По познавательному развитию
Конспект занятия «Волшебница вода»
Натальина Л.В., воспитатель
МДОУ № 37«Родничок»
г.Бугульмы Республики Татарстан
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.
МАТЕРИАЛ: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды».
СЛОВАРЬ: обогатить словарный запас детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; знакомство с учителем здоровья «КАПЕЛИЯ» (программа Здравствуй) ; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя».
ХОД ЗАНЯТИЯ: чтение стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В. Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
Скажите ребята «Что такое вода?» Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша гостья, учитель здоровья «КАПЕЛИЯ».
К. Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Д. Да, узнали, вы учитель здоровья «КАПЕЛИЯ»
К. Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.
Скатерть бела
Всю землю одела (снег)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (дождь)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет. (сосулька)
К. Вот видите, ребята, вода бывает разной.
В. Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.
- Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?
Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.
- ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.
Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
Что делает вода?
Д. Льется, течет, переливается.
В. Почему?
Д. Потому что она жидкая.
В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.
СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ «ШУМ ВОДЫ».
- ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)
ВЫВОД: у воды нет запаха.
- ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?
Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.
В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
ВЫВОД: у воды нет вкуса.
ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК»
- ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».
Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.
- ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».
В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?
Д. Из воды.
В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?
Д. Он начнет таять.
В. Почему.
Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.
ВЫВОД: лед – тоже вода.
ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной) .
К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,
экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
К. Ребята, а еще вода может быть в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз.
Татьяна Котова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска»
«Волшебница вода » .
(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе )
Подготовила и провела воспитатель Котова Т. В.
г. Мирный ноябрь 2015г
Цель : развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи :
1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности .
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи :
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей .
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода ) .
3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Демонстрационный материал : письмо, набор цифр, глобус.
Раздаточный материал :
одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.
Подготовительная работа :
чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок» , изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе .
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Вос. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
2. Эмоциональная настройка детей.
Вос. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы в кругу опять
Дружно будем мы играть.
3. Постановка образовательной деятельности .
Стук в дверь. Принесли письмо.
Вос. Это письмо от ребят из младшей группы . Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода ) .
Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».
Вос. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)
Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса :
Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?
Полет проходит в третьем месяце осени. Какой это месяц?
А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)
Вос. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места .
Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт) .
Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус) . Что такое Земля? (планета, шар) . Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды) .
Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода .
Вос. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька» , «Капитошка» , и лаборатория «Росинка» .
Нам, ребята надо разделиться, у меня есть капельки разных цветов, каждый выбирает себе цвет и идет в нужную лабораторию. (Дети расходятся) .
Воспитатель подходит к каждой группе детей и читает задание на карточке.
Опыт . Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.
(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте . Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)
Опыт . Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)
Опыт . Окрашивание воды. (С помощью красок, дети окрашивают воду в разные цвета.)
Подводим итоги, делаем выводы.
Вос. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами . А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение-«носить воду в решете» ! Вот вода . Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. (Дети пробуют, ищут решение.)
Вос. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет : 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.
Вос. Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы . (ответы детей) . Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.
Публикации по теме:
К О Н С П Е К Т Интегрированного мероприятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Цель: Обобщить и расширить знания детей.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Царица вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (средняя группа) Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие». Тема:«Волшебница - вода». Вид.
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.
Конспект занятия «Волшебница - вода» (старшая группа)Андреева Анжелика Николаевна
Старший воспитатель
МАДОУ № 23 г. Армавир
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка, оберегающее и ответственное отношение к ресурсам и объектам окружающей природы.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
При взаимодействие с природными материалами у дошкольников из стихийного и случайного любопытства, возникает потребность в познании природы, понимании ее, стремление проникнуть за пределы увиденного и узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью и чувством удовлетворенности. В ходе образовательной работы по экологическому образованию детей использую экспериментирование, как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формированию основ культурного познания окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Очень интересны были опыты с водой. Каждый день наблюдали за происходящими изменениями, пробовали на вкус. Проведение опытов способствовало возникновению интереса к собственным открытиям через исследование и экспериментирование.
Таким образом, использование разнообразных, интересных методов и приемов организации поисково - познавательной деятельности детей, способствует всестороннему развитию ребенка, расширяет его кругозор, формирует осознанное, бережное отношение к окружающей природе.
Конспект занятия «Волшебница - вода»
Подготовила:
Андреева А.Н. старший воспитатель первой категории
МАДОУ №23 г.Армавир
Программные задачи:
Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материал:
Демонстрационный: Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды; плакат «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к рассказу; термос с горячей водой; стекло
Раздаточный: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, блюдечка на каждого ребенка,
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему "Вода"; чтение и отгадывание загадок о различных агрегатных состояниях воды; чтение художественной литературы:А.Яким «Облака», Андрей Богдарин «Дождик», «Снежинки»,Т.А.Шорыгина «Ключевая вода»; просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»,использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "куда спряталась вода", "Разрезные картинки" и др..
Ход занятия:
Ι .Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
II. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Хотите помочь? О чем они вас просят?
Дети: Доказать, что снежинка,капелька и «паринка» - родные сестры
Воспитатель:Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.
ΙΙΙ. Экспериментальная деятельность
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: .
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (переливают)
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?
Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)
Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. (дети выполняют)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.(дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду . (Дети выполняют) Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: лед и снег – твердая вода.
Опыт №7: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: : На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. (Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.
ΙV Физминутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
V .Чтение сказки
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку «Зайчик и капелька», послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику - попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
Эй,Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздорова-лись, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Ка-пелька улыбнулась.
Ты как туда забралась? – спросил Зайка
Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
Как же так? – удивился зайчик.
А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
V Ι Беседа .
Воспитатель :Как называется сказка?
Дети : «Зайчик и капелька».
Воспитатель:Что случилось с капелькой днем?
Дети: Она испарилась и стала облачком?
Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?
Дети: На листочках.
Воспитатель: (показ плаката «Круговорот воды в природе») Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
V ΙΙ Вывод.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: А,что еще вы узнали о воде?
Дети: Вода может превращаться в пар,лед и снег.
Воспитатель: Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цель занятия в детском саду
- развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для занятия в детском саду
- стаканчики с водой;
- емкости с песком и сахаром;
- чайные ложечки;
- термос с кипятком;
- зеркало;
Ход занятия в детском саду
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .
Тема: «Путешествие капельки» (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: формирование представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи:
Образовательные:
— создать целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека;
— познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, не имеет своей формы);
— расширить и закрепить знания детей о состояниях воды;
— познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Развивающие:
— развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимательность;
— обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
— воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща;
— формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе (за облаками, снегом, льдом); беседы о воде; рассматривание картинок о явлениях природы (снег, дождь, град, радуга); чтение художественных произведений о воде; опыты со снегом и льдом; разгадывание загадок о природных явлениях; подвижные и дидактические игры.
Методы и приёмы:
игровой, наглядный, практическая деятельность детей, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Журчание ручейка», инвентарь для опытов: стаканы с водой, стакан с молоком, сосуды различной формы, картинки с изображением воды в природе, рисунок-схема «Круговорот воды в природе»; раздаточный материал на каждого ребенка: одноразовые стаканы с водой и без воды.
Ход образовательной деятельности:
Орг. момент.
Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуйте!
Наше солнышко проснулось
И ребяткам улыбнулось.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (дети садятся на стулья)
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?
Дети: Это звуки воды.
Восп.: Действительно. Это журчит ручей.
Мотивация на предстоящую деятельность
Восп.:Сегодня ручей не просто так журчит. К нам приплыла гостья. А кто это вы узнаете из загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать –
На землю падает опять. (Капелька)
И сегодня речь пойдет о воде. Мы с вами совершим путешествие в Царство Воды. А путешествовать с нами будет наша гостья – капелька по имени Капитошка. (Показывает нарисованную капельку воды)
Эта капелька путешествует по всему свету.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Так ли это? Как вы думаете?
Дети отвечают.
Восп.: Ребята, скажите, а откуда взялась капелька, где она может быть?
Дети отвечают.
Восп.: Ребята, посмотрите, а у нас в группе есть вода, где она находится?
Дети: в кране, лейке, чайнике, стаканчиках.
Восп.: А для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Восп.: Капелька говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. А теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?
Дети: Нужно стать такими же, как капелька, — маленькими.
Восп.: Давайте вспомним считалочку-превращение.
Воспитатель вместе с детьми произносят считалочку-превращение.
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки.
Раз, два, три …. Стали капельками мы.
Восп.: Теперь мы все капельки. А Капитошка приготовила для нас карту. (Подводит детей к карте) Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек как Капитошка.
Восп.: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:
1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;
2) поддерживать порядок на рабочем месте;
3) не шуметь;
4) внимательно следить за результатом опыта.
Восп.: У нас на столах стаканчики с водой.
Опыт 1. Исследовать воду на вкус.
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А если добавим в стаканчик с водой немного сахара. Что изменится? (Вода станет сладкой). Мы можем изменить вкус воды.
Вывод : у воды нет вкуса.
Опыт 2. Исследовать воду на прозрачность.
Восп.: Перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему?
В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет.
Вывод: вода бесцветная, прозрачная, а молоко — нет.
Опыт 3.Исследовать воду на запах.
Тонкий аромат издают цветы,
Аппетитно пахнут пирожки,
По-особенному пахнет лимон
А понюхайте воду, чем она пахнет?
Дети: У воды нет запаха.
Вывод : вода не имеет запаха.
Опыт 4. Исследовать воду на текучесть.
Восп.: Ребята, у вас два стаканчика — один с водой, другой – пустой. Берём стакан с водой и аккуратно переливаем в другой стакан. Льется вода? Почему? (ответы детей) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода жидкая, может течь.
Опыт 5. Узнать, имеет ли вода форму.
Восп.: Перед вами разные сосуды (кружка, тарелка, поднос). Аккуратно перелейте воду из стакана в разные сосуды. Что происходит? (ответы детей) Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Вывод: жидкая вода не имеет формы.
Восп.: Наше путешествие продолжается. Сейчас мы немного развлечемся, попробуем изобразить капельку с подружками.
Музыкальная игра «Капельки» .
Восп.: Вот так и Капитошка с другими капельками играла, резвилась, но солнце светит ярко, пригревает, и капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше.
(Воспитатель показывает на картине) Что происходит с капельками? Во что они превращаются? (ответы детей)
Восп.: Как видим, солнце пригревает и вода превращается в пар. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются … Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовила нам загадку.
1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Облака соединяются вместе и образуется то, что в следующей загадке спрятано.
2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей! (Туча)
Восп.: А кто знает, о чем эти загадки? (О воде)
Восп.: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки. Это летняя картина, а как же зимой? Зимой вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите сестричек – снежинок Капитошки? Давайте вспомним стихотворение про снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Восп.: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ей грустно с вами расставаться, но её ждут сестрички — капельки. А теперь дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? (ответы детей: капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой )
Восп.: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды . Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.
Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? (ответы детей)
Восп.: Дети, Капитошка оставила нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Воспитатель обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.
Восп.: Ребята! Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы были капельками. И дружно прошли путешествие. Теперь нам снова пора стать ребятами.
Чики-чики- чикалочка,
Помоги мне, волшебная палочка!
Вокруг себя повернитесь,
В ребят снова превратитесь!
Рефлексия.
— Ребята, а сейчас прошу вас пройти на ковер и сделать большой круг.
Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:
— Понравилось вам наше занятие-путешествие?
— Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Вода какая?
— В каком виде можно встретить воду?
— Как называется путешествие капельки в природе?
Восп.: Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Кстати, завтра, 22 марта, отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей, беречь воду и водные ресурсы. Ребята, а закончим наше сегодняшнее занятие следующими словами:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить .
Наше занятие окончено. Молодцы!