Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.).
Биологические предпосылки агрессивности
Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека. В одной теории ученые утверждают, что во всем виноваты гены. Человек будто бы ведет себя агрессивно с теми людьми, с кем он не состоит в родстве, и, напротив, содействует тем, с кем имеет схожие гены. Другая известная теория — теория влечений — принадлежит 3. Фрейду. В ней он пишет о врожденных предпосылках агрессии. Согласно теории влечений, у человека существует два противоположных инстинкта: «инстинкт жизни» (созидательный, связанный с любовью и заботой, он обеспечивается либидо) и «инстинкт смерти» (разрушительный, деструктивный, выражающийся в злобе и ненависти, в страсти к уничтожению). От того, какой инстинкт преобладает в человеке, зависит его поведение. Причем психоаналитики считали, что агрессией сложно управлять, ее невозможно преодолеть, а можно лишь временно сдерживать и сублимировать (переводить в творческую деятельность, например). Известный австрийский этолог К. Лоренц (этология — наука о поведении животных и человека), считает, что агрессия является основой доминирования и определяет иерархию отношений, выстраивающуюся в борьбе за власть. Это природный инстинкт, который служит сохранению жизни и вида.
В отечественной психологии известна теория Б. Теплова о типах темперамента. От типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический) напрямую зависит, какие свойства характера будут у ребенка. И, несмотря на то, что «чистых» типов темперамента не встречается, всегда есть ведущий, основной тип, определяющий характер эмоционального реагирования и поведения.
Дети-флегматики менее всего склонны к проявлению агрессии. Они эмоционально уравновешенны, спокойны, практически ничто и никто не может их вывести из себя. Такие дети медлительны, долго все обдумывают, и только потом начинают действовать, ведут себя рассудительно. Единственное, что вызывает у них стрессовое состояние, это дефицит времени, а также изменения в привычной для них обстановке.
Флегматики очень ригидны (консервативны, предпочитают одни и те же способы мышления и поведения). В крайне редких случаях флегматика можно довести до бешенства. Если регулярно требовать от него невозможного («Одевайся быстрее!», «Ешь скорее, мы опаздываем!», «Ну что ты такой капуша!»), то даже мирный флегматик может «вскипеть».
Дети-меланхолики также считаются неагрессивными. Они очень эмоционально чувствительны, любая мелочь может расстроить их или напугать. Такие дети плохо переносят любые новшества, резкую смену обстановки, шумные игры и соревнования с другими детьми. Все это вызывает у них острое стрессовое состояние. В стрессе меланхолик замыкается, уходит в себя и практически становится не способен к какой-либо продуктивной деятельности. Склонный во всем винить себя, именно меланхолик подвержен приступам аутоагрессии (агрессия, направленная на самого себя). Типичный монолог первоклассницы-меланхолика: «Я одна во всем виновата, все записали домашнее задание, а я забыла, пусть мне поставят двойку! Или выгонят навсегда из класса! Ведь я хуже всех!» Заканчивается все бурными слезами. Попытки суицида в подростковом возрасте свойственны именно меланхоликам.
Дети-сангвиники жизнерадостны, оптимистичны, легко заводят новые знакомства, общительны, являются инициаторами различных игр. Сангвиники любят смену деятельности, быстро увлекаются и так же быстро могут бросить надоевшее занятие. В стрессовой ситуации ведут себя активно, смело защищая свои или чужие интересы. Эмоционально сангвиники уравновешенны, а потому редко открыто проявляют агрессию, стараясь решить все мирным путем с помощью компромисса. Только когда спокойно разрешить трудную ситуацию не удается, сангвиник может проявить агрессию.
Дети-холерики являются самыми активными, эмоционально неуравновешенными, а потому, естественно, более других склонны к агрессии. По природе своей они раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены частым сменам настроения, им трудно долго заниматься одним делом, они быстро утомляются. Плохо переносят ситуацию ожидания.
Холерики быстро ориентируются в новой обстановке, мгновенно принимают решения. Однако, как правило, они вначале действуют, а потом думают. Отсюда возникает немало конфликтных ситуаций, которые холерики пытаются разрешить с помощью крика или драки. Агрессивное поведение у холериков обусловлено их высокой эмоциональной неустойчивостью.
Девочка, которая мечтала профессионально заниматься балетом, перед поступлением в Вагановское училище получила серьезную травму колена. Приговор врачей стал для девочки потрясением: ей никогда нельзя больше заниматься любимым делом.
Придя домой, она в ярости разорвала все свои балетные костюмы, выбросила пуанты, все вещи раскидала по комнате и наотрез отказалась ходить в школу.
В состоянии аффекта подростки-холерики могут совершить самоубийство или правонарушение.
Социальные предпосылки агрессивности
Агрессивное поведение родителей . Мы редко отдаем себе отчет в том, что стараемся воспитывать своих детей так, как нас самих воспитывали в детстве. Поэтому, если отца (или мать) ребенка в детстве били, то, естественно, что он будет считать физическое наказание необходимым.
Один мужчина рассказывал со смехом, что в школе учительница била их линейкой по рукам. Не выучил урок — за волосы и головой об доску! Он до сих пор уверен, что это правильно, и поддерживает стремление некоторых стран вернуться к физическим наказаниям в школах. Своего сына он нередко поколачивает. Мальчик озлобился не только на отца, но и на весь мир.
Рассмотрим другую ситуацию, когда у родителей накопилось много нерешенных проблем, жизнь не сложилась, как хотелось, и они выплескивают все раздражение и негативизм на ребенка. Ребенку тогда достается ежедневно, любая мелочь выводит такого родителя из себя.
Одна мама после рождения второго ребенка была вынуждена оставить любимую высокооплачиваемую работу и сидеть с двумя маленькими детьми дома. Старший ребенок был очень подвижен, любознателен, ни минуты не сидел на месте. Однажды он, выйдя погулять в новом дорогом костюмчике, поскользнулся и упал в лужу, ударившись больно коленкой. Одежда была вся в грязи. Мама тут же выругалась, накричала на сына, а когда он заплакал, стукнула его сильно по лицу, разбив губу. Эта женщина имеет высшее образование и любящего мужа. Я знала этого мальчика с рождения и видела, что чем старше он становится, тем больше в его поведении проявляется агрессивность, как к людям, так и к животным.
Родители, которые унижают своих детей, публично оскорбляя их, формируют у ребенка низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах. Помните: впоследствии своей агрессивностью ребенок будет компенсировать это.
Грубые слова, резкий тон, раздражительность и рукоприкладство в отношении своего ребенка озлобляют его. Ребенок усваивает такую модель поведения родителей как единственно возможную и правильную.
Авторитарный стиль воспитания . Некоторые родители считают, что ребенок — беспомощное существо, и поэтому его надо все время контролировать и направлять. Ребенка загоняют в рамки жестких правил и норм, не допуская ни одного самостоятельного шага. Все это делается во благо ребенка, как думают родители. В действительности ребенка лишают возможности быть самим собой, проявлять инициативу. Часть детей реагирует на подобный диктат пассивно, такие дети обычно пугливые, робкие, неуверенные в себе, выбирающие в качестве друзей (потом — партнера по браку) сильных личностей. Другая часть детей реагирует активно, накапливая неудовольствие и гнев, выплескивает его в виде вспышек агрессии и протестного поведения. Именно такие дети могут совершать впоследствии правонарушения, убегают из дома назло родителям, которые их притесняли и подавляли.
Конфликты в семье. В каждой семье, даже самой счастливой и гармоничной, иногда возникают конфликтные ситуации. В таких случаях очень большое значение имеет то, как они разрешаются и какую роль при этом играет малыш. К сожалению, нередко причиной семейных ссор так или иначе является ребенок (взрослые придерживаются разных взглядов на воспитание, или малыш служит орудием достижения одним из родителей своих целей). В семье, где конфликты между родителями происходят регулярно, дети не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в напряжении. Они становятся нервными, боязливыми или агрессивными, раздражительными. Самым сильным потрясением для психики ребенка является развод родителей. Рушится привычный для него мир, он теряет чувство защищенности и доверия к близким людям.
Родители Сережи развелись чуть больше месяца назад. Раньше это был спокойный, рассудительный ребенок, который активно общался с ребятами в детском саду. После развода воспитатели стали постоянно жаловаться на внезапные вспышки агрессии по отношению к другим детям. Мальчик нередко проявляет раздражительность и упрямство, отказывается от участия в играх.
Развод . Это очень сильный стресс для ребенка. Родители должны помочь ребенку адаптироваться к произошедшим переменам, на деле доказав малышу, что, несмотря на сложившуюся ситуацию в их семье, он остается любимым и значимым в жизни каждого из них. Печально, что большинство родителей не в состоянии справиться со своими эмоциональными переживаниями. Находясь в нервном напряжении, они решают только свои проблемы и не могут уделять внимание сыну или дочери. Продолжая выяснять отношения в присутствии малыша и обвиняя друг друга в сложившейся ситуации, родители нередко пытаются привлечь ребенка на свою сторону, а тот, пытаясь обратить внимание на себя, зачастую ведет себя вызывающе, агрессивно. Бывает, что родители выплескивают на малыша свое раздражение, указывая на те негативные черты характера или внешности, которыми обладает виновник разрыва отношений: «Ты такой же неряшливый, как отец!», «Ты такая же глупая, как мать!» и т. д. При этом дети в большинстве случаев склонны винить в происходящем себя. «Родители разошлись потому, что я плохо себя вел», — делает предположение малыш. В этом случае у ребенка могут наблюдаться вспышки аутоагрессии. Родители должны объяснить малышу главное: несмотря на то, что папа и мама будут жить отдельно, они любят его, и будут общаться с ним так же, как и раньше. Стоит иметь в виду, что реакции девочек и мальчиков на развод родителей иногда различаются: девочкам больше свойственны внутренние переживания, страхи, раздражительность и повышенная тревожность, мальчики становятся агрессивными и конфликтными.
Нежеланный ребенок . К сожалению, если родители (особенно мать) были внутренне против рождения ребенка, то в будущем у ребенка всегда будут эмоциональные проблемы. Чувствуя себя нежеланным, ребенок всеми силами будет пытаться доказать, что он хороший, что он многое умеет. Обычно такие дети, чувствуя, что попытки завоевать родительскую любовь тщетны, становятся нервными, озлобленными и легко совершают агрессивные действия.
Недостаток внимания со стороны родителей . Современные, вечно занятые родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют достаточно рано столкнуться с проблемой детской агрессивности. Не желая оставаться незамеченным и брошенным, ребенок всеми доступными способами привлекает недостающее ему внимание.
Загруженные работой и своими проблемами родители обычно реагируют на ребенка только тогда, когда он «что-то натворил». Ребенок рассуждает так: «Лучше пусть они меня отругают, чем вообще не обратят внимания», и ведет себя агрессивно, протестуя против безразличия родителей.
Кстати, агрессивность у детей может проявляться и в обратной ситуации, т. е. при избытке внимания. Если родители внушают ребенку, что он — «центр вселенной», предугадывают любое его желание, ублажают и балуют сверх всякой меры, то ребенок, в один прекрасный момент лишенный этого, выдает вспышку агрессии. Тяжелее всего таким детям приходится в детском коллективе. Не получая желаемого, дети могут упасть на пол и начать истошно орать, размахивая руками и ногами. Эта ситуация прекрасно описана у А. Куприна в рассказе «Белый пудель»: «На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны <...> Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».
Ограничения и запреты . Если дома или в детском саду ребенка постоянно ограничивают в движении или в самовыражении, то к концу дня вполне закономерным будет неуправляемое агрессивное поведение. Если ребенку запрещают бегать, прыгать и шуметь дома, он будет это делать в детском саду, и наоборот. Вот почему он в одном месте будет «ангелом», а в другом «наказаньем божьим» для взрослых. Энергия должна находить выход. Противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее. «Сиди тихо, не мешай, почитай, порисуй, угомонись, наконец!» Всех этих окриков активный, подвижный ребенок просто не слышит. Если вы не дали ребенку возможность сбросить напряжение естественным способом, он будет нервным, раздражительным и агрессивным.
Мы так подробно рассмотрели причины агрессивности ребенка, связанные с семьей, только потому, что в раннем и дошкольном детстве именно семья определяет, каким будет характер и поведение ребенка. При этом нельзя отрицать, что детская агрессивность зависит также от других причин. На формирование агрессивности оказывает влияние поведение сверстников и педагогов в детском саду (школе), средства массовой информации (в современном обществе воздействие СМИ на психику ребенка очень велико), компьютерная зависимость, шумовой фон (доказано, что у людей, живущих вблизи оживленных автомобильных дорог, аэропортов и пр., уровень агрессивности значительно выше, чем у жителей тихих районов), утомление (особенно хроническое), отсутствие своего личного пространства (например, когда в маленькой квартире проживают сразу несколько поколений, и у ребенка нет возможности уединиться) и мн. др.
Компьютерные игры . Хотелось бы уделить особое внимание наиболее актуальной на сегодня проблеме — «Ребенок и компьютер». Эта тема не сходит со страниц газет и журналов, об этом говорят на радио и по телевидению. Никто уже не сомневается, что компьютер — не только полезная развивающая вещь, но и система, которая при неправильном использовании наносит непоправимый вред здоровью. Компьютерная зависимость уже давно включена в МКБ-10 (Международная классификация болезней) как одна из болезней.
Сын моих знакомых с 7—8 лет начал подолгу сидеть за компьютером, со временем начал хорошо в нем разбираться. Когда-то он много читал, общался с друзьями, но постепенно компьютер вытеснил всех и все. Теперь, когда ему 13 лет, он готов проводить за компьютером 24 часа в сутки. Естественно, родители пытаются регламентировать этот процесс. Однако если родители запрещают сидеть за компьютером более часа, у подростка наблюдаются вспышки ярости и гнева, он может начать крушить все в квартире и делает все наперекор.
Эта проблема, с которой сталкивается, как минимум, каждый второй родитель. Но ростки этой проблемы начинают созревать уже в дошкольном возрасте. Родители часто спрашивают, надо ли покупать пяти-шестилетнему ребенку компьютер, сколько времени в день можно проводить за ним ребенку-дошкольнику и что можно делать малышу за компьютером? Это не праздные вопросы. К сожалению, ответы на них немногое могут изменить в современной, насыщенной различной электронной техникой жизни. Уставшему после работы родителю удобно (кто же будет с этим спорить!), когда их чадо смотрит мультфильмы на компьютере 1—3 часа и более. Это дает родителям свободу и покой после напряженного рабочего дня. Любопытно, что такой «счастливой» возможностью занять ребенка пользуются даже родители полуторагодовалых детей!
Считается, что покупать дошкольнику компьютер еще рано: у него высока потребность в движении, в общении со сверстниками, не лишайте его этих ценностей. Дошкольнику можно проводить за компьютером не более 30 минут в день. И чем младше ребенок, тем меньше времени он должен сидеть перед экраном.
Не могу понять, почему авторы стремятся наделить отрицательного персонажа клыками, острыми зубами, рогами и прочими атрибутами агрессии? Почему внешнее превалирует над внутренним? Например, в старом советском мультике «Серая Шейка» есть отрицательный герой — Лиса. В этом образе иные акценты: дети боятся ее не за угрожающую внешность, а за хитрость и коварство, интонации голоса и недобрые намерения. «Маша и Медведь» — остроумный, забавный современный мультик, который интересно смотреть как взрослым, так и детям. В нем, кстати, прекрасно отражена психология ребенка.
Не пренебрегайте классикой. Посмотрите вместе с ребенком добрые, красивые, светлые мультики, которые учат добру: «Цапля и журавль» Ю. Норштейна, «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «38 попугаев», «Ушастик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения домовенка Кузи», «Трям! Здравствуйте!», «Бременские музыканты» и мн. др.
Родители и сами устали от агрессивного, бессмысленного телевидения для детей. С появлением Интернета у них появилась замечательная возможность выбирать, что будут смотреть и слушать их дети.
Не гонитесь за модой, не бойтесь отстать от времени, ведь главное, что должен видеть с экранов компьютеров и телевизоров ваш ребенок — это доброта и красота.
Зарубежные ученые подсчитали, что в среднем на телеэкранах каждые 4 минуты возникает физическая или словесная агрессия. Также российскими учеными было установлено, что дети, смотрящие телевизор свыше 3 часов в день, более агрессивны и более уязвимы для агрессии со стороны других, чем те, кто проводит у телевизора менее 2 часов. Вам решать и выбирать, как лучше ребенку проводить свое свободное время, но забывать о связи агрессивности вашего ребенка с содержанием продукции СМИ не стоит.
Возрастные кризисы
Всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребенок. Если у взрослого возрастные кризисы случаются каждые 8—10 лет, то ребенок переживает их чаще. Пик агрессивного поведения можно наблюдать в 3—4 года и в 6—7 лет. Это естественные и проходящие моменты. Как протекают кризисы и как на них реагировать?
Кризис 3 лет
У меня на приеме мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по ней, — говорит мама, — сразу бросается на пол и кричит, на все говорит „не хочу “ и „не буду“».
Мама не знает, что это нормально. Капризы и вспышки агрессии в 3 года — это показатель того, что ребенок растет, развивается и делает попытки самоутвердиться. И наказывать за это его не надо, ему надо помочь.
Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется по поводу неудовлетворенности непосредственных желаний. Чем больше встречается трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент малышу особо нужна эмоциональная поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции: это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя.
Кризис 3 лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет, или же около 4 лет.
Кризис 3 лет начинается с ростом самостоятельности ребенка («я уже многое могу сам»), когда он старается утвердить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. Вот в это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять агрессивность в поведении ребенка. Не забывайте хвалить ребенка пусть за маленькие, но самостоятельные попытки достичь результата в каком-либо деле — это залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и поведение ребенка выровняется.
При неблагоприятном течении кризиса, связанном, например, с неправильным поведением родителей, у ребенка могут закрепиться нежелательные черты характера и агрессивность, что приведет к осложнению отношений с ребенком.
Кризис 7 лет
Кризис 7 лет — это сложный период в жизни ребенка, когда меняются все его стереотипы, все его представления о мире, сформировавшиеся ранее. Ребенок, который прежде вел себя наивно и непосредственно, начинает осмысливать свои поступки, предварительно их обдумывать, привычная импульсивность сменяется внутренним сосредоточением и стремлением к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих всю деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на поведение ребенка. Поэтому нередко он может проявлять агрессивность в ответ на непонимание со стороны взрослых, неудачу в какой-либо деятельности и пр.
Что делать?
Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он многое может сделать сам.
Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.
Необходимо совместно обсуждать причины и последствия тех или иных поступков, ошибки и пути их исправления.
Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.
Больше времени занимайтесь вместе творчеством, чтением и пр.
Не акцентируйте внимания на негативных проявлениях — и ребенку станет неинтересно их демонстрировать.
Самое главное — старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него, когда не вместе.
По материалам книги Е. И. Шапиро
Нередко родители замечают за ребенком в возрасте 5–6 лет, как им кажется, агрессивное поведение. Оно может проявляться по-разному, например, в чрезмерной обидчивости, склонности ссориться со взрослыми и детьми, несдержанности. Задача родителя такого ребенка – понять причину его агрессивности, свести подобное поведение на нет.
Однако прежде всего нужно понять, что представляет собой понятие «агрессия детей»? Чем она отличается от обычной злости, которую время от времени испытывает каждый человек? Как распознать агрессивное поведение у детей? На эти и многие другие вопросы ответит BrainApps.
Что такое агрессивность?
Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.
Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
- Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
- Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
- Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
- Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
- Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.
Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция. Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.
Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:
Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье.
Большинство причин аномального поведения маленького ребенка нужно искать в его окружении. Обстановка, в которой дети растут и развиваются, имеет большое значение в становлении личности. Дети формируют собственное поведение, опираясь на поведение близких людей, то есть, родителей и родственников.
Частая причина, по которой дети ведут себя агрессивно – напряженная обстановка дома. Не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям, достаточно родителям часто ссориться между собой. Если ребенок видит агрессию со стороны родителей, присутствует при перепалках, слышит крики, это не может не отразиться на его эмоциональном состоянии.
Довольно части дети 5–6 лет формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Если мама или папа проявляет агрессивное поведение вне дома, а, например, в магазине или поликлинике, это может стать причиной агрессии детей.
Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера
Как мы уже говорили, агрессия детей в возрасте 5 лет появляется из-за окружения, в котором он растет, поэтому агрессивное поведение может быть вызвано недопониманием. О чем родители разговаривают между собой, когда думают, что ребенок не слышит или не понимает? Каких взглядов на жизнь придерживаются и как их озвучивают? Допустим, мама или папа высказывают пренебрежение или неприязнь по отношению к людям, которые немного зарабатывают.
В таких семьях маленькие дети бывают агрессивны по отношению, например, к сверстникам, у которых потрепанная одежда или старые, дешевые игрушки. По это же причине, дети 5 лет могут проявлять агрессию, например, по отношению к уборщице в детском саду или на улице.
Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания.
Когда маленький ребенок проявляет агрессию, причиной такого поведения может быть банальное привлечение внимания. Если родители не проводят с ребенком достаточно времени, относятся к его достижениям и успехам равнодушно, это часто становится причиной глубокой обиды у детей и, как следствие, агрессии.
Чем меньше ребенку уделяют внимания, тем больше вероятность того, что он начнет проявлять признаки агрессии. Между недостатком внимания и недостатком воспитания прослеживается довольно четкая связь. Возможно ребенку попросту не объясняли, как вести себя со взрослыми и сверстниками? Ребенок 5–6 лет еще не понимает, как вести себя в социуме, если родители ему не помогают, он выбирает модель поведения интуитивно и делает это не всегда верно.
Очень важно, чтобы воспитание детей в возрасте 5 лет было последовательным и единым. Родители должны придерживаться одинаковых взглядов на воспитание. Когда мама и папа не могут прийти к согласию относительно воспитания и поведения детей, каждый тянет одеяло на себя, то, как следствие, дети путаются. В конечном итоге, это выливается в недостаток воспитания и проявление агрессии у детей.
Еще одна распространенная причина агрессивного поведения в семье у детей – наличие любимчика среди родителей. Например, мама постоянно строгая, заставляет следовать правилам, помогать ей по дому, часто ругает. Папа, напротив, ведет себя с ребенком ласково, дарит подарки, многое разрешает. Дети в возрасте 5–6 лет уже способны выбрать среди родителей любимчика. Если родители вдруг начнут ссориться, ребенок, скорее всего, будет проявлять агрессию по отношению к менее любимому родителю, защищая любимчика.
Агрессия детей, вызванная причинами личного характера
Иногда агрессивный ребенок проявляет признаки нестабильного, неустойчивого психоэмоционального состояния. Причин может быть довольно много.
В некоторых случаях, причиной такого агрессивного поведения становятся наличие страхов. Ребенка терзает ощущение тревожности, мучают страхи и ночные кошмары. Агрессивность детей в таком случае – всего лишь защитная реакция.
Если родители не привили ребенку чувства самоуважения, ребенок до 6-7 лет может выражать недовольство собой и собственным поведением агрессией. Такие дети остро воспринимают неудачи, не могут с ними смириться, часто не любят себя. Такой агрессивный ребенок испытывает отрицательные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающему миру.
Причина агрессии в 5-6 лет может быть банальным чувством вины. Малыш кого-то несправедливо обидел или ударил, ему стыдно, однако признать свою ошибку он по каким-то причинам не может. Как правило, это чрезмерная гордость и неумение признавать свои ошибки. Кстати, этому умению ребенка должны научить родители. Нередко агрессивность таких детей направлена даже в сторону детей, перед которыми они испытывают вину.
Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья.
Не всегда причины агрессии кроются в психологическом состоянии ребенка, его окружении. Нередко агрессию и агрессивность связывают с соматическими заболеваниями, например, с нарушениями в работе головного мозга. Они могут быть вызваны тяжелыми черепно-мозговыми травмами, инфекциями, интоксикацией.
Вспомните, если агрессивное поведение начало проявляться после перенесенной черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения мозга, возможно причина агрессии именно в этой травме.
Иногда причина агрессивного поведения детей 5–6 лет – наследственность. Нередко родители ребенка 5–6 лет, проявляющего агрессию, до зачатия злоупотребляли алкоголем, наркотическими и психотропными веществами.
Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?
Ученые довольно давно спорят по поводу того, может ли причиной агрессивного поведения стать увлечение жестокими компьютерными играми. На самом деле, сами по себе игры редко становятся причиной агрессии. Увлечение играми с большим количеством насилия и жестокости является скорее следствием агрессивного поведения. Безусловно, такие игры влияют на мозг человека, делают его менее сострадательным, но этого не достаточно, чтобы мирного, послушного ребенка превратить в агрессивного.
Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?
Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.
1. Не реагируйте на незначительную агрессию детей
Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:
- сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
- покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
- попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.
Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.
2. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность
Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:
- «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
- «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
- «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
- «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.
После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.
3. Держите собственные негативные эмоции под контролем
Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.
Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.
4. Позаботьтесь о репутации ребенка
Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.
Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет - это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.
5. Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей
Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.
Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.
Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.
Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.
Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:
Причина №1 - Неприятие родителями
Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.
Причина №2 - Враждебность
Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.
Причина №3 - Разрушение эмоциональных связей
Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.
В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.
Причина №4 - Неуважение к личности малыша
Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.
Причина №5 - Чрезмерный контроль
Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.
Причина №6 - Избыток внимания
Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.
Причина №7 - Недостаток внимания
Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.
Причина №8 - Чувство страха
Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.
Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»
Какой родитель не сталкивался с детскими непоколебимыми «нет», капризами и истериками, но когда это переходит все границы, доходит до причинения вреда себе и окружающим, пора бить тревогу.
Агрессия у детей – это негативная реакция на различные поступки или слова окружающих. При неправильном воспитании ребенка, агрессия из временного явления может перейти в постоянное и превратиться в черту характера.
С приступами агрессии у ребенка сталкиваются абсолютно все родители, другое дело, носят ли они разовый или регулярный характер. В последнем случае родителям следует быть особенно внимательными к своему малышу.
Причины агрессии у детей могут быть разными: от соматических болезней или заболеваний головного мозга до неправильного воспитания. Также подобное поведение может являться результатом возрастного кризиса.
Поговорим о детях дошкольного возраста
Агрессия у детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Можно выделить два основных вида агрессии малышей:
Внешняя агрессия – направлена на окружающий мир: людей, животных и подразделяется на эмоциональную и физическую. В первом случае ребенок кричит, ругается, угрожает собеседникам кулаками, а во втором - малыш начинает драться, кидаться предметами, ломать игрушки;
Внутренняя агрессия – направлена на себя самого. Выражается в кусании рук, выдирании волос у себя на голове, биении головой об стену.
К обоим видам агрессивного поведения необходимо относиться серьезно, постараться выяснить причины и попытаться воздействовать.
Агрессия у детей 2-3 лет чаще всего проявляется в желании ударить «неподчиняющихся» родителей, отобрать игрушку у сверстника, добиться желаемого истерикой и припадками. Это связанно именно с возрастным желанием малыша быть независимым и самостоятельным. В таком случае самым лучшим выходом для родителей становится стремление помочь своему чаду быть взрослее: предоставить ему право выбора: в чем пойти в детский сад, в какую игру играть или что съесть на обед (конечно, в разумный пределах). Важно терпение и самообладание мам и пап, их умение идти на компромисс, чтобы не мешать становлению маленькой личности, но и не позволять выходить за рамки дозволенного.
Агрессия у детей 3-4 года жизни – продолжение все того же доказательства самостоятельности и автономности. Однако в этом возрасте ребенок часто не осмеливается излить свой гнев на родителей, ведь они старше и пользуются у него авторитетом. Поэтому часто возникают ситуации когда, обидевшись на родителей, ребенок срывает свою злость на детишках в саду, домашних любимцах, словом, на каком-то более «безопасном» объекте. Психологи называют подобное поведение феноменом «переноса». Если оставить этот симптом без внимания то из малыша может вырасти задира и драчун. Родителям следует объяснить ребенку, что его принимают любым, даже когда тот злится, а затем научить управлять своими эмоциями , прибегая к использованию активных игр, деревянных игрушек, физических упражнений или арт-терапии.
Агрессия у детей 5-6 лет часто становится уже своеобразной формой общения с окружающими, ведь ребенок в таком возрасте все понимает и вполне может контролировать свои действия. Можно выделить 3 вида причины агрессии детей 5-6 лет:
Борьба за внимание
. В первую очередь внимание родителей, а также воспитателей и сверстников.
- Обида на родителей . Здесь найдется масса поводов для агрессии – несправедливое наказание, нарушенное обещание, рождение брата или сестры.
- Неуверенность в себе . Сравнение ребенка с другими детьми. Фраза «ну почему ты совсем не слушаешься, вот посмотри на…» приводят ребенка к осознанию собственной бестолковости или ненужности, на что он реагирует, выражая агрессию.
При всех причинах выход один – стараться понять своего ребенка, уделять ему больше внимания. При необходимости следует обратиться к детскому психологу, чтобы наладить контакт со своим чадом.
Немного о младших школьниках
Агрессия детей младшего школьного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами, которые пришли к выводу, что основными причинами агрессивного поведения младшего школьника являются:
- потребность в самостоятельности;
- доказательство собственной значимости и стремление к достижению успеха;
- стремление к лидерству;
- завышенная самооценка;
- взаимоотношения в семье;
- взаимоотношение с учителями;
Как для родителей, так и для педагогов довольно значимой является проблема агрессии детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция нередко проводится в учебных заведениях штатными или приглашенными психологами путем выявления явной или скрытой агрессии специализированными тестами (чаще всего художественными) и впоследствии проведения тренингов с детьми, склонными к агрессивному поведению.
Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что главный залог хорошего поведения ребенка – правильное воспитание, любовь и понимание близких людей. Однако, если ваш любимый и не обделенный вниманием ребенок, продолжает драться и ругаться с окружающими, не стесняйтесь обратиться к помощи специалистов: детских неврологов и психологов, возможно, проблема лежит гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Читайте в этой статье:
Возникновение агрессивного состояния у ребенка иногда бывает без видимой на то причины. Вывести малыша из него порой бывает достаточно сложно. Враждебно настроенные дети также нуждаются в ласке и внимании, как и любые другие. Если ребенок ведет себя агрессивно, то это сигнализирует о потребности помощи со стороны взрослых. Ведь такой стиль поведения служит проявлением внутреннего дискомфорта.
Слово «агрессия» переводится с латыни как нападение, подразумевает поведенческий стиль по отношению к окружающему миру с проявлением враждебности и деструкции. Агрессивность же представляет собой черту характера, которая может определяться врожденным темпераментом, образом воспитания и коммуникации в семье.
Механизмы агрессивного поведения
Агрессивный поведенческий стиль сына или дочери в отношении родителей не может не задевать и ошарашивать их. Нужно понимать, что такая реакция на ваши попытки наладить контакт свидетельствует о восприятии окружающего мира, необязательно именно своей семьи. Обозлить, вызвать негативные эмоции и раздражение может совсем другой фактор, а вы просто подвернулись под руку.
Выкрики и претензии имеют и положительную сторону. Ведь ваше чадо не держит негативный настрой внутри себя, а выплескивает наружу, происходит хоть такой контакт. Агрессивное высказывание все же лучше замкнутого молчания.
Причины детской агрессии
Наиболее широко распространенным фактором являются отношения между сверстниками в детском садике, школьном учреждении или во дворе. Самые сильные вспышки агрессии наблюдаются в переходном возрасте. Это происходит примерно с 12 и до 17 лет. У ребенка проходит этап полового созревания и превращения во взрослую личность. На первый план выходит самоутверждение в коллективе, получение одобрения от близких людей. Это время, когда друзья и компания делаются более важными для подростка, чем родители.
Процесс самоутверждения не всегда получается гладким и спокойным. Наличие комплексов, финансовых осложнений, проблем внутри коллектива провоцирует неудачи в становлении ребенка как личности. Начинает появляться недовольство собой и окружающим миром. Такое положение дел с трудом переносится в этом чувствительном возрасте и может сопровождаться истериками и агрессивными выходками.
Бывают случаи неосознанного негативного настраивания ребенка ко всему происходящему самими родителями. Если малыш возвращается из детского сада расстроенным, потому что с ним не поделились игрушкой, то большинство мам и пап настраивает его тоже не делиться с детьми. Куда проще было бы предложить своему чаду договориться со сверстниками. Научить ребенка идти на компромисс очень важно. Это поможет ему в будущем.
Наиболее распространенные причины агрессивного поведения детей:
1. Преобладающий стиль воспитания родителями, такой как гиперопека или безразличное отношение.
2. Сцены насилия с телевизионных экранов, способствующие повышению агрессивности зрителей.
3. Социально-экономическая нестабильность в обществе.
4. Индивидуальные особенности характера ребенка, тип его темперамента.
5. Социальный и культурный уровень семьи.
6. Постоянные проявления агрессии со стороны родителей, которым подражает ребенок.
7. Демонстрация безразличия к малышу, создание у него чувства незащищенности, опасности и недоброжелательности по отношению к нему со стороны окружающих людей.
8. Униженные состояния ребенка, причиной которых становятся родственники, воспитатели и учителя.
9. Агрессивные сверстники, которые своим примером показывают, что такой тип поведения дает массу преимуществ в жизни.
Основные всплески агрессии приходят на период полового созревания. Стремление ребенка к лидерству и непризнание одноклассниками, а также неудовлетворение своим статусом среди сверстников становятся факторами, вызывающими такой стиль поведения. Предпосылки для такого внутреннего состояния складываются еще в дошкольном возрасте. Тут главное, вовремя заметить опасную тенденцию и не допустить ее развитие. У детей, которые склонны к агрессии, отличительной чертой от большинства сверстников является не только внешнее поведение, но и характеристики внутреннего состояния.
Формы выражения агрессивного поведения
Агрессивный поведенческий стиль имеет различные формы, но детям присущи в большей степени две формы, которые представляют собой вербальный и физический способ. Каждый тип делится на прямой и косвенный.
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и дразнилки. Это традиционные методы детей для унижения соперника. Косвенная форма направлена на донесение обвинений и угроз сверстникам посредством разных высказываний. Сюда можно отнести жалобы, демонстративное повышение голоса, а также различного рода фантазии с враждебным настроем.
Физическая агрессия в косвенной форме направлена на принесение материального ущерба путем действий физического характера. Она может представлять собой порчу чужого имущества или разрушение результатов деятельности других детей. Прямой тип подразумевает под собой угрозы и драки. У детей здесь целый арсенал способов воздействия. Нападение на другого ребенка может сопровождаться кусанием, царапаньем, тасканием за волосы и использованием палок и булыжников в качестве оружия.
Агрессия может выплескиваться на родителей и других людей, которые окружают ребенка, на животных и себя в физическом и духовном смыслах. Это может быть увлечение играми враждебного содержания.
Почему мальчики более склонны к проявлению агрессии?
Часто ученые задаются мыслью, определяется ли мужская агрессивность биологическими характеристиками. Исследования доказывают, что мальчики являются более склонными к враждебности, чем девочки. Эта тенденция сохраняется и во взрослом возрасте. Предрасположенность к данной форме поведения не была выявлена на уровне генетики ни медицинскими работниками, ни учеными, которые занимаются биологией.
Психологи считают, что на такую тенденцию оказывает влияние культурный воспитательный обычай. Та модель поведения в обществе, которую предлагают родители сыну, в значительной мере отличается от той, что рекомендуется дочери.
В мужском стереотипе агрессия не только не вызывает порицания, но и поощряется. После первого года жизни появляются различия в поведении мальчиков и девочек под влиянием родительского и общественного воспитательного процесса. Маленьких мужчин с нежного возраста учат расправляться с обидчиком и уметь дать отпор. Девочек, наоборот, ругают за проявление чрезмерной активности и напористости, не дают развиваться лидерским качествам.
Социологами отмечается проявление интереса к переживаниям в большей степени у женщин, нежели у мужчин. Природой заложено в одинаковой мере отношение к эмоциям других людей у обоих представителей полов. В наших культурных традициях способность сочувствовать отводится женщинам.
Если сравнивать детские игрушки, то окажется, что у мальчиков они направлены на разрушение (оружие), а у девочек на созидание (наборы для домоводства, кухонные предметы). Благодаря куклам и мягким игрушкам слабый пол с детства ориентируется на чувства и эмоции. Техника и конструкторы учат сильный пол идти к цели. Ролевые игры девочек в дочки-матери, магазин, больницу позволяют репетировать разные социальные роли. Мальчуганам же отводятся боевые игры, основанные на состязании.
Школьницы занимаются танцами, музыкой, рисованием. Родители школьников предпочитают отдавать их на спортивные секции, стремясь воспитать «настоящего мужика». Не стоит забывать, что спортивное соревнование или матч является одной из форм агрессии, которая имеет цивилизованный вид и подчиняется установленным правилам. В одних видах спорта это обозначается очень четко, в других — не так заметно. Смысл любого спортивного турнира состоит в победе над соперником.
Гиперопека и безразличие как факторы, способствующие враждебности
При неожиданном детском озлоблении родители переживают, что уделяли мало внимания сыну или дочери. Иногда они оказываются правы. Любовь и забота имеют две крайности, которые одинаково приносят отрицательный результат.
Первый вариант развития событий подразумевает восприятие своего отпрыска как «пупа Вселенной». Дитя растет с осознанием, что мама и папа живут только ради него. Это доносится окружающим, и ребенок начинает воспринимать повышенное внимание и исполнение всех капризов нормой. В детском саду или школьном учреждение подобное отношение к себе будет требоваться от одноклассников, воспитателей и учителей. Неоправданные надежды станут большим ударом для маленького эгоиста. Это чревато конфликтом с окружающим миром, недовольством, обидой, агрессивным поведением.
Если родителями не уделяется достаточное внимание ребенку, ограничивается общение, не проявляется интерес к его делам, успехам, достижениям, то это заканчивается конфликтами с чадом. Мама и папа могут работать с утра до ночи и очень уставать, но им нельзя игнорировать попытки малыша сблизиться. Если ребенок стал агрессивным, то он просто пытается обратить на себя внимание родственников. Разбрасывание игрушек может показаться ему самым правильным вариантом решения проблемы. Часто дети переваривают обиду внутри себя, так как им гордость не позволяет попросить родителей уделять им больше внимания и любви. Как правило, они чувствуют безысходность ситуации. Это служит толчком для скандалов и истерик.
Особенности работы с агрессивными детьми
Задача взрослых состоит в способности научить детей правильно направлять и проявлять свои эмоции. Агрессивный ребенок может вести себя сдержано в школьном коллективе, но внутри семьи раздражение будет проявляться закатыванием истерик, грубостью, скандалами, дракой с родными братьями и сестрами. Такое проявление гнева не принесет ему должного облегчения. Вместо этого агрессивный ребенок будет чувствовать вину перед близкими. В таком случае возможно увеличение напряжения с последующим срывом более бурного и продолжительного характера.
Главным в работе с агрессивными детьми является способность научить их избавляться от раздражения, которое накопилось. Существует много возможностей использовать накопленную энергию во вполне мирных целях. Для очень активных и склонных к агрессивному поведению детей нужно создавать условия для удовлетворения их потребности в движениях. Можно занять таких ребят интересующий их работой. Хорошей альтернативой могут стать занятия в спортивных секциях, поездки на различные состязания, организация походов.
Детям, которые пребывают в озлобленном состоянии, следует предложить специальные методы, чтобы они имели возможность не подавлять гнев, а выражать его. Наиболее распространенные способы дать детскому раздражению выйти на волю:
1. Разрешите ребенку остаться в комнате одному и высказаться в адрес того, кто его разозлил.
2. Разрывание газет, смятие бумаги, битье ногами и руками подушки, которая специально отведена для этой цели, удары по мячу и жестяной банке, написание на листке всех обидных слов, которые так хочется произнести обидчику, помогут выпустить гнев, не причиняя никому вреда.
3. Посоветуйте своему отпрыску в момент сильного раздражения сосчитать до десяти прежде, чем ответить грубостью или применением физической силы.
4. Хорошо помогает справиться с озлобленностью прослушивание громкой музыки, пение и крик под нее.
5. Создать выход для гнева посредством творчества. Агрессивный ребенок просто может нарисовать то, что его волнует на данный момент.
Правила общения с детьми
Контроль за приступами гнева ребенка является проблематичным. Особенно тяжело справиться родителям с агрессией подростков в период полового созревания. Но если научиться спокойно контактировать со своим отпрыском без повышения голоса и без взаимных оскорблений, то многих проблем удастся избежать.
Для управления своими детьми мамам и папам следует усвоить несколько элементарных правил:
1. Старайтесь не кричать на ребенка, не повышать на него голос и не оскорблять. Держите себя в руках. Нужно разговаривать спокойно, внимательно слушая свое чадо. Если вы чувствуете, что сейчас ни выдержите и сорветесь, сделайте паузу в вашем общении, успокойтесь. Подходите ко всем вопросам с ясной головой и холодным рассудком.
2. Не только расспрашивайте вашего сына или дочь об их делах, но и расскажите о себе, о своих чувствах и переживаниях. Если ребенок увидит вашу искреннюю заинтересованность в общении, он сразу же пойдет на контакт. Дежурные фразы типа «как дела?» и «ты поел в школе?» не найдут в его сердце отклика.
3. Нельзя вслух сравнивать своего отпрыска с другими детьми, тем более обсуждать это с кем-нибудь в его присутствии. Ребенок в подростковом возрасте и так постоянно сравнивает себя с другими, хочет быть похожим на кого-нибудь, только не на себя. Не позволяйте подобному отрицанию своей личности зайти далеко. Сопоставление его с другими детьми в невыгодном свете причиняет боль. Подросток станет более уязвимым и агрессивным. Его будет преследовать страх, что кто-то чужой может узнать о его проблемах и комплексах.
4. Всегда выполняйте данные обещания.
5. Давая совет или рассказывая поучительную историю, делайте это в более краткой форме. В таком возрасте просто невозможно подолгу и с интересом фокусировать свое внимание. Наставление должно быть лаконичным и желательно с чувством юмора. Советы нет нужды навязывать. Такую подачу ребенок будет просто игнорировать. Подскажите решение вопроса как бы невзначай. Тогда у подростка сложится мнение, что к этому выводу он пришел сам, без сторонней помощи.
6. Сведите ругань за ошибки до минимума. Вам необходимо заслужить доверие своего ребенка. Надо внушать, что промахи и неудачи случаются в жизни каждого человека. В этом нет ничего ужасного. Просто из ошибок надо сделать определенные выводы и постараться больше их не совершать.
7. Постарайтесь скрыть свое негативное отношение к поиску подростка себя в изменении внешности. Изменение цвета и длины волос — это еще на самое страшное.
8. Старайтесь, чтобы ваша семья не являлась для ребенка примером агрессии. Если у вас принято разрешать споры криками и скандалами, то враждебное состояние может стать отличительной чертой вашего отпрыска. Постарайтесь быть ему достойным примером.
Культура общения в семье
Многие эксперты по психологии сходятся во мнении, что в нарастании конфликтных ситуаций между родителями и их детьми виновато неумение общаться и слышать друг друга. Современные подростки получают максимум сведений о половой жизни и минимум об этике и психологии в семейной жизни. Кроме того, сами родители просто не знают, как правильно общаться с подрастающим поколением. Им не известно о том, какие приоритеты существуют для детей в ясельном возрасте, дошкольном и школьном периоде, что волнует подростков.
Часто аналогичную ситуацию можно наблюдать между супругами. Их взаимодействие часто сводится к тому, чтобы поспать, поесть, посидеть возле телевизора. Люди разучились общаться. У них нет времени ни друг на друга, ни на своих детей. Отсюда все проблемы берут корни.
Только личным примером мы можем развить в собственном ребенке сочувствие, сопереживание, стремление помогать другим людям. Только так можно победить агрессивное поведение.