Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе.
«В гости к Бабушке - Загадушке»
Цели:
1 .Расширять знания детей о домашних животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки, учить простейшей классификации предметов.
2. Учить детей слушать небольшое по объёму литературное произведение, запомнить его содержание, оценивать поступки героев, отвечать на вопросы воспитателя.
3. Моделирование рассказа Е.Чарушина «Курица». Учить детей выкладывать на столе из геометрических форм фигурки героев рассказа. Развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Бабушке-Загадушке.
Ребята, какой пассажирский транспорт вы знаете?
Ответы детей.
Мы сегодня с вами поедем на автобусе, который вы сейчас построите сами (из стульчиков и крупного строительного материала).
Дети рассаживаются.
Би-би-би - гудит автобус.
Тук-тук-тук мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колёса,
Та-та-та - вперёд стучат.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
Через лужу - прыг. Через ямку - скок. Шли мы шли, в гости пришли. А вот и домик. Давайте, ребята, постучим.
Тук, тук, тук, кто здесь живёт?
Кто нам двери отопрёт?
Открывается окошко, а там кукла-бибабо Бабушка - Загадушка.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Рада видеть всех сейчас,
Ведь давно ждала я вас.
Я Бабушка - Загадушка, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать загадки, а вы?
Тогда отгадайте мои загадки.
1. Хвост крючком, нос пяточком (поросёнок).
2. Беленькие перышки,
Красный гребешок,
Кто это на колышке?
Петя - (петушок).
Что есть у петушка? Где он сидит?
3 .Голодна - мычит,
Сыта - жуёт.
Маленьким ребяткам
Молока даёт (корова).
Что делает корова? Что она даёт детям?
4. Идёт - бредёт, головой трясёт.
Травки просит: «ме-ме-ме»
Дайте вкусной травки мне! (Козёл).
Что делает козёл? Что он любит кушать?
5 .Мягкие лапки, на лапах царапки,
Ходит неслышно, ловит мышек. (Кот).
Какие у кота лапки? Как ходит кот? Что он умеет делать?
Ах какие молодцы, загадки отгадали! О ком были загадки?
(О кошке, корове, поросёнке и т.д.) Как можно их назвать одним словом?
Вот вам ещё загадка.
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Кто это? Правильно, курица.
По дорожке пойдёте, курицу с цыплятами найдёте.
Подходят к мольберту.
Воспитатель выставляет картину с изображением курицы с цыплятами.
Кого вы видите на картине? (Курицу и цыплят).
Как зовут маму цыплят?
Как зовут деток курицы?
Что они делают? (Гуляют по двору. Мама - курица учит цыплят искать себе еду, копать червяков лапками, искать зёрнышки, щипать травку, пить водичку).
Что ещё делает мама-курица? (Она охраняет цыплят, чтобы их никто не обидел).
А теперь мы с вами поиграем. Я буду курочкой, а вы цыплятами. Вы мои детки и должны меня слушаться.
Вышла курочка-хохлатка
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
А теперь садитесь на коврик и послушайте рассказ Е.Чарушина «Курица». Попробуйте узнать, зачем курочка собирала цыплят к себе под крылышко.
Вопросы:
Так зачем курочка собирала к себе под крылышко цыпляток?
А цыплятки были послушными детками? Как они спрятались? Что произошло с теми цыплятками, которые не послушались мамы-курицы? Чему они удивлялись?
Как можно назвать курочку за то, что она заботилась о своих детках? (Заботливая).
Какая курочка мама? (Ласковая, заботливая, добрая, милая, любимая).
Как вы назовёте свою маму?
Теперь садимся за столы, будем моделировать.
Какие геометрические фигуры лежат на столе? (Рассматриваем, называем).
Выкладываем маму-курицу. Возьмём большой коричневый круг - туловище, маленький коричневый круг - голова курицы.
Большие, жёлтые кружочки - туловище цыплят, маленькие жёлтые кружочки - головы цыплят.
Вместе с детьми обходим столы и рассматриваем, у кого, как получилось.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга», филиал «Солнышко»
Рабочая программа
по образовательной области «Речевое развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи
Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)
Сведения о разработчиках:
Игнатова Л.Н., воспитатель
2015 – 2016 учебный год
Староюрьево
Пояснительная записка
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рабочая программа по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Радуга».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия :
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012
Режим реализации программы
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий - 2
- практических занятий - 34
Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основные задачи по программе
Развивающач речевая среда
- Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
- Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
- В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).
- Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
- Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
- Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Формирование словаря
- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
- Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
- Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).
- Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
- Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).
- Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи
- Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
- Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
- Развивать диалогическую форму речи.
- Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
- Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
- Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
- В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» | Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности |
«Познавательное развитие» | Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания |
« Художественно-эстетическое развитие» | Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности |
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2014 – 26.09.2014 г.,
Итоговая диагностика: 18.05.2015 – 29.05.2015 г.
Тематический план
Программное содержание | Количество занятий |
|
а, у | ||
Звуковая культура речи: звук у . | ||
Мониторинг | ||
Звуковая культура речи: звук о | ||
Звуковая культура речи: звук и . | ||
Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | ||
Звуковая культура речи: звуки м, мь | ||
Звуковая культура речи: звуки п, пь | ||
Звуковая культура речи: звуки б, бь . | ||
Звуковая культура речи: звук ф | ||
Звуковая культура речи: звук с | ||
Звуковая культура речи: звук з | ||
Звуковая культура речи: звук ц | ||
Звуковая культура речи: звук т | ||
Звуковая культура речи: звук п | ||
Звуковая культура речи: звук к | ||
Звуковая культура речи | ||
Чтения стихотворения И.Косякова «Всё она» | ||
Звуковая культура речи: звук з | ||
Звуковая культура речи | ||
Звуковая культура речи: звук ч | ||
Звуковая культура речи: звук с, сь | ||
Звуковая культура речи: звук ш | ||
Мониторинг |
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию
№ | Дата | Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности |
||||||
Тема занятий | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение |
|||||||
Сентябрь 1-я неделя | Звуковая культура речи: звуки а, у . Дидактическая игра «Не ошибись». | Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр. 32 | Рассказ воспитателя о веселом язычке; пение песенки; дидактическая игра «Не ошибись». |
|||||
Сентябрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук у . | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.33 | Рассказ воспитателя «Песня язычка»; повтор за воспитателем звукоподража тельных слов. |
|||||
Сентябрь 3,4 неделя | Мониторинг | ||||||||
Сентябрь 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук о . Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | о . Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.39 | Игровое упражнение «Песенка язычка». Театр по сказке «Колобок». |
|||||
Октябрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук и . | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.42 | Игровая ситуация «В гости к детям пришла лошадка». |
|||||
Октябрь 3-я неделя | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?». | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к , т . | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.43 | Игра «Теремок»; рассматривание альбома «Домашние животные». |
|||||
Октябрь 4-я неделя | Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» | Способствовать формированию у детей диалогической речи. Учить правильно называть строительные детали и их цвета. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.53 | Игровая ситуация «Красивый домик для матрешки». |
|||||
Октябрь 5-я неделя | Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | Помочь детям вспомнить знакомую сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э , в определении качеств предметов на ощупь. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.51 | Беседа по сказке «Снегурушка и лиса». Игры «Эхо», «Чудесный мешочек». |
|||||
Ноябрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звуки м, мь . Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.57 | Игра «Заводные куклы». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». |
|||||
Ноябрь 3-я неделя | Звуковая культура речи: звуки п, пь . Дидактическая игра «Ярмарка» | Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь . С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь . | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.58 | Игровая ситуация «Веселые мышата». |
|||||
Ноябрь 4-я неделя | Звуковая культура речи: звуки б, бь . | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.60 | Игровая ситуация «Колыбельная для зверюшек». |
|||||
Декабрь 1-я неделя | Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Что изменилось?» | Учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.69 | Игры с кубиками. Сюжетно-ролевая игра «Строители». |
|||||
Декабрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук ф | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.72 | Игра «Заводные ежики». Игра-инсценировка «Три ежа». |
|||||
Декабрь 3-я неделя | Звуковая культура речи: звук с | Отрабатывать четкое произношение звука с . Упражнять детей в умении вести диалог. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.75 | Игра-имитация «Песенка воды». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». |
|||||
Декабрь 4-я неделя | Звуковая культура речи: звук з | Упражнять детей в четком произношении звука з . | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.77 | Игра-имитация «Песенка комара». Игра «Веселый язычок». |
|||||
Декабрь 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук ц | Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.80 | Игра-имитация «Песенка для белочки». Стихотворение В.Берестова «Котёнок» |
|||||
Январь 4-я неделя | Рассматривание сюжетных картин. | Учить рассматривать сюжетную картинку, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей, отрабатывать правильное и отчётливое произношение слов и звука в. | Комплексные занятия стр.145 | Игра «Зоопарк» |
|||||
Январь 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук т | Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком т; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | Комплексные занятия стр.152 | Игра «Ходит Ваня». |
|||||
Февраль 1-я неделя | Звуковая культура речи: звук п | Тренировать отчётливо и правильно произносить изолированно звук п и звукоподражательные слова с этим звуком. | Комплексные занятия стр.165 | Игра «Птички поют». |
|||||
Февраль 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук к | Учить отчетливо, произносить слова и звукоподражания со звуком к; закреплять произношение звука к в словах и фразовой речи; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | Комплексные занятия стр.158 | Игра «Назови как можно больше предметов». |
|||||
Февраль 3-я неделя | Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек» | Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь; уточнить знание цветов; развивать слуховое восприятие. | Комплексные занятия стр.93 | Игра «Чего не хватает». |
|||||
Февраль 4-я неделя | Звуковая культура речи | Упражнять в отчётливом и правильном звукопроизношении; побуждать вступать в диалог в игровой ситуации. | Комплексные занятия стр.99 | Сюжетно - ролевая игра «Ярмарка». |
|||||
Март 1-я неделя | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки» | Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма. | Комплексные занятия стр.183 | П/игра Лиса в курятнике». |
|||||
Март 3-я неделя | Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она» | Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме. | Комплексные занятия стр.189 | Игра «Закончи предложение». |
|||||
Март 4-я неделя | Звуковая культура речи: звук з | Упражнять в произношении звука з, учить видеть и выделять красивые предметы, явления. | Комплексные занятия стр.195 | П/игра: «Зайка умывается, видно в гости собирается». |
|||||
Март 5-я неделя | Рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди» | Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | Комплексные занятия стр.138 | Песенка для мишки «Спи, мой мишка» |
|||||
Апрель 1-я неделя | Звуковая культура речи | Отрабатывать чёткое произношение слов; упражнять в умении вести диалог. | Комплексные занятия стр.214 | Игра с сундучком. |
|||||
Апрель 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук ч | Упражнять в правильном произношении звука ч в словах; учить отчётливо проговаривать слова с этим звуком; развивать чувство ритма. | Комплексные занятия стр.207 | Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости». |
|||||
Апрель 3-я неделя | Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья» | Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение; развивать мышление. | Комплексные занятия стр.220 | П/игра: «Птички летают». |
|||||
Апрель 4-я неделя | Звуковая культура речи: звук с, сь | Отрабатывать чёткое произношение звуков с, с; упражнять в умении вести диалог; учить обсуждать содержание стихотворения, развивать восприятие, внимание, фонематический слух. | Комплексные занятия стр.226 | Игра «Можно ездить или нет». |
|||||
Апрель 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук ш | Упражнять в правильном произношении звука ш в словах; развивать песенные навыки. | Комплексные занятия стр.238 | Рассматривание картинок на тему: «Дождь». |
|||||
Май 1-я неделя | Рассматривание сюжетных картин | Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. | Комплексные занятия стр.244 | Рассматривание на картинках домашних птиц. |
|||||
Май 2-я неделя | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. | Комплексные занятия стр.255 | Рассматривание иллюстраций в книге. |
|||||
Май 3-4 неделя | Мониторинг | Заполнение диагностических таблиц. | Программа « От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. |
Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию
- Рассматривает сюжетные картинки.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Речевое развитие»:
№ задания | Ребенок показывает: | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1: | Сюжетные картинки. |
||
Задание 2 | Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | |
Задание 3 | Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | Предметные и сюжетные картинки. Предметно – пространственная развивающая среда. |
Оценка результатов : Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога. Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла. |
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Диагностическая таблица
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Речевое развитие»
Группа Вторая младшая
Воспитатель Игнатова Л.Н..
Старший воспитатель Копылова Т.Н.
п/п | Фамилия, имя ребенка | Рассматривает сюжетные картинки |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка и информативных технологий №1347» отделение №3
Воспитатель Тимофеева Алла Ильинична
Тип НОД образовательная область: «Развитие речи» .
Цель:
- Связная речь- учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушках;
- Словарь и грамматика- закреплять в речи название известных им животных, учить использовать слова, обозначающие качества, действия;
- Звуковая культура речи- закреплять правильное, отчетливое произношение звука (х) в словах и фразах, учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса:
Задачи:
- Развивать внимание, речевую активность.
- Воспитание бережного отношения к игрушкам
Материалы и оборудование
- мягкие игрушки (заяц, лиса, петух) , машина, пара предметов различающихся по величине и цвету: кубик, шар, ленточка, матрешка, пирамида, флажок.
Методы и приёмы: Организационный момент перед занятием. Игровой (использование сюрпризных моментов) .
Наглядный (использование иллюстраций) .
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .
Практический (описание игрушки)
Поощрение, анализ занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Утром встали малыши
В детский сад свой пришли
Вам мы рады как всегда
Гости здесь у нас сейчас
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Рассаживайтесь ребята, пожалуйста, на стульчики
Организационный момент. Дети сидят на стульях. Знакомство с темой.
1. Воспитатель загадывает детям загадку:
Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку.
Ответ детей… (заяц)
Зайчик здоровается с детьми. Дети тоже поздоровались с зайцем. Описание игрушки
Воспитатель предлагает зайчику остаться и дети описывают игрушечного зайчика.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Зайчик большой или маленький? (маленький)
- Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая)
- Каким цветом? (белый или серый)
- Какие ушки у него? (длинные)
- Какой хвостик? (короткий)
- Где зайчик живет? (в лесу) .
К нам в гости пришел Зайчик и привез своих друзей (игрушки) . Они приехали на этой машине. Давайте рассмотрим машину.
Какая машина? (большая или маленькая)
Какого цвета машина? (красная, а колеса черные)
Что есть у машины? (кабина, кузов и колеса) .
Кто хочет рассказать о машине? (вызвать2 детей)
Это.. (машина) . Машина… (большая и красная) . У машины есть… (кабина, кузов и колеса) .
Посмотрим, кто приехал на этой машине, но сначала отгадайте загадку.
2. Загадка: Ку-ка-ре-ку уловит слух
Поет песенку… (петух)
Кто это? (Петух) . Кто хочет рассказать про Петушка, про его красный гребешок и красивый хвост.
Это… (Петушок) , у него красный… (гребешок) и большой красивый хвост). Он поет… (ку-ка-ре-ку) .
Кто хочет попросить Петушка спеть? Скажи: Петушок, петушок, спой пожалуйста! (спросить 2 детей) .
Посмотрим, кто еще приехал на машине?
3 Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса
А зовут ее … (Лиса)
Это лиса… (Дать детям потрогать пушистую лисичку)
Какая лиса… (мягкая, пушистая)
Что это у лисы… (хвост)
Какой у лисы хвост… (пушистый, длинный)
Где живет лиса… (в лесу)
Кто хочет рассказать про лису?
Это… (лиса) . Она… (пушистая и мягкая) . У нее есть… (хвост) . Хвост… (длинный и пушистый) . Лиса живет… (в лесу) .
Сейчас лисичка посидит, а мы с Петушком сходим погуляем…
ФИЗМИНУТКА:
Шел по берегу Петух------- ходим с высоким подниманием бедра
Поскользнулся в речку-бух------- приседаем
Будет знать Петух, что впредь------дети грозят пальцем
Надо под ноги смотреть.
А сейчас внимательно послушайте загадки.
Кто рано встает и «ку-ка-ре-ку» поет? (Петух) . По реке плывет большой… (Пароход) . У лисы длинный пушистый… (Хвост) .
Послушайте слова: хххвост, пароххход, петуххх. Какой звук есть в этих словах? (Х) .
Затем воспитатель еще раз произносит слова и говорит, что в этих словах есть звук «Х» .
Петушок и лиса хотят поиграть с вами. Посмотрите, они принесли чудесный мешочек.
Как вы думаете, что там может лежать?... (ответы) .
Кто хочет узнать, что там лежит, отпускаем руку и на ощупь определяем предмет…
Какой предмет … (твердый или мягкий, круглый или квадратный, маленький или большой) . Достаем и выкладываем на стол.
Сейчас поиграем в игру «Чего не стало» . Вы закрываете глазки, а мы с лисой уберем одну игрушку, а вы должны отгадать, чего не стало: шарика, кубика или ленточки.
Первый раз убираем ленточку, на ее место ставим флажок, вместо кубика- пирамиду, вместо шарика- матрешку.
Чего не стало… (ленточки) , а на ее место, что поставила Лисички… (флажок) … Аналогично обыгрывается и остальные предметы… Когда на столе не остается ни одной игрушки, дети говорят, каких игрушек не стало.
Воспитатель: Понравилось вам занятие? С кем мы встретились на занятии? Про кого мы загадки отгадывали? Скажите пожалуйста в какой сказке встречаются наши гости? (Ответы) .
В конце занятия дети прощаются с игрушками.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Харада»
ООД по развитию речи:
во 2 младшей группе «Домашние животные»
Подготовила: воспитатель Манджиева Гиляна Ваховна
п. Ачинеры, 2017г
Конспект открытого занятия с применением ИКТ по развитию речи во второй младшей группе на тему:
«Домашние животные и их детеныши»
Цели занятия:
- продолжать учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине - «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей;
- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко и тихо;
- воспитывать любовь к животным, заботливому отношению взрослых животных к малышам;
- учить произносить и называть названия животных на родном языке;
- воспитывать интерес к занятиям, создавать радостное настроение у детей.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;
- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко, тихо, тоненьким голосом
- Закреплять умение строить фразу из 3-5 слов.
2. Развивающие:
Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей;
Повышать речевую активность детей;
Развивать умение отвечать на вопросы;
Развивать зрительное восприятие.
3. Воспитательные:
- учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
- вызывать эмоциональный отклик;
- воспитывать желание говорить правильно и красиво на родном языке;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Интеграция образовательных областей :
«Познание»
Домашние животные и их детеныши.
«Коммуникация»
Развитие связной речи детей.
«Физическая культура»
Двигательная активность детей в физкультминутке.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактических игр.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель :
Ребята, посмотрите к нам в группу пришли гости, давайте поприветствуем их.
Посмотрите, кто это сидит?
Ответы детей: Котенок.
Воспитатель: Опишите его.
Ответы детей: маленький, белый, пушистый….
Воспитатель: Посмотрите, ребята, котенок грустный, как вы думаете, почему?
Ответы детей: Он потерял свою маму.
Воспитатель: А где, живет его мама? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте, мы с вами, поедем в гости к котенку и познакомимся с его мамой. А на чём мы поедем?
Дети : - На автобусе! На поезде!
Воспитатель : Мы с вами поедем на поезде. Я буду паровозом, а вы вагончиками, становитесь все за мной и повторяйте.
(Дети встают друг за другом, изображают поезд) .
Воспитатель :
Загудел паровоз,
И вагончики повёз.
Ча – ча – ча, чу – чу – чу,
Далеко я укачу.
Поезд подъезжает к мультимедийному экрану:
Слайд№ 1:
Воспитатель: Посмотрите ребятки, к кому мы с вами приехали в гости?
Дети : К маме кошке.
Воспитатель: А как будет кошка на калмыцком языке?
Ответы детей: Мис.
Воспитатель: Какую пользу приносит кошка человеку?
Ответы детей: ловит мышей, крыс
Значит, кошка какое животное?
Ответы детей: Домашнее животное.
Воспитатель: Маму кошку зовут Мурка и она приглашает вас к себе в гости, чтобы познакомить со своими друзьями. Вы хотите с ними познакомиться?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Но кошка встречает нас не одна, а со своими остальными детками. Как их зовут? Правильно котята.
Слайд № 2
Воспитатель: - Ребята, как мурлычет кошка? Помяукайте громко как кошка «Мяу-мяу»)
Как мяукает котенок? (Помяукайте как котята тихо «Мяу-мяу»)
Правильно, ребята.
Воспитатель: Ребята, проходите на свои места.
Воспитатель: Хотите узнать с кем нас познакомит кошка? Послушайте и отгадайте загадку.
Загадывание загадки:
Он гуляет по двору,
Забираясь в конуру
Громко лает,
В дом не пускает.
Правильно, собака.
Слайд № 3 Изображение собаки.
Воспитатель: Собака на калмыцком языке – ноха.
Воспитатель: - А как она лает? (Полайте громко как большая собака «Гав-гав»)
Слайд № 4 - А кто рядом с нею? (это ее детеныш - щенок)
Как лает щенок? (Полайте тихонечко как щенки «Гав-гав»)
Собака большая? А какой щенок? (а щенок маленький)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хотите познакомиться еще с одним другом кошки? Отгадайте загадку и узнаете, с кем мы сейчас познакомимся.
Загадка 4. На дворе всё "Му-у!" да "Му-у!",
Ну а кто там, не пойму?
Только - "Му-у!" - я слышу снова,
Может там мычит (Корова.)
Слайд № 5- Посмотрите (показ слайда или изображения), это корова.
Воспитатель: Корова на калмыцком языке – укр.
Слайд № 6 А кто мне назовет как называется ее детеныш?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно – теленок. Как он мычит? (тоненько мычим Мму-у-у)
Воспитатель: А еще теленка можно назвать бычок. Давайте вспомним стихотворение про бычка. Кто хочет рассказать?
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду!
(А.Барто.)
Отгадайте следующую загадку?
Вместо носа, пятачок
Вместо хвостика крючок
В луже я лежать люблю
И похрюкиваю: Хрю-хрю.
Слайд № 7 Дети отвечают: свинья и поросята.
Воспитатель: Свинья – это hаха
Как хрюкает взрослая свинья? Хрю-хрю. А поросятки: хрю- хрю.
Воспитатель: Свинья какая? А поросята?
Воспитатель: - Кто еще пришел ребятки? Догадайтесь, вот загадка:
Загадка 3 . Блеет жалобно «Б-е,б-е-е!»
Травку щиплет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её …..(Овечка.)
Слайд № 8
Правильно овечка. А кто детеныши у овцы?
Слайд № 9
Ответы детей: Ягнята (Показ слайда или изображения овца с ягнятами.)
Как мама овца зовет ягняток? бе-бе- бе.
А как ее детеныши откликаются? бе- бе- бе.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хотите еще узнать друзей нашей кошки? Отгадайте следующую загадку.
Загадка 4. Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка гладка,
Это к нам бежит … (Лошадка.)
Правильно, к нам прискакала лошадка.
Слайд № 10
Воспитатель: Лошадь на калмыцком языке - Морн
Воспитатель: Как зовут деток лошадки?
Ответы детей: У лошадки дети жеребятки.
Слайд № 11
Воспитатель: Как мама лошадка зовет своего жеребенка? (Иго-го-го)
А как жеребята откликаются? (иго-иго-иго)
А давайте мы с вами вспомним стихотворение про лошадку. Кто сам хочет рассказать?
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А.Барто.)
Воспитатель: А давайте мы все с вами побудем лошадками.
Физкультминутка «Лошадка»
Слайд № 12
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками – то одной, то другой)
Я лошадка – серый бок!(Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте)
Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива, хороши и хвост и грива (Взмахи ручками в одну и в другую сторону – показывают какая красивая лошадка)
Цок – цок – цок – цок,
Я лошадка – серый бок! (Дети кружатся на месте)
Молодцы! Хорошие лошадки.
Рассаживаем детей.
Воспитатель: Ребятки, ответь те мне, а как все эти животные называются?
Дети: Домашние.
Воспитатель: А почему домашние то?
Дети: Потому что человек за ними ухаживает.
Воспитатель: А как он за ними ухаживает?
Дети: Кормит, поит, гладит, шерстку расчесывает. Правильно, т.е. заботиться
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мамы потеряли своих детенышей. Давайте поможем найти мамам своих деток. На столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. Возьмите в руки картинки с изображением животного и найдите к нему детёныша. Поищите и ставайте парами, животное и его детёныш .
А кошечка сидит и на вас смотрит, хорошо ли вы себя ведёте, она за вами наблюдает.
Воспитатель: Молодцы ребятки! А теперь давайте поиграем с вами в игру «Кто как кричит?» Возьмите в руки карточки с изображением животных и произнесите звуки, которые издают эти животные.
Слайд № 13 Животные с изображением животных и детенышей.
Д ля закрепления пройденного материала.
Воспитатель: Понравилось вам у кошки в гостях? Теперь вы знаете, с кем дружит кошка. Давайте вспомним, с кем дружит кошка?
Ответы детей: с лошадкой дружит, с коровкой дружит, с собачкой дружит и т.д. Воспитатель обобщает ответы: потому что у нас домашние животные.
Воспитатель: Все, наше занятие закончилось. Вставайте со стульчиков. Мы попрощаемся с гостями. Помашем и скажем до свиданья и тихонечко пойдем в свою группу
«Мои любимые игрушки»
Программные задачи:
Образовательные : расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Развивающие:
Воспитательные
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихов , беседа «Моя любимая игрушка». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».
Оборудование:
Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); карточки «Что лишнее».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).
Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?
Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.
Дети называют себя и свои любимые игрушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.
Игра «Угадай игрушку»
Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».
Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.
«Четвертый лишний».
Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)
Дидактическая игра
Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Большая кукла – маленькая куколка.
Большой мяч – маленький мячик.
Большая машина – маленькая машинка.
Большой заяц – маленький зайка.
Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»
Воспитатель : Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Вышел зайчик Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Воспитатель : Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.
Воспитатель : Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.
Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша …(Балалайка).
Воспитатель:
Очень весело поет, если дуется в нее
Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).
Воспитатель: Все инструменты отгадали. Молодцы!
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:
«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».
Дидактическое упражнение «Барабан».
Рефлексия
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Мои любимые куклы»
Программные задачи:
Образовательные : выделять и обозначать словом внешние признаки предмета; учить детей соотносить предметы с разными характеристиками; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихов , беседа «Это моя кукла». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Дочки-матери».
Оборудование:
Игрушки: куклы, мячики, два карандаша. Картинки с изображением двух разных домиков, кроватей, дорожек. Запись песни группы «Великаны» - «Робот Бронислав».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у двери я нашла куклу! Она пришла в нашу группу! И была очень грустная!
Игровое упражнение «Какая кукла?»
Воспитатель говорит детям, что куклу назвали некрасивой, и она очень расстроилась. Надо ее успокоить - рассказать, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Как её зовут? (Таня) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Воспитатель начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.
Упражнение «Сравни кукол»
Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда». - Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать). - Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли! Хотите немного размяться? Давайте устроим музыкальную паузу!
Игровое упражнение «Куклы рисуют и гуляют»
Первая часть - Две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
Вторая часть - Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы - высокая, у маленькой - низкая, у большой куклы - широкая, у маленькой - узкая.)
Воспитатель: Ребята, так как вы думаете, что нужно чтобы кукла не грустила?
Дети: Беречь её. Не бросать. Следить за её нарядами. У неё должны быть друзья. С ней нужно играть.
во 2 младшей группе
(По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
Программные задачи:
Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)
Развивающие: Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.
Воспитательные:
Оборудование: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети : Очень любим.
Воспитатель : Сказки живут в волшебной стране - за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.
Дети: Сможем.
Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.
Набирает поезд ход,
Машинист глядит вперед.
Держимся мы друг за друга
И никто не отстает.
Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.
Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе
Поезд останавливается на сказке «Колобок».
Воспитатель: Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке….
- Кто покатился по дорожке? (Колобок)
- Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)
- Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)
- От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)
- Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)
- Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.
Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка
Воспитатель: Хотите поиграть с героями сказки
Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.
Мишка топ-топ-топ (Топают, изображая мишку).
А лисичка хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).
Воспитатель: А, теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.
Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?
В этом домике живет
Очень маленький народ:
Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,
Серый волчонок - вот чудеса!
Только Мишка им помог
Развалил их …… (Теремок.)
Воспитатель: Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и большой медведь)
Воспитатель: А, кто же сломал теремок? (Медведь!)
Правильно, ребята, сломал медведь.
Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)
Тук да тук молотком (Кулачком стучат по кулачку)
Мы построим новый дом
Дом высокий (Руки вверх вытянуть).
Дом с окном (Руки вместе и развести в стороны).
С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).
В доме мы живем с тобой (Обнимаемся).
Воспитатель: А, теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.
Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.
Двигаются, выполняя полу присед.
Посмотрите, что это? (Это репка)
Правильно, мы попали в сказку «Репка».
Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.
- Кто посадил репку? (Дед)
- Кого позвал Дед? (Бабку)
- Кого позвала Бабка? (Внучку)
- Кого позвала Внучка? (Жучка)
- Кого позвала Жучка? (Кошку)
- Кого позвала Кошка? (Мышку)
Дети расставляют героев сказки по порядку.
Вот теперь все хорошо.
- Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)
- Садимся в поезд и едем дальше.
Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-ту.» (Повторяют слова за воспитателем).
- Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)
- Какая это сказка? («Курочка Ряба»)
- Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).
- Что же делать? (Надо им помочь - собрать яичко)
Проводится игра «Собери яичко».
Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»
- Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.
- А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».
Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.
- Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)
- В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
- Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).
- Вы молодцы. Очень добрые дети - помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз - это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.
Конспект занятия по развитию речи
во 2 младшей группе
«Сказка в гости к нам пришла»
(по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)
Программные задачи:
Образовательные: учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в четком произношении звуков. Учить подбирать пары слов-антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Закрепить представления о частях суток.
Развивающие: Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
Оборудование: картины из сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», игрушка зайчик, петушок, коза, колобок, пенек, мяч, фотографии, аудиозапись «Поезд».
Ход занятия:
Дети свободно стоят около воспитателя.
Воспитатель: Я хочу вам сказать, что в стране сказок случилась беда, перепутались сказки. Поможем сказочным жителям? Тогда в путь. На чем можно путешествовать, предлагайте. (Дети перечисляют виды транспорта: велосипед, пароход, самолет, поезд, машина. Как все это назвать одним словом?).
Давайте выберем поезд (имитируют поезд под музыку). Вот мы и приехали.
Картинка из сказки «Волк и семеро козлят».
Посмотрите на картину и скажите, как называется эта сказка?
Для кого коза пела песню? (Для козлят).
Зачем? Чтобы они только ей открывали дверь, когда она придет домой.
А кто подслушал песню? Зачем?
Чтобы помочь козлятам вам нужно назвать детёнышей животных, тогда и сказка придет в полный порядок. Все внимательно слушайте, отвечайте правильно.
У серой мышки маленький - мышонок.
У кошки - пушистые котята.
У белки - рыжие бельчата.
У коровы - ласковый теленок.
У свиньи - поросенок.
У лисицы - хитрый лисенок.
У козы - смешной козленок.
У волчицы - серый волчонок.
У медведицы - бурые медвежата.
У собаки - шаловливые щенята.
У лошади есть жеребенок.
А у мамы с папой – ребёнок.
Молодцы, справились хорошо!
Сидит зайка и плачет.
Дети, кто это? (Зайчик).
Спроси, Милана, что с ним случилось?
Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка, попросилась ко мне лиса, да и выгнала меня.
Давайте вспомним, как эта сказка называется? («Заюшкина избушка»).
Воспитатель: Ребята, а почему лиса стала проситься к зайчику? У нее растаяла избушка, она была ледяная, а у зайчика лубяная, т.е. деревянная.
А в какое время года она стала таять? (Весной).
А кто зайчику хотел помочь в беде? (Собака, волк, медведь, петух).
А кто из них выгнал лису? (Петушок).
Так давайте позовем Петушка, чтобы сказка закончилась хорошо. (Дети читают потешку «Петушок золотой гребешок).
Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?
Дети, объясните Петушку, что произошло. (Дети объясняют).
Петушок: Я ее выгоню.
Зайка: Спасибо, ребята за помощь. А вот от нас подарок. До свидания.
Посмотрим, что нам подарил Петушок и Зайчик. Это игра «Наоборот». (мячик и бумага).
Сухой-мокрый
Большой-маленький
Холодный-теплый
Темный – светлый
Сладкий-соленый
Толстый-тонкий
Длинный-короткий
Высокий-низкий
Закрыть-открыть
Включить-выключить
Мягкий-твердый
Добрый-злой
Острый-тупой
Веселый – грустный
Белый-черный
Смелый – трусливый.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё верно!
Посмотрите – пенек, на пенечке колобок. Здравствуй, колобок. О чем задумался? В выходной день ежик меня сфотографировал, а я спутал все фотографии. Может вы мне поможете разложить их по порядку?
Ребята, что здесь делает колобок? (Зарядку).
Когда мы делаем зарядку? (Утром).
Значит это колобок утром.
Чем он здесь занимается? (Спит). В какое время он спит? (Ночью). Как ты догадался? (Звездочки на небе).
А вот колобок гуляет. Когда он гуляет? (Днем).
А здесь колобок устал, нагулялся за день. Когда это было? (Вечером).
Теперь разложим фотографии по порядку и скажем колобку – когда и что он делал в выходной день. (утро – день – вечер – ночь).
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что мы сегодня хорошего сделали? Что ты запомнил? Что расскажешь дома родителям?