Ожидание ребенка всегда полно радостными мечтами, планами и надеждами. Родители рисуют себе свою будущую жизнь с малышом в ярких красках. Сын или дочь будут красивыми, умными и обязательно послушными. Реальность же оказывается несколько другой. Долгожданный малыш действительно самый красивый, смышленый и любимый, и даже иногда послушный. Однако ближе к двум годам характер малыша начинает меняться. Да так, что родители перестают узнавать свое чадо.
С ребенком становится чрезвычайно сложно справляться. Еще совсем недавно такой милый и покладистый, он становится капризным, истеричным и стремится все делать по-своему. Разумеется, родители осведомлены, что между двумя и тремя годами ребенок вступает в свой первый переходный возраст.
Психологи этот период так и называют - «кризис двухлетнего возраста». Он ведь еще очень маленький ребенок - 2 года. Часто психует и капризничает. Однако легче от этих знаний не становится. Жизнь рядом с маленьким тираном становится просто невыносимой. Малыш, такой послушный и милый, в одночасье становится упрямым и капризным. Истерики возникают по многу раз и на пустом месте. Причем, если ребенок задался целью получить желаемое, то отвлечь его, переключив внимание на что-то другое, уже не удастся. Малыш будет стоять на своем до последнего.
Растерянность родителей
Большинство родителей оказываются неготовыми к таким переменам. Происходящее с ребенком застигает их врасплох. Даже если у малыша есть старшие брат или сестра и родители уже прошли через что-то подобное, все равно вечно закатывающий истерики, нервный ребенок создает невыносимую атмосферу в доме. Родители, напуганные мыслью, что у малыша, возможно, серьезные проблемы со здоровьем, ищут помощи у опытных знакомых. Однако мало кто решается обратиться к специалисту и получить советы детского психолога.
Советы обывателей в таких случаях даются однотипные. Большинство склоняется к мысли, что ребенку просто нужно «задать, как следует», чтобы знал, как себя вести. Однако пользы подобные методы не приносят. Ребенок нервничает и психует еще больше, доводя близких своим поведением буквально до
Как проявляется - возраст испытаний
Чаще всего малыш прибегает к бурной демонстрации своего недовольства. Падает на пол, разбрасывает вещи, бьет родителей, ломает игрушки. Причем поводы для недовольства порой возникают на пустом месте. Например, ребенку захотелось воды. Мама дает ему бутылочку, которая тут же летит на пол. Оказывается, малыш хотел, чтобы бутылочка была полной, а она налита только наполовину; или малыш вчера бегал по лужам в резиновых сапожках и хочет сегодня надеть их тоже. Объяснения, что сегодня на улице солнышко и сапожки не нужны, не помогают. Ребенок закатывает истерику.
Нужно сказать, что родителей подчас пугает не сама истерика, а реакция на нее окружающих. В ситуации, когда твой ребенок постоянно психует или с воплями катается по полу, сложно оставаться спокойным. Особенно если это происходит в общественном месте, где полно "доброжелателей". Мамы теряются в догадках. Что произошло? Что упущено в воспитании? Чтоделать, если ребенок нервный и непослушный?
Чаще всего вины родителей в подобных ситуациях нет. Просто у малыша начался его первый переходный возраст. Детские психологи называют это состояние кризисом двухлетнего возраста. Причина кризиса кроется в самом ребенке. Малыш активно осваивает окружающий мир, который постоянно преподносит ему сюрпризы. Ему хочется быть самостоятельным, но без помощи родителей он еще обойтись не в состоянии. Причем сама помощь нередко активно отвергается. Таким образом проявляется 2 года - это достаточно сложный возраст как для малыша, так и для его родителей.
Пока малыш был совсем мал, он ощущал себя единым целым с матерью. Он спокойно позволял брать себя на руки и переносить с места на место, кормить, одевать и проделывать множество других необходимых манипуляций. Начиная осознавать пределы собственного «я», ребенок одновременно пытается узнать пределы дозволенного в отношении других людей. Хотя иногда родителям кажется, что их осознанно выводят из себя. Однако это далеко не так. Ребенок учится общаться, пытается осознать, насколько простирается его власть над другими людьми, и пытается ими манипулировать. От взрослых требуется проявлять выдержку, не поддаваясь на провокации.
Не существует конкретной даты, когда ребенок начнет проявлять характер. В среднем это начинается в два года и заканчивается около трех с половиной лет. Если маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает, то это можно назвать возрастной нормой. Вопрос только в том, как этот период пережить с наименьшими потерями.
Что делать родителям
Это, пожалуй, самый разумный совет, который можно дать родителям, переживающим вместе с ребенком его первый кризис. Стоит на время забыть о том, что правильно и неправильно, и позволить ребенку приобрести свой собственный опыт. В меру разумного, конечно.
«Я сам» ─ эту фразу родителям приходится теперь слышать чаще всего. Сам оденусь, сам буду есть, сам пойду гулять. И неважно, что на улице +30, а ребенку захотелось надеть на улицу теплые рейтузы. Переговоры с упирающимся малышом закончатся бурной истерикой. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, - это просто разрешить ребенку надеть то, что он хочет. Пусть идет на улицу в теплых рейтузах. Просто захватите с собой легкую одежду, и когда малышу станет жарко, переоденьте его. Попутно объяснив, что сейчас светит солнышко, и нужно одеться полегче.
Похожая ситуация повторяется в обед. Ребенку может захотеться есть сладкую манную кашу, макая в нее соленый помидор. Попытка накормить его «правильно» приведет только к тому, что он откажется и от того, и от другого. Позвольте ему есть то, что он хочет и как он хочет. Если не можете смотреть на это, просто не смотрите.
Давайте ребенку больше свободы и не обращайтесь с ним, как с игрушкой. Он такой же человек, как и вы, и он тоже имеет право совершать ошибки. Ваша задача - не ограждать его от всех неприятностей, а помочь приобрести свой собственный жизненный опыт. Конечно, значительно легче одеть ребенка самому, чем ожидать, пока он сделает это самостоятельно. Просто выделите на сборы несколько больше времени. Помимо этого, старайтесь прислушиваться и к мнению самого ребенка. Ведь он тоже человек и имеет право на то, чтобы к нему прислушивались. Если наступило время обеда, а ребенок отказывается есть, то, скорее всего, он еще не голоден. Пойдите ему навстречу. Скорее всего, он вскоре проголодается, и вы без проблем его накормите.
Налаживайте контакт с ребенком через игру
Игры для детей 2 лет - это основной способ взаимодействия с окружающим миром. На вопрос: «Чем ты занимаешься?», ребенок 2-3 лет наверняка ответит: «Играю». Ребенок играет постоянно. Если у него есть игрушки, он будет играть с ними. Если игрушек нет, то он их себе придумает.
Часто родители жалуются, что у ребенка есть множество игрушек, но он в них почти никогда не играет. Чаще всего это происходит тогда, когда игрушки валяются где попало, разобранные и разломанные. Ребенок просто про них забывает.
Для того чтобы ребенок помнил о своих игрушках, они должны быть у него на виду. Для этого их лучше всего держать на открытых полках. Большие игрушки лучше расставить на полу, чтобы малыш мог без труда их достать. Игрушки среднего размера разместите прямо на полке. Тут они будут смотреться наиболее привлекательно.
Всевозможные мелкие предметы вроде маленьких машинок, фигурок от "Киндер-сюрпризов", найденных на улице красивых камешков, разложите по небольшим коробочкам. Сверху каждой коробочки поставьте по одному предмету из тех, что в ней лежат. Так ребенку будет понятно, где чей домик.
Не давайте ребенку все игрушки одновременно
Если ребенок не будет видеть все свои игрушки сразу, то у него дольше сохранится к ним интерес. Если игрушек скопилось слишком много, то соберите какую-то часть и спрячьте. через некоторое время их можно будет показать ребенку. Он начнет с ними играть с не меньшим интересом, чем с новыми. Разумеется, не следует прятать те игрушки, к которым ребенок очень привязан. Некоторые стоит хранить там, где они чаще всего используются. Например, игрушечные кухонные принадлежности вашей дочери можно хранить в специальной коробочке на кухне. Это сохранит в целости вашу собственную кухонную посуду.
Игрушечные инструменты сына можно хранить рядом с папиными. В ответ на просьбу малыша дать ему молоток или дрель выдавайте ему его собственный игрушечный инструмент. Игрушки для купания лучше хранить в ванной, а мяч, с которым он играет на улице, лучше поселить в коридоре.
Придумывайте ребенку занятия
Возможно, ваш ребенок постоянно капризничает из-за того, что ему просто скучно. Он еще очень маленький и не всегда может придумать, как ему играть с той или иной игрушкой. Для того чтобы малыш всегда был при деле, заведите специальную коробку для всяких интересных мелочей. В нужный момент вы извлечете из коробки ленточку, из которой можно будет сделать поводок для плюшевой собачки, к которой он уже было потерял интерес, или лоскуток для нового платья кукле.
Во время игр ваш малыш старается находиться поближе к вам. В своих играх он с радостью примет ваше предложение о помощи, но вряд ли захочет, чтобы ему давали указание, что нужно делать. Игры для детей 2 лет - это всевозможные исследования, эксперименты и новые открытия. Не стоит стремиться объяснить ему назначение той или иной игрушки или спешить ответить на вопрос, который он еще сам толком не смог сформулировать. Так вы можете все испортить. Постарайтесь дать ребенку возможность быть в его игре лидером и следуйте за ним.
Помогайте ребенку, будьте ему партнером
Ваш малыш может задумать какое-то дело, но будет не в силах его выполнить из-за того, что физические возможности его еще очень ограничены. Помогайте ему, но не выполняйте все за него. Например, он посадил в песок веточку дерева и хочет теперь полить свою «клумбу». Помогите ему донести до песочницы банку с водой, но не выливайте воду сами. Ведь он хочет сделать это самостоятельно. Если вы лишите его такой возможности, то скандала не миновать. Ребенок еще не научился правильно выражать свои негативные эмоции, поэтому часто случается истерика у детей. 2 года - это возраст, в котором не все детки еще умеют толком разговаривать. Не имея возможности привести весомые аргументы в защиту своей позиции, малыш закатывает истерику.
Во многие игры просто невозможно играть самому. Нельзя поймать или покатить мячик, если некому бросить его, нельзя поиграть в догонялочки, если некому вас догонять. Часто детям приходится подолгу упрашивать родителей поиграть с ними. После долгих уговоров те нехотя соглашаются, но после нескольких минут говорят: «Ну, все, хватит, теперь играй сам». Или же, соглашаясь поиграть, заранее объявляют, что могут уделить ребенку только 10 минут. После этого ребенок не столько играет, сколько с опаской ждет, что обещанные минуты закончатся и ему скажут: «На сегодня хватит». Понятно, что вы не сможете играть целый день, но иногда стоит сделать вид, что вы сами очень этого хотите. Дайте своему ребенку возможность получить удовольствие от того, что он сам закончил игру, когда захотел. Игры для детей 2 лет - это сама их жизнь.
Как быть, если у ребенка началась истерика
Как бы бережно вы ни обращались с двухлетним ребенком, все равно иногда возникают ситуации, при которых избежать истерики не удастся. К сожалению, маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает. Иногда у него возникают истерики. По статистике, больше половины двухлетних детей подвержены истерикам и вспышкам ярости. У многих такое случается по несколько раз в неделю. Склонные к истерикам детки обычно очень непоседливы, умны и хорошо знают, чего они хотят. Делать они хотят много чего и очень плохо относятся к попыткам взрослых помешать им в этом. Встретив препятствие на своем пути, маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает, желая добиться своей цели.
Впав в истерику, малыш не в состоянии контролировать себя. Он вообще ничего не видит и не слышит. Поэтому все предметы, попавшиеся ему на пути, обычно разлетаются в разные стороны. Ребенок может упасть на пол и громко кричать. Падая, он может сильно удариться о пол или мебель. Родители обычно в недоумении, они не понимают, почему ребенок психует, ведь только что все было хорошо. Малыш может кричать до тех пор, пока его не стошнит. При этом родители оказываются в состоянии, близком к панике, они не знают, что делать, если ребенок нервный и непослушный.
Родителям очень сложно наблюдать подобные картины. Особенно когда бледнеет и кажется, что он сейчас потеряет сознание. Правда, серьезного вреда таким образом он себе не причинит. На помощь придут защитные рефлексы его организма, которые заставят его сделать вдох задолго до того, как он сможет задохнуться.
Как помочь ребенку
В первую очередь следует постараться организовать быт ребенка так, чтобы у него не было нервных перегрузок. Если стал нервный ребенок, симптомы будут видны сразу. Это участившиеся вспышки ярости. Когда эти вспышки становятся слишком частыми, то ни к чему хорошему они не приведут. Если вы что-то запрещаете ребенку или заставляете его делать что-то, что ему не очень приятно, то постарайтесь проявить как можно больше мягкости. Не стремитесь держать ребенка в жестких рамках. Пытаясь защитить себя, ребенок станет устраивать истерики регулярно.
Иногда родители надеются улучшить состояние ребенка, самостоятельно давая ему успокоительные лекарства. Причем препараты они «назначают» сами по совету родственников и знакомых. Делать это категорически не рекомендуется. Только врач может назначать успокоительные длядетей. 2 года - это возраст, в котором ребенок еще крайне уязвим, бесконтрольным употреблением лекарств можно навредить ему.
Если у малыша началась истерика, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не нанес себе вреда. Во время истерики ребенкатакое, что он может не помнить, что натворил, пока буйствовал. Чтобы он не покалечил себя, постарайтесь аккуратно его удерживать. Придя в себя, он увидит, что вы рядом с ним и устроенный им скандал ничего не изменил. Вскоре он расслабится и заснет у вас на руках. Маленькое чудовище превратится в малыша, который нуждается в ласке и утешении. Ведь это совсем еще маленький ребенок (2 года). Часто психует и капризничает, но при этом отчаянно нуждается в вашей любви, ласке и утешении.
Есть дети, которые абсолютно не переносят, когда во время истерических приступов их пытаются удерживать. Это только усугубляет истерику. В таком случае не применяйте силу. Просто постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Для этого уберите с его пути все бьющиеся и легко ломающиеся предметы.
Не пытайтесь что-то доказывать ребенку, охваченному истерикой. Пока приступ не пройдет, на него не подействует ровным счетом ничего. Если ребенок в истерике, не кричите на него. Толку не будет все равно. Некоторые родители, пытаясь привести ребенка в чувство, начинают его бить. Обычно это не только не успокаивает его, а наоборот, заставляет кричать еще громче. Кроме того, можно не рассчитать силы и покалечить малыша.
Не пытайтесь что-то объяснять орущему ребенку. В состоянии крайнего раздражения даже взрослый плохо поддается уговорам. А что уж говорить о двухлетнем ребенке. После того как он успокоится, не начинайте разговор первыми. Многие дети воспринимают это как уступку, и вопли могут начаться с удвоенной силой.
Лучше дождитесь, пока ребенок сам не подойдет к вам. Если он подошел к вам, обнимите его, приласкайте и ведите себя так, как будто ничего не случилось.
Часто родители приходят в ужас при мысли о том, что их ребенок «закатит концерт» на людях. Они готовы идти на любые уступки, лишь бы у него не было истерики. Такая практика приводит к совершенно противоположным результатам. Дети очень наблюдательны и прекрасно знают, как можно манипулировать родителями. Не стоит удивляться, если истерики у ребенка начнут случаться регулярно и в самых неподходящих местах.
Дайте понять малышу, что истериками он ровным счетом ничего не добьется от вас. Если он пришел в ярость из-за того, что вы запрещали ему лазить на высокую лестницу, не позволяйте этого и после того, как он успокоится. Если до начала истерики вы планировали идти с ним на прогулку, идите, как только наступит тишина, и ни о чем не напоминайте ребенку.
Большинство детских истерик рассчитаны на наличие зрителей. Стоит уйти в другую комнату, как крики чудесным образом прекращаются. Иногда можно наблюдать довольно забавную картину: ребенок изо всех кричит, катается по полу. Как только он обнаруживает, что поблизости никого нет, он замолкает, потом подходит поближе к родителям и начинает свой «концерт» снова.
Когда пора идти к детскому психологу?
К психологу нужно обратиться, если истерики у ребенка стали слишком частыми и приобрели затяжной характер. В частности - не проходят, даже если ребенок остается в полном одиночестве. Если родители перепробовали все способы, но все равно побороть истерики не удается, то пора обратиться за консультацией к детскому психологу. Для того чтобы найти хорошего специалиста, расспросите своих знакомых, кому уже помог детский психолог. Отзывы будут вам хорошим ориентиром. Помимо этого, стоит посетить и детского невролога. Этот врач назначит нужные обследования и в случае необходимости назначит успокоительные для детей. 2 года - это возраст, в котором чаще всего рекомендуют натуральные препараты на растительной основе.
Иногда причина детских истерик кроется в семейных неурядицах и отсутствии согласия между родителями. Даже если родители никогда не ссорятся на глазах у малыша, все равно малыш чувствует нервозную атмосферу и реагирует на нее по-своему. Стоит им прийти к согласию, успокоив свои мысли и чувства, как истерики у ребенка тут же прекращаются.
Быть ребенком так же сложно, как и быть взрослым. Но все же на нашей стороне время. Очень скоро вы обнаружите, что двухлетний рубеж пройден, и все истерики остались далеко позади.
Любая мама, воспитывающая ребенка, проходила через разные жизненные ситуации, вызывающие сложности, но почти каждый родитель подтвердит – двухлетний возраст малыша является чуть ли не самым сложным. Как правило, именно в этот период даже самый положительный и жизнерадостный малыш внезапно становится настоящим маленьким тираном, который не дает покоя маме и папе постоянными криками и беспричинными капризами.
Детская истерика считается довольно сложным явлением, поскольку найти универсальный рецепт, который поможет справиться с капризами ребенка, не представляется возможным. Родители начинают терять терпение, выходить из себя, и жизнь семьи из идиллии превращается в настоящий кошмар. Начавшаяся истерика ребенка может длиться часами, причём, без видимого повода. В этот момент невозможно ни о чем договориться с малышом, однако успокоить его все-таки нужно.
Основанный на эмоциональном фоне, вопрос истерики двухлетних малышей заботит детских психологов уже довольно давно. Зачастую приступ сопровождается агрессией и другими проявлениями:
- беспричинным раздражением;
- отчаянием;
- гневом;
- громким плачем;
- истеричными криками.
Кроме того, в процессе истерики ребенок перестает контролировать моторику своего тела, в результате чего родители сталкиваются с так называемым «истерическим мостиком», когда малыш сильно выгибается назад во время крика.
Одним из самых страшных проявлений истерики является желание крохи биться головой об твердые предметы. В это время ребенок совсем не испытывает боли, что является очень опасным, поскольку в забытье малыш может себе что-нибудь повредить и не заметить этого.
Некоторые родители ошибочно принимают детские истерики за обычное непослушание. Сходства действительно есть, потому что ребенок начинает демонстративно лежать на полу, колотить ногами и руками окружающих его людей, швырять вещи и ломать всё, что попадает под руку. Малыш становится очень капризным, без всякого повода отказывается от пищи и предъявляет требования, которые кажутся неосуществимыми. Если такие ситуации проявляются часто, то родители должны проявить беспокойство и отвести любимое чадо к невропатологу для консультации.
На что жалуются родители
Чаще всего родители испытывают абсолютную беспомощность в попытке справиться с собственным ребенком. Мама чувствует, что совсем не понимает свое дитя, потому что привычные действия вызывают у малыша только раздражение.
Очень часто родители двухлетних детей замечают, что именно в таком возрасте у крохи появляются проблемы со сном. В дневное время ребенок отказывается спать, а вечером требует к себе внимания. При этом, его становится очень сложно приучить к каким-то действиям: убирать за собой игрушки, слушать колыбельные или сказки. На все кроха отвечает плачем и криками.
Если раньше малыша можно было отвлечь каким-то другим занятием, то сейчас попытка перевести внимание на что-то другое вызывает длительную истерику. Некоторые родители пытаются даже легонько шлепать ребенка в качестве наказания, но тот часто просто смеется в ответ, вызывая ужас мамы и папы.
Вполне логично, что при частых капризах малыша, родители начинают задумываться о методах воспитания своего отпрыска. Рано или поздно молодая мама приходит к выводу, что вина полностью лежит на ней, но это заблуждение. Причиной сложного состояния являются процессы естественного характера: малыш начинает тесно взаимодействовать с миром, начинается процесс социализации, который никогда не проходит легко и безболезненно. Маленькому человечку нужно в кратчайшие сроки освоить новую систему отношений с окружающими его предметами, понять и принять их такими, какие они есть.
Ожидаемо, что ребенок в такой ситуации стремится к определенной доли самостоятельности и пытается справляться с самыми простыми вещами без помощи своих родителей. Когда малыш чувствует, что мама с папой начинают ущемлять его формирующуюся личность, он начинает бороться с помощью истерик и криков.
Среди других причин также указываются:
- чрезмерное напряжение, которое в конечном итоге принимает формы истерики;
- большое количество нерастраченной энергии;
- неудовлетворенные потребности (когда родители отказываются покупать новую игрушку, шоколадку или говорят свое решительное «нет» по другим поводам);
- недостаток внимания, ревность к другим детям;
- освоение речи – часто малыш хочет сформулировать и обозначить какое-то свое желание, но элементарно не может, поскольку у него еще не развиты речевые навыки.
Не лучшие способы справиться с детской истерикой
По словам специалистов, посредством воя и плача ребенок также может стараться нащупать границы дозволенного. Если малыш привыкает, что с помощью крика может получить что угодно, то вектор его поведения в будущем искажается, что приводит к сложностям психологического характера. Без границ кроха перестает ощущать свою безопасность, поэтому отказывать ребенку очень важно. Но делать это нужно грамотно.
Многие родители выбирают самый безопасный и простой путь, уступая ребенку во всех его капризах. Однако устанавливать запрет на какое-то либо действие очень важно. Не менее существенно быть последовательным и придерживаться этого запрета дальше. Однажды поддавшись, вы демонстрируете малышу шанс руководить вами, даже если мотивом были такие светлые чувства, как ощущение жалости или нежности к ребенку.
Стрессовая ситуация предполагает еще один простой путь – отвлечение внимания ребенка. Однако родители со временем замечают, что эффективность этого метода существенно снижается и в какой-то момент он уже не помогает. По словам психологов, отвлекать малыша, находящегося в истерике, не стоит по той причине, что это только откладывает проблему, но не устраняет ее источник.
Первое, что нужно сделать родителям, – это постараться успокоиться. Худшее, что можно сделать в такой ситуации – начать кричать и давить на ребенка. Малыш очень чутко реагирует на родительский голос, поэтому вы должны быть максимально спокойны и убедительны. Не пытайтесь пускаться в пространные рассуждения и стараться достучаться до совести крохи. Не забывайте, что имеете дело с ребенком.
Необходимо четко и ясно объяснить малышу, по какой причине его требования не будет выполнено. Если ребенок не готов прекратить истерику, оставьте его на какое-то время в помещении одного. Такой метод часто действует лучше любых убеждений. После этого малыш чаще всего сам проявляет интерес к родителям. Тогда мама с папой должны быть максимально нежными и приветливыми.
В двухлетнем возрасте у малыша появляется интерес к своим сверстникам. Кроха начинает интересоваться, как его ровесники проводят время, какие игры предпочитают, какую линию поведения выбирают. Именно поэтому очень важно поместить ребенка в ту среду, где ему будет комфортно наблюдать за детьми и налаживать с ними общение. Можно записаться на какие-нибудь групповые занятия вместе с малышом. Это поспособствует правильному развитию крохи и повысит навык его социализации.
Когда нужно обратиться к врачу
В норме двухгодовалый ребенок предается истерикам примерно 2-3 раза в течение недели. Во многом количество капризов зависит от особенностей темперамента малыша. В том случае, если малыш несколько раз за день доводит родителей бесконечными криками, это уже повод обратиться к специалисту. Возможно, кроха переживает стресс и нуждается в помощи. В таких случаях родители отводят ребенка к неврологу или психологу.
Важно понимать, что плач и раздражение в детстве – это вполне нормально. Иначе ведут себя только дети-флегматики.
Видео – Как бороться с детской истерикой
С ситуацией, когда ребёнок постоянно плачет и капризничает, рано или поздно сталкиваются все родители. Порой справиться с таким поведением бывает довольно сложно. Однако не стоит паниковать. Мы расскажем вам, как справиться с капризами и плохим поведением у ребёнка.
Даже если ваш ребёнок растёт тихим и послушным, рано или поздно он начнёт проявлять свой характер. Такой период возникает в развитии каждого малыша. Ребёнок познаёт мир. Капризы и плохое поведение - один из его инструментов. Так он осознаёт себя и окружающих людей, отношения с ними, определяет, что хорошо и что плохо.
В такие моменты дальнейшее поведение малыша во многом зависит от реакции родителей. Вам нужно понимать, как себя вести в таких ситуациях, чтобы воспитать счастливого, здорового и культурного человека.
Капризный ребёнок в 2 года: что делать?
Капризы и плохое поведение в таком возрасте могут быть вызваны совершенно различными факторами. Нередко таким способом малыш пытается выразить свой дискомфорт, неприятные ощущения. Если ребёнку холодно, жарко или просто неудобно, капризы - вполне естественная реакция.
Еще одной причиной может стать переутомление или недосып малыша. Это происходит из-за нарушения режима сна. Если ребёнок не хочет ложиться спать, если он засыпает поздно, а проснуться ему нужно рано, плач и капризы также вполне возможны.
Совсем другое дело - капризы как способ достижения своих целей. В двухлетнем возрасте малыш постепенно начинает проявлять свой характер. Он может испытывать недовольство, нежелание выполнять привычные задачи и дела: отказывается кушать или спать, не хочет одеваться и т. д. Капризами он пытается добиться своего.
Капризный ребёнок в 2 года порой ставит в тупик современных мам: они не понимают, что делать со сложившейся ситуацией. Если вы столкнулись с такой проблемой, постарайтесь предпринять возможные меры:
- попробуйте определить точную причину плохого поведения малыша, чтобы знать, над чем работать;
- уделяйте ребёнку больше внимания, чтобы он чувствовал вашу заботу и любовь;
- не стоит идти на поводу у капризов: например, если ребёнку нельзя есть сладкое, не давайте, какие бы истерики он ни устраивал;
- старайтесь объяснять ребёнку, что плохим поведением он не сможет добиться своей цели.
Справляясь с капризами, ни в коем случае не кричите на ребёнка и не проявляйте агрессию. Вы не решите проблему таким способом, а только испугаете малыша.
Порой причина капризов может быть связана с плохой психологической атмосферой в семье. Иными словами, малыш чувствует себя некомфортно дома. Вам нужно оценить ситуацию и попробовать её исправить. Возможно, это поможет избавиться от многих проблем в поведении малыша сейчас и в будущем.
Справляясь с капризами ребёнка, не забывайте о любви и уважении. Ваш малыш постепенно растёт, формируется как личность. Старайтесь уважать его, не унижать и не обижать. И тогда он будет расти полноценным, здоровым и воспитанным ребёнком.
Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками? Почему малыш капризничает?
Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у него кризис первого года. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12–14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!
Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:
-«трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Зачем они делают это?
Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада.
Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький малыш, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы детей и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.
Пуговицы вместо таблеток
Все это, конечно, не значит, что малышу, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать». «Ну что ж, надо так надо», - подумает про себя юный скандалист и… покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности крохи. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.
Когда не будет хорошо?
Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если он вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: малыш никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.
Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего малыша? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить его именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»
Игры с выключателем
Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если к нему пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3–5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.
Поговорим, мама!
Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу крохи, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с малышом. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.
Шаг назад и два вперед
А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный ребенок, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» - и ничего больше. Действуя вместе с сыном или дочкой, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.
В этой статье:
Для родителей капризы и психи ребёнка в 2 года - это серьезное испытание. С одной стороны, они понимают, что малыш делает это не нарочно и скорее всего не отдаёт себе отчёт в действиях. С другой же, каждая новая истерика воздействует на терпение, которому рано или поздно может прийти конец. Во время очередного приступа капризничанья поведение малыша сильно меняется: он бросает всё, что попадается ему под руку, бьёт и кусает окружающих, ломает игрушки, кричит, плачет, падает на пол.
Для взрослых самое обидное - это когда ребёнок капризничает или психует совершенно без повода, по крайней мере, по их мнению. На самом же деле повод есть, и для малыша он достаточно серьезный. Например, ему дали бутылочку, лишь наполовину заполненную компотом, когда он хотел исключительно полную, либо же взрослые настаивают на выборе синих сандалий для прогулки на улицу, а кроха мечтал надеть красные.
Родители остро реагируют на капризы и психи ребёнка в 2 года, но прежде всего не потому, что беспокоятся о его состоянии, а потому, что опасаются негативной реакции и осуждения окружающих. Именно поэтому мамы и папы часто готовы удовлетворить любые желания капризного крохи в общественном месте только лишь для того, чтобы уберечь себя от внимания прохожих.
В чем причины капризов двухлеток?
На самом деле, капризы, истерики и психи у малыша в 2 года - это вполне нормальное явление. В этом возрасте кроха активно познаёт мир, который готовит для него не всегда приятные сюрпризы. Для ребёнка на этом этапе жизни важно быть самостоятельным, при этом он по-прежнему остро нуждается в помощи взрослых, хоть и не хочет это признать.
В 2 года малышу сложно оставаться всегда в хорошем настроении и получать удовольствие от всего, что его окружает и в чём
он участвует. Ребёнок ещё слишком мал и неопытен, он по-прежнему чувствует сильную связь с матерью, хотя и пытается её отрицать.
Для малыша крайне важно в этот период осознать пределы собственного «я», обозначить для себя рамки дозволенного, порой доводя себя и окружающих до предела. Кроме того, в 2 года кроха вполне сознательно пробует манипулировать взрослыми, ощущая плоды собственной власти над ними.
Сложный период пройдет ближе к трём с половиной годам, но ненадолго. В 4 года у малыша начнётся новый этап в жизни - переход от младшего дошкольника к среднему с новыми принципами, желаниями и мнением.
Если ребёнок в 2 года часто капризничает и психует, то это означает лишь одно: кроха взрослеет. Родителям нужно понять его и научиться не реагировать на истерики. На время переходного возраста родителям нужно научиться сохранять терпение, забыв о том, что хорошо, а что плохо, позволяя малышу получать самостоятельный опыт – естественно, в рамках разумного.
Если ребёнок всё хочет делать сам, нужно ему это позволить (конечно, когда речь не идет о переходе дороги, спуске с крутой лестницы и
так далее). Во всём остальном можно дать малышу возможность получать собственные впечатления.
Так, например, если кроха настаивает на том, чтобы надеть летом шапку, стоит ему позволить – пусть на прогулке почувствует, насколько это жарко и некомфортно. Собственный опыт поможет малышу лучше осознавать происходящее, чем нравоучения взрослых.
Задача родителей двухлетних малышей - не препятствовать получению ими личного опыта, деликатно оберегая от опасности. Важно слышать и слушать малыша в этот период жизни, учитывать его мнение, искать компромиссы.
Игра для укрепления контакта
Чтобы наладить контакт с малышом, который в силу возрастных особенностей капризничает и психует, можно с ним поиграть. В этом возрасте игра - единственное, что серьёзно может его увлечь. Практически всё свободное время дети посвящают играм и игрушкам, поэтому обязательно оценят попытки взрослых принять участие в их забавах.
Многие родители говорят о том, что ребенок в 2 года разбрасывает игрушки, относится к ним небрежно, ломает без сожаления. На
самом деле, даже если так и происходит, то делает малыш это не специально.
Разбросанные по дому игрушки - следствие кратковременной памяти крохи. Наигравшись с ними, он просто про них забывает. Родители могут привлекать кроху к уборке игрушек, превратив процесс в игру и подготовив для каждой из них свое место. Оптимальное место для игрушек - это открытые полки, где их можно будет расставить по форме и размерам.
Не стоит позволять ребёнку играть сразу всеми игрушками одновременно. Только ограничивая доступ к части игрушек и позволяя играть ими попеременно, можно будет сохранить интерес малыша. Конечно, стоит сделать исключение в отношении самых любимых игрушек крохи: они должны быть доступны ему всегда.
Развлекайте малыша
Если ребёнок в 2 года много капризничает и часто плачет, возможно, он просто не умеет себя сам развлекать, и такое поведение есть не что иное, как следствие скуки. В 2 года далеко не все малыши способны придумать себе занятие без помощи взрослых, даже имея под рукой солидный арсенал игрушек.
Если мама или папа заметили, что капризы малыша появляются от неумения развлекаться самостоятельно, стоит предложить ему
варианты игры. Например, дети в этом возрасте с удовольствием играют:
- в ролевые игры (магазин, больницу, детский сад);
- в подвижные игры с мячом, кеглями или скакалкой;
- с плюшевыми игрушками;
- с конструкторами.
Важно, чтобы во время игр малыши имели возможность сделать новые открытия, ближе познакомиться с окружающим миром. Именно поэтому, принимая участие в игре, взрослый не должен полностью брать на себя инициативу, выполняя самые интересные действия за ребенка. Достаточно будет деликатно подтолкнуть кроху к выполнению определённых действий, продемонстрировав их алгоритм на личном примере.
Станьте другом малышу
Многие задумки ребёнку в 2 года не по силам только из-за некоторых ограничений в отношении физического развития. В таких случаях очень важно, чтобы кроха имел возможность рассчитывать на поддержку взрослого. Так, например, малыш решил сделать поилку
для птиц, но не в состоянии ее самостоятельно установить на дерево, - здесь без помощи мамы или папы ему просто не обойтись.
Необходимо, чтобы взрослые выступали в роли партнеров, выполняющих поручения малыша, но ни в коем случае не брали на себя роль лидера, руководящего процессом. Для ребёнка в этом возрасте очень важно делать самостоятельно то, что он задумал, поэтому, не давая ему такой возможности, можно лишь усугубить проявление капризов и истерик.
Родители двухлетних малышей обязательно должны принимать во внимание детские интересы, не только предлагая свою помощь, но и проявляя заинтересованность, становясь участником игры. Дети не должны умолять родителей поиграть с ними, взрослые должны это делать с удовольствием и по собственной инициативе, причём ровно столько, сколько в этом нуждаются малыши. Очень важно, чтобы инициатором окончания игры выступал именно ребёнок: только в этом случае он получит максимальное удовлетворение от процесса.
Что делать, когда истерика неизбежна
Даже самое ласковое и деликатное обращение с малышом в 2 года не застрахует от возникновения критических ситуаций, когда истерика неизбежна. В этом возрасте вести себя всегда хорошо кроха при всем желании не сможет, поэтому психи и капризы так или
иначе время от времени будут проявляться. Родителям нужно быть к этому готовыми и выработать собственную линию поведения в такие моменты.
Ребёнок, склонный к нервным срывам, часто неусидчив, активен, точно знает, что ему нужно, и противится всем попыткам взрослых ему помочь в достижении желаемого. Непонимание родителей вызывает у него негативную реакцию. Такой малыш в сложных ситуациях плачет и психует, требуя своего, не видя и не слыша ничего вокруг.
Кульминацией истерики может стать падение на пол с громкими криками и хаотичными движениями. Во время падения ребёнок настолько не контролирует ситуацию, что может обо что-нибудь удариться. Крик и истерика могут продолжаться достаточно долго, до тех пор, пока кроха окончательно не выдохнется или его не стошнит. Родители при этом могут впадать в ступор, не понимая, что им делать.
На самом деле, взрослые должны оставаться хладнокровными в таких ситуациях и стараться сделать всё для того, чтобы поскорее прекратить истерику. Оптимальный вариант, конечно, окружить кроху комфортными условиями, снижающими возможность проявления подобного рода срывов.
А вот что касается успокоительных препаратов, которыми часто «угощают» малыша, желая предотвратить истерики, то их может прописать только врач: любая самодеятельность в таких случаях может иметь губительные последствия.
Итак, что же делать, если малыш в 2 года уже зашёлся в
истерике? Для начала нужно проанализировать ситуацию и постараться отвести кроху от опасных для него предметов. Чтобы малыш сам себя не покалечил, разумно будет его удерживать, не допуская хаотичных движений. Как только кроха успокоится, можно будет уложить его в постель.
Если ребенок не любит, когда его удерживают во время истерики, стоит считаться с его желаниями, не ограничивая личной свободы. В этом случае достаточно будет очистить территорию вокруг него от предметов, которые способны нанести вред.
Истерика у ребёнка: чего делать нельзя
Некоторые родители считают, что привести в чувство малыша во время приступа истерики можно с помощью шлепков или пощечин. На самом деле такие действия не будут давать эффект, более того, они усугубят ситуацию. Во время выхода ситуации из-под контроля не имеет смысла кричать, бить ребёнка, объяснять ему правила поведения, стыдить или упрашивать успокоиться.
Ни одно из этих действий не будет давать результата. Нужно просто подождать, когда кроха найдёт в себе силы успокоиться
самостоятельно, и ни в коем случае не начинать разговаривать с ним первыми.
Правильным будет подождать, пока малыш не только успокоится, но и сможет сам подойти. Только в этом случае можно будет его обнять, поцеловать и продолжить общение, не вспоминая о недавней вспышке. Такой алгоритм действий должен быть вне зависимости от того, где началась истерика - дома или в людном месте.
Даже опасаясь осуждения и внимания окружающих, родители не должны поддаваться на провокации ребёнка, позволяя ему с помощью истерики получать желаемое. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что со временем кроха перестанет себя вести подобным образом.
Помните о том, что истерика у ребёнка в определенной мере рассчитана на зрителей, и если реакции от них нет, то и продолжать представление рано или поздно потеряет для него всякий смысл.
Когда нужно думать о врачебной помощи
Стоит ли обращаться за помощью к психологу и когда это действительно нужно делать? Консультация детского психолога не помешает, если истерики у ребёнка в 2 года стали происходить слишком часто и имеют продолжительный характер. Если малыша выводят из себя даже мелочи, если он долго не может успокоиться и плохо восстанавливается после приступов, стоит показать его доктору, учитывая, что психическое здоровье крохи может быть под угрозой.
Обычно в таких случаях уместным будет обследование не только у детского психолога, но и у невролога, которые, возможно, помогут подобрать препараты на натуральной основе для успокоения ребёнка.