Плохое поведение у детей не возникает на ровном месте и без видимой на то негативной мотивации. Истоки затянувшихся капризов у строптивца следует искать в следующих факторах:
- Копирование поведения взрослых . Если кто-то из родителей позволяет себе ставить ультиматум при малейшем отказе в его желаниях, то ребенок посчитает подобный метод добиться своей цели нормой. Еще в совсем малом возрасте он поймет, что можно при помощи капризов и истерик заполучить понравившуюся игрушку или вредное для здоровья лакомство.
- Диктат родителей . При постоянных запретах у детей может появиться стремление противостоять давлению со стороны взрослых. Ребенок не в состоянии дать отпор диктаторам ни в материальном, ни в физическом плане. В его арсенале остаются только психологические приемы, которые заключаются именно во вредности.
- Неправильное объяснение опасности . Родители всегда боятся за своего ребенка (исключение - асоциальная семья). Стараясь оградить сына или дочь от внешнего мира, они иногда совершают грубую педагогическую ошибку. Детям кажется, что их лишают личной свободы, и начинают вредничать по любому поводу.
- Безразличие близких людей . В этом случае капризы ребенка являются проявлением протеста против подобного отношения к нему со стороны родителей.
- Дух противоречия . Сам по себе ребенок может изначально иметь скверный характер. Изменить его поведение в этом случае бывает крайне сложно, но под наблюдением опытного специалиста вполне реально избавиться от вредности отпрыска.
- Влияние старшего поколения . Заботливые бабушки и дедушки иногда стараются сделать все как можно лучше, но в итоге элементарно портят внука или внучку. После визитов к сердобольным родственникам родители часто не узнают свое чадо. Ребенок начинает вредничать и устраивает истерики, если ему что-то не разрешается.
Основные проявления вредности у ребенка
Родительская любовь к собственным чадам зачастую слепа и глуха. Однако папам и мамам стоит насторожиться, если их дети с регулярным постоянством ведут себя следующим образом:
- Игнорирование любой просьбы взрослых . При этом выражаться оно может как в виде демонстративного молчания, так и посредством закатывания истерики. Даже при невинной просьбе родителей подойти к ним упрямец начинает убегать в противоположную сторону, после чего его приходится ловить.
- Умышленное вредительство . Делая взрослым назло, маленький бунтарь может намеренно ломать свои игрушки и портить вещи в доме. Иногда это просто способ достучаться до своих родителей и обратить на себя внимание.
- Регулярное повторение слов «не хочу» и «не буду» . Используются они как к месту, так и по совершенно непонятной для взрослых причине. Упрямец может даже отказаться от любимого лакомства, потому что принял для себя решение повредничать.
Как бороться с вредностью у ребенка
Прежде всего родителям необходимо успокоиться и взять себя в руки. Нет ни единого оправдания тем папам и мамам, которые в жесткой форме наказывают своих детей-вредин. Сломать хрупкий мир маленькой личности довольно легко, а восстановить его иногда не могут даже опытные специалисты.
Идти на поводу у детей с подобным поведением ни коем случае нельзя. Однако при перегибании палки возникает реальная опасность навсегда потерять доверие своего отпрыска. Исключительно в меру радикальные методы позволят разобраться с вопросом, как отучить ребенка вредничать.
При твердом решении начать перевоспитание строптивца необходимо предпринять следующие способы родительского воздействия на него:
- Правильное регулирование мер наказания . Наказание должно быть разумным, справедливым и без применения физической силы. Специалисты рекомендуют на одно категоричное «нет» дать два согласия при какой-либо просьбе ребенка. Обычно вредность развивается с 3 лет, поэтому и запросы малыша будут скорее испытанием терпения мамы и папы на прочность, чем осознанным желанием вывести их из состояния душевного равновесия.
- Демонстрирование собственного примера . Дети являются отражением своих родителей. Следовательно, необходимо показать им правильную модель поведения в социуме. Капризному ребенку рекомендуется раз за разом доносить информацию о том, что в его семье царит взаимоуважение и спокойная обстановка, которая не подразумевает вредность ни детей, ни взрослых.
- Перевод каприза в шутку . Сделать это довольно сложно, потому что маленькие упрямцы часто зациклены на желании делать все наоборот. Необходимо запастись терпением и при помощи доступного ребенку юмора отвлечь его внимание, предотвращая таким образом назревающий конфликт.
- Нахождение общего занятия . При этом желании следует помнить, что ребенок постоянно вредничает из-за того, что ему элементарно скучно. В юном возрасте дети не понимают, что их родители из-за добывания хлеба насущного бывают постоянно заняты. Следует на время отложить все свои дела и уделить внимание ребенку. Многие малыши и дети постарше любят рисовать, лепить, собирать конструктор. При организации этого совместного занятия между старшим и младшим поколением установится взаимопонимание, которое искоренит вредность ребенка.
- Привлечение к домашним делам . Во-первых, у маленького помощника появится чувство собственной значимости и осознание некой взрослости. Во-вторых, выполнение некоторых обязанностей по дому является главной составляющей трудового воспитания подрастающего поколения. Однако при этом нужно помнить о возрасте сына или дочки. 3-летнему малышу следует предложить после каждого приема пищи относить в мойку посуду. 5-6-летний ребенок уже может убирать свои игрушки, протирать пыль на полках, кормить домашнее животное и поливать цветы. Дети постарше вполне в состоянии подмести в квартире (изначально под руководством взрослых) и вымыть за собой посуду.
- Поощрение инициативы . В любом возрасте добрые дела должны быть вознаграждены по заслугам. Ребенку важно знать, что его помощь взрослым очень важна и необходима. Если он почувствует себя полноправным членом семьи, то перестанет изводить родителей истериками и капризами.
- Организация семейного просмотра мультфильмов . В данном случае рекомендуется ознакомить малыша с поведением Дюдюки-пакостницы из «Дня рождения Слона». Поучительным станет также просмотр мультипликационного юмористического фильма «Принцесса и Людоед» с пояснением двух моделей поведения положительной девочки и вредины-хулиганки.
- Чтение литературы по педагогике . Учиться никогда не поздно, о чем следует помнить всем родителям. Для самообразования подойдут книги Марины Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания», Людмилы Петрановской «Если с ребенком трудно», Ольги Маховской «100 ошибок воспитания, которых легко избежать» и Светланы Дорошевой «Как справиться с ребенком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях».
- Прекращение ссор между супругами . Не стоит ждать от своего потомства идеального поведения и подчинения родителям, если они постоянно выясняют отношения между собой на глазах детей. У ребенка из-за подобной семейной обстановки развивается психоз, после чего он начинает вредничать и устраивать истерики.
- Коллективное составление системы табу . В ней не должно быть много пунктов, но включить в них необходимо самые важные для семьи аспекты. Затем ребенку озвучивается закон, по которому отныне будут жить он и его родители.
В большинстве случаев капризы свойственны малышам или детям младшего школьного возраста. У ребенка-подростка при гормональных изменениях в организме возникает своеобразный протест против мира взрослых. Подобная агрессия является несколько иным поведенческим отклонением по сравнению с описываемой вредностью.
Воспитатели детских садов и учители младших классов должны вести себя следующим образом по отношению к таким подопечным:
- Максимальная корректность . Ни в коем случае нельзя вредину сравнивать с ровесниками в негативном для нее ключе. Может случиться такая ситуация, что в пример был поставлен именно тот ребенок, с которым у проблемного малыша идет конфронтация. Подобными действиями конфликт еще больше усугубится, а бунтарь станет делать все назло взрослым.
- Отвлечение внимания . Мудрые педагоги всегда знают, что делать, если ребенок вредничает. Яркая игрушка, предложение почитать сказку, посмотреть мультфильм или вместе порисовать помогут на время заинтересовать маленького упрямца. Главное при этом знать его предпочтения, чтобы ему было сложно отказаться от заманчивой перспективы отлично провести время в детском учреждении.
- Метод «Поручение» . Не только в семье у маленькой вредины должны появиться свои обязанности. Педагогу необходимо четко озвучить строптивцу, что в группе (классе) очень не хватает помощи именно этого капризного ребенка. Чувство собственной значимости подтолкнет упрямца с энтузиазмом приняться за предложенное дело. Со временем он привыкнет выполнять просьбы взрослых и перестанет вредничать.
- Работа с семьей . Исключительно тандем педагога и родителей капризного шалопая, который любит все делать назло, поможет решить создавшуюся проблему. Для начала профессионал проводит анкетирование взрослых, посещает семью на дому и при помощи социального работника составляет коррекционный план работы с ребенком-врединой.
Помощь психологов при коррекции поведения ребенка
В некоторых ситуациях конфликт между родителями и их чадом заходит настолько далеко, что без помощи специалиста проблему не решить. Обычно в сложившейся ситуации проводится следующая терапия под руководством координатора:
- Психодиагностика . После первого знакомства с маленьким пациентом специалист при помощи беседы и анкетирования вычисляет темперамент ребенка. Во время подобного исследования также проводится диагностика причин вредности у ребенка.
- Групповые занятия (сказкотерапия) . Во время таких небольших тренингов специалист может предложить детям коллективное обсуждение литературы на подходящую тематику. В данном случае часто используется анализ сказки С. Маршака «Глупый мышонок».
- Игровая методика . Данный способ коррекции детской вредности подразумевает выполнение вместе с психологом упражнений «Правильно или нет?», «Мой друг - вредина », чтобы во время такого общения ребенок смог посмотреть на свое поведение со стороны. После этих манипуляций маленьким пациентам предлагается поучаствовать в «Психодраме на столе», главными героями которой становятся специалист и игрушки.
- Арт-терапия . Подобная методика позволяет проблемным детям во время интересного им занятия успокоиться и сосредоточиться. При снятии эмоционального напряжения вредина будет все меньше истерить и истязать агрессивным поведением родителей. Аналогичный эффект имеет также песочная терапия, во время которой дети показывают специалисту свои внутренние проблемы.
При возникшем вопросе, почему ребенок вредничает, следует помнить о том, что подобное отношение к окружающим является отклонением от норм поведения. Однако не стоит путать его с легким капризом или желанием отстоять свою позицию. Маленькая личность только познает этот мир, и ей сложно в некоторых случаях контролировать собственные эмоции. Не удается ей также адекватно сопоставлять имеющиеся в семье возможности с возникшими у нее желаниями. Исключительно мудрое поведение родителей и педагогов поможет вредине измениться в лучшую сторону.
Одной из сложностей воспитания ребенка является поиск подхода к малышу. Родители, перепробовав все известные методы, часто делают вывод, что у них растет «вредный ребенок».
Под это определение попадают упрямцы, капризные и своенравные дети. Несносный характер у них может проявляться после года или 3-х лет. В последнем случае причина кроется в кризисном периоде, когда кроха начинает осознавать свое «Я», ищет место в огромном мире, отделяется от мамы. По причине возраста, характер в худшую сторону меняется у подростков.
Практически всем взрослым знакомы ситуации:
- вместо того чтобы исполнить просьбу «подойди», малыш развернулся и убежал;
- чадо категорически отказывается делиться сладостями, игрушками с другими;
- игнорирование просьб со стороны крохи;
- отказ от даже самых любимых блюд со словами «не хочу»;
- проявление упрямства во время сборов на прогулку.
Приступы упрямства и капризы знакомы всем родителям. Это нормальные симптомы, сопутствующие взрослению.
Один ребенок может капризничать больше, другие проявляют характер только при определенных обстоятельствах. Бороться с детьми не стоит, так как ваши усилия могут нарушить естественный ход вещей. Если применить жесткие методы, малыш может стать безынициативным, нерешительным, лишиться индивидуальности.
Детская «вредность», ее причины
Каждый характер малыша проявляется по определенным причинам:
Многим родителям трудно понять, как правильно использовать в воспитании запреты. Важно найти оптимальный вариант, отказаться от запретов, в основе которых нет рационального зерна. Учитесь договариваться с крохой, выясняйте причину его недовольства, чтобы сделать отношения стабильными.
Запрещайте лишь то, что действительно опасно.
Действия взрослых
Если вы сами не справляетесь с воспитанием, обратитесь к специалисту или пособиям для родителей. Психологи знают, что делать, если ребенок вредничает. Они рекомендуют:
Выполнение этих несложных правил позволит установить в вашей семье мир. Агрессию малютки не подавляйте силой, это лишь усилит ее. Научитесь договариваться, обсуждать поведение, возникшие проблемы. Объясните, что капризы или агрессия приведут лишь к тому, что кроха вас расстроит. На подростков такие разговоры не подействуют, с ними нужно общаться на равных, советоваться, давать принимать решения.
Чего нельзя делать?
Обычно дети начинают капризничать, если к ним нет единых требований. Воспитание не должно зависеть от настроения. При хорошем расположении духа взрослые часто меняют распорядок дня, разрешают больше обычного не спать или есть сладкое. Лучше всего каждый день укладывайте чадо в одно время, независящее от прихода гостей. Плохое настроение – недостаточный повод для установления жестких рамок.
Родители должны найти согласие между собой. Мать или отец из-за эмоциональной привязанности часто поддаются манипулированию со стороны потомков. Они легко отказываются от своих убеждений, меняют решение за считанные минуты. Дети быстро понимают, как можно воздействовать на взрослых и пользуются этим. Популярным способом манипуляции является плач.
Проявление вредности в привычках
Иногда не только поведение мешает родителям наслаждаться своими обязанностями. На фоне стрессов или неврозов появляются вредные привычки у детей.
К ним относятся:
Вредные привычки происходят от комплексов ребенка, они не имеют ничего общего с обычными капризами. Кроха не может себя контролировать. За навязчивыми действиями скрывается неуверенность в себе, застенчивость или страхи.
Почему же дети вредничают? Как вести себя нам, родителям, с непослушным ребенком? Читайте!
1. Первая причина – желание изучать мир, любознательность малыша.
Чаще всего проявляется до 2-х лет. Малыш пребывает на этапе активного познания мира и накопления опыта. Ему все интересно и все надо потрогать. При этом “внутреннего барьера”, защищающего от опасности у него еще нет. В силу отсутствия жизненного опыта.
Наберитесь терпения, помните, что это не вредность, как черта характера, а просто познавательный интерес, который проявляется таким образом. Создайте безопасное пространство для ребенка, чтобы было меньше “нельзя”, а больше “можно”, объясняйте ему, что такое опасность, как быть осторожным и внимательным. Придет время, и он все поймет и услышит вас.
2. Вторая причина – проверка родителей на прочность.
“Интересно, а что будет, если…” – этим вопросом руководствуется малыш во время очередного “приступа вредности”. Для детей до 3-х лет – это признак нормального адекватного поведения. Таким образом они изучают границы дозволенного.
Опять же наберитесь терпения, реагируйте спокойно. Установите четкие рамки, но не слишком узкие, и следуйте установленным правилам, не отклоняясь от них. Помните, что требований и запретов должно быть минимум. Еще поможет чувство юмора и творческий подход. Перевести на шутку и в игру очередную прихоть малыша может очень быстро сгладить конфликт.
3. Третья причина – привлечение внимания.
Ребенку постоянно нужны любовь, забота, мамино одобрение, признание и эмоциональная близость с родителями. Все, что он делает – он делает для вас! Если эмоциональный контакт нарушен, если вы мыслями большую часть времени находитесь вне дома и не с малышом, придет время, когда он капризами и шалостями потребует обратить на себя внимание. Не важно, что это внимание будет в форме маминого недовольства. Для ребенка главное – результат.
Постарайтесь более качественно проводить время с малышом. Во время совместных игр будьте всеми мыслями с ребенком. Ну и обнимайтесь чаще.
4. Причина четвертая – отсутствие мотивации выполнять ваши требования.
Это не значит, что надо подкупать малыша. Просто спросите сами себя: “Зачем это необходимо? И почему так важно это сделать?” Если у вас найдутся веские, логические аргументы, понятные ребенку – приведите их ему. Тогда он будет легче воспринимать ваши требования.
5. Причина пятая – завышенные требования или их слишком много.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Возможно, вы ждете от малыша таких действий, которые ему пока не под силу? Тогда сделайте поправку на возраст и особенности своего ребенка. Будьте более внимательны к его потребностям и возможностям. А может, вы слишком много запрещаете? Помните, что запретов должно быть как можно меньше. Тогда слово “нельзя” будет более значимым для малыша.
6. Причина шестая – вы хотите, чтобы малыш делал то, что сами не делаете.
Будьте примером для своего ребенка. Для него вы – самый большой авторитет. Он будет подражать вам во всем. Так что, либо измените свои привычки, либо не требуйте от ребенка. И вопрос непослушания отпадет сам по себе.
7. Причина седьмая – недоверие родителям.
Если родители долгое время ведут себя с малышом педагогически неверно (ругают, наказывают, бьют, срывают злость на детях, непоследовательны в своих требованиях и пр.) ребенок начинает терять доверие к людям, которые приносят только боль и страдание… Малыш не может слушать и выполнять требования людей, с которыми ему небезопасно и некомфортно. Кроме того у него случается диссонанс – с одной стороны он любит родителей больше жизни, а с другой – эти люди обижают его до глубины души. На борьбу этих двух крайностей малыш тратит очень много энергии. Чтобы вернуть доверие ребенка к родителям, стоит обратиться к детскому психологу, поскольку самим тут справиться очень сложно.
Удачи вам в воспитании!
— Уже поздно, пора ложиться спать!
— Не хочу спать, хочу играть!
— Тогда мы ляжем спать без тебя, а ты сиди играйся в комнате и не спи!
— Нет, я хочу спать!
— Тогда пошли спать!
— Нет, я буду играть!!!
Знакомая ситуация? Что делать, если ребенок вредничает?
Обычно приступы вредности приходятся на возраст 3-4 лет, который еще называют периодом « ». Малыш хочет показать свою самостоятельность, но еще не знает, как это сделать, потому проверяет родителей на прочность. Он ищет пороги родительских «да» и «нет», что еще можно сделать, а чего уже . Четко установите для ребенка границы дозволенного, на один запрет у вас должно быть не меньше двух разрешений. Объясняйте ребенку, что такое опасность, какие действия могут быть вредны для здоровья и жизни. Все, что можно убрать подальше от любопытных глаз и рук ребенка – уберите, это снизит уровень напряженности домашней обстановки.
Если малыш постоянно перечит вам , говорит на белое черное и наоборот, вы имеете дело с детским негативизмом. Причем малыш может в итоге поступить так, как предлагает взрослый, но все равно будет перечить ему на словах. Самое лучшее, что можете сделать вы в таком случае – это, не обращать внимание и на словах соглашаться с ребенком, то есть выбрать позицию кривого зеркала. Если вам что-то нужно получить от ребенка предложите ему противоположный вариант: вам нужно на улицу — скажите «Не одевайся!», вам нужно чтобы малыш поел – скажите: «Не ешь суп!» В каких-то непринципиальных вопросах предлагайте ему самому сделать выбор, но ограничьте количеством вариантов, например, «Какие колготки оденем, красные или синие?» Если спросите без вариантов, то можете получить ответ: «белые» или гипюровые праздничные. Предоставляя малышу выбор, вы показываете, что уважаете его мнение и .
Зачастую ребенок вредничает, чтобы добиться какой-то своей цели . Будьте внимательны, если вы один раз поведетесь на его уловки, то истерики и капризы будут повторяться в вашем доме вновь и вновь. Строго дайте понять ребенку, что с вами этот номер не пройдет, проигнорируйте эту ситуацию, а затем в беседе спокойно, но твердо объясните, что такое поведение вас расстраивает, и что так вести себя нельзя. Если малыш ведет себя агрессивно, дерется, кусается, валяется по полу, сохраняйте спокойствие, если вы покажите , начнете уговаривать его перестать, ребенок увидит, что спектакль удался, а зритель получил порцию эмоций. Когда малыш успокоится, дайте понять, что вам его выходка была неприятна, объясните, что сломанные в этот момент игрушки уже не починишь.
Если же вы будете потакать капризам и вредностям малыша , то рискуете вырастить избалованного, неприспособленного к жизни человека. Каждый ребенок может временами выплеснуть свои эмоции, главное, чтобы такое поведение не стало для вашей семьи нормой.
Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!
Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...
Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей
Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).
Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.
Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.
Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...
Откуда берутся «трудные дети»?
Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:
- 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
- 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
- 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.
Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.
Как прекратить детские истерики: на раз-два!
Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:
Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».
Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.
Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".
Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.
Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»
Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты
Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.
Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.
От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.
В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.
Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:
- 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
- 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
- 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
- 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
- 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.
Если ничего не помогает
В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...
Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».
Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.
Самые важные принципы воспитания
Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:
- 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
- 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
- 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
- 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
- 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
- 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.
Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.
- 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
- 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
- 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
- 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
- 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...
Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.