Программное содержание.
Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам. Усилить личностное отношение к культуре тела и души. Помочь организовать жизненный опыт детей.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, мы уже говорили с вами о том, как важно соблюдать культурно-гигиенические навыки, следить за своим внешним видом, беречь свое здоровье.
А сегодня мы начнем с игры «Мое утро». Передавая мяч по кругу, мы будем друг другу рассказывать, что мы делаем утром.
А теперь физкультминутка «Хома-Хомячок».
Хома, Хома-Хомячок
Носит рыжий пиджачок,
Хома рано встает
Моет лапки, чистит рот.
Все приводит он в порядок
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Воспитатель. Ребята, не только люди, но и животные приводят себя в порядок после сна. Кто может об этом рассказать? (Дети рассказывают).
А затем мы умываемся, чистим зубы, моем, причесываемся? (Ответы детей).
А что такое микробы? Что вы о них знаете?
«Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, куклы, мыли руки перед ужином?
О, братец Лис, ты выглядишь простуженным,
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!»
Воспитатель. Иногда микробы попадают не только на руки или лицо, но и в нос, горло, и тогда мы начинаем чихать и кашлять. А как защитить себя от таких микробов?
Воспитатель предлагает детям провести закаливающее носовое дыхание:
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз);
Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем;
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «М-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделать резкий выдох через нос (3-4 раза);
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести «А-а-а» (5-6 раз).
Игра «Микробы»
Дети делятся на две команды. Одна команда «Чихающие», другая – «Заражающиеся». Команды расходятся в разные стороны.
Команда «Чихунов» говорит «Ап-чхи!» и бросает в противоположную команду ватные комочки. Другая команда старается увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать».
Воспитатель. Микробы живут только там, где грязно, не моют пол и игрушки, не протирают пыль. Что же нужно делать? как уберечь себя от микробов?
Дети. Нужно соблюдать чистоту.
Воспитатель. Правильно. Микробы боятся свежего воздуха, и если окна и двери плотно закрыты, то в комнате видимо-невидимо микробов. Что же нужно делать?
Дети. Проветривать помещение.
Воспитатель. Как правильно проветривать комнату? Ведь если мы сейчас откроем окна, то сразу заболеем. (Ответы детей).
«Солнышко»
Солнышко просыпается,
Лучики раздвигает.
Солнышко засыпает,
Лучики собирает.
Дети выполняют упражнение.
Литература
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»
«НАДО, НАДО УМЫВАТЬСЯ…»
Занятие в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
Выполнила: воспитатель
Вечканкина Г.Г.
Программное содержание.
Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам. Усилить личностное отношение к культуре тела и души. Помочь организовать жизненный опыт детей.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, мы уже говорили с вами о том, как важно соблюдать культурно-гигиенические навыки, следить за своим внешним видом, беречь свое здоровье.
А сегодня мы начнем с игры «Мое утро». Передавая мяч по кругу, мы будем друг другу рассказывать, что мы делаем утром. (Проводится игра «Мое утро»).
А теперь физкультминутка «Хома-Хомячок».
Хома, Хома-Хомячок
Носит рыжий пиджачок,
Хома рано встает,
Моет лапки, чистит рот.
Все приводит он в порядок
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Воспитатель. Ребята, не только люди, но и животные приводят себя в порядок после сна. Кто может об этом рассказать? (Дети рассказывают).
А затем мы умываемся, чистим зубы, моем, причесываемся? (Ответы детей).
А что такое микробы? Что вы о них знаете? (Дети рассказывают свои предположения. Воспитатель читает стихотворения «Микроб»)
«Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, куклы, мыли руки перед ужином?
О, братец Лис, ты выглядишь простуженным,
Постой-ка, у тебя горячий лоб:
Наверное, в тебе сидит микроб!»
Воспитатель. Иногда микробы попадают не только на руки или лицо, но и в нос, горло, и тогда мы начинаем чихать и кашлять. А как защитить себя от таких микробов? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель предлагает детям провести закаливающее носовое дыхание:
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз);
Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем;
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «М-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделать резкий выдох через нос (3-4 раза);
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести «А-а-а» (5-6 раз).
Игра «Микробы»
Дети делятся на две команды. Одна команда «Чихающие», другая – «Заражающиеся». Команды расходятся в разные стороны.
Команда «Чихунов» говорит «Ап-чхи!» и бросает в противоположную команду ватные комочки. Другая команда старается увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать».
Воспитатель. Микробы живут только там, где грязно, не моют пол и игрушки, не протирают пыль. Что же нужно делать? как уберечь себя от микробов?
Дети. Нужно соблюдать чистоту.
Воспитатель. Правильно. Микробы боятся свежего воздуха, и если окна и двери плотно закрыты, то в комнате видимо-невидимо микробов. Что же нужно делать?
Дети. Проветривать помещение.
Воспитатель. Как правильно проветривать комнату? Ведь если мы сейчас откроем окна, то сразу заболеем. (Ответы детей).
Упражнение для мелкой моторики рук
«Солнышко»
Солнышко просыпается,
Лучики раздвигает.
Солнышко засыпает,
Лучики собирает.
Дети выполняют упражнение.
Литература
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.
Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей
Оганизация умывания . Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой - в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:
Будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;
Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);
Следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.
В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:
Взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;
Создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;
Смыть мыло водой;
Отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;
Взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;
При необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.
Организация питания.
Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:
Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;
Индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);
Над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);
В центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).
Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:
Перед ребенком должно находится только одно блюдо;
Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;
Не допускать громких разговоров и звучания музыки;
Не допускать понуканий, поторапливания детей;
Не допускать насильного кормления детей;
Не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;
Не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
При нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;
Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;
Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;
Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
У детей необходимо формировать навыки приема пищи:
Брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;
Не разговаривать во время еды;
Вытирать руки и рот бумажной салфеткой;
Правильно пользоваться столовыми приборами.
После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах - дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.
После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы - чашку и блюдце, средний и старший возраст - всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.
Организация дневного сна.
Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:
Снимают обувь;
Носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
Шорты помещают на сиденье стула;
Юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
Колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
Последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
Внимание! Переодевание - это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой - в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон - это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка - оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.
Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак - от 15 до 25 минут, на обед и ужин - от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока - 10 минут, в зависимости от возраста детей.
Следует обратить внимание:
Все навыки формируются постепенно;
Лучший пример для подражания - взрослый;
У ребенка есть свои вкусы и привычки;
В игре обучение проходит легче.
Следует избегать:
Необоснованного поторапливания и одергивания детей;
Публичного осуждения ребенка за неумение;
Излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
Затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.
1 младшая группа:
Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.
Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.
Учить детей полоскать рот после еды.
Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.
2 младшая группа:
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.
Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.
Средняя группа:
Совершенствовать ранее приобретенные навыки.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.
Старшая группа:
Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.
Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.
Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.
Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
Ирина Колосова
Режимный момент «Умывание»
Цель : Формирование у детей культурно-гигиенические навыки.
Задачи: - учить детей правильно называть предметы туалета;
Развивать умение вести диалог с педагогом;
Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
Обогащать словарный запас: душистое, гладкое, мягкое;
Активизировать в речи детей слова обозначающие действие:
умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, вытереть руки;
Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа:
Беседы о назначении мыла; знакомство с водой и её свойством; рассматривание сюжетных картинок с изображением предметов используемых для умывания; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Купание кукол»; разучивание новых малоподвижных игр: «Мы проснулись…», «Умывалочка» (зайка серый умывается,видно в гости собирается). Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение стихотворений «Мойдодыр»- К. Чуковский,
«Девочка чумазая» - А. Барто.
Оборудование:
мешочек, мыло в мыльнице, полотенце, тазик, лейка с водой.
Ход деятельности:
(Дети с воспитателем входят в группу.)
Воспитатель: ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
Ребятки, какие вы у меня чистые, опрятные.
Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.
(Воспитатель предлагает детям немного поиграть) Воспитатель показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.
Мы проснулись рано утром (шагают на месте)
Потянулись (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх,
Чтобы сон ушёл – зевнули,
Головой слегка тряхнули (наклоны головой влево – вправо).
Разбудил нас бег на месте,
К ванне побежали вместе (пружинка).
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались,
Причесались аккуратно (гладят ладонями голову)
Приоделись все опрятно.
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть (хлопки в ладоши)
Воспитатель: Вот какие молодцы!
А сейчас присаживайтесь на стульчики. (стук в дверь)
(Воспитатель в группу вносит куклу Кристину-чумазую)
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: кукла Кристина.
Воспитатель: Она пришла к нам за помощью. Чтобы мы с вами научили её умываться.
Кукла Кристина принесла с собой мешочек. Давайте посмотрим, что в нём лежит (мыло в мыльнице, полотенце)
Ребята посмотрите, что это (мыло)
Потешка: Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чём не беспокойся.
Мыло не кусается,
Просто умывается.
Воспитатель: потрогайте, его какое оно гладкое, понюхайте его, оно пахнет, душистое.
А вы знаете ребята, для чего мыло нужно?
Дети : чтобы мыть руки.
Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь и уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.
Ой, а здесь ещё, что-то лежит (полотенце)
Потрогайте его, какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?
Дети: чтобы вытираться.
Воспитатель : Ребята, научим куклу Кристину умываться?
Дети: Да.
Воспитатель : А, что нам нужно, чтобы умыть куклу (на столе стоит: таз, лейка с водой, мыло в мыльнице, полотенце).
(Воспитатель замечает, что у куклы длинный рукав на кофточке.)
Воспитатель : Ребята, что мы должны сделать, чтобы не намочить рукава?
Дети: закатать рукава.
Воспитатель : Правильно, нужно закатать рукава.
(приглашает ребёнка, на котором показывает как закатывают рукава, затем ребёнок показывает на кукле.)
Потешка : Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит!
Воспитатель : Ну вот рукава закатали, а теперь на пальчиках покажем как надо мыть руки.
Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (трём ладошку о ладошку)
Брызги- вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро. (имитируем вытирание)
(Воспитатель продолжает умывание куклы)
Воспитатель : Сначало смочим руки водой, потом намылим руки мылом, и потрём одну ладошку о другую.
Потешка: Тёплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Затем смоем пену водой и не забудем про лицо. Умываем лицо.
Потешка: Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток
И хорошо кушал зубок.
А теперь нужно лицо и руки вытереть полотенцем
Ручки будем вытирать.
Воспитатель: Ну вот кукла Кристина, мы с ребятами показали как нужно умываться вытираться полотенцем. Полотенце должно быть у каждого своё.
(кукла благодарит детей и оставляет угощение.)
Итог:
Воспитатель: Молодцы ребята, научили куклу умываться. Если мы будем всегда мыть руки с мылом, то мы с вами будем здоровыми:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть.
Публикации по теме:
Конспект деятельности (режимный момент) «Одеваемся на прогулку вместе с Машей» Одеваемся на прогулку вместе с Машей Цель: Создать условия для развития навыков самообслуживания. Задачи: 1. Обеспечить своевременный сбор.
Конспект игровой деятельности «Умывание куклы Кати» Конспект игровой деятельности во 2-й группе раннего возраста «Умывание куклы Кати». Воспитатель: Безрукова Светлана Анатольевна. Цель:закрепить.
(средняя группа) Подготовила: воспитатель Перехватова Н. А. МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» с. Донское Режимный.
Конспект открытого мероприятия «Режимный момент «Подготовка к обеду, обед» (средняя группа) Подготовила: воспитатель Борисюк В. В. МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Режимный момент – Подготовка детей к обеду. Интеграция.
Конспект режимного момента «Умывание. Завтрак» Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности. Активная образовательная.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№72
Конспект режимного момента
«Подготовка к обеду, обед в старшей группе №11»
Разработан:
воспитателем группы №11
Бажановой Т.П.
г. Саранск
Задачи:
Образовательная задача:
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол. Учить связно и последовательно выражать свои мысли, опираясь на схему. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
Развивающая задача:
Развивать диалогическую речь.
3. Воспитательная задача :
1.Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
2.Совершенствовать культурн-гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.
3.Создавать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи.
4.Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи);
5.Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
6.Соблюдать врачебные назначения по индивидуальному питанию.
7. Воспитывать умение спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо), вежливость (благодарить за еду), потребность в чистоте и аккуратности.
8. Познакомить детей с комплексом упражнений для оптимизации работы системы пищеварения.
9.Воспитывать осознанное отношение к здоровью через практическое овладение комплексом гимнастики.
10.Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетическому оформлению столов.
11.Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
12.Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.
Предварительная работа:
Рассматривание посуды во время приема пищи;
Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),
«Какая посуда спряталась?» и др.
Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, нож), столоваяпосуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка,хлебница), салфетница, салфетки из бумаги для сервировки стола.
Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, дидактические игры: «Четвертый лишний», «Убери со стола»
Словарная работа: сервировать, столовые приборы.
Ход режимного момента:
Дежурные возвращаются раньше с прогулки и принимают посильное участие в сервировке стола сопровождая сервировку стихами:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола -
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.
Организация гигиенических процедур после прогулки проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
Выходят из умывальника встают перед гостями радугой.
В-ль : Что мы сейчас делали?
Дети: Мыли руки.
В-ль: А зачем нужно мыть руки?
Дети: Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
В-ль: Какой бедой?
Дети: Разными болезнями.
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть.
Надо руки с мылом мыть!
В-ль: Пока наши дежурные накрывают на стол мы с вами вспомним правила поведения за столом.
Дети:
УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.
Медвежонок хлеб жевал -
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом -
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот -
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.
В-ль: Что нужно помнить, чтобы не быть похожими на медвежонка?
В-ль: Еще что нельзя делать за столом во время еды?
Дети : НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.
За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте как угодно.
В-ль: Что нужно помнить, чтобы не быть похожими на белку?
В-ль: НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ чтобы не быть похожими на кротов.
Дети: За столом Кроты сидят,
Нос воротят, не едят:
Эту кашу не хотим!
Черный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут -
Ешьте все, что вам дадут!
В-ль:какими столовыми нужно пользоваться за столом во время еды?
Дети: УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ .
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
А не делать, как Антошка.
В-ль:А кто должен помогать накрывать на стол?
Дети:Дежжурные,сами.
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.
В группе завтракать хотят,
Все вокруг помочь спешат
На столы носить посуду.
Только Ёж сказал: - Не буду!
Не пойду я, посижу,
И на вас я погляжу
Не желаю помогать,
Лучше просто подождать.
Неприятно это всем.
Все Ежа не уважают.
Сам он маленький совсем,
А какая лень большая!
В-ль:А еще как нужно помочь?
Дети: Ну-ка быстренько, без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
В-ль :Для того чтобы организм получил из пищи все полезные вещества и витамины для нашего здоровья и роста, есть пищеварительная гимнастика. Я хочу вас научить этой гимнастике.
Педагог знакомит детей с комплексом упражнений для оптимизации работы системы пищеварения Руденко А.С..
Психофизический комплекс для оптимизации работы
системы пищеварения (Руденко А.С.)
Выполняется до еды.
Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
Погладить живот (по часовой стрелке).
Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
Пощелкать зубами 24 раза.
Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
Накопленную слюну проглотить медленно.
Кушать медленно, чувствуя вкус, тщательно пережевывая пищу.
Педагог: Ребята, что мы с вами сейчас сделали?
Ответы детей.
Для чего мы сделали эту гимнастику?
Ответы детей.
Готов сейчас наш организм к приему пищи?
Разместив детей за столами, воспитатель говорит о том, что предложено сегодня детям на обед, (меню на обед) желает им приятного аппетита и еще раз повторяет пословицу “Аппетит приходит во время еды”.
В-ль:
На моей тарелочке
Рыженькая белочка
Чтоб она была видна
Все съедаю я до дна.
Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.
Воспитатель напоминает о правильном пользовании столовыми приборами:
“Дети, не забывайте, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо, вилка у нас всегда “смотрит” вниз ”.
Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи).
А так же задает правильный алгоритм действий, если видит, что кто-то затрудняется в чем-то.
(Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд).
Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, идут в умывальную комнату принимать культурно-гигиенические процедуры перед сном.
Когда остальные дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.
Алгоритм «Пищеварительной гимнастики»
Режимный момент в средней группе «Умоем куклу Таню».
Цель: воспитывать потребность у детей мыть руки с мылом перед едой, учить умываться после сна и вечером перед сном; соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; полоскать рот после еды, чистить зубы после завтрака и перед сном; формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывая интерес к действиям, желание всё делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр и затей.
Предварительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»; словарная работа: мыло душистое, полотенце пушистое, зубной порошок, густой гребешок, лакомка, чумазая.
Оборудование: посылка с мылом, полотенце, письмо, кукла, тазик с водой.
Ход занятия
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Кто там стучится? (Отворяет дверь.) Кто там? Войдите, пожалуйста?
(Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная посылка. Воспитатель вносит её в группу, дети рассматривают, предлагают открыть.)
Воспитатель: (Достаёт письмо от Мойдодыра и читает.) «Дорогие ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в нашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решила попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр». Спасибо, Мойдодыр! Понюхайте, ребята, как мыло пахнет. А какая же кукла у нас чумазая? Поищите её.
(Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столом. Перед ней на блюдечке ягоды. Щёки и руки измазаны ягодным соком.)
Воспитатель: Ой, какие у тебя грязные щёки и руки! Подвела ты нас, лакомка! Ребята, поможете мне умыть Таню? Прежде чем мы приступим, отгадайте загадки о предметах, которые нам для этого понадобятся.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Говорит дорожка - два вышитых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня испачкаешь меня".
(Полотенце)
Воспитатель: Сейчас я сделаю из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Почему мы умываем куклу Таню?
Дети: Она испачкалась.
Воспитатель: А ещё, когда мы моем руки и умываемся?
Дети: По утрам, перед едой и после игр, перед сном.
Воспитатель: Вот и сейчас мы все пойдём мыть руки перед едой.
(Воспитатель с детьми переходит в умывальную комнату.)
Воспитатель: Вспомним, как надо мыть руки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Намылим «мыльные перчатки», смоем пену, вытерим насухо руки полотенцем. Давайте вспомним стихотворение из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
Воспитатель: Зачем нам нужен зубной порошок или зубная паста?
Дети: Чистить зубы.
Воспитатель: Зачем надо чистить зубы?
Дети: Чтобы они не болели.
Воспитатель: Когда вы чистите зубы?
Дети: Утром и вечером.
Воспитатель: А ещё после каждого приёма пищи необходимо полоскать рот водой. А сейчас пойдёмте, покажем кукле Тане, как мы умылись.