Проект «Путешествие в Страну Безопасности»
Актуальность проекта.
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Понятие « экстремальный», « безопасность » , для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Проблема: Недостаток знаний у дошкольников о безопасном поведении. Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать решение сами, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы. Проект создан по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева,Н.Н. Авдеева)
Цель проекта: дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.
Задачи проекта :
- учить детей ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации;
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность.
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта - долго срочный
Участники проекта - дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель МУЗО, родители.
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое
Социально – коммуникативное
Физическое развитие
Успешность развития дошкольников при знакомстве с правилами безопасного поведения, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. подбор художественной литературы;
2. подбор наглядного материала
3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
4. дидактические игры, настольные игры;
5. настольный театр;
6. выставка книг, рисунков;
7. подбор видеозаписей, аудиозаписей;
8. разработка памяток, буклетов для детей и родителей.
Необходимые условия реализации проекта :
Интерес детей и родителей;
Методические разработки,
Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат проекта :
1. Пробуждение в детях интереса к навыкам безопасного стиля жизни.
2. Повышение интереса родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
3. Расширение и систематизирование знаний о правилах безопасного поведения в современных условиях.
4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
5. Ознакомление с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный этап
- Определение целей, постановка задач проекта.
- Подбор и изучение методической литературы по проблеме.
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Прослушивание сказок в аудиозаписи, презентация, мультфильмы о безопасности, настольно – печатные, дидактические, подвижные игры, настольный театр.
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
II. Организационно – практический этап.
Беседы: «Внешность человека может быть обманчива», «Незнакомец на улице», «Как бы ты поступил в данной ситуации», «Как не потеряться», «Безопасность зимой при любой погоде», «Знакомство с работой спасателей», «Каждому опасному предмету – свое место», «Пожарная безопасность»
Организованная образовательная деятельность: «По дороге в детский сад», «Ни ночью, ни днём не балуйтесь, дети, с огнём!», «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни», «Внешность человека может быть обманчива», «Кто помог Красной шапочке?»
Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный»
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы: «Разговор с детьми о терроризме», «Внешность человека может быть обманчива», «Незнакомец на улице», «Как бы ты поступил в данной ситуации», «Как не потеряться», «Безопасность зимой при любой погоде», «Знакомство с работой спасателей», «Каждому опасному предмету – свое место», «Пожарная безопасность», «Что такое терроризм?»
Дидактические игры, игры – эстафеты:
«Если я остался один дома», «Если я нашёл коробку», «Похититель и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Незнакомец»,
«Спасатели», «Территория риска», «Куда бежать, если за тобой гонятся»,
Рассматривание плакатов «Безопасность на улице и дома», иллюстраций на тему «Дорожная безопасность», иллюстраций на темы «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).
Чтение художественной литературы:
Г. Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,
С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
«Красная шапочка»
Проблемно-игровые ситуации:
«Что мы знаем об опасных предметах?» «Помоги Незнайке», «Нам на улице не страшно»
Просмотр мультфильмов: «Кеша, Зина и террористы», «Уроки осторожности» тётушки Совы. «Незнакомец»,
Игра-тренинг с телефоном «Звоним 01, 112», игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи) .
Проведение тактико-практических учений по отработке эвакуаций детей. Встреча с сотрудниками полиции, МЧС, пожарными.
Самостоятельная деятельность детей:
- Продуктивная деятельность
- Сюжетно – ролевая игра: «МЧС» , «Один дома», «Службы спасения», «Спасатели»
- Настольно – печатные, подвижные игры.
Развлечения, досуги:
Спортивное развлечение по ОБЖ « Помоги Незнайке», «Нет террору!», по пожарной безопасности «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!», по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный»
Взаимодействие с родителями:
Советы родителям: «Учите детей общению с незнакомыми людьми».
Консультация для родителей: «Ребенок и другие люди».
III. Завершающий этап.
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение «Безопасность - это наше здоровье и правила жизни!» Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».
Выставка рисунков «Нет террору!», « Опасности в доме», « Осторожно огонь» , «Соблюдайте правила дорожного движения».
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Достигнутые результаты:
1. Повысился рост познавательной активности детей, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.
2. Актуализировались знание детей по основам безопасности жизнедеятельности, представления о способах безопасного поведения.
3. Совершенствовались личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль, появилось чувство взаимопомощи и товарищества.
4. Устанавилась тесная взаимосвязь по созданию совместного проекта с родителями.
Список использованной литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.
2. Абаскалова Н. П. «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», 2008
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. ,2004.
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2005.
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
7. Ребенок и домогательства Растем вместе. 2006.№6. с. 14.
8. Шипунова В. А. « Детская безопасность», 2013
10. Использование интернет ресурсов.
Приложение.
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
Обсуждение конкретных ситуаций;
Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
Наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
Дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где
Живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,
Ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
Дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
«Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или
Здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
Рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,
Тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
Сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
Пассажиры»;
Дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,
«Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
Определить для своих одноклассников правила безопасности во время экскурсий, походов и поездок в метро. 1. Найти информацию в сети интернет, дополнительной литературе; 2. Отобрать информацию; 3. Оформить отобранный материал; 4. Представить результаты классу.
В метро: - старайтесь избегать случаев попадания в толпу; -придерживайте входную дверь вестибюля, она может нанести серьезную травму человеку, идущему за вами. На эскалаторе: - стойте с правой стороны лицом по направлению движения; - держитесь за поручни; - не прислоняйтесь к неподвижным частям эскалатора; -не сидите на ступеньках. Ожидая поезд на платформе: - не заходите за ограничительную линию. В вагоне: -не прислоняйтесь к дверям вагона.
Одевайтесь по погоде; -внимательно слушайте руководителя; -сообщать старшему о замеченной опасности; -не пейте воду из рек, озер и колодцев; -не срывайте незнакомые ягоды, грибы и растения; -не засоряйте природу; -не разжигайте самостоятельно костёр; -не ломайте деревья; -не купайтесь в водоемах без разрешения старшего; -сообщайте руководителю о недомогании; -увидев дикое животное, ведите себя спокойно.
Слайд 1
Проект по окружающему миру на тему: «Путешествие без опасности»
МБОУ «Большемурашкинская средняя школа»
Выполнил ученик класса 4 «б» Баличев Кирилл Руководитель: Морозова Марина Владимеровна.
2015-2016 учебный год
Слайд 2
Цель: Познакомиться с правилами безопасного поведения в походе. Задачи: 1. Найти информацию в сети интернет, дополнительной литературе; 2. Отобрать информацию; 3. Оформить отобранный материал; 4. Представить результаты классу.
Слайд 3
Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Анатоль Франс
Слайд 4
Приглашаю вас в поход…
Слайд 5
Как сделать поход интересным и безопасным???
пригласить с собой лучших друзей; позвать с собой кого-то из знакомых взрослых людей; выбрать безопасный маршрут и места остановок; - хорошо подготовиться, собрав все необходимые вещи.
Слайд 6
Что взять с собой поход????
Слайд 7
Что взять с собой поход
Слайд 8
Правила безопасности в походе
Точно выполнять все распоряжения руководителя Немедленно сообщать руководителю о замеченной опасности Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения В ветреную холодную погоду не устраивать привалов на открытых местах На привалах не уходить за территорию лагеря без разрешения руководителя Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоёмов не пить, строго соблюдать питьевой режим При малейших признаках заболевания, утомления, потёртостей на ногах немедленно сообщить руководителю Трав и кореньев в рот не брать, грибов и незнакомых ягод не есть Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать В лесу не бросать горящих спичек, костров без разрешения руководителя не разжигать, костёр без присмотра не оставлять На деревья без разрешения руководителя не залезать Тяжёлых брёвен и камней не переносить Строго соблюдать правила страховки и самостраховки Дежурным у костра находиться в головных уборах и хлопчатобумажной одежде, полностью покрывающей тело Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака При обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать.
Слайд 9
Потерялся - что делать?
1. Не паниковать! 2. Лучше находится на одном месте. 3. Разбей лагерь. Соорудите шалаш. Разведите огонь. 4. Применяй средства для привлечения внимания свисток, зеркало, фонарик.