Текущая страница: 14 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]
2. Основные принципы реабилитационной работы с часто болеющими детьми
Выраженность нарушений в раннем онтогенезе, незрелый тип иммунологического реагирования, а также полисистемный характер отклонений в состоянии здоровья позволяют рассматривать синдром частой заболеваемости как своеобразную «болезнь нарушенного развития».
В этой связи реабилитация часто болеющих детей в доме ребенка должна быть комплексной и направленной не только на коррекцию нарушений в иммунной системе, но прежде всего на устранение управляемых факторов риска и создание оптимальных условий для развития и созревания основных функциональных систем организма.
К числу последних относятся:
Щадящий режим дня;
Рациональное сбалансированное питание;
Дозированные физические нагрузки;
Индивидуальный подход к закаливающим процедурам, проведению профилактических прививок;
Посещение бассейна, сауны;
Массаж, лечебная физкультура;
Мероприятия, облегчающие адаптацию к условиям дома ребенка;
Коррекция сопутствующих отклонений в состоянии здоровья;
Психолого-педагогические воздействия.
Решение всех этих вопросов, а также выбор средств и методов реабилитации осуществляются педиатром во время диспансерного наблюдения за часто болеющими детьми, которое проводится 2–4 раза в течение года в зависимости от возраста ребенка. 2 раза в год дети должны осматриваться оториноларингологом и стоматологом, другими специалистами – по показаниям. Всем часто болеющим детям 2 раза в год проводится исследование клинического анализа крови, анализа мочи, а также другие обследования по показаниям. Критериями снятия с диспансерного учета являются урежение числа острых заболеваний до 3 и менее в течение года, отсутствие тяжелого, осложненного течения.
Учитывая полисистемный характер отклонений в состоянии здоровья часто болеющих детей, большую частоту неврологических отклонений (77 % детей), высокий удельный вес поведенческих нарушений, отмечаемый у 98 % детей, замедление темпов нервно-психического развития, которое прослеживается на протяжении всего раннего и дошкольного возраста и ведет к отсутствию у 62,5 % детей психологической готовности к поступлению в школу, нарушения речевого развития, выявленные почти у 85 % детей, можно утверждать, что дети данной группы, воспитывающиеся в доме ребенка, нуждаются в наблюдении не только педиатра, но и других специалистов. В соответствии с этим реабилитация часто болеющих детей должна быть комплексной медико-психолого-педагогической.
Вся реабилитационная работа с часто болеющими детьми в доме ребенка состоит из четырех взаимосвязанных разделов:
I. Создание оптимальных условий для созревания иммунной системы, проведение общеоздоровительных мероприятий.
II. Иммунореабилитация:
1-й этап – использование препаратов и немедикаментозных средств, обладающих неспецифическими иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами;
2-й этап – использование иммунотропных препаратов, в том числе направленного действия.
III.Коррекция сопутствующих отклонений в состоянии здоровья.
IV. Психолого-педагогическая реабилитация.
Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя:
Методы психологической диагностики, направленные на своевременное выявление возможных отклонений в нервно-психическом развитии (активной, понимаемой речи, сенсорного развития, игровой, изобразительной деятельности, конструирования, навыков – в раннем возрасте, формирования логического наглядно-образного мышления, внимания, зрительной и речеслуховой памяти – в более старшем возрасте);
Выявление детей с отклонениями в поведении;
Психолого-педагогические мероприятия, обеспечивающие облегчение адаптации к интернатному учреждению;
Коррекционные занятия и игры, направленные на оптимизацию нервно-психического развития и поведения детей;
Проведение логопедических занятий.
Для диагностики нервно-психического развития используются методики, разработанные на кафедре поликлинической педиатрии РМАО Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт (1996) для детей раннего возраста, тесты Венгера, Равена, Векслера, Керна-Ирасека и др.
При проведении медицинского наблюдения и реабилитации часто болеющих детей целесообразно придерживаться следующих принципов:
Прогнозирование синдрома частой заболеваемости и устранение управляемых факторов риска;
Адекватность используемых методов реабилитации степени выраженности морфофункциональных нарушений в организме ребенка;
Приоритетность в использовании щадящих немедикаментозных методов реабилитации перед медикаментозными;
Непрерывность и достаточная продолжительность реабилитационных воздействий.
3. Немедикаментозные и медикаментозные методы иммунореабилитации часто болеющих детей
В условиях дома ребенка иммунореабилитацию часто болеющих детей следует проводить в два этапа:
Первый этап иммунореабилитации включает использование препаратов и немедикаментозных средств, обладающих неспецифическими иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами:
Галотерапия;
Аэрофитотерапия (ароматерапия);
Фитореабилитация (осуществляется комплексно с использованием различных способов введения лекарственных растений);
Витамины (А, Е, С), поливитаминные препараты, антиоксиданты;
Препараты-метаболиты (липоевая кислота, пантотенат кальция, рибофлавин, глицин, панангин и др.);
Лизоцим;
Ингибиторы протеолиза (эпсилон-аминокапроновая кислота и др.);
Препараты-пробиотики;
Гомеопатические препараты;
Другие препараты и средства, обладающие неспецифическими иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами.
Остановимся на характеристике основных составляющих первого этапа иммунореабилитации.
Фитореабилитация
Преимущества фитотерапии перед применением химио-препаратов связаны с более легким воздействием их на организм. Уникальным является также комплексность действия лекарственных растений за счет содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ. Однако следует подчеркнуть, что к назначению лекарственных растений надо относиться с той же ответственностью, что и к использованию химиопрепаратов. Для исключения возможных патологических эффектов у часто болеющих детей надо придерживаться следующих правил:
Недопустимо использование лекарственных растений, не указанных в Фармакопее;
Растительное сырье следует приобретать только в аптеках (нередко отмечается идентичность ядовитых и неядовитых разновидностей некоторых растений);
Не следует назначать (а если рекомендовать, то с большой осторожностью, строго по показаниям) растения, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества, богатые алкалоидами, кумаринами (багульник, чистотел и др.). Последние могут вызвать, в частности, аллергические реакции и непригодны при проведении оздоровительных мероприятий в организованных детских коллективах;
При использовании сборов целесообразно включать лекарственные растения, входящие в их состав, постепенно, особенно для детей с аллергическими проявлениями или предрасположенностью;
Оптимальное количество различных видов сырья в сборе не должно превышать 3–5;
Целесообразно иметь в сборе 2–3 вида растительного сырья с одинаковым основным фармакологическим действием, но с разными сопутствующими;
Вследствие развития привыкания и возникновения возможных побочных эффектов длительность приема одного и того же лекарственного растения или сбора не должна превышать 1,5 месяцев. После этого, при необходимости продолжения лечения, данное растение или сбор необходимо заменить другими, сходными по фармакологическим свойствам;
При назначении лекарственных растений необходимо придерживаться возрастных дозировок (табл. 25).
Таблица 25
Возрастные дозы лекарственного сырья
При использовании фитотерапевтических методов лечения, профилактики и реабилитации важно учитывать их возможности. Так, в качестве самостоятельного способа лечения острой стадии заболевания фитотерапия выступает прежде всего в период начальных клинических проявлений и реконвалесценции. В разгар заболевания фитотерапевтические методы лечения нередко приходится сочетать с назначением химиопрепаратов, которые обладают более сильным и быстрым действием. Однако и в этом случае фитотерапия не теряет своего значения, оказывая симптоматическое, иммуностимулирующее, детоксицирующее действие. В качестве самостоятельного метода она с успехом может использоваться при проведении противорецидивного лечения, поддержания ремиссии, для оздоровления и реабилитации детей с пограничными отклонениями в состоянии здоровья, с профилактическими целями.
При проведении лечения, оздоровления и реабилитации часто болеющих детей лекарственные растения должны подбираться сугубо индивидуально, с учетом состояния здоровья, преморбидного фона, анамнестических данных, включая генеалогический анамнез ребенка.
Особое внимание следует обращать на наличие у ребенка или у его родственников поллинозов, непереносимости трав, аллергических реакций или аллергической предрасположенности.
Лекарственные растения могут применяться различными способами:
наружно (местная фитотерапия ) – в виде орошений, пульверизации, промываний, полосканий, смазываний;
ингаляционно – тепло-влажные, ультразвуковые ингаляции, арома-аэрофитотерапия;
в виде ванн (бальнеофитотерапия );
внутрь – в виде настоев, отваров отдельных растений, сборов, подбираемых индивидуально для каждого конкретного ребенка, фиточаев, кислородных коктейлей.
Местная фитотерапия проводится в виде орошений, пульверизации (с помощью ирригатора или распылителя жидких лекарственных средств), полосканий, смазываний, промываний (ирригационная терапия носоглотки). В этом случае используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие противоспалительными, бактерицидными, смягчающими, дубящими свойствами, способствующие эпителизации тканей (цветки ромашки аптечной, календулы, липы, трава зверобоя, душицы, листья шалфея, эвкалипта, мяты перечной и т. д.).
...Методика приготовления: 1 ст. ложку лекарственного сырья заливают стаканом кипятка. Настаивают в термосе или при комнатной температуре 30 мин, процеживают. При длительном использовании рекомендуется менять травы не реже, чем 1 раз в 10 дней.
Ингаляционное использование лекарственных растений осуществляется в виде тепло-влажных (с настоями, отварами трав), ультразвуковых (с настойками трав) ингаляций, арома-аэрофитотерапии (с эфирными маслами растений). Используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие отхаркивающими, противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, регенерирующими свойствами (листья мать-и-мачехи, подорожника большого, корень алтея, солодки голой, трава душицы, чабреца, тимьяна, зверобоя, цветки ромашки аптечной, календулы, почки сосны, плоды фенхеля, аниса, грудной сбор № 1, № 2 и др.).
Методика приготовления настоев и отваров для тепло-влажных ингаляций та же. Ультразвуковые ингаляции готовятся с настойками трав (цветки календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя и др.) из расчета 18–20 капель настойки на 180 мл дистиллированной воды.
Бальнеофитотерапия. Биологически активные вещества растений хорошо проникают через кожу ребенка раннего и дошкольного возраста и оказывают достаточно выраженное фармакологическое действие. В этой связи включение ванн с настоями и отварами лекарственных трав в комплекс лечения и фитореабилитации детей является весьма целесообразным. При этом могут использоваться лекарственные растения или их сборы, обладающие се дативными (корень валерианы, листья мяты перечной, трава душицы, пустырника, цветки ромашки аптечной, липы и др.), противоаллергическими (трава череды, фиалки трехцветной, душицы, чабреца, лаго-хилуса опьяняющего, корень лопуха и др.), бактерицидными, антиинфекционными, противовоспалительными свойствами (листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя, цветки ромашки, календулы, трава душицы, чабреца и др.).
...Методика приготовления ванн: 1 ст. ложку лекарственного сырья заливают 1 стаканом кипятка. Настаивается при комнатной температуре 30 мин, процеживается. На ванну – 1–2 стакана настоя. Температура ванны 36–37 °C. Продолжительность – от 5 до 10 мин. На курс – до 30 ванн, проводимых ежедневно. Менять используемые травы 1 раз в 10 дней.
Использование лекарственных растений для внутреннего применения. Для часто болеющих детей целесообразно использовать лекарственные растения:
1. Иммуномодулирующие:
Фитоадаптогены – корень и корневища элеутерококка, корень аралии, родиолы розовой;
Растения, содержащие природные полисахариды, – корень алтея, лен, ламинария, листья подорожника, мать-и-мачехи и др.;
Растения, содержащие антоцианы (природные индукторы интерферона), – плоды аронии черноплодной, черной смородины, черники, трава зверобоя, фиалки трехцветной и др.;
Растения, содержащие инулин (корень лопуха, девясила и др.), комплекс флавоноидов и витамина Р (кожура лимона, трава гречихи), дубильные вещества, катехины.
2. Противоаллергические – трава фиалки трехцветной, корень солодки голой, трава череды, листья березы и др.
3. Противовоспалительные – цветки ромашки аптечной, календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя, душицы, чабреца, тимьяна, плоды аниса, фенхеля, листья мать-и-мачехи, корень солодки голой и др.
4. Отхаркивающие – плоды аниса, фенхеля, трава душицы, тимьяна, чабреца, корень девясила, листья подорожника большого, мать-и-мачехи, корень солодки голой и др.
5. Седативные – корень валерианы, трава пустырника, соплодия хмеля, плоды фенхеля, листья мяты перечной, цветки липы, ромашки аптечной и др.
7. Нормализующие микрофлору кишечника – корень девясила, трава душицы, тимьяна, чабреца, зверобоя, тысячелистника, цветы ромашки аптечной, листья шалфея, эвкалипта, плоды черники и др.
8. Мочегонные – листья брусники, толокнянки, трава хвоща полевого и др. (при сочетании частой заболеваемости с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, почечными, метаболическими нарушениями).
Основными лекарственными формами при использовании растений являются настои и отвары, которые обычно готовятся в соотношении 1:10 (1 весовая часть растительного сырья и 10 весовых частей воды).
Лекарственное растительное сырье – это высушенные, реже свежесобранные растения или их части, используемые в качестве источника для получения лекарственных средств. Для каждого растения существует определенный вид лекарственного сырья, применяемого в официальной медицине. Например, трава – для пустырника, зверобоя; листья – для мать-и-мачехи, эвкалипта, подорожника большого; плоды – для шиповника, аронии черноплодной, черной смородины; цветки – для ромашки аптечной, календулы; корни – для алтея, солодки голой и т. д.
Настои готовят из хрупкого сырья (листья, цветки, трава, корень валерианы). Для приготовления настоев лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, закрывают крышкой и ставят на кипящую водяную баню на 15 мин, затем настаивают при комнатной температуре в течение 30 мин, отжимают, фильтруют. Полученный настой доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более 2 суток.
Отвары готовят из грубого растительного сырья (плоды, кора, подземные органы), исключение составляют кожистые листья брусники и толокнянки. Для приготовления отваров лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, нагревают под крышкой на кипящей водяной бане в течение 30 мин. Настаивают при комнатной температуре 15 мин, отжимают, фильтруют, доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более 2 суток.
В домах ребенка из лекарственных растений целесообразно готовить фиточаи (фитококтейли ).
...Методика приготовления фиточаев (способ более удобный и быстрый, хотя в этом случае биологически активные вещества извлекаются не полностью): 1 ст. ложку лекарственного сырья или сбора заливают стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 мин, отжимают, фильтруют. Используют сразу же, не оставляя на хранение, за 15–20 мин до еды. Продолжительность курса 1–1,5 месяца.
При использовании лекарственных растений следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахара, меда (при отсутствии непереносимости), сиропа шиповника, сиропа алтейного корня, варенья.
Приводим оригинальные варианты фиточаев, разработанные З.С. Макаровой. Они могут быть использованы в организованных детских коллективах при оздоровлении и реабилитации часто болеющих детей.
...Фиточай с иммуностимулирующими свойствами для часто болеющих детей «Марина»
Корень элеутерококка или родиолы розовой, цветки ромашки аптечной, листья мать-и-мачехи, трава фиалки трехцветной берутся по 1 части. Добавляются 2 части плодов шиповника коричного.
Методика приготовления: 1 ст. ложку растительного сбора заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 мин, процеживают, отжимают, фильтруют, используют сразу. Разовая доза: детям до 3 лет – 1 ч. ложка, 4–7 – 1 д. ложка, 7-14 – 1 ст. ложка.
Давать 3–4 раза в день. К нужному количеству добавлять кипяченую воду до 30–50 мл и вкусовую добавку.
Примечание: данный фиточай не следует давать детям перед сном из-за возможного возбуждающего действия.
Фиточай с седативными свойствами «Гоша»
Корень валерианы, трава пустырника, листья мяты перечной, цветки ромашки аптечной, плоды фенхеля или укропа огородного берутся по 1 части.
Мочегонный фиточай
Листья мяты перечной, трава хвоща полевого, цветки ромашки аптечной берутся по 1 части, добавляется 2 части корня валерианы.
Методика приготовления и дозы те же.
Желчегонный фиточай
Цветки липы, трава фиалки трехцветной, корень валерианы берутся по 1 части, добавляется по 2 части цветков календулы, цветков ромашки аптечной.
Методика приготовления и дозы те же.
Фиточай для улучшения аппетита «Татьяна»
Корень валерианы, трава пустырника, плоды фенхеля или укропа, плоды тмина, цветки календулы берутся по 1 части. Методика приготовления и дозы те же.
Фиточай общеукрепляющий, витаминный «Вита»
Плоды черники, листья крапивы двудомной, плоды малины берутся по 1 части, добавляется по 2 части плодов шиповника коричного, аронии черноплодной, рябины обыкновенной.
Методика приготовления та же.
Разовая доза: детям до 3 лет – 30 мл, 4-7– 50 мл.
Можно добавить вкусовую добавку.
Фиточай для профилактики и лечения дисбактериоза (по Н.Л. Меньшиковой, А.И. Чистяковой )
Первые две недели:
– фиточай из травы тысячелистника за 30 мин до еды;
– фиточай из листьев эвкалипта – после еды.
Вторые две недели:
– фиточай из листьев подорожника за 30 мин до еды;
– фиточай из листьев календулы – после еды.
Последующие две недели – витаминный фиточай составляется из плодов шиповника коричного, рябины обыкновенной, черники. Все компоненты берутся по 1 части.
Принимать за 30 мин до еды.
Методика приготовления фиточаев и дозы те же.
При оздоровлении часто болеющих детей целесообразно использовать систему комплексной фитореабилитации профессора З.С. Макаровой (2001), согласно которой лекарственные растения применяются различными способами поэтапно (внутрь, местно, ингаляционно, в виде ванн) до достижения необходимого лечебного эффекта.
Ароматерапия (аэрофитотерапия )
Ароматерапия изучает различные аспекты лечебного и профилактического использования ароматических веществ, эфирных масел.
Эфирные масла представляют собой сложный комплекс летучих природных веществ, определяющих ароматические свойства растений. Они малотоксичны, хорошо изучены в химическом отношении, являются сложными смесями биологически активных органических соединений, относящихся к классу терпенов и терпеноидов. Общность состава эфирных масел, применяемых в медицине (мята, лаванда, шалфей, анис, фенхель и др.), определяет схожесть их биологического воздействия на организм. Так, эфирные масла в разной степени обладают антибактериальными, антивирусными, противовоспалительными, спазмо– и бронхолитическими, седативными, тонизирующими, отхаркивающими, анальгезирующими, гипо– и гипертензивными, иммуномодулирующими свойствами. Противомикробное свойство эфирных масел затрагивает практически все группы патогенных микроорганизмов: различные виды стафилококка, стрептококка, кишечной палочки, менингококка. Они активны в отношении пневмококка, гемофильной палочки, а также различных типов вирусов, в том числе гриппа, парагриппа, аденовируса, являющихся наиболее частой причиной острых респираторных заболеваний, усиливают антибиотикоустойчивые формы микроорганизмов.
Под воздействием паров эфирных масел улучшается качественный состав микрофлоры верхних дыхательных путей, уменьшается микробная обсемененность кожи, патогенность глубокой и поверхностной аутофлоры.
В концентрации 0,1–0,7 мг/м пары эфирных масел могут существенно снижать уровень микробной обсемененности, улучшать ионный состав воздуха в помещениях различного типа, оказывать антиоксидантное действие.
При контакте летучих фракций эфирных масел со слизистой бронхиального дерева улучшается его проходимость, повышается местный иммунитнет путем регуляции содержания секреторного компонента иммуноглобулина А, являющегося основным носителем противомикробной и противовирусной защиты.
Эфирные масла оказывают стимулирующие действие на клеточное и гуморальное звенья иммунной системы организма: повышается активность Т-лимфоцитов, естественных киллеров, увеличивается число розеткообразующих альвеолярных макрофагов.
Они могут стимулировать память, способствуют концентрации внимания и усвояемости информации, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы.
Наряду с этим отдельные эфирные масла имеют свои особенности. Например, эфирное масло мяты оказывают бронхо– и спазмолитическое, сосудорасширяющее, седативное, болеутоляющее, гипотензивное действие. Эфирное масло лаванды – противомикробное, противовирусное, антифунгальное, противовоспалительное, бронхо– и спазмолитическое, гипотензивное действие. Эфирное масло шалфея – дезинфицирующее, противовоспалительное, противомикробное, антифунгальное, анальгезирующее, тонизирующее, гипертензивное действие. Эфирное масло фенхеля – противомикробное, отхаркивающее, спазмолитическое действие. Эфирное масло аниса – противомикробное, противоспалительное, антифунгальное, отхаркивающее, болеутоляющее, спазмолитическое, общестимулирующее действие. Эфирные масла шалфея и фенхеля активно подавляют рост пневмококка в тест-культуре, а эфирное масло лаванды – гемофильную палочку.
Для ароматизации помещений в последнее время используются, в частности, аромалампы из керамики, стекла, металла, алебастра. Как правило, они состоят из нижней части и расположенной под ней мисочки или блюдца для жидкости (чаще всего съемной). В нижнюю часть лампы помещают источник света – свечу или электрическую лампу накаливания. В блюдце наливают немного воды и добавляют несколько капель чистого эфирного масла. При нагревании ароматизированной воды все помещение наполняется ароматом, качество воздуха улучшается. Однако недостатком применении аромаламп является отсутствие возможности контролировать и дозировать концентрацию испаряемых эфирных масел, что значительно ограничивает, а зачастую и делает невозможным их использование для детей раннего и дошкольного возраста, особенно в детских организованных коллективах. В этой связи наиболее целесообразным в детской практике является проведение ароматерапии (аэрофитотерапии) с помощью аэрофитогенераторов.
В качестве эфирных масел применяется масло мяты, лаванды, шалфея, аниса, фенхеля, композиции эфирных масел «Аэрофитон».
Ароматерапию (аэрофитотерапию) можно проводить в виде 2-х ее вариантов, а также их сочетаний (З.С. Макарова):
Ароматерапия помещений (спален, групповых комнат, и т. д.) в отсутствие детей;
Индивидуальные сеансы ароматерапии, назначаемые строго по показаниям, с учетом возможной непереносимости эфирных масел.
Ароматерапия помещений. Целесообразным является ее проведение в детских организованных коллективах в периоде адаптации к интернатному учреждению, а также подъема заболеваний ОРВИ и гриппом. Ароматерапия помещений осуществляется в отсутствие детей.
Перед процедурой помещение проветривается в течение 20–30 мин. После этого с помощью аэрофитогенератора распыляются эфирные масла или их композиции, обладающие бактерицидными, противомикробными, антивирусными свойствами (лаванда, шалфей, анис, фенхель и т. д.) до получения концентрации 0,1–0,2 мг/м3. Через 30 мин после распыления эфирных масел проводится сквозное проветривание вплоть до возвращения детей с прогулки (не менее 30–40 мин).
Индивидуальные сеансы ароматерапии (аэрофитотерапии ). При проведении индивидуальных сеансов ароматерапии (аэрофитотерапии) подбор эфирных масел или их композиций проводится индивидуально и зависит от вида отклонений в состоянии здоровья ребенка.
Методика проведения ароматерапии
Процедура назначается детям с 1 года 6 месяцев.
Отбор детей для индивидуальных сеансов ароматерапии осуществляет врач-педиатр, при необходимости проводятся консультации аллерголога, ЛОР-врача, невропатолога и других специалистов. Педиатром должен быть проведен тщательный анализ анамнестических данных, включая генеалогический анамнез детей. Особое внимание следует уделять наличию у ребенка или в семье аллергических заболеваний, поллинозов, реакции на цветение трав, непереносимости запахов.
Ароматерапию помещений, а также обслуживание кабинета аэрофитотерапии (ароматерапии) осуществляет медицинская сестра. Пребывание ее в лечебной комнате во время процедуры не рекомендуется. Контроль за состоянием детей проводится через стеклянную дверь или окно из комнаты медицинской сестры. Комната медицинской сестры должна быть оснащена набором медикаментов для оказания неотложной помощи, раковиной с горячей и холодной водой, столом, этиловым спиртом и моющими средствами для санитарной обработки аппаратуры.
Для кабинета ароматерапии (аэрофитотерапии) требуются, по возможности, два смежных помещения: комната для выполнения процедур объемом 50-100 м3 (площадью 15–30 м2) и комната медсестры. Кабинет должен быть оборудован при-точно-вытяжной вентиляцией и ультрафиолетовой (бактерицидной) лампой.
Для уменьшения адсорбции эфирных масел стены облицовываются керамической плиткой или покрываются масляной краской. Пол покрывается линолеумом или метлахской плиткой. Держать живые комнатные растения не рекомендуется. С целью усиления положительного эмоционального воздействия на детей кабинет аэрофитотерапии желательно художественно оформить.
При проведении ароматерапии для адаптации детей к атмосфере, обогащенной эфирными маслами, и уменьшения вероятных побочных действий продолжительность сеансов следует увеличивать постепенно. Первый сеанс обычно составляет 5 мин. Затем продолжительность каждого последующего сеанса увеличивается на 5 мин каждые 1–2 дня и доводится до 20 мин. Курс реабилитации составляет 20 сеансов, проводимых ежедневно. При необходимости для достижения нужного эффекта курсы ароматерапии можно проводить до 2–3 раз в год с интервалом не менее 3–4 месяцев. В случае появления побочных действий процедура отменяется, повторное назначение не рекомендуется.
Сеансы ароматерапии целесообразно сочетать с дыхательными упражнениями, массажем. Дети могут посещать бассейн, сауну. Совместное использование фитотерапии (ингаляционное введение лекарственных растений, фиточаи, бальнеофитотерапия) и галотерапии нежелательно.
Эффективность ароматерапии (аэрофитотерапии )
Применение ароматерапии (особенно при сочетании двух ее вариантов) для часто болеющих детей способствует значительному (в 2,5–2,7 раза) снижению заболеваемости ОРВИ. Отмечается положительное влияние на эмоционально-поведенческие реакции детей: уменьшаются гипердинамические нарушения, улучшается сон, аппетит. Снижается бактериальная обсемененность воздуха в групповых комнатах и спальнях, улучшается его ионный состав.
Показания к ароматерапии у детей раннего и дошкольного возраста (по З.С. Макаровой ):
Частая заболеваемость ОРВИ;
Нарушение сна, аппетита;
Повышенная возбудимость;
Двигательная расторможенность, гипердинамический синдром;
Остаточные явления после перенесенных респираторных инфекций;
Тяжелое течение адаптации к дошкольному учреждению, сопровождаемое снижением резистентности, выраженным поведенческими нарушениями;
Заболевания ЛОР-органов.
Противопоказания:
Повышенная индивидуальная чувствительность к запахам;
Выраженное обострение заболевания;
Острое лихорадочное состояние;
Острое течение заболевания.
...Примечание: относительным противопоказанием является наличие у родственников ребенка поллинозов, непереносимости запахов и трав.
Организация фитотерапии и ароматерапии в доме ребенка
При организации фитотерапии и ароматерапии следует придерживаться следующих правил:
Назначение только при наличии показаний;
Учет индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья, анамнестических сведений;
Постоянный медицинский контроль за организацией, проведением и эффективностью мероприятий;
Непрерывность фитореабилитации, так как пропуски сеансов детьми значительно снижают ее эффективность;
Комплексность, сочетание с психолого-педагогическими, а также общеоздоравливающими медицинскими мероприятиями;
Создание положительного эмоционального настроя детей при осуществлении фитореабилитации.
Организовывать фитореабилитацию в доме ребенка должны врач и специально подготовленная медицинская сестра. Раздачу фиточаев детям лучше проводить в оборудованном помещении, фитобаре (за исключением периода адаптации) в сочетании с музыкотерапией и использованием возможностей фитодизайна. Местная фитотерапия (промывания, орошения, смазывания) и ингаляции осуществляются в процедурном кабинете. Ароматерапию помещений следует проводить ежедневно в течение 30–45 дней курсами 2–3 раза в год в периоды, о которых будет более подробно сказано ниже. Индивидуальные курсы ароматерапии назначаются по мере необходимости. При этом формируются группы детей, имеющих одинаковые показания для ее назначения, например: часто болеющие, тяжело адаптирующиеся, дети с поведенческими нарушениями, остаточными явлениями после перенесенных респираторных инфекций и т. д.
Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин
Реабилитация детей в домах ребенка
Предисловие
В последние годы количество детей-сирот то «неожиданно» увеличивается, то обнаруживает тенденцию к стабилизации. Всем этим процессам есть хорошо известные социальные причины. Однако ситуацию усугубляет постоянное ухудшение состояния здоровья детского населения. Быстрыми темпами растет число детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями.
В Российской Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более 100 тыс. детей-инвалидов. Значительная масса больных детей попадает в дома ребенка. И в настоящее время сложилась довольно печальная картина – в этих учреждениях практически нет здоровых детей.
Дома ребенка – уникальные учреждения. В них работают специалисты, перед которыми стоит благородная цель – сделать жизнь детей-сирот благополучной.
Настоящая книга адресована большой армии сотрудников сиротских учреждений. К сожалению, наше общество находится в неоплатном долгу перед всеми детьми с трудной судьбой. И что бы ни делало государство для этих детей, ничто не заменит им настоящих родителей и родную семью.
Эта книга – одна из редких попыток ученых действенно помочь всем, кто работает с больными детьми, оказавшимися в тяжелой кризисной ситуации. Получилась своеобразная «белая книга», написанная сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии после дипломного образования. Их бесценный полувековой опыт работы в домах ребенка и, конечно, взволнованные сердца позволили завершить давно начатый труд.
В Конвенции ООН о правах ребенка, во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей подчеркивается, что все государства, подписавшие эти документы (в их числе и Россия), признают права больного (неполноценного) ребенка на особую заботу. Дети с проблемами в развитии, в частности дети-сироты, имеют право на обеспечение таких условий и уровня жизни, которые будут в полной мере способствовать нормальному умственному, физическому и социальному развитию.
Признание равноправия и равных возможностей детей-сирот во всех сферах жизни;
Право каждого ребенка на полное удовлетворение его потребностей, охрану здоровья, реабилитацию и т. п.;
Особую или особенную помощь сиротам должны оказывать специалисты, работающие в домах ребенка.
Эти принципы объединяют ученых, врачей, психологов, педагогов и многих других людей, чья деятельность в той или иной мере связана с детьми, оставшимися без попечения родителей. Профессионализм, открытость, любовь к детям должны способствовать успеху, а самое главное, счастью и благополучию детей.
Настоящая книга пронизана духом новаторства и надежды. В ней делаются акценты на научных открытиях и практических достижениях медицины, психологии, педагогики и других областей знаний, благодаря которым дети-сироты, даже с тяжелыми расстройствами здоровья, могут получать реальную возможность оздоровления и благополучной адаптации к различным социальным условиям. В ней представлены вопросы вакцинопрофилактики, характеристика ВИЧ-инфекций у детей, особенности антибактериальной терапии и оказания первой помощи при неотложных состояниях в условиях дома ребенка, диагностика психических нарушений и их профилактика. Обсуждаются проблема синдрома внезапной смерти младенцев, тактика лечения детей с атопическим дерматитом, применение компьютерных технологий в деятельности домов ребенка. Сотрудники домов ребенка, опираясь на последние достижения науки и практики, должны сделать все возможное, чтобы дети в домах ребенка были здоровыми и счастливыми.
ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА
ГЛАВА 1. Выхаживание недоношенных и маловесных детей в условиях дома ребенка
Недонашивание – это самопроизвольное и индуцированное прерывание беременности со сроков, когда плод считается жизнеспособным.
До недавнего времени к категории недоношенных новорожденных относили всех детей, имевших при рождении массу тела менее 2500 г и длину менее 46 см. При этом гестационный возраст не учитывался. Однако выделение категории недоношенных детей только по антропометрическим характеристикам привело к тому, что около 30 % из них были младенцы, рожденные в срок, но имеющие задержку внутриутробного развития (small for date) (Г.М. Дементьева, Г.В. Яцык, 2004). Примерно в 8 % случаев вес детей, родившихся преждевременно, составляет более 2500 г.
По данным Г.В. Яцык, в большинстве развитых стран недонашивание встречается в 3-10 % случаев, в России этот показатель составляет 6,2 % (А.А. Баранов с соавт., 2001).
Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО М.В. Лещенко, показали, что среди детей, поступающих на воспитание в дома ребенка, недоношенные составляют 36,6-48,8 %. При этом высока доля глубоконедоношенных, число которых колеблется (в зависимости от региона) от 5,7 до 11,5 %.
По принятой на сегодняшний день классификации (А.И. Хазанов) степень недоношенности определяют в соответствии с гестационным возрастом ребенка:
I степень – 35–37 недель;
III – 29–31;
IV – 28 и менее недель.
Для характеристики преждевременно родившихся детей по массе тела условно выделяют четыре степени недоношенности:
I степень – 2001–2500 г;
II – 1501–2000 г;
III – 1001–1500 г;
IV – менее 1000 г.
С клинических позиций для объективной характеристики ребенка целесообразно фиксировать и массу тела при рождении, и гестационный возраст ребенка. Параметры физического развития новорожденных в соответствии с гестационным возрастом представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные параметры физического развития детей при рождении с учетом гестационного возраста (М±т)(по Г.М. Дементьевой, Е.В. Коротковой)
При снижении массы тела новорожденного на 2 и более стандартных отклонения или ниже 10-го центиля по сравнению с нормативными показателями для данного срока беременности диагносцируется задержка внутриутробного развития (ограничение развития – restriction). Различают следующие варианты задержки внутриутробного развития (ЗВУР):
гипопластический (симметричный), характеризующийся пропорциональным снижением как массы, так и длины тела ребенка при рождении;
гипотрофический (асимметричный), при котором отмечается дефицит массы тела по отношению к длине;
диспластический, для которого характерны низкая масса и длина тела в сочетании с врожденными пороками развития и/или множественными стигмами дизэмбриогенеза. Выделение трех вариантов ЗВУР отражает период возникновения нарушений внутриутробного развития, связанных с воздействием повреждающих факторов. Так, при неблагоприятных воздействиях на ранних этапах внутриутробного развития отмечается пропорциональное уменьшение размеров органов и всего тела (симметричный тип).
Гипотрофический (асимметричный) тип ЗВУР связывают с перераспределением кровотока к жизненно важным органам плода (мозг, сердце), формирующимся в условиях хронической гипоксии во второй половине беременности.
Диспластический вариант ЗВУР связан с ранним и достаточно длительным воздействием неблагоприятных факторов, включающим период органогенеза во внутриутробном развитии.
В целом около 80 % новорожденных с ЗВУР относятся к асимметричному типу, что тесным образом связано с патологическим течением беременности, в частности, с нарушением маточно-плацентарного кровообращения, артериальной гипертензией. Среди воспитанников домов ребенка, рожденных преждевременно, более чем в 53 % случаев отмечается диспластический вариант ЗВУР, что свидетельствует о длительном воздействии повреждающих факторов, нарушающих процессы закладки и дифференцировки тканей и органов.
В соответствии с данными всероссийской диспансеризации 2002 г., у 21 % новорожденных выявляется задержка внутриутробного развития. Частота ЗВУР коррелирует со степенью недоношенности новорожденного: чем меньше гестационный возраст ребенка, тем чаще встречается ЗВУР. Среди недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, ЗВУР диагностируется более чем в 50 % случаев.
Предисловие.
В настоящее время проблема детей, оставшихся без попечения родителей, приобретет особое значение и связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. По данным Госкомстата России, и стране насчитывается более 600 тысяч детей оставшихся без родительского попечения. На сегодняшний день в России функционируют более 250 домов ребенка, в которых находится 20 тысяч детей, среди которых 60%-80% составляют дети с органическим поражением центральной нервной системы, метаболическими нарушениями врожденного и наследственного генеза. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые, но и у них понятие нормы относительно, поскольку с первых дней жизни ребенок, оставленный без попечения родителей, не имеет полноценного общения, необходимою для правильного развития личности.
Учитывая, что государственная политика нашей страны направлена на устройство детей в семью (около 70% сирот обретают приемных родителей), комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает огромное значение и является одной из наиболее актуальных задач современных домов ребенка. В условиях домов ребенка проведение любых реабилитационных мероприятий осложняется синдромом материнской депривации, что в значительной степени усугубляет выраженность симптомов основного заболевания и определяет уровень реабилитационного потенциала ребенка.
Использование в повседневной работе специалистами домов ребенка предлагаемых методик комплексной реабилитации детей, в которых отражен многолетний опыт работы авторов, как нам представляется, поможет в решении насущных проблем наиболее социально незащищенной части нашего общества. Однако авторы не ставили перед собой задачи подробно изложить все методики реабилитационного процесса в этом пособии, сосредоточив свои усилия на общих проблемах работы с детьми в домах ребенка. Некоторые конкретные методики рассмотрены в других пособиях, упомянутых в списке литературы.
ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКА
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса комплексной реабилитации, включающего раннюю диагностику врожденной и приобретенной патологии, коррекционные медицинские, психологические, педагогические мероприятия, подготовку специалистов, владеющих современными методиками реабилитационного процесса, оснащение реабилитационным оборудованием для формирования физиологических двигательных навыков и коррекции нарушении, пособиями для логопедической и психологической работы.
Целесообразно подчеркнуть необходимость участия в реабилитационном процессе и индивидуальную роль всех специалистов - врача, психолога, инструктора ЛФК (кинезотерапевта), логопеда-дефектолога, педагога-воспитателя - всех, кто составляет единую реабилитационную бригаду*.
В связи с вышесказанным, необходимо отметить, что до сих пор нет четкого понимания различия между реабилитацией и восстановительным лечением. Эти понятия не противопоставляются друг другу, они представляют единый процесс, но лечение направлено на восстановление утраченной или выработку несуществовавшей функции, а комплексная реабилитация - на восстановление личности и се полноценной жизни в условиях социума. Восстановительное лечение является медицинским аспектом проблемы реабилитации (Е.Т. Лильин, 2000г.).
Реабилитационные мероприятия в домах ребенка должны быть направлены не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию созревания и перестройку функциональной активности всех звеньев сенсомоторного анализатора за счет развития компенсаторных механизмов и строится по следующей схеме:
1. Развитие физиологических возрастных двигательных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций. В дальнейшем авторы часто будут изменять термин «инструктор ЛФК» на «кинезотерапевт», поскольку лечение движением (кинезотерапия) имеет значительно более широкое применение и этот термин много чаще используется в современной литературе. Аналогичным образом воспитатели или педагоги, имеющие навыки работы с компьютером, могут быть названы воспитателями-программистами. И, наконец, главное. К сожалению, до настоящего времени в соответствующие перечни не введена столь необходимая сейчас специальность «реабилитолог». Однако авторы позволили себе постоянно употреблять подобный, еще не приобретший официальный (штатный) статус, термин. подчеркивая этим. что реабилитологом может называться не только врач, но и представители психолого-педагогического коллектива, имеюище непосредственное отношение к комплексной реабилитации ребенка.
2. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, психоэмоционального, интеллектуального и речевою дефекта ребенка.
3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование адекватной информации, стимулирующей развитие всех звеньев двигательного и речевого анализаторов, а также способствующей выработке новых коммуникационных навыков.
4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.
Особое внимание необходимо уделить проблеме физиологической последовательности овладения ребенком возрастными двигательными актами, которые являются основой для формирования вертикализации, статики, локомоции, навыков самообслуживания, а также психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций. Можно выделить следующие основные этапы:
1. Развитие возрастных физиологических двигательных навыков у детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года), раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста.
2. Коррекция двигательных нарушений у детей грудного возраста, раннего и дошкольного возраста.
3. Развитие навыков самообслуживания и бытового приспособления у детей названных возрастных групп.
4. Развитие речевой функции у детей грудного возраста, раннего и дошкольного возраста.
5. Коррекция речедвигательных нарушений у детей указанного возрастного
Кровотечения
При возникновении носового кровотечения ребенка надо уложить, приподняв верхнюю половину туловища, наклонив голову ребенка вперед. При этом надо расстегнуть воротник, ослабить ремень или пояс.
Ни в коем случае нельзя запрокидывать голову. Это не способствует остановке кровотечения и может вызвать у ребенка рвоту при заглатывании крови.
Если кровотечение несильное, достаточно плотно прижать пальцами крылья носа к носовой перегородке на 2–3 мин. При сильном кровотечении рекомендуется ввести в передний отдел носа ватный тампон, смоченный перекисью водорода, и на переносицу положить холодный компресс. При продолжающемся кровотечении к затылку прикладывают пузырь со льдом. Если через 20–30 мин, несмотря на принятые меры, кровотечение продолжается, необходимо вызвать "скорую помощь".
Небольшие кровоточащие ранки надо промыть кипяченой водой, смазать антисептическим средством (настойкой йода, бриллиантовой зеленью и др.). Царапины и порезы можно смазать специальным клеем БФ-6 или наложить кровоостанавливающий пластырь. На неглубокие кровоточащие повреждения накладывают стерильную давящую повязку. При артериальном кровотечении до приезда "скорой помощи" надо пережать крупную артерию выше места повреждения пальцем или наложить жгут. Для этого накладывают несколько плотных витков (до полной остановки кровотечения) и надежно завязывают или скрепляют концы жгута с помощью цепочки и крючка. Импровизированный жгут (пояс, ремень и т. п.) перетягивают с помощью закрутки (куска дерева, толстого карандаша и т. п.) до полной остановки кровотечения.
В месте наложения жгута прикрепляют записку, где указывают точное время его наложения. Следует помнить, что жгут можно оставлять в теплое время года не более полутора часов и не дольше 20–30 мин зимой. Если за это время не удается доставить ребенка в лечебное учреждение или вызвать на место происшествия машину "скорой помощи", надо обязательно на 10–15 мин распустить жгут, прижав на это время поврежденный сосуд пальцами.
Переломы и вывихи
При подозрении на перелом костей ребенку надо дать обезболивающее средство и остановить возникшее кровотечение, не усугубив при этом состояние пострадавшего.
После остановки кровотечения и защиты раны от загрязнения накладывают шину. В качестве шин можно использовать самые различные средства: кусок доски, толстые ветки, картон, лыжи, зонт и т. п. Главное правило при наложении шины – обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов: одного выше, другого ниже перелома. Например, при переломе костей голени транспортную шину надо наложить таким образом, чтобы она захватывала коленный и голеностопный суставы, при переломе костей предплечья – лучезапястный и локтевой и т. п. При некоторых переломах обездвиживают не два, а три сустава. Например, при переломах плечевой кости шину накладывают таким образом, чтобы она захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы; при переломах бедренной кости шинируется тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Кроме того, надо приложить к месту травмы пузырь со льдом.
Шины лучше всего накладывать на обнаженную часть тела, укутав ее предварительно ватой, особенно те места, которые подвергаются наибольшему давлению (костные выступы и т. п.). При отсутствии ваты для подкладки можно употребить любую материю, а в крайнем случае обойтись без всякой подкладки. Часто транспортные шины накладывают поверх одежды, под которой остаются закрытые стерильными перевязочными материалами раны. Можно также обертывать ватой не поврежденную конечность, а шину. Приготовленная соответствующим образом шина (изогнутая, если это представляется возможным, по положению поврежденной конечности и обернутая ватой или тканью) должна быть плотно укреплена на поврежденной части тела бинтами, косынками, платками, полосками белья и т. п.
При шинировании конечности ей по возможности придают физиологическое положение (чаще всего со слегка согнутыми суставами) с целью ослабить натяжение мышц и сухожилий и обеспечить конечности максимальный покой или фиксируют ее в том положении, в каком она находится. Костные обломки, торчащие в ране при открытом переломе, не следует вправлять во избежание усиления боли, вторичного повреждения тканей и занесения инфекции в глубину тела. Транспортировка пострадавших с переломами костей должна производиться в сидячем (переломы верхних конечностей) или лежачем положении (переломы нижних конечностей, позвоночника, костей черепа и т. п.).
При вывихах нельзя тянуть или дергать поврежденную конечность. Этим можно только усугубить тяжелое состояние ребенка. Первая помощь при вывихах, как и при переломах, направлена на уменьшение возникшей боли – холод и придание неподвижности конечности. Следует учесть, что свежие вывихи вправляются значительно легче, чем застарелые, поэтому важно как можно скорее доставить пострадавшего в близлежащее лечебное учреждение.
Раздел II
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА
ГЛАВА 8. Реабилитация детей с ограниченными возможностями
1. Основы реабилитационной работы в доме ребенка
В последние годы реабилитация инвалидов стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.
Разработка адекватной политики в отношении детей-инвалидов актуальна не только для Российской Федерации, ею занимаются все страны мира. Так, проблемам инвалидности посвящена специальная задача Европейской стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий по укреплению здоровья населения Европейского региона. Основной смысл этой задачи состоит в достижении лучших возможностей для инвалидов, которые могут быть обеспечены при осуществлении комплекса взаимосвязанных действий. Они должны способствовать позитивному отношению в обществе к инвалидам, формированию оптимальной среды жизнедеятельности, не приводящей к инвалидности. Необходимо обеспечить независимость инвалидов путем их реабилитации и социальной поддержки; создать надлежащие виды обслуживания для тех, кто не располагает функциональной способностью к независимому образу жизни, улучшить статистическую базу для мониторинга инвалидности и ее социальных последствий.
Сегодня при реабилитационной работе в доме ребенка необходимо учитывать следующие принципы:
Больной ребенок должен своевременно в полном объеме получить необходимую медицинскую помощь;
Дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности должны проходить своевременную реабилитацию;
Все дети должны обучаться навыкам общения и самообслуживания, непременно учиться по индивидуальной программе;
В их реабилитации ключевую роль, кроме медиков, должны играть педагоги и воспитатели дома ребенка.
В настоящее время реабилитация детей рассматривается как единый медико-психолого-педагогический процесс, включающий в себя весь комплекс различных воздействий.
Адекватная реабилитационная помощь ребенку может быть осуществлена одновременно с решением следующих проблем:
Протезирование утраченного слуха;
Коррекция зрения;
Применение специальной техники (различные приспособления для инвалидов, тренажеры и т. п.);
Стимуляция развития речи, коррекция речевых нарушений;
Обучение ребенка навыкам самообслуживания.
При уходе за ребенком-инвалидом, особенно с множественными нарушениями в физическом и психическом развитии, нужно прежде всего позаботиться о том, чтобы он не страдал от физических неудобств, был чистым, ухоженным и хорошо накормленным. При работе с такими детьми необходимо обеспечить каждому ребенку удобное положение и постоянно проводить с ним корригирующие упражнения, лечебный массаж и другие медико-психологические процедуры, предупреждающие прогрессирование тех или иных отклонений в развитии. Ребенку-инвалиду нужно помочь овладеть движениями головы и рук, а также приемлемыми для него формами общения. Это позволит ему взаимодействовать с окружающими так, чтобы его нужды удовлетворялись, а поведение не причиняло никому дополнительных трудностей. Важно также всеми доступными средствами облегчить уход за ребенком, сделать его более легким для персонала детских учреждений.
Начиная работать с ребенком-инвалидом, необходимо иметь ясное представление о нормальном развитии детей, чтобы правильно составить индивидуальную программу его реабилитации и наиболее эффективно помочь в ситуации, связанной с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.
Говоря о реабилитационной работе с детьми в доме ребенка, необходимо подчеркнуть основные потребности детского организма, на которые указывал отечественный педиатр профессор И.М. Воронцов.
1. Ребенок постоянно нуждается в любви, психологической поддержке и уважении. Любовь окружающих должна быть убедительной, последовательной и конструктивной.
2. Дети всегда должны находиться под ненавязчивым наблюдением взрослых, их нужно обучать всем приемам безопасного поведения.
3. Ребенок должен быть обеспечен сбалансированным и высококачественным питанием.
4. Дети нуждаются в стимуляции физиологического развития. У каждого из них надо стимулировать слух, зрение, вестибулярный аппарат, рецепторы кожи, проприорецепторы мышц, системы генерации импульсов и их проведения в сердце и др. Главной же точкой приложения сил является стимуляция развития нервной системы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Оптимальность педагогического руководства в зависимости от уровня мастерства и коммуникативной культуры. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства педагога. Руководство педагога на основе увлеченности общей творческой деятельностью.
реферат , добавлен 06.06.2015
Сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот. Нормативно-правовая база работы с детьми-сиротами. Направления работы с воспитанниками интерната в условиях лагеря. Социально-педагогическое сопровождение, помощь в защите прав детей-сирот.
курсовая работа , добавлен 17.11.2010
Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Социальная реабилитация детей и подростков согласно социально-педагогической программе.
дипломная работа , добавлен 11.01.2010
Сиротство, его причины и пути преодоления. Характеристика социальных детей-сирот разного возраста. Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без родителей.
курсовая работа , добавлен 27.10.2010
Общее понятие категории дети-инвалиды (ДЦП), анализ данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей с детским церебральным параличом в условиях социозащитного учреждения.
дипломная работа , добавлен 27.06.2012
Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения. Организационное построение социально-реабилитационной работы с ними.
курсовая работа , добавлен 31.01.2014
История возникновения и развития социальной работы с детьми в России. Основные понятия и проблемы работы с детьми-сиротами. Особенности социальной работы и форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
дипломная работа , добавлен 26.06.2011