупке путевок для детей в трудной жизненной ситуации выиграла фирма, у которой в итоге и лагеря не оказалось, детям предложили провести каникулы в санатории, где проходили курс лечения беременные женщины Конечно, в итоге, от такого безрассудного предложения мы отказались, но нервы себе помотали еще и тем, что лихие ребята сбавили сумму за путевку с 23 до 16 тысяч. Теперь в техническом задании мы прописываем обязательное требование, что после проведения открытого аукциона до подписания контракта в трехдневный срок можем посетить организацию отдыха с целью ознакомления на соответствие требованиям, предъявляемым заказчиком. Вот уже четыре года бог милует нас от недобросовестных поставщиков.
Мы стараемся обеспечить доступный отдых. Родители оплачивают 25% от общей стоимости путевки в лагеря дневного пребывания (стоимость путевки - 6000 руб.); детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путевка предоставляется бесплатно. Бесплатно предоставляются путевки в выездные лагеря одаренным детям и опять же детям в трудной жизненной ситуации. Родители, которые приобрели путевки самостоятельно, получают частичную компенсацию.
Здесь важно отметить, что безопасный и доступный отдых можно обеспечить в каждом лагере, на это существуют постановления, распоряжения, приказы, комиссионные проверки.
А будет ли отдых полезным, зависит от Программы лагеря и, конечно, человеческого фактора, заинтересованности и неравнодушия взрослых, обеспечивающих отдых детям.
Основными формами отдыха являются:
Лагеря дневного пребывания;
Досуговые площадки;
Профильные палаточные лагеря;
Профильные выездные лагеря.
Самым массовым и доступным видом отдыха остаются лагеря с дневным пребыванием, которые в нашем районе действуют на базе всех общеобразовательных организаций.
Кажется, чего проще провести пришкольный лагерь. А ведь данный вид отдыха требует особых усилий. С одной стороны, лагерь должен стать продолжением воспитательной работы, которую мы проводили в школе в течение года. С другой, это уже не школа, а лагерь со своими законами и традициями. А главное, не должен стать местом для бесполезного времяпровождения.
На время организационного периода и проведения лагерной смены за всеми лагерями дневного пребывания закрепляются сотрудники Управления образования. Лагеря комплектуются педагогами - предметниками, педагогами - психологами, воспитателями из числа педагогических работников и педагогами дополнительного образования детей.
Лагеря дневного пребывания работают в течение лета по программам, которые позволяют создать оптимальные условия не только для оздоровления, но и развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Так, в 2018 году действовали лагеря дневного пребывания с профильными отрядами декоративно - прикладного творчества, информационно - математического направления, юных краеведов, юных экологов, юных лингвистов, юных спортсменов и т.д. Программа профильного отряда позволила каждому ребенку найти свое любимое дело, проявить свои таланты, овладеть новыми умениями и навыками; самое важное - охватить детей подросткового возраста от 12 до 15 лет.
К проведению массовых и досуговых мероприятий, организации экскурсий, походов и спортивных соревнований активно привлекались учреждения культуры и спорта, военно - патриотические клубы.
Проведены межлагерные мероприятия:
Открытие лагерной смены;
День России;
День памяти и скорби;
Закрытие первой лагерной смены.
Совместные мероприятия позволяют не только сделать их более качественными, но и, в итоге, сэкономить денежные средства.
В этом году педагоги дополнительного образования будут работать в пришкольных лагерях. Это будут и теоретические занятия, и практические, и мастер - классы.
Помимо лагерей дневного пребывания на базе всех школ, учреждений культуры и спорта действуют досуговые площадки. С детьми проводятся спортивные соревнования, игры, викторины, занятия по интересам, беседы, экологические и патриотические акции и т.д
Досуговые площадки - малозатратная и перспективная форма организованного отдыха. Главное, их посещают подростки 13-14 лет. В летний период 2018 года данной формой отдыха было охвачено более 5000 ребят.
Для подростков 12-18 лет в каникулярный период организуются профильные палаточные лагеря: оборонно - спортивные, православные, эколого - трудовые. Палаточный лагерь - особая социально - педагогическая среда, которая позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности. Это очень важно, ведь в данных лагерях более 40% детей из неполных и малоимущих семей. А в военно - спортивные лагеря, которые ведут поисковую работу, обязательно выезжают подростки, состоящие на учете в КДН. Важен и тот факт, что палаточные лагеря малозатратны и мобильны. Вашему вниманию представлен военно - патриотический лагерь «Застава».
Особое внимание уделяется выездным оздоровительным лагерям для талантливых детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Лагеря работают по профильным программам: для талантливых детей - по программе «Лидер», детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - программе «Спасибо, нет!». Кто проводит программы? Это заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги и психологи школ, Учебно - методического центра которые работают в данных направлениях в течение учебного года.
Практика направления детей вышеуказанных категорий в выездные лагеря существует около 10 лет. Положительный опыт проведения лагерей:
Программа «Лидер» позволяет выявить ребят, которые в дальнейшем активно работают в школьных детско - юношеских организациях, Совете районной детско - юношеской организации «Юные патриоты Ленинского района»; две участницы программы сегодня являются педагогами - организаторами; курируют деятельность районной детско - юношеской организации. Кстати, вот уже три года талантливые дети отдыхают в Болгарии;
Программа «Спасибо, нет!» способствует снижению противоправных действий среди несовершеннолетних.
Вообще стоит отметить, что не так - то просто отправить детей данной категории в выездные лагеря, т.к. сегодня дети едут, завтра родители отказываются, послезавтра снова соглашаются, а в итоге - в лагерь так и не едут, и приходится в срочном порядке находить замену.
Кроме того, опыт работы показал, что дети вышеуказанной категории по физиологическим и психологическим особенностям не могут находиться в лагере более 14 дней.
Поэтому при составлении технического задания на приобретение путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы учитываем все спорные моменты.
Необходимо отметить, что в Ленинском районе осуществляется единый межведомственный подход к решению вопросов по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, что позволило не только сохранить охват детей всеми формами отдыха и занятости на уровне прошлых лет, но и увеличить.
Успехи достигнуты благодаря тому, что в нашем районе проводится умная оздоровительная кампания!
С.Собянин: Значительное количество детей, около 10 тыс. детей в год мы отправляем в Болгарию, но это не болгарский лагерь, это московский лагерь, в 2008 году его начали строить, сейчас это один из самых лучших лагерей на постсоветском пространстве, обладает корпусами современными, спортивными и лечебными, корпусами для проживания, учебы, спорта. Такая действительно солидная структура. Мы продолжаем его достраивать, потому что, чтобы срастить экономику, надо реализовать проект полностью, его невозможно остановить посредине, поэтому мы продолжаем его развивать. В целом, конечно, это очень комфортный современный лагерь.
Помимо этого мы развиваем и базу лагерей, которые находятся в Подмосковье. К сожалению, как вы правильно сказали, они уже десятилетиями капитально не ремонтировались и не реконструировались. Это такой прошлый век совершенно, поэтому мы вынуждены были девять лагерей взять непосредственно в ведение города, из них шесть мы капитально отремонтировали, они 3-го числа будут запущены все уже с новыми корпусами, с новыми столовыми, спортивными объектами и так далее. Три объекта продолжаем реконструировать, они выйдут в конце этого года.
В целом в Москве организованным отдыхом охвачено около 300 тыс. человек - это и загородные, и городские лагеря. Работаем вместе с профсоюзами, передавая часть денег профсоюзным организаторам летнего отдыха, компенсируем 30% стоимости путевки. Так же, как и у Александра Николаевича (А.Н.Ткачев - губернатор Краснодарского края ), мы компенсируем родителям, которые самостоятельно выбирают свои путевки, я имею в виду льготные категории граждан, компенсируем им от 5 тыс. рублей. Помимо этого мы 100% компенсируем детям из многодетных, малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам и так далее. В целом на программу расходуется 4,7 млрд рублей - это достаточно серьезные деньги.
Кроме того, Вы сегодня находитесь в «Красной Пахре», у нас сеть санаториев (более 30 санаториев) круглогодичного пребывания - достаточно серьезная сеть. Мы озаботились в последние годы модернизацией материальной базы: в Красной Пахре строятся два корпуса, плюс там вкладывается в новое медицинское оборудование. В целом эта программа работает по всей сети. Мы вкладываем только в этом году более 1 млрд рублей в обновление материальной базы, поэтому я считаю, что мы будем не только поддерживать существующую материальную базу лагерей и санаториев, но и давать им новую жизнь, современный облик.
В целом, конечно, это работа, которой необходимо заниматься постоянно и на системном уровне. Хотелось бы, чтобы на этом рынке помимо бюджетных денег появлялись и внебюджетные инвестиции, частные компании, потому что мы, по сути дела, покупаем услугу. Для этого, мне кажется, все-таки нужно отрабатывать долгосрочные договоры - не на одно лето, а на три, на пять лет, чтобы у инвесторов появился реальный стимул и какое-то видение своей перспективы. Тогда они, может быть, больше будут вкладываться в лагеря отдыха, создавать какие-то круглогодичные базы, за счет того, что будут иметь постоянный финансовый поток, постоянный заказ. Но это вопрос уже организации нашей работы. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Сергей Семенович.
Разделы: Внеклассная работа
Введение
Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.
Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Детский оздоровительный лагерь “Радужный” с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ №90”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ №90”. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе МОУ “СОШ № 90” обучается 254 учащихся. Из них 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся. 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.
Основным направлением ДОЛ “Радужный” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:
- нравственно-патриотическое;
- экологическое;
- творческое;
- культурно-нравственное;
- трудовое.
Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.
Поэтому в лагере “Радужный” для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.
Паспорт программы
Название: “Летний Экспресс”.
Организация: Детский оздоровительный лагерь “Радужный” при МОУ “СОШ № 90”.
Николаева Вера Ивановна - начальник лагеря
Хоменко Олеся Игоревна - старший воспитатель
Агеева Светлана Викторовна - врач
Давиденко Светлана Владимировна - фельдшер
Целевые группы: 90 детей, от 7до 11 лет.
Адрес: 636071 Россия, Томская обл., г. Северск, ул.Горького, 32 а.
Цель и задачи программы
Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.
- организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности;
- содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности;
- развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
- создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость;
- воспитывать патриотизм.
Идея и форма реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летний экспресс” в форме сюжетно-ролевой игры. За месяц до открытия детского оздоровительного лагеря “Радужный”, среди учащихся проводится конкурс на лучшую путевку в лагерь. Впоследствии эта путевка станет билетом на скорый поезд “Летний экспресс”. Победителями данного конкурса стала семья Ступиных, предложив следующий вариант путевки в ДОЛ “Радужный”.
Внешняя сторона
Внутренняя сторона
Лето – пора путешествий, и ребята решили отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”. Наш городок находится очень далеко от железной дороги, многие дети не видели ни вокзала, ни железнодорожного полотна, ни поездов, для того, чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, решили останавливаться на различных станциях. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы.
Из участников программы формируются 4 отряда. Для отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивный зал. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, экран соревнований между отрядами, оформление, наглядный материал.
Информационный стенд для родителей,
где каждый родитель сможет познакомиться с
девизом лагеря,
режимом дня, ежедневным планом работы ДОЛ
“Радужный”
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, викторин, кругосветок. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся коллективно-творческие дела:
1. Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятий согласно плану работы лагеря.
2. Трудовые – организуют уборку палат, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.
3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.
Вся информация об условиях участия в том или ином коллективно-творческом деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются в дневнике “Летнего экспресса” и на экране настроения.
Экран состязаний
За каждое важное, событие, в котором отряд принял участие или как-то отличился, получает свой вагончик.
Дневник путешествия “Летнего экспресса” пассажиры ведут сами. На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника.
На “экране настроения” ежедневно отмечаются чистота палаты, поступки ребят каждого отряда.
Так же, во время всей лагерной смены используется словарь путешествий.
Лагерь - чудесная летняя страна.
Все дети в лагере - пассажиры “Летнего экспресса”.
Воспитатели лагеря – проводники “Летнего экспресса”.
Начальник лагеря - машинист состава.
Вагоновожатый – старший воспитатель.
Ежедневно проходят планёрки, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров “Летнего экспресса”.
Есть отрядные уголки, в которых помещены:
- численность пассажиров (список отряда).
- девиз, речёвка, эмблема отряда.
- достижения отряда.
- поздравления.
- звёзды отряда.
На закрытии смены будут подведены итоги работы, продемонстрируются достижения детей в различных видах деятельности, лучшие ребятишки будут награждены и каждый ребенок лагеря получит памятный подарок.
Направления работы ДОЛ “Радужный”
Направление |
Мероприятия |
|
1. Спортивно- оздоровительное |
|
1. Открытие спортивного сезона
“Я со спортом подружусь” 2. Оздоровительная кругосветка “В гостях у королевы здоровья” (с привлечением медицинских работников). 3. Спортивные состязания: “Полоса препятствий”, “Веселые старты”. 4. День Нептуна (праздник на воде). 5. Спортивный праздник “Если хочешь быть здоров…” 6. Беседы в отрядах “Разговор о правильном питании”. 7. Викторина по здоровьесбережению “Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов”. 8. Участие в городской спартакиаде. 9. Массаж специалистов. 10. Витаминизация детей. 11. Осмотр специалистов. 12.Кислородный коктейль. 13. Я, ты, он, она – все мы спортивная семья. 14. Малые Олимпийские игры. 15. Тематическая линейка ко Дню медицинских работников “Славим докторов своих”. 16. Папа, мама, я спортивная семья. |
2. Нравственно- патриотическое |
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, городу, школе. | 1. Конкурс рисунков “Дом в
котором я живу”. 2. Конкурс военной песни и строя. 3. Конкурс на лучшего чтеца. 4. Праздник День независимости России”. 5. Библиотечные часы “Страна, в которой я живу”. 6. Кольцовка песен ВОВ. 7. Возложение цветов к памятнику войнам. |
3. Экологическое |
|
1. Экологическая кругосветка
“Живи Земля”. 2. Кругосветка “Лесная поляна”. 3. Городская акция “Наведем порядок на земле” 4. Экскурсия в зоопарк. 5. Акция “Украсим землю цветами”, озеленение дома престарелых “Луч надежды”. |
4. Творческое |
|
1. Праздничный концерт
“Здравствуй, лето!” 2. Праздник цветных мелков “Пусть всегда будет солнце”. 3. Конкурс инсценировки “Сказки Пушкина”. 4. Викторина по сказкам. 5. Конкурс цветочных шляпок. 6. Кольцовка песен “Я играю на гармошке” 7. Концерт “На завалинке” (народное творчество). 8. Концерт “До свидания лагерь”. |
5. Культурно- нравственное |
Продолжить работу по воспитанию культуры поведения, нравственных качеств. | 1. Игра “Чудо детки – в чудном
месте!” 2. К/т “Мир” “Принц Каспиан”. 3. ТЮЗ “Кот в сапогах”. 4. К/т “Мир” “Кунг фу Панда”. 5. Музыкальный театр “Современник”, муз. представление посвященное Дню защиты детей. 6. Музыкальный театр “Современник” “Незнайка в цветочном городе”. 7. ТЮЗ “Остров счастья”. 8. Музыкальный театр “Современник” “Питер Пен”. 9. К/т “Мир” “Лягушачий мир”. |
6. Трудовое |
|
1. Трудовой десант. 2. Викторина “Узнай мастера”. 3. Операция “Чистюля”. 4. Экскурсия в “Антонов двор” (знакомство с профессией кондитера). |
Принципы деятельности
- принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка;
- принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы);
- принцип оздоровительной направленности.
Методы реализации программы
Формы реализации программы
- кругосветки;
- конкурсы;
- концерты;
- презентации;
- игры;
- театрализованные представления;
- игровые программы;
- конкурсы рисунков;
- сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором.
Система работы в лагере состоит из следующих блоков:
1. Подготовительный период – этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Составление медиками санаторно-оздоровительной программы, лечебно-оздоровительных мероприятий (см. Приложение 1–3).
2. Организационный период – расселение, знакомство с ребятами, создание благоприятного климата в отрядах, организация знакомства детей друг с другом, создание городов, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, знакомство с воспитателями. Запуск программы “Летний экспресс”.
3. Основной период – полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами, полноценная деятельность в лагеря.
4. Заключительный период – самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.
Режим дня
ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ №90” на І сезон
(29.05.08 - 27.06.08.)
Мы вам рады! | ||
Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора! И тотчас же по порядку Все ребята - на зарядку! |
Зарядка. | |
Пора-пора на линейку, детвора! | Линейка. | |
Все за стол! Узнать пора, Чем богаты повара. |
Завтрак. | |
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, Только бездельники маются, А все ребята занимаются! |
Мероприятия по плану. |
|
Прием минеральной воды |
||
Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид, За обедом виден сразу Наш ребячий аппетит. |
Обед. | |
Говорит порошок, и журчит
водица: Не забудь, мой дружок, Перед сном умыться. |
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры. | |
К нам приходит тишина. Отдыхает детвора. |
Тихий час. | |
Надо в порядок все привести, В палате убрать и пол подмести. |
Подъем, уборка постелей. | |
Вот уже который раз Повара встречают нас! |
Полдник. | |
Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! | Подвижные игры, спортивные мероприятия. | |
На линейку становись! И делами похвались. |
Линейка по итогам дня. | |
До свиданья! До новых встреч! | Уход домой. |
Контроль и оценка результатов
- Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3).
- Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
- Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
- Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
- Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.
Ожидаемые результаты
- общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
- развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
- более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
- формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
- расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества,физической культуры, и других видах деятельности;
- самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;
Справка с количественными показателями по организации каникулярного отдыха детей в 2007-2008 учебном году
В начальной школе МОУ “СОШ №90” обучается 254 учащихся.
- 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся;
- 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода;
- 13 ребят, это14 % из многодетных и неполных семей;
Размер родительского взноса на культмассовые мероприятия – 380 рублей.
Численность работников лагеря – 30 человек.
Педагоги-воспитатели, вожатые – 20 человек.
Медицинские работники – 3 человека.
Литература