Половое воспитание-составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения. Не всегда родители знают, как правильно довести до своего ребенка ту или иную информацию о взаимоотношениях девочек и мальчиков, отнекиваются или отшучиваются. Тогда ребенок начинает искать ответы на свои вопросы среди взрослых "товарищей" и очень часто получает неверные пояснения. Мы сами вводим в заблуждение своих детей, а потом разводим руками и спрашиваем самих себя - что же делать. Ответ прост- беседовать на все темы!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Половое воспитание
Рассматривая актуальные, крайне необходимые вопросы, без знания которых родители не могут эффективно руководить формированием ребенка, стоит остановиться на проблеме полового воспитания мальчиков и девочек. К сожалению, эти вопросы в литературе, рекомендуемой для родителей, рассматриваются редко, а в лекциях, читаемых в родительских лекториях и родительских университетах, их тоже обходят. А между тем, если быть объективным, они заслуживают самого пристального внимания и серьезного к себе отношения.
Являясь частью общего процесса воспитательной работы, половое воспитание включает в себя два компонента: половое просвещение и непосредственно половое воспитание. Под половым просвещением разумеют сообщение детям определенных правильных сведений о размножении живых существ. Половое же воспитание - «составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения». Это воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим тончайших и сложных навыков поведения и самоконтроля.
Первые вопросы, которые возникают при рассмотрении аспекта полового просвещения, как правило, могут быть сформулированы так: «Когда должно начинаться половое просвещение и как оно должно быть организовано?»
Отвечая на них, прежде всего, следует подчеркнуть, что преподнесение детям в допустимом контексте сведений о половой жизни необходимо начинать как можно ранее. Дети очень любознательны. И рано или поздно, но у них возникают вопросы, с которыми они обыкновенно обращаются к матери: «Мама, а откуда я взялся?» Родителям дошкольников уже нужно быть готовыми к такому вопросу. Для этого следует заранее составить себе план и продумать форму ответа. Что же ответить и как?
Только правду или, точнее, часть правды. Такую ее часть и в такой форме, которая доступна данному возрасту. Конечно, мы не можем дать точных рецептов: в этом возрасте говорить то-то и то-то, а в этом то-то и то-то. Иногда бывает, что одному ребенку следует рассказать более подробно, а другому, этого же возраста, дать более беглый ответ. Многое будет зависеть от того, что из себя представляет ребенок по уровню развития и воспитанности, что именно он спросил и как спросил. Был ли этот вопрос случайным или он возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Но в любом случае самым разумным будет спокойное, вполне деловое и серьезное объяснение в форме и объеме, доступном данному возрасту.
Но обратите внимание, как реагируют большинство родителей на вопрос ребенка-дошкольника: «А откуда я взялся?»
Прежде всего, для многих родителей подобный вопрос является полнейшей неожиданностью, и потому в пожарном порядке, порой чувствуя большое смущение, придумываются самые фантастические, сказочные варианты. Наиболее распространенные из них: «на базаре купили», «в магазине купили», «аист принес», «на огороде нашли» и т. п. Некоторые же из родителей отвечают: «Мал еще – зелен, вырастешь – узнаешь!»
Но, увы, подобные ответы не только не гасят интереса к этому вопросу, но, наоборот, служат определенным катализатором, подогревающим такой интерес. Когда родители что-то запрещают, это почти всегда вызывает повышенный интерес. Помнится такой авто... биографический факт. Один из авторов, возвратясь из школы (он тогда учился в шестом классе), обратил внимание, что отец с увлечением читает какую-то книгу. Подойдя к отцу, он спросил: «Папа, а что ты читаешь?» Последовал ответ: «Эту книгу тебе еще рано читать! Подрастешь, тогда и прочитаешь!» Подобный ответ только усилил интерес к книге. И вот, подсмотрев, куда отец прячет книгу, после его ухода на работу сын с большой предосторожностью достал ее и стал читать. Увы, его ожидало разочарование. Это было совсем не то, о чем он думал, - Ф. Достоевский. «Братья Карамазовы».
Если бы отец показал книгу и сказал при этом, что она тебе будет неинтересной, ты многого не поймешь, возможно, и никакого интереса к ней бы и не возникло. Но, как видите, неверные действия отца привели к противоположным результатам. Поэтому, когда у ребенка возникают вопросы, связанные с «запретной», как кажется некоторым родителям, темой, на них следует дать правильный ответ, хотя отвечать и полуправдой.
К сожалению, на сегодняшний день еще не создана полноценная методика полового просвещения, вооружающая родителей необходимыми знаниями в этом вопросе. Однако опыт, накопленный не только у нас, но и за рубежом, подсказывает, что в тех случаях, когда у ребенка-дошкольника возникает вопрос «А откуда я взялся?», на него следует отвечать примерно так: «Когда ты был совсем маленьким, ты жил в животике у мамы. Потом ты подрос, в животике тебе стало тесно, и ты родился». Если же у ребенка при этом возникают еще какие-то дополнительные вопросы, от них следует его отвлечь. Подобный ответ, с одной стороны, правдив, и, с другой стороны, способен удовлетворить любопытство ребенка.
Вообще опыт показывает, что с большим успехом проблема полового просвещения решается тогда, когда исподволь, систематически, незаметно для себя дети получают некоторые необходимые знания по вопросам пола и размножения, распыленные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом вне полового материала. В этом случае к подростковому возрасту, дети без специального заострения вопроса получают сведения, позволяющие предотвратить возникновение нездорового любопытства в будущем.
Отсутствие такого любопытства у детей, получивших необходимые сведения, объясняется тем, что все «тайны» были им раскрыты заблаговременно, незаметно и спокойно и настолько, что для праздных догадок и предположений не осталось никакой почвы.
С нашей точки зрения, это единственно правильная и относительно безопасная система просвещения, позволяющая и избежать ханжеских умолчаний, и в какой-то мере предотвращающая необходимость специальных, мы бы сказали, небезопасных бесед на подобные темы. Если же мы будем запаздывать с половым просвещением, то эти сведения могут быть получены из других источников - главным образом от товарищей более старшего возраста и потому более «просвещенных». В этом случае информация может носить извращенный, а порой и циничный характер. И потому попытки некоторых родителей обходить острые углы, руководствуясь рассуждениями: «Нам этого не рассказывали, нас не просвещали - мы сами в свое время все узнали», «Неосведомленность сохраняет чистоту», «Придет время сами узнают» и т. п., увы, не приносят желаемых результатов. Придет время... А если оно наступит слишком поздно и искалечит девушке или парню жизнь? Результаты получатся диаметрально противоположные тем, которых родители добивались. Чтобы этого избежать, просветительную работу нужно проводить своевременно и правильно. А это достаточно сложно. Дело в том, что сами по себе вопросы об отношениях мужчины и женщины, вопросы брака и семьи - это страницы самой интимной стороны жизни человека, и потому они требуют большого такта и умения, чтобы не принести в просветительную работу привкус чего-то «особенного», «стыдного».
Сложность ее еще и в том, что здесь очень тонкая грань между необходимым и излишним. Поэтому родителям к решению подобной проблемы нужно заранее готовиться, прочитав хотя бы минимум специальной педагогической, психологической и медицинской литературы по этому вопросу.
Другим, еще более важным компонентом такой проблемы является непосредственно половое воспитание, в ходе которого осуществляется руководство половым развитием человека.
Половое развитие человека - весьма сложный и противоречивый процесс. Об этом говорят многие специальные исследования. Известный русский естествоиспытатель И.И. Мечников в своей работе «Этюды о природе человека» посвятил немало страниц сложностям этого процесса. По его мнению, человеческий организм есть складочное место всяких несовершенств и дисгармоний. А одна из самых тяжких дисгармоний – дисгармония в области полового инстинкта. Дело в том, что половое влечение развивается намного раньше, чем его можно удовлетворить законным путем – в семье. А отсюда разнообразные аномалии, заставляющие нас сосредоточивать внимание на этом вопросе.
В самом деле, наблюдается большой разрыв во времени между созреванием половым и гражданским. И еще больший - между половым созреванием и экономической самостоятельностью человека. А с учетом акселерации этот разрыв еще больше. Поэтому весьма существенной стороной полового воспитания является постепенное и весьма тактичное доведение до сознания подростков и юношей смысла имеющейся дисгармонии между половым и гражданским созреванием, а также формирования у них тормозной системы - умения владеть собой и своими чувствами, управлять желаниями, а если необходимо – подавлять их. Подобная воспитательная работа должна проводиться родителями систематически.
Как известно, взаимоотношения между детьми и родителями в нормальных, морально здоровых семьях строятся на нравственной, духовной близости детей и родителей, на чувствах взаимной любви и привязанности. Спрашивается, кто же, как не близкий человек – отец или мать - может в интимной, доверительной беседе, в доброжелательной и тактичной форме рассказать обо всем, спокойно и без нажима посоветовать, а если нужно, то и помочь?
Не менее важен в половом воспитании пример взаимоотношений родителей. В самом деле, где, как не в семье, на примере отца и матери мальчики и девочки получают первые уроки отношений мужчины и женщины? Нежность мужа и отца, чуткое отношение к жене и матери, готовность прийти на помощь, разделить все домашние хлопоты, наконец, стремление сделать семейную жизнь счастливой и интересной – все это не укрывается от глаз детей, все это оказывает на них определенное воздействие.
Конечно, не секрет, что с возрастом довольно часто отношения между супругами меняются. Подходя к определенному жизненному рубежу, некоторые родители подчас испытывают какую-то неудовлетворенность прожитой жизнью, ощущают какие-то разочарования. Крайне необходимо, чтобы дети никак этого не чувствовали, не становились свидетелями ссор, скандалов, мелкой грызни между родителями. Это немаловажно для правильного полового воспитания. Подобная ситуация создает нежелательный фон в период формирования взглядов на взаимоотношения полов.
Другим не менее важным фактором полового воспитания, как об этом пишет А.С. Макаренко, «является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. Такие люди проявляют очень часто самые сильные половые чувства, но всегда склонны не уважать ту, которая их привлекает, не дорожить её духовной жизнью и даже не интересоваться ею. Они поэтому легко меняют привязанности и очень недалеко стоят от обыкновенного разврата. Конечно, это бывает не только с мужчинами, но и с женщинами».
Поэтому весьма важным фактором правильного полового воспитания является опыт неполовой любви или длительной дружбы, привязанности к отдельным людям, родителям, друзьям или товарищам. Это один из существенных факторов формирующегося будущего нравственного отношения к другому полу. Отсюда можно сделать вывод, что родители должны весьма внимательно относиться к вопросу о дружбе детей и характере взаимоотношений с друзьями. Добрые, хорошие взаимоотношения с друзьями - в известной мере залоги правильных в будущем взаимоотношений с другим полом. Немаловажную роль в решении проблемы правильного полового воспитания играет так называемая сублимация - это прием, смысл которого заключается в переключении направленности и активности ребенка в нужное воспитателям русло.
Среди факторов, способствующих правильному нравственному формированию человеческой личности, на первом месте стоит труд. Труд - великий воспитатель. Но нигде педагогическое значение труда не выступает с такой очевидностью, как в половом воспитании. Это прекрасно знала еще монашеская педагогика. Поэтому, когда монаху угрожала опасность «греха», на него накладывали епитимью, обычно заключавшуюся в каком-то труде. И сегодня педагогическое значение труда нисколько не уменьшилось. Дайте ребенку труд – и его нравственность, бесспорно, повысится. Но необходимо, чтобы этот труд захватил ребенка, завладел им, чтобы этот труд был интересным, творческим. Подросток, захваченный таким трудом, имеет наибольшую сопротивляемость всяким половым соблазнам.
Важную роль в этом плане играет разнообразная кружковая работа. Трудно переоценить ее значение, ибо это своеобразный клапан, дающий выход избытку сил и энергии ребенка, подростка, юноши. Филателия, нумизматика, фотография, радиотехника, авиамоделизм и тому подобные увлечения ребят - наши добрые союзники в деле нравственного (в том числе и полового) воспитания. С их помощью формируются интересы, растет духовная культура, заполняется досуг, развивается инициатива. Поэтому задача родителей - всемерно содействовать развитию любых здоровых увлечений ребенка, будь то коллекционирование, предметная кружковая работа или участие в художественной самодеятельности.
Определенную роль в оздоровлении нравственности играют физическая культура и спорт. Они способствуют отвлечению ребенка от половых переживаний. Подростки находят в спорте выход для избыточной энергии. Старая латинская поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» и в этом отношении остается глубоко правильной. Но занятия физкультурой и спортом немыслимы без правильного гигиенически оправданного режима. Нормальный режим для детей в семье - также один из элементов правильного полового воспитания. А.С.Макаренко писал, что «мальчик или девочка, с детства, привыкшие к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку перенесут и на отношение к мужчине или к женщине» .
Анализ фактов половой распущенности несовершеннолетних показывает, что она, как правило, начинается в условиях безделья, скуки, бесконтрольного время - препровождения, в условиях беспорядочных и бесконтрольных встреч мальчиков и девочек.
И, наконец, еще один вопрос, на котором следует остановиться и который имеет самое прямое отношение к рассматриваемой проблеме, - это вопрос о взаимоотношениях мальчиков и девочек разных возрастов и об отношении к такому вопросу родителей.
Если попытаться проследить характер взаимоотношений на разных возрастных этапах, то можно заметить, что в дошкольном возрасте, да и в первом-втором классах дети обычно не обращают внимания на половые различия, они не усматривают никакой особой разницы между мальчиками и девочками. Они вместе играют, занимаются, отдыхают. Но уже к третьему классу постепенно такое различие начинает проявляться. Мальчики обнаруживают большую активность на переменах, во внеурочное время. Активность проявляется в играх, шалостях, в движении. Девочки же ведут себя более сдержанно, хотя, конечно, нет правил без исключения.
Сегодня уже в третьих-четвертых классах мы наблюдаем первый взаимный интерес и первые попытки ухаживания. Пытаясь обратить на себя внимание понравившейся ему девочки, мальчишка выбьет у нее из рук портфель, стукнет по спине, дернет за косичку. Ему очень хочется обратить на себя ее внимание, но как это сделать в соответствии с классическими канонами ухаживания, он еще не знает. Но проходит некоторое время, и чувство симпатии начинает проявляться в несколько иной, более сдержанной и корректной форме.
Начинают писаться записочки с попытками выразить свои чувства, назначаются свидания, следуют приглашения в кино, на каток и т. п.
Если посмотреть на эти записочки, то практически ничего страшного в них нет. И сами родители в свое время тоже писали подобные записки, но время стерло в их памяти многие детали своего детства и отрочества. И поэтому подобные послания некоторыми родителями воспринимаются как страшный криминал. Они начинают перегибать палку по части «охраны нравственности». Принимаются пожарные меры: детям запрещают видеться, в детской дружбе усматривается что-то явно предосудительное! И сами дети, видя такое отношение взрослых к себе, тот резонанс, который вызвали их дружеские отношения, тоже начинают смотреть на все другими глазами. А ведь подростковый возраст – это не только возраст полового созревания, но и возраст первой влюбленности. Поэтому очень важно своевременно прийти на помощь подростку, переживающему мучительные сомнения в связи с вторжением в его жизнь новых, неизведанных ранее чувств. Очень важно раскрыть перед ним богатство и красоту человеческих отношений, необходимость чуткого и бережного отношения к другому полу – предмету твоей влюбленности.
Если родители подходят к детской дружбе с разумной позиции – дурные последствия почти исключаются. Поэтому для родителей весьма важно не потерять доверия своего сына или дочери. Если общение, дружба подростков разного пола происходит на глазах у родителей, если дети доверяют родителям самое сокровенное, советуются с ними, делятся всеми своими переживаниями, родители всегда могут своевременно вмешаться и скорректировать поведение детей.
Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.
Первые изменения
Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.
Школа или родители
Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.
Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.
На стыке физиологии и психологии
И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.
Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.
Задачи школы
Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.
Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.
Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе
- В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
- Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
- Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.
Информационный блок
Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.
Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.
Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.
Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.
Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.
Что должны усвоить родители
Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:
- Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
- Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
- На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.
Основные правила для родителей
Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.
Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.
Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.
Педагогика полового воспитания
Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.
Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:
- Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
- Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.
Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.
Основные задачи, которые едины для семьи и школы
Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.
Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:
- Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
- Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
- Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
- уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.
Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.
Основные направления полового воспитания
Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:
- Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
- Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
- Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
- Подготовка к ответственному родительству.
- Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.
Методы полового воспитания подростков
Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:
- Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
- Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.
Лучшие помощники
Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».
Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.
Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.
На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:
- «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
- «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
- «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.
Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.
Подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап в жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и о других. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.
В это время происходит половое созревание, обостряется чувственность, многих посещает первая любовь. От того, как сложатся отношения у юной пары, зависит многое в дальнейшей жизни.
Долгое время беседы о половом воспитании были в нашей стране не приняты и даже считались вредными. Предполагалось, что они могут вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Однако исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Как выяснилось, молодежь, получившая информацию в этой области, не только лучше подготовлена к ситуациям риска, но и начинает половую жизнь в более поздние сроки.
Весь комплекс психических и физических изменений, связанных с половым созреванием, очень важен в развитии подростка, в становлении его личности. Первая менструация у девочки, первая поллюция у мальчика должны восприниматься как естественное и позитивное событие, а не как начало трудного периода, сулящего родителям одни беспокойства. В это время негласно заявляет о себе сексуальность. Эго слово сейчас слишком затаскано, но оно не должно никого из нас настораживать или пугать. Сексуальность можно определить как живую силу личности, обусловленную принадлежностью человека к определенному полу. Как средство выражения привязанности, способности открывать себя и узнавать других она формируется с момента рождения человека и сопровождает нас всю жизнь.
Взрослея, человек проходит ряд стадий психосексуального развития, нарушение которых может резко деформировать его психику. Первый этап - формирование полового самосознания, он длится до 7 лет. В это время на фоне развития речи, общего самосознания (деление на «Я» и «мир»), способности к анализу и синтезу ребенок интересуется и вопросами пола, учится различать людей по внешности и половым признакам. У него формируется уверенность в принадлежности к определенному полу и неизменяемости этого пола. После 5-6 лет изменить половое самосознание человека практически невозможно.
Примерно от 7 до 12-13 лет длится второй этап - становление стереотипа поло-ролевого поведения. На основе врожденных психобиологических особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам. В этом возрасте дети еще пристальнее, чем раньше, вглядываются в собственных родителей, принимая за образец их тип взаимоотношений или, наоборот, отвергая его. При холодных отношениях между родителями дети нередко вырастают такими же холодными, безэмоциональными. При властной холодной матери и ласковом безвольном отце мальчики зачастую приобретают женские черты поведения, а девочки - грубость, нетерпимость.
Третий этап (12-26 лет) - формирование психосексуальных ориентации. На фоне начинающейся и быстро возрастающей выработки половых гормонов складывается эмоционально окрашенное специфическое отношение к будущим участникам полового общения - партнеру противоположного или собственного пола.
Истоки сексуальности
Личность начинает формироваться с самого раннего детства. В это время ребенка окружает огромный мир, наполненный разнообразными ощущениями. Он получает удовольствие от еды, от прикосновений, поглаживаний, ласковых слов... Это так называемая «догенитальная» сексуальность. От рождения до 12 лет, особенно в период с года до пяти лет, вся сексуальная жизнь ребенка сосредоточена на ощущениях кожи, слуха, зрения, слизистой рта, анального сфинктера, то есть негенитальных (неполовых) рецепторов. Сосательный рефлекс и чувство насыщения в момент кормления грудью, по сути, являются первыми, протосексуальными, чувствами человека. Даже в акте дефекации, опорожнения кишечника, присутствует элемент ранней сексуальности.
В пубертатном периоде, с 11-12 лет, у человека формируется так называемое «объектное» либидо - сексуальное влечение, направленное на конкретный внешний объект. При этом физические ощущения сексуального влечения сосредотачиваются, фокусируются в половых органах и требуют разрядки.
Исходя из реальности и неизбежности полового влечения, следует направить его на благо личности, а не на ее деформацию. Огромную роль в этом играет воспитание. Важно, чтобы подросток осознал: формально понятая сексуальная свобода, то есть свобода совершения половых актов, - всего лишь имитация истинной любви. Настоящего освобождения от давления инстинктов такая свобода не дает. Главное средство, главный рецепт гармонии сексуальной жизни заключен в уникальной энергии любви. Только она вызывает необходимую силу чувств, обеспечивающую полноценную разрядку. Она скрепляет такие, казалось бы, далекие друг от друга понятия, как сексуальность и нравственность.
Известный австрийский врач и психоаналитик Зигмунд Фрейд описывал сексуальную разрядку как «сложный спинальный рефлекс, ведущий к снятию напряжения чувствительных нервов половых органов». Этот сложный рефлекс возможен, по Фрейду, лишь при участии целого ряда « психических процессов, необходимых для приготовления и вызова этого спинального рефлекса». Секс, понимаемый как чисто физиологический акт, как «почистить зубы», не способен вызвать счастливое чувство, гамму необходимых психических реакций. Половая близость немыслима без психической составляющей, она должна быть подготовлена ухаживанием, проявлением нежных чувств, заботы. Только в этом случае секс будет полноценным, с «приготовлением» спинального рефлекса. Только в этом случае происходит снятие физиологического напряжения.
Разум инстинктов
«Инстинкты - это же наше, человеческое, - писал физиолог Ухтомский, - только исторически зафиксированное, ставшее природой». Диктаторское отношение разума к инстинктам недопустимо. Нужна не диктатура, а спокойная, «долговременная тактика подчинения инстинктивных влечений, мудрая готовность учиться у своеобразного разума инстинктов, который доносит нам унаследованный, многократно проверенный опыт истории». По достижении сексуальной зрелости (у девочек к 13-14, у мальчиков чуть позже, к 14-15 годам) важно правильно распорядиться этим богатством.
Прежде всего, надо понимать, что половое влечение (либидо) не есть нечто постыдное. С ним не надо бороться, его не надо жестоко подавлять. Надо обучать подростков основам половых взаимоотношений. Они должны знать строение половых органов, суть полового акта, приемы контрацепции и т. д. Но все это не должно заменять естественного разума инстинктов, который обнаруживается только в межличностных взаимоотношениях, так сказать, в «естественной среде обитания». Важно и то, и другое.
Информация о половой жизни должна входить в сознание ребенка естественно, спокойно, постепенно, а не врываться как поток, взрывающий «плотину нравственности». Если воспитание будет сопровождаться строгими запретами на общение со сверстниками, на книги и фильмы с элементами эротики, то может произойти именно то, чего родители больше всего опасаются. Подросток взломает препятствия, уйдет из дома, будет пропадать в сомнительных компаниях, вступать в беспорядочные половые связи, сопровождаемые выпивкой и наркотиками, риском заражения инфекционными болезнями.
В практике неоднократно приходится наблюдать появление внезапного буйства влечений у подростков. Например, в случае с девочкой, которая училась одновременно в общеобразовательной и художественной школах. Мать воспитывала ее в строгости. Ей запрещалось поздно приходить домой, посещать компании сверстников. ВІЗ лет она впервые поехала в летний лагерь. Там она почувствовала свободу, у нее появились новые знакомые. С этого времени она изменилась до неузнаваемости: у нее стали возникать протестные реакции, негативизм, раздражительность. В 15 лет она втайне от родителей прожила месяц в деревне со своим знакомым.
Подобного развития событий можно было бы избежать, если бы родители были более внимательны к ее сексуальному развитию, не игнорировали бы демонстративно эту тему, не запрещали бы ей естественного общения со сверстниками (разумеется, под их разумным контролем).
В каком же возрасте молодые люди могут вступать в сексуальные отношения? Вопрос этот далеко не праздный, и ответ на него у каждого поколения - свой. Правил, регламентирующих сроки наступления «взрослой жизни», не существует. Согласно «Семейному кодексу», брачный возраст устанавливается в 18 лет, но кто же сверяет свою интимную жизнь с кодексом? Большинство современных юношей и девушек теряют невинность гораздо раньше - в 14-16 лет. Ученые объясняют раннее начало половой жизни акселерацией, изменением психологии, переоценкой этических норм в молодежной среде. Кстати, пару веков назад именно в этом юном возрасте девушки становились женами и матерями. Правда, тогда перед женщинами не стоял так остро вопрос учебы и карьеры. И вот тут молодых людей подстерегает серьезное препятствие.
У нынешнего молодого поколения существует противоречие: с одной стороны, они готовы рано начать сексуальную жизнь, а с другой - стремятся отложить вступление в брак на более поздний срок. Они хотят успеть построить карьеру, добиться материального благополучия до образования семьи, рождения ребенка.
Противоречие кажется разрешимым, если молодые люди выбирают «защищенный секс». Но, во-первых, не все знают, как именно предохраняться от незапланированной беременности. А во-вторых, подростки с их неустойчивой психикой и склонностью к романтизму не всегда в состоянии действовать разумно. Результат - возросшее количество абортов и «отказных» детей.
Связь до брака и раньше допускалась, но считалось, что этот грех искупается любовными чувствами или видом на будущее супружество. Об этом в прошлом веке написано немало романов, снято множество фильмов. Со временем понятие о любовных чувствах все более сглаживалось, и в результате в большинстве европейских стран раннее начало половой жизни стало закономерностью. Причем если по своему сексуальному опыту девушки 30-х годов прошлого века отставали от юношей на 3-4 года, то сейчас почти догнали их. По статистическим данным, средний возраст начала половой жизни у девушек в нашей стране составляет 16 лет. Согласно опросам социологов, не менее 80 % юношей начали половую жизнь «по собственному желанию», подчиняясь половому влечению, гормональной буре. А почти 70 % девушек вступили в первую половую связь под влиянием обстоятельств. Весьма показательны объяснения девушек по этому поводу: «Все так делают, а я чем хуже...»; «Что я, уродка какая-нибудь?»; «Он был очень настойчив...»; «Девочки сказали, что пора...»; «Много выпили, не помню, как это получилось...».
Понятно, что огромную роль в сексуальном воспитании играет семья. Опыт собственных родителей детьми не игнорируется: он либо усваивается, либо осознанно отторгается. Медики и педагоги сталкиваются с прямо противоположными тенденциями в поведении родителей. Одни излишне раскованны: обмениваются в присутствии подростков двусмысленными замечаниями, интимными жестами, откровенными ласками. Другим свойственна пуританская сдержанность, эмоциональная холодность, они часто говорят о греховности, распутности, бесстыдстве интимной близости. И то и другое может негативно сказаться на половом воспитании. Еще хуже, если оба этих стиля поведения сочетаются: друг с другом взрослые ведут себя свободно, а детей подозревают в распутности и стыдят. Сексологи и психологи в последнее время приходят к выводу, что подростков ни в коем случае не надо запугивать и стыдить. В противном случае их восприятие противоположного пола будет искажено.
Подросток хочет видеть себя взрослым. В то же время он не готов к взрослой ответственности, избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Родители и педагоги должны признать за подростками право на самостоятельное принятие решений относительно своей половой активности. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» подростки имеют право на получение адекватной информации и квалифицированной медико-консультативной помощи по вопросам контрацепции, предупреждения венерических заболеваний.
Предлагаем несколько простых правил, которых, по мнению психологов, следует придерживаться, обсуждая вопросы пола с детьми:
Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы;
Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам, достаточно всего четверти часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным, а потом выслушать вопросы ребенка и дать на них короткие конкретные ответы;
Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, подростку захочется узнать о вашем к ним отношении;
Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно закончить этот разговор такой фразой: «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь».
Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания детей - взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В.А Сухомлинский
Уважаемые родители!
Важно уделять время половому воспитанию детей в семье. Половое воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания».
Самый нужный и самый главный воспитатель- личный пример нравственности родителей.
Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, а более старшим- понимал, что хорошая семья- основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости- помогут. Хорошо, когда родители понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания. Родителям не нужно избегать разговора о половом воспитании с детьми.
Взаимоотношения между родителями, которые каждый день видит ребёнок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.
Главнейшая цель полового воспитания- формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.
Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении»,- так считал А.С. Макаренко.
Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.
Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.
С 13- 14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.
Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример.
Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни.
Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать.
Чем естественнее будет ваше поведение, тем, менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери.
Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной).
Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.
При проведении бесед на эту очень даже щекотливую тему необходимо соблюдать некоторые определённые ПРАВИЛА:
1 . Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребёнка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.
2 . Нельзя уходить от разговора (мол, мал ещё) и отмахиваться от ребенка.
3. Должна быть сохранена тайна разговора, ребёнок должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.
4. На все вопросы давать конкретные ответы и идти от простого вопроса к сложному вопросу, но на всех этапах оставаться правдивым.
Помните: половое воспитание детей неразрывно связано с обычным воспитанием. Проще говоря, не стремитесь воспитывать ребёнка сексуально – просто любите его и ведите обычный воспитательный процесс.
Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребёнке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребёнка сказано: "Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к окончанию школы он уже формируется как личность.
Беседа
с учащимися 8–9-х классов
по теме:
" Половое воспитание "
ЦЕЛЬ: формирование адекватного смысла, т.е. мотивация полового сознания.
Задачи:
Актуализировать сущность полового воспитания школьников.
Изучить теоретический и практический материал по половому воспитанию подрастающего поколения.
Разработать опросник для подростков по теме “Половое воспитание”.
Правила обсуждения половых вопросов с детьми и подростками
Практическая часть
Теоретический материал
Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характеризуется полным отсутствием гармонии. Мальчики и девочки еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это отражается и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит подростков подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям и педагогам.
Биологические изменения в организме, обусловленные повышенной продукцией половых гормонов, приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например сын помогает отцу в ремонте квартиры, а дочь вместе с матерью готовит обед. Если семья совместно планирует и проводит досуг, если дети видят согласие и дружбу между родителями – это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на "мужские" и "женские" дела проводить не следует, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются.
Девочка начинает осознавать себя женщиной раньше, чем мальчик – мужчиной. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2–3 года позже. В силах педагогов и родителей снять хотя бы частично напряженность и конфликтность между разнополыми ребятами. Следует при любой возможности поддерживать их во всех проявлениях взрослости, самостоятельности, ответственности. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение.
Что необходимо знать детям о половом созревании
В возрасте 13–15 лет у подростков происходит половое созревание. К этому моменту они должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такие разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой – матери. Взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному "плану". И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились раньше, чем у остальных. У медиков есть специальные таблицы для определения границ нормы. В них включены данные о развитии вторичных половых признаков, сроке начала менструации, первой поллюции и др. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. Если первые признаки полового созревания появились до 9 лет или не появились к 14 годам, родителям надо обратиться за консультацией к эндокринологу, чтобы исключить эндокринные нарушения или заболевания. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10–15 годами. Если же это случилось до 10 лет или не произошло в 15, также необходимо исследование эндокринной системы. На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. В целом в последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX в. Все мы знакомы с термином "акселерация", что означает "ускорение". Акселерация в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этого явления до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение количества различных раздражителей во внешней среде, включая ионизирующие излучения, и др. Однако акселерация создала немало проблем и детям, и взрослым – в частности, связанных с более ранним половым созреванием, возможностью материнства и отцовства в слишком раннем возрасте.
Тормозить процессы физического и полового развития также могут самые разные факторы: нарушения эндокринной и центральной нервной систем, хроническая инфекция, перенесенные в детстве вирусные заболевания, плохое питание, высокий уровень эмоциональных, физических и психических нагрузок.
Как относиться к детским влюбленностям
Как же следует относиться к детским влюбленностям?
От 7 до 12 лет
Этот период можно назвать началом детского романтизма. Стереотипы мужского и женского поведения усвоены уже достаточно прочно, и не последнюю роль в этом играют фильмы и книги. Дети идентифицируют себя с их героями и стараются вести себя так же. Например, насмотревшись латиноамериканских сериалов, самозабвенно играют в "Лауру и Хуана-Карлоса". Девочки мечтают о красивой свадьбе и о детях, а мальчики – о том, как они совершат подвиг и спасут свою возлюбленную.
Ребенок может целыми днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу только для того, чтобы его увидеть, и репетировать перед зеркалом слова, которые скажет при встрече. Часто дети влюбляются в людей более старшего возраста: в учителей, в братьев и сестер своих друзей или даже в их родителей. Девочки и мальчики по группкам обсуждают, кто в кого влюблен, пишут любовные записки и заполняют самодельные "анкеты", чтобы побольше узнать друг о друге. Начинается пора первых ухаживаний.
Привязанность, начавшаяся в этом возрасте, может оказаться настоящим серьезным чувством и сохраниться в течение всей жизни ребенка. Дети очень болезненно реагируют на разлуку с объектом любви, например при переходе в другую школу или в результате отъезда из летнего лагеря. Они еще не настолько самостоятельны, чтобы продолжать часто видеться, а переписка или обмен телефонными звонками не может заменить личного общения. К концу этого периода в общих чертах формируется стратегия поведения с людьми противоположного пола, которая в дальнейшем будет только корректироваться в зависимости от приобретаемого опыта.
Дети самостоятельно анализируют свои чувства и чувства других, обращают внимание на малейшие особенности поведения объекта симпатии: он попросил ластик у меня, а не у соседа по парте – значит, любит! На этом этапе родители могут вместе с ребенком подробно разбирать допущенные ошибки, искать пути примирения после ссоры с возлюбленным или придумывать, как привлечь его внимание. Это научит ребенка в будущем хорошо разбираться в себе и в людях.
От 12 и старше
Отныне любовь прочно ассоциируется с поцелуями и объятьями. Тех, у кого есть друг или подруга, сверстники уважают, а тем, кто уже успел сменить нескольких, завидуют. Большой популярностью пользуются пошлые анекдоты и волнующие истории о потере невинности.
Тем не менее, романтизм отношений не теряет своей ценности. Огромное значение придается танцу с возлюбленным, взглядам, улыбкам и нежным словам. Для этого возраста характерен своеобразный фетишизм – обмен фотографиями, шарфами, шапками.
Подростки в этом возрасте живут с ощущением приближения "большой любви", которая вот-вот наступит. Поэтому, как бы желая ускорить ее появление, сильно идеализируют любимых. Часто родители пугаются проявлений сексуальности своих детей. Так возникает опасность опошлить их чувства, запугать, предостерегая от ранних связей. Почему-то при этом родители не боятся вырастить из ребенка сексуально холодного, закомплексованного человека, создав ему таким образом массу серьезных проблем.
Не надо говорить подростку, что ему рано думать о сексе. Заниматься – действительно рано, а думать – в самый раз. Наступило половое созревание, гормоны бушуют, и с этого момента невозможно добиться того, чтобы подросток избавился от своих мыслей и желаний. Упреки и давление приведут к тому, что он просто перестанет откровенничать. Задача взрослых – настроить ребенка на то, чтобы он думал о сексе в будущем времени, а не в настоящем.
А пока пусть у него формируется свое отношение к этой теме и понимание того, что секс неразрывно связан с ответственностью за себя и за своего любимого человека.
Если родители поняли, что их ребенок влюблен и любовь эта безнадежная, несчастная, изматывающая, они не должны делать вид, что все это неважно. Конечно, не нужно пытаться прожить жизнь за своего ребенка. Однако восприимчивость бывает разная, и надо очень чутко следить, чтобы нервозность, грусть, депрессия не переходили в патологические формы – неврозы, суицидальные явления. За ребенка придется бороться, в т. ч. с помощью специалистов – психологов, психотерапевтов.
Обсуждение вопросов пола с детьми
Самую большую роль в воспитании у мальчиков правильного отношения к женщинам играет личный пример. Грош цена красивым речам, если, закончив наставление сыну, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижала его. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование образа Мужчины-мужа и Отца у детей обоего пола. Сын усваивает свою линию поведения, в т. ч. и с лицами противоположного пола; дочь – возможный идеал будущего супруга (или зарекается выходить замуж). Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости, но в должной мере. Иногда чрезмерное чувство собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности – в белоручку и эгоистку.
В половом воспитании девочек допускаются две основные ошибки. Некоторые мамы полностью игнорируют вопросы половой жизни. В этом случае девочки будут узнавать информацию (возможно, неправильную) из иных источников. Другие мамы освещают вопросы секса только с отрицательной стороны. Но запретный плод всегда сладок, у дочерей может возникнуть сомнение в справедливости материнских слов и желание проверить, кто же прав.
Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой. Она должна знать, что высшее предначертание в жизни – продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч, чтобы у мужчин не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, другим бедам. Приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. также относится к половому воспитанию. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13–15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует – можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости – дочь должна осознать всю важность половой жизни.
2. Практическая часть
Практическая часть работы состоит из проведенного опроса среди учащихся 8 –9 классов, в котором принимали участие 7 человек.
Опросник для учащихся 8 –9 классов (анонимно)
Цель: Получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из вариантов ответов, или предложите свой.
1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?
ухаживание
поцелуи
из телепередач
из чтения специальной литературы
из разговора со сверстниками
от родителей
от учителей
укажите другие источники _______________________________________________
из любопытства (интерес познания чего-то нового)
от безделья
случайно
быть как другие
казаться взрослее
под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ
другое ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?
12 – 13 лет
14 – 15 лет
16 – 17 лет
18 лет
ваше мнение _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?
да, нужен
наверное, нужен
затрудняюсь ответить
наверное, не нужен
не нужен
_________________________________________________________________________________
8. Вступали ли Вы в половые отношения? Спасибо!